Курсовая психологические особенности пожилых людей: Курсовая работа — Психические особенности в старости
Курсовая работа — Психические особенности в старости
Курсовая работа
- формат doc
- размер 37.19 КБ
- добавлен 06 марта 2010 г.
БрГУ 2007.
Особенности старческого возраста. Старость как особый период жизни
человека. Изменение психофизиологических функций в процессе
старения. Общие особенности памяти. Память в старости Глава.
Изучение особенностей памяти в старости. Исследование памяти в
старости. Анализ полученных данных.
Смотрите также
- формат doc
- размер 181.5 КБ
- добавлен 06 апреля 2009 г.
Курсовая работа (факультет психологии) на тему: » Высшие психические функции, их формирование в фило- и онтогенезе».
- формат pdf
- размер 34.39 МБ
- добавлен 26 октября 2010 г.
Психология позднего возраста. Геронтопсихология. Общая характеристика старости. Представление о старости и старении в биологии и психологии. Эмоциональная жизнь в позднем возрасте. Особенности интелекта и познавательных функций в позднем возрасте. психологическая помощь пожилым людям.
- формат doc
- размер 1.21 МБ
- добавлен 27 марта 2010 г.
Старость: что считать началом отсчета? Теории старения и старости. Характеристика личности в старости. Эмоциональные переживания в старости.
Характеристика познавательной активности в старости. Наиболее характерные психические состояния в старости. Особенности психологического консультирования пожилых людей. Психотерапевтические методы в работе с пожилыми людьми.Контрольная работа
- формат rtf
- размер 268.64 КБ
- добавлен 27 января 2011 г.
Возрастные задачи развития в старости. История изучения старости. Психологическая характеристика старости. Физические аспекты старения.
- формат doc
- добавлен 23 июля 2009 г.
ХРЕСТОМАТИЯ Для студентов психологических факультетов высших учебных заведений Составители О. В. КРАСНОВА, А. Г. ЛИДЕРС Москва ACADEMA 2003 В хрестоматии собраны статьи, посвященные проблемам старения и старости. В том числе социальной геронтологии, социальной психологии, возрастной психологии старости, истории изучения старости, философии и социологии старости. Специально включены материалы, имеющие отношение к семье пожилого человека и оказа…
Курсовая работа
- формат rtf
- размер 190.99 КБ
- добавлен 22 декабря 2011 г.
Казань. Лошкова И.Г. 26 стр. 2002 г. Вопросы: Геронтология в системе наук о человеке Типология старости Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте Психологические факторы старения Выход на пенсию как психологическая проблема
Курсовая работа
- формат doc
- размер 47. 35 КБ
- добавлен 19 мая 2010 г.
Психологические теории старения Феноменология старения Возрастные задачи старости. Нормативные кризисы. Протекание нормативного кризиса. Особенности протекания нормативного кризиса пожилого возраста. Заключение. Список используемой литературы
Контрольная работа
- формат docx
- размер 52.75 КБ
- добавлен 17 апреля 2011 г.
Введение. Психофизиологические изменения в позднем возрасте. Психофизиологическая основа старения. Физические и психические возрастные изменения. Личность в позднем возрасте. Зеркало старости. Деформация структуры личности. Новообразования пожилого и старческого возраста. Механизмы адаптации и компенсации личности в позднем возрасте. Социально- психологические аспекты старения. Социально-психологические проблемы пожилых людей в современном общест…
- формат doc
- размер 175.5 КБ
- добавлен 14 ноября 2009 г.
Бгпу, 2 курс, психолог-педагог. период от 60-70 лет. Старость как биосоциопсихологическое явление. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем. Теории старения и старости. Проблема возрастных границ старости. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости. Личностные особенности в старости. Познавательная сфера в период старения.
Презентация
- формат pptx
- размер 542. 32 КБ
- добавлен 18 октября 2011 г.
Оршанский педагогический колледж, Оршанка, Сушенцов А.А., 12 слайдов, 3 курс, 2011 г. Дисциплина Возрастная психология Понятие старости; Типология людей в старости Гизе; Классификация социально-психологических типов старости Кона; Психические изменения; Психологические особенности пожилых людей;
Психологические особенности мужчин и женщин пожилого возраста 2, Психология
Пример готовой курсовой работы по предмету: Психология
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава
1. Старость как психологическая категория и психологические особенности пожилых людей 5
1.1. Старость и старение как основные категории в изучении пожилых людей 5
1.2. Психологические подходы к старению и старости 8
1.3. Психологические особенности личности пожилых людей 15
Глава
2. Экспериментальное изучение психологических особенностей пожилых мужчин и женщин 19
2.1. Описание методов и методик исследования 19
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 20
Заключение 29
Литература 32
Выдержка из текста
ВВЕДЕНИЕ
Одна из тенденций, наблюдаемых в последнее время как в развитых, так и в развивающихся странах мира, – рост абсолютного числа и относительной доли в населении пожилых людей. Во многих странах происходит неуклонный, довольно быстрый процесс старения, т.е. уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых. В 2010 году пожилые люди составили 13,7 % от численности населения Земли.
Главные причины постарения населения – падение рождаемости и увеличение продолжительности жизни в старших возрастных группах благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения. В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилым людям относится население в возрасте от
6. до
7. лет, от
7. до
8. лет – к старому возрасту, а от
9. лет и старше – к долгожителям. Пожилой возраст является значимым этапом онтогенеза человека, и без его обстоятельного исследования невозможно построение концепции психического развития и формирование образа «позитивного старения».
Психология пожилого возраста в целом разработана недостаточно, хотя привлекает к себе пристальное внимание. Идеи поступательного развития личности в течение всей жизни, продуктивного старения, возможности счастливой жизни рассматриваются в большинстве своем в теории и практике социально работы и социальной геронтологии (теория освобождения, теория активности, теория субультуры, «возрастной стратификации» и т.д.).
Некоторые ученые предлагают рассмотрение старости как процесса, выделяя в нем стадии и компоненты (Дж. Тернер, Д. Хелмс, К. Виктор).
Определение старости можно найти в экзистенциальной психологии (К. Ясперс, Р.Мэй, К. Роджерс) и в психоанализе (К.
Г. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон).Ряд исследователей изучали личностные особенности пожилых людей (Н.Ф. Шахматов, К.Рощак, В.В. Болтенко, В.В. Фролькис, И.В. Давыдовский).
Д.Б. Бромлей выделяет типы приспособления к старости (конструктивное приспособление, отношение зависимости, оборонительное, отношение враждебности к окружающим и к самому себе).
Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте – одна из актуальных тем современных научных исследований. В данном контексте рассматриваются такие вопросы, как факторы старения (прекращение трудовой деятельности, сужение привычного круга общения и др.), адаптация к новым внешним условиям, снижение интеллектуальных возможностей, предпочитаемые копинг-механизмы и т.д. (М.Д. Александрова, Л.И. Анцыферова, О.В. Краснова, С.Г. Максимова, Н.П. Петрова и др.).
Целью данного исследования является изучение психологических особенностей пожилых мужчин и женщин.
Гипотеза исследования:существуют гендерные различия в психологических особенностях мужчин и женщин пожилого возравта.
Задачи исследования:
• выявить психологическое содержание феномена старения;
• исследовать психологические особенности пожилых людей;
• выявить возможные гендерные различия в психологических особенностях пожилых людей.
Объект исследования:личность пожилых людей.
Предмет исследования: психологические особенности пожилых мужчин и женщин.
Выборка:пожилые люди в возрасте 50-85 лет в количестве 20 человек, из них
1. мужчин и
1. женщин.
Методы исследования: метод теоретического анализа литературы, метод математического анализа полученных данных.
Методики исследования:
• методика ИТО «Индивидуально-типологический опросник» Л. Собчик;
• опросник САН (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников, 1973).
Список использованной литературы
ЛИТЕРАТУРА
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/Л.М. Аболин. – Казань: Издательство Казанского университета, 2009. – 261 с.
2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц.– М.: Наука, 2004. – С. 231– 244.
3. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика/А.Г.Абрумова//Психологический журнал. – М.: Наука, 2007. – Т. 6. – № 6. – С.107– 115.
4. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М.Авхименко//Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003. – № 2. – С. 25– 29.
5. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональнойдеятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А.Баканова//Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена,2003. – № 5. – С. 34.
6. Гуревич П.С. Психология личности: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 559 с.
7. Дубовик Ю.Б. Исследование психологического благополучия в пожилом истарческом возрасте [Электронный ресурс]
// Психологическиеисследования: электрон.науч. журн. 2011. № 1(15).
URL: http://psystudy. ru
8. Ермолаева М.В., Пряхина С.Б. К вопросу о потенциалах личности в старости // Мир психологии. – 2008. – № 4. – С. 244– 254.
9. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий: учебное пособие для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2011. – 701 с.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 512 с.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 752 с.
12. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине/Р. Конечный, М. Боухал. –Прага: Авиценум, 2006. – 405 с.
13. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова //Гигиена исанитария. – М.: Медицина, 2004. – № 3. – С. 27– 38.
14. Крон Т. Помощь находящимся в кризисном состоянии/Т. Крон//Интернет:http://home.perm.ru~dmitry/archive/p 010.htm#ссылка 3
15. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 940 с.
16. Краснова, О.В. К вопросу о концепциях в психогеронтологии. // Психология зрелости и старения. – 2008. – № 1. – С.92– 106.
17. Краснова О.В. (ред.) Психология личности пожилых людей и лиц сограничениями – СПб.: Речь, 2011. – 320 с.
