Психологические особенности пожилых людей курсовая: Произошла ошибка
Курсовая работа — Психические особенности в старости
Курсовая работа
- формат doc
- размер 37.19 КБ
- добавлен 06 марта 2010 г.
БрГУ 2007.
Особенности старческого возраста. Старость как особый период жизни
человека. Изменение психофизиологических функций в процессе
старения. Общие особенности памяти. Память в старости Глава.
Изучение особенностей памяти в старости. Исследование памяти в
старости. Анализ полученных данных.
Смотрите также
- формат doc
- размер 181.5 КБ
- добавлен 06 апреля 2009 г.
Курсовая работа (факультет психологии) на тему: » Высшие психические функции, их формирование в фило- и онтогенезе».
- формат pdf
- размер 34.39 МБ
- добавлен 26 октября 2010 г.
Психология позднего возраста. Геронтопсихология. Общая характеристика старости. Представление о старости и старении в биологии и психологии. Эмоциональная жизнь в позднем возрасте. Особенности интелекта и познавательных функций в позднем возрасте. психологическая помощь пожилым людям.
- формат doc
- размер 1.21 МБ
- добавлен 27 марта 2010 г.
Старость: что считать началом отсчета? Теории старения и старости. Характеристика личности в старости. Эмоциональные переживания в старости.
Характеристика познавательной активности в старости. Наиболее характерные психические состояния в старости. Особенности психологического консультирования пожилых людей. Психотерапевтические методы в работе с пожилыми людьми.Контрольная работа
- формат rtf
- размер 268.64 КБ
- добавлен 27 января 2011 г.
Возрастные задачи развития в старости. История изучения старости. Психологическая характеристика старости. Физические аспекты старения.
- формат doc
- добавлен 23 июля 2009 г.
ХРЕСТОМАТИЯ Для студентов психологических факультетов высших учебных заведений Составители О. В. КРАСНОВА, А. Г. ЛИДЕРС Москва ACADEMA 2003 В хрестоматии собраны статьи, посвященные проблемам старения и старости. В том числе социальной геронтологии, социальной психологии, возрастной психологии старости, истории изучения старости, философии и социологии старости. Специально включены материалы, имеющие отношение к семье пожилого человека и оказа…
Курсовая работа
- формат rtf
- размер 190.99 КБ
- добавлен 22 декабря 2011 г.
Казань. Лошкова И.Г. 26 стр. 2002 г. Вопросы: Геронтология в системе наук о человеке Типология старости Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте Психологические факторы старения Выход на пенсию как психологическая проблема
Курсовая работа
- формат doc
- размер 47. 35 КБ
- добавлен 19 мая 2010 г.
Психологические теории старения Феноменология старения Возрастные задачи старости. Нормативные кризисы. Протекание нормативного кризиса. Особенности протекания нормативного кризиса пожилого возраста. Заключение. Список используемой литературы
Контрольная работа
- формат docx
- размер 52.75 КБ
- добавлен 17 апреля 2011 г.
Введение. Психофизиологические изменения в позднем возрасте. Психофизиологическая основа старения. Физические и психические возрастные изменения. Личность в позднем возрасте. Зеркало старости. Деформация структуры личности. Новообразования пожилого и старческого возраста. Механизмы адаптации и компенсации личности в позднем возрасте. Социально- психологические аспекты старения. Социально-психологические проблемы пожилых людей в современном общест…
- формат doc
- размер 175.5 КБ
- добавлен 14 ноября 2009 г.
Бгпу, 2 курс, психолог-педагог. период от 60-70 лет. Старость как биосоциопсихологическое явление. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем. Теории старения и старости. Проблема возрастных границ старости. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости. Личностные особенности в старости. Познавательная сфера в период старения.
Презентация
- формат pptx
- размер 542. 32 КБ
- добавлен 18 октября 2011 г.
Оршанский педагогический колледж, Оршанка, Сушенцов А.А., 12 слайдов, 3 курс, 2011 г. Дисциплина Возрастная психология Понятие старости; Типология людей в старости Гизе; Классификация социально-психологических типов старости Кона; Психические изменения; Психологические особенности пожилых людей;
Психологические особенности мужчин и женщин пожилого возраста 2, Психология
Пример готовой курсовой работы по предмету: Психология
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава
1. Старость как психологическая категория и психологические особенности пожилых людей 5
1.1. Старость и старение как основные категории в изучении пожилых людей 5
1.2. Психологические подходы к старению и старости 8
1.3. Психологические особенности личности пожилых людей 15
Глава
2. Экспериментальное изучение психологических особенностей пожилых мужчин и женщин 19
2.1. Описание методов и методик исследования 19
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 20
Заключение 29
Литература 32
Выдержка из текста
ВВЕДЕНИЕ
Одна из тенденций, наблюдаемых в последнее время как в развитых, так и в развивающихся странах мира, – рост абсолютного числа и относительной доли в населении пожилых людей. Во многих странах происходит неуклонный, довольно быстрый процесс старения, т.е. уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых. В 2010 году пожилые люди составили 13,7 % от численности населения Земли.
Главные причины постарения населения – падение рождаемости и увеличение продолжительности жизни в старших возрастных группах благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения. В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилым людям относится население в возрасте от
6.
7. лет, от
7. до
8. лет – к старому возрасту, а от
9. лет и старше – к долгожителям. Пожилой возраст является значимым этапом онтогенеза человека, и без его обстоятельного исследования невозможно построение концепции психического развития и формирование образа «позитивного старения».
Психология пожилого возраста в целом разработана недостаточно, хотя привлекает к себе пристальное внимание. Идеи поступательного развития личности в течение всей жизни, продуктивного старения, возможности счастливой жизни рассматриваются в большинстве своем в теории и практике социально работы и социальной геронтологии (теория освобождения, теория активности, теория субультуры, «возрастной стратификации» и т.д.).
Некоторые ученые предлагают рассмотрение старости как процесса, выделяя в нем стадии и компоненты (Дж. Тернер, Д. Хелмс, К. Виктор).
Определение старости можно найти в экзистенциальной психологии (К. Ясперс, Р.Мэй, К. Роджерс) и в психоанализе (К.
Г. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон).Ряд исследователей изучали личностные особенности пожилых людей (Н.Ф. Шахматов, К.Рощак, В.В. Болтенко, В.В. Фролькис, И.В. Давыдовский).
Д.Б. Бромлей выделяет типы приспособления к старости (конструктивное приспособление, отношение зависимости, оборонительное, отношение враждебности к окружающим и к самому себе).
Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте – одна из актуальных тем современных научных исследований. В данном контексте рассматриваются такие вопросы, как факторы старения (прекращение трудовой деятельности, сужение привычного круга общения и др.), адаптация к новым внешним условиям, снижение интеллектуальных возможностей, предпочитаемые копинг-механизмы и т.д. (М.Д. Александрова, Л.И. Анцыферова, О.В. Краснова, С.Г. Максимова, Н.П. Петрова и др.).
Целью данного исследования является изучение психологических особенностей пожилых мужчин и женщин.
Гипотеза исследования:существуют гендерные различия в психологических особенностях мужчин и женщин пожилого возравта.
Задачи исследования:
• выявить психологическое содержание феномена старения;
• исследовать психологические особенности пожилых людей;
• выявить возможные гендерные различия в психологических особенностях пожилых людей.
Объект исследования:личность пожилых людей.
Предмет исследования: психологические особенности пожилых мужчин и женщин.
Выборка:пожилые люди в возрасте 50-85 лет в количестве 20 человек, из них
1. мужчин и
1. женщин.
Методы исследования: метод теоретического анализа литературы, метод математического анализа полученных данных.
Методики исследования:
• методика ИТО «Индивидуально-типологический опросник» Л. Собчик;
• опросник САН (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников, 1973).
Список использованной литературы
ЛИТЕРАТУРА
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/Л.М. Аболин. – Казань: Издательство Казанского университета, 2009. – 261 с.
2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц.– М.: Наука, 2004. – С. 231– 244.
3. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика/А.Г.Абрумова//Психологический журнал. – М.: Наука, 2007. – Т. 6. – № 6. – С.107– 115.
4. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М.Авхименко//Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003. – № 2. – С. 25– 29.
5. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональнойдеятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А.Баканова//Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена,2003. – № 5. – С. 34.
6. Гуревич П.С. Психология личности: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 559 с.
7. Дубовик Ю.Б. Исследование психологического благополучия в пожилом истарческом возрасте [Электронный ресурс]
// Психологическиеисследования: электрон.науч. журн. 2011. № 1(15).
URL: http://psystudy. ru
8. Ермолаева М.В., Пряхина С.Б. К вопросу о потенциалах личности в старости // Мир психологии. – 2008. – № 4. – С. 244– 254.
9. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий: учебное пособие для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2011. – 701 с.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 512 с.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 752 с.
12. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине/Р. Конечный, М. Боухал. –Прага: Авиценум, 2006. – 405 с.
13. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова //Гигиена исанитария. – М.: Медицина, 2004. – № 3. – С. 27– 38.
14. Крон Т. Помощь находящимся в кризисном состоянии/Т. Крон//Интернет:http://home.perm.ru~dmitry/archive/p 010.htm#ссылка 3
15. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 940 с.
16. Краснова, О.В. К вопросу о концепциях в психогеронтологии. // Психология зрелости и старения. – 2008. – № 1. – С.92– 106.
17. Краснова О.В. (ред.) Психология личности пожилых людей и лиц сограничениями – СПб.: Речь, 2011. – 320 с.
18. Лазарянц О.В. Социально-психологические детерминанты одиночества в старости // Вестник интегративной психологии. В.8. – М.-Ярославль, 2010. – С. 179-180.
19. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактки/Е.Лешукова//Интернет: http://home.perm.ru~dmitry/archive/p 010.htm#
20. Наенко Н.И. Психическая напряжённость/Н.И. Наенко. – М.: Наука, 2009. – 235 с.
21. Никифоров Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.
22. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно-методическое пособие/Под ред. Н.А. Барабаш – Кемерово: Издательство Кемеровской Государственной Медицинской Академии, 2009. – 245 с.
23. Психология развития /Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. – М., 2005. – 524 с.
24. Смирнова И. А. Переживание одиночества в пожилом возрасте в современных отечественных исследованиях // Актуальные проблемы человека в инновационных условиях современногообразования и науки: Сборник материалов I Всероссийской студенческой научно-практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С. 48-51.
25. Стюарт-Гамильтон Я.Психология старения. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 320 с.
26. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2008. – 609 с.
Социально-психологические характеристики пожилых инвалидов по зрению с синдромом Шарля Бонне
Сравнительное исследование
. 1999 г., июль-август;40(4):315-9.
doi: 10.1016/s0010-440x(99)-5.
Р Дж Теунис 1 , JR Cruysberg, WH Hoefnagels, Y Kuin, AL Verbeek, FG Zitman
принадлежность
- 1 Отделение психиатрии, Университетская клиника Неймегена, Нидерланды.
- PMID: 10428192
- DOI: 10.1016/с0010-440x(99)
Сравнительное исследование
R J Teunisse et al. Компр Психиатрия. 1999 июль-авг.
. 1999 г., июль-август;40(4):315-9.
doi: 10.1016/s0010-440x(99)-5.
Авторы
Р Дж Теунис 1 , Дж. Р. Кройсберг, В. Х. Хёфнагельс, Ю. Куин, А. Л. Вербеек, Ф. Г. Зитман
принадлежность
- 1 Отделение психиатрии, Университетская клиника Неймегена, Нидерланды.
- PMID: 10428192
- DOI: 10.1016/с0010-440x(99)
Абстрактный
Синдром Шарля Бонне (ШБС) характеризуется наличием сложных зрительных галлюцинаций у психически нормальных людей. Синдром встречается преимущественно у слабовидящих пожилых людей. О его этиологии и патогенезе известно мало. Цель этого исследования состояла в том, чтобы изучить ассоциации CBS с психологическими и социальными детерминантами. Все испытуемые были пациентами старше 64 лет из отделения для слабовидящих. Используя метод «случай-контроль», 50 пациентов с CBS и 80 пациентов без зрительных галлюцинаций были опрошены об их уровне образования, социальных обстоятельствах, количестве социальных контактов и способности справляться с инвалидностью по зрению. Одиночество измеряли с помощью шкалы одиночества Де Йонга-Гирвельда-Кампхуиса, а личностные черты изучали с помощью краткой версии Миннесотского многофазного личностного опросника ([MMPI] Nederlandse Verkorte MMPI [NVM]) на голландском языке. По сравнению с контрольной группой значительно больше пациентов с CBS были одинокими. Средние баллы по шкале застенчивости NVM и шкале экстраверсии были значительно выше и ниже, соответственно, у пациентов с CBS. В множественном логистическом регрессионном анализе для трех детерминант одновременно одиночество и низкая экстраверсия были значимыми предикторами CBS, а застенчивость — нет. Сделан вывод о том, что одиночество, низкая экстраверсия и застенчивость являются индикаторами риска СБС у лиц пожилого возраста с нарушениями зрения. Полученные данные свидетельствуют о том, что CBS связан с низким качеством социальных контактов.
Похожие статьи
[Синдром Шарля-Бонне].
Менкхаус С., Валлеш К.В., Беренс-Бауманн В. Менхаус С. и соавт. Офтальмолог. 2003 г., сен; 100 (9): 736-9. doi: 10.1007/s00347-003-0870-7. Офтальмолог. 2003. PMID: 14504900 Немецкий.
Психиатрические, психологические сопутствующие заболевания типичного и атипичного синдрома Шарля-Бонне.
Бу Халил Р., Рича С. Бу Халил Р. и др. Энцефал. 2011 декабрь; 37 (6): 473-80. doi: 10.1016/j.encep.2011.05.006. Epub 2011 7 июля. Энцефал. 2011. PMID: 22137220 Обзор. Французский.
Зрительные галлюцинации у психологически нормальных людей: синдром Шарля Бонне.
Теунисс Р.Дж., Кройсберг Дж.Р., Хуфнагельс В.Х., Вербек А.Л., Зитман Ф.Г. Теунисс Р.Дж. и соавт. Ланцет. 1996 23 марта; 347 (9004): 794-7. doi: 10.1016/s0140-6736(96)90869-7. Ланцет. 1996. PMID: 8622335
Зрительные галлюцинации и психическое состояние. Исследование 14 галлюцинаторов с синдромом Шарля Бонне.
Шульц Г., Мелзак Р. Шульц Г. и соавт. J Нерв Мент Дис. 1993 г., октябрь; 181 (10): 639-43. doi: 10.1097/00005053-199310000-00011. J Нерв Мент Дис. 1993. PMID: 8409963
Галлюцинаторные переживания у людей с нарушениями зрения: синдром Шарля Бонне — последствия для исследований и клинической практики.
Юришич Д., Сесар И., Чавар И., Сесар А., Живкович М., Чуркович М. Юришич Д. и соавт. Психиатр Дануб. 2018 июнь;30(2):122-128. doi: 10.24869/psyd.2018.122. Психиатр Дануб. 2018. PMID: 29930220 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Взаимосвязь между одиночеством и депрессией среди китайских учащихся младших классов средней школы: последовательные опосредующие роли игрового интернет-расстройства, использования социальных сетей и общего патологического использования Интернета.
Ван П., Ван Дж., Янь Ю., Си Ю., Чжан Х., Тянь Ю. Ван П. и др. Фронт Псих. 2021 12 фев; 11:529665. doi: 10.3389/fpsyg.2020.529665. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2021. PMID: 33643105 Бесплатная статья ЧВК.
Синдром Шарля Бонне: серия случаев.
Brucki SMD, Takada LT, Nitrini R. Бруки СМД и др. Демент нейропсих. 2009 г., январь-март; 3(1):61-67. doi: 10. 1590/S1980-57642009DN30100012. Демент нейропсих. 2009. PMID: 29213612 Бесплатная статья ЧВК.
Синдром Шарля Бонне: два клинических случая и обзор литературы.
Лерарио А., Чиаммола А., Полетти Б., Джиротти Ф., Силани В. Лерарио А. и др. Дж Нейрол. 2013 г., апрель; 260(4):1180-6. doi: 10.1007/s00415-013-6857-7. Epub 2013 5 февраля. Дж Нейрол. 2013. PMID: 23381616 Обзор.
Синдром Шарля Бонне и острота зрения — вовлечение динамической или острой сенсорной депривации.
Шираиси Ю., Терао Т., Иби К., Накамура Дж., Тавара А. Шираиси Ю. и соавт. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. 2004 г., декабрь; 254 (6): 362-4. doi: 10.1007/s00406-004-0515-0. Epub 2004, 12 ноября. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. 2004. PMID: 15538606
Синдром Шарля Бонне у азиатских пациентов в третичном офтальмологическом центре.
Tan CS, Lim VS, Ho DY, Yeo E, Ng BY, Au Eong KG. Тан С.С. и соавт. Бр Дж Офтальмол. 2004 г., октябрь; 88 (10): 1325-9. doi: 10.1136/bjo.2004.041947. Бр Дж Офтальмол. 2004. PMID: 15377560 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
Изменения личности с возрастом | Возраст Великобритания
Все мы различаемся по способностям мышления и характеру. В рамках нашей серии статей «Оставайтесь начеку» д-р Рене Мыттус из Эдинбургского университета исследует, связаны ли эти два явления.
- Помимо мыслительных способностей, люди различаются по характеру. Личность может несколько измениться со временем, но не сильно. Эти изменения, по-видимому, не связаны систематически с навыками мышления или другими общими изменениями, с которыми мы сталкиваемся в процессе старения. Это говорит о том, что мы можем сохранять свою индивидуальность с возрастом.
- Не беспокойтесь о своей личности. Это есть и будет, все в порядке.
- Что такое «личность»?
- Навыки мышления и личность — какая связь?
- Меняться вместе в старости?
- Оставаться теми, кто мы есть
Как люди, мы все различаемся тем, как мы обычно думаем, чувствуем и ведем себя. Эти шаблоны составляют нашу личность. Личность действует почти во всем, что мы делаем. Это основная часть того, что делает нас теми, кто мы есть как личности, и то, как мы сталкиваемся с другими.
Многочисленные характеристики или «черты» формируют личность. Их часто группируют в пять категорий, показанных здесь с примерами черт внутри них:
- Открытость — открыты для нового опыта, предприимчивы, креативны.
- Добросовестность — надежный, собранный, трудолюбивый.
- Экстраверсия — быть активным, общительным, позитивным.
- Приятие — быть доверчивым, готовым к сотрудничеству, добрым к другим.
- Эмоциональная устойчивость — эмоции, настроение, уровень тревожности.
Навыки мышления и личность сложны и очень индивидуальны от человека к человеку. Они делают нас всех разными и уникальными.
Мы знаем, что мыслительные способности людей, т.е. способность быстро решать умственные задачи, меняющиеся с возрастом. Психологи-исследователи задавались вопросом, связаны ли эти изменения, во-первых, с личностными характеристиками и, во-вторых, с изменением характеристик с течением времени? Ответ: не обязательно.
Чтобы ответить на первый вопрос, при сравнении людей друг с другом мы обнаруживаем, что большинство личностных характеристик не связаны с когнитивными способностями. Пожалуй, есть только одно явное исключение: люди, которые быстрее соображают, также склонны быть более открытыми для нового опыта. Помимо этого, мгновенное мышление, по-видимому, имеет мало отношения к тому, что люди обычно делают в своей жизни, и наоборот.
Давайте посмотрим на второй вопрос.
Характеристики личности меняются, но незначительно. Например, многие люди становятся более покладистыми по мере взросления, но это не относится ко всем и на каждом этапе жизни.
Из проведенных исследований не так много четких доказательств того, что навыки мышления или их изменения связаны с изменениями личности с течением времени.
Например, кажется, что быстрота мышления не означает, что вы с большей вероятностью испытаете какой-либо конкретный паттерн изменения личности, чем другой. Чтобы глубже изучить эту идею, мы изучили закономерности изменения личности и когнитивных способностей в лотианских когортах рождения 19 лет. 21 и 1936 (люди, участвующие в исследовательском проекте Disconnected Mind, финансируемом Age UK).
Мы обнаружили, что более высокие когнитивные способности были связаны с меньшим снижением сознательности в одной группе, но эта закономерность не проявилась в другой группе. Мы также не нашли явных доказательств того, что эти двое менялись вместе; другими словами, когнитивные способности и личностные характеристики не соответствовали друг другу.
А как насчет обратного: влияет ли личность на то, как с возрастом меняются наши мыслительные способности? Исследования показали, что высокая эмоциональная стабильность и добросовестность предсказывают более низкую вероятность существенного снижения когнитивных функций в более позднем возрасте. Но мы пока не знаем, связано ли это с прямой связью между этими личностными характеристиками и когнитивными способностями, или же эти характеристики действуют через какой-то другой механизм, защищающий от снижения когнитивных способностей. Будущие исследования должны решить этот вопрос.
Существуют ли другие факторы, которые могут предсказать изменения в характеристиках личности? Опять же, четких доказательств пока не так много. Например, мы попытались связать изменения личности с физическим здоровьем — пока без особого успеха.
Хотя есть еще много вопросов, на которые нужно ответить, то, что мы знаем на данный момент, может быть хорошей новостью. Возможно, хорошо думать, что какие бы другие изменения ни происходили с людьми по мере их старения, наша личность остается почти такой же, а это означает, что мы сохраняем индивидуальность, лежащую в самой основе.
- Лекарства и навыки мышления в дальнейшей жизни
- Алкоголь, кофеин и здоровье мозга
Д-р Рене Мыттус — преподаватель психологии в Школе философии, психологии и языковых наук Эдинбургского университета. Его исследования посвящены развитию личности, а также причинам и последствиям личностных различий между отдельными людьми.
Основные ссылки
- Мыттус, Р.