Особенности психологического возраста: Особенности психологического возраста

Особенности психологического возраста

Ощущение времени является основополагающим в мировоззрении человека. Для кого-то время стремительно и незаметно пролетает, а для кого-то тянется очень медленно. Загадка парадоксального явления непостоянства времени заключается в психологических особенностях каждой конкретной личности.

В психологии возникло понятие психологический возраст, согласно которому определяется субъективное отношение индивида к своим возрастным ощущениям.

Официальная педагогика, которая основана на возрастной психологии, долгое время не признавала существование психологического возраста. Тем не менее, в разное время признавалось существование способностей у детей, не соответствующих их физиологическому возрасту. Такое выражение как «не по годам умен» употреблялось в отношении детей-акселератов, а сейчас употребляется в отношении так называемых детей-индиго.

Многие дети-индиго по своим ощущениям воспринимают собственный возраст совсем не так, как окружающие. Они считают, что достигли зрелого возраста, достаточного для принятия серьезных решений на основании полученных знаний и опыте.

Обретение определенного физиологического возраста является лишь частью развития, за которой должен последовать психологический переход на новый этап, новый уровень отношений к самому себе, собственному статусу и окружению. Не у всех этот переход происходит своевременно, у многих психологический возраст опережает или отстает от физиологического возраста.

Ф. Т. Михайлов утверждает, что сущность человека заключается не в том, что он представляет собой в настоящее время, а в извечном его неравенстве самому себе, в постоянной необходимости соотносить себя с объективными обстоятельствами и условиями взаимодействия с другими людьми. Сущность человека заключается также в необходимости отнестись к себе, представлять себя не только таким, каким был в прошлом или каким видишь себя в настоящем, но и таким, каким можешь и должен стать в будущем: уже добившимся своей цели, завершившим свое дело, изменившим условия и обстоятельства, то есть изменившимся.

Иными словами, человек как бы представляет себя, собственное Я, сразу в трех временных измерениях — в прошлом, настоящем и будущем. Проецируя собственное сознание сразу в трех измерениях, человек получает полную картину ощущений собственного психологического возраста.

Нарушение человеком «тождества самому себе» определено самим типом жизнедеятельности человека. Его самосознание связано с противоречиями внешних объективных и субъективных оценок окружающих его людей.

Е. И. Головаха и А. А. Кроник попытались определить основные характеристики психологического возраста как феномена самосознания.

Прежде всего, это характеристика человека как индивидуальности измеряется она в его собственной «внутренней системе отсчета». Для определения психологического возраста личности необходимо знать ее собственные особенности психологического времени.

Понятие возраста является производным от понятия времени и не может быть определено без понимания того, о каком времени идет речь и что выступает единицей измерения этого времени. Психологический возраст личности определяется авторами как мера психологического прошлого личности, его личного психологического опыта.

Единицами измерения психологического возраста могут быть самые разные показатели. Для многих этапами жизни могут служить существующие в обществе социальные представления о том, на какие этапы должна делиться жизнь — детство, отрочество, юность, зрелость.

При таком разделении, как считает Т. Н. Березина, человек также опирается на социально заданные внешние ориентиры, преимущественно деятельного характера, такие как детство до школы, школа, армия, поступление в техникум или вуз, работа после вуза.

Для некоторых определяющими этапами жизненного пути являются события социальной, эмоциональной жизни, такие как встреча со значимыми людьми, расставание, дружба, брак, рождение детей. Для кого-то жизнь делится на этапы, связанные с личностными достижениями или переездом в другую местность. Кто-то вообще никак не разделяет свою жизнь.

Второй характерной особенностью психологического возраста является то, что он принципиально обратим. То есть человек не только стареет в психологическом времени, но может и молодеть в нем за счет увеличения психологического будущего или уменьшения прошлого.

Третья особенность заключается в многомерности психологического возраста. Он может совершенно не совпадать в различных сферах жизнедеятельности. Например, при ощущении полной реализации собственных планов в семейной жизни, человек одновременно может ощущать свою нереализованность в профессиональной сфере.

Психологический возраст: что это такое и о чем он говорит

– Человеку столько лет, на сколько он выглядит!

– Да, бросьте, столько не живут…

Возраст – это, пожалуй, одна из самых актуальных тем для каждого человека на протяжении всей жизни. Тинейджеры готовы пить, курить и пускаться во все тяжкие, лишь бы казаться взрослыми. Однако при этом с некоторой опаской ждут своего 18-летия. Особенно, если не смогли поступить в университет и по состоянию здоровья пригодны к воинской службе.

Непригодные по состоянию здоровья даже к ходьбе по лестнице пенсионеры слышат от всех подряд врачей сакраментальное «ну, что поделаешь, возраст». Девушки и женщины на протяжении всей своей жизни норовят «сбросить» себе несколько лет, и готовы для этого тратить уйму времени и денег на косметологов.

И многим действительно удается выглядеть заметно моложе своего паспортного возраста. А если при этом еще и заниматься спортом, биологический возраст организма всегда будет меньше паспортного. Уточним, что под биологическим возрастом понимается степень морфологического и физиологического развития и/или износа организма.

Однако, помимо паспортного и биологического, существует еще и так называемый «психологический возраст» личности. Разобраться в себе досконально поможет наша программа «Самопознание» и курс «Психология человека». При прохождении курса рекомендуем особое внимание обратить на урок 5 «Психология развития». А пока поговорим про характеристики психологического возраста.

Что такое «психологический возраст»?

Под психологическим возрастом принято понимать способность человека осознавать свое «Я» в окружающем мире, субъективное ощущение человеком своего возраста, соответствие действий и поведения человека социально ожидаемым для его возраста шаблонам.

Проще говоря, если вы искренне полагаете, что ваш возраст и то, чем вы должны заниматься в ваши годы, – это исключительно проблема консервативного мышления окружающих, вы весьма молоды душой. Если же вы четко уверены, что современная музыка никуда не годится, сегодняшний кинематограф упал ниже плинтуса, а «в кедах зимой холодно» – с большой степенью вероятности ваш психологический возраст старше паспортного. Разумеется, если только вы не отметили на днях свое 80-летие и не живете где-нибудь в Заполярье.

В большинстве концепций социально-психологический возраст и его определение, так или иначе, привязаны к теме реального и биологического возраста. Другими словами, ученые сначала пытаются выстроить некую хронологию и периодизацию жизни человека на основе одного или нескольких признаков, а уже потом разбираться, находится ли человек в его сегодняшнем состоянии психологически «выше» или «ниже» отметки биологического или реального возраста.

В отечественной психологии проблема психологического возраста наиболее детально рассмотрена в работах педагога и психолога Льва Выготского (1896-1937) [Л. Выготский, 2016]. Основной сферой его научных интересов была детская психология, поэтому его волновало, в первую очередь, как определить психологический возраст ребенка. Выготский представил свою периодизацию и связанные с периодами особенности детского возраста, на основе которых и следует определять психологический возраст:

  • До 2 месяцев – кризис новорожденности.
  • До 1 года – младенчество.
  • В 1 год – кризис одного года.
  • До 3 лет – раннее детство.
  • В 3 года – кризис трех лет.
  • До 7 лет – дошкольный возраст.
  • В 7 лет – кризис семи лет.
  • До 12 лет – школьный возраст.
  • В 13 лет – кризис 13 лет.
  • До 17 лет – пубертатный возраст.
  • В 17 лет – кризис 17 лет.

Ориентирование облегчает наличие в классификации неких «рубиконов» в виде кризисов того или другого возраста. В суть кризисов в рамках нашей темы вдаваться не будем, а в контексте изучаемой проблемы уточним, что по наличию или отсутствию кризиса в классификации Выготского можно определить, перешел ребенок в следующий психологический возраст или пока нет.

В целом, Выготский определяет психологический возраст как цельную динамическую структуру. В его понимании, психологическим возрастом является соответствие тому или иному этапу развития. Критерий выделения возрастных этапов развития должен быть внутренним по отношению собственно к развитию ребенка и такой критерий не должен сводиться к какому-то одному показателю. Как минимум, потому что на развитие ребенка влияют разные факторы, и значение того или иного фактора с течением времени меняется.

В работах ученых более позднего времени периодизация детского и подросткового возраста обычно привязана к дошкольному, младшему школьному, среднему школьному и старшему школьному периоду, а вот классификация взрослого возраста издавна вызывает намного больше расхождений у ученых. Наиболее наглядно разница в представлениях ученых выглядит, если ознакомиться с учебным пособием «Психология развития и возрастная психология» [И. Носко, 2003].

Так, можно встретить идею делить «взрослый» период жизни на 3 этапа:

  • Ранняя взрослость – от 21 года до 25 лет.
  • Средняя взрослость – от 25 до 40 лет.
  • Поздняя взрослость – от 40 до 55 лет.

Были попытки представить отдельную периодизацию для мужчин и женщин:

  • Первый взрослый возраст – 22-28 лет (М), 21-26 лет (Ж).
  • Второй взрослый возраст – 29-35 лет (М), 27-32 года (Ж).
  • Первый зрелый возраст – 36-45 лет (М), 33-40 лет (Ж).
  • Второй зрелый возраст – 46-55 лет (М), 41-50 лет (Ж).

В древности, когда всеобщего среднего образования не было, люди были романтичнее. Так, древнегреческий философ и математик Пифагор (570-490) видел возрастные периоды как времена года [И. Суриков, 2013]. В его понимании, с 20 до 40 лет у человека в жизни лето, а с 40 до 60 лет – осень.

Интересны взгляды на проблему психологического возраста у зарубежных ученых. Так, психолог и специалист в области психоанализа Эрик Хомбургер Эриксон (1902-1994) выделял 8 основных периодов жизни человека и по 2 основных характеристики для каждого периода, равновесие которых предопределяет возрастные особенности личности [Э. Эриксон, 1996].

Возрастная периодизация (по Эриксону):

  • До 1 года – доверие / недоверие.
  • До 3 лет – самостоятельность / нерешительность.
  • До 5 лет – предприимчивость / ощущение вины.
  • До 11 лет – дееспособность / неполноценность.
  • До 19 лет – идентификация личности / спутанность ролей.
  • До 25 лет – ранняя зрелость – интимность / изоляция.
  • До 64 лет – средняя зрелость – продуктивность / инертность.
  • После 65 лет – поздняя зрелость – интеграция / отчаяние.

Проще говоря, сколько людей, столько и мнений. Официальная классификация возрастных периодов в разных странах привязана больше к юридическим нюансам, нежели к биологическим или психологическим особенностям человека.

Так, есть понятие совершеннолетия, когда человек несет полную ответственность за свои действия и обладает всеми правами гражданина страны, включая право голоса на выборах.

Есть понятие пенсионного возраста, и оно, опять же, зависит вовсе не от реального состояния здоровья людей, а от способности государства наполнить средствами пенсионный фонд. Именно поэтому пенсионный возраст постоянно повышают, и не только в России. Для удобства будем ориентироваться на официальную классификацию возрастов, принятую Всемирной организацией здравоохранения [ВОЗ, 2020].

Возрастная периодизация ВОЗ:

  • 18-44 года – молодость.
  • 45-59 – средний возраст.
  • 60-74 года – пожилой возраст.
  • 75-90 лет – старческий возраст.
  • Более 90 лет – долголетие.

Впрочем, и эти границы очень условны. Особенно, когда речь идет о психологическом возрасте. Так или иначе, путем многолетних наблюдений и исследований ученые выявили наиболее общие закономерности, свойственные развитию человека в целом и психологии того или иного возраста в частности.

Это дает возможность оценить, какие качества наиболее присущи человеку, и, исходя из этого, определить психологический возраст личности. Зачем его определять? Ученые твердо уверены, что от того, на какой возраст вы себя чувствуете, зависят вполне конкретные вещи в вашей жизни. И это не только модная одежда и современные гаджеты, но и реальное состояние здоровья [Е. Комиссарова, 2021].

Так, ученые пришли к выводу, что люди, которые чувствуют себя моложе своих лет, физически реально более здоровы и в большей степени готовы к освоению новых знаний, чем их ровесники, ощущающие себя на свой возраст. Закономерность обнаружена достаточно давно, однако исследователи по сей день спорят относительно причинно-следственной связи явлений.

Кто-то считает, что более молодой ментальный возраст способствует более активному образу жизни, а значит, и лучшему здоровью и лучшему состоянию мыслительных способностей. А кто-то полагает, что хорошо сохранившееся здоровье и хорошо развитые когнитивные навыки как раз и заставляют человека чувствовать себя моложе своих лет.

Рискнем предположить, что оба процесса достаточно тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. И, конечно же, влияют на ощущение своего возраста самим человеком. Но, чтобы разобраться, в каких случаях психологический возраст соответствует паспортному или биологическому, а в каких отстает или опережает его, нам нужно иметь ориентир, какие психологические особенности формально соответствуют тому или иному возрасту. Все мы родом из детства, поэтому начнем с самых маленьких.

Психологические особенности дошкольного возраста

У самых маленьких в первые месяцы жизни только две задачи: хорошо кушать и сладко спать. С точки зрения психологии, более интересны уже подросшие дети. В первые годы жизни малыш проходит колоссальный путь развития от простейших реакций на холод, голод, жару, жажду, попыток самостоятельно производить какие-то действия до способности взаимодействовать со своим ближайшим окружением, родителями, братьями, сестрами, другими детьми и взрослыми, выражать эмоции и «выдавать» социально ожидаемое поведение.

Тем не менее на всем протяжении этого прекрасного периода жизни сохраняются некоторые общие психологические особенности детей дошкольного возраста. Не зря в русском языке обрели устойчивость словосочетания «наивный, как ребенок», «глупая, аки дитя малое» и прочие достижения народной мудрости. Дошкольник в силу своего уровня развития не может адекватно оценивать весь взрослый мир и даже тот детский, что его окружает. Некоторые взрослые тоже не могут, но сейчас не об этом.

Разумеется, у детей есть свои особенности и различия. Так, девочки больше склонны к общению и интригам, мальчики чаще решают свои маленькие проблемы на кулаках. Есть более шустрые дети, которые схватывают «на лету» буквально все: от цифр и слогов до пируэтов в акробатике и сложных движений в танцах, а есть более медлительные детки, которым трудно сосредоточиться и понять с первой попытки, чего от них хотят.

Однако никому не придет в голову требовать, чтобы дошкольник самостоятельно взялся, допустим, за изучение английского языка или составил график тренировок по футболу, где он будет целенаправленно отрабатывать силу и точность удара по мячу, скорость реакции, умение быстро бегать и прочее. К любому полезному действию, будь то изучать английский, убирать за собой игрушки или застилать по утрам кровать, ребенка нужно стимулировать и на первых порах контролировать.

Любые новые навыки маленькие дети лучше всего осваивают в игровой форме, и превалирующим форматом является имплицитное научение, происходящее без специального осознания того, что именно нужно выучить или освоить в данный момент. Такая неосознанность является отличительной чертой дошколят.

Это касается и освоения чего-то нового, и подражания поведению взрослых, и в принципе большинства действий ребенка. Отсюда и идет выражение «детская непосредственность». Даже запомнив, что можно делать, а чего нельзя, в большинстве случаев реакции ребенка непосредственны и до поры, до времени не искажены социумом.

Психологическое развитие возраста до 6-7 лет характеризуется концентрацией ребенка на собственных нуждах и сиюминутных потребностях. В наиболее крайних проявлениях это можно видеть в торговых центрах, когда дети устраивают истерики с криками «Купи!» и «Хочу!»

И даже спокойные уравновешенные дети на этом этапе развития объективно не могут самостоятельно осознавать и анализировать некие абстрактные понятия. Например, что у мамы нет денег на игрушку. Это целая наука, как объяснить детям, что такое деньги и почему у кого-то они есть, а у кого-то их нет. Как и другие абстрактные вещи наподобие «что такое хорошо и что такое плохо». У совсем маленьких «хорошо» и «хорошо для меня» воспринимаются как понятия тождественные, и с этим тоже нужно работать взрослым.

Узнать больше про «Психологические особенности детей дошкольного возраста» вы можете из специальных статей и изданий [О. Ковынева, В. Введенский, 2017]. А мы перейдем к следующей стадии развития детей.

Психологические особенности школьного возраста

Психологические реакции детей школьного возраста намного шире, чем у дошколят. Психофиозиологические показатели развития для седьмого года жизни ребенка включают в себя, в числе прочего, способность детей осознавать свое положение среди ровесников и взрослых, интерес к окружающим людям, различным играм, новым знаниям. Собственно, во многом именно на этом основании определяется психологическая готовность ребенка к школе.

Разумеется, 11 школьных лет – это большой срок, за который ребенок из несмышленого «первоклашки» превращается в готового выбрать свой жизненный путь человека. Поэтому рассмотрим отдельно психологические особенности младшего школьного возраста, среднего и старшего школьного возраста.

В младших классах ребенок учится осознанности и ответственности за порученное ему дело, в первую очередь, за учебу. При правильном воспитании ребенок сам помнит, что ему нужно сделать домашние задания. А если вовремя начать прививать детям навыки тайм-менеджмента, в младших классах они уже в состоянии сами решить, какие домашние задания делать в первую очередь, чтобы в целом справиться с уроками быстрее и лучше. Кому-то целесообразно начать с самого сложного, например, с математики, а более легкие задания оставить напоследок. Кому-то, наоборот, лучше сначала «разгрузить мозг» и сделать поделки на завтрашний урок труда, а уже потом браться за сложные и скучные вещи вроде чтения и математики.

Кроме того, в психологическом развитии ребенка параллельно идут два процесса: стремление к самостоятельности и борьба за независимость от взрослых, и в то же время формирование способности договариваться о форматах взаимодействия с учителями и родителями, поведения в общественных местах, освоение прочих нюансов социализации. Более подробно  «Психология детей младшего школьного возраста» раскрыта в специальном учебном пособии [Ю. Водяха, С. Водяха, 2018].

В среднем школьном возрасте тенденции стремления к самостоятельности и независимости обретают все большие масштабы. Психологические особенности подросткового возраста лучше всего описываются словосочетанием «юношеский максимализм». С другой стороны, подростки продолжают социализироваться и усваивать, что называется, «правила игры на стадионе», учатся балансировать между «хочу» и «нужно».

Такое стремление подростков самим понять и разобраться, почему от них требуют того или этого, почему они должны поступать так или иначе, можно обратить на пользу делу, если набраться терпения и аргументировать свои требования. Средний школьный возраст соответствует времени обучения в 5-9 классах и  является как бы переходным от детства к юности. Более подробно «Психологические особенности среднего школьного возраста» описаны в специально посвященной этой теме статье [Е. Шапкина, С. Щелина, 2015].

И, наконец, старший школьный возраст. Он является переходным от юности к взрослой жизни. Подростковые страсти постепенно угасают и уступают место более осознанному выбору жизненных интересов, увлечений, друзей, жизненного пути. Молодые люди уже в состоянии понять, как их сегодняшние действия предопределяют их ближайшее будущее. Они в состоянии сознательно отказаться от некоторой части развлечений в пользу подготовки к поступлению в вуз.

Если подобных трансформаций не происходит, а человек в 16-17 лет не определился, чем он хочет заниматься в жизни, можно говорить о том, что его психологический возраст отстает от реального. Более широкое представление об этом периоде жизни молодого человека дает статья «Психологические особенности старшего школьного возраста» [М. Ряписов, 2015].

Психологические особенности взрослого возраста

Далее начинается взрослая жизнь. Как мы уже выяснили, периодизаций «взрослой» части жизни превеликое множество. Так или иначе, взрослому возрасту свойственны переоценка ценностей, более структурированные и осознанные действия. В идеале, взрослый человек должен ставить себе жизненные цели, планировать свою жизнь, семью, карьеру, самореализацию. Если ничего подобного не наблюдается, возможно, человек «застрял» в своем психологическом возрасте, что называется, «на дискотеке».

Возможен и такой вариант, что у человека просто не было доступной информации, как разобраться в себе, как понять самого себя, как отличить свои истинные цели от навязанных. Разобраться в себе помогает наша программа «Самопознание» и курс «Психология человека».

Но, даже в случае, когда человек осознанно идет по жизни, с годами его мотивация к достижению целей меняется. Так, если молодые люди могут еще долго сохранять черты юношеского максимализма и подход наподобие «все или ничего», зрелые люди более осторожны в своих действиях и высказываниях.

30-летние очень «заточены» на достижение жизненного успеха в том формате, как они его понимают. Для кого-то это высокая должность на государственной службе, для кого-то свой бурно растущий бизнес, кто-то умудряется это совмещать, невзирая на возражения со стороны действующего законодательства.

Молодые люди 30 +/- лет готовы буквально сорваться с места, если где-то предвидится более высокая должность или более широкие возможности для масштабирования бизнеса. И, если для женщин часто вполне приемлемой оказывается карьера домохозяйки, мужчины обычно тяжело переживают, что не достигли «успешного успеха», как их сверстники, и ищут какие-то социально приемлемые объяснения для этого.

Есть даже такая шутка, что, если ничего особенного в жизни вы не добились, просто говорите всем, что «вы выбрали семью». Если вы выбираете семью, ни о каком «сорваться с места» речь уже не идет. Правда, и о каких-то достижениях или самореализации речь обычно тоже уже не идет, потому что совместить легкость на подъем и заботу о семье в наших реалиях сложно.

Впрочем, после 40 лет ситуация начинает потихоньку меняться, и люди более массово тяготеют к стабильности, предсказуемости, уюту и обустроенности. Причем это происходит независимо от их предшествующих достижений либо отсутствия таковых. Кто-то, кто всю жизнь плыл по течению, теперь хочет плыть с большим комфортом. А тот, кто гнался за горизонтом, понимает, что ничто в этой жизни не вечно и нужно вовремя остановиться, чтобы успеть насладиться собственно жизнью.

Психологические особенности пожилого возраста

Отдельной темой является пожилой возраст и психологические особенности пожилых людей. Скажем прямо, что тут превалируют негативные характеристики. Объективный биологический износ организма закрывает массу возможностей, начиная от многих видов активного отдыха и спорта и заканчивая способностью осваивать что-то новое. Как следствие, наблюдается снижение самооценки, недовольство собой и окружающими, претензии и уверенность, что все вокруг им должны: государство – большую пенсию, врачи – постоянное внимание, дети – обязательно завести им внуков.

В самых тяжелых случаях реакции пожилого человека начинают напоминать поведение маленьких детей в части эгоцентризма и попыток постоянно манипулировать близкими в целях достижения своих целей. Это, конечно, не «купи игрушку», а попытки вмешиваться в жизнь взрослых родственников с указаниями, кому и на ком жениться, кому и когда заводить детей, с кем общаться, кого игнорировать и прочее. Само собой, практически не иссякает критика в адрес государства. Критика обоснованная, но малоконструктивная. Как говорится, никогда не спрашивай, что государство может сделать для тебя. Всегда спрашивай, что ты можешь сделать для самого себя и своих близких.

Больше про «Психологические особенности людей пожилого возраста» можно узнать из специальных статей и литературы [К. Боженкова, 2016]. Показательно, что большая часть советов относительно пожилых людей адресована не им самим, а окружающим, которым советуют набраться терпения и отнестись с пониманием.  Правда, можно встретить и вполне оптимистичные оценки старости как «возраста творческого опыта» [Senior Group, 2019].

И это полностью верно, потому что для некоторых пенсионный возраст становится возрастом новых возможностей и даже нового карьерного взлета и триумфа. Так, в 2012 году героем СМИ стала Анна Харандюк из Ивано-Франковска, которая в 62 года решила стать (и стала!) ди-джеем [И. Дружук, 2012]. До этого профессия Анны никак не была связана с творчеством. Практически всю жизнь она проработала бухгалтером.

В 2018 году СМИ облетела новость о том, что 66-летняя жительница Николаевской области Лариса Михальцова включена в топ-100 самых влиятельных и вдохновляющих женщин мира по версии BBC [NikLife, 2018]. Вдохновляющим для составителей рейтинга стало то обстоятельство, что Лариса Михальцова в 63 года пришла в модельный бизнес и стала востребованной моделью. Всю предыдущую жизнь Лариса учила детей музыке и, кстати, продолжила этим заниматься и после того, как начала карьеру модели.

Еще более фееричным выглядит успех, которого достигла 80-летняя Сара Пэдди Джонс, старейшая в мире танцовщица сальсы. Вместе со своим партнером она вышла в финал талант-шоу. Посмотреть их зажигательный танец можно на официальном канале Britain’s Got Talent:

Интересно, что профессионально заниматься танцами она начала лишь в 70 лет, когда ушел в лучший мир ее супруг, почему-то всю жизнь возражавшей против ее увлечения. Поэтому в 22 года после вступления в брак она оставила танцы, а вернулась к своей мечте лишь спустя почти полвека. В 2014 году эта замечательная женщина побывала в России, где приняла участие в съемках видеоролика Formentor Production [АиФ, 2014].

Думается, не стоит пояснять, что в трех последних случаях никаких психологических особенностей пожилого возраста мы не обнаружили. Каков психологический возраст этих трех замечательных женщин? Точно не знаем, но уж точно меньше, чем паспортный.

После того, что мы рассмотрели психологические особенности разных возрастных групп, появляется очень важный вопрос. Как и почему получается, что психологический возраст не всегда соответствует паспортному и биологическому? Выше мы уже упомянули о том, что границы возрастных групп весьма условны.

Обстоятельства у людей очень разные, и детям приходится расти и формироваться в разных условиях. Так, трудное детство, неустойчивое материальное положение семьи, необходимость заботиться о младших братьях и сестрах, начать рано зарабатывать деньги закаляют человека. Выросшие в таких условиях подростки уже в 14-15 лет имеют вполне взрослые суждения и взрослое понимание, что им нужно от жизни и как к этому идти.

В то же время дети, выросшие в семьях с большим достатком, могут «позволить себе» дольше оставаться легкомысленными и не слишком задумываться о будущем. В разумных пределах это, быть может, и неплохо, и, в целом, способствует сохранению психического здоровья.

Однако тут родителям важно проследить, чтобы у детей не сформировался синдром выученной беспомощности, когда человек вполне зрелого возраста по своему мировосприятию мало отличается от малыша в торговом центре, кричащего «Хочу!» и искренне полагающего, что все вокруг должны исполнять его прихоти и желания.

Всем вокруг, в том числе самому человеку, будет лучше, если он вовремя выйдет из роли ребенка и станет адекватным взрослым человеком. В этом плане весьма интересна книга «Игры, в которые играют люди» [Э. Берн, 2001]. Там описаны три роли, которые играет или может играть человек в своей жизни: «родитель», «взрослый», «ребенок». А также возможные последствия, если человек почему-либо начнет «путать роли» и вести себя неадекватно обстоятельствам.

Тема нашла продолжение в книге «Люди, которые играют в игры» [Э. Берн, 2003]. Для тех, кто не слишком увлечен темой психоанализа, коего много в книге «Люди, которые играют в игры», скажем, что суть вовсе не в том, чтобы полностью отказаться от детских реакций искренности и непосредственности. Избыточное ежесекундное сосредоточение на серьезных вещах, должных заботить взрослого человека, никого не делает умнее, здоровее или лучше. Однако во всем нужен баланс.

Другими словами, быть психологически моложе своего биологического возраста очень даже неплохо, однако это не должно быть в ущерб своим делам, жизненному успеху и в принципе жизни взрослого человека. Быть в молодости старше своего психологического возраста тоже бывает хорошо, однако это не должно быть в ущерб радости и наполненности жизни положительными эмоциями, свершениями, долей авантюризма и всего того, что делает эту жизнь прекрасной.

Как определить психологический возраст?

Теперь остается еще один очень важный вопрос: можно ли как-то объективно определить свой психологический возраст, а не просто ограничиться субъективным «мне в душе всегда 17 лет»? При всей дискуссионности вопроса множество интернет-изданий, в том числе посвященных теме психологии, предлагают определить ваш психологический возраст онлайн.

4 теста на психологический возраст:

  • Психологический тест «Сколько тебе лет» от Peopletalk.
  • Тест «Узнать свой психологический возраст» от Testometrika Team.
  • Тест «Каков ваш психологический возраст» от издания «Популярные тесты».
  • Японский тест на психологический возраст от портала Arealme.

Разумеется, тестов намного больше, однако все остальные во многом «пересекаются» с вышеприведенными. Есть и такие, которые вызывают откровенное недоумение, предлагая определить возраст посетителя сайту по тому, какой цвет ему кажется преобладающим на картинке, и выдавая всем прошедшим тест одинаковый психологический возраст 21 год.

Если же вы хотите нечто эксклюзивное, предлагаем ваш пройти наш тест на психологический возраст от 4brain. Мы постарались максимально учесть психологические особенности всех возрастных групп, дабы обеспечить релевантность результатов насколько это, в принципе, возможно.

Предупреждаем, что любые полученные вами результаты не могут быть окончательным диагнозом вашего психологического состояния. И, если вас что-то беспокоит, обязательно обратитесь за помощью к психологу. А сам тест вы найдете по этой ссылке.

Будьте всегда молоды душой, и пусть у вас все всегда будет хорошо! Да, не забудьте поучастовать в нашем опросе:

Ключевые слова:1Самопознание

Загляните за пределы хронологического возраста пациента

Функциональные, психологические и социальные факторы заставляют людей стареть с разной скоростью.

Выпуск: октябрь 2012 г.

Альфред А. Розенблюм мл., OD, MA, DOS, FAAO

Вы успешно добавили оповещения.

Вы получите электронное письмо, когда будет опубликован новый контент.

Щелкните здесь, чтобы управлять оповещениями по электронной почте

Нам не удалось обработать ваш запрос. Пожалуйста, повторите попытку позже. Если у вас по-прежнему возникает эта проблема, свяжитесь с нами по адресу [email protected].

Старение — универсальное явление, связанное со значительными сенсорными, двигательными и когнитивными изменениями в ответ на наши старения. Однако не все мы стареем с одинаковой скоростью. Некоторые люди испытывают относительно быстрое снижение физиологических и психологических функций по мере взросления, в то время как другие со временем претерпевают значительно менее выраженные изменения.

Геронтологические исследования сосредоточены на углублении нашего понимания факторов, ответственных за индивидуальные различия в скорости и степени нашего старения. Хотя наследственные факторы, играющие важную роль в старении человека, в значительной степени находятся вне нашего контроля, геронтологи часто шутят, что единственный лучший способ обеспечить долголетие и здоровую старость — это мудро выбирать родителей. Однако в дополнение к генетическим факторам, влияющим на старение человека, в настоящее время имеются убедительные доказательства того, что многие аспекты процесса старения связаны с факторами окружающей среды, такими как питание, стресс, курение и физическая активность (Бакови и Блэр).

Растущая доля пожилых людей в современном обществе очевидна для практикующего оптометриста. Если в 1900 году люди старше 65 лет составляли всего 4% населения, то сейчас они составляют более 12,5% населения.

Alfred A. Rosenbloom Jr.

Сегодня насчитывается около 39 миллионов человек старше 65 лет, а к 2020 году число людей в возрасте 65 лет и старше вырастет до 51 миллиона – почти 20% населения (U.S. Census Bureau). , 1990). Еще более примечательно увеличение числа старейших членов нашего общества, называемых «старыми-старыми». Ожидается, что к 2030 году более 8 миллионов американцев будут в возрасте 85 лет и старше. Действительно, эта группа растет более чем в четыре раза быстрее, чем любой другой сегмент населения (Фоулз).

Хронологический возраст

Старение обычно определяется как хронологический возраст, который представляет собой количество лет, месяцев или дней, прошедших с момента рождения. Многие геронтологи считают определения старения, которые сосредоточены исключительно на календарном времени, неполны, поскольку они не зависят от физиологических, психологических и социокультурных факторов. Они также считают, что для расширения нашего понимания старения необходимы другие меры старения, предназначенные для дифференциации людей одного и того же хронологического возраста. Эти меры часто описываются как показатели функционального возраста, которые включают физиологический, психологический и социальный возраст.

Биологический возраст

 

Источник: Всемирная организация здравоохранения

Исследования биологического возраста обычно фокусируются на старческих изменениях и биологических или физиологических процессах и их последующем влиянии на поведение. Общая цель используется для определения относительного возраста или степени, в которой человек стареет быстрее или медленнее, чем средний человек того же хронологического возраста. Например, человек, который успешно стареет и регулярно занимается спортом, может иметь биологический возраст на 10 лет моложе своего хронологического возраста. И наоборот, человек, испытывающий множественные медицинские проблемы в пожилом возрасте, может быть биологически старше, чем хронологически.

Физиологический возраст

При физиологическом старении в большинстве систем наблюдаются структурные и функциональные нарушения. Эти нарушения целостности клетки, в свою очередь, являются предшественниками более грубых морфологических изменений, таких как снижение эластичности и податливости, демиелинизация и неопластический рост. Как и ожидалось, эти структурные изменения почти всегда связаны с глубокими поведенческими последствиями.

Психологический возраст

Психологический возраст относится к способностям человека по ряду параметров умственного или когнитивного функционирования, включая самооценку и самоэффективность, а также обучение, память и восприятие (Биррен, Шрутс и Биррен). Концепция психологического возраста и его взаимосвязь с качеством жизни в настоящее время является важной областью исследований в области физических упражнений.

Признавая важность регулярной физической активности для психологического, социального и физиологического здоровья пожилых людей, Всемирная организация здравоохранения опубликовала в 1997 г. «Руководство по пропаганде физической активности среди пожилых людей» (см. таблицу).

РАЗРЫВ СТРАНИЦЫ

Социальный возраст относится к концепции, согласно которой общество часто имеет довольно жесткие ожидания относительно того, что является и не является подходящим поведением для человека определенного возраста (МакГрат и Келли). Влияние социальных ролей и ожиданий на образ жизни пожилых людей представляет значительный интерес для экспериментальной геронтологии.

Функциональный образ преклонного возраста — возрастающая зависимость и изоляция, с уменьшением финансовых ресурсов для поддержания достойной независимой жизни на фоне физического и умственного ухудшения. Дело в том, что старость – это не время одиночества и печали для подавляющего большинства людей. Для большинства это даже не время хронических тяжелых заболеваний, несмотря на несомненную тенденцию к накоплению с годами многих патологических состояний.

Система здравоохранения в Америке, как и во многих других странах западного мира, плохо реагирует на особые потребности пожилого населения. Пожилые люди составляли всего 4,1% населения в начале 20 века. Одна треть и половина профессионального времени многих врачей первичной медико-санитарной помощи, включая оптометристов, в настоящее время занимают уход за пациентами в возрасте 65 лет и старше. Тем не менее, до недавнего времени реакция в плане медицинского образования, предоставления всесторонней медицинской помощи и профилактических ресурсов была ограниченной.

Система здравоохранения отражает отношение общества и врачей. Такое отношение также подкрепляется системой оплаты, которая, как правило, делает упор на острое заболевание и его лечение, а не на профилактику, скрининг, раннюю диагностику и хроническую помощь, в которой нуждаются как здоровые, так и больные пожилые пациенты. В целом, мы сталкиваемся с перспективой того, что все большее число пожилых людей будет обслуживаться системой здравоохранения, которая не была специально для этого предназначена, а многие поставщики медицинских услуг недостаточно подготовлены для удовлетворения их особых потребностей.

Очевидно, что оптометрист должен не только смотреть за пределы хронологического возраста пациента, но и учитывать его функциональный, психологический и социальный возраст. Хотя это признание и понимание может быть типичным для большинства оптометристов, повышение осведомленности и расширение знаний об этих важных возрастных факторах представляет собой постоянную возможность и проблему для практикующего оптометриста.

Психологический возраст — CEOpedia | Управление онлайн

Из CEOpedia | Менеджмент онлайн

Пространства имен

  • Стр.
  • Обсуждение

Подробнее

  • Подробнее
  • Языки

Страница

  • Читая
  • . См. также
    • Навыки и компетенции
    • Отрицательная мотивация
    • Отношения и поведение
    • Барьеры для общения
    • Социальная связь
    • Корреляционное исследование
    • Теория цели пути
    • Уровни обучения
    • Социальный стиль


    Психологический возраст — субъективное самовосприятие собственного возраста. Другими словами, насколько старым человек себя чувствует, ведет себя и действует. Психологический возраст не обязательно должен быть равен хронологическому возрасту, то есть возрасту с момента рождения.

    Например, во многих случаях люди в возрасте 70 лет ощущают себя 40-летними, а то и 20-летними. Разница между хронологический возраст (календарный возраст) и психологический возраст (возраст, в котором человек себя чувствует) имеет решающее значение как с точки зрения построения целевых групп для процессов маркетинга, так и процессов управления человеческими ресурсами. В исследованиях Джеймса Э. Биррена понятие психологического возраста шире и целостнее . С одной стороны, он соглашается с тем, что психологический возраст коррелирует с биологическим и социальным возрастом , а с другой стороны, психологический возраст — это понятие, включающее «использование адаптивных способностей памяти, обучения, интеллекта, навыков, чувств, мотиваций и эмоций для осуществление поведенческого контроля или саморегуляции». [1] .

    Возрастная концепция рабочих

    Чтобы понять, почему так важно указывать психологический возраст, мы должны шире взглянуть на пять различных подходов к концептуализации старения рабочих, представленных Стернсом и Доверспайком [2] [3] :

    1. Хронологический возраст относится к календарному возрасту. В данном случае мы различаем сотрудников по их календарному возрасту. Хотя термины «молодой сотрудник» и «старший сотрудник» очень расплывчаты, указывается, что пожилые сотрудники могут обозначать людей даже в возрасте от 40 до людей старше 75 лет и старше.
    2. Функциональный возраст или возраст по результатам . Основанием для определения этого типа возраста является результативность работника с точки зрения дифференциации разных уровней способности выполнять задачи и функционирования в разном возрасте. С увеличением календарного возраста после достижения определенного потолка двигательные, когнитивные или психофизические способности работника начинают снижаться, что непосредственно сказывается на его работоспособности.
    3. Психосоциальный или субъективный возраст 9 лет0135 это субъективное представление о том, сколько вам лет, к какой возрастной группе вы себя отождествляете и сколько вам лет. Здесь важна социальная обусловленность и восприятие данного возраста в плане самоидентификации своего возраста. В зависимости от отображаемого отношения и поведения сотрудник может быть назначен и отнесен к определенной возрастной категории. Те же самые отношения, которые он строит с другими сотрудниками, показывают, сколько лет он хочет, чтобы его взяли, и сколько лет он себя чувствует. Кроме того, социальные нормы, сложившиеся в данной группе сотрудников, и их восприятие момента, когда с кем-то начинают обращаться и вести себя как со старым человеком.
    4. Организационный возраст — это старение людей на рабочем месте с точки зрения трудового стажа и организационного рабочего процесса. Это может также относиться к этапу карьеры сотрудника и возрастным стандартам, преобладающим в организации.
    5. Концепция продолжительности жизни возраста имеет много общего в представленных выше подходах, построенных с точки зрения возраста. Что отличает этот подход, так это возможность изменения поведения в каждый момент жизни. «На это поведенческое изменение могут повлиять три набора факторов: нормативные, возрастные биологические и/или экологические детерминанты, которые тесно связаны с возрастом; нормативные, исторически градуированные влияния, связанные с возрастной когортой, и ненормативные уникальные карьерные и жизненные изменения. Чтобы отразить уникальное влияние подхода, основанного на продолжительности жизни, возраст лучше всего измерять по жизненному этапу или по семейному положению».

    Измерение возраста

    Когда мы думаем об измерении возраста, сначала подумайте о том, чтобы спросить кого-нибудь: «Сколько вам лет?» или «Какая дата вашего рождения?» но при разном подходе возраста мы можем заметить, что этого недостаточно. Конечно, с одной стороны, эти вопросы необходимо задавать, поскольку хронологический возраст является неотъемлемым элементом других возрастных понятий, с другой стороны, их недостаточно. По мере взросления переменная календарного возраста может становиться все менее и менее важной. С другой стороны, значение приобретают другие подходы, такие как подход к психологическому возрасту. Это следует учитывать в маркетинговой деятельности, а также в управлении человеческими ресурсами.

    Сноски

    1. ↑ Биррен Дж. Э., Шрутс Дж. Дж. Ф. (1988)
    2. ↑ Доверспайк Д., Стернс, Х.Л. (1989)
    3. ↑ Коой Д., Ланге де А., Янсен П., Диккерс Дж. (2008)

    Ссылки

    • Birren J.E., Cunningham W. R. (1985), Исследование психологии старения: принципы, концепции и теория. В Handbook of Aging and Psychology , JE Birren, KW Schaie, New York.
    • Биррен Дж. Э., Дойчман Д. Э. (1991), Руководство автобиографической группой для пожилых людей: исследование ткани жизни , издательство Университета Джона Хопкинса, Лондон.
    • Инфельд Д.Л. (2002), Социология старения: дисциплинарные подходы к старению , Тейлор и Фрэнсис, Нью-Йорк, стр. 330.
    • Kitheka M. (2013), Влияние уровня должности и хронологического возраста на мотивацию сотрудников The Kenya Utalii Hotel , Университет Найроби, Найроби.
    • Kooij D., Lange de A., Jansen P., Dikkers J. (2008), Мотивация пожилых работников продолжать работать: пять значений 9-летнего возраста0139 , «Журнал управленческой психологии», Vol. 23, № 4.
    • Lange de A., Taris T., Jansen P., Smulders P., Houtman I., Kompier M. (2006), Возраст как фактор связи между работой и психическим здоровьем: результаты лонгитюдного исследования TAS , «Психология гигиены труда: европейские взгляды на исследования», Vol. 1.
    • Петери Г.А. (2015), Сдерживающая роль хронологического возраста в отношениях между психологическим возрастом и аспектами здоровья: лонгитюдный анализ , Коннектикутский университет, Сторрс.
    • Сеттерстен Р.А., Майер Дж.К.У. (1997), Измерение возраста, возрастное структурирование и жизненный путь , «Ежегодный обзор социологии», Vol. 23.
    • Штаудингер У.М. (2015), Образы старения вне и внутри перспективы , «Ежегодный обзор геронтологии и гериатрии», Vol. 35, №1.
    • Стернс Х.Л., Доверспайк Д. (1989), Старение и процесс переподготовки и обучения в организациях , «Обучение и развитие в рабочих организациях», Джосси-Басс, Сан-Франциско.
    • СтернсХ.Л., Миклош С.М. (1995), Стареющий работник в меняющейся среде: организационные и индивидуальные вопросы , Журнал профессионального поведения, Vol. 47, № 3.
    • Уотинен В. (2005), Мне столько лет, сколько я себя чувствую Субъективный возраст взрослых финнов , Университет Ювяскюля, Ювяскюля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *