Сенсорно моторная афазия: Сенсомоторная афазия у детей лечение

Содержание

3.1.11. Смешанная сенсорно-афферентная моторная афазия (сочетание афферентной моторной афазии с сенсорной акустико-гностической)

Сенсорно-афферентная форма афазий встречается достаточ- но редко и по степени проявления речевых расстройств всегда может быть квалифицирована как грубая или выраженная. Спонтанная и диалогическая речь больных легкая, выразитель- ная, без затруднений в приступе к слову. Вместе с тем, про- изношение слов у большинства настолько искажено, чго со- здается впечатление, будто больной говорит на незнакомом иностранном языке.

Состояние элементарного и символического орального праксиса неполноценно, но сходно, тогда как артикуляторный праксис нарушен у всех больных. Нарушения артикуляторного праксиса различаются по тяжести и типу. В одних случаях в речи больных вообще отсутствуют многие звуки русского язы- ка (например, используются в спонтанной и диалогической ре- чи несколько согласных звуков: «п, р, н, т», которые в сочета- нии с гласными образуют псевдослова (типа «тото», «нетото», «неторато» и т. д.). В других случаях набор звуков полнее, но они произносятся нечисто Эти искажения Moiyi быть стаи- дартными со стойкими артикуляторными заменами в виде ог- лушения звонких согласных, смягчения твердых и, наоборот, упрощения аффрикатов, произношения звука «i» как южнорус- ское «х» или непостоянными, когда отдельные слова и слово-

124

сочетания могут произноситься правильно (чаще всего это глаголы, наречия, местоимения, связки).

Нарушения звукопроизношения могут сочетаться с искаже- нием просодий русской речи, неправильной расстанопкой уда- рения в словах и в предложениях. Наличие этих нарушений в сочетании со звуковым распадом слова, когда слова искажа- ются до неузнаваемости, делает речь похожей то на «украин- скую» («замэнку, полипэнку»), то на «испанскую» («лучело ли- чи бенье») и пр.

Все эти особенности, свидетельствующие о распаде артику- ляторных схем или неполноценности артикуляторных укладов, дают основание диагностирован афферентную моторную афа- зию, но, в отличие от «чистой» ее формы, в смешанной не наблюдается поиска артикуляций.

Частые повторы одних и тех же звуков в разных сочетаниях можно трактовать как своеоб- разное нащупывание правильного произношения. Подобный способ поиска артикуляторного уклада обусловлен также нали- чием симптоматики сенсорной афазий.

Сходство с сенсорной афазией у некоторых больных наблю- дается и в характере устной речи: она бедна существительны- ми и глаголами, изобилует вводными и служебными словами, нестойкими литеральными парафазиями. Слова могут иска- жаться до полной неузнаваемости, что в сочетании со склон- ностью к многоречивости обычно квалифицируется как «сло- весная окрошка».

За очень редким исключением автоматизированная речь у больных этой группы нарушена, а попытки перечислить автоматизированные речевые ряды (даже числовой ряд до 10) представляют собой набор грубых парафазий, часто пе- реходящий в невнятное бормотание. Так же, по существу, недоступна речевая имитация. Нарушения выявляются на всех уровнях, начиная от повторения отдельных звуков и кончая словами и предложениями.

Оценка этой функции на всех уровнях примерно одинакова, но в механизме наруше- ния повторения нашло отражение сочетание 2-х форм афазий, составляющих единый синдром смешанной сенсор- но-афферентной афазий. Для афферентной афазий в отра- женной речи характерны поиски артикуляторной позы, воспроизведения контура заданного слова без четкого арти- кулирования, улучшение повторения при беззвучной артику- ляторной подсказке, стойкие замены или искажения опреде- ленных звуков. Добавление к услышанному лишних звуков или звукосочетаний, нестойкие литеральные парафазий, ког- да повторение совершенно несходно с образцом и часто пе-

125

членораздельно, вербальные замены относятся к сенсорно- акустической части смегаанной афазий.

Номинативная функция речи грубо нарушена. Оценки спо- собности называть предметы и действия почти полностью сов- падают. Полная неспособность называть различные объекты или их изображения обнаруживается у подавляющего боль- шинства больных. Подсказка и контекст не помогают. Но и в случаях, когда называние полностью недоступно, больные не отказываются от ответов. У некоторых больных иногда сохра- няются кое-какие остатки номинативной функции, когда не- которые объекты называются правильно или с парафазиями, но членораздельно. Подобные «псевдоправильные» ответы че- редуются с высказываниями, не имеющими ничего общего с требуемым наименованием. Соотношение их индивидуально раз- лично (зонт — зонт»; топор — мост»; кувшин — хутью»; арбуз — опечек, аропеча, морок»). Составление предложений к сюжет- ным картинкам и пересказ прослушанного текста в какой-то мере удается только тем испытуемым, у которых получены лучшие результаты при исследований номинативной функции и речевой имитации. Выполнение этих заданий грубо дефек- тно: обнаруживается обилие литеральных парафазий, вербаль- ных замен, отсутствие связей внутри предложения и между предложениями, незаконченность фраз, наличие совершенно нечленораздельных и фонетически плохо оформленных цепо- чек слов, неожйданные вставки несвязанпых с текстом обрыв- ков предложений, неадекватные определения.

Сочетание сенсорной и афферентной афазий приводит к своеобразному механизму нарушения экспрессивной речи, ког- да особенно заметно нарушается речь намеренная, вызываемая обследующим, а не подсказанная ситуацией. Больные в какой- то степени способны что-то сообщить по собственной иници- ативе, но не могут воспроизвести услышанное, назвать объек- ты, ответить на конкретные вопросы. Соотношение намерен- ной и ненамеренной речи у больных с этой формой афазий выражено с наиболыней отчетливостью.

У большинства нарушается понимание речи, слухоречевая память, но в целом состояние импрессивной речи лучше, чем экспрессивной, хотя и отличается большей динамичностью.

В целом, общение с такого рода больными осуществляется с меньшими трудностями, что свидетельствует о большей со- хранности ассоциативных систем, определяющих значение слов. Очень редко встречаются случаи полной потери навыка чтения — при самом тяжелом нарушений речи сохраняются кое-какие возможности понять написанное. Ошибки при чте-

126

нии сходны с ошибками при назывании объектов и речевой имитации. Как и в других видах устной речи, при чтении на- блюдаются отказы, нечленораздельное бормотание, грубые ли- теральные замены. При менее тяжелом речевом дефекте чте- ния встречаются вербальные паралексии, искажения отдельных звуков, редукция окончании. Затруднения в громком чтении определяются трудностями произношения, доказательством че- го является большая сохранность чтения про себя. Но и чтение, не требующее произношения, тоже неполноценно. Степень выра- женности этой неполноценности может быть различной-от воз- можности только узнать привычную идеограмму, выбрать под- пись к картинке, найти заданиое слово или букву и все это с ошибками и при ограниченном выборе, до тех, кто вышепе- речисленные задания выполняет легко, но не способны точно выполнить письменные инструкций. При менее выраженной сте- пени афазий встречаются случаи, когда больные, выполняя пись- менные инструкций (иногда даже точнее, чем устные), могут найти в тексте заданное слово, но для усвоения даже простого короткого текста требуется многократное повторное прочитывание.

Письмо при сенсорно-афферентной афазий также наруша- ется на всех уровнях: письмо под диктовку нарушается уже на уровне записи букв, а при переходе к записи слов, эти нару- шения нарастают. Помимо общих ошибок в виде пропусков букв, перестановок, замен, ошибок орфографии встречаются случаи, когда больные не отказываются от выполнения зада- ния, но пишут цепочки букв, мало напоминающие слова. Про- говаривание во время письма отсутствует, так как оно имеет отрицательное значение. Списывание удается большинству больных, как и частичная запись автоматизированных энг- рамм. Теменные симптомы при этой форме афазий, как пра- вило, отсутствует.

Сочетание двух афатических симптомокомплексов, их сли- яние в один комплексный сложный синдром, вызывающий тя- желую афазию, предполагает обширное поражение мозговой коры: задние отделы третьей лобной извилины, нижние отделы центральных извилин, островок, первую и вторую височные извилины, а также нижнюю теменную дольку левого полуша- рия у праворуких.

Афазия речевая детская, афразия у детей и у взрослых

Что такое афазия у детей? Определение афазии, понятие афазии

Афазия – это нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей или понимать чужую речь при сохраненности функций артикуляционного аппарата и слуха.

 

История афазии

Термин афазия (aphasia) происходит от греческой приставка «а», означающей отсутствие признака или качества, и греческого слова phasis, означающего речь. Синонимами термина афазия, является афразия, речевая афазия. Проблема афазий очень актуальна в неврологии и невропатологии.

Виды афазии, формы, типы, причины, этиология афазии, классификация афазий, дифференциальная диагностика

Неврологи, детские неврологи, рефлексотерапевты выделяют 9 основных формы афазии: моторная корковая афазия, моторная субкортикальная афазия, моторная транскортикальная афазия, проводниковая афазия, сенсорная корковая афазия, сенсорная субкортикальная афазия, сенсорная транскортикальная афазия, тотальная афазия, амнестическая афазия. Некоторые врачи выделяют 2 вида афазии: моторная афазия и сенсорная афазия, а ряд неврологов вид под названием «сенсомоторная афазия, или сенсорно моторная афазия». 

Симптомы афазии, симптоматика афазии, клиника афазии

Какие проявления, клиника афазии? Симптомы афазии зависят от локализации поражения в головном мозге.

Моторная корковая афазия (Брока), вербальная, экспрессивная афазия

Моторная корковая афазия проявляется нарушением устной речи, письма и чтения. Моторная корковая афазия возникает при поражении задних отделов нижней лобной извилины доминантного полушария. При легких формах речь замедленная, аграмматичная, нарушено построение фраз, уменьшен набор слов. Синонимами моторной корковой афазии являются афазия Брока, вербальная афазия, экспрессивная афазия. При выраженных расстройствах больные используют всего лишь несколько слов или слогов /речевой эмбол/, которыми выражают различные оттенки своих эмоций.

Моторная субкортикальная афазия

Моторная субкортикальная афазия характеризуется нарушением устной речи при сохранности чтения и письма. Моторная субкортикальная афазия возникает при поражении белого вещества под моторно-речевой зоной коры головного мозга доминантного полушария головного мозга.

Моторная транскортикальная афазия

Моторная транскортикальная афазия – это нарушение активной речи и письма под диктовку при сохранности отраженной речи и переписывания текста. Моторная транскортикальная афазия возникает при поражении проводящих путей между моторно-речевой зоной коры доминантного полушария и другими областями коры головного мозга человека.

Проводниковая афазия

Проводниковая афазия характеризуется невозможностью повторения фраз, слов при сохранении активной речи и понимания обращенной речи. Проводниковая афазия наступает при поражении проводящих путей между слуховой и моторной речевыми зонами головного мозга доминантного полушария.

 

Сенсорная корковая афазия, афазия Вернике, словесная глухота

Сенсорная корковая афазия имеет несколько синонимов – афазия Вернике, словесная глухота. Сенсорная корковая афазия характеризуется непониманием нормальной правильной речи окружающих при сохраненном слухе. Больные при сенсорной корковой афазии говорят много, но их речь состоит из случайного набора слов и звуков. Сенсорная корковая афазия наблюдается при поражении задних отделов верхней височной извилины доминантного полушария. Сенсорная корковая афазия часто сочетается с акалькулией.

 

Сенсорная субкортикальная афазия

Сенсорная субкортикальная афазия проявляется нарушением понимания устной речи и невозможностью отраженной речи и письма под диктовку при сохранности экспрессивной речи и понимания прочитанного. Сенсорная субкортикальная афазия наблюдается при поражении белого вещества головного мозга непосредственно под сенсорной речевой зоной доминантного полушария.

 

Сенсорная транскортикальная афазия

Сенсорная транскортикальная афазия проявляется нарушением понимания устной речи при сохранности отраженной речи, списывания текста и письма под диктовку. Сенсорная транскортикальная афазия возникает при поражении проводящих путей между задней и средней частью верхней височной извилины и другими областями коры доминантного полушария головного мозга.

 

Тотальная афазия

Тотальная афазия – это утрата речи во всех ее проявлениях. Тотальная афазия наблюдается при обширном поражении теменной, лобной, затылочной областей доминантного полушария головного мозга. Больной слышит, но не понимает обращенной к нему речи и не может говорить сам.

 

Амнестическая афазия, словесная амнезия

Амнестическая афазия характеризуется тем, что больной забывает название предъявляемых ему предметов, но может охарактеризовать их качества. Подсказывание начального слога или буквы пациенту очень часто помогает назвать предмет. Синонимом амнестической афазии является словесная амнезия. Амнестическая афазия возникает при наличии очага поражения на стыке височной, затылочной, теменной долей доминантного полушария.

 

Лечение афазии в Саратове, лечение афазии в России

Сарклиник проводит лечение различных видов афазии у детей различного возраста, подростков, взрослых в Саратове, России. Нарушение речи, афазия успешно лечится. Сарклиник использует рефлексотерапевтические методы восстановительного лечения при афазии.

 

Как лечить афазию, избавиться от афазии?

Сарклиник знает, как лечить афазию, нарушения речи, характеризующиеся частичной или полной утратой способности пользоваться словами и фразами, как избавиться от афазии в Саратове. Разнообразные рефлексотерапевтические методы лечения помогли избавиться от афазии у правшей и левшей многим нашим пациентам. Эффективное лечение афазии дает отличные результаты, пациенты (дети и взрослые) восстанавливают утраченные речевые способности, начинают понимать свои мысли, чужую речь. На нашем сайте sarclinic.ru Вы можете бесплатно задать вопрос доктору и получить краткий ответ по лечению афазии.

Лечение афазии в Саратове, в России

На первой консультации Вы получите информацию о лечении афазии и по следующим вопросам. Семантическая и травматическая афазия. Как происходит восстановление речи при афазии? Как звучит речь у больных афазией? Что такое оптико мнестическая афазия, афферентная и эфферентная афазия, динамическая акустико гностическая и акустико мнестическая кинестетическая афазия? Как связаны и чем отличаются инсульт (состояние после инсульта), алалия, агнозия, апраксия и болезнь афазия? Как проводится обследование больных, логопедическая работа при афазии? Для чего нужна речевая карта афазии? Какие нужно делать упражнения при афазии?

Запись на консультации.  
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фото: Santos06 | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Похожие записи:

Вегето сосудистая дистония у детей, лечение ВСД в Саратове

Заикание у детей, лечение заикания в Саратове, России

Акалькулия, дискалькулия, лечение акалькулии

Синдром внутричерепной гипертензии, ликвородинамические нарушения

Депрессия у подростков, детей, лечение депрессии в Саратове

Написать комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

Концепция терапии больных сенсомоторной афазией

Авторы

  • Магдалена Горалевска Независимый общественный специализированный медицинский центр «Здрое» в Щецине
  • Войцех Гарчиньский Независимый общественный специализированный медицинский центр «Здрое» в Щецине Высшая школа образования и терапии проф. Казимера Милановска в Познани
  • Магдалена Гембска Отделение реабилитации органов движения, Поморский медицинский университет в Щецине
  • Жанета Чиосек Кафедра медицинской реабилитации и клинической физиотерапии, Поморский медицинский университет в Щецине

Ключевые слова

сенсорная афазия — физиотерапия, смешанная афазия

Аннотация

Резюме. В Польше каждый год инсульт переносят около 70 тысяч человек. человек с каждым годом это число увеличивается. Инсульт является третьей по значимости причиной смерти среди взрослых в Польше сразу после сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Статистически количество людей, перенесших инсульт, одинаково почти во всей Европе, но в нашей стране по сравнению со странами Западной Европы чаще всего смерть наступает в результате инсульта или стойкой потери трудоспособности. Это связано с состоянием здоровья нашего общества, с сопутствующими заболеваниями, но прежде всего с трудностями быстрой диагностики и малодоступностью комплексной терапии в первую, острую фазу после начала инсульта. У значительной части больных, испытывающих постинсультные расстройства речи и/или понимания, в среднем, по оценкам, у каждого третьего человека после инсульта диагностируется афазия. Назначение Национальной программы профилактики и лечения инсульта, которая направлена ​​на модернизацию отделений неврологической реабилитации и создание системы неврологической реабилитации в амбулаторных условиях, способствовать лучшему функционированию последствий инцидента. В настоящее время около 70% больных после инсульта сохраняет инвалидность, что повышает вероятность развития постинсультного депрессивного расстройства (ПДР). Инсульт, в сочетании с физическими недостатками, коммуникативными расстройствами, навсегда меняет жизнь не только больного, но и семьи. Зависимость от других людей, ненормальное функционирование в сопутствующей ей депрессии могут привести к вспышкам гнева, снижению самооценки. Правильная работа терапии.

Загрузки

Опубликовано

21.04.2018

Как цитировать

1.

ГОРАЛЕВСКА, Магдалена, ГАРЧИНСКИЙ, Войцех, ГЭБСКА, Магдалена и ЧИОСЕК, Жанета. Концепция терапии больных сенсомоторной афазией. Журнал образования, здоровья и спорта [онлайн]. 21 апреля 2018 г., Т. 8, № 4, с. 280–293. [по состоянию на 10.12.2022].

Лицензия

Журнал предлагает доступ к контенту в системе открытого доступа в рамках Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Статистика

Количество просмотров и скачиваний: 51
Количество цитирований: 0

Транскортикальная афазия (сенсорная, моторная и смешанная)

Одним из наиболее характерных нарушений головного мозга является афазия, которая определяется как изменение способности понимать и/или воспроизводить устную и письменную речь . Существует особый тип афазии, характеризующийся сохранением способности повторять услышанные слова; это называется транскортикальной афазией.

В этой статье мы опишем основные характеристики трех типов транскортикальной афазии : сенсорной, моторной и смешанной. В качестве введения мы кратко объясним общие черты афазии, особенно транскортикальной афазии.

Что такое транскортикальная афазия?

Афазии — это расстройства речи, возникающие в результате поражения областей левого полушария мозга, связанных с речью , а также чтением и письмом. Однако у некоторых людей язык более распределен между двумя полушариями, как в случае с левшами, и левое не является доминирующим.

Наиболее частыми причинами афазии являются ишемические инсульты, черепно-мозговые травмы и нейродегенеративные заболевания, в том числе деменция.

В контексте афазии термин «транскортикальный» относится к появлению повреждений в различных долях головного мозга , который изолирует некоторые нервные пути и структуры, связанные с языком. Функция этих областей сохранена, что объясняет симптоматические особенности этих афазий.

Признаки транскортикальной афазии сильно различаются в зависимости от типа афазии (сенсорной, моторной или смешанной). Однако общей чертой всех трех типов транскортикальной афазии является сохранение способности повторять слова или фразы, произнесенные другими.

Эта особенность отличает транскортикальную афазию от других вариантов этого расстройства, в частности афазии Брока или двигательной, афазии Вернике или сенсорной, проводниковой и глобальной или тотальной афазии. Помимо этого, обычные признаки транскортикальной афазии аналогичны остальным .

Типы транскортикальной афазии

Различают три типа транскортикальной афазии в соответствии с относительным преобладанием симптомов и признаков, связанных с пониманием и воспроизведением речи.

Таким образом, мы находим транскортикальную сенсорную афазию, моторную и смешанную, при которой оба вида альтерации присутствуют в тяжелой степени.

1. Сенсорная

Транскортикальная сенсорная афазия характеризуется плохим пониманием языка , проявляющимся в речи или чтении, а также сохранением беглости речи. Эти признаки очень похожи на признаки афазии Вернике, хотя в этом случае повторение изменено.

Как при афазии Вернике, так и при транскортикальной сенсорной артикуляции фонемы правильные, хотя речь, как правило, изобилует бессмысленными терминами (неологизмами), а также ненужными слогами и словами (парафразами), отвлекающими внимание от вербальной продукции.

Этот тип афазии связан с поражениями в нижней части соединения между височной, теменной и затылочной долями , которые соответствуют областям 37 и 39 классификации, сделанной Бродманом. В этой части мозга мы находим расщелину Сильвио или латеральную мозговую борозду, одну из самых важных его складок.

Ушибы и кровоизлияния в левой височной доле и инфаркты в задней мозговой артерии того же полушария являются частыми причинами транскортикальной сенсорной афазии.

2. Мотоцикл

Транскортикальная моторная афазия также известна как «динамическая афазия» и «синдром передней изоляции» . Возникает в результате поражения треугольной части нижней извилины лобной доли (зона Бродмана 45) или других отделов доминантного для языка полушария.

Эти случаи характеризуются сохранением способностей называть предметы, понимать язык и повторять услышанные слова, а также наличием различных изменений в постановке речи.

При транскортикальной моторной афазии наблюдается снижение инициативы говорить, сопровождающееся явлениями, связанными с повторением и подражанием слов, произносимых другими людьми или самим собой, преимущественно персеверацией, эхолалией и палилалией.

Беглость речи является нормальной, когда человек повторяет слова и фразы или называет предметы, хотя во время спонтанной речи это происходит гораздо реже.

3. Смешанные

Смешанные афазии – это те, которые присутствуют значительные симптомы моторного характера (т. е. связанные с производством языка и письма), а также сенсорного характера (восприятие и понимание речи и чтения).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *