Психология старости и старения: Высшее образование БГПУ

Краснова О.В., Лидерс А.Г. Психология старости и старения. Хрестоматия

Учебное пособие для студентов психологических факультетов.
Изд-во: ИЦ «Академия», 2003. — 416 стр.
ISBN: 5-7695-0875-2 .
В хрестоматии собраны статьи, посвященные проблемам старения и старости. В том числе социальной геронтологии, социальной психологии, возрастной психологии старости, истории изучения старости, философии и социологии старости. Специально включены материалы, имеющие отношение к семье пожилого человека и оказанию психологической помощи как пожилым людям, так и специалистам, работающим с ними.
Будет полезна практикам, работающим с людьми пожилого возраста, социальным работникам и психологам.

Содержание:
Методология изучения старости и старения
А. А. Козлов. Теории и традиции западной социальной геронтологии
Е. В. Якимова. Геронтология в динамическом обществе: Реферативный обзор
К. А. Феофанов. Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии: Реферативный обзор

О. В. Краснова. Виды и методы исследований в психологии старения
История изучения старости и науки о старении
A. И. Тащева. Проблема старости: социокультурный феномен зрелости и старости: Реферативный обзор
С. Олъман. Призрение старости в дореволюционной России
М. Д. Александрова. Отечественные исследования социальных аспектов старения
И. И. Лихницкая, Р. Ш. Бахтияров. Академик З. Г. Френкель и становление геронтологии в России

Философия старости и старения
Т. В. Карсаевская. Старость: Социально-философский аспект вечных вопросов и истинных ценностей
B. П. Козырьков. Пожилой человек как социокультурный тип
В. Л. Калькова. Старость: Реферативный обзор
Социология старости и старения
В. Анурин. Некоторые проблемы социологии старости
3. М. Саралиева, С. С. Балобанов. Пожилой человек в Центральной России
Л. С. Шилова. Факторы социальной адаптации пожилых в условиях реформ

Психология старости и старения

Общие вопросы психологии позднего возраста
Б. Г. Ананьев. К проблеме возраста в современной психологии
Л. И. Анциферова. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы?
Т. Д. Марцинковская. Особенности психического развития в позднем возрасте
А. Г. Лидере. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании

Возрастные особенности психического развития при старении
Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова. Особенности самооценки в позднем возрасте
Н. К. Корсакова. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты
Н. К. Корсакова, Е. Ю. Балашова. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте
О. Н. Молчанова. Психологический витаукт как механизм стабилизации Я-концепции в позднем возрасте
М. В. Ермолаева. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости

М. А. Холодная, Н. Б. Маньковский и др. Своеобразие уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллекта в пожилом возрасте
Социально-психологические особенности психического развития при старении
М. Д. Александрова. [Старение: социально-психологический аспект]
О. В. Краснова., Т. Д. Марцинковская. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте
О. В. Краснова. Исследование идентификации пожилых людей с помощью методики М. Куна «Кто Я? «

Семья в старости
А. Б. Синельников, Д. Ф. Децнер. Отношения между поколениями в американских и российских семьях
Д. Филд. Социальные связи в старости: Результаты Боннского и Берклинского лонгитюдных исследований
И. И. Елисеева, Л. М. Прокофьева, П. Фести. Влияние развода на межпоколенные контакты

О. В. Краснова. Роль бабушки: Сравнительный анализ
Ю. М. Данилов. Семейные отношения психически больных позднего возраста и проблема психической компенсации

Старение и работа
М. Греллер. Старение и работа: человеческий и экономический потенциал
И. Б. Назарова. Пенсионеры и работающие: труд, здоровье и лечение

Пожилые и старики в стационарах
Л. А. Котова. О психической адаптации пожилых больных при поступлении в психиатрический стационар
О. В. Гусева. Особенности реакции на госпитализацию психически больных пожилого возраста
Н. Ф. Дементьева. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания
О. А. Воронина. Внутриличностный конфликт и социально-психологическая работа с ним в условиях дома-интерната для престарелых

Старость и болезнь
И. Н. Веселкова, Е. В. Землянова. Проблемы здоровья и медико-социального обслуживания пожилых людей

Н. Ф. Дементьева. Изучение потребностей пожилых в медико-социальной помощи
В. Ф. Друзь, В. Г. Будза и др. Клинические и социальные аспекты одиночества психически больных позднего возраста
Т. В. Зозуля. К проблеме профилактики психических расстройств пожилого возраста
Р. Ш. Бахтияров, А. В. Гнездилов, О. Т. Дятченко и др. Психологические и социальные аспекты реабилитации онкологических больных пожилого возраста

Танатология и горе в старости: психологическое сопровождение
Р. Калиш. Пожилые люди и горе: Реферативный обзор
Л. В. Сатина. Депрессия позднего периода жизни: горе и осложнения, связанные с ним в пожилом возрасте: Расширенный реферат
Б. Геневей. Потеря матери: личные впечатления: Реферативный обзор
И. Кемпер. Страх психотерапевта перед темой смерти: Случай из практики

О. В. Краснова. Пожилые люди, умирание и механизмы переноса: Реферативный обзор
А. Керкхоф, Р. Диекстра, П. Хиршхорн, А. Виссер. Возможности предотвращения суицида среди людей пожилого возраста

Психологическая помощь в старости
Работа с персоналом
А. И. Тащева. Концепция организации психологической помощи одиноким людям пожилого возраста
О. В. Краснова. Эйджизм в работе с пожилыми людьми
Г. П. Медведева. Роль психологической компетентности социального работника
В. А. Иванов. Работа штатного психолога в ЦСО: проблема самоидентификации
И. В. Садикова. Опыт психологической работы в центре социального обслуживания

Работа с клиентами — пожилыми и старыми людьми
Н. В. Зоткин. Физиологические изменения, связанные с нормальным старением, и работа с пожилыми людьми
Т. Н. Розова. «Значимые события» как метод психологического консультирования пожилых людей

О. Ю. Федотова. Телефон доверия в системе психологической помощи пожилым людям
К. А. Страшникова, М. М. Тульчинский. Социально-психологическая помощь и поддержка [пожилых] в культурной среде
Л. В. Сатина. Психотерапевтическая работа, с пожилыми в состоянии горя: группы «Тяжелой утраты»: Расширенный реферат
Ю. И. Фролов, Э. Н. Тищенко. Решение конкретных проблем с помощью «социального протезирования»

Психолог Шулина назвала первый признак психологической старости

Образ жизни

Фото
Getty Images

Стареет ведь не только тело. Считается, то, как мы выглядим и как себя чувствуем, с возрастом все больше и больше связано с нашими мыслями, эмоциями, отношением к жизни.

По словам психолога Дианы Шулиной, есть такое понятие как «психологическая старость».

Психолог

Первый признак психологической старости — ощущение, что самые главные, интересные, будоражащие события вашей жизни произошли в прошлом. Что в будущем ничего важного уже не произойдет и не стоит ничего начинать. Таким образом, отсутствие целей, планов, взгляда в будущее приводит к тому, что человек начинает жить прошлым, запуская преждевременные процессы старения, — объясняет Диана Шулина.

Психологически «старые» люди, по словам психолога, часто раздражительны, вспыльчивы, не контролируют поток негативных мыслей и слов, ограничивают социальные контакты и предпочитают быть наедине с самими собой.

— Из-за этого мышцы лица всегда напряжены, брови нахмурены, цвет лица приобретает сероватый оттенок и усталый вид, ярко выражены мимические морщины, а жировые пакеты истончены. Внутренний дисбаланс провоцирует нежелательные внешние изменения, — продолжает наш эксперт.

Чтобы продлить «психологическую молодость», психолог советует научиться строить планы, стремиться к развитию и быть оптимистом по отношению к будущему — верить, что много хорошего и важного в жизни еще впереди.

— Психологически молодой человек верит в свои силы и возможности. Он понимает, что все прекрасные и важные вещи, которые можно реализовать в жизни, — сфера его влияния, степень которого зависит только от желания и выбора способов действия.

Психологическая старость, напротив, очень связана с чувством ограниченности и жалостью к себе: «Мне уже не по силам что-то менять в жизни. У меня не получится. Я не умею и не хочу учиться». Ставьте перед собой трудные творческие задачи, «перетряхивайте» свои нейроны, учите языки, путешествуйте, занимайтесь посильным спортом: доказано, что с возрастом творческая эффективность возрастает, — добавляет Диана Шулина.

Ранее врач-психотерапевт Могилевской областной психиатрической больницы Антон Кавецкий рассказывал, что может состарить раньше времени. По его мнению, замедлить естественный процесс старения можно, если жить в балансе. А вот эти вещи мешают этому:

  1. Недостаточная физическая нагрузка,

  2. Трудоголизм,

  3. Недостаток общения,

  4. Отсутствие смыслов,

  5. Избыточное увлечение бессмысленными вещами,

  6. Псевдопродуктивность,

  7. Общение с «психовампирами»,

  8. Погруженность в нереализуемые фантазии,

  9. Нездоровые пристрастия,

  10. Движение против эмоций.

Анастасия Романова


Теги

  • Психология

Сегодня читают

Это уже деменция: 3 вещи, о которых чаще всего забывают люди с начинающимся слабоумием

Не произносите даже про себя: 20 фраз, которые лишают вас уверенности

Да ты ему в бабушки годишься: психолог рассказала о реальных сценариях позднего материнства

Психолог Мавлютов перечислил черты характера, которые есть только у сильных личностей

Названы 5 гигиенических ошибок при уборке ванной, которые совершают даже идеальные хозяйки

Психология старения | Старение: очень краткое введение

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСтарение: очень краткое введениеОчень краткое введениеГеронтология и старениеГеропсихологияЗдоровье, болезни и медицинаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСтарение: очень краткое введениеОчень краткое введениеГеронтология и старениеГеропсихологияЗдоровье, болезни и медицинаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Пачана, Нэнси А. ,

‘Психология старения’

,

Старение: очень короткое введение

, очень короткие введения

(

Oxford,

2016;

онлайн. edn,

Oxford Academic

, 17 ноября 2016 г.

), https://doi.org/10.1093/actrade/9780198725329.003.0003,

, по состоянию на 28 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСтарение: очень краткое введениеОчень краткое введениеГеронтология и старениеГеропсихологияЗдоровье, болезни и медицинаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСтарение: очень краткое введениеОчень краткое введениеГеронтология и старениеГеропсихологияЗдоровье, болезни и медицинаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Психологические теории старения охватывают психическое здоровье и эмоциональное благополучие, а также изменения этих состояний на индивидуальном и межличностном уровнях, связанные с возрастом. «Психология старения» рассматривает различные способы изучения изменений в функционировании: поперечное, продольное и последовательное исследование; различные психологические теории старения, включая теорию разъединения, теорию активности, теорию непрерывности, теорию социально-эмоциональной избирательности, теорию конвоя и теорию социальной идентичности; и когнитивные аспекты старения, включая изменения мышления и поведения в результате как первичного, так и вторичного старения. Он также рассматривает, как личность и эмоции выражаются в более позднем возрасте, и лечение психических расстройств.

Ключевые слова: идентичность, язык, образ жизни, восприятие, личность, психология, самоубийство, технология

Предмет

Здоровье, болезни и медицинаГеропсихологияГеронтология и старение

Серия

Очень краткое введение

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

6.1 Концепция и опыт старения

Цели обучения

  1. Дать определение социальной геронтологии.
  2. Различают биологическое старение, психологическое старение и социальное старение.

Поскольку все мы хотим дожить до старости, изучение возраста и старения помогает нам кое-что понять о себе и о той стадии жизненного пути, которую мы все надеемся достичь.

Вот почему вам следует знать о старении и проблемах, с которыми сталкиваются пожилые люди: Когда-нибудь ты состаришься . По крайней мере, вы будете старыми, если не умрете преждевременно от несчастного случая, рака, сердечного приступа, какой-либо другой медицинской проблемы, убийства или самоубийства. Хотя мы не часто думаем о старении, когда нам поздний подростковый возраст и чуть больше двадцати, одна из наших главных целей в жизни — стать старыми. Изучая возраст и старение и знакомясь с некоторыми проблемами, с которыми пожилые люди столкнутся сейчас и в будущем, мы на самом деле узнаем что-то о самих себе и о том этапе жизненного пути, которого все мы надеемся достичь.

Изучение старения настолько важно и популярно, что носит название «геронтология». Социальная геронтология — это изучение социальных аспектов старения (Novak, 2012). Ученые, изучающие старение, называются геронтологами . Люди, которых они изучают, носят несколько имен, чаще всего «пожилые люди», «старейшины» и «пожилые люди». Последний термин обычно зарезервирован для лиц в возрасте 65 лет и старше, в то время как «пожилые люди» и «пожилые люди» часто включают людей в возрасте от 50 до 60 лет и старше.

Измерения старения

Возраст и старение имеют четыре измерения. Измерение, о котором думает большинство из нас, — это хронологический возраст, определяемый как количество лет, прошедших с момента рождения человека. Второе измерение — это биологическое старение, которое относится к физическим изменениям, которые «замедляют нас», когда мы достигаем среднего и старшего возраста. Например, наши артерии могут закупориться, или проблемы с легкими могут затруднить нам дыхание. Третье измерение, психологическое старение, относится к психологическим изменениям, в том числе связанным с психическим функционированием и личностью, которые происходят с возрастом. Геронтологи подчеркивают, что хронологический возраст не всегда совпадает с биологическим или психологическим возрастом. Например, некоторые люди в возрасте 65 лет могут выглядеть и вести себя намного моложе, чем те, кому 50.

Четвертое измерение старения — социальное. Социальное старение относится к изменениям ролей и отношений человека как в кругу его родственников и друзей, так и в формальных организациях, таких как рабочее место и молитвенные дома. Хотя социальное старение может различаться у разных людей, на него также сильно влияет восприятие старения, которое является частью культуры общества. Если общество положительно относится к старению, социальное старение, переживаемое людьми в этом обществе, будет более позитивным и приятным, чем в обществе, которое относится к старению негативно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *