После инсульта афазия: Нарушение речи после инсульта. Признаки, диагностика, восстановление афазии и дизартрии

Содержание

Восстановление речи после инсульта — упражнения в домашних условиях

Восстановление речи после инсульта

Инсульт представляет собой острое нарушение кровоснабжения мозга, когда от недостатка кислорода гибнут клетки в нервных центрах и разрушаются нейронные связи. Его последствия могут быть самыми разными: потеря памяти, частичный или полный паралич, деменция и нарушения речи. Последние классифицируются по нескольким типам: легкие, средние и тяжелые.

Однако результаты инсульта не являются необратимыми: в большинстве случаев реально вернуть пострадавшего к нормальной жизни при помощи комплекса восстановительных мероприятий.

Признаки нарушения речи

О том, что при инсульте оказались повреждены участки мозга, отвечающие за речь, говорит поведение пострадавшего:

  1. Больной путает слова и звуки, запинается, заикается;
  2. Нарушено построение предложений – вместо «я пошёл на улицу» человек может сказать «я улица на идти» и т. д.;
  3. Частое повторение одних и тех же звуков или слов;
  4. Пациент плохо понимает то, о чем ему говорят, забывает названия предметов;
  5. Нарушены навыки последовательного счёта;
  6. Появились нецензурные слова и выражения.

Последний фактор зачастую становится неожиданным, так как после инсульта могут начать ругаться даже культурные и воспитанные люди. Специалисты утверждают, что это связано с древним происхождением нецензурной лексики.

Виды речевых расстройств

Современная медицина знает два основных вида нарушений речи после инсульта: афазию и дизартрию. В первом случае речь нарушается из-за гибели нейронов и их связей в мозговом центре, который отвечает за речь. Афазия бывает полной и частичной. Дизартрия возникает на фоне того, что в мозге пострадали центры, отвечающие за работу речевых мышц.

Афазия

Является самой распространенной причиной нарушения речи. Всего насчитывается шесть вариаций афазии:

  1. Моторная.
    Эта форма делится ещё на два вида афазии. При афферентной афазии больной не может выбрать артикуляторную позу, которая нужна для того, чтобы произнести конкретные звуки. При эфферентной афазии речь сохраняется на инстинктивном уровне, но нарушено повторение. У пострадавших возникают трудности с переходом из одного положения к другому.
  2. Динамическая. В данном варианте у пациентов наблюдаются проблемы активного высказывания: невозможность корректно сформулировать предложение, потому что нарушены и внешняя, и внутренняя речь. Нередки случаи эхопраксии – повторения – ситуации, когда больной автоматически начинает повторять вслед за собеседником слова, фразы, мимику или жестикуляцию.
  3. Сенсорная. Делится на три типа: корковая, субкортикальная и транскортикальная афазии. В первом случае у больного отсутствуют и понимание, и произношение звуков, во втором – искажается трансляция импульсов от отделов мозга, ответственных за восприятие звуковой информации.
    В третьем случае нарушаются письмо и зрительная функция, но пациент способен к восприятию легких речевых конструкций.
  4. Сематическая. Пострадавшие полностью не понимают сложные речевые конструкции, которые отвечают за пространственное соотношение. Часто наблюдаются проблемы при выполнении заданий, которые содержат сложные синтаксические формулировки. Пациенты забывают названия простейших бытовых предметов – посуды, мебели, одежды, электроприборов, медленно читают. Иногда развивается акалькулия – нейропсихологическое заболевание, когда человек теряет способность последовательного счёта.
  5. Акустико-мнестическая. При данной афазии у больных возникают трудности, которые связаны со способностью удерживать в памяти информацию, воспринимаемую слуховым путём. Во время занятий с логопедом больные не могут повторить простейшие связки из нескольких слов, разобраться в смысле предложения, когда его произносят в быстром темпе или во время разговора с несколькими собеседниками.
  6. Тотальная. Отличительной чертой этого вида афазии является полное отсутствие речи в связи с поражением большого количества участков мозга. Тотальная афазия подлежит тяжелой и долгой коррекционной работе у разных специалистов – от массажистов до логопеда.

Дизартрия

Вид речевого расстройства, когда у пострадавшего от инсульта нарушается работа органов, отвечающих за артикуляцию (язык, нёбо, губы). Наблюдается намного реже, чем афазия, развивается, как правило, при поражении разных структур мозга, в частности черепных нервов, принимающих участие в работе речевых мышц. У пациентов наблюдается вялая и неуверенная речь, затруднено произношение отдельных звуков или слов.

Артикуляционная диспраксия

Ещё один вид нарушений речи – неспособность человека совершать последовательные движения ртом, губами, языком – который делится на два вида: кинетическую и кинестетическую.

В первом варианте появляются трудности при последовательной смене звуков и слогов, пропуск их, замена одного слога или звука на другой, неправильная расстановка ударений.

Во втором варианте возникают нарушения в артикуляционном укладе: мозг испытывает затруднения при взаимодействии с мышцами, отвечающими за воспроизведение звуков.

Формирование двигательных навыков осуществляется через адекватно скоординированные действия. После инсульта в участках мозга с премоторной, профронтальной и моторной корой может произойти гибель нейронов, которая и приведет к диспраксии.

Коррекцией диспраксии в содействии с неврологом и психологом занимается логопед.

Способы восстановления речи после инсульта

Речь после инсульта реабилитируется через комплекс различных мероприятий. Это и приём лекарств, улучшающих кровообращение и способствующий образованию новых нейронных связей, и физиотерапия, массаж, логопедические и артикуляционные упражнения и многое другое. План восстановления речи после инсульта у конкретного больного разрабатывается индивидуально на основе исследований и вынесенного диагноза. Отдельные моменты восстановительной терапии требуют контроля специалиста, но далеко не все. Некоторые упражнения для восстановления речи после инсульта больной может выполнять и при помощи и участии близких ему людей, что сделает процесс выздоровления более эффективным.

Как только состояние пациента стабилизировалось, начинаются самые первые упражнения. Больного обследуют логопед и невролог. Специальные тесты помогают выявить имеющиеся проблемы и назначить дальнейшее лечение.

Нет гарантий, что человек полностью восстановит речевые навыки: многое зависит от того, насколько сильными оказались повреждения мозга, от способностей организма к регенерации и заинтересованности больного и его близких в достижении цели.

Заниматься самолечением и самостоятельно учить больного разговаривать категорически не рекомендуется. Есть риск развития осложнений в виде эхолалии – бессмысленного повторения слов, словесный эмбол, аграматизму и т.д. Комплекс лечебных мероприятий назначается исключительно группой лечащих специалистов.

Логопедические упражнения

Регулярные занятия с логопедом – это залог восстановления речи. Поначалу специалист занимается с пациентом сам, затем родственники могут продолжить тренировки уже в домашних условиях.

Основа работы логопеда – это вовлечение тех или иных участков мозга в управление речевыми функциями. Для этого он использует разные методики и комплексы упражнений:

  1. Фонетические. Через повторение пострадавшим за врачом отдельных звуков, слов и фраз определяется вид нарушения речи. Под контролем оказываются мимические мышцы языка и губ.
  2. Семантические. Стимулируется активный мыслительный процесс. Человек, который перенёс инсульт, должен завершать предложения, ряды ассоциаций, беседовать на различные темы.
  3. Наглядные. Применение карточек с изображениями, книжных иллюстраций и других специализированных предметов для того, чтобы больной начал выстраивать различные связи и ассоциативные ряды. Обычно этот метод используется при сенсорной афазии.
  4. Творческие. К восстановительной работе подключаются различные виды творческой деятельности – в частности те, которыми пациент увлекался. Это может быть выразительное чтение скороговорок, стихов, актёрское мастерство, музыка, пение, рисование и т.д.

Существуют несколько правил выполнения заданий:

  1. Постепенное повышение сложности упражнений;
  2. Обязательно поощрение достижений больного;
  3. Следить за состоянием пациента, не допускать переутомления;
  4. Количество занятий – не более 5-10 в неделю.

На основании успехов пациента время от времени логопед должен корректировать программу восстановительных мероприятий.

Массаж

После инсульта нередки случаи не только нарушения речи, но и появление проблем с речевым аппаратом: у больных нарушается жевательная функция, появляется неконтролируемое слюнотечение, обвисают уголки рта и щёки. Возникает необходимость вернуть мышцам тонус и запустить процесс восстановления правильной мимики.

Здесь на помощь больному приходит специальный массаж, который назначается лечащим врачом в зависимости от особенностей травмы у конкретного человека.

Главные задачи массажа в рамках восстановительной терапии – это:

  1. Улучшение кровообращения и активизация оттока лимфы;
  2. Приведение в норму тонуса и эластичности мышечной ткани;
  3. Укрепление общего состояния организма;
  4. Снятие напряжения и тревожности у пациентов.

Массаж назначают почти сразу после стабилизации состояния больного: примерно через одну-две недели после кризиса. Сначала это простые поглаживания мышц и слабые растирания в умеренном ритме. Затем приёмы становятся более сложными, используются разминание и вибрация, интенсивность и продолжительность сеансов увеличивается.

Решение о назначении или отказе от курсов массажа принимает лечащий врач. Иногда у пациента могут быть противопоказания к нему, повышенный риск развития тяжелых отклонений от нормы функциональности организма, иные осложнения.

Артикуляционные упражнения

Данный вид занятий используется для того, чтобы повысить контроль над мышцами, задействованными в говорении.

Логопедические упражнения, которые разрабатывают язык:

  1. Высунуть его и несколько секунд подержать в таком положении;
  2. Постараться достать языком до носа, задержать;
  3. Провести им из одного угла рта в другой несколько раз;
  4. Поводить языком по нёбу вперёд и назад;
  5. Цокать;
  6. Слегка прикусить язык, предварительно его расслабив;
  7. Обвести губы сначала против часовой, а потом по часовой стрелке.

Упражнения, разрабатывающие губы:

  1. Сложить их в трубочку и вытянуть;
  2. Улыбнуться с закрытым ртом;
  3. Поднимать вверх губу, показывая верхний ряд зубов;
  4. Катать воздух в разные стороны, надувая то одну, то другую щёку;
  5. Дуть через губы, предварительно их расслабив;
  6. Тянуть при помощи пальцев их вверх, вниз, вправо, влево;
  7. Чередовать приподнятые и опущенные уголки рта.

Упражнения, восстанавливающие голос:

  1. Поочерёдное произношение гласных;
  2. Беззвучная артикуляция «Ы»;
  3. Произношение гласных друг за другом с плавным переходом звука, при этом меняя местами ударения;
  4. Повторение согласных звуков – от глухих к звонким.

Упражнения для мимики:

  1. Работа бровями: хмуриться, удивляться при их помощи;
  2. Очень широко открыть, а затем расслабить рот;
  3. «Поцеловать» воздух;
  4. Показать собеседнику язык и тянуть его в разные стороны;
  5. Подвигать челюстью.

В зависимости от вида заболевания врач подбирает индивидуальный комплекс заданий для каждого пациента.

Дыхательная гимнастика

Занятия с логопедом будут проходить в разы эффективнее, если перед началом речевых упражнений выполнить физические, которые улучшат артикуляцию и работу лицевых мышц:

  1. Тянуть букву «У» через вытянутые «трубочкой» губы;
  2. Несколько раз улыбнуться так, чтобы соблюдалась симметрия в уголках губ;
  3. Если потеря чувствительности несущественная – чуть-чуть прикусить нижнюю, а затем и верхнюю губы;
  4. Сворачивать трубочкой язык;
  5. Выразительно почмокать;
  6. Провести языком по губам и нёбу;
  7. Спокойно надуть и сдуть щёки.

Для достижения положительной динамики упражнения должны выполняться регулярно.

Лекарственная терапия

Приём медикаментов в постинсультный период позволяет предотвратить процесс разрушения клеток, нормализовать кровообращение и запустить процесс регенерации тканей.

Специалисты назначают препараты разных видов:

  1. Кроворазжижающие – лекарства, которые снижают вязкость крови и стимулируют улучшение кровообращения;
  2. Диуретики – снимают отёки, в том числе в мозге;
  3. Ноотропные препараты – стимулируют регенерацию нервных клеток;
  4. Гипотензивные препараты – не позволяют артериальному давлению достичь критического значения, которое может спровоцировать осложнения.

Музыкотерапия

В определённых ситуациях, когда больной совсем не говорит, но может петь, помогает лечение музыкой. Все упражнения с логопедом в такой ситуации проходят через пение: пациент пропевает звуки, слова, предложения, повторяет слова и мотив вслед за любимым исполнителем.

Помимо этого, музыка положительно влияет на психику человека, успокаивая или же делая его счастливым. Часто больные пребывают в состоянии депрессии или повышенной тревожности, и здесь на помощь специалистам приходит музыка, которая стабилизирует эмоциональный фон.

Положительное влияние музыки на восстановление мозга после инсульта исследовалось на научных практикумах. Людям с нарушениями речи во время занятий измеряли показатели деятельности коры головного мозга. Было доказано, что музыка стимулирует работу нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей, а значит, и восстанавливает утерянные в ходе болезни свойства мозга.

Физиотерапия

Набор лечебных практик и методик по стимуляции артикуляционного аппарата и голосовых связок путём воздействия электрическими импульсами, магнитным излучением, светом, теплом или воздухом, ультразвуком и т.д.

Одни из главных задач физиотерапии после перенесённого инсульта – это:

  1. Предупреждение осложнений и нового инсульта;
  2. Улучшение кровообращения и обмена веществ;
  3. Предупреждение возникновения тромбов, которые могут привести к закупорке сосудов;
  4. Восстановление мышечного тонуса;
  5. Снятие боли и отёков;
  6. Улучшение прохождения нервных импульсов, ускорение образования новых нейронов;
  7. Нормализация режима сна и общего самочувствия больного.

Иглорефлексотерапия

Популярная процедура используется для коррекции моторной афазии и способствует восстановлению тонуса речевого аппарата.

Эффективность иглоукалывания давно доказана наукой: иглы раздражают нервные окончания в коже, посылают сигналы в головной и спинной мозг, тем самым активируя ЦНС и способствуя образованию новых нейронов. Также при использовании этого метода улучшается активность мышц, уменьшается боль, активизируется иммунная система.

Народные способы

Лечение инсульта травами иногда практикуют некоторые врачи, назначая его в качестве вспомогательной терапии. Приём отваров калины, чабреца, зверобоя, шиповника, календулы, конечно, может поспособствовать улучшению кровообращения или повысить общую сопротивляемость организма, но панацеей не является.

Не рекомендуем самостоятельно начинать лечение родственников, пострадавших от инсульта, народными методами: предварительно проконсультируйтесь у лечащего врача и убедитесь, что у больного нет аллергии на то или иное средство.

Сколько времени занимает восстановления речи после инсульта

Процесс реабилитации занимает обычно от нескольких месяцев до нескольких лет – всё зависит от того, несколько сильно были повреждены речевые центры. Обычные нарушения при афазии исчезают в среднем через 3-6 месяцев после кризиса.

Если инсульт был перенесён в тяжёлой форме, то возможность восстановления утраченных речевых навыков составляет около 55%. При средней тяжести гарантированно можно восстановить 75% повреждений, при лёгкой – до 90%.

Самый благоприятный прогноз наблюдается у больных, которые перенесли моторную афазию. У молодых людей речь восстанавливается практически полностью, у пожилых могут остаться незначительные нарушения в виде нечёткого произношения отдельных звуков.

Где лучше пройти реабилитацию?

Самые первые действия по возвращению утраченных навыков начинаются ещё в условиях стационара. Лечащий врач разрабатывает стратегию лечения и назначает препараты, которые способствуют ускорению регенерации клеток мозга.

Восстановление речи после инсульта проводится как дома, так и в специальных реабилитационных центрах (например, «Южный», г.Москва), где с пострадавшими занимаются квалифицированные логопеды-афазиологи, неврологи, психологи, массажисты.

Предварительно пациента осматривают, назначают по результатам диагностики реабилитационную программу, позволяющую постепенно вернут человека к нормальной полноценной жизни. С родными и близкими пациента проводятся индивидуальные консультации и назначаются комплексы упражнений, которыми необходимо будет продолжать заниматься в домашних условиях.


Афазия после инсульта

Афазия – это медицинский термин, обозначающий потерю способности говорить. Чаще всего она развивается в результате инсульта и является не самым тяжелым его последствием. Однако для человека, перенесшего ишемическую атаку, и для его близких людей это может быть серьезной проблемой. По сравнению с речевыми способностями, двигательные функции восстанавливаются гораздо быстрее. Правильный подход и лечение также быстро помогут обратить афазию после инсульта и восстановить речевые функции. В этой статье мы разберем, из-за чего развивается данное нарушение, как его правильно распознать и лечить.

Причины развития постинсультной афазии

За то, как мы понимаем, воспроизводим устную речь, а также анализируем и составляем сложные речевые обороты, отвечают несколько центров головного мозга. Они локализуются в центральной, височной и теменной доле головного мозга и связываются между собой посредством нервных волокон. Некоторые из них продублированы в обоих полушариях, другие располагаются только в одном из них.

Геморрагический или ишемический удар поражает определенную область головного мозга. Если при кровоизлиянии были задеты речевые центры или нервные окончания, которые связывают их друг с другом, развивается афазия. Она приводит к тому, что больной перестает понимать или воспроизводить сформированную устную речь. Иногда речевые функции вовсе утрачиваются.

Как проявляется постинсультная афазия?

В зависимости от характера поражения, выделяют три вида постинсультной дисфункции речевых способностей:

  • сенсорную (Вернике),
  • моторную,
  • тотальную.

Опытный врач может без труда отличить одну от другой. При сенсорной дисфункции речи больной:

  • не понимает обращенные к нему фразы и просьбы;
  • не улавливает смысл поговорок и иносказаний;
  • воспринимает фразы на родном языке как иностранные;
  • при чтении забывает начало предложения, не дочитав его до конца;
  • не понимает длинные предложения.

Афазия Вернике может быть мнестической (пациент забывает то, о чем только что говорил, долго составляет предложения, путает значение слов), амнестической (пациент забывает, как называются бытовые принадлежности и как их нужно использовать) или семантической (пациент не может строить длинные фразы, мыслить пространственно и логически).

При моторной афазии наблюдается обратная картина – больной после инсульта прекрасно понимает речь, но говорить не может, что вызывает у него депрессию и психоз. Она протекает в трех формах:

  • афферентной, когда больной заменяет звуки или меняет местами слоги;
  • динамической, когда больной неправильно составляет предложения;
  • форме Брока, когда больной делает большие паузы между словами, путает значение слов, совершает грубые ошибки во время чтения и письма и т.д.

При тотальной постинсультной афазии наблюдаются признаки обеих форм. Больной понимает только самую простую речь, при этом отвечать на нее также не способен. У него имеются проблемы с формулировкой просьб. Он пропускает слова в предложении, не может использовать речевые обороты, сравнения или фразеологизмы. Иногда основу речи больного составляют одни существительные.

Диагностировать афазию после инсульта способен только квалифицированный врач. При этом он обязательно должен исключить дизартрию – заболевание, при котором поражаются мускулы, ответственные за воспроизведение речи.

Терапия постинсультной афазии

При лечении данного заболевания нужно помнить, что даже у пожилых пациентов мозг поддается восстановлению. Связи между нейронами могут вновь образовываться даже в солидном возрасте, главное при этом соблюдать определенные правила:

  • ежедневно выполнять упражнения, призванные пробудить участки головного мозга, соседствующие с местом поражения;
  • обеспечивать нормальное кровоснабжение пораженных участков мозга;
  • обеспечивать нормальный доступ кислорода к пораженным участкам;
  • избегать стресса и нервных потрясений, которые являются препятствием на пути нервных импульсов.

Начинать лечить афазию после инсульта нужно комплексно и как можно раньше. Иногда процесс купируется сам собой, но на это рассчитывать не стоит. Только при длительном и правильно подобранном лечении, а также поддержке родных и близких людей можно рассчитывать на успех терапевтических мероприятий.

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение основано на приеме препаратов, с помощью которых можно улучшить мозговое кровоснабжение и ускорить доставку к мозгу кислорода и питательных веществ. Они также призваны укрепить нервные связи, способствующие оптимизации обменных процессов в головном мозге.

Препараты при лечении афазии после инсульта назначаются комплексно. Сначала специалист проводит внутривенное введение, затем внутримышечное. Спустя 1-3 недели лечения можно переходить на пероральный прием таблетированных форм.

Помимо специфического лечения, специалист назначает препараты, призванные улучшить общее состояние организма. Если потеря речи сопровождается другими психическими нарушениями, то методы терапии могут быть ограничены. Это необходимо для того, чтобы снизить лекарственную нагрузку на внутренние органы.

Физиотерапия и другие методы лечения

Улучшить мозговое кровообращение после инсульта можно с помощью иглорефлексотерапии, путем электромиостимуляции артикуляционных мышц и воздействия на головной мозг силовым полем.

При лечении афазии также важны консультации психотерапевта и афазиолога. Занимаясь с больным 5-15 минут день, логопед заново учит его строить диалог, понимать устную речь, обучает его навыкам письма и чтения.

Людям, ухаживающим за больным, нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы он вновь учился пониманию и воспроизведению речи. Чтобы ускорить процесс лечения и реабилитации, следует как можно раньше записаться на прием в клинику инсульта вашего города.

Смотрите также

Последствия инсульта

Как восстановить речь после инсульта?

Постинсультная депрессия и антидепрессанты

Постинсультная реабилитация

Паралич после инсульта

Афазия против Апраксии | Американская ассоциация инсульта

Афазия, речевая апраксия и оральная апраксия — это коммуникативные расстройства, которые могут возникнуть в результате инсульта. Иногда их трудно различить, тем более что все три могут присутствовать одновременно.

Афазия

Афазия — нарушение способности использовать или понимать слова.

Афазия может вызывать трудности:

  • Понимание слов.
  • Нахождение слова для выражения мысли.
  • Понимание грамматических предложений.
  • Чтение или написание слов или предложений.

Вот некоторые распространенные терапевтические подходы, которые может предложить ваш лечащий врач:

Восстановление языковых способностей
  • Сопоставление слов и изображений используется для улучшения понимания произносимых слов.
  • Подсказки используются, чтобы помочь стимулировать вашу способность получить доступ к слову.
Обучение компенсирующим методам общения
  • Можно жестикулировать или записывать слова в блокноте.
  • Обучение собеседников, чтобы они могли приспособиться к тому, как они общаются с людьми с афазией.

Апраксия

Речевая апраксия (вербальная апраксия) — это трудности в инициации и выполнении произвольных движений, необходимых для воспроизведения речи, при отсутствии паралича или слабости речевых мышц.

Апраксия может вызывать трудности:

  • Воспроизведение желаемого звука речи.
  • Использование правильного ритма и скорости речи.

Некоторые подходы к терапии апраксии включают:

Обучение звукоизвлечению
  • Повторение звуков снова и снова и отработка правильных движений могут помочь. Требуется много практики.
Обучение ритму и темпу
  • Использование метронома или щелчков пальцами поможет вам следить за временем.
Предоставление альтернативной или дополнительной системы связи, которая практически не требует речи
  • Низкотехнологичная версия карандаша и бумаги!
  • Высокотехнологичная версия требует компьютерной программы, которая производит голосовой вывод по мере того, как вы печатаете.

Оральная апраксия или невербальная оральная апраксия

Затруднение произвольного движения мышц губ, горла, мягкого неба и языка в целях, отличных от речи, таких как улыбка или свист. Поскольку оральная апраксия не влияет на речь или глотание, логопед не может лечить ее.


Написано редакцией Американской кардиологической ассоциации и проверено консультантами по науке и медицине. Ознакомьтесь с нашей редакционной политикой и персоналом.

Последнее рассмотрение: 4 декабря 2018 г.

Связанные статьи

Stroke Family Warmline

Руководство по уходу

10 лучших советов по уходу для поддержания здоровья и благополучия

Восстановление коммуникативных навыков с помощью логопедической терапии

13 апреля 2022 г. — Университет Макмастера — 18 минут

Итог

После инсульта, в зависимости от пораженной области головного мозга, могут возникать различные коммуникативные проблемы, в том числе создание предложений, использование неправильных слов, повторение слов или предложений, непонимание других, неспособность читать и писать или невнятная речь. речь. Афазия — это термин, обозначающий проблемы с выражением или пониманием языка.   В этом видео доктор Вес Очковски обсуждает важность речевой терапии для восстановления речи после инсульта.

 

Узнайте ответы на следующие вопросы: 

  • 2:03 — Как поглаживания влияют на общение?
  • 3:13 — Каковы подходы к лечению проблем с общением после инсульта?
  • 6:00 — Какие специалисты участвуют в оценке?
  • 8:40 — Чем занимается логопед?
  • 13:26 — Поддерживают ли исследования логопедическую терапию как средство восстановления общения после инсульта?

Познакомьтесь с Джейсоном и его отцом и узнайте, что им порекомендовал доктор Очковски.

Хотите проверить свои знания? После просмотра этого видео пройдите небольшой тест из 5 вопросов.

Поделитесь с нами своим мнением в этом опросе из двух вопросов.

Просмотреть все видеосообщения.


4 научно обоснованные стратегии, которые помогут вам на пути к выздоровлению после инсульта

Жизнь после инсульта: использование виртуальной реальности для улучшения реального мира

Дополнение нашего рациона добавками для здоровья сердца?

Сведения об авторе

Энтони Левинсон

Д-р Энтони Дж. Левинсон является профессором Университета Макмастера и заведующим кафедрой Джона Р. Эванса в области медицинских исследований в области образования и разработки учебных материалов. Доктор Левинсон, один из соруководителей портала McMaster Optimal Aging Portal, также является психиатром, специализирующимся на медицинской психиатрии и нейропсихиатрии. Область его научных интересов включает онлайн-обучение для улучшения образования поставщиков медицинских услуг и пациентов.

Сведения об авторе

Вес Очковски

Д-р Уэс Очковски — профессор медицинского факультета Университета Макмастера и невролог, занимающийся инсультом, в Hamilton Health Sciences. В настоящее время он является научным руководителем отделения неврологии. Доктор Очковски больше всего гордится своим вкладом в обучение в бакалавриате и аспирантуре в McMaster, продвижением исследований в области инсульта и особенно своим руководством в качестве медицинского директора Центральной программы по изучению южного инсульта на протяжении более 20 лет.

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Эти сводки предоставляются только в информационных целях. Они не заменяют совет вашего лечащего врача.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *