Амнестическая афазия характеризуется: Амнестическая афазия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Как выявить амнестическую афазию у человека

Амнестическая афазия проявляется у пациента через различные отклонения в речи. Данная патология характеризуется утратой способностей пользоваться словами, которые человек использует для повседневного общения. В результате ему становится сложно выражать свои мысли, но если говорить об артикуляционном аппарате или слухе, эти функции будут сохранены.

Как и при остальных видах афазии (акустико-гностическая афазия), отклонения можно связать с проблемами, касающимися сосудов головного мозга. Сюда же относятся различные травмы закрытого или открытого типа, новообразования, энцефалит, болезнь Пика, лейкоз или лейкоэнцефалит. Лечение амнестической афазии может понадобится человеку абсолютно любого возраста. Поэтому если у пациента возникают какие-либо проблемы, касающиеся сосудистой системы или связанные с травами, необходимо обязательно обратиться к врачу и провериться на наличие возникновения осложнений.

Что такое амнестическая афазия

Амнестическая афазия – это такой вид заболеваний, который можно охарактеризовать неспособностью человека указывать название любых предметов, даже самых простых. При этом нельзя сказать, что у него будет наблюдаться серьёзное нарушение речи. Единственный минус, который можно заметить, это небольшое количество существительных и невозможность оперировать значительным количеством глаголов.

Когда больной начинает называть предметы, он активно использует парафразы, это значит, что он будет описывать их своими словами, но при этом не сможет употребить конкретное название.

Причины появления

Симптомы амнестической афазии проявляются вследствие нарушений, связанных с белым веществом, находящимся на границе теменной височной и затылочной частей левого полушария мозга человека. Если пациент пострадал от отклонений, связанных с этими частями органа, у него будут возникать проблемы не только с памятью, но и речью, так как именно здесь сконцентрирован центр памяти человека.

К основным причинам, которые способны вызвать данное отклонение, относятся следующие:

  • злокачественные опухоли головного мозга;
  • отдельные психические состояния;
  • заболевания инфекционного характера. Сюда относятся менингиты и энцефалиты;
  • если пациент пострадал от черепно-мозговой травмы, у него могут возникнуть различные повреждения определённой степени. Если говорить о незначительных травмах, здесь можно выделить недолговременную потерю памяти и быстрое восстановление. Что касается тяжелых повреждений, то могут возникнуть более серьезные проблемы, которые будут касаться нарушений памяти и, вместе с ней, речевой функции человека;
  • спутанность сознания, которая вызвана острой интоксикацией внутренними или внешними ядами. Сюда относятся лекарства или ядовитые вещества, а также некоторые компоненты, которые содержатся в крови человека. Такие же состояния могут наблюдаться при печеночной недостаточности или почечной;
  • хронические отклонения, касающиеся кровообращения;
  • воспалительные процессы;
  • абсцесс мозга, болезнь Пика или Альцгеймера. Здесь пациент страдает от постепенного ухудшение речи и памяти, это связано с постоянно прогрессирующими негативными изменениями в функциональности головного мозга.

Также существуют люди, которые находятся в отдельной группе риска; здесь необходимо обратить внимание на следующих пациентов:

  1. люди, которые имеют наследственную предрасположенность к недугам подобного рода;
  2. люди преклонного возраста;
  3. пациенты, которые на протяжении долгого времени страдают от некоторых общих заболеваний. Сюда относятся гипертоническая болезнь, ишемические недуги сердца, эпилепсия, а также постоянные головные боли и подобные им заболевания.

Обратите внимание! На самом деле, совсем не важно, какие причины спровоцировали амнестическую афазию. Самое главное здесь, это вовремя приступить к лечению и не допустить нежелательных осложнений. Если пациенты обращаются к доктору вовремя, они имеют большие шансы на полное выздоровление и предотвращение тяжелых отклонений.

Признаки и симптомы заболевания

Амнестическая афазия зачастую характеризуется мягкой формой течения, по сравнению с моторной афазией, поэтому симптомы проявляются не слишком интенсивно.

Чтобы определить развитие этого заболевания, необходимо на протяжении длительного периода общаться с больным. Здесь стоит обращать внимание на следующие проявления:

  • У пациента возникают проблемы с тем, чтобы вспоминать название предметов, но при этом он хорошо разбирается в их функциях и внешнем виде.
  • Пациент постоянно будет повторять одни или другие слова, а также использовать одинаковые словосочетания. Зачастую речь будет строиться неправильно, с точки зрения грамматики или логики.
  • Для выявления мнестической афазии не следует обращать внимание на артикуляцию, так как она всегда будет правильной, в отличии от динамической афазии.
  • Речь пациента всегда богатая парафразами. Человек зачастую говорит либо медленно, либо использует частые паузы. Также здесь стоит отметить неправильное употребление некоторых слов.
  • Существительные чаще всего опускаются в высказываниях. В основном, больной не страдает от полной утраты возможности читать или писать.
  • У пациента не возникает трудностей с произношением звуков. Если амнестическая афазия протекает в незначительной форме, человек может продолжать работать, не вызывая никаких подозрений у сотрудников, но это не значит, что не стоит обращаться к врачу, даже если отклонение самое незначительное.

Эти симптомы могут спровоцировать не только афазию данного типа, здесь может идти речь о более сложных формах. Со временем они спровоцируют тяжёлые отклонения, от которых практически невозможно избавиться. Чтобы более точно обозначить вид заболевания, необходимо разобраться с причинами возникновения таких проявлений.

Диагностика болезни

В первую очередь, при диагностике амнестической афазии врачу необходимо провести беседу с самим пациентом, чтобы понять, какие именно симптомы проявляются интенсивнее. В результате этого разговора он сможет примерно определить то, какие причины стали основополагающими при развитии данного заболевания. Далее необходимо провести целый ряд тестов, они могут подтвердить или опровергнуть диагноз.

Сюда относятся следующие процедуры:

  1. после того, как специалист определил, давно ли возникли нарушения в речи пациента, а также, какое событие могло спровоцировать развитие данных патологий, необходимо провести неврологический осмотр. Сюда относится выявление таких симптомов, как асимметрия лица, неполное закрытие глаз, опущение уголка рта, ощущение слабости в конечностях, а также изменение высоты рефлексов;
  2. далее необходимо пройти осмотр у логопеда. Здесь проходит оценка имеющихся нарушений в речи, что позволит корректного строить работу по её восстановлению;
  3. компьютерная томография и МРТ. Это необходимо для более глубокого изучения строения головного мозга. Также специалисты будут иметь возможность выявить нарушения в его структуре и тканях, определить наличие гнойников, новообразований, очагов распада нервной ткани или кровоизлияний;
  4. МР. Магнитно-резонансная ангиография позволяет в полной мере оценить целостность и проходимость сосудов, находящихся в полости черепа.

В результате проведения всех этих исследований специалист может более точно назвать очаг поражения при амнестической афазии. Только после этого необходимо приступать коррекционному лечению и процессу восстановления речи пациента.

Лечение

Когда врач определил, в результате каких поражений у пациента возникла амнестическая афазия, он сможет подобрать эффективный курс лечения, который будет подразумевать прием медикаментов, а также специальные упражнения. В особо сложных случаях может потребоваться операция, но это только при том, если причиной возникновения отклонения стала опухоль или другое серьёзное заболевание.

Практически при любой степени сложности заболевания необходимо использовать комплексный подход, который включает в себя работу со специалистами и одновременный прием медикаментозных препаратов. Сюда же относятся физические упражнения, а также остальные виды восстановительной терапии.

Что касается молодых пациентов, они отличаются более высокими шансами на выздоровление в полной мере, чего нельзя сказать о больных пожилого возраста. В медицинской практике известны такие случаи, когда пациенты юного возраста выздоравливали мгновенно, но это возникает только при крепком иммунитете у больного.

Вне зависимости от проявления амнестической афазии и нарушений, связанных с ней, весь курс восстановительной терапии может занять от двух до пяти лет. При этом ни один из специалистов не даст пациенту гарантий по поводу выздоровления или возникновения некоторых осложнений. Здесь очень важно постоянно заниматься с человеком, постепенно увеличивая нагрузку на мыслительные процессы.

Заключение

На сегодняшний день врачи не могут определить точные меры предосторожности, которые позволят в полной мере предотвратить данное заболевание. Чтобы снизить шансы на возникновение патологии, необходимо, в первую очередь, проходить плановые проверки у врача. Также, если возникают какие-либо черепно-мозговые травмы и другие заболевания, могущие спровоцировать амнестическую афазию, следует незамедлительно обратиться к специалисту, чтобы предотвратить возможное начало данных процессов.

Системная амнезия. Афазия

Имеются в виду локальные выпадения памяти, связанные с воспроизведением навыков действия и обусловленные преимущественно очаговыми корковыми повреждениями. При этом в первую очередь страдает процедурная память того или иного вида, как долговременная, так и кратковременная, оперативная. В развитии системной амнезии различаются три этапа. На первом нарушение клинически проявляется ухудшением репродукции того или иного навыка (например, забыванием на время некоторых слов, ошибками их произнесения, отдельными нарушениями узнавания и праксиса). На втором выявляется собственно амнезия одного какого-то навыка или даже одновременно нескольких связанных с ним. На третьем амнезия приобретает генерализованный характер, касается не одних только навыков, но в равной степени и других проявлений памяти.

Афазия — утрата навыков устной и письменной речи. Различают следующие виды афазии.

1. Моторная афазия (экспрессивная, атактическая афазия, афазия Брока, анартрия (от an — частица отрицания, arthroo — членораздельно произносить)) — невнятная речь, связанная с центральным нарушением звукопроизношения. Типичными, кроме того, являются телеграфный стиль речи (фразы из 2–3 слов, составленные из глаголов и имён существительных), аграмматафазия (аграмматизмы речи, то есть утрата способности использовать грамматические нормы языка), литеральные и вербальные парафазии (подмена одних букв, фонем, слов другими, неправильными, их пропуски), контаминации (слипание слов, например «палалет» образовано из «палата» и «туалет»), персеверации (повторение ответа на предыдущий вопрос в ответ на новый).

Страдает произвольная письменная речь, списывание текстов удаётся несколько лучше. В тяжёлых случаях нарушается письмо под диктовку. Термином дизартрия обозначают нарушения произношения, обусловленные поражением периферического аппарата артикуляции. Моторная афазия наблюдается при локализации очага повреждения в задней трети нижней лобной извилины мозга доминантного полушария — речевого центра Брока (1861).

2. Сенсорная афазия (слуховая афазия, афазия восприятия, словесная глухота, чистая словесная глухота, афазия Вернике) — утрата способности понимать устную речь при сохранении слуха и относительной сохранности экспрессивной речи). Характерны, кроме того, многоречивость вплоть до логореи (словоизвержения), литеральные и вербальные парафазии, нарушение фонематического слуха (различения близких по звучанию фонем), аграмматизмы речи, неспособность повторять сказанное другими. Нарушаются чтение, письмо. Сенсорная афазия возникает при поражении задней части верхней височной извилины доминантной гемисферы — речевого цента Вернике (1874).

3. Амнестическая (номинантная) афазия — утрата способности вспоминать нужные слова, особенно при назывании предметов. Понимание назначения этих предметов не нарушено, что пациенты обычно пытаются демонстрировать, не находя требующегося слова.

Наблюдаются, кроме того, многоречивость, персеверации, вербальные парафазии, затруднения в спонтанном письме. Письмо при списывании и под диктовку не нарушается. Амнестическая афазия возникает при повреждении теменно-височных и теменно-затылочных отделов доминантного полушария (Trousseau A., 1864; Bateman, 1898).

4. Семантическая афазия — утрата способности понимать значение грамматически сложных фраз при восприятии устной и письменной речи. Это происходит потому, что теряется понимание отношений между словами, выражаемыми посредством флексий (окончаний слов), предлогов, сравнений, атрибутивных конструкций (определений). Пациент не может, к примеру, понять, чем «отец брата» отличается от «брата отца». Семантическая афазия наблюдается при поражении области мозга на стыке теменной, затылочной и височной долей доминантной гемисферы мозга (Head H., 1926).

5. Синтаксическая афазия — утрата способности составлять предложения и фразы по правилам синтаксиса используемого языка. Называется также катафазией (от греч. kataphasis — утверждение). Некоторые авторы (Блейхер, 1995) определяют катафазию как речевую стереотипию, то есть повторение слов собственной речи, или аутоэхолалию.

6. Динамическая афазия — речевая аспонтанность, утрата побуждения говорить. Наблюдается при поражении конвекситатных и медиальных поверхностей лобных полушарий.

7. Общая афазия — расстройство речи, возникающее при одновременном поражении речевых центров Брока и Вернике.

8. Оптическая афазия — утрата способности вспоминать названия и одновременно с тем назначения визуально представленных предметов. Называется также термином аномия.

9. Проводниковая афазия — характеризуется затруднениями при повторении фраз собеседника, невнятным произношением звуков речи, а нередко и утратой способности понимать речь. Возникает при повреждении нервных волокон, связывающих речевые центры Брока и Вернике.

10. Транскортикальная афазия (Lichtheim L., 1885) — расстройство речи, понимаемое ныне как относительно лёгкий вариант моторного и сенсорного видов афазии. В таком понимании может быть представлена в виде моторного (с корковым нарушением артикуляции), сенсорного (частичным забыванием значения слов) и смешанного (с симптомами того и другого нарушений). А.Р.Лурия (1962) различает пять вариантов расстройства. Афферентный моторный вариант проявляется корковым нарушением артикуляции, возникает при распространении поражения с прецентральной коры на нижние отделы этой области, где представлена кинестезия губ, лица и языка. Эфферентный моторный или кинетический вариант характеризуют нарушения плавности речи, речевая дезавтоматизация и затруднения при переходе от одной артикуляции к другой. Наблюдается при поражении нижних отделов премоторной зоны.

Динамический вариант отличается расстройством активного построения речи, утратой речевого побуждения. Возникает при поражении конвекситальных отделов лобных долей. Акустикогностический сенсорный вариант проявляется нарушением распознавания близких по звучанию оппозиционных фонем, например «д»-«т», в более тяжёлых случаях страдает различение всех звуков речи, возможно появление акустической агнозии. Наблюдается при поражении вторичных отделов височной коры мозга. Амнестикосенсорный вариант характеризуют трудностями воспоминания названий предметов. Наблюдается при поражении теменно-затылочных отделов коры больших полушарий.

11. Амузия — утрата способности воспринимать и воспроизводить музыкальные структуры, а также писать и читать ноты. При моторной амузии пациент делается неспособным петь и играть на музыкальных инструментах, при сенсорной амузии — слышать музыку, мелодии. Острота слуха сохраняется на прежнем уровне. Амузия может сочетаться со слуховой агнозией. Расстройство возникает при поражении корковых полей 45 и 22, по Бродману.

12. Асемия — утрата способности понимать значение неречевых символов, а также потеря умения рисовать и копировать рисунки. Обозначается и как мыслительная агнозия.

13. Глобальная афазия — сочетания разных форм афазии, встречается при тотальной амнезии в рамках деменции.

В детском возрасте большей частью отмечаются нарушения развития речи, обусловленные задержкой или повреждением развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием головного мозга во младенчестве и раннем детстве. Нарушения не связаны с очаговыми повреждениями, невротическими нарушениями, умственной отсталостью, детским аутизмом, тревогой, депрессией и влиянием средовых факторов. Значительная часть пациентов с возрастом достигает нормального уровня речевого развития, но происходит это явно позже, чем даже у «поздно говорящих» нормальных детей.

Типичны трудности в овладении чтением, письмом, общением, темпом интеллектуального развития, а также эмоциональные и поведенческие проблемы (невербальное поведение, пытливость, потребность в общении не нарушены). Характерно постоянное, точнее, регредиентное течение, собственно ремиссий и рецидивов не бывает. Аналогичные нарушения могут быть при иной патологии (олигофрения, аутизм, сенсорные нарушения, дефицит внимания, социальная депривация, аффективные расстройства, невроз, регрессия речи, синдром Ландау-Клеффнера или приобретённая афазия с эпилепсией), но в этом случае они являются лишь симптомами основного расстройства. Нарушения речевого развития таковы:

Специфическое расстройство артикуляции речи — задержанное развитие звукопроизношения, не связанное с очаговой патологией и умственным недоразвитием. В норме большинство звуков речи приобретается к 6–7 годам, в 11–12 лет дети произносят почти все звуки родной речи. В возрасте четырех лет речь ребёнка легко понимается незнакомыми ему людьми. При патологии дезартикуляция делает речь детей трудной для понимания окружающими и в возрасте после четырех лет. В речи много пропусков, подмен, искажений фонем, искажения звуков могут зависеть от их сочетания. Синонимы термина: расстройство артикуляции, функциональное расстройство артикуляции, лепетная речь, дислалия, расстройство фонологического развития.

Расстройство экспрессивной речи — задержанное развитие в использовании выразительной разговорной речи, не связанное с очаговой патологией и умственной отсталостью. Звукопроизношение и понимание чужой речи может быть не нарушено. К трем годам при значительном нарушении в речи пациентов отсутствуют отдельные слова, а также фразовая речь из двух слов. Позднее нарушение включает:

  1. Ограниченный активный лексикон,
  2. Избыточное использование небольшого набора общих слов,
  3. Трудности в подборе нужных слов и синонимов,
  4.  «проглатывание» слов, неполное их произношение,
  5. Незрелая структура фраз,
  6. Ошибки синтаксиса, особенно отсутствие флексий и приставок,
  7. Дисграмматизмы в виде отсутствия (неправильного использования) предлогов, местоимений, спряжений глаголов и склонений имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений,
  8. Чрезмерно обобщённое употребление правил,
  9. Отсутствие плавности предложений и
  10. Трудности в последовательном пересказе впечатлений прошлого.

Эти и подобные нарушения представляют, пользуясь известной терминологией, психопатологические синдромы речевого дизонтогенеза. Приведённое описание не снимает всей остроты проблемы его разграничения как с нормой индивидуального замедленного развития речи, так и с другими психопатологическими синдромами, в которые включены симптомы расстройства. Синонимы термина: дисфазия и афазия, связанная с развитием, экспансивный тип. 

Расстройство рецептивной речи — задержанное развитие у детей понимания чужой речи, не связанное с локальной патологией мозга и умственной отсталостью. Обычно нарушена и экспрессивная речь, нередко — артикуляция речи. Высок уровень сопутствующих эмоциональных, коммуникативных и поведенческих расстройств, нарушений умственного развития, социализации. В целом детям свойственны нормальное социальное взаимодействие, нормальные ролевые игры, адекватное обращение к родителям для получения помощи, использование невербальных средств общения нарушено относительно легко.

Нередко выявляется некоторое снижение слуха на высокие тона, но его степень недостаточна, чтобы вызвать нарушение речи. Значительное нарушение проявляется неспособностью

  1. реагировать с первого дня рождения на знакомые названия в отсутствие невербальных реплик,
  2. идентифицировать названия нескольких обычных предметов к 18 месяцам,
  3. следовать простым инструкциям в возрасте двух лет.

К поздним нарушениям относят: 1) неспособность понимать грамматические структуры (отрицание, вопросы, сравнения и др.) и 2) непонимание более тонких аспектов речи (тона голоса, жестов говорящего и др.). Синонимы термина: афазия, дисфазия развития, рецептивный тип; словесная глухота, врождённая слуховая невосприимчивость, афазия Вернике, связанная с развитием.

К содержанию

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. 26″>

    амнестическая афазия неспособность называть предметы или распознавать письменные или устные названия предметов

  2. амнестическая афазия неспособность называть предметы или распознавать письменные или устные названия предметов

  3. аномическая афазия неспособность называть предметы или распознавать письменные или устные названия предметов

  4. атаксическая афазия афазия, при которой резко нарушена речевая или письменная экспрессия

  5. акустическая афазия нарушение понимания разговорной речи, не связанное с потерей слуха

  6. импрессивная афазия афазия, характеризующаяся беглой, но бессмысленной речью и тяжелым нарушением способности понимать устную или письменную речь

  7. 08″>

    страдающий амнезией, страдающий частичной потерей памяти

  8. Афазия Вернике афазия, характеризующаяся беглой, но бессмысленной речью и тяжелым нарушением способности понимать устную или письменную речь

  9. амнезия или связанная с ней или вызванная амнезией

  10. Род типа Ascaphus семейства Ascaphidae

  11. мениск линза, вогнутая с одной стороны и выпуклая с другой

  12. акцент интенсивность или сила выражения

  13. сенсорная афазия афазия, характеризующаяся беглой, но бессмысленной речью и серьезным нарушением способности понимать устную или письменную речь

  14. 11″>

    всеведущий, знающий, видящий или понимающий все

  15. амниотическая полость заполненная жидкостью полость, окружающая развивающийся эмбрион

  16. неизбежное закрытие во времени; вот-вот произойдет

  17. eminence greise (французский) лицо, обладающее властью или влиянием в определенных сферах, не занимая при этом официального положения

  18. амниоцентез (при беременности) забор амниотической жидкости у беременной женщины (после 15-й недели беременности) для диагностики аномалий развития плода

  19. всеведение состояние или качество обладания бесконечным знанием

  20. 6″>

    амнезия частичная или полная потеря памяти

Амнестическая афазия и другие нарушения именования | JAMA Neurology

Амнестическая афазия и другие нарушения называния | JAMA Неврология | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]

Эта проблема

  • Скачать PDF
  • Полный текст
  • Поделиться

    Твиттер Фейсбук Электронное письмо LinkedIn

  • Процитировать это
  • Разрешения

Артикул

Июнь 1970 г.

Роберт Кон, MD

Принадлежности автора

Bethesda, Md.

Из отдела исследовательской неврологии, Военно-морской госпиталь США, Bethesda, Md.

Арх Нейрол. 1970;22(6):515-520. doi:10.1001/archneur.1970.00480240035006

Полный текст

Абстрактный

Несмотря на то, что в последние годы на тему (афазия) было написано много, она все еще сталкивается с трудностями самого непонятного описания.— 1869.

РАННЯЯ при изучении языковых нарушений Broca, 1 как часть всеобъемлющей классификации, определено вербальная амнезия как дефект речи в результате потери памяти слов . Эти пациенты с трудом оценивали традиционную ассоциацию, возникшую между идеями и словами. Временами элементарная фонетическая отдача казалась нормальной, но словосочетания и звукосочетания в целом не относились конкретно к обсуждаемому предмету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *