Умирать больно или нет: почему опыт умирания знаком каждому
А умирать — это больно или страшно ?? — Обсуждай
А умирать — это больно или страшно ?? — ОбсуждайVladimir Podolin
А умирать — это больно или страшно ??
1088
143
1
Ответы
«,
«,,»,,»,,»,,»
страшно, когда есть те, за кого ты ответственен. больно в любом варианте.дважды я стояла на пороге смерти. в детстве умирала в бреду от отравления копчёной рыбой, потому ничего не чувствовала, лишь видела себя с высоты. несколько лет обратно это было неописуемо противно. я просто не выдержала пыток….позвонила в скорую
0
ML
Michael Lvovich Kunin
Естественно. Кто то умирает тихо. Заснув вечером и не проснувшись утром. Кто то упал и все. Но бывает и такое,что человек мучается .претерпевает адскую боль.Прося- смерть ,чтобы избавила от мучений.Каждый умирает по своему. Но ,никто не вечен под Луной.
0
Vladimir Podolin
Вооот!!… Тогда,какого чёрта бояться этой смерти ??! Как говорил мой батя:»Жизнь на жизнь не переменишь,а дважды жить не суждено…”
1
ML
Michael Lvovich Kunin
Согласен. Но Вот в чем загадка. —— Почему так хочется ЖИТЬ ???
1
Vladimir Podolin
Человек любопытен и ему не дано знать всё,но человеку этого хочется и ооочень хочется !! А жизнь коротка!!.
.. И умереть ничегоо не познав — кому же хочется ??!… Вот и ”цепляется” человек за любую соломинку,что бы своё существование продлить. Только,во-многих случаях,а надо ли ??!…1
ML
Michael Lvovich Kunin
Надо !Жизнь прекрасна. Только-надо Жить ,а не существовать.
1
Vladimir Podolin
Вот это верно !! Полностью солидарен !
1
Светлана Войцеховская
Страшна всегда неизвестность….Но когда будете умирать, старайтесь удержать Сознание и вы увидите, что все еще живы, вы Наблюдатель. Смерти нет,это временный переход в Тонкий мир для отдыха…и обратно в тело,на Землю.
0
Николай Дубинин
…где боль,там жизнь. Где смерть, там нет боли, страданий
1
Са
Сара
Умирать больно от ранения, если человек в сознании, умирать от онкологии страшно и больно, умирать от старости , когда все изношено, органы болят и ждешь избавления , плюс затемнение рассудка, не страшно
1
Vladimir Podolin
А когда в операционной ложишься под общий наркоз ?? Это ли не ”временная смерть”?? Ведь человек не в сознании, хотя и должен ощущать дикие боли !??
1
Са
Сара
Да, перед операцией страшно, но после временной смерти, вы очнетесь, и врач скажет Будете жить долго, вы почувствуете всеобъемлющее счастье
1
Vladimir Podolin
Значит, и умирая, нужно думать о том, что вы скоро проснётесь и врачь скажет вам эти заветные слова !!?
1
Са
Сара
Я писала об удачной операции, а не о смерти
1
Людмила Тихомолова ( Верещагина )
Наверное, по-разному. Когда я чуть не умерла ( в течение трех недель температура держалась 39-40 при условии, что меня лечил врач) я просто угасала, мне не было ни больно, ни страшно, всё было безразлично.
1
Ма
Марта
Смотря какой болезнью болеет человек. Жить хочет каждый не смотря на то, что все знают, что конец жизненного пути не избежен. Смерть сама по себе не страшна, страшна её неожиданность.
0
ВГ
Владимир Гибадулин
Мне кажется, человеку который знает, что ожидает умерших в согласии Библии, совсем не страшно и не больно. Только за остающихся родных может быть волнительно.0
Vladimir Podolin
Ээээ нееет. .. Кто же своё,честно наворованное,награбленное,обманом приобретённое и т.д. — отдавать-то будет ??!! Бред сивой кобылы и ”опиум для народа” !!
1
ВГ
Владимир Гибадулин
А, ВАМ РАЗВЕ НЕ ПРЕДЛАГАЛИ ИЗУЧАТЬ БИБЛИЮ СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ? Так они это делают бесплатно.
1
Vladimir Podolin
А зачем мне лапша на ушах ??! Предлагали…,но ..(см.выше).
1
ВГ
Владимир Гибадулин
Тогда от страха перед смертью видимо не избежать.
1
Vladimir Podolin
А зачем её бояться ??! Смерть — как наркоз. Где-то ”уснул” — где-то ”проснклся”… Бесследно никто и ничто не исчезает…
1
Сергей Анахин
Если мгновенно-тромб. Ничего не почувствуешь. А если лежачим в вонючих памперсах да надоешь всем до чертиков -тогда да.
1
Алексей Калиниченко
Вернешься — скажешьВ добрый путь, дорогой товарищ, в добрый путь
0
Vladimir Podolin
Да я-то уже здесь,но толком так и не понял… Заснул-проснулся — вот и всё ”путешествие”… Снова пробовать — себе вредить.
1
Алексей Калиниченко
Не хочешь, не пробуй. Тебя ведь никто не заставляет
1
Vladimir Podolin
Добровольно наркоз поучить меня,точно,никто не заставит…
Хватило одного раза…
1
Алексей Калиниченко
Ну тогда держись. Будь здоров.
1
Vladimir Podolin
Да будет так !!.. И тебе не хворать !!…
1
Алексей Калиниченко
Будем стараться.
1
Александр Евченко
САМОЕ СТРАШНОЕ ДОЛГОЕ ОЖИДАНИЕ СМЕРТИ КОГДА И САМ НЕ РАД ЧТО ЖИВ И ДРУГИЕ МУЧАЮТСЯ
0
Vladimir Podolin
Во-многих странах эта проблема уже решена с помощью автоназии. Но,как говорит народная мудрость,самоубийсто — это бегство от жизни !! Но ведь в каждом правиле есть свои исключения…
1
Александр Евченко
ВОЗМОЖНО НО НЕ ДАЛ СЕБЕ ЖИЗНЬ И НЕ МНЕ ЕЁ ПРЕКРАЩАТЬ
1
Vladimir Podolin
Каждый человек, да я просто уверен в этом, верит в ”переселение” своей души в тело новорождённого… И каждый думает,что его душа бессмертна… Хотя никто не знает истинного значения этого слова.
1
НШ
Нина Шульмистер
Я думаю , что страшно , но мой муж умер спокойно с улыбкой- это не забыть ни когда.
0
ЮМ
Юлия Морозова
Кому как. Есть люди ВПИНЦИПЕ с повышенным инстинктом самосохранения. Им трудно
0
Vladimir Podolin
Люди,с повышенным инстинктом самосохранения,испробовав все (или почти все) методы сохранить себе жизнь,быстро здаются и впадают в аппатическое состояние — это точно !!… Но это те,кому жить и жить на роду написано… А другой категории людей ??!…
1
ГМ
Галина Мазяркина
Очень часто бывает во сне, больно, если до кончины бывают невыносимые боли….
0
Валентина Рязанова
Самое лучшее умереть во сне , ни больно ни страшно. А по другому это ужас.
0
Ma
Maximus
Мне кажется, это миф про смерть во сне.
1
Валентина Рязанова
Почему миф ? Я знаю людей , которые умерли во сне . Знаю женщину , которую обвинили в равнодушии , муж пришёл пьяный , сел в кресло , уснул, она не стала его беспокоить , а утром он не проснулся , умер. Весной 2020 года у моей родственницы в доме умер парень точно так же , пришёл к ней , она не пустила его (любовника ) пьяным к себе в кровать,он уснул на полу , утром был мёртвым. Интересно , почти все случаи с молодыми людьми , которые и умирать не собирались.
1
Ma
Maximus
Уверен, что они просыпались от того, что им было очень плохо, или больно, или задыхались.
1
Валентина Рязанова
Так или иначе они умерли во сне.
1
Ma
Maximus
Это вообще крайне сложно установить. Вы просто в это верите. Вы же эксперт, не так ли?
1
Валентина Рязанова
1
Ma
Maximus
1
СИ
Скорпион Иванович
Ты задайся себе вопросом: как лучше организовать свою жизнь!
0
ВИ
Вадим Иванов
Смотря, как и от чего. Часто и больно и страшно. Насмотрелся
1
Vladimir Podolin
Вот и я тоже… Правда, на себе этих ощущений испытывать не приходилось…
1
ВИ
Вадим Иванов
Доживем узнаем, как это…
1
Vladimir Podolin
Да уж… Это лучший вариант на сегодня !!…
1
АП
Анна Познякова
тоскливо и обидно что умрешь а жизнь продолжится без тебя
0
Vladimir Podolin
Дааааа. .. Вот это точно !! Но природу не ”переспоришь” и, как говорил мой батя:» Жизнь на жизнь не переменишь,а дважды жить не суждено !!» А хотелось бы ??!!!…
1
АП
Анна Познякова
всем нельзя иначе преступность Землю захлеснет
1
Vladimir Podolin
Земля — это ведь шарик !! А значит через край не прольётся !!…
1
Та
Татьяна
Думаю, не то и не другое. Правда это только для верующих.
0
Vladimir Podolin
А для остальных жизнь — это конвейер !??
1
Неизвестно Неизвестно
Если больно,то не страшно!Если страшно,то не больно!
1
Vladimir Podolin
А если всё это совместить ??!
1
Неизвестно Неизвестно
Возможно,только что бы прошло быстро
1
Vladimir Podolin
Последний вдох и, уже, не контролируемый выдох, который ставит ”точку” в этой реальности. .. А дальше, как говорится, ”Пути Души Нашей Неисповедимы» !!…
1
РП
Русик Пусик
Иных уж нет, а те — далече…
Кто ж расскажет-то?)))
0
Следующая страница
Ученые выяснили, что вы будете чувствовать, когда придет пора умирать
Комсомольская правда
НаукаНаука: Клуб любознательных
Ярослав КОРОБАТОВ
9 августа 2019 1:04
Это может быть не так страшно, как вы себе сейчас представляете
Ученые обратили внимание, что существует определенная последовательность отключения систем организма умирающего человекаФото: EAST NEWS
Кто-то сказал, что смерть это последнее и самое удивительное приключение в нашей жизни. Однако мы смутно себе представляем, что там нас ждет. Участники «шоу» не пишут об этом в «Инстаграм» и «Одноклассниках», поскольку билет в таких случаях выдается в один конец. Кинематографическая смерть, когда герой произносит пламенную речь, а потом закрывает глаза и затихает — не имеет никакого отношения к реальности. Американский научный журналист Дженни Диар (Jennie Dear) решила восполнить пробел. Она издала книгу «Каково это — умирать?» (What Does It Feel Like to Die), где на основе последних исследований, бесед с врачами и сестрами хосписов составила эдакую «дорожную карту», которая может пригодиться вам, когда настанет ваш черед отправиться в последний путь.
Какой путь вы предпочитаете?
Дженни утверждает, что существует четыре основных варианта переселения в мир иной.
1. Относительно хорошее здоровье с последующей внезапной смертью (Александр Пушкин, Виктор Цой, Василий Шукшин)
2. Постепенное ухудшение, кульминацией которого является смерть (Жанна Фриске, Александр Абдулов, Анна Самохина)
3. Периоды колебания от ухудшения до улучшения, потом смерть (Владимир Высоцкий, Дмитрий Хворостовский, Иосиф Кобзон)
4. Долгие годы организм дряхлеет и в конце-концов дает фатальный сбой в результате стресса, инфекции или травмы. (Людмила Гурченко, Людмила Зыкина, Нонна Мордюкова).
Большинству их нас предстоит воспользоваться последним способом, благо современная медицина дает возможность поддерживать жизнь в больном теле долгие годы.
Что происходит, когда человек узнает о смертельном диагнозе?
— Шок от столкновения со смертью лицом к лицу оказывает на людей эффект, который мы называем «экзистенциальной пощечиной», — говорит Несса Койл, медсестра и один из пионеров паллиативной медицины. — Эмоциональное потрясение от соприкосновения с новой реальностью оказываются острее физических последствий болезни. Потому что нет ни одного фактора жизни, которому не угрожали бы изменения, связанные с болезнью. Вся ваша прежняя жизнь заканчивается. Это все равно, что на полной скорости налететь на каменную стену.
Американский психолог Элизабет Кюблер-Росс выделяет пять стадий принятия смерти.
1. Отрицание. Человек не может поверить, что эта беда действительно с ним случилось. Но отрицание необходимо, оно помогает уменьшить чувство горя. Иначе оно способно раздавить даже самого сильного.
2. Гнев. Больной возмущен работой врачей, его раздражают здоровые люди. Гнев может распространяться на друзей, членов семьи… Найти виноватого, найти причину — это всегда отчасти помогает уменьшить боль.
3. Торг. Мы пытаемся заключить сделку с судьбой. Например: если я выздоровею, то остаток жизни буду помогать другим людям.
4. Депрессия. Потеря интереса к жизни это адекватная реакция на такие дурные вести. Мы пересматриваем свою жизнь, спрашиваем себя: стоит ли продолжать? Зачем?
5. Принятие. Это значит, что мы научились жить с этим грузом. Да, я попал в новую реальность, здесь нет ничего хорошего. Но я прожил интересную жизнь. Осталось последнее дело — уйти достойно. Это последний урок, который мы можем дать детям.
Далеко не всегда люди проходят через все пять стадий, кроме того, очередность может быть другой.
Правильный способ умереть
Обычно люди боятся физической боли, которая сопровождает смерть. Однако медицина научилась в ряде случаев эффективно облегчать телесные страдания. Сложнее осознавать, что ты утратил контроль за своей жизнью и находишься в полной зависимости от других.
В кино и литературе мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда герой говорит: «Доктор сказал, что мне осталось всего 6 месяцев!» В реальности это всего лишь миф, врач не состоянии предсказывать будущее. Единственное, что он может, это провести аналогию с пациентом со схожей историей болезни. Однако существует статистика, которая гласит: 40 процентов пациентов хосписов успевают покончить с земными делами за две недели и меньше пребывания в этом заведении.
Кстати, врачи, работающие в хосписах, описывают удивительный феномен: часть их пациентов ухитряется воспринимать период перед смертью, как еще один нормальный жизненный этап. Более того, они демонстрируют не увядание, а заметный невооруженным взглядом духовный рост. Такой эффект наблюдается среди людей, переживших посттравматический стресс: беженцев, заложников, вернувшихся с войны солдат, жертв сексуального насилия… Освободившись, благодаря близости смерти, от прежних жизненных обязательств люди со смертельными диагнозами пытались исправить свои отношения с миром. Просили прощения у тех, кого когда-то обидели, старались больше общаться с теми, кого любили. Вспоминали старых друзей, пробовали восстановить с ними связь. Писали или надиктовывали письма близким, объясняли свои взгляды и поступки. Доделывали дела, путешествовали если на то были силы… Иными словами с людьми происходит трансформация, которая делала их лучше. Конечно, это не значит, что каждый станет героем, но такая вероятность существует.
А напоследок я скажу….
Ученые обратили внимание, что существует определенная последовательность отключения систем организма умирающего человека. Сначала уходит чувство голода, потом человек перестает испытывать жажду. Затем отключаются речь и зрение. Слух и осязание работают до последнего. Поэтому если вам суждено видеть, как угасает ваш близкий человек, держите его за руку и говорите ему добрые слова — это последнее, что он будет чувствовать в этом мире.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Часто ли люди испытывают боль в конце жизни? | Критическая помощь
Пока нет четкого ответа на ваш вопрос, я попытаюсь дать некоторое представление о боли и смерти. Смерть — это очевидный терминальный процесс, через который должны пройти все живые организмы. Причины смерти могут включать болезнь, травму или «естественную смерть», при которой их тело достигает состояния, когда оно просто сдается.
Каждая причина смерти связана с различными процессами, некоторые из которых у нас есть субъективные данные от человека, а некоторые нет. Довольно трудно узнать, насколько сильно ощущается боль во время быстрой травматической смерти. То же самое можно сказать и о «естественной смерти». Большая часть знаний была получена в тех областях, где люди могут рассказать о своем опыте или мы можем интерпретировать физиологические реакции на процесс смерти.
Исходя из своего опыта работы как в отделениях неотложной помощи, так и в хосписах, я могу сказать, что большинство людей испытывают боль во время смерти во время травм и заболеваний. Часто эта боль преодолевается стрессом и страхом, что вызывает выброс эндорфинов. Во время процесса быстрой смерти этого выброса эндорфинов достаточно, чтобы заблокировать боль. Во время более длительного процесса смерти эндорфины перестают выделяться, и боль становится вполне реальной проблемой.
Моя первая забота как медсестры хосписа всегда связана с обезболиванием. Лично я стремлюсь облегчить всю боль. Это часто приводит к полубессознательному или бессознательному состоянию. При этом я консультируюсь с людьми и их близкими относительно их желания облегчить боль и пожеланий конца жизни. Некоторые люди хотят терпеть боль, чтобы провести время с семьей и найти выход. Боль — это очень субъективный и личный опыт. Для человека с быстрой смертью боль может быть очень сильной. Для тех, у кого был терминальный процесс в течение длительного периода, они, возможно, выработали толерантность к боли, это позволяет им эффективно справляться с болью и требовать меньшего вмешательства. В конечном счете лица, осуществляющие уход, должны понимать потребности человека и помогать ему найти баланс между контролем боли и удовлетворением его потребностей в конце жизни.
Узнайте больше о доступности телефона для членов семьи тех, кто находится в отделении интенсивной терапии.
В случае лихорадки, сопровождающейся такими симптомами, как головная боль, рвота или боль в спине, следует обратиться. ..
Отделения неотложной помощи. Узнайте о различных заболеваниях, с которыми регулярно сталкиваются сотрудники отделения неотложной помощи, начиная с…
Некоторые из наиболее распространенных неотложных операций также могут быть самыми рискованными. Ежегодно более полумиллиона американцев подвергаются экстренной общей хирургии (EGS)…
Важно! Этот контент отражает информацию от различных лиц и организаций и может предлагать альтернативные или противоположные точки зрения. Его нельзя использовать для медицинской консультации, диагностики или лечения. Как всегда, вам следует проконсультироваться со своим лечащим врачом о ваших конкретных медицинских потребностях.
Можно согласиться, что смерть — это плохо, но почему именно?
Большинство из нас думает, что умирать — это плохо. Я точно не хочу умирать в ближайшее время, и вы, вероятно, тоже. Есть, конечно, исключения. Некоторые люди активно хотят умереть. Они могут быть невыносимо одинокими, или страдать от хронической боли, или постепенно впадать в старческое слабоумие, которое без остатка разрушит их интеллект. А может и не быть никаких шансов на улучшение. Каждое утро они просыпаются разочарованными, обнаружив, что не умерли во сне. В таких случаях лучше умереть, чем продолжать жизнь, которой не стоит жить. Но в большинстве случаев смерть нежелательна, и мы делаем все возможное, чтобы избежать ее.
Смерть — это плохо не только для тех, кто остался. Если бы я умер сегодня, мои близкие были бы убиты горем, мой сын остался бы сиротой, а моим коллегам пришлось бы оценивать экзамены моих студентов. Это было бы ужасно для них. Но и для меня смерть была бы ужасной. Как бы я ни заботился о благополучии своих коллег, у меня есть свои эгоистичные причины остаться в живых. И мне это не свойственно. Когда люди умирают, нам жаль их, и не только себя, когда мы их теряем, особенно если смерть забирает их, когда они молоды и полны надежд. Мы считаем это одной из худших вещей, которые могут случиться с кем-то.
Это было бы легко понять, если бы за смертью последовали неприятные времена в потустороннем мире. Может быть, смерть — это не конец нас, а просто переход от одного вида существования к другому. Мы могли бы каким-то образом оставаться в сознательном состоянии после смерти, несмотря на разложение и разложение, происходящее в могиле. Я могу быть обречен на вечные муки в аду. Это, очевидно, было бы плохо для меня: это сделало бы меня хуже, чем сейчас.
Но что, если потустороннего мира не существует? Что, если смерть действительно конец — мы возвращаемся в прах, из которого вышли, и все? Тогда смерть не может сделать нас хуже, чем мы есть сейчас. Или, по крайней мере, не в том прямом смысле, что горение в аду может ухудшить наше положение. Быть мертвым — значит вообще не существовать, и в этом нет ничего неприятного. Никто не против быть мертвым. Мертвые никогда не жалуются, и не только потому, что их рты перестали работать. Их просто больше нет, чтобы быть несчастными.
Мы можем обоснованно опасаться процесса умирания – ухудшения здоровья, часто болезненного и недостойного, которое заканчивается смертью. Но кажется ошибкой бояться небытия, которое есть сама смерть. Когда мы умрем, мы будем в точности такими, какими были до того, как были зачаты, и мы не понаслышке знаем, что все было в порядке. Быть мертвым выглядит не хуже, чем спать без сновидений.
Если смерть — это просто уничтожение, то что плохого в том, чтобы умереть? Вроде понятно, что это плохо, но почему? Один захватывающий ответ заключается в том, что на самом деле это неплохо. Наше отвращение к смерти — ошибка. По-видимому, таково было мнение древнегреческого философа Эпикура:
Итак, смерть, самое страшное из бедствий, для нас ничто, так как, пока мы существуем, смерти нет с нами; но когда приходит смерть, тогда нас уже нет. Тогда оно не касается ни живых, ни мертвых, ибо для первых его нет, а для вторых уже нет.
Наша собственная смерть не влияет на нас, пока мы живы. На нас может повлиять ожидание или страх смерти, но не сама смерть. И это не влияет на нас, когда мы мертвы: тогда ничто не может повлиять на нас. Значит, смерть, думал Эпикур, для нас ничто. Умереть никогда не бывает плохо. Не потому, что польза от смерти перевешивает вред, а потому, что смерть вообще бессильна причинить нам какой-либо вред.
Неважно, каковы обстоятельства: даже если моя жизнь так хороша, как могла бы быть, и настроена так и продолжаться – перенасыщена успехом, удовлетворением и любовью – мне было бы совсем не плохо, если бы все было так. закончиться прямо сейчас. Рациональное отношение — это не страх смерти или желание как можно дольше ее отсрочить, а полное безразличие к продолжительности своей жизни и часу своей смерти. У нас может быть причина продолжать жить ради других, но не ради себя. Отвращение к смерти похоже на отвращение к гостиничному номеру на 13-м этаже: и то, и другое основано на ложных представлениях о том, что может причинить нам вред.
Это было бы большим сюрпризом. Если бы это было правдой, это было бы самым важным открытием во всей истории философии. Смерть — это то, чего большинство из нас боится больше всего на свете. Это отношение почти универсально во всех культурах и эпохах. Эпикур не преувеличивал, называя смерть самым ужасным из зол. Что может быть большим утешением, чем узнать, что бояться нечего?
К сожалению, трудно понять, как Эпикур мог быть прав на этот счет. Подумайте о хороших вещах в жизни: удовольствии, успехе, счастье, дружбе и любви, например. Если такие вещи не хороши, ничего хорошего. Но мы не можем иметь ни одного из них, если мы мертвы. Чтобы иметь удовольствие, счастье или любовь, мы должны быть живыми. От этого хорошо продолжать жить: хорошо делать эти хорошие вещи возможными. И в таком случае было бы ошибкой безразлично относиться к продолжительности нашей жизни. Лучше не умирать, потому что это единственный способ получить хорошие вещи, такие как успех и счастье. Смерть для нас не ничто, а нечто, чего у нас есть веская причина избегать, по крайней мере, в большинстве случаев. Это делает наше отвращение к смерти слишком уместным.
Мы можем увидеть это и по-другому, подумав о несчастных случаях, когда смерть кажется благословением. Если умереть никогда не может быть плохо, то это никогда не может быть и хорошо. Если смерть делает нас недосягаемыми для вреда, она также должна сделать нас недоступными для какой-либо пользы. Быть мертвым — значит вовсе не существовать, и как в несуществовании нет ничего скверного, так и в этом нет ничего приятного. Никому не нравится быть мертвым или чувствовать облегчение от того, что он освободился от бремени существования. Мертвые никогда не жалуются, но и не радуются, и по той же причине: их больше нет. Если это означает, что смерть не может причинить нам вреда и у нас нет причин избегать ее, то это также должно означать, что смерть не может принести нам никакой пользы, и у нас никогда не может быть причин искать ее. Столкнувшись с выбором между смертью сейчас и жестокими пытками в течение 10 лет, а затем смертью, мы должны быть совершенно равнодушны. Вот что означало бы, если бы смерть была для нас ничем.
Даже самый спокойный сон может быть плохим, если вы пропустите вечеринку. Смерть может быть плохой, потому что вы пропустите остаток своей жизни
Если бы Эпикур был прав, было бы нехорошо избавить домашнее животное от его страданий, когда оно страдает и не может снова выздороветь. Ведутся бурные споры о том, должны ли люди с мучительной неизлечимой болезнью иметь право покончить с собой и следует ли разрешить врачам помогать им в этом. Но, по мнению Эпикура, в таком праве не было бы смысла, поскольку для любого существа не может быть лучше умереть, независимо от обстоятельств. Не потому, что вред от смерти перевешивает ее пользу, а потому, что от нее не может быть никакой пользы. Тем не менее, если мы что-то знаем о том, что хорошо и что плохо, мы знаем, что хорошо быть избавленным от бессмысленных страданий. И поскольку смерть может привести к этому, в смерти должно быть что-то хорошее.
Умереть, конечно, хорошо. Но если это может быть хорошо, то это может быть и плохо. Эпикур был прав в том, что смерть не так плоха, как боль. Нет ничего неприятного в том, чтобы быть мертвым, как нет ничего неприятного в том, чтобы быть без сознания. Эти вещи не плохи сами по себе. Тем не менее, они могут иметь плохие последствия. Нехорошо засыпать в неподходящее время. Даже самый спокойный сон может быть плохим, если вы пропустите вечеринку. Смерть может быть плохой, заставляя вас пропустить остаток своей жизни.
Точнее, смерть, как и сон, может быть хорошей, плохой или их смесью, в зависимости от обстоятельств. Хорошо тем, что избавляет нас от плохих вещей, и плохо, лишая нас хороших. В обычных случаях это будет иметь последствия обоих видов. Как и у большинства вещей, у смерти есть как хорошая, так и плохая сторона.
Так что смерть может быть плохой вещью, даже если это конец нас и нет загробной жизни. Это еще раз поднимает наш первоначальный вопрос: что может сделать его плохим?
Поскольку мы знаем, что смерть может быть хорошей, избавляя нас от плохих вещей, естественно думать, что она может быть плохой, лишая нас хороших. Если я умру сегодня, я не смогу увидеть, как растет мой сын, или проводить время с теми, кого я люблю, или делать что-то еще, что было бы хорошо для меня. Это лишило бы меня всякого удовольствия и счастья. Это сделало бы это плохо для меня.
Но если смерть плоха из-за того, чего она нас лишает, трудно сказать, насколько она плоха. Чего именно смерть лишает нас? Легко предположить, что если завтра меня собьет автобус, это помешает мне увидеть, как растет мой сын. Но могло быть так, что если бы мне удалось вырваться из автобуса, меня бы сбила пожарная машина только на следующий день. В таком случае, если меня завтра убьет автобус, я лишу себя хороших вещей всего на один день. Это не лишило бы меня удовольствия видеть, как растет мой сын, потому что я все равно не собирался этого иметь. Это сделало бы мою смерть под автобусом плохой вещью, но не очень плохой.
Рассмотрим известный пример. Чарли Паркер, величайший из всех джазовых музыкантов, умер от пневмонии в возрасте 34 лет. Это была великая трагедия не только для тех, кто любил его музыку, но и для него самого, который, должно быть, любил ее больше, чем кто-либо другой. Но как здорово? Насколько плохо для него было умереть, когда он это сделал? Ответ, кажется, зависит от того, что произошло бы в противном случае. А что было бы иначе? Сколько бы он прожил? Что бы он сделал в дополнительное время?
Смерть лишает нас многих вариантов будущего, хорошего, плохого и среднего
Возможно, слабое здоровье и безрассудный образ жизни вскоре прикончили бы его, так что перенесенный приступ пневмонии привел бы к еще одной смертельной болезни всего через несколько месяцев. С другой стороны, он мог бы иметь прозрение и изменить свой образ жизни. Он мог бы отказаться от пристрастия к алкоголю, подорвавшего его здоровье, и продолжать делать записи, даже более грандиозные, чем легендарные сессии 1940-х годов. Возможно, он внес свой уникальный вклад в джазовые новации 19-го века.50-х и 60-х, оставляя в тени даже Майлза Дэвиса и Джона Колтрейна. Или он мог бы вообще отказаться от музыки и вместо этого найти любовь и домашнее довольство. Есть много других возможностей. Жизнь Паркера могла бы продолжаться по-разному, если бы он не умер в номере нью-йоркского отеля в 1955 году. обязательно продолжился бы.
Кажется правильным сказать, что смерть лишает нас будущего, которое у нас было бы в противном случае, и бывает плохой или хорошей в зависимости от качества этого будущего: чем лучшее будущее у вас было бы, тем хуже для вас смерть и пропустите это. Но, похоже, не существует какого-то одного будущего, которое в противном случае было бы у мертвых. Смерть лишает нас многих вариантов будущего, хорошего, плохого и среднего. Таким образом, даже если мы знаем, что делает смерть в конкретных обстоятельствах хорошей или плохой, может быть невозможно точно сказать, насколько она хороша или плоха.
Эта ситуация характерна не только для смерти. То же самое происходит, когда мы спрашиваем, будет ли любое другое событие в нашей жизни хорошим или плохим для нас. Будет ли хорошо, если я перееду в Австралию? Похоже, это зависит от того, сделает ли переезд в Австралию мою жизнь в целом лучше или хуже, чем жизнь, которая была бы у меня, если бы я остался на месте. Но какая у меня была бы жизнь, если бы я переехал? Это может быть чудесно: я могу найти новую работу, новых друзей и новые занятия, которые принесут гораздо больше удовлетворения, чем те, что я оставил позади. Или я мог найти его скучным, одиноким и чудовищно жарким, так что я пожалел, что никогда не двигался. Или это может быть где-то посередине: красиво в одних отношениях и противно в других, но в целом нельзя однозначно лучше или хуже, чем альтернатива.
Если уж на то пошло, какой была бы оставшаяся часть моей жизни, если бы я не переехал в Австралию? Это может продолжаться так же, как и раньше. Или это может стать значительно лучше или хуже так, как я не могу предсказать. Я знаю, что может сделать для меня хорошо или плохо переезд в Австралию. Но, кажется, невозможно сказать, насколько это было бы хорошо или плохо.