Щадить близких: К данным словам подобрать близкие по значению слова с сочетаниями чу,ща,ча. волшебник -,храбрец,грязный,глушь,нередко,жалеть??
Дмитриевская родительская суббота: зачем поминать близких и как это сделать
Владимир Астапкович / РИА Новости
Эпиграфом к Димитриевской родительской субботе, называемой в народе еще Дедов день, которую в 2022 году мы отмечаем 5 ноября, могли бы стать гениальные строчки Пушкина.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.)
И хотя прямого упоминания Димитриевской, да и любой другой родительской субботы, в пушкинских строчках нет, по сути, они объясняют, зачем нужны такие памятные вехи.
Сегодня политологи формулируют ту же мысль чуть иначе: человек, не интересующийся своими предками, историей своего народа, оказывается подвешенным в безвоздушном пространстве. Не опираясь на опыт — семейный, родовой, национальный, он легко гибнет, и если таких, оторванных от корней, становится много, общество обречено на вырождение.
Итак, в 1380 году, 8 сентября (21 сентября по новому стилю), великий князь московский и владимирский Дмитрий Иоаннович Донской одержал победу над ордынским войском под началом хана Мамая. Знаменитая битва произошла на Куликовом поле. Бой был затяжной, кровавый, по свидетельству летописцев, кони уже не могли не ступать по трупам — не оставалось чистого места. Русские ратники почти из всех земель Северо-Восточной Руси сражались не просто храбро — «не щадя живота своего», войско Мамая было полностью разгромлено. Да, татаро-монгольское иго не пало и длилось еще столетье, но победа на Куликовом поле нанесла мощный удар по доселе несокрушимой Золотой орде.
Сразу после победы на Куликовом поле Дмитрий Донской отправляется в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому — его настоятелю. Именно отец Сергий, великий русский святой, благословил Дмитрия Донского на брань с ордынцами. Больше того, в битве участвовали и два инока монастыря — богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Оба погибли как герои.
По-видимому, осенью 1380 года в Троице-Сергиевом монастыре и было положено начало поминать павших воинов в субботу, предшествующую дню святого великомученика Димитрия Солунского. Почему именно так? Во-первых, в Церкви не принято поминовение усопших в воскресенье: этот день недели даже по названию напоминает нам о Воскресении Христа, а в субботний день Сам Иисус находился во гробе, поэтому даты всеобщего поминовения усопших — это, как правило, именно субботы. Во-вторых, Дмитрий Донской получил свое имя в честь великомученика Димитрия Солунского, чрезвычайно почитаемого на Руси в то время. День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, а значит, день ангела Дмитрия Донского — 26 октября (8 ноября по новому стилю). Поэтому днем поминовения воинов, отдавших жизнь на поле брани, и была выбрана суббота, предшествующая именинам Дмитрия Донского, то есть суббота, предшествующая 8 ноября. Каждый год дата тут разная, день один — субботний. А логика у Дмитрия Донского была простая и величественная: прежде чем праздновать свои именины, помянем усопших, тех, кто своею смертью даровал тебе жизнь.
После первого поминовения павших на Куликовом поле бояре высказали великому князю Дмитрию Иоанновичу пожелание на будущее: и впредь «память творити, кто сложил голову свою».
Шли годы, новые битвы за землю русскую, новые тысячи воинов, принявших смерть за веру, за Родину. В XVI веке царь Иоанн Васильевич Грозный узаконил Димитриевскую субботу, повелев «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». День прижился, народ поминал на Димитриевскую и воинов, и родных. Говорили: «На дедовой неделе и родители вздохнут», «Димитриева суббота — кутейникам (то есть тем, кто варит поминальную кутью) работа» — и это не единственные поговорки на тему дня. В 1903 году был издан императорский указ: панихиды на Димитриеву субботу служить и в войсковых частях — по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».
В наше время в день Дмитриевской субботы особо поминают не только воинов, но и всех умерших скоропостижной смертью, то есть тех, кто «не был напутствован в жизнь вечную молитвами святой Церкви», ну и про ушедших родственников не забывают.
Но почему так важно молиться за усопших? Вот как отвечал на этот вопрос известный старец архимандрит Кирилл (Павлов): «Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от грехов, и такие оказываются виновными пред Правосудием Божиим. В то же время мы знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых — они могут помочь изменить их посмертную участь. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире». То есть души умерших нуждаются в нашей молитве — как мы, живущие на земле, нуждаемся в еде и питье. Но и для нас — и это тоже нужно понять! — наша молитва за усопших не менее важна. Как учит святой Иоанн Дамаскин, каждый, кто молится и борется за спасение другого, приносит пользу прежде всего самому себе, а только потом ближнему.
В храмах по усопшим священники тайно читают особую молитву. Сегодня мы раскроем ее смысл. Сначала, как обычно, в молитве констатируется, к Кому мы обращаемся: «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!», что в переводе с церковнославянского звучит так: «Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший!». Дальше в молитве, читаемой тайно, священник просит: «Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имена), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание». То есть священник просит: «Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание». И затем просьба о прощении грехов умершего, просьба, содержащая оправдание всем нам: «Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина». «Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя — правда навек и слово Твое — истина».
Простой текст, ничего лишнего — емкое изложение того, чего хочет потерявший близкого, на что он надеется. И перепоручив посмертную участь усопшего Тому, Чья милость и любовь несравнимо больше людских милосердия и любви, молящийся реально ощущает не просто облегчение, но и то, что любовь простирается за границы земного мира. Молитва — проводник, по которому устремляется ток нашей любви.
Но как правильно провести Димитриевскую родительскую субботу? Богослужение по усопшим начинается в пятницу вечером, когда в храмах служат великую панихиду (по-гречески «парастас»), а в субботу утром служится заупокойная литургия и после нее общая панихида. Для церковного поминовения на парастас и отдельно на литургию пишут записки с именами усопших. Имена надо писать крупно, разборчиво, в родительном падеже, в полном варианте (не Сашу, а Александра), в церковном написании (Татиану, Алексия). Есть традиция в день поминовения приносить в храм еду — «на канон» (или «на канун»), то есть оставлять ее на столе рядом с каноном — местом, где зажигают свечи по усопшим. Раньше поминки были общими: за большим столом сообща поминали всех усопших, сегодня продукты, приносимые в храм, отдают нуждающимся. И надо помнить, что нам всегда доступен еще один важный способ почтить память близких — милостыня.
Россияне назвали запретные темы для разговоров с близкими
«Секса у нас нет!» — в этой знаменитой реплике с экрана в виду имелся не Советский Союз, а всего лишь его телевидение. Но с тем же успехом можно было бы вести речь и о ток-шоу за домашним кухонным столом. Треть россиян (33%) не обсуждают в кругу семьи сексуальные проблемы, в том числе страдания родных и знакомых. Даже если очень хочется спросить и пояснить, прикусывают язык и переводят разговор на что-то нейтральное. Дети все слышат! Бабушка с дедушкой тут! Как можно!
Еще для 15 процентов тема-табу — самоубийство. Сама по себе тема тяжелая, да и многие религии считают подобный поступок греховным. Но работает еще и суеверие — «а вдруг на себя накличем», лучше вслух подобные вещи не поминать. Мало ли… Примерно по той же причине 7 процентов опрошенных избегают обсуждать тяжелые болезни близких людей или их смерть. Кроме того, иногда очень не хочется бередить свежие раны и вновь возвращаться к тяжелым моментам семейной истории. Столько же россиян (7%) избегают обсуждать «то, что нельзя изменить или поправить». 5 процентов стараются не открывать лишний раз темные страницы российской истории, поэтому отказываются говорить о репрессиях советских времен, войнах, ГУЛАГе и т.д. История сама рассудит… или все само канет в Лету, считают они.
За семейным столом люди не любят обсуждать секс, болезни, смерть и религию
Что происходит, когда идеология, религия или война проводят свою линию фронта через отдельно взятые семьи, известно из литературной классики и бытового опыта. Россияне этим опытом научены, но все-таки в большинстве своем не считают нужным скрывать свои убеждения от родственников и друзей. Поэтому лишь каждый двадцатый (5%) ни при каких обстоятельствах не обсуждает дома проблемы религии и веры в бога, остальные иногда готовы вступить в спор. Только двое из каждой сотни респондентов наложили строгое табу на беседы о политике, оценку действий руководителей государства, внешней политики страны и т.д. Только трое из ста никогда не станут беседовать с близкими людьми о проблемах отечественной экономики. 4 процента стараются не обсуждать характеры близких людей и их отношения с окружающими, даже если эти родственники не вызывают у них никакой симпатии. Чужое богатство и свою бедность — тоже. Неприятная тема.
Наши сограждане стараются щадить чувства своих близких, но это вовсе не делает их терпимыми и сдержанными в более широкой аудитории. По данным того же Левада-центра, примерно каждый шестой (18-19%) призывает «ликвидировать» проституток или наркоманов (социологи намеренно не уточняли, что люди понимают под этим термином). За то, чтобы оказывать таким изгоям общества помощь, выступают 7 и 34% соответственно. 58% считают, что государство должно помогать больным СПИДом, а 26% предлагают «предоставить их самим себе». Чуть больше половины думают, что в помощи нуждаются бомжи (53%) или алкоголики (56%), четверть — за то, чтобы тех и других «изолировать от общества». Единодушны россияне лишь в том, что надо помогать тем, кто родился с отклонениями в здоровье, — так ответили 82% граждан.
По данным ФОМ, сами же россияне в случае тяжелых проблем ожидают помощи прежде всего от родных (88%), друзей (68%), работодателя (33%) соседей (31%) или вовсе от незнакомых людей, проникшихся их горем (28%). На помощь государства рассчитывает каждый четвертый (25%), на благотворителей — каждый пятый (19%).
Российская газета — Федеральный выпуск: №3(7169)
Поделиться:
Социология
Я кого-то потерял | AFSP
Вы не одиноки. Каждый год миллионы людей умирают от самоубийств, и благодаря нашим донорам и волонтерам, многие из которых сами пережили утрату, мы можем предоставить эти ресурсы, чтобы помочь вам исцелиться.
Исцеляющие беседы:
Личная поддержка пережившим самоубийственную утрату
Исцеляющие беседы дают пережившим самоубийственную утрату возможность поговорить с добровольцами, которые сами пережили утрату.
Подробнее
Международный день жертв самоубийства День
Каждый год Американский фонд предотвращения самоубийств поддерживает сотни больших и малых мероприятий по всему миру, в которых люди, пережившие самоубийство, собираются вместе, чтобы обрести связь, понимание и надежду благодаря общему опыту.
Узнать больше
Найти группу поддержки
Американский фонд по предотвращению самоубийств относит американские и международные группы поддержки к государственной службе. Мы не управляем, не рекомендуем, не одобряем и не финансируем ни одну из перечисленных групп.
Узнать больше
Как пережить потерю в результате самоубийства
Наше руководство по ресурсам и исцелению содержит информацию о том, как справиться с потерей, о сообществе переживших потерю и о ресурсах, которые помогут вам в вашем путешествии.
Прочитать брошюру
Реальные истории о потере
Разговор с другими о том, что произошло
Возможно, вы не решаетесь рассказать другим о том, что ваш любимый человек покончил с собой. Хотя мы не можем определить, что подходит именно вам, в конечном итоге большинство выживших рады, что решили честно рассказать о фактах смерти.
Узнать больше
Забота о себе
Крайне важно, чтобы вы заботились о себе физически, эмоционально и духовно. Как бы вы ни справлялись со своим горем, вы не должны справляться со своей утратой в одиночку; будьте открыты для того, чтобы позволить людям помочь вам пережить этот опыт.
Подробнее
Документальные фильмы о Международном дне жертв самоубийств
Каждый год документальный фильм о жертвах самоубийства включается в Международный день жертв самоубийств Американского фонда предотвращения самоубийств. Предыдущие документальные фильмы можно найти здесь.
Узнать больше
Практическая информация для тех, кто сразу после утраты
Клиницисты, прошедшие обучение по вопросам самоубийства в тяжелой утрате
Одна из целей программы подготовки клиницистов в связи с утратой и самоубийством — предоставить тем, кто потерял близкого человека в результате самоубийства, список знающих врачей. о тяжелой утрате после самоубийства и о способности обеспечить терапию горя для выживших.
Узнать больше
Дети, подростки и самоубийства
Посмотреть буклет Дети, подростки и самоубийства
Узнать больше
Niños, Teenages y Perdidas por suicidio
Посмотреть буклет Дети, подростки и самоубийство Потеря
Узнать больше
Поделись воспоминаниями о любимом человеке с Lifekeeper Memory Quilt
6 Loving more
Loving Memories — это пространство, где люди, пережившие самоубийство, могут чтить и делиться историями о своих близких.
Подробнее
Книги для переживших утрату
Список книг, в которых, как мы надеемся, пережившие утрату найдут полезную информацию и рекомендации на пути к исцелению.
Узнать больше
Руководство для менеджера по предотвращению самоубийств на рабочем месте
Загрузить Руководство для менеджера по предотвращению самоубийств на рабочем месте
Загрузить и поделиться Руководство по реагированию на суицид в кампусах колледжей
Загрузите и поделитесь
Вехи исцеления — распознавание сложного горя
Вехи исцеления — распознавание сложного горя
Узнать больше
Подпишитесь на оповещения по электронной почте
Получайте новости от Американского фонда предотвращения самоубийств
Узнавание словесных угроз не щадит близких
. 2021 9 марта; 11 (1): 5469.
doi: 10.1038/s41598-021-84921-3.
Кристина Морато 1 , Педро Гуэрра 2 , Флориан Бублацкий 3
Принадлежности
- 1 Кафедра личности, оценки и психологического лечения, Факультет психологии, Гранадский университет, Гранада, Испания.
- 2 Кафедра личности, оценки и психологического лечения, факультет психологии, Университет Гранады, Гранада, Испания. [email protected].
- 3 Центральный институт психического здоровья, медицинский факультет Мангеймского/Гейдельбергского университета, J5, 68159, Мангейм, Германия. [email protected].
- PMID: 33750850
- PMCID: PMC7970900
- DOI: 10.1038/с41598-021-84921-3
Бесплатная статья ЧВК
Кристина Морато и др. Научный представитель .
Бесплатная статья ЧВК
. 2021 9 марта; 11 (1): 5469.
doi: 10.1038/s41598-021-84921-3.
Авторы
Кристина Морато 1 , Педро Гуэрра 2 , Флориан Бублацки 3
Принадлежности
- 1 Кафедра личности, оценки и психологического лечения, Факультет психологии, Гранадский университет, Гранада, Испания.
- 3 Центральный институт психического здоровья, медицинский факультет Мангеймского/Гейдельбергского университета, J5, 68159, Мангейм, Германия. [email protected].
- PMID: 33750850
- PMCID: PMC7970900
- DOI: 10.1038/с41598-021-84921-3
Абстрактный
Значимые другие дают людям чувство защищенности и защищенности.
Однако механизмы, лежащие в основе безопасности, вызванной привязанностью, плохо изучены. Недавние исследования показали положительный эффект при просмотре фотографий романтического партнера, что приводит к уменьшению болевых ощущений и защитной реакции. Опираясь на это, мы исследовали тормозящую способность изображений любимых лиц на обучение страху в парадигме инструктированной угрозы. Изображения любимых, знакомых или незнакомых лиц служили сигналами либо об угрозе поражения электрическим током, либо о безопасности, при этом регистрировался широкий комплекс психофизиологических мероприятий. Мы предположили, что длительное изучение истории выгодных отношений мешает обучению социальным угрозам. Тем не менее, результаты показали типичную модель активации физиологической защиты по отношению к сигналам угрозы, независимо от того, сигнализировало ли об угрозе неизвестное или любимое лицо. Эти результаты ставят под сомнение представление о том, что изображения любимых людей защищены от превращения в сигналы угрозы, что имеет значение для исследований привязанности и травм.Цифры
Рисунок 1
Схема экспериментального…
Рисунок 1
Схематическое изображение экспериментальной процедуры. ( a ) Первоначальная шоковая обработка…
фигура 1Схематическое изображение экспериментальной процедуры. ( a ) Была проведена первоначальная процедура обработки удара, чтобы убедиться в достоверности инструкций об угрозе поражения электрическим током. Первый экспериментальный блок начался со словесных инструкций относительно того, какая идентификация лица (ID) сигнализирует об угрозе или безопасности (создание экземпляра). С этой целью две любимые и две неизвестные идентичности лица были указаны как сигналы для аверсивных шоков (например, как любимый, так и неизвестный отец и лучшие друзья), тогда как другие четыре идентичности служили инструктированными сигналами безопасности (например, матери и партнеры).
В блоке частичного обращения частично изменены ассоциации угрозы и безопасности. Каждая любимая и неизвестная идентичность сохраняла сигнальную угрозу и безопасность, ассоциации двух других идентичностей были противоположными. Обратите внимание, что заданные непредвиденные обстоятельства между идентификацией лица и угрозой или безопасностью были уравновешены между участниками. ( Рисунок 2
Реализация угрозы и безопасности…
Рисунок 2
Реализация угроз и непредвиденных обстоятельств безопасности (блок реализации). ( A ) Рейтинги угроз,…
фигура 2 Создание экземпляров угроз и непредвиденных обстоятельств безопасности (блок создания экземпляров). ( A ) рейтинги опасности, ( B ) рефлекс испуга при моргании, ( C ) реакции проводимости кожи, ( D ) изменения частоты сердечных сокращений и ( E ) zygomaticus активность как функция сигнала (угроза, безопасность) и категории лица (любимое, неизвестное). Рисунок 3
Частичная отмена проинструктированной угрозы…
Рисунок 3
Частичная реверсия проинструктированных угроз и непредвиденных обстоятельств безопасности (блокировка реверса). ( А )…
Рисунок 3Частичное реверсирование проинструктированных угроз и непредвиденных обстоятельств безопасности (блокировка реверсирования).
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
Один лишь вид близких не угнетает психофизиологических защитных механизмов при угрозе.
Бублацки Ф., Шеллхаас С., Герра П. Бублацкий Ф. и соавт. Научный представитель 2022 г. 15 февраля; 12 (1): 2515. doi: 10.1038/s41598-022-06514-y. Научный представитель 2022. PMID: 35169193 Бесплатная статья ЧВК.
Изображения, сигнализирующие об угрозе: динамика мозга при просмотре явно заданных сигналов опасности.
Бублацкий Ф., Шупп Х.Т. Бублацкий Ф. и соавт. Soc Cogn влияет на нейроны. 2012 авг.;7(6):611-22. doi: 10.1093/scan/nsr032. Epub 2011 29 июня. Soc Cogn влияет на нейроны. 2012. PMID: 21719425 Бесплатная статья ЧВК.
Фигурки привязанности активируют нейронную область, связанную с сигналами безопасности, и уменьшают болевые ощущения.
Айзенбергер Н.И., Мастер С.Л., Инагаки Т.К., Тейлор С.Е., Ширинян Д., Либерман М.Д., Налибофф Б.Д. Айзенбергер Н.И. и соавт. Proc Natl Acad Sci U S A. 2011 Jul 12;108(28):11721-6. doi: 10.1073/pnas.1108239108. Epub 2011 27 июня. Proc Natl Acad Sci U S A. 2011. PMID: 21709271 Бесплатная статья ЧВК.
Устные инструкции перевешивают смысл выражений лица.
Бублацкий Ф. , Герра П., Альперс Г.В. Бублацкий Ф. и соавт. Научный представитель, 9 октября 2018 г.;8(1):14988. doi: 10.1038/s41598-018-33269-2. Научный представитель 2018. PMID: 30301956 Бесплатная статья ЧВК.
От угрозы к безопасности: инструктируемое изменение защитных реакций.
Коста В.Д., Брэдли М.М., Ланг П.Дж. Коста В.Д. и соавт. Психофизиология. 2015 март; 52(3):325-32. doi: 10.1111/psyp.12359. Epub 2014 24 сентября. Психофизиология. 2015. PMID: 25250656
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Один лишь вид близких не угнетает психофизиологических защитных механизмов при угрозе.
Бублацки Ф., Шеллхаас С., Герра П. Бублацкий Ф. и соавт. Научный представитель 2022 г. 15 февраля; 12 (1): 2515. doi: 10.1038/s41598-022-06514-y. Научный представитель 2022. PMID: 35169193 Бесплатная статья ЧВК.
использованная литература
- Хаус Дж. С., Лэндис К. Р., Умберсон Д. Социальные отношения и здоровье. Наука. 1988;241(4865):540–545. doi: 10.1126/science.3399889. — DOI — пабмед
- Холт-Лунстад Дж. Почему социальные отношения важны для физического здоровья: системный подход к пониманию и изменению риска и защиты. Анну. Преподобный Психолог. 2018; 69: 437–458. doi: 10.1146/annurev-psych-122216-011902. — DOI — пабмед
- Душек С., Нассауэр Л., Монторо С.И., Баир А. и Монтойя П. Диспозиционная эмпатия связана с экспериментальным уменьшением боли во время оказания социальной поддержки романтическими партнерами. Сканд. Дж. Боль. 20(1), 205–209 (2019). — пабмед
- Айзенбергер Н. И., Мастер С.Л., Инагаки Т.К., Тейлор С.Е., Ширинян Д., Либерман М.Д., Налибофф Б.Д. Фигурки привязанности активируют нейронную область, связанную с сигналами безопасности, и уменьшают болевые ощущения. проц. Натл. акад. науч. 2011;108(28):11721–11726. doi: 10.1371/journal.pone.0175891. — DOI — ЧВК — пабмед
- Герра П., Кампаньоли Р.Р., Вико С., Волчан Э., Анлло-Венто Л., Вила Дж. Сыновняя любовь против романтической: материалы периферической и центральной электрофизиологии.