Сенсорная афазия лечение: Диагностика и лечение афазии у взрослых в Москве

Содержание

Сенсорная афазия, нарушение речи при инсульте, без инсульта – виды, причины, диагностика, лечение

Человеческий мозг отвечает за огромное количество функций в организме. В результате локальных повреждений могут развиваться тяжелые поражения речи. Среди существующих проблем сенсорная афазия является самой распространенной, которая еще называется акустико-гностической. У нее есть свои симптомы, причины развития и методики лечения.

Что это такое сенсорная афазия?

Под этим термином понимают нарушения, которые появляются в результате поражения мозговых центров и проводящих путей, отвечающих за речь. При такой проблеме человек начинает путать звуки, не может произнести названия предметов и так далее. Отличительная черта этого отклонения – человек говорит, но при этом не понимает родной язык. К характерным особенностям этой проблемы относят:

  1. Пациент слышит, что произносят люди, но не может интерпретировать эти звуки, поэтому слова кажутся ему бессмысленными, например, как иностранные или как обычный шум.
  2. Нарушение речи проявляется в бесконтрольном, обрывочном и бессвязном общении со стороны больного, причем смысла в его предложениях нет.
  3. Больной в поведении проявляет возбужденность и эмоциональность. Он сильно раздражается, когда видит, что его не понимают другие.
  4. Часто проблема сопровождается нарушениями зрения, а еще ограничивается подвижность лицевых мышц с правой стороны.

Нарушение речи – виды

Ученые выделяют несколько клинических форм этой патологии, которые определяются дополнительными симптомами, проявляющимися при присоединении дополнительных патологических очагов. Классификация нарушений речи:

  1. Сематическая афазия. Наблюдается нарушение опознавания логической взаимосвязи слов и предметов. В большей степени это относится к восприятию пространства.
  2. Акалькулия-афазия. Основной отличительный признак – человек не может считать. Что важно – другие формы речи в большинстве случаев не страдают.
  3. Сенсорно-моторная афазия. Происходит не только поражение слухового анализатора, но и артикуляционной функции. Больной не может правильно оценивать жестикуляцию при произношении слов, причем как у других людей, так и у себя. Человек не осознает наличие проблемы.
  4. Тотальная афазия. В этом случае наблюдается совмещение разных видов расстройств разговорной функции, например, возникают проблемы и с устной, и с письменной речью.

Причина сенсорной афазии

Есть определенный перечень причин, которые могут спровоцировать подобные нарушения (о них далее), но при этом есть еще и факторы, увеличивающие риск развития заболевания. Сенсорная афазия возникает при поражении мозга, а провоцировать ее может гипертония, перенесенные ранее ишемические инсульты и травмы головы, которые не проходят без последствий. Тяжесть патологии и симптоматика зависит от многих факторов, например, возраста и обширности поражения.

Нарушение речи при инсульте

При сбоях мозгового кровообращения кровь не поступает до нужного отдела мозга, который контролирует определенную функцию организма. Сенсорная афазия после инсульта возникает при повреждении речевых зон: Вернике и Брока. Из-за патологии части мозга, отвечающей за управление языком, человек теряет способность разговаривать и понимать слова.

Нарушение речи без инсульта – причины

В большинстве случаев проблема возникает из-за повреждающего воздействия на мозг человека. У взрослых самые распространенные причины следующие:

  • травмы головы, особенно височной области;
  • новообразования разного происхождения;
  • аневризма сосудов мозга;
  • разные инфекционные заболевания;

Чаще у детей сенсорная афазия развивается при поражении мозга из-за травм, опухоли, аневризмы и инфекций. Что касается инсультов, но они в младшем возрасте встречаются очень редко, но исключать их нельзя. Еще в медицине зафиксированы случаи, когда сенсорная афазия возникала в сочетании с эпилепсией, что было названо учеными, как синдром Ландау-Клеффнера.

Нарушение речи – диагностика

Чтобы обнаружить такое поражение мозга, человеку предстоит пройти серьезное обследование. Важна консультация невролога, логопеда, дефектолога, нейрофизиолога, психиатра. Если возникло нарушение речи у взрослых, то применяются такие методики диагностики: логопедические упражнения, УЗИ, МРТ и МКТ, проверка слуховой памяти, ангиография и другие. Врачи используют комплексный подход, чтобы исключить другие заболевания с похожей симптоматикой. Очень важно – определить, где расположен очаг поражения в мозге.

Сенсорная афазия – лечение

Редко, но зафиксированы случаи, когда при легком течении болезни, речевая функция восстанавливалась сама собой. В такой ситуации задача врачей – убрать причину патологии. Это касается и наличие травмы, опухоли и других виды повреждений. Стоит понимать, что восстанавливаться речевая функция будет долгое время и на этого потребуется потратить много сил и нервов. Сенсорно-моторная афазия лечится при помощи коррекционной работы, а в качестве дополнения могут назначаться лекарственные средства, так, это могут быть ноотропные и тонизирующие препараты, а еще антидепрессанты.

Коррекционная работа при сенсорной афазии

Методику, направленную на борьбу с этим расстройством, разработал еще в 1960 году В.М. Коган. Он доказал, что каждое слово взаимодействует с большим количеством других слов, которые в большей или меньшей степени связаны с ним по смыслу. Главная задача восстановительного обучения при сенсорной афазии – восстановление смысловых единиц, которые входят в сложную систему синонимов и инвертированных словосочетаний. Кроме этого, больной должен научиться улавливать основные признаки предмета при определении обозначающего его слова.

Для восстановления при сенсорной афазии и расширения используемых синтаксических конструкций на начальной стадии лечения применяются упражнения, подразумевающие составление разных сложноподчиненных предложений. В обязательном порядке в них должны быть включены союзные слова, например: чтобы, когда, после того как и так далее. По мере восстановления задачи усложняются, так, больные пишут сочинения, используя определенные словосочетания по разным картинкам.

Сенсорная афазия – упражнения

Специалисты рекомендуют своим пациентам и их родственникам выполнять несложные упражнения с лечебной целью:

  1. Человек должен, используя картинки с разными предметами, классифицировать их по названиям, признакам и другим параметрам.
  2. Пострадавшему дается несколько наименований какого-то предмета, а он выбирает правильный вариант.
  3. Больной с сенсорной афазией должен дифференцировать близкие по звучанию слова.
  4. Используются картинки и соответствующий им текст, а задача заключается в составлении рассказа по сюжету изображений.
  5. Пациенту задают вопросы, на которые он должен сначала давать односложные ответы, а затем отрабатывать простые и более развернутые диалоги.
  6. При хорошем прогрессе переходят на чтение и письмо.

 

причины, виды, формы, симптомы, признаки, диагностика, лечение

Особенности

Причины

Симптомы

Диагностика

Лечение

Признаки афазии возникают у людей, чья речь уже была сформирована.

Это расстройство лексической (предметно-понятийного представления о предмете) или грамматической структуры, а также непонимание обращенной речи. Пациент не может пользоваться речью как средством коммуникации: не говорит, не пишет, не понимает инструкций. В зависимости от уровня и характера поражения выделяют различные виды расстройства, при которых нарушаются все функции речи или отдельные ее части.

Особенности афазии

Различные виды и формы афазии выделяют у детей старше трех лет и у взрослых, то есть у тех пациентов, чья ранее сформированная речь распалась вследствие патологических процессов. Основа расстройства – ограниченное (локальное) разрушение либо органическое угнетение определенных зон коры больших полушарий.

В возрасте до трех лет у детей об афазии говорить некорректно, отсутствие формирования речи называется алалией, свидетельствует о тяжелом поражении центральной нервной системы.

Важное свойство афазии – речь – нарушается системно, страдают:

  • экспрессия – произнесение звуков, словарный запас, грамматика;
  • импрессия – восприятие;
  • внутренняя часть – возможность думать про себя, без озвучивания;
  • письмо.

Нарушается не только речь, но и другие функции центральной нервной системы: произвольные движения, способность воспринимать невербальные (бессловесные) сигналы внешнего мира, личность, некоторые психические процессы.

Распространенность в нашей стране составляет около 150 тысяч вновь выявленных случаев в течение каждого года.

Причины афазии

Расстройство вызывается органическим поражением речевых центров больших полушарий и расположенной рядом подкорки. Основные речевые центры – это комплекс, состоящий из зон Брока и Вернике, связанных дугообразным пучком и угловой извилиной. Во всех процессах задействована кора больших полушарий.

Повреждаются центры при таких патологических процессах:

  • мозговые инсульты и инфаркты;
  • травмы различной степени тяжести;
  • инфекционные и асептические воспаления;
  • различные опухоли, в том числе доброкачественные;
  • хирургические вмешательства по удалению внутримозговых гематом, посттравматических костных отломков, опухолей;
  • болезнь Альцгеймера.

Отягощают ситуацию, повышают риск речевых расстройств церебральный атеросклероз, артериальная гипертензия, нарастающая деменция, транзиторные ишемические атаки и прочие разрушительные процессы.

Симптомы афазии

Конкретные проявления напрямую зависят от локализации очага поражения. При любом нарушении речи важно обратиться к неврологу как можно раньше, чтобы не пропустить начало разрушительного процесса. Безобидное на первый взгляд расстройство может оказаться маркером серьезной болезни.

Моторная афазия формируется вследствие повреждения премоторной коры левого полушария (зоны Брока). Нарушается моторный (двигательный) компонент речи, собственно произнесение. Пациент может произнести слоги, но не в состоянии произнести несколько слов подряд в правильном порядке в виде предложения. Возможны перестановки слогов, букв, иногда сохраняется возможность письма. Характерная особенность – сохранность ненормативной лексики, которой пациент преимущественно пользуется.

Сенсорная афазия возникает при повреждении зоны Вернике, или верхней височной извилины в левом полушарии. Страдает смысловая нагрузка речи, пациент не понимает обращенную речь, из-за чего не в состоянии выполнить инструкции. Произносить слова пациент может, но это нельзя назвать речью: звучат либо обрывки слов, либо бессмысленный и бессвязный набор слов.

Динамическая афазия – следствие повреждения префронтальной лобной коры. Нарушается грамматическое конструирование, невозможно составление внутреннего плана предложения. Пациент может сказать «да», «нет», назвать, хоть и с задержкой, предметы обихода, но не в состоянии связно рассказать о своей семье, профессии, изложить факты биографии. Пациент что-то говорит после многократного и настойчивого требования, но никогда не начинает речь самостоятельно. Сопровождается снижением эмоций и побуждения, нарушением счета, отсутствием жизненных целей.

Семантическая афазия – проявление поражения стыка между теменной, затылочной и височной долями левого полушария.

Пациент не может соединить детали в единое целое, слова и понятия воспринимаются по отдельности. Например, пациент на просьбу показать дерево карандашом показывает рукой на дерево за окном и на карандаш, лежащий на столе. Показать карандашом он не может, потому что не понимает, что нужно сделать. Сохраняются простые односложные предложения, но нет возможности объединить несколько предметов в одну категорию.

Мнестическая (амнестическая) афазия появляется при поражении средней височной извилины, нижних частей теменной и затылочной областей. Нарушается запоминание слов, воспринимаемых на слух, невозможно соотнести зрительный образ предмета и его название. Пациент запоминает слово, произнесенное последним, и забывает то, что было сказано ранее. Условно говоря, объем слуховой памяти ограничивается тремя словами, а все остальное ускользает. Из-за этого пациент не может поддерживать разговор с 2–3 собеседниками, понять прочитанное, написать длинное предложение, совершить арифметическое действие.

Также пациент не может вспомнить название предметов, понятий, хотя конкретные предметы (полотенце, зубную щетку, ложку) использует по назначению.

Афферентная афазия – поражаются теменная доля и задняя центральная кора. В легких случаях пациент не различает похожие по произношению звуки (стул-снуд, ребро-бедро), в тяжелых – может только мычать. Сохраняется произношение стереотипических высказываний (дай закурить, чашка чая). Сопровождается нарушениями мимики, внутренней речи, письма и чтения.

Логопедическая афазия – понятие, применимое к детям и подросткам от 3-х до 14-ти лет. Вызывается чаще всего сбоями в работе участков левого полушария, а также повышением порога судорожной готовности. Проявляется замедлением темпа речи, нелогичным построением предложения, употреблением неуместных слов или их пропуском, множественными ошибками письма.

Диагностика афазии

Поскольку расстройство находится на стыке неврологии и психиатрии, то и занимаются им неврологи совместно с психиатрами и клиническими психологами и логопедами.

При первичном обращении важно обнаружить точную локализацию очага поражения. Для этого используются методы нейровизуализации: МРТ, КТ, УЗИ сосудов головы и шеи, ангиография с контрастом. При необходимости исследования дополняются консультацией нейрохирурга.

Важное диагностическое значение имеет работа нейропсихолога, который исследует все составные части речи, а также виды памяти, праксиса (координированные произвольные движения), гнозиса (способность к познанию окружающего мира). У детей дополнительно исследуют признаки умственной отсталости. К обследованию детей привлекается сурдолог для исследования остроты слуха.

Лечение афазии

В лечебных мероприятиях участвуют невролог и логопед, по ситуации – психиатр и физиотерапевт.

Невролог назначает терапию, направленную на ограничение и уменьшение очага поражения. Для этого назначается противоотечные, метаболические и ноотропные средства, а также нейропротекторы.

Занятия с логопедом желательно начинать как можно раньше, в идеале – как только миновала угроза жизни. Для каждого пациента с афазией для восстановления речи специалист разрабатывает индивидуальную коррекционную программу в соответствии с тяжестью и особенностями поражения. Наилучшие результаты получаются в течение первых 2–3 лет, в более позднем периоде восстановление проблематично.

Общего для всех прогноза при афазии не существует. Вероятность хорошего исхода определяется очагом поражения, возрастом, сопутствующими болезнями, состоянием иммунитета.

Автор статьи:

Маркелов Глеб Владимирович

невролог, консультации онлайн

опыт работы 4 года

отзывы оставить отзыв

Клиника

м. Сухаревская

Отзывы

Услуги

  • Название
  • Прием, консультация врача-невролога первичный