Неустойчивость развития: Высшее образование БГПУ

Высшее образование БГПУ

Основными законами, характеризующими психическое развитие являются следующие:

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем выше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики (Рыбалко Е. Ф., 1990).

Этим объясняются резкие перепады в развитии, например, познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте.

Показано, что неравномерный, колебательный характер развития обусловлен нелинейной, многовариантной природой развивающейся системы. При этом, чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания: высокие подъемы сменяются значительными спадами. В сложноорганизованных (высокоразвитых) системах колебания становятся частыми, но амплитуда их резко уменьшается. То есть сложная система как бы сама себя стабилизирует (Князева Е. Н., Курдюмов С. П., 1994). Система в своем развитии идет к единству и гармонии частей. Эти выводы подтверждаются данными о динамике развития познавательных функций на протяжении детского, подросткового и взрослого возрастов. С возрастом резко уменьшается перепад в развитии той или иной функции, но увеличивается частота колебаний (Развитие психофизиологических функций…, 1972; Степанова Е. И., 1995; Рыбалко Е. Ф., 1990). Таким образом, путем неравномерного или колебательного характера развития система поддерживает свою целостность и при этом динамично развивается.

Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Чем же она вызвана?

Неравномерность — неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций. Гетерохронность — разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.

Если неравномерность развития обусловлена нелинейной природой системы, то гетерохронность связывается с особенностями ее структуры, прежде всего с неоднородностью ее элементов. «Единство через разнообразие» — вот манифест существования любой саморазвивающейся и самоорганизующейся системы. Именно это обстоятельство и обусловливает избирательный характер развития структур и функций в соответствии с внешними и внутренними факторами. В связи с этим становится понятным, почему темпы развития разных психических образований оказываются разными.

По мнению П. К. Анохина, гетерохронность является особой закономерностью, заключающейся в неравномерном развертывании наследственной информации. Он же различает внутрисистемную и межсистемную гетерохронность. Внутрисистемная гетерохронность проявляется в неодновременной закладке и различных темпах созревания отдельных фрагментов одной и той же функции, а межсистемная относится к закладке и темпам развития структурных образований, которые будут необходимы организму в разные периоды его постнатального развития. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем более молодые (Анохин П. К., 1968).

Для правильного понимания гетерохронии важно иметь в виду значение и роль того или иного структурного образования или функции в жизнедеятельности человека. Э. Мейманом было показано: чем нужнее та или иная функция, чем важнее ее роль на данном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.

Значение и роль функции обусловливают и ее долговечность. Так, чувствительность человека к зеленому и желтому цветам после 50 лет почти или совсем не снижается, в то время как чувствительность к синему неуклонно падает после 25 лет. По мнению Е. Ф. Рыбалко, гетерохронность — дополнительный механизм регуляции индивидуального развития в различные периоды жизни человека, действие которого усиливается во время роста и инволюции (Рыбалко Е. Ф., 1990).

Приведенные факты подтверждают вывод П. К. Анохина об опережающих темпах созревания жизненно важных функций человека.

2. Неустойчивость развития. Неравномерность и гетерохронность тесно связаны с неустойчивостью развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций — с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

3. Сензитивность развития. Сензитивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.

Б. Г. Ананьев понимал сензитивность «как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения» и как следствие «действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга» (Ананьев Б. Г., Дворяшина М. А., 1968).

Сензитивность возрастная — оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду.

Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

4. Кумулятивность психического развития. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример — последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

5. Стадиальность развития. Психическое развитие происходит поэтапно, каждая возрастная стадия имеет свой темп и ритм. Например, год жизни младенца не равноценный года жизни в дошкольном возрасте.

Каждая возрастная стадия особенно ценна для психического развития ребенка. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах жизнедеятельности. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает переход к новой стадии развития.

Закономерности развития психики

Неравномерность и гетерохронность

Закономерности психического развития включают неравномерность, гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, дивергентность — конвергентность.

В этой теме в первую очередь дадим определение неравномерности. Она представляет собой неравномерное развитие различных психических функций, свойств и образований. Для этих процессов характерны подъемы, стабильное течение и спады, что носит колебательный характер. Причина неравномерности психического развития в психологии рассматривается с позиции темпа, направленности, длительности происходящих перемен. Большая частота колебаний в развитии определенной функции относится к периоду максимальных достижений этой функции. Так, один из исследователей Е. Ф. Рыбалко полагал, что чем выше уровень продуктивности (достижения) в развитии, тем большим будет колебательный характер ее возрастной динамики.

Гетерохронность характеризуется несовпадением во времени развития соответствующих функций и органов. Если причиной неравномерности можно считать нелинейную природу системы развития, то гетерохронность относится к особенностям структуры и неоднородности ее элементов.

Отечественным физиологом П. К. Анохиным было выведено, почему гетерохронность состоит в неравномерном развертывании или нестабильности наследственной информации. В качестве примера этой проблемы он приводит тот факт, что в онтогенезе в первую очередь происходит формирование филогенетически более древних анализаторов, а далее более молодых.

Немецким педагогом и психологом Э. Мейманом были показаны основные особенности: чем нужнее та или иная функция для человека, тем быстрее она развивается. Так, ребенок быстрее учится ориентироваться в пространстве, чем во времени.

Неустойчивость и сензитивность

Неустойчивость развития, тесно связанная с неравномерностью и гетерохронностью, находит яркое проявление в кризисах развития, что обусловлено прохождением развития через неустойчивые периоды, включая кризисные, подобно экономическому развитию страны.

Для наличия устойчивости должны присутствовать 2 условия:

  • частые мелкоамплитудные колебания;
  • несовпадение во времени развития различных психических процессов, функций и свойств.

Можно сделать вывод, что устойчивость проявляется благодаря неустойчивости.

Сензитивность развития проявляется в выделении в онтогенезе особенных сензитивных периодов, включая периоды высокой чувствительности психики к соответствующему типу обучающих и воспитывающих воздействий, когда разумнее формирование соответствующих психических и поведенческих свойств. Российский психолог Б. Г. Ананьев сензитивность определял в виде временных комплексных характеристик коррелируемых функций.

Они сенсибилизировались к определенному моменту обучения. Эти периоды имеют ограничения во времени, и в случае, когда в сензитивный период развитию соответствующего качества не было уделено должного внимания, то впоследствии процесс его развития затрудняется.

Другие закономерности развития психики

Кумулятивность заключается в том, что результат развития предшествующего возрастного периода должен быть включен в следующий. Так, при развитии мышления в первую очередь происходит развитие наглядно-действенного, а затем наглядно-образного и, наконец, словесно-логического мышления. Этот процесс показывает качественное преобразование психического развития, которое может быть использовано при анализе отдельного индивида или групп людей (ребенка, населения ;в целом).

Дивергентность и конвергентность представляют собой две противоречивые, но связанные между собой тенденции. Дивергентность состоит в повышении разнообразия в ходе психического развития, конвергентность означает усиление избирательности.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Неустойчивое развитие | Энциклопедия мировых проблем

Визуализация более узких проблем

Название(я): 

Экологически неустойчивое развитие

Неспособность признать экологические пределы

Случайность 

Неустойчивое развитие ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Глобальное потепление, разрушение озонового щита, подкисление земли и воды, опустынивание и потеря почвы, обезлесение и сокращение лесов, снижение продуктивности земли и воды, вымирание видов и популяций свидетельствуют о том, что потребности человека превышают возможности поддержки окружающей среды. Годовой прирост промышленного производства в 1989 — это столько же, сколько и общее производство в Европе в 1930-х годах. Население 74 стран удваивается каждые 30 лет или меньше. Рост населения увеличивает бедность, и обездоленные люди вынуждены подрывать продуктивность земли, на которой они живут. Людям или другим видам чрезвычайно трудно приспособиться к изменениям с такой скоростью.

Претензия 

1. Индустриальный образ жизни с его стремлением к экспансии не является устойчивым. Его прекращение в течение жизни человека, родившегося сегодня, неизбежно — если только оно не будет по-прежнему поддерживаться укоренившимся меньшинством ценой причинения больших страданий остальному человечеству. Однако можно быть уверенным, что рано или поздно она закончится (под вопросом только точное время и обстоятельства).

2. Природные системы функционируют с многочисленными встроенными ограничениями, выход за пределы которых приводит к истощению ресурсов, воздействию на окружающую среду и деградации человека и планеты. Такие результаты явно не являются устойчивыми.

Узкий 

Плохое развитие

Истощение ресурсов

Возникновение необратимых проблем

Неконтролируемое развитие городов

Неустойчивое развитие сельских районов

Неустойчивое потребление энергии

3

3

30003

Социально неустойчивое развитие

Неустойчивое экономическое развитие

Неустойчивая масштаба развития

Провергрессия природных порогов

Разрушение, присущее развитию

Неустойчивые сельскохозяйственные развития

Неправомерные. освоение пресных вод

Неустойчивое освоение прибрежных зон

Увеличение неустойчивости глобального развития

Неэтичные практики в управлении природными ресурсами

Несоответствующий синтез концепций устойчивого развития

усугубляет

Экологическая деградация

Человеческие потребления животных [в 1 петле]

Irrpons Irrespons. [в 2 цикла]

Деградация окружающей среды

Усугубляется 

Неустойчивые средства к существованию

ложные предположения об устойчивом развитии

Стратегия (IES)

Снижение потребления энергии

Создание устойчивых городов

Пропагандирование устойчивого развития

Создание глобальной устойчивости

. Управление землей

Содействие устойчивому развитию посредством всемирных торговых соглашений

Сокращение прироста населения

Решение острых проблем обслуживания долга

Обеспечение устойчивого уровня населения

Содействие устойчивому потреблению энергии

Достижение устойчивой национальной фискальной политики

Сокращение экологически неустойчивого морского судоходства

03 для устойчивой политики

Признание экологических ограничений

Ограничение способности распознавать экологические ограничения

Ссылки 

Брукфилд, Гарольд К.: Экологическое будущее Юго-Восточной Азии: можно ли добиться устойчивости?

Медоуз, Доннелла; Медоуз, Деннис и Рандерс, Йорген: За пределами: глобальный крах или устойчивое будущее

Тип 

(B) Основные универсальные проблемы

17 ЦЕЛЕЙ | Устойчивое развитие

Знаете ли вы все 17 ЦУР?

Знаете ли вы все 17 ЦУР?
История
Ход реализации
Значки ЦУР. Загрузки и рекомендации
17 целей

История

Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятая всеми государствами-членами Организации Объединенных Наций в 2015 году, представляет собой общий план обеспечения мира и процветания для людей и планеты сейчас и в будущем. В его основе лежат 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР), которые являются настоятельным призывом к действиям всех стран — развитых и развивающихся — в рамках глобального партнерства. Они признают, что искоренение бедности и других лишений должно идти рука об руку со стратегиями, которые улучшают здоровье и образование, уменьшают неравенство и стимулируют экономический рост, одновременно борясь с изменением климата и работая над сохранением наших океанов и лесов.

ЦУР основаны на десятилетиях работы стран и ООН, включая Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам

  • всеобъемлющий план действий по созданию глобального партнерства в целях устойчивого развития для улучшения жизни людей и защиты окружающей среды.
  • 90 155 государств-членов единогласно приняли Декларацию тысячелетия на Саммите тысячелетия в сентябре 2000 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Саммит привел к разработке восьми Целей развития тысячелетия (ЦРТ) по сокращению крайней бедности к 2015 году9.0156
  • Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Южной Африке в 2002 году, подтвердили обязательства мирового сообщества в отношении искоренения нищеты и охраны окружающей среды и основаны на Повестке дня на XXI век и Декларации тысячелетия путем включения больше внимания уделяется многостороннему партнерству.
  • На Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию (Рио+20) в Рио-де-Жанейро, Бразилия, в июне 2012 года государства-члены приняли итоговый документ «Будущее, которого мы хотим», в котором они решили, среди прочего, начать процесс разработать набор ЦУР на основе ЦРТ и создать Политический форум высокого уровня ООН по устойчивому развитию. Итоги «Рио +20» также содержали другие меры по реализации устойчивого развития, в том числе мандаты для будущих программ работы в области финансирования развития, малых островных развивающихся государств и т. д.
  • В 2013 году Генеральная ассамблея создала открытую рабочую группу из 30 членов для разработки предложения по ЦУР.
  • В январе 2015 года Генеральная Ассамблея начала переговорный процесс по повестке дня развития на период после 2015 года. Кульминацией процесса стало последующее принятие Повестки дня в области устойчивого развития на 2030 год, в основе которой лежат 17 ЦУР, на Саммите ООН по устойчивому развитию в сентябре 2015 года.
  • 2015 год стал знаковым для многосторонности и формирования международной политики, когда было принято несколько важных соглашений:
    • Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий (март 2015 г.)
    • Аддис-Абебская программа действий по финансированию развития (июль 2015 г.)
    • Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года с ее 17 ЦУР была принята на Саммите ООН по устойчивому развитию в Нью-Йорке в сентябре 2015 года.
    • Парижское соглашение об изменении климата (декабрь 2015 г.)
  • В настоящее время ежегодный политический форум высокого уровня по устойчивому развитию служит центральной платформой ООН для контроля и обзора ЦУР.

Сегодня Отдел по целям в области устойчивого развития (DSDG) Департамента по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций (UNDESA) оказывает существенную поддержку и наращивание потенциала для достижения ЦУР и связанных с ними тематических вопросов, включая воду, энергию, климат, океаны. , урбанизация, транспорт, наука и технологии, Глобальный отчет об устойчивом развитии (GSDR), партнерства и малые островные развивающиеся государства. DSDG играет ключевую роль в оценке общесистемной реализации Повестки дня на период до 2030 года, а также в информационно-разъяснительной деятельности, связанной с ЦУР. Чтобы воплотить Повестку дня на период до 2030 года в жизнь, широкая ответственность за ЦУР должна трансформироваться в твердую приверженность всех заинтересованных сторон достижению глобальных целей.

DSDG стремится облегчить это взаимодействие.

Следите за новостями DSDG на Facebook по адресу www.facebook.com/sustdev и в Twitter по адресу @SustDev.

Ход реализации

Ежегодно Генеральный секретарь ООН представляет ежегодный отчет о ходе выполнения ЦУР, который разрабатывается в сотрудничестве с системой ООН и основывается на глобальной системе показателей и данных, подготовленных национальными статистическими системами, и информации, собранной в региональных уровень.

Пожалуйста, ознакомьтесь с информацией об Отчете о достижении ЦУР ниже:

  • Отчет о ходе реализации ЦУР (2022 г.)
  • Отчет о ходе реализации ЦУР (2021 г.)
  • Отчет о ходе выполнения ЦУР (2020 г.)
  • Отчет о ходе реализации ЦУР (2019 г.)
  • Отчет о ходе реализации ЦУР (2018 г.)
  • Отчет о ходе реализации ЦУР (2017 г.)
  • Отчет о ходе реализации ЦУР (2016 г.)

Информацию о показателях и отчетах по ЦУР см. здесь: https://unstats.un.org/sdgs#

Кроме того, Глобальный отчет об устойчивом развитии выпускается раз в четыре года для информирования участников четырехгодичного обзора ЦУР. на Генеральной Ассамблее. Он написан независимой группой ученых, назначенных Генеральным секретарем.

  • Глобальный отчет об устойчивом развитии (2019 г.)
  • Глобальный отчет об устойчивом развитии (2023 г.)

Значки ЦУР. Загрузки и рекомендации.

  • Загрузите значки ЦУР в соответствии с рекомендациями по этой ссылке.
  • Пожалуйста, направляйте запросы по адресу:
    Департамент глобальных коммуникаций Организации Объединенных Наций

17 ЦЕЛЕЙ

1

Цель 1

Покончить с нищетой во всех ее проявлениях.

2

Цель 2

Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства.

3

Цель 3

Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.

4

Цель 4

Обеспечение инклюзивного и справедливого качественного образования и поощрение возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех.

5

Цель 5

Достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек.

6

Цель 6

Обеспечить доступность и устойчивое управление водой и санитарией для всех.

7

Цель 7

Обеспечить доступ к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех.

8

Цель 8

Содействовать устойчивому, инклюзивному и устойчивому экономическому росту, полной и продуктивной занятости и достойной работе для всех.

9

Цель 9

Создание устойчивой инфраструктуры, продвижение инклюзивной и устойчивой индустриализации и инноваций.

10

Цель 10

Сократить неравенство внутри стран и между ними.

11

Цель 11

Сделать города и населенные пункты открытыми, безопасными, жизнестойкими и устойчивыми.

12

Цель 12

Обеспечение устойчивых моделей потребления и производства.

13

Цель 13

Принять срочные меры по борьбе с изменением климата и его последствиями.

14

Цель 14

Сохранение и устойчивое использование океанов, морей и морских ресурсов для устойчивого развития.

15

Цель 15

Защита, восстановление и содействие устойчивому использованию наземных экосистем, устойчивое управление лесами, борьба с опустыниванием, а также прекращение и обращение вспять деградации земель и прекращение утраты биоразнообразия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *