Правда ли что человек чувствует свою смерть: Здоровье: Наука и техника: Lenta.ru

Содержание

Слух оказался последним чувством, которое человек испытывает перед смертью — Последние новости России и мира сегодня

Учёные доказали, что находящиеся без сознания умирающие люди всё ещё могут реагировать на услышанное

Сюжет

Здоровье

В журнале Scientific Reports опубликовано первое исследование слуха у людей, находящихся при смерти.

Ирина Зиганшина

Принято считать, что слух – последнее чувство, которое покидает человека, когда он умирает. Сотрудники Университета Британской Колумбии получили доказательства этой догадки.

Используя электроэнцефалографию (ЭЭГ), исследователи сравнили активность разных отделов головного мозга у здоровых людей (контрольная группа), а также у пациентов хосписа – сначала когда те были в сознании, а затем когда перед смертью уже перестали реагировать на внешние раздражители. Оказалось, что, даже когда человек перед смертью перестает воспринимать окружающее и теряет сознание, умирающий мозг может продолжать реагировать на звуки – вплоть до последних часов жизни.

Исследователи заранее познакомили участников с различными звуковыми паттернами. Когда возникал редкий тональный паттерн, участники реагировали, подавая условный сигнал. Наблюдая за реакцией мозга с помощью ЭЭГ, исследователи обнаружили, что некоторые умирающие пациенты реагировали так же, как молодые и здоровые из контрольной группой, – даже за считанные часы до смерти.

Это исследование ученые провели вместе с врачами паллиативной помощи из ванкуверского Хосписа Святого Иоанна, которые не раз замечали, что умирающие пациенты реагируют положительно, когда близкие разговаривают с ними в последние минуты жизни. Как говорят врачи, они часто задавались вопросом, не является ли слух последним чувством, которое сохраняется у человека перед смертью, и это натолкнуло их на идею связаться с учеными, которые могли бы доказать эту теорию.

Исследование подтвердило факт, что звуки, которые слышат умирающие, способны утешить их перед смертью, и важность присутствия в эти минуты близких людей, которые могут попрощаться и выразить свою любовь.

Однако, замечают врачи, хотя данные мозговой активности подтверждают, что умирающие могут слышать, остается неясным, осознают ли они то, что слышат. «Их мозг реагирует на слуховые стимулы, но нам неизвестно, идентифицируют ли они голоса и понимают ли язык, – говорят исследователи. – На эти вопросы еще предстоит ответить. Однако этот первый проблеск подтверждает идею о том, что мы должны продолжать разговаривать с людьми, когда они умирают, потому что в их мозгу что-то происходит».

#Новости#Смерть#Наука#Здоровье

Подпишитесь

Пришел в военкомат — полезай в кузов. Как инженера с бронью отправили в армию

Вчера, 08:17

Евгений Пригожин сообщил о снятии судимостей с первой группы бойцов ЧВК «Вагнер»

Сегодня, 07:20

В Москве убили ведущую «Русского Радио Вологда» Анну Азовскую

Сегодня, 06:15

Власти Индонезии рекомендовали банкам рассмотреть использование карт «Мир»

Сегодня, 06:33

Тайвань расширил ограничения на экспорт высокотехнологичных товаров в Россию

Сегодня, 06:48

Эстония собралась передать Киеву 17 млрд евро замороженных российских активов

Сегодня, 07:00

Философские и психологические аспекты отношения к смерти в исламе: осознание неотвратимости и преодоление страха | Сафин

Введение.

Страх смерти

Как известно, страх смерти и осознание самого феномена конечности жизни являются базисными проблемами, с которыми сталкивается в своей работе каждый психотерапевт. Так, И. Ялом в одном из своих основных трудов «Экзистенциальная психотерапия» в качестве таковых рассматривает смерть, свободу, изоляцию и бессмысленность жизни. Согласно его мнению, «Смерть является основным источником тревоги (невротической, нормальной и экзи­стенциальной). Причем эти виды тревоги, связанные со смертью, могут быть как осознанными, так и бессознательными» [1, с. 215].

Кроме того, в вышеуказанной работе И. Ялом, основываясь на собственных многолетних эмпирических исследованиях, доказывает, что люди весьма озабо­чены такой проблемой, как неизбежность смерти, начиная с самого раннего дет­ского возраста. Для того чтобы совладать со страхом потенциального несущество­вания, люди выстраивают психологическую защиту, которая базируется на отри­цании смерти. Помимо этого, ученый приходит к выводу, что развитие психической патологии в значительной степени вызвано осуществлением неуспешных попыток выйти за рамки смерти [1, с. 87]. Он утверждает, что первейший экзистенци­альный конфликт — это конфликт «между осознанием неотвратимости смерти и стремлением продолжать жить, конфликт между страхом несуществования и желанием быть. Как у детей, так и у взрослых одним из главных механизмов психологической защиты от страха, связанного со смертью, является вера в свою исключительность. Тогда как на сознательном уровне большая часть людей при­нимает неизбежную конечность своей жизни, на уровне подсознания они могут поддерживать иррациональную веру в свое бессмертие» [1, с. 9].

С указанной позицией в той или иной мере согласны и многие другие исследователи. Так, в частности, по мнению С. В. Рязанцева, «В современном обществе наблюдается тенденция к вытеснению смерти из общественного сознания, что является результатом психологической защиты нашей цивилиза­ции от этой темы» [2]. Социолог А. Страус отмечает: «Тема смерти табуирована в современном обществе, и найдется мало желающих всерьез обсуждать осо­бенности умирания» [3]. К. Эксли утверждает, что в нашем обществе преобла­дает личное отчуждение от смерти, которое выражается в том, что люди привы­кают видеть смерть других людей, но при этом не думают о собственной смерти или о смерти своих родственников и друзей [4]. Отмечается и то, что в обще­стве, где главенствует культ молодости, здоровья и жизни, просто-напросто не остается места для размышлений о смерти [5]. Нынешняя цивилизация пытает­ся отрицать смерть и уклоняется от вопросов и проблем, связанных с ней [6].

Таким образом, мы видим, что часто в современном обществе феномен смертности либо отрицается, либо вытесняется из сознания.

Делая небольшое отступление, отметим, как соотносится со страхом смер­ти инстинкт самосохранения, который является важнейшим фактором безопас­ности личности и лежит в основе человеческого поведения.

Принято считать, что инстинкт самосохранения активизируется при нали­чии какой-либо потенциальной угрозы жизни человеку в данное время и в дан­ном месте. Как только источник угрозы каким-либо образом устранен, то чув­ство страха за свою жизнь, вызванное запуском инстинкта самосохранения, перестает «атаковать» сознание. Такой страх, конечно, стоит считать неотъем­лемым инструментом эволюции и трактовать как позитивный фактор. Но когда страх смерти сохраняет свое действие и при отсутствии в настоящий момент реальной или воображаемой угрозы жизни, то можно говорить об экзистенци­альном страхе смерти, который не имеет ресурсного характера. Ресурсность в данном случае, по нашему мнению, подразумевает наличие у какого-либо психологического состояния или чувства определенного потенциала, необхо­димого для решения стоящих перед человеком задач.

«У одних этот страх существует неявно, в виде неясного общего беспокой­ства, или маскируется под иную психологическую проблему, у других он прояв­ляется открыто, а у некоторых людей перерастает в настоящий ужас, способ­ный уничтожить счастье и удовлетворение от жизни» [7, с. 7-8].

Можно выделить еще одну классификацию страхов, которую разработал профессор Ю. В. Щербатых. В частности, он делит все страхи на три группы: биологические, социальные и экзистенциальные. Согласно его классификации: «К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязнь и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов, касающаяся самой сущности чело­века, характерна для всех людей. Социальные страхи вызваны ситуациями, которые могут нести угрозу не жизни или здоровью человека, а его социально­му статусу или самооценке личности (страх публичных выступлений, социаль­ных контактов, ответственности и т.д.). Экзистенциальные страхи связаны с интеллектом и вызываются размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни, смерти и самого существования человека. Это страх перед смертью, перед временем, перед бессмысленностью человеческого существова­ния и т.д.» [8, с. 20]. Именно на последнем классе страхов мы акцентируем внимание в данной статье.

Возвращаясь к феномену смерти и ее неотвратимости, а также к тому стра­ху, который основан на осознании данных категорий, следует отметить, что его острота и интенсивность могут зависеть от многих факторов, в том числе от возраста человека, его когнитивных способностей, мировоззренческих устано­вок, уровня религиозности и др.

«Каждый человек проделывает немалую внутреннюю работу, чтобы нау­читься жить с этим страхом и защищаться от него. Однако чрезмерно жесткие защиты, основанные на отрицании, игнорировании этой данности нашего существования, при определенных обстоятельствах могут порождать различ­ные формы психической патологии, прежде всего тревожные расстройства, экстремальный рост которых в современной культуре отмечается многими авторами» [9].

Так, если отрицание смерти или вытеснение человеком факта своей смерт­ности из сознания не является эффективной защитой, то, возможно, ее приня­тие позволит снизить уровень танатической тревоги1.

Отрицать смерть или принять?

Целый ряд философов, психологов и писателей говорят о том, что осозна­ние и принятие своей смертности может стать мощным ресурсом для человека. Мишель Монтень в своем эссе «О том, что философствовать — это учиться уми­рать» повествует следующее: «Размышлять о смерти — значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность уме­реть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. И нет в жизни зла для того, кто постиг, что потерять жизнь не зло» [10, с. 86].

Карл Густав Юнг также провозглашает ценность осознания своей смерти: «Необходимо относиться к смерти, как к цели. Отворачиваться от смерти — это избегать жизни, делая ее бесцельной» [11, с. 37]. «Бытие только тогда и начи­нает быть, когда ему грозит небытие», — пишет Ф. М. Достоевский [12, с. 16].

И. Ялом в своих трудах неоднократно указывает на позитивный эффект осознания своей смертности:

  • «Сознавание смерти может послужить фундаментом здоровой и эффек­тивной психотерапевтической стратегии» [1, с. 32];
  • «Осознание смерти может послужить позитивным импульсом, сильней­шим катализатором серьезных жизненных изменений» [7, с. 43].

И наконец, вспомним о том, как в соответствии с легендой, на молодого Гаутаму Будду повлияла встреча с болезнью, старостью и смертью, побудив его переосмыслить собственные ценностно-смысловые ориентиры.

В буддийском тексте под названием «Бардо Тхёдол», распространенном на Западе под названием «Тибетская книга мертвых», говорится: «Ты упускаешь время, не думаешь о приближающейся смерти» [13, с. 236].

Осознание и принятие своей смерти до настоящего времени является крае­угольным камнем буддизма. Например, известный мастер тибетского буддизма Сантье Кхадро пишет: «Люди порой опасаются, что если они примут данность смерти и станут размышлять о ней, то сделаются от этого нездоровыми или утратят способность наслаждаться удовольствиями, которые предлагает им жизнь. Но как это не удивительно, все происходит с точностью до наоборот. Отрицание смерти делает нас напряженными, а принятие этой данности несет покой. С оглядкой на смерть нам легче осознавать то, что для нас действитель­но важно в жизни» [14].

Важно отметить, что религиозное сознание и религиозная картина мира имеют свои особенности в вопросах восприятия человеком феномена своей смерти. Уже в начале нашей эры поэт Публий Стаций установил эту связь, на что указывает строчка из его поэмы «Фиваиды»: «Primus in orbe Deos fecit timor», что в переводе означает: «Богов впервые в мире создал страх»2. Людвиг Андреас Фейербах предположил, что религия возникает из нашего чувства конечности, главным источником которого является осознание нашей смерт­ности, и, продолжая далее, он выражает следующую мысль: «Если бы человек жил вечно, если бы не было смерти, не было бы и религии» [15]. Также и эмо­ционально-ориентированная гипотеза возникновения религии как на одну из основных причин прямо указывает на примирение человека со своей смертью [16, с. 32].

Таким образом, по нашему мнению, религия видится одним из проверен­ных временем средств против экзистенциального страха смерти, который, воз­можно, и детерминирует в людях приверженность к религиозным убеждениям.

Например, такие монотеистические религии, как христианство и ислам, постулируют, что смерть в этом мире — не финальная точка, а лишь определен­ный этап, миновав который, человек переходит на следующий уровень бытия. Данный догмат имеет достаточно весомый потенциал в вопросе примирения верующих с неотвратимостью их смерти.

«Что представляют собой все религии? Религии — это системы психотера­пии. Чем же занимаемся мы, психотерапевты? Мы пытаемся избавить от стра­даний человеческое сознание, psyche или, быть может, душу, но ту же проблему решают и религии», — утверждал Карл Густав Юнг [17, с. 183].

Далее мы попытаемся проанализировать, какой вид совладающего поведе­ния предлагает исламская традиция.

Смерть через призму религиозного сознания мусульман

Религиозное сознание определяется обычно как система чувственных и мыслительных форм, основанных на религиозной вере [18]. Исходя из этого, полагаем, что основной характеристикой религиозного сознания является вера, которая, в свою очередь, формируется на основе культурных традиций и священных текстов.

Сравнивая эти две составляющие религиозной веры и учитывая, что мусульманами являются представители большого количества различных этно­сов и народов, имеющих свои собственные культурные традиции, можно ска­зать: последние не могут быть базисом веры. А на вопрос, что объединяет всех мусульман и определяет особенности их религиозного сознания? — справедли­во ответить, что эту роль выполняют их священные тексты.

Говоря об исламе, подчеркнем, что в данной религии имеет место весьма почтительное отношение к сакральным текстам: к Священному Писанию всех мусульман — Корану и своду повествований о пророке Мухаммаде — Сунне3.

Считается, что основоположник одной из правовых школ ислама имам Абу Ханифа говорил: «Мы подтверждаем, что Коран — это речь Аллаха, которая не сотворена, и это Его откровение, ниспосланное Им. Коран — не сам Аллах, но и не что-то существующее вне Его. Коран — это Его атрибут»4. Данный постулат призван придать тексту Корана и изложенным в нем положениям весьма зна­чимый вес.

Мусульмане считают Коран главным чудом, которым наделил Бог пророка Мухаммада. Под чудом принято понимать что-либо сверхъестественное: пред­мет, события или способности. Так, в частности, чудом пророка Исы, одного из величайших исламских пророков, отождествляемого с новозаветным Иисусом Христом, была его способность излечивать больных, оживлять мертвых и т. д.

Чудом одного из величайших исламских пророков Мусы, отождествляемого с библейским пророком Моисеем, был его посох, который мог превращаться в змею или раздвигать воды Красного моря. Кажется, что кроме пророков, никто больше не может повторить те чудеса, которые демонстрировали они, и это само по себе также являлось свидетельством божественности их миссии. И мусульмане свято верят, что более никто не может сотворить такой же совер­шенный текст, который записан в Коране. Данный догмат закреплен и в самом Коране, в котором многократно повторяется вызов неверующим привести хотя бы одну подобную суру или даже один аят (2:23-24, 10:38, 11:13, 17:88, 53:34).

Такое же благоговение мусульмане испытывают и по отношению к Сунне пророка Мухаммада, которая представляет собой его изречения или описание жизни Пророка, являющегося образцом поведения для каждого мусульманина.

Необходимо отметить и тот факт, что Коран и Сунна являются основными источниками мусульманского права (административного, уголовного, имуще­ственного, семейного и наследственного). Помимо правовых вопросов, Сунна призвана помогать мусульманину в решении различных вопросов, связанных с ритуальными действиями, правилами поведения мусульманина в быту, а также в формировании его морально-нравственного облика. Данные обстоятельства также способствует изучению данных священных текстов даже рядовыми мусульманами.

Знание основных положений Корана является обязанностью мусульмани­на. Для того, чтобы прочитать одну из пяти обязательных ежедневных молитв, верующему необходимо помнить наизусть как минимум три аята Корана. А чтобы правильно совершить сам ритуал молитвы, верующий должен знать соответствующие положения Сунны.

Кроме того, каждую пятницу в обязанности мусульманина входит присут­ствие на пятничной молитве, основу которой всегда составляют выдержки из Корана и Сунны.

Важен и тот факт, что многие практикующие мусульмане, особенно в нему­сульманских странах, стремятся получить хотя бы начальное религиозное образование. Это, прежде всего, связано с их желанием понимать и правильно выполнять все предписания религии, а также знать особенности ритуальной практики. В число же основных предметов исламского образования, помимо прочих, входит чтение Корана, изучение хадисов и арабский язык, который изучается на примерах из текста Корана.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что основные источники ислама (Коран и Сунна) имеют основополагающее значение в вопросах постро­ения религиозной картины мира и формирования религиозного сознания мусульман, что определяет отношение их к таким базовым экзистенциальным проблемам, как смысл жизни и смерть.

Но что представляет собой смерть, и главное — какие основные ее свойства выходят на первый план в религиозных текстах мусульман?

Категория смерти в Коране и Сунне

О смерти в тексте Корана упоминается 164 раза, а также приводятся и дру­гие понятия, которые ассоциируются у человека со смертью: ад, огонь, великое наказание и геенна — 466 раз, рай, сады и великая награда — 180 раз, будущая жизнь и последняя жизнь — 95 раз, судный день, день воскресенья, возвраще­ние к Аллаху и т.п. — 450 раз5. При этом отметим, что в Коране всего 114 сур, т.е. насыщенность Священного Писания мусульман подобными понятиями достаточно велика.

Стихи, содержащиеся в Коране, говорят о неотвратимости смерти для каж­дого человека. Смерть в них упоминается не только при описании таких катего­рий, как судный день, ад или рай, но и постулируется как скорая и неизбежная:

«Всякая душа вкушает смерть, и вам сполна будут даны ваши награды в день воскресения. И кто будет удален от огня и введен в рай, тот получил успех. А ближайшая жизнь — только пользование обольщением» (3:182 (185))6.

«Где бы вы ни были, захватит вас смерть, если бы вы были даже в воздвиг­нутых башнях. И если постигнет их хорошее, они говорят: “Это — от Аллаха”, а когда постигнет их дурное, они говорят: “Это — от тебя”. Скажи: “Все — от Аллаха”. Почему же эти люди никак не могут понять рассказа?» (4:80 (78)).

«Аллах делает широким удел тому, кому пожелает, и соразмеряет, а они радуются ближней жизни, но жизнь ближайшая в отношении к будущей -толь­ко временное пользование!» (13:26).

«Мы не устраивали до тебя никакому человеку бессмертия. Неужели, если ты умрешь, они будут бессмертны?» (21:35 (34)).

«Всякая душа вкушает смерть; Мы испытываем вас злом и добром для искушения, и к Нам вы будете возвращены» (21:36 (35)).

«Он — Тот, кто оживил вас; потом Он умертвит вас, потом оживит. Поистине, человек не благодарен!» (22:65 (66)).

«Скажи: “Не поможет вам бегство, если вы бежите от смерти или от убие­ния; и тогда вы попользуетесь только немного”» (33:16 (16)).

«Ты ведь смертен, и они смертны» (39:31 (30)).

Приведенные коранические стихи свидетельствуют о том, что основной исламский канон однозначно постулирует необходимость осознания каждым мусульманином конечности своей «земной жизни» и, можно предположить, что это обстоятельство способствует принятию данного факта. Всего, по нашим подсчетам, вопросу неотвратимости смерти так или иначе в Священном Писании посвящено 40 аятов.

Сунна пророка Мухаммада также указывает на неизбежность смерти и предписывает часто вспоминать о ней. В качестве примера приведем следую­щие хадисы (изречения пророка Мухаммада):

«От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благосло­вение Аллаха) говорил: “Часто вспоминайте разрушительницу наслаждений — смерть!”»7.

«От Анаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “Часто вспоминайте разрушительницу наслаждений! Поистине, если кто-нибудь из вас вспомнит о смерти в трудном положении, оно обязательно покажется ему легким, а если он вспомнит о смерти в легком поло­жении, оно покажется ему трудным!”»8.

«Ибн ‘Умар рассказывал: “Однажды, когда я был с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), к нему пришел один человек из числа анса­ров, поприветствовал его и спросил: «О посланник Аллаха, кто является самым лучшим из верующих?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Наилучший из них нравом». Тот спросил: «А кто из верующих самый умный?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Тот, кто чаще других вспоминает о смерти, и лучше всех готовится к тому, что будет после нее. Они и есть умные!»”»9.

«Однажды Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила Пророка (мир ему и благословение): “Встанет ли кто-нибудь вместе с шахидами в Судный день?” Он ответил: “Да, встанет тот, кто каждые сутки 20 раз вспоминает о смерти”»10.

«”Я вам оставляю два наставления: одно, которое молчит, и второе, кото­рое говорит, — это смерть и Коран”, — гласит другой хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение)»11.

«Один из ансаров (жители Медины) спросил у Пророка (мир ему и благо­словение): “О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), кто самый умный и счастливый?” Он ответил: “Кто больше всего вспоминает о смерти и лучше подготовлен к ней — тот самый умный, он удостоится чести и достоинства на этом и том свете” (ат-Табарани, Ахмад)»12.

Хадисы Кудси (богооткровенные хадисы, отличающиеся от других хадисов тем, что они исходили непосредственно от Аллаха):

«О сын Адама, смерть — это дверь, и все люди войдут в нее. О сын Адама, не забывай о смерти, ведь поистине смерть не забудет тебя. О сын Адама, если бы

Я дал тебе жить на этом свете столько, сколько будет существовать этот свет, нет ей иного конца, кроме смерти. И ты не любишь смерть, но невозможно не вку­сить смерть, поэтому помни о смерти, чтобы охладело сердце твое к мирскому»13.

«О сын Адама, кто любит этот свет, тот, поистине, любит жизнь, и кто любит жизнь, поистине, любит имущество (богатство), и кто любит имущество, тот не поминает смерть, и кто не поминает смерть, поистине, откладывает пока­яние и поклонение [из-за] деяний земных, и уходит он из мира сего без покая­ния и поклонения. Кто бы ни ушел из этого света, не покаявшись и не покло­нившись, не попадет в Рай»14.

«О сын Адама, исполняй обязанности, и отдались от ослушания, и будь доволен тем, что Я тебе дал, и ты будь к смерти готовым, чтобы получить от щедрости Моей на Том свете»15.

Итак, сделаем вывод: хадисы не только указывают на неотвратимость смерти, но еще и напутствуют мусульман ежедневно вспоминать о своей смерти и готовиться к ней.

Таким образом, Коран и хадисы, имеющие основополагающее значение в вопросах построения религиозной картины мира и формирования религиоз­ного сознания мусульман, в немалой степени определяют и их отношение к смерти. Можно предположить наличие осознанного отношения мусульман к своей смерти, принятия ее, а также низкий уровень страха смерти. Данный вывод находит свое подтверждение в исследованиях П. Ганд, рассматривающих причины и предпосылки увеличения числа акций религиозно мотивированного экстремизма и терроризма, описанных Т. А. Гавриловой. В указанных исследо­ваниях, в частности, обнаруживается, что наиболее низкую танатическую тре­вогу имеют мусульмане, в то время как христиане имеют наиболее выраженную обеспокоенность по поводу своей смерти, а представители, исповедующие индуизм, располагаются в середине этой иерархии [20].

Между тем при рассмотрении вопроса отношения к смерти необходимо, конечно, учитывать и уровень религиозности верующих. Так, Л. Нельсон и К. Кэнтрелл установили, что страх смерти имеет минимальный уровень в слу­чаях наличия у человека высокой степени религиозности, а также ее отсут­ствия, а среднее амбивалентное состояние веры без должного поведения соот­ветствуют наивысшему уровню тревожности [21]. Представляется вполне обо­снованным, что уровень религиозности является динамичным показателем и зависит от множества факторов, в том числе от уровня образования, возраста, жизненных обстоятельств, среды, и с изменением уровня религиозности может меняться и отношение к смерти. По мнению К. Байера и Л. Шейнберга, «только разобравшись в своем отношении к смерти, человек способен правильно организовать собственную жизнь. Осознание феномена смерти отражается на всех жизненных планах личности» [22, с. 7].

Учитывая почтительное отношение мусульман к Корану и Сунне, отдель­ные положения данных священных текстов ислама целесообразно рассматри­вать как эффективный психотерапевтический инструмент и использовать в работе с представителями указанной религиозной традиции и, в частности, применять при работе с экзистенциальным страхом смерти.

Заключение и выводы

Резюмируя рассмотренные в первой части статьи научные труды, мы отме­чаем то обстоятельство, что часто в современном обществе феномен смерти либо отрицается, либо вытесняется из сознания. Однако, на наш взгляд, подоб­ная психологическая защита часто не выдерживает разрушительного характера экзистенциального страха смерти (страха личного небытия или конечности нашего «я»).

В ходе изучения данной проблемы мы находим, что одним из эффектив­ных приемов совладания с указанным видом страха может служить осознание неизбежности смерти и ее принятие.

Рассматривая далее различные философские взгляды, постулирующие необ­ходимость принятия конечности своей жизни, мы встречаемся с подобными установками в различных религиозных традициях: буддизме, христианстве и исламе. Многие философские труды и научные исследования дают основание для вывода о том, что религиозное сознание и религиозная картина мира имеют свои особенности в вопросах восприятия человеком феномена будущей смерти, и религия может быть использована в качестве средства против страха смерти.

Безусловно, важным следует считать то, что базисом религиозной веры и, следовательно, религиозного мировоззрения являются священные тексты.

Сконцентрировав свое внимание на исламской традиции, мы приходим к следующим выводам: основные источники ислама (Коран и Сунна) имеют основополагающее значение в вопросах построения религиозной картины мира и формирования религиозного сознания мусульман; священные тексты мусульман достаточно прямолинейно и последовательно продвигают идею неизбежной смерти каждого человека; смерть обозначается в виде некой грани­цы, после которой человек будет не в силах повлиять на свою судьбу, и данный постулат, по всей видимости, имеет определенный психотерапевтический эффект, помогая более осознанно относиться к жизни.

Перечисленные выводы позволяют предположить, что мусульмане, рас­ценивающие священные тексты ислама как истину в последней инстанции, глубоко верящие в соответствующую догматику и исполняющие необходи­мую ритуальную практику, могут самостоятельно, либо при помощи имама легко преодолевать не только проблему страха смерти, но большую часть других экзистенциальных проблем. Данное обстоятельство указывает на ресурсность религиозного мировоззрения в вопросе преодоления страха смерти. Однако при этом важно обязательное условие — наличие именно вну­тренней религиозности, а не только внешних ее атрибутов и «желания верить». Под «желанием верить» мы понимаем стремление человека принад­лежать к какой-либо религиозной группе и традиции, а также разделять с ее участниками их ценности и религиозные установки, которые, однако, не могут найти достаточного уровня достоверности в его собственном сознании, что может вызывать когнитивный диссонанс.

При этом, по нашему мнению, не исключено, что чрезмерная набожность также может являться источником другого аспекта страха смерти, страха перед Судным днем и возможного последующего наказания в аду. В данном случае мы предполагаем, что наличие указанного аспекта танатической тревоги боль­ше зависит от собственных установок верующего, сформированных в процессе его религиозного воспитания и образования.

Почему вы не должны говорить, что не можете представить чье-то горе

«Вау, я просто не могу представить». Это то, что люди писали по электронной почте, текстовые сообщения и произносили после смерти моих родителей. Они не могли представить себе потерю матери в результате автомобильной аварии или отца всего четыре года спустя из-за сердечного приступа посреди ночи, когда он путешествовал за границей. Мне было 34 года, и я чувствовал себя по-настоящему одиноким, и, хотя разговор с кем-то о моем горе мог бы неизмеримо помочь, «Я не могу представить» было похоже на противоположное приглашению — это было похоже на предупреждение. Даже не пытайся поделиться, у меня не получится. Но если мое горе было слишком тяжело для меня, и оно было слишком тяжело для других, что мне было делать с ним?

«Не могу представить». Семьи и отдельные лица, потерявшие детей, братьев и сестер, партнеров и друзей, постоянно слышат это признание в неспособности представить худшее, невыразимое, самое страшное событие. Я понимаю, почему люди произносят эту фразу — как искренний жест утешения или как дополнение к чему-то еще, — но она редко приносит утешение. Чаще получатели чувствуют себя еще более изолированными в то время, когда горе уже изгнало их в холодное темное место.

Подробнее: Я не хотел подталкивать свою тетю к вакцинации. Теперь я живу с сожалением

Правда в том, что мы не можем себе представить этот опыт. Это мы не хотим. Говоря, что глубокая потеря, которую кто-то чувствует, слишком невыносима, чтобы ее можно было представить, на самом деле мы проводим черту: не моя, не наша, а только ваша. Возможно, мы думаем, что сможем предотвратить проникновение этой боли, этого хаоса, этого страха и неуверенности в нашу жизнь. Но если эта глобальная пандемия нас чему-то и научила, так это тому, что горе так не работает. Горе принадлежит или будет принадлежать всем, если не сегодня, то когда-нибудь.


В 2013 году я стал соучредителем публикации и глобального сообщества под названием Modern Loss, целью которого является помощь людям в преодолении длинной дуги горя. На днях я бесцельно просматривал нашу историю в Instagram и остановился на посте от 22 февраля 2021 года, в котором сообщалось о 500 000 смертей от COVID-19 в США. Я прокрутил дальше, к 23 сентября 2020 года, и нашел еще один пост, отмечающий мрачную веху: 200 000. Число было описано в то время как «непостижимое».

Сейчас нас около 1 миллиона. Число, равное населению Остина или, возможно, более подходящего для наших дней, Одессы, Украина, по крайней мере, до недавнего времени. Число, которое кажется одновременно выдуманным и ошеломляющим. Фактическое число может достигать еще 200 000, учитывая избыточную смертность, превышающую типичные показатели смертности, которые, по-видимому, прямо или косвенно связаны с пандемией.

Посетители инсталляции In America: Remember паблик-арт на Национальной аллее в Вашингтоне, 20 сентября

Кент Нисимура—Los Angeles Times/Getty Images

«Можете себе представить?» Какое-то время у нас была довольно веская причина не делать этого: мы отправились в это ужасное приключение под руководством администрации, которая пыталась убедить нас, что мы не должны бояться этого нового вируса и не должны позволять ему «доминировать» в нашей жизни. Правительство пыталось отключить нас от реальности, когда реальность отделяла нас от людей, с которыми мы проводили свои дни: коллег по работе, родственников, соседей, владельца магазина на углу. Так долго мы были физически отделены друг от друга, пытаясь справиться с нашими собственными «новыми нормами», которые, вероятно, включали добавление слишком большого количества ролей и вычитание других. Кроме мельканий на экранах, мы не видели внутренностей чужих домов. И поэтому мы не видели, как люди, населяющие эти дома, переживают повседневную жизнь после смерти близкого человека.

Подробнее: Доулы смерти были редкостью. Пандемия COVID-19 изменила это

Но теперь, когда мы пытаемся более полно возобновить личные взаимодействия (по крайней мере, между вариантами), мы должны заставить себя смотреть, обращать внимание и видеть, кто и что было потеряно. Мы должны делать все возможное, чтобы искать и узнавать истории людей. Мы должны проверить тех, кого знаем, а также спросить незнакомца: «Как дела?» и на самом деле слушать ответ. И если кто-то закатывает истерику из-за температуры молока в своем латте, мы должны помнить, что не знаем, какое горе он может понести из-за COVID-19.или иным образом. Не все маски видны.

Мы должны участвовать в этих историях, какими бы трудными они ни были, по многим причинам: Общественное здравоохранение подводит нас (на прошлой неделе я заплатил 200 долларов за обязательный экспресс-тест ПЦР, который был бесплатным до марта). Демократы в Конгрессе включили национальную политику защиты рабочих мест в случае утраты в предложение Закона о восстановлении лучше, но не смогли его принять. Недавно мы патологизировали горе в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам .0006 под термином длительное расстройство горя. И нам так одиноко.

Эта пандемия никуда не денется; несомненно, будут вехи после отметки в миллион смертей. И «пандемия горя» намного переживет чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения. Исследователи в прошлом году обнаружили, что на каждую смерть от COVID-19 приходится девять человек, которые непосредственно пострадали — «множитель тяжелой утраты», как они это называют.


Трудно знать , что сказать перед лицом всего этого опустошения, но может быть намного хуже вообще ничего не сказать. То, чему я был свидетелем и знаю, что это правда, заключается в том, что рассказывание историй — это то, как мы привносим друг друга в наши переживания потери и предлагаем значимую, мощную поддержку. Это значит рассказывать истории о наших потерянных близких — об этой маленькой шутке, которую они рассказывали так часто, что остальные члены семьи начинали закатывать глаза, услышав первое слово, о том, что они готовили, что каким-то образом все уладилось, в тот раз, когда они напортачили. и преподали нам важный урок из-за того, что они особым образом держали нас в своем взгляде. Но это также означает говорить о наших собственных страданиях после смерти этого человека — тоске, которую мы чувствуем, когда ночные телефонные звонки, которые мы привыкли ожидать, внезапно прекращаются, срывах в общественных местах, моментах, когда мы полностью сосредоточены на чем-то другом. а потом вспомнить.


Еще от TIME


Подробнее: Эти занятия — предсмертный опыт, и это хорошо человек (или, возможно, люди) уменьшает бремя печали. Делясь воспоминаниями, мы сохраняем память о тех, кого потеряли, в наших сердцах и мыслях, и напоминают нам, что интенсивность нашего горя является признаком глубокой любви. Рассказывание историй — это то, как мы создаем сообщество, тянем друг друга сквозь тьму, понимаем, через что проходят другие — в финансовом, психологическом, физическом, интимном, логистическом плане. Это вдохновляет нас говорить о большей государственной поддержке и защите, и это дестигматизирует то, что никогда не должно было быть клеймом в первую очередь. Рассказывая истории, а не цифры, мы заставляем людей чувствовать себя признанными. И признание важно для процесса исцеления. Это требует нашего воображения не для того, чтобы сделать себя несчастными, а для того, чтобы сделать переживание горя общим и, что наиболее важно, доступным для выживания.

В Гамильтон, есть песня о горе под названием «В тихом жилом районе», в которой актеры поют об Александре и его жене Элизе, переживающих «невообразимое» — смерть их ребенка.

Бывают моменты, которые не передать словами

Есть благодать, слишком могущественная, чтобы назвать ее

Мы отталкиваем то, что никогда не сможем понять

Каждый раз трек появляется в моем плейлисте, я думаю перейти к следующему. Конечно, я мог бы использовать что-то более радостное, более обнадеживающее, более отвлекающее, что-то, что могло бы служить безобидным звуковым фоном. Каждый раз я думаю оттолкнуть его. И тем не менее, я слушаю. И тогда, я представляю.

Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].

Горе: помощь другому после потери

Доступно на испанском языке

Не всегда понятно, как помочь кому-то справиться с горем. Возможно, вам придется сделать выбор в отношении того, как предложить поддержку кому-то после потери. Узнайте о факторах, которые могут повлиять на ваш выбор, и о том, как вы можете помочь тому, кто скорбит.

Время чтения: минуты

Стратегии оказания поддержки

Когда вы пытаетесь помочь кому-то, кто переживает потерю, на ваш выбор может повлиять ряд факторов. Эти факторы могут включать в себя количество времени, прошедшее после потери, вашу личность, личность скорбящего человека, характер ваших отношений, ваш прошлый опыт, а также количество времени и энергии, которые вы, возможно, должны оказать поддержку. Поддержка кого-то, кто скорбит о смерти в результате стихийного бедствия или кризиса общественного здравоохранения, сопряжена с собственными проблемами, возможно, затрудняя физическое пребывание вместе. Вот несколько стратегий, которые могут оказаться полезными:

Пусть человек знает, что вы рядом с ним

Иногда друзья, семья и коллеги могут исчезнуть после потери. Они могут не знать, что сказать, бояться, что скажут что-то не то или перегнуть палку, бояться причинить еще большую боль, чувствовать вину за смерть или опасаться, что не смогут сделать достаточно, чтобы скорбящий человек почувствовал себя лучше. Некоторые люди могут видеть человека, тонущего в печали, а затем беспокоиться о том, что они тоже утонут. Не позволяйте этим сомнениям и страхам мешать вам протянуть руку, чтобы человек понял, что вам небезразличен. Даже люди, пережившие самые тяжелые страдания, часто могут получить пользу от выражения заботы или практической помощи, участия в мероприятиях или простого разговора.

Знайте, что наиболее полезно

Люди, страдающие от боли, обычно хотят знать две вещи: что они не «сумасшедшие» и что у них есть поддержка. Те, кто скорбят, не ожидают, что вы «излечите» их боль, но должны знать, что вы с ними в их страданиях. Вы можете сказать что-то вроде: «Я знаю, что тебе должно быть больно, и, может быть, ты не знаешь, что будет дальше, и я тоже. Но ты не будешь проходить через это один. Я буду рядом с тобой».

В частности, если вы не находитесь рядом с человеком, может возникнуть соблазн быстро сказать: «Я сожалею о вашей утрате», или предложить банальности — или общие утверждения — например, «Все будет хорошо», что может оставить человек задается вопросом, «Откуда вы знаете, что все будет хорошо?» сказать: «Вы справитесь с этим», в что человеку может быть трудно поверить в данных обстоятельствах, дайте ему понять, что вы вместе с ним, сказав что-то вроде: «Мы здесь для вас, все что тебе нужно. » Или вы можете отправлять текстовые сообщения, электронные письма или открытки с сообщением: «Вы не одиноки», «Я думаю о вас» или «Мы здесь для вас».

Опрос людей, которые горевали, изучал, что, по их мнению, было полезно, а что нет, особенно вскоре после потери. Полезная поддержка включала в себя прямое выражение сочувствия, готовность поговорить об умерших (в том числе назвать их имена), предложения практической поддержки, расспросы о влиянии смерти и признание сложности ситуации. Меньше ценились небрежное или пассивное отношение, заявления о том, что смерть в любом случае была к лучшему или приемлемой (например, «Им пора было идти», «На то воля Божья»), избегание разговоров о смерти или о человеке, который умер. умер, и предположения, что скорбящий человек был сильным и мог пережить период горя. Если скорбящий человек высказывает эти мысли, вы можете уважительно признайте чувство или мысль, но не начинайте с подобных заявлений.

Будьте искренне заинтересованы и заботливы

Будьте «открывателем». Оупенеры — это люди, которые задают вопросы и слушают ответы, не осуждая. Они от природы любопытны и любят узнавать о других и чувствовать связь с ними. Помогая другим в горе, самые эффективные открыватели не всегда должны быть самыми близкими друзьями. Оупенеры могут иметь большое значение во время кризиса, особенно для тех, кто обычно сдержан или беспокоится о том, чтобы стать «обузой» для других, начиная разговор о своих чувствах.

Узнайте больше о поддерживающих беседах:

  • Советы по оказанию поддержки другим во время вспышки коронавируса (COVID-19). | на испанском языке

Задавая вопросы, важно показывать искренний интерес, иначе ваши вопросы могут показаться неискренними. Просто спросив, с настоящим чувством, «Как ты сегодня?» показывает, что вы знаете, что человек может изо всех сил пытаться прожить свой день. Это также показывает понимание того, что самые сильные уровни горя могут быть непостоянными или постоянными.

Проявите сочувствие

Если вам неудобно задавать вопросы или начинать разговор с горюющим человеком, вы можете отправить текстовое сообщение с чем-то простым, например: «Я знаю, что не могу знать, через что вы проходите, но я здесь для вас. Я думал о вас «. Предлагайте сочувствие, сообщая, что человек не одинок. Если вы пережили подобную потерю, вы можете дать человеку знать, не рассказывая сначала слишком много своей собственной истории, но предложив поговорить больше, если это поможет.

Предложите меню вариантов поддержки

Вместо того, чтобы делать предположения о том, хочет ли человек поговорить, предложите меню вариантов и посмотрите, воспользуется ли он каким-либо из них. Простое появление может иметь огромное значение. Скажите: «Я здесь, если ты когда-нибудь захочешь поговорить — сейчас, позже, даже посреди ночи. Все, что тебе поможет». Вы можете сообщить человеку, что если вы ему понадобитесь, он может позвонить в любое время. Одного знания того, что это вариант, может быть достаточно, чтобы человек почувствовал себя лучше, даже если он никогда не примет ваше предложение.

Часто вы можете искренне спросить: «Могу ли я что-нибудь сделать?» но у человека нет ответа. Вопрос может заставить человека почувствовать, что он должен знать, что ему нужно, даже если это не так. Или они могут знать что-то полезное, но считают, что просить от вас слишком многого. Возможно, вам будет полезнее предложить какие-то практические или поддерживающие действия. Вместо того, чтобы предлагать «все», предложите сделать что-то конкретное, например, подстричь газон, забрать семью, взять человека за руку или принести еду. Или вы можете просто сделать выбор сделать что-то для человека, но дать ему некоторую степень контроля над процессом. Конкретные действия помогают, потому что вместо того, чтобы пытаться решить проблему, они освобождают человека, чтобы у него было больше времени, чтобы погоревать по-своему.

Самое главное, появляйтесь снова и снова и дайте понять, что вы будете рядом, когда человек в вас нуждается.

Будьте искренними и надежными

Скорбь может накатывать волнами и длиться долго. Продолжайте регулярно связываться с этим человеком. Дайте понять, что вы действительно хотите помочь, чтобы они не чувствовали себя обузой. Передайте сообщение: «Я проверяю, потому что забочусь о вас. Я просто хочу, чтобы вы знали, что я здесь». Или найдите способы провести с ними время, не разговаривая. Забота о ком-то таким образом означает, что, когда он страдает, вы не можете представить, что находитесь где-то еще.

Многие скорбящие обнаруживают, что по-настоящему ценят общение спустя месяцы, когда интерес к ним угас. Это особенно актуально в дни годовщин, дней рождений или праздников, которые напоминают им об их утрате. Текст, звонок, открытка или электронное письмо могут стать столь необходимым напоминанием о том, что даже со временем они не одиноки.

По мере того, как самое сильное горе проходит, человек может почувствовать потребность восстановить баланс в своих дружеских отношениях, чтобы он не чувствовал себя односторонним. Они могут хотеть, чтобы те, кто рядом с ними, знали, что они тоже помогут справиться с их проблемами. Убедитесь, что вы разрешили этот сдвиг, и позвольте им предложить помощь или помощь другими способами, чтобы они чувствовали, что могут внести свой вклад в дружбу.

Будьте чуткими к уникальным факторам, влияющим на человека

Нет ни единого способа огорчить, ни единого способа утешить. И то, что помогает человеку сегодня, может не помочь ему на следующий день. Когда кто-то страдает, вместо того, чтобы следовать Золотому правилу, следуйте Платиновому правилу, которое гласит: относитесь к другим так, как они хотят, чтобы относились к ним. Человек, который скорбит, может беспокоиться о стигматизации и в результате чувствовать себя менее способным говорить открыто. Они могут испытывать гнев, пониженное функционирование или болезни. Старайтесь избегать осуждения. Получайте сигналы от человека и отвечайте пониманием или действием, которое отвечает его потребностям.

Помогите бросить вызов человеку

Некоторым людям, возможно, нужно напомнить, что, несмотря на горе, им все равно нужно ставить и достигать цели на работе, в школе или в других сферах жизни. Вызов кому-то может иметь неприятные последствия, но если вы знаете человека достаточно хорошо, подобное поощрение может дать необходимый заряд уверенности. Мягкое напоминание о том, что они могут потерпеть неудачу, если не попытаются, может помочь. Вы также можете предложить им обратиться за более формальной помощью к специалисту в области психического здоровья, наставнику или члену духовенства, если они испытывают сильную эмоциональную боль или изо всех сил пытаются функционировать в течение длительного периода времени.

Источники

  • Берковиц С., Брайант Р., Браймер М., Хамблен Дж., Джейкобс А., Лейн К. и Уотсон П. (2010). Навыки психологического восстановления: руководство по полевым операциям . Национальный центр посттравматического стресса и Национальная сеть детского травматического стресса.
  • Бонанно, Джорджия (2009). Обратная сторона печали: Что новая наука о тяжелой утрате говорит нам о жизни после утраты. Основные книги.
  • Петрильери, Г., и Майтлис, С. (2019 г.). Когда коллега скорбит. Harvard Business Review, 97 (4), 116-123.
  • Пригерсон, Х.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *