Василюк пережить горе: Psychology.ru — Василюк Ф.Е. ПЕРЕЖИТЬ ГОРЕ

📖 Пережить горе. Василюк Ф. Е. Читать онлайн

Федор Василюк

Правообладателям

Василюк ФедорПережить горе

Скачать:›fb2›rtf


Переживание горя, быть может, одно из самых таинств венных проявлений душевной жизни. Каким чудесным образом человеку, опустошенному утратой, удастся возродиться и наполнить свой мир смыслом?



Читайте еще:

Клиническая трансперсональная психотерапияКозлов Владимир

Если этих способностей и возможностей достаточно для разрешения

Таким образом, мы в некотором приближении изложили стратегические моменты психотерапевтической и психологической работы, ее интегра тивной методологии.

Счастливый ребенокГаррисон Стивен

Духовность и обучение *

Такая жизнь разделяет, а нам-то нужно совсем другое. Поэтому мы начинаем создавать соседские сообщества, в которых человек, сохраняя возможность оставаться наедине с самим собой, получает условия для полноценного общения.

В пригородных зонах появляются крылечки у дверей домов, боковые улочки…

Огненный цветок: методика ДФСКалинаускас Игорь

Часть вторая. В пространстве куклы не живут

Для того чтобы увидеть, можете ли вы эти, данные вам природой составляющие действительно назвать своими инструментами хоть до какой-то степени, выясните

7 злых гениев, шокировавших мирБадрак Валентин

Иван IV Грозный. (25 августа 1530 года – 17 марта 1584 года)

Пока юный Калигула, дрожа от страха и одновременно радуясь своему новому положению, приобщался к императорским утехам, сам Тиберий вернулся к старым долгам. Он намеревался рассчитаться с властолюбивой и гордой Агриппиной Старшей, матерью Калигулы. К тому времени, когда императору пришло в голову…

Беседы Свобода — это Все, Любовь — это Все ОстальноеБендлер Ричард

Часть 2. Искусство личной свободы.

2. Мы должны предпринять необходимые шаги, чтобы создать внутри нас эффективные способы более позитивного и продуктивного мышления, и сделать это привычкой.

Тридцать советов если ваши любовные отношения закончились навсегдаЗберовский Андрей

Глава 13.. Овладейте каким-либо увлекательным спортом!

Хотел приехать к вам лично, но поговорил с вами по телефону, и вы посоветовали найти что-то принципиально новое, другое, чего я в жизни никогда не делал. Из предложенного списка я выбрал дайвинг. Выбрал потому, что вообще не умел плавать. Пошел в наш бассейн, попросил помощи инструктора. Сначала…

7 этажей взаимопонимания. Язык тела и образ мыслиКурпатов Андрей

Часть седьмая. СЕКСУАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ И СИГНАЛЫ СЕКСУАЛЬНОГО СВОЙСТВА

С отрицательными эмоциями все несколько сложнее – во-первых, потому, что их несколько, во-вторых, потому, что они могут проявляться двумя формами – активной и заторможенной. Главными отрицательными эмоциями являются страх и гнев, все остальное – это их разновидности: стыд, вина, горе…

Франсуа Антон МесмерБелоусов Роман

БЕГСТВО ИЗ ПАРИЖА. СКИТАНИЯ И УЕДИНЕНИЕ

Дата 18 ноября указана потому, что в этот день состоялось исполнение в массонской ложе под управлением Моцарта его «Кантаты вольных каменщиков», специально написанной к открытию в тот день ложи «К вновь коронованной надежде» (не забудем, что Моцарт был массоном). Здесь, во время концерта Моцарта…

Элементы практической психологииГрановская Рада

Возрастные особенности личности

Психические функции, направленно формируемые обучением и воспитанием, корректируют и направляют поведение, кроме того, человек в течение жизни непрерывно расширяет круг общения.

Загадка женственностиГольдштейн Бетти

Бетти Фридан

Есть пугающие последствия для будущего нашей нации в паразитическом размягчении, передающемуся следующему поколении детей, как результате нашего упрямого принятия загадки женственности. Трагедия детей, воплощающих сексуальные фантазии своих матерей-домохозяек — это только один признак…

Гипнотические приемы в общенииБубличенко Михаил

Психологические тесты

7. Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-либо дело идет гораздо лучше без вашего участия? (Да — 2, нет — 16).

Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. В 2х частяхГрабенко Татьяна

доцент Института специальной педагогики и психологии Л

В книге раскрыты многогранные возможности игр с песком —- это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития. Авторы также показывают родителям и педагогам преемственность работы в рамках «песочной терапии» с…

Тематический анализ публикаций, развивающих концепцию переживания утраты предложенную Ф.

Е. Василюком Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Тематический анализ публикаций, развивающих концепцию переживания утраты,

предложенную Ф.Е. Василюком

Куликов Константин Леонидович (Москва) независимый исследователь [email protected]

Аннотация. Статья критически анализирует развитие идей, высказанных Ф.Е. Василюком в его работе «Пережить горе». Автором настоящей статьи проанализированы все публикации, цитирующие работы Федора Ефимовича по переживанию горя, и выделены темы, которые наиболее часто упоминаются исследователями. Самой частотной является идея о стадиальности процесса переживания утраты. Автор указывает возможный путь генезиса этой идеи и критически оценивает ее релевантность для продолжения исследований. Намечены более перспективные темы и проекты для развития концепции переживания утраты, разработанной Ф.Е. Василюком.

Ключевые слова: горе, утрата, переживание, Ф.Е. Василюк, контент-анализ, стадии

горя.

Content analysis of publications that develop the model of experiencing loss

proposed by F. E. Vasilyuk

Konstantin Leonidovich Kulikov independent researcher

Abstract. The article critically analyzes the development of ideas expressed by F. E. Vasilyuk in his work «Perezhit gore». The author analyzes all publications that cite works of F.E. Vasilyuk about perezhivanie of loss and grief and highlights the themes that are most often mentioned by researchers. The most frequent is the idea of the stages in process of experiencing loss and grief. The author points out the possible path of the genesis of this idea and critically assesses its relevance for further research. Other more promising topics and projects are outlined for the development of the concept of experiencing loss developed by F. E. Vasilyuk.

Keywords: grief, loss, perezhivanie, F. E. Vasilyuk, content analysis, stages of grief

С момента публикации статьи «Пережить горе» прошло 29 лет. За это время в психологии было проведено множество исследований на разных выборках, сформировались такие современные модели, как модель двойных процессов М.

Штребе [Stroebe, Schut, 2010], модель создания смьюла Р. Нимейера [Neimeyer и др., 2010], модель задач горя У. Уордена [Worden, 2018]. Некоторые из них нашли свое применение в практике, а модель М.К. Шир [Shear, Gribbin Bloom, 2017] получила эмпирическое подтверждение. Прошли дебаты о включении расстройства горя в МКБ-11 и DSM-5 [Maciejewski, Prigerson, 2017]. К сожалению, за это время модель, предложенная Ф.Е. Василюком, не развилась и не обзавелась эмпирическими исследованиями. Авторы некритично принимают высказанные Федором Ефимовичем предположения и идеи.

Задача данной работы — наметить наименее разработанные части модели Ф.Е. Василюка, обозначить дальнейшие направления исследований, методической и дидактической работы. Статья продолжает начатую мной ранее линию [Куликов, 2018] — найти оригинальные части концепции переживания утраты Ф.Е. Василюка, а также обозначить связь его концепции с другими и найти поле для полемики.

Для этого мною был проведен тематический анализ публикаций, цитирующих работы «Пережить горе» [Василюк, 1991] и «Переживание горя и утраты» [Василюк, 2001], в которых Федор Ефимович обозначил основные контуры своей модели. Также я представил критический взгляд на идею стадиальности в модели Ф.Е. Василюка, обозначил генезис этой идеи и наметил альтернативные линии развития концепции, недостаточно разработанные в работах исследователей.

Дизайн исследования и выборка

Базовой работой, в которой Федор Ефимович раскрыл суть своего взгляда на переживание утраты, является работа «Пережить горе» и повторяющий ее репринт «Переживание горя и утраты». Ф.Е. Василюк развивает отдельные аспекты своей модели в других работах, например, в «Молитва и переживание в контексте душепопечения», однако сам он не цитирует свои ранние работы и больше не возвращается к теме модели переживания утраты. Резонно предположить, что авторы, развивающие взгляды Федора Ефимовича на переживание утраты, будут цитировать работу «Пережить горе», как, например, поступают исследователи концепции переживания утраты, предложенной З. Фрейдом, цитируя его базовую работу «Печаль и меланхолия», даже если они стремятся выйти за пределы высказанных в ней идей [Clewell, 2004].

Выборка:

Поиск по ссылкам на оригинальную статью и ее репринт в Google Scholar дает суммарно 202 записи. Из них были отобраны источники, у которых в тексте есть прямая ссылка на работу Федора Ефимовича по горю. После этого были исключены репринты. В итоге было найдено 40 работ, упоминающих концепцию, они будут составлять выборку публикаций. За исключением двух источников, это статьи в журналах или сборниках конференций. Все работы опубликованы после 2000 года, три четверти из них — позже 2014 года. Возможные ограничения выборки — не учитывались публикации, которые не цитировали статьи Федора Ефимовича о горе, но при этом развивавшие его идеи. К примеру, его собственная статья «Молитва и переживание в контексте душепопечения» [Василюк, 2003] не попала в выборку, однако в ней автор раскрывает отдельные аспекты переживания горя. Так же могли не попасть сообщения на конференциях, сборники которых не индексируются Google Scholar. Я не использовал систему Elibrary, так как в ней нет адекватно оформленной записи по статьям Ф.

Е. Василюка о горе, а значит, нет технической возможности выявить цитирования.

Метод анализа:

Для того чтобы понять, какие именно аспекты модели и идеи Ф.Е. Василюка были развиты исследователями, мною был применен метод контент-анализа. Статья «Пережить горе» была прочитана трижды и в ней были выделены ключевые темы. После этого каждая статья в выборке была кодирована с помощью получившегося перечня тем. Одна публикация могла получить более чем один код, арифметическое среднее — 1,54 темы на публикацию.

Ограничения процедуры — контент-анализ и кодирование проводилось мною самостоятельно, без параллельного кодирования незаинтересованным коллегой, поэтому возможен конфликт интересов.

Описание результатов:

Чаще всего можно встретить статьи, которые упоминают идею стадиальности горя (таблица 1). При этом ни в одной из этих статей нет критики этой части модели и нет попыток эмпирической проверки. Как мы покажем далее, именно эта часть спорна и наименее оригинальна.

Таблица 1. Темы статьи «Пережить горе» и частота их упоминания в выборке

Тема Частота

Стадии горя 14

Итог переживания — укрепиться в настоящем и без боли вспоминать о свершившемся прошлом. Возрождение к жизни и наполнение новым смыслом 9

Переживание горя как деятельность 7

Парадигмы «памятования» и «забвения» 6

Осмысление горя как антропологического или культурного феномена, а не просто внутреннего состояния или эмоции, аффекта и т.д. 5

Критика концепций работы горя, направленных на отрыв от воспоминаний. Полемика с психоанализом З. Фрейда 5

Цель переживания горя — размещение события в памяти. Задача разместить утраченное в жизненном мире так, чтобы это было доступно памяти. Роль памяти в горе 5

Постановка вопроса о механизме изменений при переживании утраты. Как мир наполняется смыслом; как человек обретает душевное равновесие; как страдание переплавляется в мудрость 4

Описание состояния человека при столкновении с утратой (эмоции, чувства, физиология и прочее) 3

Регистровая динамика и хронотоп для объяснения эффектов, наблюдающихся при переживании утраты 2

Природа боли при потере — мы тоскуем об утраченном нами, что мы оставили человека в прошлом 2

Сохранение связей с ушедшим и/или формирование новых 2

Разделение патологического и нормального переживания утраты. Указание на двойственный характер процессов горя — наличие как индивидуальных особенностей, так и универсальных механизмов 1

Эстетизация — как путь преодоление трудности и стратегия переживания 1

Более чем в половине работ статья Федора Ефимовича только упоминается и почти не проводится раскрытия его идей. Из работ, развивающих его идеи в поле утраты, можно выделить статьи М.К. Гросицкой [Гросицкая, 2016] и К.С. Крючкова [Крючков, 2019], в них предпринята попытка описания разрыва отношений при помощи понятийного аппарата теории переживания Ф.Е. Василюка и понимающей психотерапии. Что примечательно, оба автора в значительной мере опираются в своих построениях на другие, более фундаментальные труды Ф.Е. Василюка, а «Пережить горе» упоминают косвенно, не раскрывая идей, в ней заложенных. В выборке публикаций не было выявлено ни одной работы, развивающей прикладную часть концепции. Нет эмпирических проверок самой концепции или философско-методологической рефлексии.

Помимо выполнения основной исследовательской задачи удалось получить дополнительные результаты — были выявлены ошибки в трактовке модели Федора Ефимовича. Ниже я разберу типичные:

• Теория Ф.Е. Василюка основана на парадигмах «памятования» и «забвения». В действительности эта модель основана на клинической интуиции, работах других авторов и теоретических положениях, разработанных в «Психологии переживания» [Василюк, 1984]. Парадигмы являются абстракциями, которые использует автор, чтобы разграничить

научные и практические культуры обращения с утратой, а также обозначить механический и телеологический аспект подходов к изучению утраты.

• Яркое выражение эмоций помогает пережить горе. В действительности это совсем не обязательно. Ключевым является работа с памятью, размещение утраченного в целом жизни, переосмысление жизненного замысла, а вовсе не банальное «отреагирование эмоций».

• Переживание утраты — это реорганизация поведения. В действительности переживание затрагивает разные пласты бытия субъекта. Если использовать другую терминологию, то помимо поведения изменятся и когниции, и процесс обработки воспринимаемого.

• Возможно управление переживанием горя через управление окружением для того, чтобы обеспечить течение этого процесса социально приемлемым путем. Конечно, Федор Ефимович рассматривает утрату не столько как психический феномен, но и как антропологический, однако из этого вовсе не следует постановка задачи управления переживанием субъекта. Психотерапевт может расширять горизонт для переживания и даже иногда направлять его, но речь не идет об управлении. То же самое можно сказать и о «социально приемлемом пути». В рамках понимающей психотерапии возможно использование культурных орудий, но не подразумевается принуждение к их использованию или иная цензура переживания.

Обсуждение результатов

Исследователи проявляют высокий интерес к теме стадиальности горя, действительно ли это один из важнейших аспектов модели? В данной статье я постараюсь дать представление о генезисе этой идее и ответить, откуда эта идея появилась в «Пережить горе», является ли она закономерным следствием развития идей психологии переживания.

Первым, кто высказал идеи о стадиальности горя, был Э. Линдеманн, главу из работы которого переводил Федор Ефимович, и она была опубликована под названием «Клиника острого горя». Впоследствии идея о стадиальности развивалась как внутри медицинского дискурса, благодаря Э. Кюблер-Росс, так и в рамках теории привязанности в работах Дж. Боулби, С. Паркеса и У. Уордена. В работе «Пережить горе» Ф.Е. Василюк упоминает С. Паркеса и Э. Линдеманна, но не говорит, что его модель базируется на их взглядах или является критической переработкой. Кроме, разве что, следующего момента: «Следующий шаг на этом пути — фаза поиска — отличается, по мнению С. Паркеса, который и выделил ее <…>», — ни до, ни после этого момента он не указывает, откуда вообще взята идея о стадиях, подавая ее как нечто само собой разумеющееся.

Помимо С. Паркеса, Федор Ефимович заимствует идеи у Дж. Тательбаум. В случае с последней заимствование идет достаточно далеко. Так, например, названия стадий являются прямой калькой с названий, предложенных Тательбаум в работе «The courage to grief: Creative living, recovery and growth through grief» [Tatelbaum, 1980]. Помимо этого, есть и более мелкие заимствования в тексте и речевых оборотах, как, например, пассаж из «Пережить горе»: «Типичны необыкновенная поглощенность образом умершего (по свидетельству одного пациента, он вспоминал о погибшем сыне до 800 раз в день)», цитирует факт, описанный в работе Дж. Тательбаум: «One man told me after his son had died that at first he seemed to think of his son «eight hundred times a day»». Федор Ефимович был хорошо знаком с этой работой Дж. Тательбаум, это подтверждает его рецензия на ее работу в журнале «Вопросы психологии» за 87-й год [Василюк, 1987].

Удивительно, но стадиальная часть концепции, несмотря на ее популярность, ни разу не была подвергнута эмпирической проверке или обстоятельной методологической критике за все время с момента публикации. И тем более поражает некритичное принятие этой идеи исследователями, что стадиальность не является необходимой и неотъемлемой часть модели. Если ее изъять, то модель не потеряет целостности, ведь смысл можно обретать и год и два и

три, а можно и быстрее. Равно как и само переживание индивидуально и нельзя очертить ясные рамки, в которых мы можем говорить о его завершении. Возможно поставить лишь относительные, которые задаются культурой и историческим контекстом.

Идея о стадиальности в настоящее время подвергнута критике в зарубежных публикациях [Doka, Tucci, 2011]. За последние три десятилетия проведено множество исследований, направленных на изучение гипотезы о стадиальности горя. Были выделены маршруты и устойчивые паттерны в переживании утраты, но они не повторяют классическое «нормальное» течение горя от ярких проявлений с постепенным угасанием. Так, например, в работе К. Вортман и К. Боэрнер [Wortman, Boemer, 2011] обобщены результаты нескольких исследований, проведенных до 2010-х годов, и на разных выборках доминирующим типом является отсутствующее горе, т.е. когда его проявления слабо выражены, а колебания интенсивности если и есть, то они не показывают динамику снижения частоты или силы со временем. Люди скорее осциллируют между состояниями дезорганизации и восстановления все время; и нормативный срок в год не является ни ориентировочным, ни сколько-нибудь релевантным для людей из разных культур.

Стадиальная часть модели переживания утраты, разработанная Ф.Е. Василюком, не в полной мере соответствует современным представлениям о том, как это переживание развивается и проявляется. Но можно ли сказать это в отношении всей модели? Конечно, нет, модель содержит в себе идеи, сближающие ее со многими современными концепциями, объясняющими горе [Куликов, 2018].

Перспективными в плане разработки выглядят следующие темы, находящиеся в Таблице 1 в нижней части и не привлекающие такого внимания исследователей.

Заключение

С момента публикации «Пережить горе» исследователи сосредоточились на стадиальности горя как важной черте предложенной Ф.Е. Василюком модели переживания утраты. Однако похоже, эта ее часть является заимствованием и, вероятно, не имеет прямого следствия из идей, высказанных в «Психологии переживания». За прошедшие три десятка лет не было сделано существенного вклада в развитие этой концепции, в то же время часть идей, высказанных в ней, не потеряли актуальности.

Возможными направлениями дальнейших исследований и методических разработок могут быть:

• Построение выверенной концепции, связанной с практическим аппаратом понимающей психотерапии и теорией переживания.

• Компаративистическое исследование концепции Р. Нимейера и Василюка Ф.Е. на предмет различий в том, как происходит смыслопорождение в ситуации утраты. Отчасти эта работа начата Н.П. Бусыгиной. В ее работе [Бусыгина, 2019] было указано на части теории и практики понимающей психотерапии, схожие с нарративной школой в психотерапии.

• Разработка методики для работы с горем и ее эмпирическая проверка.

• Программа подготовки специалистов в работе с утратой на базе понимающей психотерапии.

Для углубления и развития концепции имеет смысл развивать другие темы, например:

1. Эстетизация как путь преодоления трудности и стратегия переживания. Использование метафорического языка и отсылки к произведениям искусства являются отличительной чертой текстов Федора Ефимовича и в целом представителей школы понимающей психотерапии. Эстетизация имеет богатую историю, и возможно провести исследование того, как мы это делаем в современности и как это помогает пережить горе.

2. Изучение обыденных тактик облегчения страданий при переживании утраты. В рамках школы понимающей психотерапии такая работа уже начата Е.В. Шерягиной [Шерягина, 2016; Шерягина, 2013]. В этих работах она рассматривает различные стратегии утешения, в некоторых аспектах перекликаясь с Д. Класс и его работами об утешении [Klass, 2014].

3. Развитие идей о патологической форме переживания утраты. Критика современного диагноза «затяжное расстройство горевания». Это позволит расширить клиническую часть понимающей психотерапии. Также возможно предпринять попытку разграничения травмы и переживания утраты. Объяснить симптомы ПТСР, исходя из представлений о переживании.

4. Осмысление утраты как антропологического феномена — учет культуры, исторической эпохи.

5. Углубление полемики не только с фрейдистским психоанализом, но и с другими, более современными взглядами на утрату.

Я надеюсь, что сообщество исследователей и практиков, разделяющих идеи понимающей терапии, смогут сосредоточиться не только на практической, но и на подлинно научной работе, которая невозможна без критического анализа наследия Федора Ефимовича и, возможно, отделения его личных взглядов и мировоззрения от метода и теории, им предложенной.

Литература

1. Бусыгина Н. П. Понимающая психотерапия Ф.Е. Василюка и поворот к языку в социальных науках, психологии и психотерапии // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 1. С. 15-24.

2. Василюк Ф. Е. Книга о переживании горя // Вопросы Психологии. 1987. № 3. С. 168-169.

3. Василюк Ф. Е. Молитва и переживание в контексте душепопечения // Консультативная психология и психотерапия. 2003. Т. 11. № 3. С. 114-129.

4. Василюк Ф. Е. Переживание горя и утраты // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень / под ред. Г. У. Солдатова, Б. В. Ионов. Москва: Смысл, 2001. С. 19-32.

5. Василюк Ф. Е. Пережить горе // О человеческом в человеке: [Сборник / под ред. Е. В. Филиппова, И. Т. Фролов. М: Политиздат, 1991. С. 230-247.

6. Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критич. ситуаций. М: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.

7. Гросицкая М. К. Переживание разрыва в отношениях: феноменология критической ситуации и средства психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 5 (94). С. 240-265.

8. Крючков К. С. Переживание любовной разлуки — опыт феноменологического анализа // Психолог. 2019. № 2. С. 9-27.

9. Куликов К. Л. Особенности современных концепций переживания утраты на примере модели переживания горя Ф.Е. Василюка. // Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка. Москва, 7-9 ноября 2018. Сборник материалов. Электронное издание. — М.: ФБГОУ ВО МГППУ; ПИ РАО, 2018, с.148-151.

10. Шерягина Е. В. Житейская и профессиональная психологическая помощь: понятийное поле и проблематика // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 1. С. 823.

11. Шерягина Е. В. Проективная методика исследования стратегий утешения // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Т. 21. № 2. С. 212-224.

12. Clewell T. Mourning Beyond Melancholia: Freud’s Psychoanalysis of Loss // J Am Psychoanal Assoc. 2004. Т. 52. № 1. С. 43-67.

13. Doka K., Tucci A. Beyond Kubler-Ross: New perspectives on death, dying and grief. : Hospice Foundation of America, 2011. 156 с.

14. Klass D. Grief, Consolation, and Religions: A Conceptual Framework // OMEGA — Journal of Death and Dying. 2014. Т. 69. № 1. С. 1-18.

15. Maciejewski P. K., Prigerson H. G. Prolonged, but not complicated, grief is a mental disorder // The British Journal of Psychiatry. 2017. Т. 211. № 4. С. 189-191.

16. Neimeyer R. A. и др. Grief Therapy and the Reconstruction of Meaning: From Principles to Practice // Journal of Contemporary Psychotherapy. 2010. Т. 40. № 2. С. 73-83.

17. Shear M. K., Gribbin Bloom C. Complicated Grief Treatment: An Evidence-Based Approach to Grief Therapy // J Rat-Emo Cognitive-Behav Ther. 2017. Т. 35. № 1. С. 6-25.

18. Stroebe M., Schut H. The Dual Process Model of Coping with Bereavement: A Decade on // Omega (Westport). 2010. Т. 61. № 4. С. 273-289.

19. Tatelbaum J. The courage to grief: Creative living, recovery and growth through grief. N.Y.: Lippincott & Crowell, 1980. 189 с.

20. Worden J. W. Grief Counseling and Grief Therapy: a handbook for the mental health practitioner. New York, NY: Springer Publishing Company, 2018. Вып. Fifth edition. 293 с.

21. Wortman C. B., Boerner K. Beyond the Myths of Coping with Loss: Prevailing Assumptions Versus Scientific Evidence // The Oxford handbook of health psychology Oxford library of psychology. / под ред. H. S. Friedman. Oxford ; New York: Oxford University Press, 2011.

Цветок Смерти – CouleurNature

Здесь, в Америке, нередко можно увидеть горшок с веселыми хризантемами, украшающий порог дома.

Но во Франции это просто невозможно.

В это время года мам можно увидеть повсюду во Франции, они продаются в придорожных киосках и переполнены на парковках супермаркетов.

Via NBC News

Но их веселые цвета противоречат их мрачному символизму во французской культуре.

 

Значение хризантемы во французской культуре

Известен как la Toussaint во Франции, 1 ноября День всех святых . В этот день семьи покупают горшки с хризантемами и отправляются на кладбище, украшая могилы и могилы своей семьи цветами.

Знаете ли вы, что во Франции семьи сами должны содержать и убирать могилы своих усопших?

Во Франции хризантема прочно ассоциируется со смертью , и это ужасная социальная faux pas предлагать его в любом другом случае ( так что если вы во Франции, не благодарите хозяйку ужина горшочком мамы! ). Они обычно используются на похоронах, а также считаются символом бессмертия , так как они могут пережить зимние морозы и не требуют особого ухода.

Via Pendore@Flickr

Призыв ко всем святым и душам

День всех святых — государственный праздник во Франции, и французы очень серьезно относятся к своим праздникам. В то время как в Америке магазины остаются открытыми в День памяти, во Франции почтовые отделения, банки, магазины и другие предприятия будут закрыты, кроме цветочных магазинов и тому подобного.

На следующий день День всех душ или le Jour des Morts , когда люди молятся за души умерших.

Эти каникулы приходятся на двухнедельные школьные каникулы, так что это также популярное время для семей, чтобы взять короткие каникулы.

Через NBC News

Согласно одной статье, в День всех святых «церкви задрапированы черным, поются похоронные песни и читаются молитвы за умерших. Люди посещают кладбища, чтобы помолиться на могилах своих семей, а затем устраивают вечеринки, на которых поют и рассказывают истории о мертвых. В полночь они едят особый ужин для умерших, который традиционно включает молоко, черное зерно, бекон, блины и сидр».

День Всех Святых и Хэллоуин во Франции

Созданный Католической Церковью Папой Бонифаций IV в честь всех святых и мучеников, не имеющих собственного праздника, День Всех Святых первоначально отмечался 13 мая, а затем был перенесен на ноябрь. 1.

Некоторые говорят, что это была попытка церкви отвлечь внимание от языческого празднования Самайна 31 октября, которое позже стало Хэллоуином .

Хэллоуин был практически неизвестен во Франции примерно до 19 века.96, когда он начал набирать популярность. Интересно, что дети во Франции традиционно одеваются как жуткие персонажи, такие как ведьмы, гоблины, призраки, вампиры и им подобные.

Via NYTimes

Лилии обычно на похоронах из-за их белого цвета. Белые лилии символизируют невинность души, покинувшей тело. Лилия звездочета используется специально как символ сочувствия, поэтому обычно дарится семье умершего, в то время как простая белая лилия олицетворяет чистоту.

Оставьте свое мнение об этой французской традиции! Буду рад услышать ваши мнения и истории!

 

 


Назад к журналу

Сила скорби. С больничной койки на мировую арену | Дрема Биверс | Обязательство служить

Малала со своей семьей после стрельбы (Источник изображения)

Когда Малала Юсафзай сидела в своей больничной палате , она решила, что вместо страха она почувствует силу. Она была убита талибами выстрелом в голову только за то, что боролась за права своего народа. В то время ей было всего пятнадцать.

Пока она училась в школе, Талибан становился все более свирепым в войне с Пакистаном. Они были в эпицентре боя в Свате, доме Малалы, когда объявили, что девочкам больше не разрешат посещать школу.

Мы осознаем важность наших голосов только тогда, когда нас заставляют замолчать- Малала Юсуфзай

Долина, в которой жила Малала

Малала и ее семья боролись с этим. Они продолжали отправлять Малалу в школу в знак протеста против запрета талибов на женское образование. Многие из ее друзей просто перестали ходить, и лишь небольшая часть ее первого класса все еще посещала занятия.

Уважайте своих дочерей, доверяйте им и, самое главное, воспитывайте их — Зиауддин Юсуфзай, отец Малалы

В это время Малала также работала репортером под прикрытием. Би-би-си попросила ее школу найти кого-нибудь, кто был бы готов документировать их повседневную жизнь в это трудное время. Сначала была старшая девушка, которая собиралась взяться за работу. Однако ее семья слишком испугалась возможных последствий и заставила ее уйти.

Затем отец Малалы попросил совет своей школы предоставить эту возможность Малале, хотя она считалась слишком молодой, чтобы нести эту ответственность. Малала была взволнована, и ее семья очень гордилась ею. Би-би-си испугалась, что этот «дневник» может подвергнуть Малалу опасности, поэтому ей дали псевдоним Урду. Урду означает василек, точно так же, как малала означает горе.

Она и не подозревала, что вскоре ей предстоит столкнуться с тем, в честь чего она была названа.

Экстремисты боятся книг и ручек, их пугает сила образования. они боятся женщин — Малала Юсуфзай

Талибан хотел, чтобы женщины были замужними, необразованными и преданными своим мужьям. Когда Малала решила выступить за женское образование, талибы заклеймили ее как врага и планировали убить.

Малала в школе, которую она основала

Однако она и ее семья считали, что никто не станет преследовать молодую девушку, и их не слишком беспокоила угроза талибов. Однако 9 октября 2012 года Малала была застрелена вместе с двумя другими девушками.

Я сильнее страха — Малала Юсуфзай

Во время инцидента Малала ехала в автобусе со своими друзьями, когда его захватили талибы. Они спросили о Малале, и ее опознали. Они продолжали стрелять ей в голову. Затем группа застрелила двух друзей Малалы, но оба смогли сообщить об инциденте.

С оружием можно убивать террористов, с образованием можно убивать террористов — Малала Юсуфзай

Малалу, однако, срочно доставили в больницу, где врачи были вынуждены удалить часть ее черепа, чтобы уменьшить опухоль. Им также пришлось извлечь пулю, застрявшую в ее плече рядом с позвоночником.

Малала была доставлена ​​в больницу в Германии, а затем в другую в Англии. От имени Малалы правительство Пакистана взяло на себя ее медицинские счета в связи с трагедией.

Я не хочу мстить талибам, я хочу образования для сыновей и дочерей талибов — Малала Юсуфзай

Малала попала в бездну своего героя; она была в самом низу.

Отсюда Малала решила сражаться изо всех сил. Выписавшись из больницы, она начала ходить в школу в Англии, где получила образование, которое, как когда-то думала, потеряет. Ее также пригласили поговорить с Организацией Объединенных Наций о том, что с ней случилось и как она хочет бороться за всеобщее право на образование. Малала хочет, чтобы мир знал, что они могут и должны отстаивать свои свободы.

Я сказал себе: Малала, ты уже встретила смерть. Это твоя вторая жизнь. Не бойтесь — если вы боитесь, вы не можете двигаться вперед — Малала Юсуфзай

Малала обращается к ООН в день своего шестнадцатилетия

В это время Малала также опубликовала автобиографию Я Малала: Девушка, которая Встал на защиту образования и был застрелен талибами.

Биография Малалы

После расстрела и последующей огласки многие люди стали следить за Малалой и поддерживать ее. Добившись этого и рассказав о правах на образование, Малала получила Нобелевскую премию мира. Она вторая пакистанка, получившая эту награду. В семнадцать лет она была и остается самым молодым человеком, когда-либо получавшим Нобелевскую премию мира.

Один ребенок, один учитель, одна книга, одна ручка могут изменить мир — Малала Юсуфзай

Малала продолжает выступать от имени детей во всем мире. У нее есть документальный фильм о ней, Он назвал меня Малала, , и она создала школу в Ливане для сирийских беженцев.

Когда весь мир молчит, даже один голос становится могущественным — Малала Юсуфзай

Малала Юсуфзай провела несколько ужасающих сражений. Хотя они были трудными, они привели ее к тому, что она стала ведущей активисткой в ​​области образования. Она взяла свою бездну и превратила ее в нечто невероятное, и продолжает делиться своим даром с миром. Малала в возрасте девятнадцати лет добилась большего, чем некоторые люди могут даже мечтать. Путь ее героя был труден и проложен с несколькими препятствиями, но из него вышел настоящий герой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *