Чувствует ли человек приближение смерти: Здоровье: Наука и техника: Lenta.ru

Размышления у последней черты / Православие.Ru

Смерть всегда остается некоей величественной и пугающей человека тайной – сколько бы он ни знал о ней, сколько бы ни читал, ни слышал, ни сталкивался с ней, ни видел ее. Даже опыт пережитой клинической смерти не делает смерть как таковую более ясной и менее загадочной. Мы не знаем, как решается – не здесь, на земле, а на небесах, у Господа, – когда призвать человека в другую, вечную жизнь. Не знаем, когда этот призыв, на который невозможно не откликнуться, прозвучит в отношении наших близких, в отношении нас самих. Не знаем даже того, как именно умирает человек, что происходит с ним, почему еще за мгновение перед этим он был жив и вот – жизнь покинула его. Смерть не просто тайна, она еще и таинство.

А ведь это мгновение – мгновение умирания – так важно для нас, что ни с чем его больше и не сравнишь.
Это момент истины, когда суммируется все, что собирал в себе, в своем сердце всю жизнь человек, когда определяется с предельной четкостью – где сейчас и каково его сокровище (см.: Мф. 6: 21). Это момент самого серьезного – последнего и оттого еще более серьезного – испытания: с чем будет отходить умирающий в иной мир: со страхом или радостью, с ропотом или благодарением, с молитвой или проклятием? И вопрос тут не только в том, конечно, легко или тяжело будет человеку умирать, хоть и это немаловажно. Вопрос в другом: смирение перед волей Божией, благодарение за все – и за болезнь, и за приближающуюся смерть – могут, вкупе с покаянием, спасти и того, кто жил не вполне исправно. А ропот на Бога, проклинание участи своей способны сами по себе душу погубить.

Как заглянуть в это недалекое в общем-то для каждого из нас будущее, как узнать свое сердце, понять: будем ли готовы к испытанию смертью мы сами? В полной мере это, конечно, невозможно: было бы большой ошибкой, непростительной самонадеянностью полагать, что мы сможем все сказать себе о своем последнем часе заранее.

И все же… Все же надо чаще не только вспоминать о смерти, помышлять о ней, но и как бы поставлять себя на этот край здешнего бытия, прислушиваясь к тому, как реагирует и отзывается на это наша душа.

У священника, несущего приходское послушание и по пастырскому долгу своему регулярно навещающего на дому болящих и там же исповедующего, соборующего, причащающего их, появляется со временем некий удивительный опыт. Он, с одной стороны, уникален, а с другой – им можно попытаться поделиться, грех даже этого не сделать.

Видеть, как человек готовится по-христиански встретить смерть, помогать ему в этом приготовлении, напутствовать его перед переходом в вечность… Это труд, насколько важный и ответственный, настолько благодарный и благодатный: во-первых, потому, что милостыня духовная выше милости телесной и от Господа большей заслуживает награды, а во-вторых, оттого, что можешь увидеть: как это бывает, что происходит с человеком при приближении смерти.

Но бывает и так, что умирает человек, которого ты, священник, хорошо знаешь. Умирает не в одночасье, не внезапно, а на протяжении какого-то времени, день за днем. И ты приходишь к нему не только как к твоему пасомому, но и как к тому, кто тебе давно знаком, как к другу. И та внутренняя связь, душевная близость, которые были прежде, становятся крепче, теснее, глубже. И в какой-то момент ты чувствуешь себя проводником, который сопутствует человеку в очень непростом, опасном странствии. Проводником, который, впрочем, не идет до конца, который остается здесь, потому что еще не пришла его пора.

Наступает момент, который ты очень хорошо различаешь – именно благодаря этой глубине и силе связи между тобой и умирающим. Словно черта какая-то проходит, линия проводится, которая отделяет этого человека от всех, кто живет и будет жить. Это то состояние, которое обычно характеризуется коротким и сухим: «Не жилец!» Но это – с физической точки зрения. А важнее то, что чувствует в это время душа человека, начинающая ощущать, как все, связывавшее ее прежде, интересовавшее, занимавшее, мучившее и радовавшее, куда-то отступает, уходит. И сам он – тоже уходит.

И ты тоже это чувствуешь, и тебе дается какая-то поразительная возможность вместе с ним как бы перейти эту черту и, однако, не переходить ее. Это и есть опыт переживания таинства смерти. Ты понимаешь, что есть что-то, что знают сейчас лишь этот человек и ты – и больше никто. Он услышал определение Божие, прозвучавшее о нем: пора уходить, – определение, с которым бесполезно спорить, ведь это не приговор земных врачей, а решение одного-единственного Небесного Врача. И ты тоже это определение услышал.

Как же очевидно тогда становится, что подлинно имеет цену и что нет! В твоем сердце звучит столько раз слышанное: «Ныне житейское лукавое разрушается торжество суеты» (Последование мертвенное мирских тел. Стихиры на целование. Глас 2, стихира 3-я). И слова преподобного Исаака Сирина о том, что мир – величайший обманщик, и обман его познает человек лишь тогда, когда обнажит его мир от всего, что имел он, и вынесет из ворот собственного дома, – тоже звучат. И проникают в тебя так глубоко! Действительно – «до разделения души и духа, составов и мозгов» (Евр. 4: 12).

Человек уходит, а ты остаешься… Ты молишься о нем, переживаешь, надеешься на милость Божию к нему – твоя молитва с ним. Но ты сам – здесь. И ты знаешь, как, наверное, не знал еще прежде, ясно и хорошо, как жить на этом пространстве – до черты, которая однажды отделит от живущих и тебя. И хочешь поделиться этим знанием с теми, кто тебе дорог, да и вообще – кто только может тебя услышать. Делишься и видишь, что трудно это слушающим вместить: не чувствуют они того, о чем ты говоришь, так остро и так сильно. А проходит время, и ты сам перестаешь это так чувствовать. Словно исчезает все куда-то…

Но черта, та, последняя, никуда не исчезает. Она же в сущности уже проведена, это просто мы не знаем, в какой момент и как ее пересечем. Скоро или не скоро… В любом случае – скоро.

Смерть: может ли момент нашей кончины быть эйфорией? (The Conversation, Австралия)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Считается, что жизнь до последнего ведет битву со смертью. Но ученые предположили, что приближение смерти запускает выработку эндорфинов, особенно при отсутствии обезболивающих. Автор статьи в Conversation пишет, что за две недели до момента смерти начинается особый процесс.

Шамус Койл (Seamus Coyle)

В первые минуты после смерти люди часто выглядят так, словно они спят, на их лицах застывает нейтральное выражение. Но у одного из моих родственников, страдавшего от сильной боли в предсмертные часы и не имевшего доступа к медицинской помощи, было сияющее, экстатическое выражение лица. Может ли умирание запускать процесс выработки эндорфинов, особенно при отсутствии обезболивающих? Йоран, 77 лет, Хельсингборг, Швеция.

Поэт Дилан Томас (Dylan Thomas) мог много рассказать о смерти, в частности в одном из своих наиболее известных стихотворений:

Отец, с высот проклятий и скорбей

Благослови всей яростью твоей —

Не уходи безропотно во тьму!

Не дай погаснуть свету своему!

(перевод Василия Бетаки)

Часто предполагается, что жизнь до последнего ведет битву со смертью. Но возможно ли, как вы предполагаете, договориться со смертью?

Как эксперт по паллиативной помощи, я считаю, что существует процесс, предшествующий умиранию за две недели до нашей кончины. В это время люди обычно начинают хуже себя чувствовать. Как правило, им становится трудно ходить, они становятся более сонливыми: периоды бодрствования стремительно сокращаются. К концу жизни они лишаются способности глотать таблетки и принимать пищу и напитки.

В этот период мы и говорим, что люди «активно умирают», подразумевая под этим, что им остается жить два-три дня.

Кто-то, однако, проходит всю эту стадию целиком в течение одного дня. Некоторым людям удается продержаться на грани смерти в течение почти недели, что, как правило, бывает крайне тягостно для их родственников. Поэтому с разными людьми происходят разные процессы, и предсказывать их мы не можем.

Сам момент смерти бывает трудно распознать. Но, как предполагается в одном еще не опубликованном исследовании, чем ближе люди подходят к порогу смерти, тем больше организм выделяет веществ, связанных со стрессом. У больных раком, а, возможно, и у других людей тоже, растут показатели воспалительных процессов. Есть вещества, уровень которых повышается, когда организм борется с инфекцией.

Вы предполагаете, что перед смертью может происходить также усиленное выделение эндорфинов. Но нам это еще не известно, потому что никто до этого не исследовал подобной возможности. В исследовании 2011 года, однако, было доказано, что у шести крыс в момент умирания в три раза повышался уровень серотонина, другого вещества, вырабатываемого мозгом, которое, как считается, связано с ощущением счастья.

Мы не можем исключить, что и у людей происходит нечто подобное.

Технология для отслеживания уровней эндорфина и серотонина у людей действительно существует. Тем не менее, постоянно брать анализы, особенно образцы крови, в последние часы чьей-то жизни затруднительно в техническом отношении. К тому же, трудно было бы получить финансирование на проведение подобного исследования. В Соединенном королевстве на исследования рака в 2015-2016 годах было выделено 580 миллионов фунтов стерлингов, в то время как на исследования паллиативной медицины — менее двух миллионов фунтов стерлингов.

Не существует никаких доказательств, что обезболивающие препараты, такие как морфин, препятствуют выработке эндорфинов. Даже боль сама по себе не всегда обращает на себя внимание в момент умирания. Исходя из моих собственных наблюдений и обсуждений с коллегами, я полагаю, что, если боль не была проблемой для человека на более ранних этапах, то, она редко станет таковой в момент умирания.

В целом создается впечатление, что в процессе умирания боль притупляется. Мы не знаем, почему это происходит — это может быть связано с эндорфинами. И опять же на эту тему не проводилось еще ни одного исследования.

Существует ряд процессов в мозге, помогающих нам справляться с мучительной болью. Именно поэтому солдаты на поле боя часто не чувствуют боли, когда их внимание сосредоточено на другом. В исследовании Айрин Трейси (Irene Tracy) из Оксфордского университета демонстрируется удивительная сила плацебо, убеждения и религиозной веры в преодолении боли. Полезна бывает и медитация.

Ощущение эйфории

Но что же может послужить причиной ощущения эйфории во время смерти, если не эндорфины и не какие-то иные нейромедиаторы? Замедление обменных процессов в организме оказывает воздействие на мозг. Возможно, то, как это происходит, каким-то образом влияет на то, что мы переживаем в момент смерти. Американский нейроанатом Джилл Болт-Тейлор (Jill Bolte-Taylor) описывала в ток-шоу TED, что она испытала эйфорию и даже «нирвану», находясь при смерти, когда ее левое полушарие, являющееся средоточием многочисленных рациональных способностей, например, речи, выключилось после инсульта.

Интересно, что даже несмотря на то, что повреждение Болт-Тейлор относилось к левой части мозга, повреждение правой части мозга также может усилить ваши ощущения приближенности к высшей силе.

На мой взгляд, есть вероятность, что ваш родственник пережил глубокий духовный опыт или осознание. Я знаю, что мой дед, умирая, поднял руку и палец, словно указывая на кого-то. Мой отец, набожный католик, считает, что дед увидел свою мать и мою бабушку. Он умер с улыбкой на лице, и это послужило глубоким утешением для моего отца.

Буддисты считают процесс умирания священным, веря, что момент смерти создает огромный потенциал для сознания. Они расценивают переход от существования к умиранию как наиболее важное событие жизни, как точку, когда вы переносите Карму из этой жизни в другие.

Это не означает, что религиозные люди в целом переживают более радостный опыт смерти. Я наблюдал крайнее состояние тревоги у священников и монахинь на смертном одре, возможно, их охватывало беспокойство об их моральном облике и страх осуждения.

В конце концов, каждый умирает по-своему — и невозможно предугадать, кто умрет с умиротворением. На мой взгляд, те, чью смерть я наблюдал, не ощутили выработки усиленного количества веществ, обеспечивающих хорошее самочувствие. Я вспоминаю более молодых людей в моем отделении, например, которым было трудно смириться с тем, что они умирают. У них были молодые семьи, и они так и не смирились в процессе умирания.

Из наблюдавшихся у меня пациентов экстатический опыт к концу жизни переживали те, кто каким-то образом радовался смерти и умиротворенно принимали ее неизбежность. Медицинская помощь в таких случаях может иметь важное значение: исследование больных раком легких, получавших паллиативное лечение на ранних этапах, показало, что они были более счастливы и прожили дольше.

Я помню одну женщину, которую кормили через капельницу. У нее был рак яичников, и она не могла есть. Люди, получающие питание подобным образом, сталкиваются с риском заражения серьезными инфекциями. После второго или третьего случая заражения угрожавшей ее жизни инфекцией, пациентка изменилась. От нее физически исходило ощущение умиротворения. Ей удалось ненадолго покидать больницу и ездить домой, и я до сих пор помню, как она говорила о красоте закатов. Эти люди всегда мне запоминаются, они всегда подталкивают к размышлению о собственной жизни.

В конце концов, нам очень мало известно о том, что происходит, когда кто-либо умирает. После 5000 лет изучения медицины мы можем рассказать вам, как люди умирают в случае утопления или сердечного приступа, но не знаем, как умирают от рака или воспаления легких. В крайнем случае, мы можем лишь описать этот процесс.

Мое исследование сосредоточено на попытках демистифицировать процесс умирания, понять биологическую его основу и разработать модели, предсказывающие последние недели и дни жизни. Со временем мы можем также перейти к исследованию роли эндорфинов в последние часы жизни и дать на ваш вопрос окончательный и полный ответ.

Возможно, что мы переживаем глубочайший опыт в смутных недрах пространства между жизнью и смертью. Но это не значит, что мы должны прекратить испытывать ярость из-за угасания света. Как говорил шведский дипломат Даг Хаммаршёльд (Dag Hammarskjöld): «Не ищите смерть. Она сама вас найдет. Ищите путь, превращающий смерть в достижение».

Страх смерти контролирует вашу тревогу?

Медицинский обзор Тимоти Дж. Легга, доктора философии, психолога — Стефани Шредер — Обновлено 12 августа 2019 г.

«Жизнь спросила Смерть: «Почему люди любят меня, но ненавидят вас?» красивая ложь, а я — горькая правда». — Автор неизвестен

Большинство людей не любят думать или говорить о смерти. Несмотря на то, что смерть каждого из нас неизбежна, страх, тревога и страх все еще окружают смерть — даже одно только слово. Мы стараемся не думать об этом. Но при этом мы на самом деле негативно влияем на наше психическое и физическое здоровье больше, чем мы думаем.

Для этого даже есть термин: тревога смерти. Эта фраза определяет страх, который испытывают люди, когда осознают смерть.

«Эта идея, — говорит Лиза Айверах, доктор философии, старший научный сотрудник Сиднейского университета, — основана на доказательствах того, что смерть является важным признаком ряда расстройств, связанных с тревогой».

Страх смерти может быть совершенно нормальным явлением. Страх перед неизвестным и тем, что происходит потом, вызывает законную озабоченность. Но когда это начинает мешать тому, как вы живете, это становится проблемой. И для людей, которые не находят правильных методов преодоления, вся эта тревога может вызвать душевную боль и стресс.

Иверах предлагает несколько сценариев, в которых страх смерти негативно влияет на здоровый образ жизни. Вы можете узнать некоторые из них:

  • Тревожное расстройство разлуки у детей часто связано с чрезмерным страхом потерять важных для них людей, например родителей, в результате несчастного случая или смерти.
  • Компульсивные проверяющие постоянно проверяют выключатели, плиты и замки, пытаясь предотвратить причинение вреда или смерть.
  • Те, кто постоянно моет руки, часто боятся заразиться хроническими и опасными для жизни заболеваниями.
  • Страх умереть от сердечного приступа часто является причиной частых посещений врача людьми с паническим расстройством.
  • Лица с соматическими расстройствами часто обращаются за медицинскими тестами и сканированием тела для выявления серьезного или неизлечимого заболевания.
  • Специфические фобии включают чрезмерный страх высоты, пауков, змей и крови, все из которых связаны со смертью.

«Мы не часто говорим о смерти. Возможно, нам всем нужно чувствовать себя более комфортно, обсуждая эту почти табуированную тему. Это не должен быть слон в комнате», — напоминает Иверах.

Говорить о смерти — дело всей жизни Карен Ван Дайк. В дополнение к тому, что Ван Дайк является профессиональным консультантом в конце жизни, работающим с пожилыми людьми в сообществах престарелых и памяти, Ван Дайк организовал первое кафе смерти в Сан-Диего в 2013 году. Кафе смерти служат дружелюбной, гостеприимной и комфортной обстановкой для тех, кто хочет открыто говорить о смерти. Многие находятся в настоящих кафе или ресторанах, где люди едят и пьют вместе.

«Цель кафе смерти — облегчить бремя тайны того, каким может быть ваш опыт, а может и не быть», — говорит Ван Дайк. «Теперь я определенно веду жизнь по-другому, больше в данный момент, и я гораздо более конкретен в том, куда я хочу направить свою энергию, и это прямое отношение к возможности говорить о смерти со свободой».

Это выражение смерти намного полезнее, чем другие привычки и действия, которые мы можем предпринять, чтобы избежать смерти. Просмотр телевизора, употребление алкоголя, курение и походы по магазинам… что, если бы все это было просто отвлекающими факторами и привычками, которыми мы занимаемся, чтобы не думать о смерти? По словам Шелдона Соломона, профессора психологии Скидмор-колледжа в Саратога-Спрингс, штат Нью-Йорк, использование такого поведения в качестве отвлечения внимания не является чуждым понятием.

«Поскольку смерть — такая неприятная тема для большинства людей, мы сразу же пытаемся выкинуть ее из головы, занимаясь чем-то, чтобы отвлечься», — говорит Соломон. Его исследования показывают, что страх смерти может вызывать реакции, привычки и поведение, которые кажутся нормальными.

Чтобы противостоять такому поведению, начать можно с здорового подхода и взгляда на смерть.

Кафе Смерти появились по всему миру. Джон Андервуд и Сью Барски Рид основали Death Cafes в Лондоне в 2011 году с целью сделать дискуссии о смерти менее пугающими, представляя их в социально дружественной обстановке. В 2012 году Лиззи Майлз открыла первое в США кафе смерти в Колумбусе, штат Огайо.

Понятно, что все больше людей хотят откровенно говорить о смерти. Что им также нужно, так это безопасное и уютное пространство, которое предоставляют кафе смерти.

Возможно, страх перед словом придает ему силу.

Кэролайн Ллойд, основавшая первое Кафе Смерти в Дублине, говорит, что из-за наследия католицизма в Ирландии большинство ритуалов смерти сосредоточено вокруг церкви и ее давних традиций, таких как похороны и религиозные церемонии. Идея, в которую также верили некоторые католики, заключалась в том, что знание имен демонов — это способ лишить их силы.

Что, если бы в современном мире мы могли бы использовать такой подход к смерти? Вместо того, чтобы произносить такие эвфемизмы, как «перешел», «скончался» или «ушел дальше» и дистанцироваться от смерти, почему бы нам не принять ее?

В Америке мы посещаем могилы. «Но это не то, чего хотят все», — говорит Ван Дайк. Люди хотят говорить открыто — о своем страхе смерти, своем опыте неизлечимой болезни, свидетеля смерти любимого человека и других темах.

Кафе Смерти в Дублине проводится в пабе в ирландском стиле, но никто не напивается, когда происходят эти отрезвляющие разговоры. Конечно, они могут выпить пинту или даже чай, но люди в пабе — молодые и старые, женщины и мужчины, сельские и городские — серьезно относятся к смерти. «Им тоже весело. Смех — часть этого», — добавляет Ллойд, которая скоро примет свое четвертое кафе смерти в столице Ирландии.

Очевидно, что эти кафе хорошо работают.

«Это по-прежнему очень важно для сообщества», — говорит Ван Дайк. «И я стал немного спокойнее, что смерть произойдет после того, как я делал это в течение такого долгого времени». Сейчас в Сан-Диего насчитывается 22 хозяина Death Cafe, все под руководством Ван Дайка, и группа делится передовым опытом.

В то время как кафе смерти в США относительно новое явление, во многих других культурах существуют давние положительные ритуалы, связанные со смертью и умиранием.

Преподобный Терри Дэниел, Массачусетс, Коннектикут, имеет сертификат в области смерти, умирания и утраты, ADEC. Она также является основателем Института осведомленности о смерти и Конференции загробной жизни. Даниэль имеет опыт использования шаманских ритуалов коренных культур, чтобы исцелять людей, выводя энергию травм и потерь из физического тела. Она изучала ритуалы смерти и в других культурах.

В Китае члены семьи собирают алтари недавно умершим родственникам. Это могут быть цветы, фотографии, свечи и даже еда. Они оставляют эти алтари не менее чем на год, а иногда и навсегда, чтобы души ушедших были с ними каждый день. Смерть — это не запоздалая мысль или страх, это каждодневное напоминание.

В качестве другого примера Даниэль приводит исламский ритуал: если человек видит похоронную процессию, он должен пройти по ней 40 шагов, чтобы остановиться и осознать важность смерти. Она также упоминает, как индуизм и буддизм как религии и сопутствующие культуры учат и понимают важность смерти и подготовки к смерти как пути к просветлению, вместо того, чтобы относиться к смерти со страхом и тревогой.

Изменение отношения к смерти определенно необходимо. Если наша жизнь в страхе смерти отрицательно влияет на наше здоровье, тогда нам нужно приложить усилия, чтобы принять позитивное, здоровое мышление и поведение по этой теме. Преобразование повествования о смерти из тревоги в принятие, будь то через кафе смерти или другие ритуалы, безусловно, является хорошим первым шагом в открытии разговора. Возможно, после этого мы сможем открыто принять и праздновать смерть как часть нашего человеческого жизненного цикла.


Поделиться на Pinterest

Стефани Шредер — внештатный писатель и автор из Нью-Йорка . Защитница психического здоровья и активистка, Шредер опубликовала свои мемуары «Красивое крушение: секс, ложь и самоубийство» в 2012 году. будет опубликовано издательством Oxford University Press в 2018/2019 гг. Вы можете найти ее в Твиттере по телефону @StephS910 .

Пять стадий скорби-Понимание модели Kubler-Ross

депрессия

. Обследование модели Kubler-Ross

Фон модели горя

На протяжении всей жизни мы переживаем множество случаев горя. Дети могут горевать о разводе, жена может горевать о смерти мужа, подросток может горевать об окончании отношений, или вы могли горевать о потере домашнего животного.

В 1969 году Элизабет Кюблер-Росс описала пять распространенных стадий горя, обычно называемых DABDA. Они включают в себя:

  • Отказ

  • ANGER

  • Переговоры

  • Depression

  • Принятие

A Swiss Psychistrist, Kespister-Ross. О смерти и умирании . Модель Кюблер-Росс была основана на ее работе с неизлечимо больными пациентами и с тех пор является предметом споров и критики. Главным образом потому, что люди, изучавшие ее модель, ошибочно полагали, что это особый порядок, в котором люди горюют, и что все люди проходят все стадии.

Кюблер-Росс теперь отмечает, что эти стадии не являются линейными, и некоторые люди могут не испытывать ни одну из них. Другие могут пройти только несколько стадий, а не все пять. Сейчас стало более очевидным, что эти пять стадий горя чаще всего наблюдаются у скорбящего населения.

Итак, что такое пять стадий?

Отрицание

Отрицание — этап, который изначально может помочь пережить утрату. Вы можете подумать, что жизнь не имеет смысла, не имеет смысла и слишком подавляющая. Вы начинаете отрицать новости и, по сути, онемеете.

На этой стадии часто возникает вопрос, как жизнь будет продолжаться в этом другом состоянии — вы находитесь в состоянии шока, потому что жизнь, какой вы когда-то ее знали, изменилась в одно мгновение. Если бы вам поставили диагноз смертельной болезни, вы могли бы поверить, что новость неверна — где-то в лаборатории должна была произойти ошибка; они перепутали ваш анализ крови с чужим. Если вы получаете известие о смерти близкого человека, возможно, вы цепляетесь за ложную надежду, что опознали не того человека. На стадии отрицания вы живете не в «фактической реальности», а в «предпочтительной» реальности.

Интересно, что именно отрицание и шок помогают справиться с горем и пережить его. Отрицание помогает справиться с чувством горя. Вместо того, чтобы полностью захлестнуть себя горем, мы отрицаем его, не принимаем и подавляем его полное влияние на нас. Думайте об этом как о естественном защитном механизме вашего тела, говорящем: «Эй, я не могу справиться сразу».

Как только отрицание и шок начинают исчезать, начинается процесс исцеления. В этот момент те чувства, которые вы когда-то подавляли, выходят на поверхность.

Как только вы снова начинаете жить в «настоящей» реальности, может начать появляться гнев. Это обычная стадия, когда вы думаете: «Почему я?» и «Жизнь несправедлива!» Вы можете попытаться обвинить других в причине своего горя, а также можете перенаправить свой гнев на близких друзей и семью. Вы находите непостижимым, как что-то подобное могло случиться с вами. Если вы сильны в вере, вы можете начать сомневаться в своей вере в Бога: Где Бог? Почему он не защитил меня?

Исследователи и специалисты в области психического здоровья согласны с тем, что этот гнев является необходимой стадией горя. И поощрять гнев. Важно по-настоящему чувствовать гнев. Даже если может показаться, что вы находитесь в бесконечном цикле гнева, он рассеется — и чем больше вы по-настоящему чувствуете гнев, тем быстрее он рассеется и тем быстрее вы исцелитесь. Нездорово подавлять чувство гнева — это естественная реакция — и, возможно, даже необходимая.

(Однако не рекомендуется подавлять гнев, но и не позволять ему контролировать вас. Важно обратиться за помощью к обученному консультанту или терапевту, если вы боретесь с обработкой своего гнева.)

В повседневной жизни нам обычно говорят: контролировать свой гнев по отношению к ситуациям и другим. Когда вы переживаете горе, вы можете чувствовать себя оторванным от реальности, что у вас больше нет заземления. Твоя жизнь разрушена, и нет ничего прочного, за что можно было бы держаться. Думайте о гневе как о силе, связывающей вас с реальностью. Вы можете чувствовать себя покинутым или покинутым во время горя. Что никого нет. Ты один в этом мире. Направление гнева на что-то или кого-то — это то, что может вернуть вас к реальности и снова соединить вас с людьми. Это «вещь». Это то, за что нужно ухватиться, естественный шаг в исцелении.

Торг

Когда случается что-то плохое, вы когда-нибудь заключали сделку с Богом? «Пожалуйста, Боже, если ты исцелишь моего мужа, я буду стараться быть лучшей женой, какой только смогу, и никогда больше не жаловаться». Это торг.

В каком-то смысле этот этап — ложная надежда. Вы можете ошибочно заставить себя поверить, что сможете избежать горя с помощью переговоров такого типа. Если вы измените это, я изменю это. Вы так отчаянно хотите вернуть свою жизнь к тому состоянию, в котором она была до горя, вы готовы кардинально изменить свою жизнь, пытаясь вернуться к нормальной жизни.

Чувство вины — обычный помощник в переговорах. Это когда вы можете испытать, казалось бы, бесконечную череду «а что, если»: Что, если бы я вышел из дома на 5 минут раньше? Аварии бы не случилось. Что, если бы я убедил его пойти к врачу шесть месяцев назад, как я сначала подумал? Рак можно было бы обнаружить раньше, и его можно было бы спасти.

Депрессия

Депрессия обычно связана с горем. Это может быть реакцией на пустоту, которую мы чувствуем, когда живем в реальности и понимаем, что человек или ситуация ушли или закончились. На этом этапе вы можете уйти от жизни, чувствовать оцепенение, жить в тумане и не хотеть вставать с постели. Мир может показаться вам слишком большим и подавляющим. Вы можете не хотеть быть рядом с другими или чувствовать желание говорить, и вы можете чувствовать себя безнадежно. Вы даже можете испытывать суицидальные мысли, думая: «Какой смысл продолжать?»

Принятие

Последней стадией горя, определенной Кюблер-Росс, является принятие. Не в том смысле, что «все в порядке, мой муж умер», а скорее «мой муж умер, но со мной все будет в порядке».

На этом этапе ваши эмоции могут начать стабилизироваться. Вы снова входите в реальность. Вы соглашаетесь с тем фактом, что «новая» реальность состоит в том, что ваш партнер никогда не вернется или что вы поддадитесь своей болезни. Это не «хорошо», но от этого можно двигаться вперед.

Определенно пора приспосабливаться и приспосабливаться. Бывают хорошие дни, бывают плохие дни, а потом снова хорошие дни. На этом этапе это не означает, что у вас никогда не будет другого плохого дня, когда вы неудержимо грустите. Но хороших дней, как правило, больше, чем плохих.

На этом этапе вы можете выйти из тумана, снова начать общаться с друзьями и, возможно, даже завести новые отношения с течением времени. Вы понимаете, что любимого человека невозможно заменить, но вы движетесь, растете и развиваетесь в своей новой реальности.

Симптомы горя

Симптомы вашего горя могут проявляться физически, социально, умственно, эмоционально или духовно. Некоторые из наиболее распространенных симптомов скорби представлены ниже:

  1. плач

  2. головные боли

  3. Сложность сна

  4. . в Боге)

  5. Чувство отстраненности

  6. Isolation from friends and family

  7. Abnormal behavior

  8. Worry

  9. Anxiety

  10. Frustration

  11. Guilt

  12. Fatigue

  13. Anger

  14. Loss аппетита

  15. Боли и боли

  16. Стресс

Лечение горя

Консультирование, наряду с лекарствами, когда это необходимо, были наиболее распространенными методами лечения горя. Первоначально ваш врач может прописать вам лекарства, которые помогут вам функционировать более полноценно. Это могут быть седативные средства, антидепрессанты или успокаивающие препараты, которые помогут вам пережить день. Кроме того, ваш врач может прописать лекарства, которые помогут вам уснуть.

Однако использование лекарств для лечения горя вызывает споры. Некоторые поставщики считают, что это может маскировать чувства, которые возникают, когда человек проходит через процесс горя, и потенциально задерживает выздоровление. Но вы и ваш лечащий врач можете определить оптимальный для вас план лечения.

Консультирование — более надежный подход к горю. Группы поддержки, группы поддержки или индивидуальные консультации могут помочь вам справиться с неразрешенным горем. Это полезная альтернатива лечению, когда вы обнаружите, что событие горя создает препятствия в вашей повседневной жизни, и у вас возникают проблемы с функционированием.

Эта поддержка никоим образом не «излечивает» вас от потери, а скорее дает вам стратегии преодоления, которые помогут вам справиться с вашим горем эффективным способом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *