Пропадает память в голове: Проблемы с памятью: усталость, перегрузка или что-то более серьезное
Ухудшение памяти | Справочник КЛРЦ
Ухудшение памяти может быть следствием серьезного заболевания головного мозга, которое находится в начальной стадии и требует квалифицированного лечения, чтобы избежать осложнений в будущем. Существует ряд симптомов, на которые стоит обратить внимание в первую очередь и обратиться за консультацией опытного невролога.
Болезнь лучше предупредить заранее и отсрочить ее наступление.
Виды
Атеросклероз — заболевание артерий, сопровождающееся нарушением жирового обмена и кровообращения головного мозга. Проявляется у людей с повышенным уровнем жироподобных соединений в крови: холестерина и триглицеридов. Они осаждаются на стенках сосудов и формируют жировые бляшки, которые затвердевают под воздействием солей кальция. В результате сужается просвет сосудов и атеросклероз может привести к инсульту.
Из-за нарушения кровообращения в мозг поступает меньше кислорода и питательных веществ, что приводит к отмиранию нейронов и ухудшению памяти.
Симптомы заболевания:
-
общая слабость;
-
нервозность;
-
апатия;
-
плохой сон;
-
головная боль.
Болезнь Альцгеймера — прогрессирующее заболевание головного мозга, при отсутствии лечения приводит к деменции. Болезнь развивается медленно и самостоятельно распознать начальные стадии без помощи квалифицированного невролога невозможно. Заболеванию подвержены люди начиная от среднего возраста, и чем старше человек — тем выше риск. Его опасность заключается в том, что человек может принимать ухудшение краткосрочной памяти как временное явление, которое вызвано переутомлением на работе и стрессом, а в действительности это первые признаки начальной стадии Альцгеймера. К основным симптомам относятся:
Деменция — это синдром, проявляющийся в виде нарушений деятельности мозга. Он влечет за собой снижение психических способностей: ухудшается память, речь и восприятие. Деменция бывает 3 степеней тяжести: легкая, средняя и тяжелая. Необходима своевременная диагностика и лечение заболевания, чтобы избежать его развития и серьезных осложнений в преклонном возрасте.
Причины возникновения
Ухудшение памяти происходит по множеству причин: возраст, недостаток физической и умственной активности, гипертония, диабет, повышенный уровень холестерина, избыточный вес.
Поставить точный диагноз сможет только опытный врач-невролог, после проведенного обследования.
Обнаружение у себя одного или нескольких симптомов, приведенных ниже — это повод для обращения за консультацией.
-
Перенесенные в прошлом черепно-мозговые травмы.
-
Стрессовые ситуации и беспокойство.
-
Упадок сил даже после обильного сна.
-
Нарушение концентрации внимания.
-
Депрессия и психические заболевания.
-
Курение и злоупотребление алкоголем.
-
Остеохондроз, атеросклероз.
Какой врач лечит
Наш лечебный центр оснащен диагностической базой, которая применяется для тщательного обследования при участии опытных специалистов.
Невролог выявляет соответствующие симптомы заболевания при помощи специальных тестов на память. При необходимости подключается психолог для углубленного диагностирования когнитивных нарушений в психике.
Пациент проходит лабораторное обследования для составления подробной картины о состоянии здоровья:
Проводится нейровизуализация головного мозга при помощи магнитно-резонансной томографии и электронейромиографии, а также УЗИ-сканирование сосудов головы и шеи.
В ходе диагностики, специалисты устанавливают точный диагноз, состояние головного мозга и имеющиеся в нем изменения.
Методы лечения
Медикаментозное лечение — это общепринятый во всем мире метод лечения заболеваний памяти. После постановки точного диагноза врач назначает схему лечения препаратами с доказанной эффективностью. Выбор препаратов основывается на многолетнем опыте лечения. Действие лекарств направлено на улучшение кровообращения и нейропротекцию.
Результаты
Результатами лечения являются:
-
улучшение самочувствия и работоспособности;
-
ясность мышления и быстрота принятия решений;
-
ощутимое замедление прогрессирования болезни Альцгеймера.
Реабилитация и восстановление образа жизни
Для закрепления положительного результата лечения, пациент проходит специальную программу реабилитации.
Лечебная физкультура ЛФК — эффективная медицинская дисциплина, которая применяется для профилактики различных заболеваний. Наши специалисты подбирают программу упражнений индивидуально для каждого клиента, учитывая его физическое состояние и вид заболевания.
Рефлексотерапия — метод лечения, при помощи которого проводится воздействие на биологически активные точки человеческого тела. Применяется в качестве дополнительного лечения, в дополнение к медикаментозной терапии. Благотворно воздействует на периферическую нервную систему, улучшает обменные процессы и повышает адаптацию организма.
Образ жизни при ухудшении памяти
Для профилактики заболеваний головного мозга желательно соблюдать простые правила:
-
вести здоровый образ жизни;
-
отказаться от вредных привычек;
-
испытывать больше положительных эмоций;
-
придерживаться правильного питания;
-
заниматься спортом.
Список литературы:
- Киященко Н.К. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. М: Изд-во МГУ, 1973
- Яхно Н.Н., Захаров В.В. Нарушение памяти в неврологической практике. //Неврологический журнал. -1997
- Екушева Е.В. «Три возраста памяти и боли. 3 возраст: 60+» – Москва: АПО ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, 2020
- Амулин И. В. Когнитивные расстройства при первично-дегенеративных и сосудистых поражениях головного мозга. М.: Издательство РООИ «Здоровье человека», 2013
В поисках материальной основы памяти
«На долгую память» — пишем мы на открытках или подарках. Эти слова означают, что подаренная вещь будет напоминать о нас и радовать (или нет) её обладателя долгие годы. Ведь, к сожалению, с возрастом память человека слабеет. Поэтому её нужно тренировать и поддерживать в хорошей форме. О формировании памяти, её типах и главных нейробиологических особенностях — наша беседа с Павлом Милославовичем Балабаном.
Павел Милославович Балабан
— Что такое память с точки зрения нейробиологии?
— Память — это процесс адаптации или приспособления любого организма к внешней среде. У высших животных — млекопитающих, человека — память приобрела особые черты: речь идет об ассоциативных формах, а также о разделении по времени действия (кратковременная, промежуточная и долговременная память). Особый интерес для ученых представляет именно долговременная память — то, что остается у нас в голове, в нашем мозге после того, как мы чему-то научились.
Представьте память компьютера. Когда в него загружают множество разных файлов, память переполняется очень быстро. У нас в голове происходит примерно то же самое, однако переполнения нет. Считается, что лимита памяти у позвоночных животных нет. Между тем, устройство мозга, организация памяти — остаются главными загадками науки в XXI веке.
— Какие элементы нашего организма имеют непосредственное отношение к формированию памяти?
— Учитывая, что память — это адаптивное изменение в поведении, в работе нервных сетей, в молекулярной субклеточной структуре, то можно сказать, что практически все части организма имеют отношение к памяти. Поведение — это движение, которое изменяется в процессе обучения (обучение напрямую связано с памятью). Однако изменения в поведении должны где-то сохраняться. Должен быть некий материальный носитель.
Ученые последние 20-30 лет пытались найти ответ, исследуя белки. Блокируя синтез белков, специалисты заметили, что новая память не образуется. Сейчас ясно, что белки наверняка участвуют в механизме формирования памяти, но не являются определяющими. В любом процессе важную роль играет исполнитель. В армии, например, есть главнокомандующий и есть солдаты, которые воюют. Без солдат, разумеется, война невозможна. Однако войну выигрывают генералы, старшие офицеры. Без их команд солдаты будут бессмысленно передвигаться. В рамках этой метафоры белки в нашем организме — это солдаты. Без них невозможно образование новой памяти, нормальной жизнедеятельности и т.д. Но, судя по всему, в организме существует некий командный центр.
Считается, что ядро каждой нервной клетки и работа ее генетического аппарата и есть командный пункт нервной системы. Именно эти участки отвечают за то, сколько белков будет синтезировано. Далее уже синтезированные белки будут идти «в бой» и занимать свое рабочее место.
Дальнейшие исследования показали, что белки действительно не могут быть материальными носителями памяти, поскольку их средний срок жизни — 2-3 дня. Потом их заменяют новые «солдаты». Тем не менее, блокировка синтеза белка или целой биохимической системы реально влияет на память. Однако это влияние не специфическое.
— Долгое время научное сообщество искало так называемые молекулы памяти. Что известно о них сегодня?
— Таблетка памяти вызывает интерес, особенно среди молодежи. Множество фильмов снято на эту тему. Конечно, всем очень хочется съесть какую-нибудь «химию» и не тратить время на обучение. Сегодня известны молекулы, которые обеспечивают возникновение новой памяти в определенных местах. Если бы у нас была техническая возможность доставить молекулы избирательно только в тысячу нужных точек из триллионов возможных, то можно было бы изменить долговременную память.
На сегодняшний день неизвестно, где ее искать. Серьезные исследования на эту тему только начинают проводить некоторые специалисты.
Существует молекула под названием протеинкиназа М-зета. Это фермент, который отвечает за связи между нервными клетками. Если ее уничтожить избирательно в нужном месте, то какой-то вид памяти пропадает. При этом управляющая система может восстановить утраченный фрагмент, если нужная порция белка вновь вернется на место.
Важно понимать, что природа разработала уникальные, фантастические методы избирательной доставки элементов в нужные места. А у экспериментаторов таких методов пока нет.
По сравнению с многообразием и красотой природы, с тем, как всё устроено, наши методы абсолютно не совершенны.
Например, нервная система человека включает сто миллиардов нейронов. У каждого нейрона есть связь с десятками тысяч «соседей». Чтобы сформировать новую память, предположим, о том, что на стене висит белый листок бумаги, необходимо изменить связи в тысячах мест, не затронув при этом остальные связи между нейронами. Как эту задачу решает природа? В нашем мозге одновременно (при этом избирательно) активируются тысячи связей ровно в тот момент, когда мы смотрим на листок бумаги, висящий на стене. Другие нейроны и связи между ними никак не затрагиваются. Меняется только то, что активируется. Примитивнейший способ, но элегантный и простой.
Сегодня над решением подобной задачи бьются фармакологи, медики. Если бы мы умели избирательно в нужных местах менять связи между нейронами, так как это делает природа, многие патологии удалось бы вылечить.
Многие годы ученые пытались повлиять на эту адресность. Как оказалось, эту задачу можно решить с помощью методов нейрогенетики. Ясно, что мозг — самый сложный элемент в организме человека. Работа с нейронами на генетическом уровне намного сложнее, чем с другими типами клеток. Поэтому данных пока не так много. Сейчас появляются новые способы управления. Например, в конкретные нейроны внедряются нужные гены. Далее этими клетками можно управлять с помощью света, химических веществ или с помощью температуры. Способы довольно экзотичные, поэтому пока они рассматриваются в рамках фундаментальных научных исследований. Но я уверен, что в ближайшие 10 лет подобные методы войдут в практику медицины.
— Вы уже упомянули, что память бывает кратковременной, долговременной, промежуточной. Насколько сильно отличаются процессы их формирования?
— Момент запуска формирования памяти всегда один. Вопрос в том, почему некоторые вещи мы забываем через минуту, а другие откладываются на всю жизнь? По большей части это связано с тем, как долго происходят изменения в молекулярной среде, то есть в каждой конкретной клетке, которая отвечает за память. Ясно, что кратковременные изменения, которые длятся несколько секунд, сформируют кратковременную память. Если изменения длятся на протяжении десятков минут, формируется промежуточная память. Изменения на протяжении 5-6 часов, и это доказано экспериментально, меняют работу генетического аппарата в ядре клетки, поэтому в данном случае образуется долговременная память.
Как это происходит? Большинство людей уверены, что в рамках этого процесса меняются и гены. Поэтому сразу оговорюсь, что это не так, и память не передается по наследству, память не изменяет структуру наших генов или последовательность ДНК.
У каждой клетки организма, будь то клетка печени или клетка мозга, одинаковый набор генов. При этом в клетке печени работают около 20% имеющихся генов, а в клетках мозга — до 80%. В этом и состоит главное отличие: в мозге работают много тысяч разных нервных клеток, тогда как клетки печени и других органов почти одинаковые. Речь идет не только о разнообразии, а в целом об ином способе метаболического действия. Кстати, мозг потребляет большую часть энергии, вырабатываемую организмом. Это необходимо для работы нервных клеток. И именно на этом основаны пластичность и процесс запоминания мозгом новой информации.
Память для мозга — это основа жизнедеятельности. Каждый нейрон, каждая нервная клетка существует в собственном диапазоне активности и биохимической системы. Еще 10 лет назад не было даже гипотез о том, что есть основа памяти. Сегодня известна довольно простая схема: у каждого нейрона есть предыстория. Из стволовой клетки получается либо нейрон, либо глия. Нейрон встает на свое место и образует связи. До конца жизни конкретный нейрон будет стоять на своем месте и отвечать за образованные им связи и за выработку определенных медиаторов.
Медиаторы играют в этом процессе не последнюю роль. Возьмем, например, серотонин — известный гормон счастья. Ген, вырабатывающий серотонин может работать на 40% от максимально возможного уровня. У каждого гена есть активаторы и репрессоры. Не меняя структуру гена, мы можем изменять степень его активности и уровень работы. Такой тип регуляции называется эпигенетическим. Интересно и то, что в мозге есть собственный механизм регуляции. Если организму недостает чего-то, он сам посылает сигналы — сигнальные молекулы, которые заставляют гены работать эффективнее. Если ничего не изменится, то клетка может погибнуть от собственного плохого существования.
Память основана как раз на подобных надгенетических изменениях, когда меняется уровень экспрессии генов. Из-за этого меняется и количество белка. Транспортная система активируется, чтобы доставить этот белок для создания связей между нейронами. Эти обратные связи, а, главное, адресность чрезвычайно важны. Без обратной связи ни один живой организм не проживет и часа. Обратные связи не только отвечают за правильную работу систем организма, но и возвращают эффективность работы генетического аппарата в норму.
Вернемся к типам памяти. Если клетка не изменилась, память не образовалась. Если произошли небольшие изменения, эффективность связей изменилась, следовательно, информация задействовала уже другие точки. Внешне это проявляется в том, что поведение человека меняется, адаптируется.
Мы входим в ванную и твердо знаем, что полотенце висит справа. Переехав в новую квартиру, мы вешаем полотенце слева. Вначале мы путаемся, но через несколько дней уже автоматически тянемся к полотенцу слева. Адаптация — это основа жизнедеятельности организма, в которой главенствующую роль играет именно память.
— Можно ли изменить память?
— Вмешаться в развитие памяти можно, блокируя синтез белка через определенные промежутки времени после какого-то события. Это как раз то, чем занимались экспериментаторы, пытаясь исследовать долговременную память. Если в течении 2-6 часов после события нарушить нормальную работу нервной системы, то память, скорее всего, не образуется. Так проявляется эффект амнезии. Если человека ударили тяжелым предметом по голове, то он просто забывает о том, что с ним происходило последние несколько часов. Это связано с тем, что при травме выделяются химические вещества, которые стирают информацию о том, что происходило ранее.
— В какой части мозга сосредоточена память?
— Этот вопрос долгое время не давал покоя ученым в XIX и XX веках, когда еще не было генетических инструментов и методов электрофизиологии. Что делали ученые? Например, удаляли мозжечок. Единственное, что удалось показать, что точные движение страдают. То есть мозжечок имеет отношение к точности выполнения определенных операций или движений.
Помимо этого, пытались извлекать зрительную кору и другие части мозга. Всё это было сделано для того, чтобы грубо установить, за какую сенсорную модальность — звук, зрение, движение и прочее — ответственна та или иная часть мозга. Однако с памятью возникли сложности. Почему?
Если убрать всю кору больших полушарий мозга собаки (подобные опыты проводил И.П. Павлов), она всё равно адаптируется, живет, пусть и медленнее, но обучается. Существует такое понятие как «компенсация». Мозг обладает гигантской компенсаторной возможностью. Это связано, прежде всего, с огромным количеством нервных клеток. Если мы удалим половину мозга, остальная половина будет хорошо работать. Известны случаи, когда люди жили без целого полушария мозга.
Сказать точно, где расположена память до сих пор невозможно. Есть понимание, что зрительная образная память связана со зрением, слуховая память связана с корковыми структурами, которые первыми воспринимают слуховую информацию. Известно также и то, что за процесс принятия решений, который неразрывно связан с памятью, с накопленным опытом, ответственны определенные места в так называемой новой коре. Подозрения на эти ассоциативные области коры падали неоднократно. Благодаря развитию новых методов точно установлено, что принятие решений связано именно с этими областями и поведенческими явлениями.
На молекулярном уровне мы пока не можем определить, какие структуры клеток отвечают за формирование памяти. Набор экспрессированных генов разный в разных областях мозга. Сложность в том, что современные исследователи могут работать лишь с малыми кусочками мозга. Информации о работе сотни или даже тысячи нейронов недостаточно, чтобы точно понимать работу всей структуры. К тому же, каждый нейрон уникален. И таких уникальных нейронов — сотня миллиардов.
Сейчас одно из главных направлений, требующих огромных вложений, посвящено исследованию генома каждой отдельной нервной клетки. Это вызов для современных нейробиологов. Во многих странах разрабатываются серьезные исследовательские программы в области изучения мозга. Надеюсь, что и в нашей стране программа, которая уже рассматривается правительством, также будет принята.
— Множество книг, различных интернет-вебинаров предлагают людям «прокачать» память с помощью определенных практик. Как вы считаете, реально ли с помощью каких-то инструментов или приложений улучшить память?
— Это очень важный и интересный вопрос. С одной стороны, мозг, конечно, уникален. С другой стороны, это один из многих органов нашего организма. У каждого из нас есть мышцы. И все знают, что если эти мышцы не тренировать, то они могут атрофироваться. При этом количество мышечных волокон не меняется. Просто они становятся слабее и тоньше, а мышцы уменьшаются в объеме. Если вновь начать упражняться, мышцы становятся сильнее и больше.
На самом деле, в мозге происходит примерно то же самое. Если его не развивать, связи ослабевают и отмирают. Любая мыслительная деятельность создает новые крепкие связи между нейронами. Это особенно важно для детей до 14-16 лет. Но здесь важно не допускать ошибку, которой подвержены многие родители. Они пытаются развивать память у детей 2-3 лет. Это неправильно. Ученые и медики доказали, что до 6 лет у детей активно образуются и отмирают новые связи. И не нужно бороться с тем, что дети многое забывают. Это нормально.
Поэтому дети идут в школу в возрасте 6-7 лет. Здесь они уже знакомятся с абстрактно-логическими понятиями, категориальностью окружающей среды и так далее. Примерно к 25 годам мозг завершает процесс морфологического развития. После 25 лет каждый человек существует в том диапазоне связей, который он сам для себя создал. Но даже с этим набором связей можно улучшать память с помощью мыслительной деятельности и упражнений.
— Расскажите, над чем вы работаете сегодня?
— В целом наш Институт работает по всем направлениям нейробиологии. Мой личный интерес всегда был связан с ассоциативной памятью в рамках простых моделей памяти животных, когда можно «пощупать» каждую нервную клетку, каждый синаптический контакт. На протяжении долгих лет мы исследовали память на уровне «солдат», то есть исполнителей — молекул белков, ионных каналов, электрических проявлений.
Сегодня мы пытаемся понять, какие процессы происходят на уровне регуляции геномного аппарата нервной клетки при формировании памяти. В целом, эпигенетика — наиболее актуальное, на мой взгляд, направление современных исследований. Необходимо также изучить, как меняется эпигенетическое управление при патологии — болезни Альцгеймера или Паркинсона. Любая патология связана с неправильной экспрессией определенных генов. Если мы поймем, где содержится ошибка, то найдем и способы исправить ее, подправив работу генов.
— Каковы главные задачи современной нейробиологии?
— Я бы не выделял одну главную задачу. Она сразу ограничивает ваше видение научной картины. Поэтому расскажу о значимых исследованиях. Например, мы участвуем в международном проекте по изучению эволюции нервной системы и памяти на самом примитивном уровне. Речь идет о скоплении нескольких сотен клеток — о невидимом глазу организме трихоплаксе, напоминающем капельку слизи. Считалось, что донервные животные не обладают нервной системой. Однако при анализе каждой клетки выяснилось, что у них в геноме есть гены натриевых каналов и гены медиаторов. Даже на таком раннем этапе эволюции нервной системы уже заложены последовательности ДНК, которые определяют будущее развитие нейронов. Подобные исследования, как мне кажется, проливают свет на эволюцию нервной системы, в том числе памяти.
Память и черепно-мозговая травма
Щелкните треугольник ниже, чтобы прослушать краткое содержание подкаста и получить доступ к стенограмме, нажав здесь.
MSKTC Radio · Память и ЧМТ от средней до тяжелой степени
Память и черепно-мозговая травма
- Проблемы с памятью очень распространены у людей с ЧМТ от средней до тяжелой степени.
- TBI может повредить части мозга, отвечающие за обучение и запоминание.
- TBI влияет на кратковременную память больше, чем на долговременную память.
- Людям с ЧМТ может быть трудно «вспомнить, чтобы вспомнить». «Это означает не забывать делать что-то в будущем, например, назначать встречи или перезванивать кому-то, когда вы пообещали это сделать.
- Люди с ЧМТ средней и тяжелой степени могут не помнить инцидент, связанный с травмой.
- С помощью определенных стратегий люди с ЧМТ могут научиться справляться с проблемами памяти и заниматься своими делами каждый день.
На какой тип памяти влияет TBI?
«Память» — это не просто способность. Существует несколько видов памяти, и ЧМТ влияет на некоторые больше, чем на другие.
Долгосрочная и кратковременная память
Проблемы с памятью, связанные с ЧМТ, не работают так, как «амнезия» изображается по телевизору. Вы не забываете все из своего прошлого и помните, что произойдет в будущем. На самом деле, вы с большей вероятностью вспомните вещи из прошлого, в том числе многое из того, что вы узнали в школе. Это известно как долговременная память . Однако после ЧМТ у вас могут возникнуть проблемы с изучением и запоминанием новой информации, недавних событий или того, что происходит изо дня в день. Это известно как кратковременная память . Вот некоторые проблемы с кратковременной памятью, которые часто встречаются у людей с ЧМТ:
- Забывание важных деталей разговора, например, забывание передать телефонное сообщение
- Забыть, где вы оставили вещи, например ключи, мобильный телефон или ежедневник
- Чувство неуверенности в том, что вы сделали или сказали сегодня утром, вчера или на прошлой неделе; это может привести к тому, что вы скажете что-то или зададите одни и те же вопросы много раз
- Потеря счета времени или неуверенность в том, какой сегодня день
- Неспособность вернуться по маршруту, который вы прошли ранее в этот день или неделю
- Забывание всего или части прочитанного в книге или увиденного в кино
Проспективная память
TBI также может повлиять на проспективную память или «вспоминание для запоминания». Это означает помнить о планах и намерениях достаточно долго, чтобы действовать в соответствии с ними. Вот некоторые предполагаемые проблемы с памятью, которые часто встречаются у людей с ЧМТ средней и тяжелой степени:
- Забывание на встречи или явка в неподходящее время
- Сообщить кому-то, что вы позвоните или посетите его в определенное время, но забудете сделать это
- Забывание того, что вы должны были делать или собирались делать дома, на работе, в школе или в обществе
- Забывание важных событий, таких как дни рождения, праздники и семейные события
- Забыть вовремя принять лекарство
- Забыть забрать детей в определенное время
Хотя ЧМТ влияет на новые воспоминания больше, чем на старые, у людей с ЧМТ могут возникнуть проблемы с получением правильной информации, когда это необходимо. Например, вы можете узнать свою тетю и знать, кто она такая, но не можете вспомнить ее имя. Или вы можете дать определение всем словам на словарном тесте, но вам трудно вспомнить точное слово, когда вы говорите.
Память о травме
Люди с ЧМТ могут не помнить саму травму. В этом случае мозг не сохранил травму в виде воспоминаний или серии воспоминаний.
Люди могут оставаться сбитыми с толку и неспособными сохранять воспоминания в течение некоторого времени после травмы. Потеря памяти с момента ЧМТ и далее называется посттравматической амнезией. Это может длиться от нескольких минут до нескольких недель или месяцев, в зависимости от тяжести черепно-мозговой травмы.
Если вы не можете вспомнить события своей ЧМТ, вы, вероятно, никогда не вспомните. Это потому, что ваш мозг не хранил эти воспоминания. Лучший способ узнать о травме — расспросить членов семьи, друзей или медицинский персонал, у которых может быть объективная информация.
Что вы можете сделать, чтобы улучшить свою память?
После ЧМТ средней или тяжелой степени у вас могут возникнуть проблемы с запоминанием повседневных вещей. Исследования обнаружили очень мало способов восстановить естественную способность мозга к обучению и запоминанию. Возможно, стоит попробовать одно или два лекарства (спросите своего врача). Но программы «тренировки мозга» и тренировки памяти на самом деле не помогают.
Использование компенсаторных стратегий — лучший способ решить проблемы с памятью и при этом добиться цели. В этом подходе используются запоминающие устройства, которые мы все используем, чтобы компенсировать ограниченное хранилище памяти в мозгу (например, список продуктов, адресная книга, блокнот или будильник на мобильном телефоне).
Некоторые считают, что эти методы ослабляют память. Но это не так. Когда вы записываете информацию или вводите ее в телефон или компьютер, вы можете фактически укрепить след памяти в своем мозгу, и информация всегда будет доступна для вас, если она вам понадобится.
Вот несколько компенсаторных стратегий, которые помогут справиться с проблемами памяти:
- Избавьтесь от отвлекающих факторов, прежде чем начинать что-то, что вы хотите запомнить.
- Попросите людей говорить медленнее или повторять то, что они сказали, чтобы убедиться, что вы их поняли.
- Дайте себе дополнительное время, чтобы попрактиковаться, повторить или отрепетировать информацию, которую вам нужно запомнить.
- Используйте органайзеры, записные книжки, календарь мобильного телефона или «приложения» для отслеживания важной информации, такой как встречи, списки дел и телефонные номера.
- Храните все предметы, которые вам нужно взять с собой (например, бумажник, ключи и телефон), на «станции памяти» дома — например, на столе у двери или в специальной части прилавка.
- Используйте таблетницу, чтобы следить за лекарствами и принимать их точно.
- Используйте контрольные списки, чтобы отслеживать, что вы сделали, или различные шаги в действии. Например, составьте контрольный список счетов, которые вам нужно оплачивать каждый месяц, и даты, в которые они должны быть оплачены.
Если у вас проблемы с памятью после ЧМТ, вам может быть сложнее вспомнить об использовании некоторых из этих стратегий. Сначала попросите члена семьи или друга напомнить вам об этих стратегиях. Со временем стратегии войдут в привычку, и вы сможете использовать их самостоятельно.
Другие опоры
Из-за проблем с памятью людям с ЧМТ от умеренной до тяжелой степени может быть особенно сложно добиться успеха в школе или хорошо выполнять работу, требующую много обучения и памяти. Учащиеся колледжа могут обратиться в офис службы поддержки инвалидов в своей школе, чтобы получить помощь в ведении конспектов и другие услуги, способствующие обучению. Службы профессиональной реабилитации, доступные в каждом штате, могут предоставить обучение или консультации по трудоустройству для помощи работникам, нуждающимся в поддержке памяти, и могут оказать дополнительную помощь студентам колледжей.
Авторство
Память и черепно-мозговая травма был разработан Тессой Харт, доктором философии, и Анджелой Сандер, доктором философии, в сотрудничестве с Центром перевода знаний Model Systems. Части материала были адаптированы из учебных материалов, разработанных Анхель Сандер, Лаурой Ван Вельдховен и Тессой Харт для Реабилитационного научно-исследовательского и учебного центра по разработке стратегий содействия интеграции и участию в сообществе лиц с ЧМТ (Национальный институт инвалидности, самостоятельной жизни, и реабилитационные исследования [NIDILRR] грант № 90DP0028).
Источник: Содержание нашей медицинской информации основано на научных данных и/или на профессиональном консенсусе и было рассмотрено и одобрено редакционной группой экспертов из Системы моделей черепно-мозговых травм.
Заявление об ограничении ответственности: Эта информация не заменяет консультацию медицинского работника. Вам следует проконсультироваться со своим лечащим врачом относительно конкретных медицинских проблем или лечения. Содержание этого информационного бюллетеня было разработано в рамках грантов Национального института исследований в области инвалидности, самостоятельной жизни и реабилитации [NIDILRR] (номер гранта 9).0DP0012, 90DP0037 [PI: Hart], 90RT5007 [PI: Sander], 90DP0028 [PI: Sherer] и 90DP0060 [PI:Arciniegas]). NIDILRR — это центр Управления общественной жизни (ACL) Министерства здравоохранения и социальных служб (HHS). Содержание этого информационного бюллетеня не обязательно отражает политику Министерства здравоохранения и социальных служб, и вы не должны исходить из того, что оно одобрено федеральным правительством.
Copyright © 2016: Центр перевода знаний о системах моделирования (MSKTC). Может воспроизводиться и распространяться свободно с указанием авторства. Для включения в платные материалы необходимо получить предварительное разрешение.
Что такое легкая черепно-мозговая травма?
Центр нейротравмы
Наша высококвалифицированная команда нейротравматологов состоит из узкоспециализированных специалистов по быстрому лечению и лечению травм, связанных с головным и спинным мозгом и нервами. В рамках единственного в Большом Цинциннати травматологического центра уровня I для взрослых эти всемирно известные эксперты имеют уникальный доступ к инновационным методам и технологиям, необходимым для лечения даже самых сложных случаев.
Чтобы записаться на прием, позвоните в отдел нейротравмы UC Health по телефону 513-584-2804.
Подробнее
Подробнее об этих условиях
Что такое черепно-мозговая травма?
Черепно-мозговая травма (ЧМТ) — это повреждение головного мозга, вызванное ударом или сотрясением головы в результате тупой или проникающей травмы. Травма, возникающая в момент удара, называется первичной травмой. Первичные повреждения могут затрагивать определенную долю головного мозга или весь мозг. Иногда череп может быть сломан, но не всегда. Сразу после аварии человек может быть сбит с толку, не помнить, что произошло, иметь нечеткое зрение и головокружение, тошноту и рвоту или потерять сознание.
Каковы симптомы?
В зависимости от типа и места травмы у человека могут быть следующие симптомы:
- Потеря сознания.
- Спутанность сознания и дезориентация.
- Потеря памяти/амнезия.
- Усталость.
- Головные боли.
- Проблемы со зрением.
- Плохое внимание/концентрация.
- Нарушения сна.
- Головокружение/потеря равновесия.
- Раздражительность/эмоциональные расстройства.
- Чувство депрессии.
- Тошнота/рвота.
- Судороги.
Что такое лечение?
Пациенты с легкой ЧМТ обычно не нуждаются в хирургическом вмешательстве. Как правило, они нуждаются в отдыхе, а иногда и в лекарствах или методах лечения, чтобы облегчить стойкие симптомы.
Что такое восстановление после легкой ЧМТ?
После легкой черепно-мозговой травмы у пациентов могут наблюдаться самые разнообразные симптомы. Некоторые пациенты могут не испытывать никаких симптомов, в то время как у других могут быть серьезные симптомы, такие как головные боли, головокружение, проблемы с памятью, нарушения сна, усталость, высокий уровень эмоций или, в некоторых случаях, судороги. Ниже приведены описания распространенных проблем, с которыми сталкиваются люди после легкой травмы головного мозга: Большинство пациентов с ЧМТ испытывают головные боли. Безрецептурный ацетаминофен (тайленол) — лучшее лекарство от головной боли. У большинства пациентов головные боли проходят в течение одного месяца, и со временем они должны постепенно уменьшаться. Если ваша головная боль ухудшится или станет сильной и не снимается обезболивающими, позвоните своему врачу или обратитесь в отделение неотложной помощи.
Как я могу предотвратить ЧМТ?
Советы по снижению риска травм головы:
- Всегда надевайте шлем при езде на велосипеде, мотоцикле, скейтборде или вездеходе.
- Никогда не садитесь за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
- Всегда пристегивайтесь ремнем безопасности и следите за тем, чтобы дети были пристегнуты в соответствующих детских креслах.
- Чтобы избежать падений в доме, не кладите незакрепленные предметы на пол, устанавливайте средства безопасности, такие как нескользящие коврики в ванне, поручни на лестницах и не допускайте попадания предметов на лестницу.
- Избегайте падений, участвуя в программе упражнений для развития силы, равновесия и координации.
- Храните огнестрельное оружие в запертом шкафу с патронами в отдельном месте.
- Носите защитный головной убор во время занятий спортом.
Когда мне следует вернуться в отделение неотложной помощи?
После того, как пациента выпишут домой, ему/ей потребуется постоянное наблюдение в течение 24–48 часов для наблюдения за следующими изменениями, перечисленными ниже:
- Если у пациента повышенная сонливость.
- Если пациента невозможно разбудить ото сна.