18. Лазарянц О.В. Социально-психологические детерминанты одиночества в старости // Вестник интегративной психологии. В.8. – М.-Ярославль, 2010. – С. 179-180.
19. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактки/Е.Лешукова//Интернет: http://home.perm.ru~dmitry/archive/p 010.htm#
20. Наенко Н.И. Психическая напряжённость/Н.И. Наенко. – М.: Наука, 2009. – 235 с.
21. Никифоров Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.
22. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно-методическое пособие/Под ред. Н.А. Барабаш – Кемерово: Издательство Кемеровской Государственной Медицинской Академии, 2009. – 245 с.
23. Психология развития /Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. – М., 2005. – 524 с.
24. Смирнова И. А. Переживание одиночества в пожилом возрасте в современных отечественных исследованиях // Актуальные проблемы человека в инновационных условиях современногообразования и науки: Сборник материалов I Всероссийской студенческой научно-практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С. 48-51.
25. Стюарт-Гамильтон Я.Психология старения. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 320 с.
26. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2008. – 609 с.
Изменяются ли мои когнитивные способности в пожилом возрасте?
Взгляд на старение (психологические факторы)
Выражение сострадания к психологическим, когнитивным и психическим изменениям пожилых людей может быть достигнуто только путем понимания изменений, которые они испытывают.
1. Нормальные психологические изменения, являющиеся частью процесса старения
С возрастом пожилые люди, как правило, испытывают много положительных психических и эмоциональных изменений, а также некоторые неудобные или раздражающие изменения. Вот результаты нескольких научных анализов изменения функций мозга пожилых людей.
а. Память
Некоторые нормальные изменения функции памяти у пожилых людей, которые не являются серьезными, включают потерю предметов, забывание имен социальных контактов или местонахождения автомобиля. Более серьезные нарушения памяти не являются нормальным процессом здорового старения (см. обсуждение болезни Альцгеймера ниже).
Здоровые пожилые люди накапливают все больше и больше данных, с которыми должна справиться память. Таким образом, естественно, что пожилым людям требуется больше времени для получения информации. Однако это увеличение времени поиска не оказывает негативного влияния на мыслительный процесс.
Пожилым людям обычно требуется больше времени, чтобы обработать сигнал и ответ, согласно гипотезе возрастной сложности: данная задача требует 1000 миллисекунд для молодого человека и 1500 миллисекунд для старшего. Однако после завершения задачи качество результата не меняется.
б. Attention
Некоторые ученые считают, что у пожилых людей снижена способность не отвлекаться и сосредоточиться на чем-то одном. Это называется гипотезой тормозящего дефицита. Это можно исправить, сведя отвлекающие факторы к минимуму, когда требуется повышенное внимание.
с. Решение проблем и принятие решений
Преимущество пожилых людей состоит в том, что они используют практический подход, основанный на опыте: они могут решать проблемы быстрее, чем молодые люди, не полагаясь на советы извне. Их собственный список успехов дает им уверенность в быстром принятии решений.
Пожилые люди могут отвергать лишнюю информацию, не имеющую отношения к принятию решения, в то время как младшие могут взвешивать все мыслимые вещи при принятии решений. Опять же, опыт пожилого человека позволяет ему просеивать и сохранять только ту информацию, которая имеет отношение к поставленной задаче.
Согласно Д.К. Саймонтона об успешном старении, по сравнению со своими младшими, пожилые с большей точностью анализируют жизненные проблемы и определяют наиболее выгодный образ действий, благодаря своему глубокому опыту. Кроме того, они часто испытывают пик своих интеллектуальных и творческих способностей, а также продуктивности:
Это может быть вызвано осознанием того, что у них есть ограниченное время, чтобы максимально использовать свои способности, наслаждаться жизнью или вносить свой вклад — оставлять наследие. Галилею и Бенджамину Франклину было за 70, когда они создали некоторые из своих самых значительных изобретений. Микеланджело создал свою впечатляющую работу «Пьета Ронданини» в 89 лет.возраст.
д. Интеллект
Процесс, названный Botwinick 1977 «классической моделью старения», утверждает, что пик интеллекта приходится на юношеский взрослый возраст, а затем снижается до конца жизни. Исследование показало, что не было никаких изменений в интеллекте, и часто он улучшался у пожилых людей при тестировании в молодом возрасте, а затем снова в возрасте 65 лет и старше. Это справедливо даже для самой старшей возрастной группы.
эл. Личность
Стратегии выживания часто более развиты у пожилых людей: они лучше умеют управлять своими эмоциями и более гибки в достижении целей. Вместо того, чтобы ставить перед собой сложные цели и разочаровываться или терпеть поражение, когда они не достигнуты, они корректируют цели до достижимого уровня. И наоборот, молодые люди с большей вероятностью разозлятся или потерпят поражение из-за неудачи в достижении цели.
F. Эмоции
Пожилые люди более продвинуты в эмоциональном плане просто в силу того, что у них больше опыта, и их упорство подвергается испытанию из-за того, что им приходится переживать жизненные неудачи, такие как смерть, развод, потеря работы и т. д.
Исследования показывают, что здоровые пожилые люди обладают большей способностью сохранять объективность и эмоциональную стабильность и медленнее гневаются в неблагоприятных ситуациях или при взаимодействии с другими людьми. Они могут все обдумать и обратиться к опыту, чтобы решить, стоит ли из-за чего-то расстраиваться.
Другие данные о психическом здоровье пожилых людей:
Как правило, они не впадают в депрессию: согласно теории психосоциального развития, с возрастом пожилые люди лучше адаптируются к жизненным взлетам и падениям.
Исследовательская работа Мрочека и Коларца, опубликованная в 1998 году, описывает парадокс благополучия в их исследовании 32 000 человек всех возрастов. Они пришли к выводу, что большинство пожилых людей имеют положительное представление о себе и считают себя очень счастливыми или довольно счастливыми. Пожилые люди приобретают навыки сохранения позитивного мировоззрения при преодолении сложных жизненных ситуаций или событий и обнаруживают, что могут пережить такие события.
В телевизионном выпуске PBS была рассказана история 95-летнего Стэнли Куница: в 9 лет он получил статус поэта-лауреата.5, и продолжал писать стихи и делиться ими со зрителями. Он — отличный пример того, как мозг остается острым даже в старости.
Исследования ученых привели к отмене общепринятого мнения о том, что клетки мозга отмирают с возрастом, что делает пожилых людей неспособными к ясному мышлению и высшим функциям мозга. Нейробиологи сообщают, что наши нейроны продолжают пополняться до семидесяти лет, и что большинство наших психических функций остаются сильными с возрастом. Кроме того, стареющий мозг может создать новый интеллект, основанный на мудрости опыта. Стареющий мозг очень устойчив, вопреки убеждениям прошлого.
Хотите узнать больше? Почему бы не пройти онлайн-курс «Старение и долгосрочный уход»?
2. Психологические проблемы и заболевания, распространенные у пожилых людей
а. Депрессия, стресс и беспокойство, гнев, враждебные или суицидальные чувства или угрозы самоубийства
Физиологические и эмоциональные трудности, а также психические заболевания могут быть связаны с оскорбительными или нездоровыми отношениями с супругами или даже лицами, обеспечивающими уход, как профессиональными, так и семейный. Другие факторы плохого психического здоровья включают злоупотребление или добавление наркотиков, горе из-за потери или неспособности завершить процесс скорби, психические последствия физической боли или дискомфорта, плохое качество сна (и бессонницу) или невроз, связанный с генетикой.
Следующие рекомендации помогут пожилым людям справиться с депрессией или вылечить ее, а также сохранить психическое здоровье. Лучший подход — придерживаться всех этих вариантов образа жизни и, если врач пропишет, лечить депрессию антидепрессантами или другими лекарствами.
Ударь блюз Будьте человеком с планом , тем самым сохраняя контроль над своей жизнью. Выделите время для финансового планирования, поскольку адекватный доход является одним из основных факторов хорошего психического здоровья в старших классах Убедитесь, что ваша социальная активность приносит пользу Соблюдайте диету с высоким содержанием питательных веществ и клетчатки и низким содержанием жира. Упражнения или занятия , требующие физической нагрузки.0005 Сохраняйте конкретную направленность , устанавливая и преследуя цели – 1 год, 3 года, 5 лет и далее. Не курить и ограничить употребление алкоголя |
б. Злоупотребление алкоголем или зависимость от него
Как правило, пожилые люди старше 65 лет не должны употреблять более семи порций алкоголя в неделю, т.е. типичный смешанный напиток или бокал вина или пива — для некоторых меньше. У них могут быть поздние проблемы с алкоголем, вызванные депрессией, или чувство пустоты или одиночества, вызванное уходом с работы.
Поскольку некоторые пожилые люди принимают больше лекарств, чем население в целом, они подвергаются повышенному риску сочетать лекарства с алкоголем. Кроме того, у них больше шансов на нарушение функционирования, если они пьют за рулем. Даже если они полностью трезвы, незначительные изменения во времени реакции могут быть ожидаемым несчастным случаем.
в. Болезнь Альцгеймера и деменция
Мы отметили, что некоторые изменения функции памяти являются нормальными при старении. Если проблема более серьезная, например Деменция, болезнь Паркинсона или болезнь Альцгеймера , будут более выраженные симптомы:
Трудности в планировании и реализации мероприятий: трудно составить список необходимых расходных материалов и перейти в магазин, чтобы купить перечисленные предметы.
Значение слов, которые вы всегда знали, будет забыто, и вам будет трудно найти слова, чтобы выразить себя, когда в прошлом у вас не было с этим проблем.
Плохая память о недавних событиях
Трудности с математическими вычислениями
Отсутствие суждения перед лицом чрезвычайных ситуаций или проблем
Сбивание с пути, когда вы идете куда-то, что в прошлом вы очень хорошо знали
Трудности с запоминанием лиц, в том числе лиц близких друзей и членов семьи Старший и его или ее семья: пациент в конечном итоге не знает семью, теряет знания, которые когда-то были у него, теряет воспоминания о том, что делает его тем, кто он есть: о женитьбе, поступлении в колледж, рождении детей и других значимых событиях. Хорошая новость заключается в том, что это не все или ничего — в хорошие дни некоторые воспоминания остаются в силе. Пациент может знать своего супруга, когда однажды приходит в дом престарелых, а на следующий день может спросить: «Кто ты?».
Таким образом, члены семьи должны отпустить в тех случаях, когда их близкий человек не помнит их прошлой совместной жизни.
Старение не вызывает болезни Альцгеймера, однако вероятность ее возникновения увеличивается с возрастом. Около половины населения мира старше 85 лет страдает болезнью Альцгеймера. Таким образом, прогнозируется, что значительное увеличение числа людей в США, которым исполнится возраст 85+, приведет к резкому увеличению числа людей, страдающих болезнью Альцгеймера. К 2050 году их должно быть около 14 миллионов.
Болезнь продолжается в течение многих лет и в конечном итоге приводит к смерти.
Продолжается Исследование болезни Альцгеймера, и есть надежда, что некоторые потенциальные методы лечения облегчат или вылечат эту разрушительную болезнь. Доступны лекарства, которые иногда помогают некоторым пациентам с болезнью Альцгеймера.
Вещи, ослабляющие память
Некоторые лекарства, прием неправильных лекарств или неправильная доза (слишком высокая, а в некоторых случаях слишком низкая доза)
ПИГОВОЙ АЛКОГОВ во время принятия лекарств
Снижение кровообращения из-за сердечных проблем, астма
Как укрепить память 9 сообразительность, обсуждение событий и запоминание вещей, о которых необходимо сообщить
Обратитесь за помощью, если вы в депрессии – у людей с депрессией память снижена
Занимайтесь физической активностью: Согласно Newsweek от 10 января 2011 г. (Лучший мозг? Автор Шэрон Бегли), «Год упражнений может дать 70-летнему человеку мозговую связь, как у 30-летнего… старый, улучшение памяти, планирование, работа с двусмысленностью и многозадачность».
Медитация или другая релаксация и смена фокуса, позволяющие получить доступ к более глубокому паттерну мозговых волн. Это похоже на моменты непосредственно перед засыпанием.
Делайте то, что никогда раньше не пробовали. Если вы хорошо справляетесь с трудной задачей, скажем, с кроссвордами, их выполнение не поможет вашей памяти — вы снова и снова используете одни и те же мыслительные процессы. Когда вы беретесь за новую задачу или деятельность, вы создаете новые связи между информацией, хранящейся в вашей памяти. Итак, если вы еще не разгадывали кроссворды, разгадывание их повышает остроту вашего ума.
Любое новое обучение: создание веб-сайта, изучение MS Word, как делать покупки в Интернете, сборка комплекта полки, ремонт приспособления, уроки игры в теннис или шахматы, поездка в новый город — замечание названий улиц, станьте волонтером или найдите работу, которая будет делать что-то новое для вас, и так до бесконечности. ..
Ешьте питательную пищу и пейте достаточное количество жидкости
Развивайте ожидание, что ваша память будет с вами, избегая предположения, что старение автоматически означает потерю памяти.
Ограничение приема лекарств — одна из основных причин проблем с памятью у пожилых людей.
Занятия по развитию памяти
Храните ключи, очки и т.п. в специально отведенных местах
Ведите календарь и списки, а не пытайтесь удержать все в голове
В большинстве ситуаций сосредоточьтесь на чем-то одном, не распыляя свое внимание между несколькими
7
7 3. Психологически здоровый пожилой человек имеет следующие ключевые факторы, благоприятно влияющие на его психологический склад:
позитивный настрой
b) Умственная стимуляция – изучение новых вещей, требующих напряжения умственных мышц
c) Время, отведенное на то, чтобы делать то, что доставляет вам удовольствие, а не только то, что общество считает приятным
d) Время для отдыха, например, для медитации, прогулок, просто сидеть и созерцать вещи, любоваться пейзажем, дремать и т. д.
e) Признание сексуальной природы и удовлетворения желаний, соответствующих индивидуальности.
f) Будьте в курсе психических и эмоциональных проблем и обращайтесь за помощью по мере необходимости:
Значительная часть продолжительности жизни мозга связана с нашими эмоциями. Эмоции больше не рассматриваются как туманные эфирные явления. Эмоции влияют на мозговые волны и могут быть измерены так же, как то, что мы обоняем или видим, вызывает измеримую активность мозга.
g) Ежедневно вовлекайте свое тело в физическую активность — это качает кровь в мозг для ясности ума
h) Социальная активность, связь с сообществом или группой поддержки (семья или нетрадиционная семья).
Журналы геронтологии, медицинских наук (2010 г.) сообщили о первом в своем роде исследовании, проведенном за десятилетний период, в котором изучались факторы, обеспечивающие высокое качество жизни пожилых людей. В предыдущих исследованиях анализировались только вредные факторы для благополучия пожилых людей. Журнал сообщил о следующих ключевых факторах , способствующих высокому уровню удовлетворенности жизнью пожилых людей:
Положительный прогноз — Отсутствие хронических заболеваний — Отсутствие курения
Потребление умеренного количества алкоголя — Относительно низкий уровень стресса — Доход от умеренного до более высокого жизни, но те, кто не сохранял эти факторы в течение десяти лет, больше не получали высокого уровня удовлетворенности в конце периода исследования.
12.5 Биологические и психологические аспекты старения – Социология
Цели обучения
- Опишите любые четыре биологических изменения, связанные со старением.
- Перечислите любые три шага, которые люди могут предпринять, чтобы добиться успешного старения.
Наше общество, как и многие другие, обсуждавшиеся ранее, неоднозначно относится к старению и пожилым людям. Хотя мы в целом ценим наших пожилых людей, у нас есть культура, ориентированная на молодежь, о чем свидетельствует обилие телевизионных персонажей в возрасте 20 лет и отсутствие таковых в более старшем возрасте. Как люди, мы делаем все возможное, чтобы не выглядеть старыми, о чем свидетельствует множество рекламных объявлений о кремах от морщин и продуктах для затемнения седых волос. Более того, когда мы думаем о пожилых людях, на ум часто приходят негативные образы. Мы часто думаем о ком-то, кто замедлился с возрастом как физически, так и умственно. Ему или ей может быть трудно подниматься по ступенькам, поднимать тяжелые сумки с продуктами, стоять прямо или вспоминать недавние события. Срок старческий часто приходит на ум, и такие фразы, как «слабый старый дурак», «чудак» и другие пренебрежительные замечания появляются в нашем языке, когда мы говорим о них. Между тем, несмотря на некоторые улучшения, пожилые люди часто изображаются стереотипно на телевидении и в кино (Lee, Carpenter, & Meyers, 2007).
Насколько правдив этот негативный образ? Что мы знаем о физических и психологических изменениях среди пожилых людей? Что из того, что, как мы думаем, мы знаем о старении и пожилом возрасте, является мифом, а что реальностью? Геронтологи уделили особое внимание ответам на эти вопросы (Craik & Salthouse, 2008; Binstock & George, 2006).
Биологические изменения, безусловно, происходят с возрастом. Первые признаки, вероятно, в нашей внешности. Наши волосы начинают седеть, наши (мужские) линии роста волос отступают, и появляются несколько морщин. Внутренние изменения, которые часто сопровождают старение, более значимы, среди них то, что (а) жир заменяет мышечную массу тела, и многие люди набирают вес. ; (б) происходит потеря костной и мышечной массы; (c) легкие теряют способность вдыхать воздух, и эффективность нашего дыхания снижается; г) снижаются функции сердечно-сосудистой и почечной (почек) систем; (e) количество клеток мозга уменьшается, как и масса мозга в целом; и (f) ухудшение зрения и слуха (Hooyman & Kiyak, 2011). Также происходят когнитивные и психологические изменения. Обучение и память начинают ухудшаться после того, как люди достигают 70-летнего возраста; могут развиться депрессия и другие психические/эмоциональные расстройства; может развиться деменция, включая болезнь Альцгеймера. Все эти состояния дают следующую статистику: около половины людей в возрасте 65 лет и старше страдают артритом или высоким кровяным давлением; почти одна пятая страдает ишемической болезнью сердца; более одной пятой больны диабетом; и около 60% женщин в возрасте 70 лет страдают остеопорозом (Центры по контролю и профилактике заболеваний и Фонд компании Merck, 2007).
Тем не менее характер и степень всех этих изменений у пожилых людей сильно различаются (Савчук, 2009). Некоторые люди становятся слабыми в 65 лет, в то время как другие остаются бодрыми до 70 лет и старше. Люди могут быть «старыми» в 60 или даже 50 лет, в то время как другие могут быть «молодыми» в 80. Многие пожилые люди больше не могут работать, но другие остаются в составе рабочей силы. В целом, большинство пожилых людей не соответствуют мифу о дряхлом образе и все еще могут жить удовлетворительной и продуктивной жизнью.
Повышение жизнеспособности для успешного старения
В какой степени эффекты биологического и психологического старения являются неизбежными результатами хронологического старения? Геронтологи все еще пытаются понять, что вызывает эти эффекты, и их объяснения сосредоточены на таких вещах, как ослабление иммунной системы, замедление клеточной репликации и других процессах, которые нас здесь не должны интересовать.
Некоторые недавние исследования были сосредоточены на долгожителях — людях старше 100 лет — с целью выяснить, что позволяет им жить так долго. В Соединенных Штатах насчитывается около 85 000 долгожителей, и ожидается, что к 2040 году их число достигнет 580 000 (Mozes, 2008). Они, как правило, так же здоровы, как люди в возрасте 80 лет, и их медицинские расходы ниже. Кто-то ест красное мясо, кто-то вегетарианец, кто-то много занимается спортом, а кто-то мало. Ученые считают, что у них могут быть «супергены», которые защищают их от рака или болезни Альцгеймера, и пытаются найти эти гены. Относительное здоровье долгожителей побудило одного исследователя заметить: «Теперь, когда мы знаем, что значительное число людей могут оставаться крепкими и здоровыми благодаря своим 9По крайней мере, это должно изменить наше отношение к старости. Это уже не проклятие, а возможность» (Hilts, 1999, стр. D7).
Не у всех нас есть супергены, и не все мы станем долгожителями, но исследования показывают, что мы все еще можем предпринять несколько шагов, чтобы помочь нам лучше стареть, потому что то, что мы делаем в старости, имеет гораздо большее значение, чем генетика (Centers for Disease Контроль и профилактика и Фонд компании Merck, 2007 г. ). Насколько это верно, последствия биологического и психологического старения не обязательно неизбежны, и возможно «успешное старение» (Evans, 2009).). Шаги, описанные в геронтологической литературе, к настоящему времени стали почти клише, но регулярные физические упражнения, правильное питание и снижение стресса стоят во главе рекомендаций большинства геронтологов для сохранения жизненных сил в дальнейшей жизни. На самом деле, американцы живут примерно на 10 лет меньше, чем должен позволить им жить средний набор генов, потому что они мало занимаются спортом и питаются неадекватно (Perls & Silver, 1999).
Исследования социальных геронтологов показывают, что пожилые люди могут сделать как минимум два дополнительных шага, если они хотят «успешного старения». Во-первых, это участие в неформальных, личных сетях друзей, соседей и родственников. Важность таких сетей является одной из наиболее подробно описанных в социальной геронтологической литературе (Binstock & George, 2006; Adams & Blieszner, 19). 95) (см. вставку «Социология меняет мир к лучшему»). Сети способствуют успешному старению как минимум по двум причинам. Во-первых, они оказывают практическую поддержку, например, помощь в покупке продуктов и посещении врача пожилым людям, которые в ней нуждаются. Во-вторых, они помогают пожилым людям поддерживать чувство собственного достоинства, удовлетворять их стремление к дружбе и удовлетворять другие эмоциональные потребности и тем самым улучшать их психологическое благополучие.
Вторым шагом к успешному старению, предложенным научными исследованиями, является участие в религии (Barkan & Greenwood, 2003; Moberg, 2008). Участие в религии улучшает психологическое благополучие пожилых людей как минимум по двум причинам. Когда люди поклоняются в собрании, они взаимодействуют с другими прихожанами и, как только что отмечалось, расширяют свои сети социальной поддержки. Более того, практикуя свою религиозную веру, они уменьшают стресс и лучше справляются с личными проблемами. Считается, что по обеим этим причинам посещение религиозных служб и молитва улучшают психологическое состояние пожилых людей. Некоторые старейшины не могут регулярно посещать религиозные службы, потому что у них проблемы со здоровьем или они больше не могут водить машину. Но молитва и другая личная религиозная деятельность остаются важными для многих из них. В той мере, в какой религия влияет на благополучие пожилых людей, медицинские учреждения и общины должны делать все возможное, чтобы позволить пожилым людям посещать религиозные службы и иным образом исповедовать свою религиозную веру.
Социология меняет мир к лучшему
Дружба и успешное старение
Опираясь на идеи Эмиля Дюркгейма, основателя социологии, которые обсуждались в главе 1 «Социология и социологическая перспектива», социологи уже давно подчеркивают важность социальных сетей для социальной стабильности. и индивидуальное благополучие.
Как говорится в тексте, социальные сети улучшают жизнь пожилых американцев, оказывая как практическую, так и эмоциональную поддержку. Ранние исследования социальных сетей и старения были сосредоточены больше на родственниках, чем на друзьях (Роскоу, 19 лет). 67). Ребекка Г. Адамс, бывший президент Южного социологического общества, была одним из первых социологов, подчеркнувших ту роль, которую друзья также могут играть в жизни пожилых людей. Она взяла интервью у 70 пожилых женщин, живших в пригороде Чикаго, и задала им множество вопросов о масштабах и качестве их дружбы (Адамс, 1986).
В одном из своих самых важных открытий Адамс обнаружила, что женщины сообщали о большей помощи от друзей, чем предполагали другие исследователи. Женщины несколько неохотно обращались к друзьям за помощью, но делали это, когда члены семьи были недоступны и когда они не хотели причинять чрезмерное неудобство друзьям, которых они просили о помощи. Адамс также обнаружил, что «вторичные» дружеские отношения — те, с которыми женщина проводила время, но с которыми она не была особенно близка, — с большей вероятностью, чем «первичные» дружеские отношения (очень близкие дружеские отношения), способствовали психологическому благополучию ее интервьюируемых. , поскольку эта дружба позволяла женщинам знакомиться с новыми людьми, вовлекаться в новые виды деятельности и, таким образом, вступать в общество в целом. Это открытие привело Адамса (1986), чтобы сделать вывод о том, что не следует недооценивать важность друзей для пожилых людей, особенно для пожилых людей без семьи. Друзья являются важным источником товарищеских отношений и, возможно, более важным источником сервисной поддержки, чем это предлагается в большей части современной литературы.
Адамс также спросил женщин об их дружбе с мужчинами (Адамс, 1985). 70 опрошенных ею женщин сообщили о 670 дружеских отношениях, из которых только 3,6% были с мужчинами. (Около 91 % были с другими женщинами, а 6 % были с парами.) Хотя в предыдущих исследованиях предполагалось, что количество таких дружеских отношений невелико, потому что неженатых пожилых мужчин очень мало по сравнению с количеством незамужних пожилых женщин, Адамс обнаружил из ее интервью некоторые дополнительные причины. Ее респонденты интерпретировали любая дружба с мужчиной как ухаживание или романтическая дружба, которая, по их мнению, будет негативно воспринята их детьми и сверстниками. Приняв традиционную гендерно-ролевую ориентацию, они также ожидали, что любой мужчина, за которого они могут выйти замуж, сможет защитить их физически и финансово. Однако они также понимали, что любой пожилой мужчина, которого они могли бы знать, скорее всего, не смог бы этого сделать. По всем этим причинам они избегали дружбы с мужчинами.
Работа Адамса и других социологов о дружбе и других аспектах систем социальной поддержки пожилых американцев в значительной степени способствовала нашему пониманию компонентов успешного старения. Это указывает на необходимость программ и других мероприятий, облегчающих пожилым людям развитие и поддержание дружеских отношений с обоими полами, чтобы улучшить их способность удовлетворять как свои практические, так и эмоциональные потребности. Таким образом, социология снова меняет ситуацию.
Ключевые выводы
- С возрастом у людей происходят определенные биологические, когнитивные и психологические изменения. Эти изменения усиливают негативное отношение к пожилым людям, но это мнение, тем не менее, отражает стереотипы и мифы о старении и пожилых людях.
- Регулярные физические упражнения, правильное питание, снижение стресса, участие в личных сетях и религиозное участие — все это способствует успешному старению.
Ссылки
Адамс, Р. Г. (1986). Взгляд на дружбу и старение. Поколения, 10 (4), 43.
Адамс, Р. Г. (1985). Люди будут говорить: нормативные барьеры для межполовой дружбы для пожилых женщин. Геронтолог, 25 , 605–611.
Адамс, Р. Г. (1986). Сети вторичной дружбы и психологическое благополучие пожилых женщин. Деятельность, адаптация и старение, 8 , 59–72.
Адамс Р. Г. и Близнер Р. (1995). Старение хорошо с семьей и друзьями. Американский ученый-бихевиорист, 39 лет , 209–224.
Баркан, С.Э., и Гринвуд, С.Ф. (2003). Религиозная посещаемость и субъективное благополучие среди пожилых американцев: данные общего социального исследования. Review of Religious Research, 45 (2), 116–129.
Бинсток, Р. Х., и Джордж, Л. К. (ред.). (2006). Справочник по старению и социальным наукам (6-е изд.). Бостон, Массачусетс: Academic Press.
Центры по контролю и профилактике заболеваний и Фонд компании Merck. (2007). Состояние старения и здоровья в Америке 2007 . Станция Уайтхаус, Нью-Джерси: Фонд компании Merck.
Крейк, Ф.И.М., и Солтхаус, Т.А. (ред.). (2008). Справочник по старению и познанию . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press.
Эванс, Р. Дж. (2009). Сравнение сельских и городских пожилых людей в Айове по конкретным маркерам успешного старения. Журнал геронтологической социальной работы, 52 (4), 423–438.
Hilts, PJ (1999, 1 июня). Жизнь в возрасте 100 лет удивительно здорова, Нью-Йорк Таймс , с. Д7.
Хойман, Н. Р., и Кияк, Х. А. (2011). Социальная геронтология: междисциплинарная перспектива (9-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон.
Ли, М.М., Карпентер, Б., и Мейерс, Л.С. (2007).