Больные афазией: причины появления, симптомы заболевания, диагностика и способы лечения
Что такое жить с афазией – история Габби Гиффордс и ее послание Брюсу Уиллису
Недавно семья Брюса Уиллиса объявила, что актер уходит на пенсию из-за того, что у него диагностировали афазию. Несмотря на то, что это заболевание встречается гораздо чаще, чем, скажем, болезнь Паркинсона, большинство из нас никогда не слышали об этом недуге.
Представьте, что вы изо всех сил пытаетесь поговорить с собеседником – слова, которые вы хотите сказать, вертятся у вас на языке, но вы не можете их произнести. Больше того, часто вы силитесь понять, что вам говорят на вашем родном языке, и не можете – как будто он вдруг стал иностранным. Все думают, что у вас ментальные проблемы, а вы все осознаете – ваш интеллект не затронут болезнью. Это страшно, горько и… смешно.
Афазия – приобретенное неврологическое расстройство. Чаще всего возникает после инсульта (25–40% случаев), из-за травмы головы или опухоли. Человек теряет способность говорить, понимать, читать и писать. При этом афазия не влияет на интеллект.
В зависимости от степени повреждения мозга симптомы могут быть более или менее ярко выражены.
Хранит фрагменты своего черепа в морозилке
8 января 2011 года психически неуравновешенный молодой мужчина, имени которого уже никто не помнит, открыл стрельбу на встрече сенатора Габриэль Гиффордс с избирателями возле супермаркета в Тусоне. В результате этого нападения погибли шесть человек, включая ребенка, 12 были ранены.
Габби получила тяжелейшую черепно-мозговую травму – пуля вошла около левого глаза, прошла сквозь ее мозг и приземлилась в витрине супермаркета.
Врачи удалили Габби почти половину черепа, чтобы уменьшить внутричерепное давление и сгладить последствия ранения. Они сохранили крупные фрагменты «живыми», чтобы их можно было повторно имплантировать, но в итоге использовали синтетическую кость для реконструктивной операции.
Габби попросила отдать ей фрагменты черепа, чтобы помнить, через что прошла. Она хранит их в морозилке, рядом с замороженными продуктами.
«С днем рождения, курица!»
Габби Гиффордс с мужем Марком Келли во время предвыборной кампании, 2008 год. Фото: wikipedia.orgКогда Габби только начала восстанавливаться после ранения, она могла произнести только два слова – «что» и «курица». Почему именно эти слова, она и сама объяснить не может. Они ее буквально преследовали – повторяла их бесконечно. Даже когда вернулась способность произносить другие, слово «курица» выскакивало наружу, и Габби ничего не могла с этим поделать.
В документальном фильме «Габби Гиффордс не отступит» показан момент, как она тренируется, чтобы произнести поздравление мужу. «С днем рождения!» – говорит женщина и не может не добавить слово «курица» в конце. У нее выходит «С днем рождения, курица». К счастью этот этап позади, но горькие воспоминания остались.
Афазия заставила по-другому выстраивать общение с людьми. Утрированная мимика и жесты, усиление тактильных и зрительных контактов – годится любой способ, чтобы выразить то, что внутри.
Речь Габби сейчас изобилует мощными паузами, иногда не оправданными, ее интонации вдруг срываются в патетику, как будто она читает стихи. Короткие фразы выстреливают в пространство с необычайным напором. Все вместе это признаки афазии.
Мучительное общение
Пандемия показала, насколько мы все зависим друг от друга, насколько тяжело переживаем одиночество и изоляцию. Люди с афазией чувствуют себя так постоянно.
Одна из форм этого расстройства – афазия Брока. Человек может понимать речь других людей, но с трудом формулирует собственные предложения, не может выразить то, что думает, произносит одно-два слова за раз. Иногда речь может быть многословной, но лишенной смысла: слова кажутся «выставленными в случайном порядке».
При афазии Вернике человек все слышит, но не улавливает смысл, родной язык воспринимается как иностранный. Общение становится мучительным, некоторые вовсе прекращают взаимодействовать с окружающими.
«Афазия – это действительно отстой», – с трудом выговаривает Габби.
Каждое слово теперь – на вес золота
Гиффордс во время пресс-конференции после ее победы на выборах 2010 года. Фото: Andrew Brown/wikipedia.orgТребуется первоклассный интеллект, чтобы удерживать в уме две противоположные идеи одновременно. Например, видя, что ситуация безнадежна, сохранять решимость изменить ее. Это про Габби.
Габби – личность уникальная. Муж, астронавт Марк Келли, шутит, что ее энергии хватит на десять женщин. Она выигрывала все выборы, в которых когда-либо участвовала. Все, кто ее знал, были уверены – ей суждено добиться большего, она станет губернатором и будет баллотироваться в президенты.
Она произносила яркие эмоциональные речи, очаровывала толпы людей. Все изменилось в один день.
До ранения в голову Габби не знала, что такое функторы. «Теперь они – проклятие моего существования», – шутит она.
Функторы в лингвистике – это служебные части речи: артикли, союзы, предлоги. Они выражают грамматические отношения между словами в предложении и определяют настроение говорящего.
Основа ее речи сейчас – существительное и глагол, мимика, интонация, улыбка, кивки головой. Функторы улетают во время разговора, мозг как бы отжимает все лишнее, пытаясь выразить мысль двумя-тремя словами. Каждое слово на вес золота и каждое имеет огромное значение.
Перенастроить поврежденный мозг
Лекарства от афазии не существует. Прогрессирующую форму афазии нельзя обратить вспять, но исследования показывают, что реабилитация может остановить или замедлить снижение коммуникативных способностей пациента.
Огромную, если не решающую роль играет работа с логопедом – она включает тренировку ассоциаций, формирование звуков речи, создание правильных грамматических предложений, оттачивание артикуляции. Все это помогает перенастроить поврежденный мозг.
Логопед Фаби Хирш, известная эксперт в своей области, утверждает, что восстановить навыки общения сложно. Это требует огромной работы.
Габби предупредили, что первые годы выздоровления будут жесткими, но то, что будет потом, психологически может быть еще тяжелее – плато. Незначительные успехи, требующие изнурительных, отупляющих усилий.
В основе любой терапии лежат четко и правильно сформулированные цели, оценка слабых и сильных сторон пациента. И нет гарантированного результата. Все случаи афазии разные. Главное – сохранить чувство юмора и оптимизм, потому что работать часами, пытаясь произнести слова, это не всегда весело.
Музыка помогает добраться до слов
Габби Гиффордс и Марк Келли во время предвыборной агитации Хиллари Клинтон в Гарден-Сити, Нью-Йорк. 17.04.2016. Фото: Ann Parry/Zuma/TASSГабби поет, берет уроки испанского. Не легко? Еще бы.
Несмотря на проблемы с правой стороной тела, прыгает с парашютом и играет на валторне. Она начала играть на этом инструменте когда ей было 13 лет. Почему валторна? Потому что это трудно, а Габби любит бросать себе вызовы.
Ей удается извлекать чудесные чистые звуки, ее тело, руки все помнят, но возникают сложности – трудно удерживать инструмент, читать ноты.
Музыка способна не только пробуждать эмоции и стимулировать двигательные функции – мелодия помогает добраться до слов. Исследования показывают, что, например, слова, положенные на музыку, лучше запоминаются, чем обычный текст или стихотворение. Музыка закрепляет информацию эмоциями. Информация легче усваивается в виде песни.
Многие больные афазией прекрасно поют, хотя говорят с трудом. Музыкальная терапия стимулирует способность понимать, чувствовать высоту звука, интонацию, ритм – за все это отвечают разные части мозга.
Хотя врачи точно не знают, как это работает, они уверены, что музыка способствует восстановлению пластичности мозга, соединяет возникшие из-за болезни разъемы.
«Попробуй» и «потерпи» – теперь два главных слова
Недавно Габби произнесла речь, которая длилась 90 секунд. На подготовку ушли месяцы. Уникальность Габби не только в том, что она никогда не сдается, но и в том, что она не боится публичности. Ей важно говорить о самом личном, чтобы дать надежду другим выжившим людям.
На мероприятиях она подходит к каждому человеку и заводит разговор, хотя никогда не знает, сможет ли произнести и донести то, что хотела бы. Иногда расстраивается. Но только на мгновение, а затем подбадривает себя: «Попробуй еще раз. Потерпи».
«Попробуй» и «потерпи» – отныне два главных слова в ее жизни.
Терапия недоступна из-за бедности
Наблюдая за успехами Габриэль, многие склонны воспринимать это как чудо, но это не чудо, а колоссальный труд, бесчисленные часы терапии, мрачные периоды неуверенности и разочарований и упрямая вера в то, что все получится.
Неотъемлемый фактор успеха – деньги. Терапия работает, если ее можно применять в высоких дозах в течение длительного периода времени. Габби прошла сотни сеансов терапии.
Но, например, в штате Южная Каролина, где высокий уровень неврологических заболеваний, обычному человеку невозможно получить терапию в нужном объеме. Из-за бедности.
Для тех, кому посчастливилось улучшить свое состояние с помощью терапии, решающим фактором был доход семьи. Люди с ограниченными доходами не могут позволить себе сотни часов терапии афазии.
В США бесплатная реабилитация, финансируемая из федерального бюджета, очень ограниченна. Тысячи людей, особенно в сельской местности, имеют больше шансов выиграть в лотерею, чем получить доступ к реабилитации, как Габриэль Гиффордс.
«Мое послание Брюсу Уиллису»
Брюс Уиллис. 12.10.2019. Фото: Charles Sykes/Invision/AP/TASSЧтобы решить проблему, Габби Гиффордс стала соучредителем организации «Друзья афазии» в Тусоне. Ее цель – помочь людям, живущим с афазией, и собирать деньги на исследование способов лечения этой болезни.
Ключевой момент в восстановлении языковых и коммуникативных навыков – постоянная и интенсивная работа: чтение, письмо, разговорная речь. Это можно делать и самостоятельно при помощи специальных приложений, разработанных «Друзьями афазии». Также оказывается помощь в подборе логопедов и психологов.
Но прежде всего «Друзья афазии» – это сообщество соратников, которые помогают не блуждать в потемках своего ужаса в одиночестве. Встречая людей со схожими проблемами, испытываешь облегчение. Здоровые люди и представить не могут масштабы битвы, которую человек с афазией ведет внутри себя.
Это битва вашей воли против воли слов, запертых в тайниках вашего разума. Следует помнить: наш мозг отличается удивительной способностью, если один маршрут блокируется, он рано или поздно начинает прокладывать новый.
Главное – уметь договариваться, наводить мосты – с самим собой, с окружающими. Если вы не похожи на других, это не значит, что вы не имеете право на существование. Вам дана уникальная способность противостоять несправедливости мироустройства.
«Опирайтесь на свое сообщество и никогда ни для кого не гасите свет, – говорит Габби. – Мое послание Брюсу Уиллису и всем, кто борется с афазией или любым другим расстройством общения: «Ты не один. Я здесь и ради тебя тоже»».
Афазии — Неврология — LiveJournal
Речь – это специфическая человеческая функция, с помощью которой становится возможным процесс общения посредством языка. Она представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяемую на различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь, которые характеризуются различным психологическим строением.
Экспрессивная речь, или процесс высказывания с помощью языка, начинается с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи и затем переходит в стадию развернутого внешнего высказывания.
Импрессивная речь, или процесс понимания речевого высказывания, начинается с восприятии речевого высказывания и завершается формированием общей сигнальной схемы сообщения.
Как сложная функциональная система речь включает разные афферентные и эфферентные системы. В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический. Нарушения речи многообразны в зависимости от того, какое звено функциональной системы пострадало.
Афазия (от греч. а – отрицание, phasis – речь) – это нарушение речи, возникающее у людей с сохранным артикуляторным аппаратом и достаточным слухом и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности при поражении коры и подкорковых зон левого полушария (у правшей). Афазии следует отличать от других расстройств речи, возникающих при мозговых поражениях – дизартрии (нарушении произношения без расстройств восприятии речи на слух, чтения и письма), алалий (врожденных расстройств речи в детском возрасте, в виде недоразвития всех форм речевой деятельности).
В настоящее время различают семь форм афазии:
1. моторную афферентную;
2. моторную эфферентную;
3. моторную динамическую;
4. сенсорную;
5. акустико-мнестическую;
6. семантическую;
7. амнестическую.
Афферентная моторная афазия |
Афферентная моторная афазия связана с выпадением кинестетического афферентного звена речевой системы. Эта форма афазии возникает при поражении нижних отделов левой теменной области мозга (у правшей), а именно: 40-го поля, примыкающего к 22-му и 42-му полям, или задней оперкулярной области коры. В этих случаях нарушается кинестетическая речевая афферентация (речевые кинестезии), т.е. возможность появления четких ощущений, поступающих от проприорецепторов артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. У здорового человека ощущения, поступающие в мозг в тот момент, когда он произносит то или другое слово, конечно, не осознаются. Однако кинестетическая речевая афферентация играеточень важную роль как при формировании речи у ребенка, так и при нормальном осуществлении речевой деятельности, произношении слов. Нарушается вся речевая система в целом. Возникают нарушения произношения слов, замена одних звуков реи другими (по типу литеральных парафазий) вследствие трудностей дифференциации близких артикулем (т.е. артикуляционных движений), необходимых для произношения звука и слова в целом. первичный дефект состоит в трудностях различения близких по артикуляции звуков речи. В русском языке, например, ряд звуков образуется преимущественно при участии передней части языка («д», «л», «н»). Эти согласные называются переднеязычными. Другая группа звуков – заднеязычная – при преимущественном участии задней части языка («г», «х», «к»). Каждая из этих групп звуков, различных по звуковым характеристикам, произносится с помощью близких артикулем.
Больные с поражением нижних отделов теменной области коры левого полушария смешивают близкие артикулемы и произносят, например, слово «халат» как «хадат», слово «слон» как «снол» или «слод». Важно отметить, что данная категория больных не только неправильно произносит близкие артикулемы, но и неправильно воспринимает их. Это объясняется тем, что артикуляторные теменные зоны коры тесно взаимодействуют с воспринимающими височными зонами. При афферентной моторной афазии нарушены все виды речевой продукции – речь спонтанная, автоматизированная, повторная, называния. У больных с афферентной моторной афазией нередко нарушен и оральный (неречевой) праксис, например, больной не может надуть одну щеку или обе щеки, высунуть язык, облизать губы. Эти оральные движения более примитивны, просты, тем не менее, часто и они распадаются вследствие трудностей произвольного управления оральным аппаратом вообще.
Трудности артикулирования звуков речи у больных с афферентной моторной афазией возникают в случае повторения согласных звуков, произносимых с помощью близких артикулем, а также при повторении слов со стечением согласных, сложных в артикуляционном отношении (типа «пропеллер», «тротуар»). Характерно, что такие больные обычно понимают, что они произносят слова неверно, они чувствуют свою ошибку, но их рот как бы ни подчиняется их волевым усилиям. Вторично нарушаются и другие формы речи. У подобных больных нарушено письмо (как самостоятельное, так и под диктовку), причем затруднение артикуляции (с помощью инструкции «открыть рот» или «зажать язык за зубами») обычно ухудшает написание слов. Чтение вслух привычных слов более сохранно, но сложные слова произносятся неверно, с литерными заменами.
Эфферентная моторная афазия |
Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области (передней оперкулярной зоны), в задней части нижней лобной извилины полей 44-го и частично 45-го. Это зоны Брока, ученого, впервые описавшего в 1981 году моторное нарушение речи у больного с поражением данной области мозга. При полном разрушении зоны Брока больные нее могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать они произносят нечленораздельные звуки. В то же время они в определенной степени понимают обращенную к ним речь. Часто в устной речи таких больных остается одно слово (или сочетание слов). Это словесный стереотип – «эмбол» — застревает и становится заменой всех других слов.
При менее грубых поражениях этой зоны возможность артикулировать различные звуки речи сохранена, отсутствует и оральная апраксия. Однако страдает четкая временная последовательность речевых движений¸ нарушается и кинетическая мелодия речевого акта. При попытке произнести слово больные не могут переключиться от одного слова к другому, возникают речевые персеверации. Они проявляются и в активной спонтанной речи, и в повторной речи, и в письме. Даже при тонких стертых формах эфферентной афазии больные не могут правильно произнести «трудные» в моторном отношении слова и сочетания слов типа скороговорок. Трудности в плавном протекании активной речи, в нарушении ее автоматизации приводят к вторичному нарушению других форм речевой деятельности – письма, чтения. Понимание устной и письменной речи не страдает.
Эфферентная моторная афазия, как правило, развивается остро в сочетании с гемипарезом по брахиофациальному типу – более значительно выраженному в руке и на лице – в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии.
Динамическая моторная афазия |
Динамическая моторная афазия связана с поражением областей, расположенных впереди от зоны Брока. Это 9-ое, 10-е, 11-е, 46-е поля премоторной области. Другое название этой формы афазии – «дефект речевой инициативы». Речь таких больных очень бедна. Самостоятельно они почти не высказываются. При ответе на вопросы отвечают односложно, часто повторяя в ответе слова вопроса. В то же время у таких больных нет нарушений речевой моторики, понимание устной речи также сохранено. Больной в состоянии произносить все звуки, слова, но у него резко снижена мотивация к речи. Это особенно отчетливо проявляется в спонтанной повествовательной речи, в то же время повторная и автоматизированная речь не страдают или страдают незначительно.
В основе этой формы афазии лежит нарушение последовательной организации речевого высказывания. Это не просто затруднение в построении своей речи, а более глубокие нарушения, когда больные не могут составить элементарную фразу, не могут развернуто ответить на простые вопросы (даже рассказать о своем здоровье). Как правило, они дают односложные ответы на любые вопросы. Один из методов, выявляющий этот дефект – это метод заданных ассоциаций, когда больного просят назвать несколько (5 – 7) однотипных предметов (например, красного цвета, кислых, горячих) или перечислить животных, обитающих на севере и т. п. В этих случаях больные не могут назвать более 1 — 2 предметов и замолкают. Подбадривание, подсказка им не помогают. Особенно плохо такие больные актуализируют слова, обозначающие действия. Если им предложить вспомнить несколько существительных, а затем глаголов, то оказывается, что они могут перечислить лишь несколько существительных, но ни одного глагола.
Наиболее частой причиной динамической моторной афазии является острое нарушение мозгового кровообращения в бассейне левой передней мозговой артерии.
Сенсорная афазия |
Сенсорная афазия связана с поражением задней трети верхней височной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов. Фонемами обозначаются различительные единицы звукового строя. В каждом языке (русский, английский, немецкий) одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие как несущественные для данного языка. В русском языке фонемами уваляются все гласные и их ударность, согласные звуки. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым, или фонематическим, слухом.
При поражении ядерной зоны звукового анализатора (41-е, 42-е и 22-е поля) левого полушария – в классической неврологии эта область коры носит название зоны Вернике – возникает грубое речевое расстройство, проявляющееся не только в невозможности различать звуки устной речи, но и в нарушении всех других форм речевой деятельности. При полном разрушении этой зоны больные не понимают обращенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю речь. особенно затруднено для них восприятие слов с оппозиционными фонемами. так слово «голос» больные слышат как «колос», «холост», «колхоз», слова «забор – собор – запор» звучат для них как одинаковые.
В грубых случаях у таких больных отсутствует активная спонтанная речь. Речевое высказывание заменяется «словесным салатом», когда больные произносят какие-то непонятные по своему звуковому составу слова или набор звуков. Как правило, они заменяют одни звуки другими. Эти замены носят название «литеральных парафазий». Реже встречаются «вербальные парафазии» (замена одного слова другим). У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, резко затруднено повторение услышанных слов, нарушено также и чтение, поскольку нет контроля над правильностью своей речи. В то же время у больных сенсорной афазией нет нарушений музыкального слуха, у них сохранена артикуляция, им доступны любые оральные позы по образцу.
Акустико-мнестическая афазия |
Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении коры средних отделов левой височной области, расположенной вне ядерной зоны звукового анализатора. Это 21-е и частично 37-е поля. При акустико-мнестической афазии фонематический слух остается сохранным, больной правильно понимает обращенную устную речь. В отличие от сенсорной афазии понимание отдельных фонем сохранено. Однако больной не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти. Главным образом страдает запоминание существительных.
Здоровый человек, как правило, запоминает при первом предъявлении на слух из десяти слов, не связанных между собой по смыслу, 6 – 7 слов. У больных с акустико-мнестической афазией объем слухо-речевой памяти снижается до 3, а иногда и до 2 элементов. Это ведет к тому, что в специальных условиях, когда требуется запомнить большую фразу возникает вторичное (из-за слабости слухо-речевых следов) непонимание устной речи, поскольку понимание речи в значительной степени зависти и от запоминания речевого сообщения.
У таких больных имеются отчетливые трудности в активной устной речи в виде поиска нужных слов, вербальных парфазий и др. Для этих больных характерна «скудная»» речь с частым пропусканием слов, обычно существительных. Повторная речь не нарушена, больной без затруднений повторяет слова за врачом. Иногда акустико-амнестическая афазия сменяет сенсорную в процессе регресса речевых нарушений.
Семантическая афазия |
Семантическая афазия возникает при поражении в месте стыка височных, теменных и затылочных областей мозга (37-го и частично 33-го полей слева). Зона височно-теменно-затылочной области относится к третичным областям коры или «к заднему ассоциативному комплексу». У таких больных страдает понимание грамматических конструкций, которые в той или иной степени отражают одновременный (симультанный) анализ и синтез явлений, т.е. когда для понимания какого-либо выражения требуется одновременное представление о нескольких явлениях.
Больные с семантической афазией не понимают целый ряд грамматических конструкций; к ним относятся следующие:
1. предлоги (над, под), сверху, снизу; такие больные не видят разницы в выражениях «круг над крестом», «круг под крестом» или «крест под кругом», т.е. больные не понимают пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов; не могут нарисовать треугольник в круге, крестик над квадратом;
2. сравнительные отношения; больные не понимают предложений типа «Оля темнее Кати, но светлее Сони. Кто из них темный?»; понимание такого рода конструкций требует мысленного сравнения двух или трех объектов, т.е. симультанного (одновременного) анализа. В данном случае слова связаны «квазипространственными» отношениями, поскольку в подобных конструкциях отсутствует собственно пространственное содержание;
3. конструкции родительного падежа типа «брат отца», «отец брата»; больным понятно, то такое брат и отец отдельно, но они не понимают отношения между ними;
4. временные конструкции, которые отражают временные отношения между событиями, например, «перед ужином я пошел гулять» или «прежде чем пойти в кино, он зашел в магазин» и т.п.
Амнестическая афазия |
Амнестическая (оптическая) афазия возникает при поражении задненижних отделов височной области. К ним относятся отделы 2-го и 37-го полей конвекситальной поверхности полушарий и задненижние отделы 20-го поля на конвекситальной и базальной поверхности мозга. В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Состроит она в том, что больные не способны правильно называть предметы, но пытаются дать им словесное описание и обычно стремятся показать, как это делается. Например, когда врач показывает карандаш и просит пациента его назвать, то пациент обычно отвечает: «Ну, это то, чем пишут». Подсказка помогает пациенту вспомнить нужное слово. Но проходит небольшое время, и он вновь забывает название предмета. В речи больных с амнестической афазией мало существительных и много глаголов. У больных с амнестической афазией нет каких бы то ни было явных зрительных гностических расстройств, они прекрасно ориентируются и в зрительном пространстве и в зрительных объектах. Амнестическая афазия весьма характерна для пациентов с болезнью Альцгеймера.
Обратите внимание: в практике невролога встречается тотальная афазия – сочетание моторной и сенсорной афазий. Пациент не понимает обращенной к нему речи и сам не способен к активному произношению слов. Тотальная афазия развивается при обширных инфарктах мозга в бассейне левой (у правшей) средней мозговой артерии и обычно сочетается с гемипарезом на противоположной стороне.
Источник: учебное пособие «Синдромы нарушений высших психических функций в неврологической практике» А.В. Густов, Т.В. Мельникова, Е.В. Гузанова, издательство «НГМА», Нижний Новгород, 2005.
Как общаться с пациентами с афазией
Автор Deborah Chiaravalloti
Карьерный совет
Каждый год 795 000 человек в США переносят инсульт. Около 87% всех инсультов являются ишемическими инсультами, при которых блокируется приток крови к мозгу. Инсульт является основной причиной длительной нетрудоспособности. Для некоторых это включает повреждение области мозга, отвечающей за речь, что приводит к состоянию, называемому афазией — расстройству, которое ухудшает языковые навыки, чтение и письмо. Это может стать серьезным препятствием для ухода за больными. Ведь в большинстве случаев оказание этой помощи во многом зависит от умения с ними общаться. Что вы должны делать при лечении человека с афазией?
Рано или поздно вам придется лечить пациента с афазией либо в отделении неотложной помощи, либо в условиях первичного звена. По оценкам, около 1 миллиона человек в США в настоящее время страдают афазией, и ежегодно ею заболевают почти 180 000 американцев. Большинство случаев вызвано инсультом.
Признаки и симптомы афазииСуществуют способы общения с человеком, страдающим афазией, и это помогает понять его расстройство. Существует два основных типа афазии, называемые беглой и небеглой. В этих группах есть несколько типов афазии, но мы просто опишем эти две широкие категории, чтобы дать вам общее представление о расстройстве.
Плавная афазия: Наиболее распространенный тип беглой афазии называется афазией Вернике. Люди с этим расстройством могут говорить и могут говорить, но длинными предложениями, не имеющими смысла. Некоторые могут использовать бессмысленные, выдуманные слова. Например, человек с афазией Вернике может сказать: «Я иду к тому круглому камню, чтобы получить сливки и накрутить столько, сколько вы хотите». Это также может быть очень неприятно для человека, страдающего этим типом афазии, потому что он часто не замечает ошибок в своей речи. Они пытаются общаться, не понимая, почему их нельзя понять. Кроме того, человек с афазией Вернике может испытывать трудности с пониманием речи другого человека.
Небеглая афазия: Наиболее распространенный тип небеглой афазии называется афазией Брока. Люди с этим типом афазии могут понимать речь другого человека. Однако, когда они пытаются общаться, они знают, что хотят сказать, но их речь может быть искажена — и они это знают. Они могут очень много работать, чтобы говорить короткими предложениями, и когда они это делают, они могут исключать такие части речи, как «is», «the» или «and». Вместо того, чтобы сказать «Я погуляю с собакой», они могут сказать «погулять с собакой». Вместо того, чтобы сказать «На столе две книги», они могут сказать «книга, книга, два стола». Люди с этим типом афазии понимают речь другого человека.
Существует еще один распространенный тип афазии, который может проявляться у ваших пациентов; глобальная афазия . Это сильно мешает общению. Люди с глобальной афазией могут иметь серьезные нарушения способности говорить или понимать язык в целом. Некоторые могут сказать несколько слов, другие могут повторять одни и те же слова снова и снова.
Передовая практика общения с пациентом с афазиейОтвет на этот вопрос был предпринят в нескольких исследованиях, направленных непосредственно к источнику — людям с афазией. Вот два исследования и их результаты:
Исследование, опубликованное в журнале Disability Health, записало на видео 25 клинических встреч с людьми с афазией. Их местные врачи и компаньон присутствовали во время интервью. После каждой встречи врачи заполняли анкету. Человек с афазией и его или ее спутник завершили видео-интервью. Пациенты с афазией и их спутники рекомендовали врачам практиковать следующие коммуникативные стратегии для улучшения взаимодействия между пациентом и врачом:
- Используйте наглядные пособия
- Записывайте ключевые слова во время разговора
- Используйте жесты во время разговора
- Спрашивайте пациентов и их собеседников об их конкретных предпочтениях в общении и учитывайте их при общении с пациентом
Другое исследование, опубликованное в American Journal of Speech — Языковая патология сообщила об опыте общения пациентов с афазией, членов их семей и врачей во время оказания медицинской помощи. Были проведены личные интервью с 18 участниками — шестью пациентами с афазией, шестью членами семьи, занимающимися уходом за пациентами, и шестью практикующими врачами. Пациенты и члены их семей сообщили о положительном опыте, а также о разочарованиях и проблемах в общении. В ходе исследования было получено четыре вывода:
- Пациенты и члены их семей работают в команде
- Пациенты и члены их семей хотят, чтобы врачи «просто пытались» общаться с пациентами
- Врачи хотят взаимодействовать с пациентами, но могут не знать, как это сделать
- потребность пациента в общении является общей проблемой
Исследование пришло к выводу, что изменение способов общения врачей необходимо для того, чтобы «содействовать улучшению понимания пациентов и их способности выражать свои мысли».
Когда вы сталкиваетесь с пациентами с афазией, при общении с ними помните о следующих рекомендациях:
- Говорите с ними как со взрослыми, а не как с детьми.
- Не делайте вид, что понимаете их, если это не так.
- Не кричите, если человек вас не понимает.
- Всегда смотрите в глаза при разговоре с пациентом.
- Задавайте вопросы «да» или «нет».
- Используйте жесты и визуальные подсказки.
- По возможности предлагайте варианты возможных ответов, но не слишком много вариантов. Обработка их может быть затруднена.
- Давайте инструкции небольшими простыми шагами.
- Выделите больше времени, чем, по вашему мнению, необходимо человеку, чтобы понять и ответить — иногда гораздо дольше. Потерпи.
- Помогайте общаться, показывая, рисуя, используя книгу с картинками или словами об общих медицинских проблемах, лечении и процедурах.
- Часто проверяйте во время разговора, понимает ли собеседник.
- Всегда разговаривайте с пациентом, а не с его спутником. Однако обязательно дайте информационные материалы компаньону для поддержки.
Люди с афазией могут продолжать улучшать свою речь, иногда в течение многих лет. Однако, когда вы видите пациентов с этим расстройством, они каким-то образом борются с общением. Проявите к ним понимание, терпение и сострадание. Относитесь к ним как к взрослым, помогайте им преодолевать препятствия в общении и убедитесь, что их спутники обладают информацией, необходимой им для выполнения инструкций по уходу. Вы сможете оказывать качественную помощь пациентам с афазией, просто это может занять больше времени и требует более творческих подходов, чем вы привыкли.
Теги: уход за пациентамипациенты
О Деборе Кьяраваллоти
Дебора Кьяраваллоти — отмеченная наградами писательница и бывший руководитель больницы. Ее инсайдерский опыт помогает клиентам из сферы здравоохранения запускать медицинские процедуры, продукты, включая программное обеспечение с искусственным интеллектом и платформы для обмена знаниями. Дебора пишет веб-сайты, блоги, авторские статьи и маркетинговые стратегии для ухода за пожилыми людьми, защиты прав потребителей в сфере здравоохранения, управления циклом доходов (RCM) и бизнеса в области здравоохранения. Ее печатные статьи были опубликованы, а ее радиопередачи транслируются по всей стране.
Попробуйте BoardVitals бесплатно в течение 10 дней.
Бесплатная пробная версия. Кредитная карта не требуется.
Начать бесплатную пробную версию
Как выглядит афазия и что с этим делать
На прошлой неделе мы узнали о пациенте, у которого была афазия, и о том, как это было для него и его семьи. Каждый пациент индивидуален, когда дело доходит до реабилитации, но каждый пациент может получить пользу от члена семьи, который знает об их состоянии. Месяц осведомленности об афазии — идеальное время, чтобы узнать больше об этом заболевании. Когда у пациента повреждаются участки мозга, отвечающие за речь, мы называем это «афазией». Афазия может привести к тому, что человек потеряет способность обрабатывать язык, будь то выражение или понимание. Чаще всего за афазию отвечает левое полушарие мозга, из-за чего у больного возникают трудности с речью и пониманием.
Многие из наших пациентов с афазией перенесли инсульт. Хотя такие вещи, как опухоли головного мозга и черепно-мозговая травма, также могут быть причиной, инсульт чаще всего является причиной языковых трудностей, с которыми мы помогаем нашим пациентам справиться.
Общие симптомы афазии:
У пациентов с афазией часто возникают проблемы как с пониманием, так и с выражением.
Когда большинство проблем связано с пониманием или восприятием языка, это часто классифицируется как «афазия Вернике». Хотя больной иногда может уловить мелодию или ритм предложения (например, определяя, является ли это командой или вопросом), у него могут возникнуть проблемы с пониманием конкретных произносимых слов. Поскольку словарный запас человека находится в левом полушарии мозга, иногда это может повлиять на понимание слов, а также на концепцию объединения слов для формирования полной мысли.
Когда проблема в основном связана со способностью выжившего выражать свои мысли, она обычно подпадает под категорию «Афазия Брока». В этом случае симптомы более заметны внешне, так как больной сильно борется с речью и построением предложений. Афазия в этом случае может проявляться по-разному. Иногда пациент создает что-то, что звучит как предложение, но состоит из тарабарских слов. В других случаях они могут произнести достаточно слов, чтобы донести идею, но пропустить небольшие связующие слова, такие как «the» или «and». Когда все области языка затруднены, это называется «глобальной афазией».
Поддержка
Спектр симптомов, которые могут возникнуть при афазии, широк и разнообразен, но постоянным фактором остается потребность в поддержке. Благодаря поддержке членов семьи, друзей и реабилитационных терапевтов у человека, страдающего афазией, больше шансов вернуться на путь понимания и функционирования.
Что вы можете сделать?
Слово «афазия» может пугать. Хотя это определенно серьезное состояние, с ним можно работать и, в некоторой степени, его преодолеть.
Признать… , что афазия не повлияла на интеллект пациента. Это изменило их способность общаться и понимать язык, но их личность, память и знания остались. Помнить, что за этим коммуникативным расстройством стоит тот же человек, которого вы всегда знали, может быть заземлением и воодушевлением.
Найдите время… , чтобы узнать о трудностях и конкретных коммуникативных потребностях вашего страдающего члена семьи. После периода рутины вы сможете понять, как понимать любимого человека и общаться с ним, принося чувство комфорта и прогресса вам обоим.
Создайте… окружение, способствующее концентрации внимания и лечению. Когда человеку трудно понять простейшие слова, даже самые простые отвлекающие факторы могут помешать прогрессу. Устраните лишние звуки и чрезмерную визуальную стимуляцию, чтобы ваш любимый человек мог сосредоточиться на текущей задаче. Упрощение ваших вопросов до «да/нет» и замедление темпа речи могут способствовать успеху.
Исследуйте… различные методы терапии. Иногда рисование, письмо и даже поощрение социализации могут стимулировать прогресс в изучении речи человека, пережившего инсульт.