Сенсорная афазия: что это за болезнь речи, виды, формы, классификация, лечение, симптомы, причины

Содержание

что это за болезнь речи, виды, формы, классификация, лечение, симптомы, причины

Размер шрифта Цветовая схема Изображения

x

Записаться на прием

Имя* Телефон* Взрослый Ребенок (до 18 лет)

x

Записаться на анализ

Имя* Телефон*

☆ ул.

Малая Балканская, д. 23 (м. Купчино)

Дунайский пр-т, д. 47 (м. Дунайская)

пр-т Ударников, д. 19 (м. Ладожская)

ул. Маршала Захарова, д. 20 (м. Ленинский пр-т)

Выборгское шоссе, д. 17 (м. Пр-т Просвещения)

  • Позвонить
    435 55 55
  • Записаться
    на прием

Лечением данного заболевания занимается Невролог

Информация, представленная на странице, не должна быть использована для самолечения или самодиагностики. При подозрении на наличие заболевания, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Провести диагностику и назначить лечение может только ваш лечащий врач.

Содержание статьи:

  • Причины
  • Классификация афазий и симптомы заболевания
  • Диагностика
  • Лечение
  • Прогноз и профилактика

 

Что такое афазия?

Афазия — это расстройство, при котором возникает полная или частичная утрата способности пользоваться собственной речью или/и воспринимать речь других людей. Проявления зависят от формы афазии речи. Пациентам с речевой афазией после проведения диагностики и выявления причин заболевания назначается комплексная терапия, которая включает в себя лечение основной патологии, а также специальное реабилитационное обучение.

 

Причины

 

 

  1. Доброкачественные и злокачественные образования в мозге.
  2. Хронические болезни нервной системы (болезнь Альцгеймера, Пика).
  3. Перенесенные операции на головном мозге.
  4. Инсульт. Обычно является следствием атеросклероза, артериальной гипертензии. После геморрагического инсульта у пациентов обычно возникает смешанный афазический синдром. После ишемических нарушений чаще всего возникают тональная, моторная, сенсорная афазии.
  5. Черепно-мозговые травмы. Бывают открытыми и закрытыми. В результате повреждений помимо речевого могут быть затронуты другие мозговые центры.
  6. Менингит, энцефалит, другие инфекционно-воспалительные патологии. Обычно приводят к нарушению речи у детей  Источник:
    Первичная прогрессирующая афазия. Михайлов В.А., Коцюбинская Ю.В., Сафонова Н.Ю., Ананьева Н.И., Стулов И.К. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика № 11(1), 2019. с.4-11.

 

Классификация афазий и симптомы заболевания

 

 

  1. Сенсорная. Возникает при поражении коры височной части мозга, которая отвечает за понимание и восприятие человеком слуховой части речи. Пациент перестает понимать устную речь частично или полностью, при этом слух у него не нарушен. Ухудшается чтение, письмо. Человек способен складывать слоги в слова и говорить. Он легко произносит знакомые простые слова, но не может воспроизвести новые сложные речевые конструкции. При афазии данного типа речь становится простой, но крайне запутанной. Из-за нарушения структуры предложений человека сложно понять. Пациенты часто говорят эмоционально, быстро, но совсем несвязно, как будто это какой-то другой язык  Источник:
    Об одном из вариантов сенсорной афазии. Визель Т.Г., Колесникова Т.С., Елисеева Ю.А. Вестник угроведения, 2011..
  2. Афферентная моторная. При данной патологии человек практически лишается способности говорить. В особо тяжелых случаях он не может осознанно произносить даже самые простые звуки. Однако, непроизвольно он может произносить не только звуки, но и слова. Но если попросить пациента повторить, что он только что сказал, он не может этого сделать. Человек просто не понимает элементарных вещей (как открыть рот, куда поставить язык, чтобы произнести тот или иной звук и так далее). Это происходит из-за разрыва всех связей между звуковыми выражениями и речевым аппаратом.
  3. Динамическая. Данная форма появляется, если поражено левое полушарие мозга. Пациент легко произносит звуки, способен повторять фразы, но нарушена коммуникация. В особо запущенных случаях помимо речевых дефектов человек начинает механически повторять за своим собеседником его действия. Нарушается выразительность речи, человек не может выразить собственные мысли. Степень нарушения коммуникации может быть различной. Пациентам нужна постоянная стимуляция речи. Они говорят шаблонами, в речи отсутствует смысл.
  4. Акустическая. Нарушается слухоречевая память. Пациенты плохо воспринимают информацию на слух. Сильно снижается объем запоминания. Человек не может повторить простую связку из нескольких слов, произнесенных врачом, и теряет смысл речи при быстром темпе разговора, беседе с несколькими людьми.
  5. Оптико-мнестическая. У пациента нарушается зрительная память, возникают трудности с описанием и называнием окружающих предметов. Данная форма заболевания приводит к нарушению понимания прочитанного текста, ошибкам в письме, счетных операциях.
  6. Семантическая. Нарушается работа теменной части мозга. Данная форма болезни проявляется тем, что пациент забывает названия предметов, перестает понимать сложные речевые обороты, метафоры, пословицы, переносное значение фраз и так далее. Кроме этого, нарушается понимание прочитанного текста.
  7. Эфферентная моторная. Простая ситуативная речь сохраняется, но практически теряется способность к повторению. Если проблема вызвана нарушением мозгового кровообращения, то на ранних этапах речь у пациента может полностью пропадать. Многие могут записать то или иное слово только если произнесут его по слогам. В тяжелых случаях пациент не может правильно произносить слова и записывать их. Некоторые не могут читать книги вслух.
  8. Тотальная. Пациент не может говорить сам и не воспринимает речь других людей.

 

Диагностика

Постановкой диагноза и назначением лечения занимаются различные специалисты (нейропсихологи, неврологи, логопеды). Пациенту назначают следующие исследования:

  1. Для выявления истинных причин развития болезни и локализации очага поражения показано проведение МРТ или КТ головного мозга, а также ангиографии, дуплексного сканирования сосудов мозга, УЗДГ шеи и головы, пункции спинного мозга.
  2. Обследование у нейропсихолога. Врач проводит диагностические мероприятия, направленные на оценку двигательной, зрительной, слухоречевой памяти, интеллекта пациента, его конструктивно-пространственной деятельности.
  3. Анализ речи пациента. Включает исследование письменной и устной речи.
  4. Дифференциальная диагностика  Источник:
    Формирование программирования речевого высказывания при динамической афазии. Лебедева М.А. Вестник магистратуры № 8-1(95), 2019. с.7-13.

 

Лечение

Перед началом коррекции специалисты в обязательном порядке определяют причины заболевания и пытаются их устранить. Терапевтические мероприятия по лечению собственно афазии у взрослых и детей включают в себя:

  1. Работа с доктором. В зависимости от причин заболевания, возраста пациента, степени тяжести патологии, индивидуальных особенностей организма врач разрабатывает программу лечения. Для улучшения понимания речи практикуются простые упражнения.
    Например, пациент жестами отвечает да или нет на простые вопросы («Это окно открыто?»), находит ошибки в предложениях, выполняет простые действия (взять книгу, присесть и так далее). Человеку читают простой текст и просят пересказать его. Со временем тексты становятся длиннее и сложнее. Хороший эффект дает тренировка артикуляционного аппарата.
  2. Медикаментозная терапия,
  3. Физиотерапия,
  4. Массаж, ЛФК.

 

В редких случаях, когда лечение не помогает либо причиной расстройства является опухоль мозга, проводится хирургическое вмешательство. Процесс реабилитации может продолжаться в течение нескольких лет. В ряде случаев пациентам удается полностью восстановить речь. Успех терапии зависит от степени тяжести заболевания, возраста и индивидуальных особенностей организма пациента. Чем раньше начнется лечение, тем выше шансы добиться полного выздоровления.

 

Прогноз и профилактика

При появлении первых подозрительных признаков необходимо немедленно обратиться к специалисту и пройти обследование. Это существенно облегчит последующее лечение и улучшит прогноз. Кроме этого, избежать проблем с речью поможет постоянный контроль показателей артериального давления, своевременное лечение заболеваний мозга и черепно-мозговых травм  Источник:
Восстановление речи у больных с афазией. Бердникович Е.С. Социально-гуманитарные знания, 2015. с.206-215.

 

Что касается прогноза, то наилучшие шансы на выздоровление имеют молодые пациенты. Своевременно начатые восстановительные мероприятия позволяют избежать прогрессирования патологических симптомов. Терапия в среднем продолжается полтора-два года.

 

 

  • Первичная прогрессирующая афазия. Михайлов В.А., Коцюбинская Ю.В., Сафонова Н.Ю., Ананьева Н.И., Стулов И.К. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика № 11(1), 2019. с.4-11
  • Формирование программирования речевого высказывания при динамической афазии. Лебедева М.А. Вестник магистратуры № 8-1(95), 2019. с.7-13
  • Об одном из вариантов сенсорной афазии. Визель Т.Г., Колесникова Т.С., Елисеева Ю.А. Вестник угроведения, 2011
  • Восстановление речи у больных с афазией. Бердникович Е.С. Социально-гуманитарные знания, 2015. с.206-215

 

Статья опубликована: 21.09.2016 г.
Последнее обновление: 05.11.2022 г.

Читайте также

Нервный тик

Миастения

Неврастения

Лицензии

ООО «Меди ком»
(проспект Ударников)

ООО «Меди ком»
(Выборгское шоссе)

ООО «Меди Лен»
(ул. Маршала Захарова)

ООО «Меди Проф»
(Дунайский проспект)

ООО «Меди Проф»
(ул. Малая Балканская)

Перейти в раздел лицензииПерейти в раздел правовая информация

  • Клиники
    для взрослых
  • Детское отделение
  • Центр
     хирургии
  • Центр
    онкологии
  • Круглосуточный стационар
  • Пластическая хирургия
  • Служба помощи на дому
  • Травмпункт
    24 часа

  запись с сайта СКИДКА 10%

Вы записываетесь:

Клиника: {{department}}

Специальность: {{specialty}}

Врач: {{doctor}}

Дата и время: {{form. date | setTime(form.time) | dateTimeFormatted}}

Дата рождения: {{age | dateFormatted}}

{{appointmentReply}}

Нажимая «Записаться», я принимаю условия пользовательского соглашения, положения о защите персональных данных и даю свое согласие на обработку персональных данных.

Для того, чтобы пройти обязательную регистрацию необходимо подойти на регистратуру за 10 мин до времени вашего приема с паспортом.
Если пациент несовершеннолетний (дети до 18 лет) — обязательно сопровождение одним из родителей с предъявлением его паспорта и свидетельства о рождении ребенка.

Родственники и третьи лица при сопровождении несовершеннолетнего должны иметь нотариально заверенное согласие родителей или законных представителей.

Если вы записались к колопроктологу, ознакомьтесь с информацией о подготовке к приему

В стоимость консультации входит:
Сбор анамнеза, постановка предварительного диагноза и назначение обследования. Все дополнительные манипуляции врача на приеме оплачиваются согласно прейскуранту.

Если вы передумали, отпишитесь, пожалуйста, от приема по телефону +7 (812) 435-55-55

В стоимость консультации входит:
Сбор анамнеза, постановка предварительного диагноза и назначение обследования. Все дополнительные манипуляции врача на приеме оплачиваются согласно прейскуранту.

Если вы передумали, отпишитесь, пожалуйста, от приема с помощью Личного кабинета или по телефону +7 (812) 435-55-55.

Вы действительно хотите прервать запись?

Если у вас возникли вопросы, позвоните нам по телефону +7 (812) 435-55-55

Вы действительно хотите изменить текущую запись?

Если у вас возникли вопросы, позвоните нам по телефону +7 (812) 435-55-55

В отношении вас действуют некоторые ограничения по записи онлайн.

Запись возможна через контактный центр.
Записаться можно по телефону +7 (812) 435-55-55

Специалист не ведет прием пациентов указанного возраста. Для записи заполните форму ниже, и с Вами свяжутся.

Записаться на прием

Хотите мы
вам перезвоним?

Имя Телефон

Нажимая на кнопку, вы даете согласие
на обработку своих персональных данных

С вами свяжутся для подтверждения заявки.

Запись на прием

Запись через сайт предварительная

Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту

Нажимая на кнопку, вы даете согласие
на обработку своих персональных данных

Подробнее о гарантии качества медицинских услуг

Хотите, мы
вам перезвоним?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие
на обработку своих персональных данных

Оставьте заявку и наш специалист
подберет удобное время для сеанса связи с врачом

Нажимая на кнопку, вы даете согласие
на обработку своих персональных данных

Получить купон на повторное посещение

Скриншот отзыва с Яндекс. Карт*

Нажимая на кнопку, вы даете согласие
на обработку своих персональных данных

Записаться
на консультацию

Выберите клинику *Дунайский пр-т, дом 47пр-т Ударников, дом 19, корп. 1ул. Маршала Захарова, дом 20Выборгское шоссе, дом 17, корп. 1

Нажимая на кнопку, вы даете согласие
на обработку своих персональных данных

Подробнее о гарантии качества медицинских услуг

Запись на анализы

Запись через сайт предварительная

Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту

Нажимая на кнопку, вы даете согласие
на обработку своих персональных данных

Написать руководителю
службы клиентской поддержки СМ-Клиника

Нажимая на кнопку, вы даете согласие
на обработку своих персональных данных

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

Принять

Что такое речевая афазия: определение нарушения речи

Афазия – это неспособность человека нормально разговаривать из-за поражения центров коры головного мозга. Может наблюдаться полная или частичная утрата речи, при ее сохранении отмечаются длительные паузы, перестановка слов в предложениях.

Виды афазии

Иногда нарушается письмо и чтение, у эмоциональных пациентов быстро развиваются психологические проблемы.

Формы патологии:

  • сенсорная – поражается височная доля, пациент перестает понимать речь, но может разговаривать;
  • моторная – поражается речедвигательный центр Брока, больной теряет способность произносить слова;
  • семантическая – повреждается теменно-височно-затылочной область, что приводит к снижению восприятия сложных предложений;
  • амнестическая – от латинского слова «аmnesia – потеря памяти», из-за поражения теменно-височной зоны пациент забывает название некоторых слов;
  • тотальная – отмечается полная утрата восприятия речи и разговорной деятельности.

Моторная афазия

Моторная афазия – это утрата уже сформированной речи, возникает в результате поражения нижних отделов постцентральной извилины головного мозга и сопровождается рядом двигательных нарушений артикуляторного аппарата: мышц гортани, глотки и языка. Причиной являются органическое поражение головного мозга: травмы, опухоли, инсульт или тяжелое течение местных инфекций.

Лечение моторной афазии включает устранение причины нарушения иннервации артикуляционного аппарата и восстановление утраченных функций. В последнем случае проводится работа с логопедом-дефектологом.

Сенсорная афазия

При сенсорной афазии нарушается функция речи из-за того, что страдает словесно-логическое мышление и слуховое восприятие. При этом человек способен воспринимать отдельные слова и даже части предложения, но далеко не всегда. Нарушается восприятие слов, для пациента их будто говорят на иностранном языке. Из-за этого появляется тревожность и раздражительность, что может ухудшить общее состояние.

Обычно люди с сенсорной афазией нуждаются в консультации логопеда и психолога. При органическом поражении слухового анализатора показано наблюдение и лечение у невролога.

Динамическая афазия

Динамическая афазия характеризуется нарушением построения слов в предложениях, в результате чего пациент не может грамотно выразить свои мысли. Речь становится несвязанной, непонятной, могут отсутствовать отдельные слоги и даже слова. Человек будто «глотает» окончания, не делает пауз и не разделяет интонацию. В тяжелых случаях речь отсутствует полностью.

Отличием динамической афазии являются сложности восприятия существительных, предлогов, местоимений и глаголов. Пациент, как правило, употребляет простые и шаблонные фразы. Для восстановления речи требуется длительная работа с логопедом-дефектологом.

Афферентная афазия

При афферентной форме афазии страдает слуховое восприятие, в результате чего возникают трудности с построением слов. Отличительной особенностью является то, что слух сохранен, но отсутствует дифференциация слов в предложениях. Вследствие такого нарушения сторонняя речь для пациента слышится как незнакомая и непонятная.

Чаще всего к афферентной афазии приводят травмы коры головного мозга в области слухового анализатора. Для успешного лечения потребуется консультация невролога, иногда назначается наблюдение психолога или психиатра. Восстановить речь поможет логопед.

Семантическая афазия

При семантической афазии нарушается воспроизведение речи вследствие поражения коры головного мозга в области теменно-височно-затылочной области. Этот отдел отвечает за восприятие сложных предложений, словосочетаний и слов, связанных между собой союзами и предлогами. В такой ситуации человек не понимает обычную разговорную речь и не может построить сложные предложения.

Прогноз коррекции семантической афазии во многом зависит от тяжести состояния – при легких нарушениях удается добиться улучшений за несколько тренингов. Пациента должен наблюдать логопед, специалист составляет программу реабилитации и контролирует проведение коррекции.

Эфферентная афазия

При эфферентной афазии поражаются центры Брока, при которых возникают расстройства воспроизведения речи, а также двигательные нарушения. Появляются слоговые, звуковые и лексические перестановки, речь становится несвязанной и малопонятной. Пациент непроизвольно говорит некоторые слова, слоги, повторяет отдельные фразы. При данном заболевании сложно переключить артикуляторный акт с одного на другой.

Эфферентная афазия успешно поддается коррекции, если органическое поражение головного мозга выражено слабо или если не затронуты глубокие слои коры. Для лечения требуется наблюдение у невролога, работа с логопедом-дефектологом.

Речевая афазия

При данной форме афазии поражаются речевые центры коры головного мозга, из-за чего нарушается построение слов в предложениях, затруднен подбор букв и слогов. Человек не может правильно выражать свои мысли, использует простые и короткие слова. Слух при этом сохранен вместе с дифференциацией и разборчивостью языка.

Поставить диагноз речевая афазия сможет только специалист после общения с пациентом. Проводятся пробы для определения нарушения, его выраженности и степени тяжести. Подбирается корректирующая программа, ее содержание составляет логопед после обследования пациента.

Мнестическая афазия

Мнестическая афазия развивается при поражении средних и задних отделов височной области, которые отвечают за слухоречевую память. Она нарушается таким образом, что новое услышанное слово как бы «стирает» предыдущее. Если пациенту сказать сложное предложение, он не сможет его воспроизвести. Часто подбираются сходные по смыслу слова, которые не всегда отражают основную мысль текста.

В некоторых случаях человек может повторять первое и последнее слово из сказанного предложения, это состояние называется «эффект краев». При тяжело выраженной афазии – только первое, либо последнее слово.

Гностические афазии

При гностической афазии поражаются центры Вернике, который находится в задних отделах верхней височной извилины коры левого полушария. Обычно развивается после инсульта или травмы, выраженность симптомов может быть различной. В тяжелых случаях наблюдается полное непонимание речи, в при среднем поражении пациент использует «слова-догадки», заменяя ими те фразы, которые не пронимает.

Гностическая афазия характеризуется ем, что отмечается потеря предметности слов – то есть человек отчетливо слышит слово, но не понимает, что оно означает. Все слова в данном случае слышатся одинаково и не несут никакого эмоционального оттенка.

Логопедическая афазия

При логопедической афазии отмечается нарушение воспроизведения речи из-за расстройства речевого аппарата, что вызвано социально-психологическими факторами. В отличие от органического поражения головного мозга, справиться с таким дефектом сможет логопед при работе с пациентом. Назначаются групповые и индивидуальные занятия, выполнение домашних заданий.

Логопедическую афазию проще скорректировать в детском возрасте, поэтому к специалисту нужно обратиться как можно раньше. Логопед оценит степень нарушения, подберет эффективную программу реабилитации.

Афазия может появляться в любом возрасте, обычно ей предшествуют травмы головного мозга, менингит, инсульты, атеросклероз церебральных артерий. На фоне этих нарушений ухудшается питание нейронов, что приводит к снижению их работоспособности и последующей гибели.

Транскортикальная сенсорная афазия: пересмотрено и пересмотрено

. 2000 авг; 123 (часть 8): 1634-42.

дои: 10.1093/мозг/123.8.1634.

D Лодочник 1 , Б. Гордон, Дж. Харт, О. Селнес, Д. Мильоретти, Ф. Ленц

принадлежность

  • 1 Отделение неврологии, отоларингологии, биостатистики и нейрохирургии и Институт разума/мозга Кригера, Медицинские учреждения Джона Хопкинса, Балтимор, Мэриленд, 21287, США.
  • PMID: 10908193
  • DOI: 10.1093/мозг/123.8.1634

D Боутман и др. Мозг. 2000 авг.

. 2000 авг; 123 (часть 8): 1634-42.

дои: 10.1093/мозг/123.8.1634.

Авторы

D Лодочник 1 , Б. Гордон, Дж. Харт, О. Селнес, Д. Мильоретти, Ф. Ленц

принадлежность

  • 1 Отделение неврологии, отоларингологии, биостатистики и нейрохирургии и Институт разума/мозга Кригера, Медицинские учреждения Джона Хопкинса, Балтимор, Мэриленд, 21287, США.
  • PMID: 10908193
  • DOI: 10.1093/мозг/123.8.1634

Абстрактный

Транскортикальная сенсорная афазия (ТСА) характеризуется нарушением слухового восприятия с неповрежденным повторением и беглой речью. Мы временно индуцировали TSA с помощью электрических помех во время рутинного картирования функции коры у шести взрослых пациентов с приступами. Для каждого пациента TSA был связан с несколькими задними участками коры, включая заднюю верхнюю и среднюю височную извилины, в классической зоне Вернике. Ряд участков TSA непосредственно примыкал к участкам, где у тех же пациентов была выявлена ​​афазия Вернике. Фонологическое декодирование речевых звуков оценивали по слуховому различению слогов, и было обнаружено, что оно не нарушено во всех местах, где был индуцирован TSA. В подмножестве электродных участков, где картина языковых дефицитов в остальном напоминала TSA, называние и чтение слов оставались нетронутыми. Проверка языковой латерализации с помощью внутрикаротидной инъекции амобарбитала не показала признаков независимой речи правого полушария. Эти результаты предполагают, что TSA может быть результатом одностороннего нарушения между фонологией левого полушария и лексико-семантической обработкой.

Похожие статьи

  • Транскортикальная сенсорная афазия вследствие обширного инфаркта левого полушария головного мозга.

    Вараби Ю., Бандох М., Курисаки Х., Нисио С., Хаяши Х. Вараби Ю. и др. Ринсё Синкейгаку. 2006 май; 46(5):317-21. Ринсё Синкейгаку. 2006. PMID: 16886797 Японский.

  • Восстановление семантической обработки слов при транскортикальной сенсорной афазии: исследование функциональной магнитно-резонансной томографии.

    Зан Р., Хубер В., Дрюс Э., Шпехт К., Кемени С., Рейт В., Уиллмес К., Шварц М. Зан Р. и соавт. Нейрокейс. 2002;8(5):376-86. doi: 10.1076/neur.8.4.376.16189. Нейрокейс. 2002. PMID: 12499412

  • Разновидности дефицита семантического «доступа» при афазии Вернике и семантической афазии.

    Томпсон Х.Э., Робсон Х., Лэмбон Ральф М.А., Джеффрис Э. Томпсон Х.Э. и соавт. Мозг. 2015 декабрь; 138 (часть 12): 3776-92. doi: 10.1093/мозг/awv281. Epub 2015 9 октября. Мозг. 2015. PMID: 26454668 Бесплатная статья ЧВК.

  • Восприятие речи правым полушарием, выявленное инъекцией амобарбитала и электрическими помехами.

    Лодочник Д., Харт Дж. Младший, Лессер Р.П., Ханикатт Н., Андерсон Н.Б., Мильоретти Д. , Гордон Б. Боутман Д. и др. Неврология. 1998 авг; 51 (2): 458-64. doi: 10.1212/wnl.51.2.458. Неврология. 1998. PMID: 9710019

  • Текущие споры о области Вернике и ее роли в языке.

    Биндер младший. Биндер Дж.Р. Curr Neurol Neurosci Rep. 2017 Aug;17(8):58. doi: 10.1007/s11910-017-0764-8. Curr Neurol Neurosci Rep. 2017. PMID: 28656532 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Речевые вычисления верхней височной извилины человека.

    Бхая-Гроссман И., Чанг Э.Ф. Бхая-Гроссман I и др. Анну Рев Психол. 2022 4 января; 73: 79-102. doi: 10.1146/annurev-psych-022321-035256. Epub 2021 21 октября. Анну Рев Психол. 2022. PMID: 34672685 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Обзор карт корковой и подкорковой стимуляции для языка.

    Янг Дж.С., Ли А.Т., Чанг Э.Ф. Янг Дж. С. и др. Нейрохирургия. 2021 16 августа; 89 (3): 331-342. doi: 10.1093/neuros/nyaa436. Нейрохирургия. 2021. PMID: 33444451 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Источники фонемных ошибок при повторении: персеверативные, неологические и паттерны повреждений в жаргонной афазии.

    Pilkington E, Keidel J, Kendrick LT, Saddy JD, Sage K, Robson H. Пилкингтон Э. и др. Передний шум нейронов. 2017 4 мая; 11:225. дои: 10.3389/fnhum.2017.00225. Электронная коллекция 2017. Передний шум нейронов. 2017. PMID: 28522967 Бесплатная статья ЧВК.

  • Перисильвиева корковая сеть, лежащая в основе повторения одного слова, выявляется с помощью электрокортикальной стимуляции и прямых нейронных записей.

    Леонард М.К., Кай Р., Бабиак М.С., Рен А., Чанг Э.Ф. Леонард М.К. и др. Брейн Ланг. 2019 июнь; 193:58-72. doi: 10.1016/j.bandl.2016.06.001. Epub 2016 19 июля. Брейн Ланг. 2019. PMID: 27450996 Бесплатная статья ЧВК.

  • От мимикрии к языку: нейроанатомическая эволюционная модель возникновения речевого языка.

    Полива О. Полива О. Фронтальные нейроски. 2016 30 июня; 10:307. doi: 10.3389/fnins.2016.00307. Электронная коллекция 2016. Фронтальные нейроски. 2016. PMID: 27445676 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

вещества

Грантовая поддержка

  • DC03081/DC/NICDD NIH HHS/США

Афазия — StatPearls — NCBI Bookshelf

Непрерывное обучение

Афазия — это нарушение речи, вызванное повреждением языковой области мозга, прежде всего областей Брока и Вернике. Повреждение головного мозга может быть вызвано различными патологическими процессами, такими как нарушение мозгового кровообращения (ЦНС), черепно-мозговая травма (ЧМТ), новообразование головного мозга или нейродегенеративные заболевания. У пациентов могут развиться симптомы, которые включают трудности с артикуляцией слов или предложений, дефицит понимания или и то, и другое. Это мероприятие посвящено оценке и лечению афазии и описывает роль межпрофессиональной команды в уходе за пациентами с этим заболеванием.

Цели:

  • Определите патофизиологию афазии.

  • Опишите типичное проявление каждого синдрома афазии.

  • Объясните доступные варианты лечения афазии.

  • Опишите стратегии межпрофессиональной команды по улучшению координации помощи и коммуникации для улучшения ухода за пациентами с афазией и улучшения результатов.

Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Афазия — это нарушение понимания или формулирования речи, вызванное повреждением коркового центра речи. Это может быть вызвано многими различными заболеваниями и расстройствами головного мозга; однако наиболее частой причиной развития афазии у человека является нарушение мозгового кровообращения (ЦВС). Симптомы афазии могут варьироваться от легких нарушений до полной потери любых основных компонентов языка, таких как семантика, грамматика, фонология, морфология и синтаксис.

Функция языка заключается в способности выражать и понимать устные и письменные слова. Речевая область мозга обычно расположена в доминантном полушарии. Эти структуры включают область Вернике, область Брока и дугообразный пучок. Зона Вернике расположена на заднем конце верхней височной извилины. Его функция заключается в обработке зрительной и слуховой информации, а также в том, что он является центром понимания и планирования слов. Область Брока расположена в нижней лобной области и является центром моторного исполнения речи и формирования предложений. [2] Дугообразный пучок — нервный путь, соединяющий область Вернике с областью Брока.

Специфические синдромы афазии зависят от локализации поражения в головном мозге.[3] При беглой афазии пациент может говорить предложениями, которые звучат как нормальная речь, но некоторые слова являются выдуманными или содержат неправильные звуки. Люди с не беглой афазией с трудом произносят слова, пропускают слова и говорят очень короткими предложениями. Специфические синдромы неплавной афазии включают Брока, транскортикальную моторную, смешанную транскортикальную и глобальную афазию. Синдромы беглой афазии включают синдромы Вернике, транскортикальную сенсорную, проводниковую и аномическую.

Этиология

Афазия чаще всего наблюдается у пациентов, перенесших нарушение мозгового кровообращения, но может наблюдаться при нейродегенеративных заболеваниях (болезнь Альцгеймера, лобно-височная долевая дегенерация и т. д.), сосудистой деменции, опухоли головного мозга или черепно-мозговой травме.

Афазия не является вторичной по отношению к повреждению моторной или сенсорной функции. Это не является результатом периферических моторных или сенсорных проблем, включая паралич речевых мышц или общее нарушение слуха.

Эпидемиология

По данным Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD), в Соединенных Штатах ежегодно регистрируется 180 000 новых случаев афазии, и афазией страдает 1 из каждых 272 американцев. Приблизительно одна треть случаев связана с нарушениями мозгового кровообращения.[4] Наиболее распространенным типом является глобальная афазия.[5] Существует одинаковая частота афазии, вызванной CVA, среди мужчин и женщин. Однако заболеваемость зависит от возраста. У лиц моложе 65 лет вероятность заболеть составляет 15% по сравнению с лицами старше 85 лет, а вероятность развития этого заболевания составляет 43%.[7] От 25% до 40% выживших после инсульта развивается афазия из-за повреждения областей мозга, отвечающих за обработку речи.

Патофизиология

Афазия вызывается поражением речевых областей мозга, которые обычно расположены в доминантном полушарии. Для большинства населения доминирующее полушарие находится на левой стороне.[8] Это области Вернике, Брока и дугообразный пучок. Наиболее частая причина афазии связана с CVA. CVA возникает, когда кровоснабжение определенной части мозга значительно снижено или остановлено из-за ишемического события (например, эмболии или тромбоза) или геморрагического события (например, внутримозгового кровоизлияния, субарахноидального кровоизлияния). В некоторых случаях афазия может быть вызвана повреждением подкорковых структур в глубине левого полушария, включая внутреннюю и внешнюю капсулы, таламус и хвостатое ядро.[9]]

Кроме того, афазия может быть вызвана прогрессирующим ухудшением мозговой ткани, таким как болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, сосудистая деменция, некоторые формы болезни Паркинсона, или прямыми физическими повреждениями, как при черепно-мозговой травме. Другими причинами повреждений речевых областей могут быть инфекции и массовые эффекты опухолей головного мозга.[10]

Анамнез и медицинский осмотр

Существует множество различных типов синдромов афазии с признаками и симптомами, которые могут частично совпадать друг с другом. Клиницист, обладающий способностью различать и распознавать различия в каждом типе афазии, может тщательно сформулировать индивидуальный план лечения.

Афазия Вернике (рецептивная)

  • Поражение расположено в области Вернике (область Бродмана 22), которая является центром понимания и планирования слов.[11][12] Хотя пациенты не могут понимать письменные и/или устные слова, их речь остается беглой. В то же время, однако, их речь лишена смысла и может включать парафазии, как фонематические, так и семантические, неологизмы и жаргонизмы. Фонематическая парафазия включает слова, которые звучат одинаково (например, сок и карта), в то время как семантическая парафазия относится к словам, которые относятся друг к другу (например, диван вместо дивана). Неологизмы – это выдуманные слова. Жаргон — это набор выдуманных слов в сочетании с реальными словами, которые вместе не имеют смысла в контексте. Эти больные не осознают своих ошибок и не осознают, что их речь лишена смысла.

Афазия Брока (выразительная)

Проводниковая афазия

Транскортикальная сенсорная афазия

  • Поражение расположено вокруг зоны Вернике, однако, не затрагивая зону Вернике и изолируя ее. Пациенты не способны понимать, но могут повторять с беглой речью. В то же время у больных отмечается наличие семантической парафазии.

Транскортикальная моторная афазия

  • Поражение расположено вокруг области Брока, однако, не затрагивая область Брока и изолируя ее. Пациенты имеют не беглую речь, но могут повторять длинные сложные фразы. Больные, как правило, молчат, но могут говорить 1–2 словами.

Смешанная транскортикальная афазия

  • Поражение расположено вокруг области Вернике, области Брока и дугообразного пучка, но эти области не затрагиваются и изолированы. Пациенты будут иметь серьезные нарушения речи и понимания; однако они могут повторять длинные сложные предложения.

Глобальная афазия

  • Очаги различаются по размеру и расположению, но, как правило, располагаются по ходу левой средней мозговой артерии. Это самая тяжелая форма афазии. Пациенты могут произносить только несколько узнаваемых слов и практически не понимают письменной или устной речи. Больные не умеют читать и писать.

Аномия

  • Поражение находится в угловой извилине и является самой легкой формой афазии. Больные испытывают трудности с подбором слов.

Связанное поведение

  • Самовосстановление — это нарушение беглой речи в результате неправильных попыток исправить ошибочное воспроизведение речи.

  • Нарушения речи включают повторения и удлинения на фонематическом, слоговом и словесном уровне с патологической частотой.

  • Сохраненный и автоматический язык — это когда некоторые языки или языковые последовательности, которые часто использовались до начала заболевания, по-прежнему воспроизводятся с большей легкостью.

  • Борьба при не беглой афазии является серьезным ограничением количества выраженных слов

Обследование

Пациенты с афазией обычно обследуются с помощью компьютерной томографии (КТ) без контраста первоначально при подозрении на ЦВК, а затем магнитно-резонансная томография (МРТ) для определения точного местоположения поражения. Затем их оценивают речевые/языковые патологи, чтобы оценить и помочь выявить области языкового дефицита. Для выявления афазии используется несколько формальных экзаменов, таких как бостонский диагностический экзамен на афазию и батарея западной афазии. Бостонский диагностический экзамен на афазию дает оценку степени тяжести от легкой до тяжелой. Батарея западной афазии помогает оценить, страдает ли пациент афазией, и если да, то определить ее тип и тяжесть. Кроме того, он обеспечивает базовый уровень и должен повторяться для улучшения тенденций, при этом определяя сильные и слабые стороны.

Для оценки афазии используются три части языковых оценок, чтобы различать различные типы синдромов афазии. Это включает в себя беглость речи, понимание и повторение. Беглость речи влечет за собой типичную скорость речи, сохранность синтаксических способностей и непринужденную речь. Понимание – это способность пациента понимать письменные и устные слова. Наконец, повторение — это способность пациента повторять написанные или произнесенные слова.

Синдромы беглой афазии

  • Wernicke- беглый, нарушенное понимание, неспособное повторить

  • Транскоркотическое сенсорное бегство, нарушение, способное повторить

  • . , полное понимание, способность повторять

Синдромы афазии, не связанной беглой речью

  • Брока — не беглое, полное понимание, неспособность повторить

  • Транскортикальный двигательный — не беглое, понимание сохранное, способность к повторению

Когнитивный нейропсихологический подход пытается определить ключевые языковые навыки, которые не функционируют должным образом. Они называются модулями. У пациента могут возникнуть трудности с одним или несколькими модулями.

Лечение/управление

Начальное лечение афазии зависит от ее причины. Неотложная помощь следует основам интенсивной терапии: дыхательные пути, дыхание и кровообращение. У пациентов с острым сердечно-сосудистым заболеванием пациенты могут получать внутривенную тромболитическую терапию с активатором тканевого плазминогена (tPA), внутриартериальную механическую тромбэктомию или каротидную эндартерэктомию [13]. Хирургическая декомпрессия используется у пациентов с геморрагической коронарной недостаточностью, ЧМТ или опухолями головного мозга. Если причина связана с инфекцией, может быть показано назначение стероидов, противовирусных препаратов или антибиотиков.

Хотя стандартного лечения не существует, основная цель состоит в том, чтобы пациенты обрели максимальный уровень независимости. Для достижения этой цели необходимо устранить сопутствующие физические заболевания, психическое здоровье и дефициты пациента и обеспечить их надлежащее лечение. Кроме того, обучение лиц, осуществляющих уход, и социальная поддержка в значительной степени влияют на исход выздоровления пациента.

Пациенты, страдающие афазией, испытывают трудности с выражением своих желаний и потребностей. Некоторые пациенты с афазией осознают свой дефицит и ситуацию, что может расстраивать и может привести к тяжелой депрессии и отсутствию участия в терапии. Таким образом, ранняя диагностика депрессии играет важную роль в лечении пациентов с афазией. Пациенту потребуется эмоциональная поддержка со стороны семьи, друзей и/или духовных лидеров. Может быть показано направление к психиатру, нейропсихологу и/или психологу для оценки и лечения. Кроме того, лечение депрессии включает медикаментозное лечение.[14] К препаратам первой линии относятся селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), а также трициклические антидепрессанты (ТЦА). Тем не менее, СИОЗС обычно предпочтительнее из-за меньшего количества побочных эффектов.

Пациенты будут обследованы логопедами для определения их сильных и слабых сторон, чтобы составить индивидуальный план лечения. Тем не менее, было показано, что пациенты лучше справляются с короткими интенсивными сеансами лечения по сравнению с более длительными, но менее интенсивными сеансами лечения.[15] Пациентам будут предоставлены различные компенсаторные стратегии, также известные как усиливающая и альтернативная коммуникация (AAC). Эти стратегии могут включать предоставление пациентам белой доски, ручки и бумаги для письма, фотографий обычных предметов для идентификации или более продвинутых устройств, таких как планшеты с общими фразами или картинками.

Пациенты с афазией, не умеющей бегло говорить, такой как афазия Брока, имеют нарушенную беглость, когда речь идет о построении предложений, но, как правило, сохраняют певческие способности. Мелодико-интонационная терапия (MIT) использует мелодию и ритм для улучшения беглости речи пациента. Теория, лежащая в основе MIT, заключается в использовании неповрежденного недоминантного полушария, которое отвечает за интонирование и сокращение использования доминантного полушария. MIT можно использовать только у пациентов с неповрежденным слуховым восприятием.[16]

Достижения в технологии нейровизуализации теперь позволяют оценить активацию речевых областей мозга, что позволяет добиться дальнейших успехов в исследованиях и лечении афазии.[4][17] Исследования транскраниальной стимуляции постоянным электрическим током (TES) и транскраниальной магнитной стимуляции (TMS) показали многообещающие результаты.[18] Наряду с терапией наблюдалось улучшение результатов поиска слов, функций и деятельности.[19] Следует отметить, что использование нейровизуализации для выделения оптимальных мест стимуляции для использования ТЭС дорого и требует много времени; поэтому в настоящее время он больше применим в исследованиях, чем в клиническом лечении. Стимуляция вспомогательных систем проще и показала себя многообещающей.[20] Исследования фармакологической терапии дали неоднозначные результаты и, как правило, совпадают с лечением сердечно-сосудистых заболеваний. Лекарственная терапия включает дофаминергические агенты, а катехоламинергические агенты могут способствовать пластичности и восстановлению нервной системы, но требуют дальнейших исследований.

Дифференциальный диагноз

Афазия может проявляться коварно или остро и быть вызвана несколькими болезненными процессами, которые необходимо исключить, такими как ишемическая болезнь сердца, опухоль головного мозга, кровоизлияние в мозг, черепно-мозговая травма (ЧМТ) и деменция, вызванная токсином, инфекцией, или сосудистые.

Другие дифференциальные диагнозы, которые следует учитывать, включают:

  • Изменение психического статуса из-за энцефалопатии или бреда

  • Дисфония

  • Дизартрия

  • Апраксия речи

  • Когнитивно-коммуникационное расстройство

  • Глубокость

Прогноз

Восстановление афазии в зависимости от типа, супружеская, причина, причина, мотивация, пациентов, пациентов, пациентов, и т. Д. Наибольшее улучшение можно увидеть через два-три месяца после начала заболевания, и, как правило, оно достигает пика через шесть месяцев, после чего показатели выздоровления резко снижаются. Афазия Брока лучше восстанавливается по сравнению с глобальной афазией, а глобальная афазия лучше восстанавливается по сравнению с афазией Вернике.

Осложнения

Пациенты, страдающие афазией, которые когда-то были образованными и грамотными, теперь не могут сообщить о своих основных желаниях и потребностях. Многие сохраняют неповрежденное осознание своего дефицита и могут впасть в отчаяние и даже в ярость. Они могут чувствовать, что потеряли контроль над своей жизнью и чувствуют себя изолированными, что приведет к тяжелой депрессии.[24] Кроме того, многие будут страдать от других дефицитов, наблюдаемых при сердечно-сосудистых заболеваниях, ЧМТ и т. д., таких как потеря подвижности, способность выполнять повседневные действия или быть прикованным к постели. Пациенты могут иметь недержание кишечника или мочевого пузыря и не могут сообщить, мочились они или испражнялись. Это повысит вероятность инфекций или пролежней. У них может быть боль, которая недолечена. Таким образом, осложнения афазии в конечном итоге связаны или зависят от основной причины.

Многие пациенты с афазией часто имеют сопутствующие неязыковые когнитивные нарушения. Это часто включает внимание и рабочую память. Это может включать вербальную область, а также зрительно-пространственную область.[25]

Консультации

  • Physiatrist (физическая медицина и реабилитация)

  • Психиатр

  • Невролог

  • Патолог-речи

  • 8
  • 8
  • 8
  • 8
  • 8
  • 8
  • 8
  • 8
  • .0003

Сдерживание и обучение пациентов

Наиболее частой причиной афазии является ЦОН, и пациенты должны быть обучены корректировке модифицируемых факторов риска, которые могут привести к ЦОН. Наиболее важным модифицируемым фактором риска является артериальная гипертензия. Пациенты должны следовать различным рекомендациям, таким как Американская коллегия кардиологов (ACC) или Объединенный национальный комитет (JNC-7, 8), чтобы держать свое кровяное давление под контролем. [26] Пациенты с мерцательной аритмией должны получать антикоагулянтную терапию на основании оценки CAD VASC2, а больным диабетом необходимо контролировать уровень сахара в крови [27]. Пациентов следует поощрять к отказу от курения. В конечном счете, обучение пациентов зависит от основной причины.

Pearls and Other Issues

Важно понимать, что у пациентов с афазией нарушение речи связано с повреждением головного мозга, а не с когнитивным дефицитом. При общении с больными афазией говорите четко, используйте простые и короткие предложения. Другой метод — повторение или запись ключевых слов. Кроме того, дайте пациентам время выговориться и закончить свои мысли и не исправляйте свою речь.

Улучшение результатов работы команды здравоохранения

Афазия вызывается различными болезненными процессами и состоит из многих синдромов. Из-за этого его легко неправильно диагностировать. Первоначальная проблема диагностики афазии заключается в том, что пациенты не могут общаться, чтобы предоставить адекватный анамнез для постановки диагноза. Для этого может потребоваться история от членов семьи или друзей, которая может быть ненадежной или недоступной. Поэтому медицинский работник должен быть знаком с признаками и симптомами афазии.

Сначала пациенты будут обращаться к врачам первичной медико-санитарной помощи или врачам неотложной помощи. Способность распознавать афазию может помочь в диагностике ее основной причины. Например, у пациентов с острым инсультом вначале может наблюдаться афазия, которая может быть ошибочно диагностирована как делирий. Афазия имеет много основных причин и требует межпрофессиональной команды, включающей физиотерапевта, психиатра, невролога, логопеда и нейропсихолога для лечения сопутствующих заболеваний и нарушений. Члены межпрофессиональной команды должны знать, как правильно общаться и взаимодействовать с пациентами с афазией, чтобы избежать разочарования и поощрять участие пациентов.

Логопед играет жизненно важную роль в определении типа синдрома афазии и разработке индивидуального режима реабилитации с помощью физиотерапевта. В зависимости от сопутствующих заболеваний пациента требуются другие специалисты. У пациентов, перенесших инсульт, могут быть проблемы с сердцем, легкими, почками или кожными покровами, требующие посещения кардиолога, пульмонолога, нефролога и лечащего врача. Физиотерапевты и эрготерапевты войдут в состав межпрофессиональной команды для лечения нарушений физического состояния и оказания помощи в лечении афазии. Пациентам с нейродегенеративным заболеванием потребуется консультация невролога, а пациентам с инфекционными заболеваниями — специалисты-инфекционисты.

Пациенты с афазией, скорее всего, будут страдать депрессией и нуждаются в поддержке медицинских работников, таких как нейропсихолог, психолог и психиатр. Пациентам также потребуется социальная поддержка. Членам семьи, друзьям и/или религиозным лидерам потребуется обширное образование, чтобы помочь пациентам в процессе выздоровления.

Специального протокола лечения пациентов с афазией не существует. Схема лечения и реабилитации очень индивидуальна и требует большой межпрофессиональной команды. Необходимы надлежащие консультации специалистов и обучение членов семьи и друзей, чтобы оптимизировать лечение пациентов и позволить пациентам восстановить максимальный уровень независимости.

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Чанг Э.Ф., Райгор К.П., Бергер М.С. Современная модель языковой организации: обзор для нейрохирургов. Дж Нейрохирург. 2015 февраль; 122(2):250-61. [PubMed: 25423277]

2.

Ochfeld E, Newhart M, Molitoris J, Leigh R, Cloutman L, Davis C, Crinion J, Hillis AE. Ишемия в области брока более достоверно связана с афазией брока при остром, чем при хроническом инсульте. Инсульт. 2010 февраль; 41 (2): 325-30. [Бесплатная статья PMC: PMC2828050] [PubMed: 20044520]

3.

Гроссман М., Ирвин Д.Дж. Первичная прогрессирующая афазия и инсультная афазия. Континуум (Миннеап Минн). 2018 июня; 24 (3, ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ): 745-767. [Бесплатная статья PMC: PMC7988735] [PubMed: 29851876]

4.

Pulvermüller F, Berthier ML. Терапия афазии на основе неврологии. Афазиология. 2008 июнь; 22 (6): 563-599. [Бесплатная статья PMC: PMC2557073] [PubMed: 18923644]

5.

Wang R, Wiley C. Confusion vs Broca Aphasia: A Case Report. Пермь Ж. 2020;24 [бесплатная статья PMC: PMC6907899] [PubMed: 31852049]

6.

Hier DB, Yoon WB, Mohr JP, Price TR, Wolf PA. Пол и афазия в банке данных об инсульте. Брейн Ланг. 1994 г., июль; 47 (1): 155–67. [PubMed: 7922475]

7.

Engelter ST, Gostynski M, Papa S, Frei M, Born C, Ajdacic-Gross V, Gutzwiller F, Lyrer PA. Эпидемиология афазии, связанной с первым ишемическим инсультом: частота, тяжесть, беглость, этиология и тромболизис. Инсульт. 2006 г., июнь; 37 (6): 1379-84. [Пубмед: 16690899]

8.

Лахири Д., Дубей С., Савале В.М., Дас Г., Рэй Б.К., Чаттерджи С., Ардила А. Заболеваемость и симптоматика перекрестной афазии сосудов у бенгальцев. Cogn Behav Neurol. 2019 дек;32(4):256-267. [PubMed: 31800486]

9.

Кульич-Обрадович, округ Колумбия. Подкорковая афазия: три разных синдрома нарушения речи? Евр Дж Нейрол. 2003 г., июль; 10 (4): 445-8. [PubMed: 12823499]

10.

Deng X, Zhang Y, Xu L, Wang B, Wang S, Wu J, Zhang D, Wang R, Wang J, Zhao J. Сравнение моделей реорганизации языковой коры между артериовенозные мальформации и глиомы головного мозга: функциональное МРТ-исследование. Дж Нейрохирург. 2015 Май; 122(5):996-1003. [PubMed: 25658788]

11.

DeWitt I, Rauschecker JP. Новый взгляд на область Вернике: параллельные потоки и обработка текстов. Брейн Ланг. 2013 ноябрь; 127(2):181-91. [Бесплатная статья PMC: PMC4098851] [PubMed: 24404576]

12.

Javed K, Reddy V, M Das J, Wroten M. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 31 июля 2021 г. Нейроанатомия, район Вернике. [PubMed: 30422593]

13.

Медхи Г., Парида С., Николсон П., Сенапати С.Б., Падхи Б.П., Перейра В.М. Механическая тромбэктомия при тромбозе церебрального венозного синуса: серия случаев и техническое примечание. Мировой нейрохирург. 2020 авг; 140: 148-161. [В паблике: 32389866]

14.

Allida S, Cox KL, Hsieh CF, House A, Hackett ML. Фармакологические, психологические и неинвазивные методы стимуляции мозга для предотвращения депрессии после инсульта. Cochrane Database Syst Rev. 2020 May 11;5:CD003689. [Бесплатная статья PMC: PMC7211517] [PubMed: 323 ]

15.

Brady MC, Kelly H, Godwin J, Enderby P, Campbell P. Речевая и языковая терапия при афазии после инсульта. Cochrane Database Syst Rev. 2016 Jun 01;(6):CD000425. [Бесплатная статья PMC: PMC8078645] [PubMed: 27245310]

16.

Шлауг Г., Марчина С., Нортон А. От пения к разговору: почему пение может привести к восстановлению экспрессивной речевой функции у пациентов с афазией Брока. Восприятие музыки. 2008 01 апреля; 25 (4): 315-323. [Бесплатная статья PMC: PMC3010734] [PubMed: 21197418]

17.

San Lee J, Yoo S, Park S, Kim HJ, Park KC, Seong JK, Suh MK, Lee J, Jang H, Kim KW , Kim Y, Cho SH, Kim SJ, Kim JP, Jung YH, Kim EJ, Suh YL, Lockhart SN, Seeley WW, Na DL, Seo SW. Различия в нейровизуализационных характеристиках ранней и поздней небеглой/аграмматической первичной прогрессирующей афазии. Нейробиол Старение. 2020 фев;86:92-101. [PubMed: 31784276]

18.

Насер М.А., Мартин П.И., Хо М., Треглиа Э., Каплан Э., Башир С., Паскуаль-Леоне А. Транскраниальная магнитная стимуляция и реабилитация афазии. Arch Phys Med Rehabil. 2012 Январь; 93 (1 Приложение): S26-34. [Бесплатная статья PMC: PMC3589757] [PubMed: 22202188]

19.

Fridriksson J, Rorden C, Elm J, Sen S, George MS, Bonilha L. Транскраниальная стимуляция постоянным током против симуляционной стимуляции для лечения афазии после инсульта : Рандомизированное клиническое исследование. ДЖАМА Нейрол. 2018 01 декабря; 75 (12): 1470-1476. [Бесплатная статья PMC: PMC6583191] [PubMed: 30128538]

20.

Мейнцер М., Дарков Р., Линденберг Р., Флёэль А. Электрическая стимуляция моторной коры улучшает результаты лечения постинсультной афазии. Мозг. 2016 апрель; 139 (часть 4): 1152-63. [PubMed: 26912641]

21.

Hillis AE. Развитие лечения немоторных симптомов инсульта. Эксперт преподобный Нейротер. 2020 июнь; 20 (6): 567-576. [Бесплатная статья PMC: PMC7351602] [PubMed: 32363957]

22.

Бертье М.Л., Гарсия-Касарес Н., Уолш С.Ф., Наброзидис А., Руис де Миер Р.Дж., Грин С., Давила Г., Гутьеррес А., Пулвермюллер Ф. Восстановление после постинсультной афазии: уроки визуализации мозга и последствия для реабилитации и биологического лечения . Дисков Мед. 2011 Октябрь; 12 (65): 275-89. [PubMed: 22031666]

23.

Бахейт А.М., Шоу С., Кэррингтон С., Гриффитс С. Скорость и степень улучшения при терапии различных типов афазии в первый год после инсульта. Клиника реабилитации. 2007 Октябрь; 21 (10): 941-9. [PubMed: 17981853]

24.

Kariyawasam PN, Pathirana KD, Hewage DC. Факторы, связанные с качеством жизни пациентов с инсультом, связанным со здоровьем, в контексте Шри-Ланки. Здоровье Качество жизни Результаты. 2020 08 мая; 18 (1): 129. [PMC бесплатная статья: PMC7206769] [PubMed: 32384894]

25.

Kasselimis DS, Simos PG, Economou A, Peppas C, Evdokimidis I, Potagas C. Зависит ли дефицит памяти от наличия афазии в левом мозге травмированные пациенты? Нейропсихология. 2013 авг;51(9): 1773-6. [PubMed: 23770384]

26.

Бернс Дж., Персо-Шарма Д., Грин Д. Beyond JNC 8: последствия для оценки и лечения гипертонии у малообеспеченных групп населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *