Как проверить мозги: Как проверить ЭБУ на работоспособность своими руками, если нет связи с блоком управления?
Как проверить ЭБУ на работоспособность своими руками, если нет связи с блоком управления?
23.02.202223 507 91 57 ЭБУ
Автор:Иван Баранов
Электронный блок управления представляет собой один из основных компонентов автомобиля, поскольку он, по сути, является его «мозгами». Благодаря этому девайсу осуществляется множество различных процессов, обеспечивающих нормальную работу в целом, но как и любое другое устройство, ЭБУ может выйти из строя. Подробнее о том, как проверить ЭБУ на работоспособность и в каких случаях это необходимо — читайте ниже.
Содержание
- 1 Распространенные неисправности ЭБУ и их причины
- 2 Как самостоятельно осуществить диагностику блока?
- 2.1 Необходимые инструменты и оборудование
- 2.2 Фотогалерея «Готовимся к диагностике системы»
- 2.3 Алгоритм действий
- 3 Видео «Почему контроллер ЭСУД не выходит на связь при проверке»
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Распространенные неисправности ЭБУ и их причины
Электронная система управления может выйти из строя по разным причинам. Так или иначе, автовладелец в таком случае столкнется с необходимостью проведения диагностики, чтобы точно определить неисправность блока, поскольку в большинстве случаев эти устройства ремонту не подлежат. Как показывает практика, даже специалисты обычно не берутся за ремонт девайса, а просто меняют его на новый. Но в любом случае, перед тем, как попрощаться с ЭБУ, необходимо тщательно разобраться в том, по каким причинам он вышел из строя.
Контроллер электронной системы управления мотором российского производстваПо мнению многих электриков, с которыми мы консультировались при написании этого материала, основной причиной выхода из строя блока являются скачки напряжения в бортовой сети. Перенапряжение же обычно появляется в результате короткого замыкания одного или нескольких соленоидов.
Но это — только одна из самых распространенных причин, по факту их значительно больше:
- Выход из строя девайса может произойти в результате его механического повреждения. К примеру, это мог быть сильный удар или большие вибрации, по причине которых на съеме модуля появилась трещина. Также трещины и повреждения могут образоваться в местах пайки элементов или контактов.
- Контроллер ЭСУД перегрелся, такая проблема обычно появляется в результате температурных перепадов. На практике известны случаи, когда при низких отрицательных температурах водители заводили двигатели на высоких оборотах, пытаясь обеспечить точный запуск силового агрегата. В этот момент и мог возникнуть перегрев.
- Воздействие на контроллер ЭСУД коррозии. Образование коррозии на структуре модуля может быть обусловлено перепадами влажности воздуха в салоне, а также скоплением конденсата или попаданием влаги в моторный отсек транспортного средства.
- Нарушение герметизации девайса. Такая проблема приведет к причине неисправности, описанной выше — в частности, попаданию воды в конструкцию модуля.
- Если нет связи с ЭБУ то такая неисправность могла быть вызвана вмешательством посторонних в систему управления, что могло способствовать нарушению целостности конструкции. К примеру, если от аккумулятора авто пытались «подкурить» другой автомобиль, при этом двигатель первого был заведен, также с АКБ при работающем моторе могли быть отсоединены клеммы. Кроме того, проблема могла возникнуть в результате того, что при подключении АКБ была перепутана его полярность, то есть клеммы были соединены неправильно. В некоторых случаях неисправность может появиться после включения стартерного узла, к которому не была подключена силовая шина.
В любом случае, по какой бы причине девайс не вышел из строя, проведение ремонта или его замена должны осуществляться после того, как будет выполнена полная диагностика модуля. Необходимо также помнить, что характер поломки может сообщить о возможных неисправностях, присутствующих в работе других систем. Если эти неисправности не будут устранены, это приведет к тому, что новый девайс также выйдет из строя.
Если нет связи с ЭБУ и девайс по каким-то причинам отказывается, автовладелец может заметить это по таким симптомам:
- На приборной панели не горит значок Check Engine, появляющийся при определении неисправностей в работе двигателя. Либо же этот значок может мигать или появляться не сразу. Если индикатор мигает, необходимо удостовериться в том, что проблема заключается не в самой лампочке, после этого уже проверять сам блок.
- При попытке подключить ЭБУ своими руками к диагностическому разъему сканер начал выдавать неверные данные, которые вызывают у вас сомнения. То есть информация может в корне отличаться от той, которая должна быть. Если нет связи с ЭБУ, то сканер может и вовсе не распознать это устройство.
- Силовой агрегат автомобиль работает со сбоями, троит, может не заводиться или заводиться через раз, также он может даже дымиться. При этом никаких причин такому поведению, в том числе перегрева, нет.
- Зажигание автомобиля стало работать с пропусками.
- Вентилятор охлаждения двигателя может включаться произвольно, без команды блока управления.
- В автомобиле начинают выходить из строя предохранительные элементы, при этом они перегорают неоднократно, а видимых причин тому нет. Если предохранители перегорают, это обычно связано с перенапряжением в бортовой сети или на определенном участке электроцепи, но диагностика не выявляет скачков напряжения.
- С различных датчиков импульсы не поступают либо поступают, но нерегулярно.
- Кроме того, еще одним симптомом может служить некорректная работа педали газа. Когда водитель жмет ан педаль, она может реагировать на нажатие с замедлением или очень туго. Такой признак является наиболее верным, особенно, если раньше педаль работала в нормальном режиме.
- Также на корпусе устройства могут быть видны следы повреждений. Например, это могут быть выгоревшие контакты либо следы подгорания на проводах.
- Еще один признак — отсутствие сигналов управления системой зажигания или топливным насосом, регулятором холостого хода и прочими устройствами, работу которых контролирует ЭБУ (автор видео о самостоятельной диагностике — Владимир Чумаков).
Как самостоятельно осуществить диагностику блока?
На первый взгляд может показаться, что диагностика ЭБУ — это сложная задача, с которой справится далеко не каждый. Действительно, произвести проверку своего блока не так просто, но имея теоретические знания, их вполне можно применить на практике.
Необходимые инструменты и оборудование
Чтобы проверить работоспособность модуля самому, нужно будет выполнить ряд действий для подключения к ЭБУ.
Для выполнения проверки вам потребуются следующие устройства и элементы:
- Осциллограф. Понятное дело, что такое устройство есть не у каждого автолюбителя, поэтому если у вас его нет, то можно использовать компьютер с заранее установленным на него необходимым диагностическим софтом.
- Кабель для подключения к устройству. Вам нужно выбрать адаптер, который поддерживает протокол KWP2000.
- Программное обеспечение. Найти диагностический софт сегодня — не проблема. Для этого достаточно промониторить сеть и найти программу, которая подойдет для вашего транспортного средства. Программа подбирается с учетом авто, поскольку на разных машинах ставятся разные блоки управления.
Фотогалерея «Готовимся к диагностике системы»
1. Ноутбук для проверки 2. Адаптер для подключения 3. ПО KWP_D для диагностикиАлгоритм действий
Процедура диагностики электронной системы управления рассмотрена ниже на примере модуля Бош М 7.9.7. Эта модель блока управления является одной из наиболее распространенных не только в отечественных машинах ВАЗ, но и на авто зарубежного производства. Также нужно отметить, что процесс проверки описан на примере использования программного обеспечения KWP-D.
Итак, как проверить ЭБУ в домашних условиях:
- В первую очередь используемый адаптер необходимо соединить с компьютером или ноутбуком, а также самим контроллером ЭСУД. Для этого один конец кабеля подключите к выходу на блоке, а второй — к USB-выходу на компьютере.
- Далее, вам необходимо повернуть ключ в замке зажигания машины, но при этом двигатель запускать не нужно. Включив зажигание, на компьютере можно запустить диагностическую утилиту.
- Выполнив эти действия, на экране компьютера должно выскочить окно с сообщением, которое подтверждает успешное начало диагностики неисправностей в работе контроллера. Если по каким-то причинам сообщение не появилось, нужно удостовериться в том, что компьютер успешно подключился к контроллеру. Проверьте качество подключения и соединения кабеля с блоком и ноутбуком.
- Затем на дисплее ноутбука должна быть выведена таблица, где будут указаны основные технические характеристики и параметры работы транспортного средства.
- На следующем этапе вам необходимо обратить внимание на раздел DTC (в разных программах он может называться по-разному). В этом разделе будут представлены все неисправности, с которыми работает силовой агрегат. Все ошибки будут демонстрироваться на экране в виде зашифрованных комбинаций букв и цифр. Для их расшифровки вам нужно зайти в другой раздел, который обычно называется Коды, либо воспользоваться технической документацией к своему авто.
- В том случае, если в данном разделе нет ошибок, то вы теперь можете не переживать, поскольку мотор транспортного средства работает отлично (автор видео о ремонте ЭБУ в домашних условиях — канал АВТО РЕЗ).
Но такой вариант проверки наиболее актуален, если компьютер видит блок. Если же у вас возникли проблемы с подключением к нему, то вам потребуется электрическая схема устройства, а также мультиметр. Сам тестер или мультиметр можно купить в любом тематическом магазине, а электросхема контроллера ЭСУД должна быть в сервисном мануале. Саму схему нужно наиболее внимательно изучить, это потребуется для проверки.
В том случае, если контроллер ЭСУД будет указывать на определенный блок, а не демонстрировать беспорядочные данные, то в соответствии со схемой его нужно найти и прозвонить. Если точной информации нет, то единственным выходом будет диагностика всей системы, как мы уже сказали выше, одной из основных неисправностей считаются пробои.
После того, как пробой будет найден, необходимо произвести проверку сопротивления и точно выявить, в каком месте зафиксирован кабель. Вам нужно будет припаять соответствующий новый провод параллельно старому, если причина кроется в пробое, то эти действия позволят устранить неисправность. Во всех других случаях проблему смогут решить только квалифицированные специалисты.
Видео «Почему контроллер ЭСУД не выходит на связь при проверке»
Из видео, размещенного ниже, вы можете узнать, по каким причинам между контроллером ЭСУД и ноутбуком может отсутствовать связь при проведении диагностики (автор ролика — канал Billye espada).
Загрузка …
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!
Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Да (64.77%)
Нет (35.23%)
Как проверить ЭБУ самостоятельно?
Современный автомобиль – это отчасти компьютер на колесах, а если быть точнее – то компьютер, который управляет движением колес. Большинство механических деталей автомобиля давно уже вытеснены, а если и остались – то целиком и полностью контролируются «электронным мозгом». Конечно же, компьютеризированным автомобилем управлять значительно проще, да и о безопасности таких авто конструкторы думают в первую очередь.
- 1. Причины выхода из строя ЭБУ: к чему следует быть готовым?
- 2. Как проверить ЭБУ: практические советы для автолюбителей, которые не желают отправляться на СТО.
- 3. Что нужно для проверки ЭБУ, или как справляются с данной задачей профессионалы?
Однако, какой бы совершенной ни была конструкция электронных блоков управления (ЭБУ) – они все равно могут выходить из строя. Ситуация это не самая приятная, да и в связи со сложностью устройства о самостоятельном ремонте говорить не приходится (хотя и такие умельцы есть). В сегодняшней статье мы поговорим о том, какие неисправности могут случиться с ЭБУ, чем они могут быть вызваны и как правильно их диагностировать.
1.
Причины выхода из строя ЭБУ: к чему следует быть готовым?В первую очередь, электронный блок управления автомобилем, или же просто ЭБУ, — это очень сложное и важное компьютерное оборудование. В случае неисправности этого устройства, может проявляться некорректная работа всех остальных автомобильных систем. В отдельных случаях автомобиль может перестать работать вообще, включая отказ трансмиссии, зарядных устройств и контрольных датчиков.
Электронные блоки бывают разные и могут управлять разными устройствами. При этом, все системы все равно активно взаимодействуют между собой и передают важную информацию для регулировки всех функций. Самый основной из них – это ЭБУ двигателя автомобиля. Несмотря на конструктивную простоту, он выполняет массу сложнейших задач:
1. Контроль впрыска топлива в камеру сгорания автомобиля.
2. Регулировка дроссельной заслонки (как во время езды, так и во время работы двигателя на холостом ходу).
3. Управление работой системы зажигания.
4. Контроль состава отработанных выхлопных газов.
5. Управление фазами газораспределения.
6. Контроль температуры охлаждающей жидкости.
Если говорить конкретно о ЭБУ двигателя, то все полученные им данные могут также учитываться и при работе антиблокировочной системы тормозов, и при работе системы пассивной безопасности, и в противоугонной системе.
Причины выхода из строя ЭБУ могут быть самыми разнообразными. В любом случае, ничего хорошего это автовладельцу не предвещает, поскольку данное устройство не подлежит ремонту. Даже на станциях технического обслуживания его просто меняют на новое. Но, как бы там ни было,
Как отмечают автоэлектрики, наиболее часто ЭБУ выходит из строя из-за перенапряжения в электрической сети машины. Последнее, в свою очередь, может возникать из-за короткого замыкания одного из соленоидов. Однако, это не единственная возможная причина:
1. Поломка устройства может возникнуть из-за любого механического воздействия. Это может быть случайный удар или очень сильные вибрации, способные вызывать появление микротрещин в платах ЭБУ и местах спайки основных контактов.
2.
Перегрев блока, который чаще всего возникает из-за резкого перепада температур. К примеру, когда вы на сильном морозе пытаетесь завести автомобиль на больших оборотах, выжимая максимум из возможностей автомобиля и всех его систем.3. Коррозия, которая может возникать из-за перепадов влажности воздуха, а также из-за попадания воды в подкапотное пространство автомобиля.
4. Попадание влаги непосредственно в сам блок управления вследствие разгерметизации устройства.
5. Вмешательство посторонних в устройство электронных систем, вследствие чего могло произойти нарушение их целостности.
• Если от автомобиля хотели «прикурить», предварительно не заглушив двигатель.
• Если с автомобильного аккумулятора сняли клеммы, предварительно не заглушив двигатель.
• Если были перепутаны клеммы во время подключения аккумулятора.
• Если был включен стартер, но к нему не была подсоединена силовая шина.
Однако, что бы ни стало причиной неисправности ЭБУ, любые ремонтные работы могут осуществляться только после осуществления полной профессиональной диагностики. В целом же, характер неисправности устройства подскажет вам о неисправностях в других системах. Ведь если их также не устранить, то новый блок управления перегорит так же, как и старый. Именно поэтому в случае перегорания ЭБУ очень важно установить истинную причину поломки и сразу же устранить ее.
Но как же определить, что из строя действительно вышел блок управления, а не какая-нибудь другая система? Понять это можно по ряду самых первых признаков, которые могут проявляться в такой ситуации:
1. Наличие явных физических повреждений. К примеру, перегоревших контактов или проводников.
2. Неработающие сигналы управления системой зажигания или бензонасосом, механизмом холостого хода и другими механизмами, которые находятся под контролем блока.
3. Отсутствие показателей с разных датчиков контроля систем.
4. Отсутствие связи с диагностическим устройством.
2. Как проверить ЭБУ: практические советы для автолюбителей, которые не желают отправляться на СТО.
К счастью, даже в том случае, если у вас нет ни денег, ни желания ехать на СТО, а ЭБУ не желает подавать никаких признаков жизни, есть верный способ определить, в чем причина поломки. Возможно это благодаря наличию встроенной системы самодиагностики на каждом блоке управления автомобиля. Она позволяет определить возможную причину поломки без применения специального диагностического оборудования.
Но сделаем маленькое отступление и расскажем о некоторых особенностях блока управления двигателем автомобиля.
1. Обработка и анализ сигналов, которые поступают на блок от всех датчиков.
2. Расчет необходимого воздействия, которое необходимо для управления всеми системами автомобиля.
3. Контроль за работой исполнительных механизмов, то есть тех, на которые подается сигнал от блока управления.
Однако, чтобы получить возможность проверить состояние блока управления двигателя, в первую очередь необходимо выполнить ряд манипуляций, чтобы к нему подключиться. Для этого вам понадобится либо специальный тестер, который по понятным причинам есть далеко не у каждого, либо ноутбук с предварительно установленной на нем специальной программой. Что это за программа должна быть? Она предназначена для того, чтобы считывать с блока управления диагностические данные.
Установить ее можно либо из интернета, либо из диска, приобретенного на авторынке.Однако стоит учесть, что на разных моделях авто могут быть установлены разные модели блоков управления. Исходя из этого, необходимо подбирать диагностическую программу для ноутбука и, естественно, сам способ проверки. Мы же вам расскажем о том, как осуществить диагностику модели ЭБУ Bosch M7.9.7. Данная модель ЭБУ является достаточно распространенной как на автомобилях ВАЗ, так и на иномарках.
Что же касается программы для диагностики, то в данном случае мы будем использовать KWP-D. Сразу отметим, что, кроме самой программы для выполнения диагностики, вам обязательно понадобится специальный адаптер, способный поддерживать протокол KWP2000. С его подключения и начинается непосредственно сам процесс диагностики:
1. Один конец адаптера вставляем в порт электронного блока управления, а второй – в USB-порт вашего ноутбука.
2. Поворачиваем ключ в замке зажигания автомобиля и запускаем на ноутбуке диагностическую программу.
3. Сразу же после запуска на дисплее ноутбука должно появиться сообщение, подтверждающее успешное начало проверки ошибок в работе электронного блока управления.
4. Далее на экране покажется таблица с указанными в ней наиболее важными параметрами функционирования автомобиля.
5. Обратите внимание на раздел под названием DTC, поскольку именно в нем будут высвечиваться все неисправности, которые будет выдавать двигатель. Ошибки будут появляться в виде специальных кодов, расшифровать которые можно, перейдя в специальный раздел, который так и называется — «Коды».
6. Если же в разделе DTC не появилась ни одна ошибка, значит, можете порадоваться – двигатель автомобиля находится в идеальном состоянии.
Однако игнорировать другие раздели таблицы также не стоит, поскольку в них также можно найти очень важную информацию, способную объяснить неисправности ЭБУ. Среди них:
Раздел UACC – в нем высвечиваются все данные, характеризирующие состояние автомобильного аккумулятора. Если с этим устройством все в порядке, то его показатели должны находиться в районе от 14 до 14,5 В. Если же полученный в результате проверки показатель находится ниже указанного значения, следует тщательно проверить все электрические цепи, которые отходят от аккумулятора.
Раздел THR – здесь будут высвечиваться параметры положения дроссельной заслонки. Если автомобиль работает на холостом ходу, и с данным элементом нет никаких проблем, в этом разделе высветится значение в 0%. Если же оно выше – обратитесь за помощью к специалисту.
Раздел QT – это контроль расхода топлива. Так как авто работает на холостом ходу, в таблице должен появиться показатель, который находится в промежутке от 0,6 до 0,0 л в час.
Раздел LUMS_W – состояние коленвала во время выполнения вращений. При нормальной работе его показатель не должен превышать 4 оборотов в секунду. Если же количество оборотов больше, значит, в цилиндрах двигателя происходит неравномерное воспламенение. Кроме этого, проблема может скрываться в высоковольтных проводах или свечах.
3. Что нужно для проверки ЭБУ, или как справляются с данной задачей профессионалы?
Без специального оборудования осуществить полноценную проверку блока управления двигателем автомобиля просто невозможно. Но благодаря его наличию, процесс диагностики становится очень простой задачей. Проблема заключается лишь в том, чтобы приобрести это специальное оборудование, которое, по сути, выполнит всю работу вместо вас.
Итак, что же может понадобиться водителю для осуществления диагностики электронного блока управления? В первую очередь, это осциллограф. С его помощью можно получить данные о работе абсолютно всех систем автомобиля. При этом, все полученные данные будут выводиться на экран либо в графическом, либо в числовом виде.
Сняв цифры, полученные со своего автомобиля, вам необходимо будет сравнить их со стандартными показателями. На основании этого вы сможете определить, в какой системе есть неисправность, и сможете ее устранить. Единственный минус осциллографа – его стоимость, которая далеко не всем по карману.
Но кроме осциллографа, для диагностики состояния блока управления можно использовать и специальный мотор-тестер. Его главная функция – это определение показателей, которые поступают со всех электронных систем автомобильного двигателя. К примеру, он позволяет определить падение оборотов при выключении цилиндров, а также наличие разрежения в коллекторе впуска. Но стоит он не дешевле, чем осциллограф.
Поскольку ЭБУ не так часто выходит из строя, а устранение неисправностей этого блока все равно лучше доверить специалистам, то покупка таких дорогих приборов не всегда является рациональным решением. Тем более, что сами вы не всегда сможете правильно считать информацию с их дисплея. Поэтому, при проявлении любых признаков неисправности ЭБУ мы рекомендуем обращаться за помощью к специалистам. Ведь своими манипуляциями вы можете нанести больше вреда, чем пользы своему автомобилю.
Тесты и диагностика – Центр здоровья мозга
- Домашний
- Центры и программы
- Центр здоровья мозга
- Тесты и диагностика
Проблемы с мозгом трудно диагностировать. Часто симптомы заболевания мозга проявляются в другой части тела из-за сложного пути вашей нервной системы. При подозрении на проблемы со здоровьем вашего мозга ваш врач начнет с первоначальной оценки, а затем перейдет к более сложным неврологическим диагностическим тестам.
Первоначальная оценка обычно включает полную историю болезни и неврологическое обследование. Во время неврологического осмотра врач проверит бдительность, мышечную силу, координацию, рефлексы и вашу реакцию на боль. Ваш врач также проверит ваши глаза на предмет отека зрительного нерва, который соединяет глаз с мозгом. Вас также могут попросить пройти некоторые базовые тесты памяти. Если этот первоначальный осмотр покажет какие-либо признаки проблем со здоровьем мозга, ваш врач назначит более сложные анализы.
Расширенные диагностические тесты для заболеваний головного мозга
Расширенная диагностика может включать:
Тесты на равновесие — Они могут включать постурографию, тесты отолитов, EquiTest и тесты на вращающемся кресле.
Биопсия — Удаление ткани для поиска аномальных клеток. Биопсия может быть сделана при подозрении на раковую опухоль или мышечную ткань, чтобы помочь диагностировать такие состояния, как мышечная дистрофия.
Анализы крови — Анализы крови могут выявить аномальные уровни гормонов, клеток крови и другие признаки заболевания. Анализ крови может включать генетическое тестирование и тестирование ДНК на наличие наследственных заболеваний.
КТ-сканирование и КТ-ангиография — КТ-сканирование — это рентгеновский аппарат, подключенный к компьютеру для получения серии подробных снимков головы. Во время КТ-ангиографии используется инъекция специального красителя для более четкого изображения непосредственно сосудов шеи и головы.
Диагностическая ангиограмма — Во время этой процедуры катетер используется для поиска аномалий в кровеносных сосудах с помощью быстрой серии рентгеновских снимков и цейтраферной фотографии.
Электроэнцефалография (ЭЭГ)
- Амбулаторная ЭЭГ — Это помогает измерить электрическую активность мозга в течение 48-часового периода. Электроды ЭЭГ пациент носит дома в течение 2 дней, что позволяет фиксировать типичные приступы/припадки пациента, чтобы помочь в диагностике эпилепсии.
- Стационарная видео ЭЭГ — Этот тип ЭЭГ используется для измерения электрической активности головного мозга, когда пациенты госпитализируются на 2–5 дней в отделение мониторинга эпилепсии Эмори (EMU). Во время госпитализации в электромобиле ведется круглосуточная запись ЭЭГ с одновременной видеосъемкой.
- Обычная ЭЭГ — Этот тип ЭЭГ используется для измерения электрической активности головного мозга. ЭЭГ проводится для определения наличия аномальных мозговых волн, что может помочь в диагностике судорог, а также других неврологических расстройств, включая эпилепсию.
Электромиография — специальный тест, регистрирующий электрическую активность мышечной ткани для диагностики мышечной дистрофии.
Исследование вызванных потенциалов — Этот тест измеряет реакцию мозга на зрительные, слуховые и осязательные раздражители.
Картирование походки — Во время картирования походки пациент ходит по коврику с несколькими датчиками, которые могут определять скорость, пространственное разрешение и другие элементы модели ходьбы человека для выявления двигательных нарушений.
Скрининг-тест памяти — Пациенты с симптомами деменции могут пройти скрининг-тест памяти для определения уровня когнитивных нарушений.
Анализ движения — Эта процедура используется для оценки двигательных расстройств, таких как тремор и походка (ходьба). Во время анализа движения пациент носит костюм, в котором используются датчики, подключенные к компьютеру, который может интерпретировать движения тела в трех измерениях.
MRA — Магнитно-резонансная ангиография — это МРТ-исследование, которое позволяет получить изображения кровеносных сосудов, снабжающих кровью головной мозг, для диагностики инсульта.
МРТ — Мощный магнит, подключенный к компьютеру, делает подробные снимки вашего мозга. Эти изображения просматриваются на мониторе, а также могут быть распечатаны. Иногда вводят специальный краситель, чтобы показать различия в тканях мозга. Специальное сканирование, называемое магнитно-резонансной спектроскопией, может определить метаболизм аномалий головного мозга, что дает дополнительную диагностическую информацию.
Множественный тест латентности сна — Этот тест используется для количественной оценки сонливости и диагностики нарушений чрезмерной сонливости.
Тест многократного бодрствования — Эта полисомнограмма используется для оценки способности бодрствовать в течение дня.
Миелограмма — Выполняется спинномозговая пункция для введения в спинномозговую жидкость специального красителя и делается рентген позвоночника. Пациента наклоняют, чтобы краситель смешался с жидкостью.
Нейропсихологическое тестирование — Этот тип тестирования используется для измерения тяжести памяти и других когнитивных нарушений, которые могут возникать у многих людей с заболеваниями головного мозга, такими как эпилепсия.
Ультразвуковое исследование сосудов головного мозга — В этом тесте используются высокочастотные звуковые волны для обнаружения и диагностики утолщения стенок артерий, которое может указывать на риск инсульта.
Полисомнограмма — Этот тест помогает диагностировать нарушения сна путем регистрации информации, включая мозговые волны, движения глаз, мышечный тонус и уровень кислорода в крови, частоту и ритм сердечных сокращений, движения ног и тела, звуки, издаваемые во время сна, дыхательные усилия, и поток воздуха через нос и рот, пока пациент спит.
Исследование титрования положительного давления в дыхательных путях (PAP) — Во время исследования титрования пациент спит, используя аппарат CPAP, в то время как лаборант записывает данные, включая дыхание пациента. Эта информация помогает определить уровень давления воздуха, который удерживает дыхательные пути открытыми и помогает пациенту легко дышать во время сна.
Позитронно-эмиссионная томография — Визуализация использования мозгом сахара-глюкозы в сканере, который работает почти так же, как компьютерная томография, но обнаруживает сигналы от радиоактивного красителя, который вводится в начале сканирования.
Однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОФЭКТ) — Этот тест позволяет получить трехмерные изображения мозговой активности и кровотока, а затем преобразовать изображения в «карту», на которой подробно показаны функции мозга.
Исследования сна — Мы предлагаем исследования сна как дома, так и ночью в нашей лаборатории сна, чтобы помочь диагностировать нарушения сна.
Стереотаксическая игольчатая биопсия . Используя устройство визуализации для контроля, такое как компьютерная томография или магнитно-резонансная томография, хирург делает небольшой разрез на коже головы и просверливает небольшое отверстие в черепе, называемое трепанационным отверстием. Врач пропускает иглу через трепанационное отверстие и берет образец ткани опухоли головного мозга.
Три лучших способа проверить свой мозг
Независимо от того, 35 лет человеку или 65 лет, важно понимать здоровье мозга и когнитивные функции. Когнитивное тестирование может помочь оценить процессы в мозге, такие как:
- Память
- Ориентация
- Внимание
- Зрительно-пространственные способности
- Язык
- Решение
- Способность учиться новому
Регулярная оценка состояния мозга может выявить ранние признаки когнитивных нарушений, что дает возможность раннего вмешательства, будь то изменение образа жизни или использование новых методов лечения и лекарств, таких как ADUHELM™ (адуканумаб) для лечения болезни Альцгеймера и деменции. Подобно другим заболеваниям, таким как рак, когнитивные заболевания легче поддаются лечению на ранних стадиях.
Имея так много доступных методов тестирования, может быть трудно понять, с чего начать, что могут сказать тесты и какие методы лучше всего. Ниже мы классифицировали три лучших способа проверить свой мозг с кратким описанием каждого типа теста.
Традиционные тесты с использованием бумаги и карандаша
Тесты с использованием карандаша и бумаги обычно проводятся врачом, клиницистом или другим медицинским работником. Такие тесты не могут показать конкретную причину или тип нарушения и наиболее полезны в качестве инструментов скрининга, помогающих врачам лучше понять когнитивные способности пациента, чтобы определить, требуется ли дальнейшее тестирование.
К трем наиболее распространенным утвержденным тестам относятся:
- Краткий тест на психическое состояние (MMSE)
- Монреальский когнитивный тест (MoCA)
- Мини-Шестерёнка
MMSE и MoCA
MMSE и MoCA представляют собой когнитивные скрининговые оценки, используемые для оценки когнитивных способностей человека и часто используемые для отслеживания прогрессирования когнитивных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера. Оба теста оцениваются по 30-балльной шкале.
По данным Ассоциации Альцгеймера, диапазоны баллов по таким тестам могут указывать на следующее:
- Легкая деменция: 20-24 балла
- Тяжелая деменция: 13-20 баллов
В среднем у людей с болезнью Альцгеймера показатель снижается на два-четыре балла ежегодно. Тем не менее, с более ранним тестированием и появлением на рынке новых методов лечения есть надежда замедлить или даже остановить прогрессирование когнитивных нарушений.
Введение MMSE занимает примерно от пяти до 10 минут. Пациенту предлагается указать текущую дату, отсчитать в обратном порядке и идентифицировать предметы повседневного обихода. Администрирование MoCA занимает от 10 до 15 минут и включает в себя те же аспекты MMSE с добавлением следующих двух задач:
- Тест по рисованию часов (CDT): Пациенту предлагается нарисовать часы, расставить цифры в нужных местах, а затем «установить» часы на определенное время.
- Тест на создание следа: в этом тесте, состоящем из двух частей, пациент должен сначала соединить 25 пронумерованных кругов, начиная с одного и заканчивая 25, как можно быстрее, сохраняя точность. В следующей части теста пациент должен соединить 25 пронумерованных и буквенных кружков, чередуя цифры и буквы. Другими словами, путь нужно проследить по схеме «1-A-2-B-3-C-4-D» и так далее.
Важно отметить, что, хотя проведение тестов MMSE и MoCA может быть коротким, время клинического ожидания, а также время анализа и представления результатов могут сделать весь процесс неэффективным.
Mini-Cog
Еще один способ проверить свой мозг — тест Mini-Cog, который занимает примерно три минуты. Этот тест состоит из трех этапов:
- Пациента просят вспомнить три слова.
- Пациент завершает CDT.
- Затем пациент должен вспомнить и произнести три слова, которые были до CDT.
Пациент получает до трех баллов за припоминание слов и до двух баллов за CDT, при этом максимальная оценка составляет пять баллов. Оценка в три, четыре или пять баллов указывает на более низкую вероятность деменции, но не исключает когнитивных нарушений. Подобно MMSE и MoCA, Mini-Cog не является диагностическим тестом, но наиболее эффективен как инструмент для проверки когнитивных способностей. Также следует отметить, что на этот тест незначительное влияние оказывает уровень языка и образования.
Цифровые унаследованные тесты
Чтобы упростить процесс прохождения традиционного карандашно-бумажного унаследованного теста, доступно несколько компьютеризированных версий вышеупомянутых тестов. Эти тесты используют ту же самую науку и методологию для оценки когнитивных способностей и могут выполняться дома или в клинических условиях. Результаты цифровых тестов могут быть отправлены лечащему врачу пациента для определения надлежащего курса действий.
Цифровые способы проверить свой мозг включают:
- Показатели автоматизированной нейропсихологической оценки
- БрэйнЧек
- Савоникс
- Cogstate
- КантабМобайл
Хотя цифровые тесты предлагают более удобный способ проверки вашего мозга, многим из этих оценок не хватает экологической достоверности — они не отражают то, как мозг функционирует в реальном мире. Традиционные методы тестирования также исследуют только несколько аспектов мозга, которые могут быть затронуты, когда у пациента наблюдается снижение когнитивной функции. Это особенно сложно для людей, которые могут проходить тестирование на ранних стадиях, когда такие симптомы, как потеря памяти, могут еще не проявляться.
Новый способ проверить свой мозг: тесты на основе цифровых биомаркеров
Чтобы устранить ограничения традиционных методов тестирования, Altoida посвятила почти 20 лет исследованиям поиска более комплексного подхода к тестированию здоровья мозга, сохраняя при этом преимущества цифрового тестирования.
Altoida разрабатывает цифровую платформу для измерения и анализа когнитивных и функциональных биомаркеров, связанных с нейрокогнитивными нарушениями. Пользователи будут выполнять серию гиперреалистичных действий с дополненной реальностью, рассчитанных на 10 минут на своем интеллектуальном устройстве в любой среде. Используя данные, полученные от передовых датчиков, наши алгоритмы анализируют более 780 уникальных цифровых биомаркеров для измерения и мониторинга нейрокогнитивных функций.