Афазия характеристика основных форм афазии: Классификация афазии. Основные формы афазии, выделенные в классификации Лурии, и их характеристика.

Классификация афазии. Основные формы афазии, выделенные в классификации Лурии, и их характеристика.

Существуют различные состояния вопроса о классификации афазий. Топическая классификация афазий А.Р.Лурия.

Классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике—Лихтгейма, лингвистические классификации X. Хэда, В. К Орфинской и других, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психологи­ческой, физиологической и лингвистической наук, характерный для того или иного исторического периода развития учения о речи.

В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А. Р. Лурия. Нейропсихологический подход к организации высших корковых функций А. Р. Лурия является продолжением нейрофизиологических открытий И. П. Павлова, Н. А. Бернштейна о системной организации функций и «обратной афферентации», а также нейропсихологических и психологических взглядов Л. С. Выготс­кого, А. Н. Леонтьева и других психологов. В 1947 г. А. Р. Лурия формулирует принцип системного строения и динамической, поэтапной локализации высших корковых функций. Им разработаны методы изучения нарушений психической деятельности, различных познавательных процессов человека. Нейропсихологическая методика, позволяет исследовать различные симптомы и синдромы, закономерные сочетания симптомов, возникающие при поражении тех или иных структур мозга; применение этой методики позволяет не только делать заключение о наличии той или иной формы афазии, но и диагносцировать место поражения головного мозга. Им показано, что при любой форме афазии нарушается реализация речевой деятельности.

А. Р. Лурия различает шесть форм афазий:

1. акустико-гностическая (22,- Вернике-задняя треть верхней височной извилины левого полушария) м-зм: нарушение фонематического восприятия) Не критичны к своему состоянию. Жаргоназия, логорея, парафазии вербальные (словесные, литеральные (звуковые), аграмматизмы, чтение, письмо, слуховая агнозия (нарушено понимание речи)

2. акустико-мнестическая афазии (21, 37- средние и задние отделы височной доли левого полушария)- ритм, понимание, парафазии, нарушение слухо-речевой памяти), — повторная речь, трудности актуализации слова (мучительно ищет слово), контоменации (слипание), аграмматизмы в роде, числе, падежном окончании), вербальные парафазии, не грубые нарушения понимания речи, отчуждения слова, много глаголов, мало сушествительных, письмо, счёт (переход через 10)

3. семантическая афазия (39-зона перекрытия, зона височно-теменных долей) м-зм-нарушение одновременных пространственных синтезов) — понимания сложных логико-грамматических конструкций, трудности родительного и творительного, на понимают метафор, пословиц, симультанная агнозия, астереогнноз узнавание на ощуп), апраксия, акалькулия. Трудности на географических картах.

4. афферентная моторная афазия(7,40, частично 5-нарушение адресаций импульсов к двигательным системам, возникающие в результате нарушения кинестетического восприятия), возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга,- дефекты артикулемы, парафазии, литеральные, трудности понимания личных местоимений, речь может отсутствовать, эмболы, конструктивно-простраственная агнозия, кинестетическая апраксия импрессивные аграмматизмы.

5. эфферентная моторная афазия(44, 45-нарушение временной организации двигательного акта, трудности переключения с одного артик.движения к другому, просодика, понимание, речевая память, аграмматизмы), эхолалии, гипомомия (снижение мимики), телеграфный стиль, персеверации, контоменации, обратный счёт, просодика, темп, много пауз.

6. динамическая афазия,(10, 46. частично 45, регуляторная апраксия, трудности проявления речевой инициативы, планирования, регуляции и контроля речевых действий) возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей), экфарии (актуализация слов, пассивны, эхопраксия, гипомимия, эхолалии, интонация, нарушение динамики, снижена речевая активность, псевдоамнестические нарушения (называние годов, имён, знакомых)

Афазии, возникающие при поражении верхневисочных и нижнетеменных зон, входящих во второй функциональный блок (А. Р. Лурия, 1979), называются «задними» формами афазии. Это афазии, при которых нарушаются парадигматические отношения. Афазии, возникающие при поражении заднелобных отделов мозга, входящих в третий функциональный блок, называются «передними» афазиями. При этих формах афазии нарушаются синтагматические» соотношения. При поражении речевых зон происходит нарушение так назы­ваемой первичной предпосылки, осуществляющей специфическую деятельность соответствующей анализаторной системы. На основе первичного анализаторного нарушения возникает вторичный, также специфический, распад всей функциональной системы языка и речи, т. е. возникает нарушение всех видов речевой деятельности: понимания речи, устной и письменной речи, счета и т. д. Характер и степень нарушения понимания речи, экспрессивной речи, чтения и письма зависят прежде всего не от величины очага поражения в коре головного мозга, а от тех гностических (кинестетической, акустической или оптической) предпосылок, которые по-разному вносят свой вклад в реализацию различных речевых процессов.

Основные формы и классификация афазий

Головной мозг Просмотров: 17008

Истории неврологии известно множество попыток классифицировать афазию, однако наибольшее распространение получили две классификации: классификация А. Р. Лурия (в нашей стране) и классификация Лихтгейма—Вернике и ее упрощенный вариант (за рубежом).

А. Р. Лурия (1947,1962) выделяет следующие шесть форм афазий:

1-2)  акустико-гностическая (сенсорная) и акустико-мнестическая афазия, возникающие при поражении левой (у правшей) височной доли,

3-4) моторная эфферентная и динамическая афазия, развивающиеся при поражении лобной коры;

5-6) семантическая и афферентная афазия, возникающие при очагах в нижне-теменной области.

В дальнейшем А. Р. Лурия (1973) ввел в свою классификацию седьмую форму афазии — амнестическую.

Психофизиологические механизмы различных форм речевых нарушений были изучены А. Р. Лурия на такой модели, как травматическая афазия. Пулевое ранение повреждает обычно относительно небольшую область мозга, что позволяет исследователю выяснить, какую роль играет эта область в осуществлении той или иной функции.

В клинике сосудистых заболеваний мозга редко поражаются изолированно небольшие корковые зоны, и потому редко встречаются «чистые» формы афазии, выделенные А. Р. Лурия. Этим объясняется живучесть в клинической афазиологии классификации Лихтгейма—Вернике, наивной в своих попытках психофизиологического анализа нарушений речи, но подчас весьма точной по характеристике клинического синдрома. Наличие в клинике двойной классификации связано также и с тем, что зарубежные авторы по-прежнему пользуются преимущественно классификацией Лихтгейма-Вернике (или ее упрощенным вариантом), и, чтобы понять, о чем говорят зарубежные исследователи, надо самим уметь разговаривать на их языке.

В классификации Лихтгейма—Вернике выделяются три вида моторной афазии:
  1. транскортикальная моторная афазия, возникающая при перерыве связи между центроммоторной речи (центром Брока) и гипотетическим центром понятий;
  2. корковая моторная афазия, развивающаяся при поражении самого центра Брока;
  3. субкортикальная моторная афазия, возникающая при перерыве связи между центром Брока и отделами мозга, ответственными за артикуляцию; также выделяются три вида сенсорной афазии:

а) транскортикальная сенсорная афазия, возникающая при перерыве связи между центром понимания речи (центром Вернике) и гипотетическим центром понятий;

б) корковая сенсорная афазия, развивающаяся при поражении самого центра Вернике

в) субкортикальная сенсорная афазия, возникающая при нарушении связи центра Вернике с отделами мозга, воспринимающими речезвуковую информацию. Отдельно выделяется проводниковая афазия, возникающая при перерыве связи между моторными и сенсорными центрами речи.

Современный вариант классификации (Wertz, 1990) выделяет следующие формы афазий:
  1. моторную афазию Брока;
  2. транскортикальную моторную афазию;
  3. сенсорную афазию Вернике;
  4. транскортикальную сенсорную афазию;
  5. проводниковую;
  6. амнестическую;
  7. глобальную (смешанную сенсомоторную) афазию.
В зарубежной литературе иногда встречается упрощенная классификация, по которой выделяются две группы:
  1. «задняя», «флуент» (подчеркивается, что речь остается плавной, не напряженной) — афазия, возникающая при поражении задних отделов доминантного полушария;
  2. «передняя», «нон флуент» (речь напряженная, спотыкающаяся) — афазия, развивающаясяпри очагах в передних отделах доминантного полушария.

Ниже приводятся краткие характеристики каждой из форм афазии. Основные формы афазии даются по классификации Лурия.

Медицинская реабилитация. / Под ред. В. М. Боголюбова. Книга I. — М.: Бином, 2010. С.362-363.

  • Назад
  • Вперёд

Ratings

(0)

Похожие материалы

Виды афазии | Ассоциация инсульта

Предупреждающее сообщение

Чтобы получить больше удовольствия от Stroke Association , включите JavaScript в своем браузере.

На этой странице:
Афазия Брока (не беглая афазия)
Афазия Вернике (беглая афазия)

Аномическая афазия
Первично прогрессирующая афазия (ППА)

Существует несколько различных типов афазии, которые поражают людей. способы.

Наиболее распространенными типами афазии являются:

  • Афазия Брока
  • Афазия Вернике
  • ​Аномическая афазия

Другой тип афазии — первично-прогрессирующая афазия (ППА), которая, в отличие от других типов афазии, является дегенеративной, то есть со временем ухудшается.

Афазия Брока (не беглая афазия)

Афазия Брока или экспрессивная афазия – это когда людям очень трудно подобрать и произнести нужные слова, хотя они, вероятно, точно знают, что хотят сказать.

Люди с афазией Брока могут произносить только отдельные слова или очень короткие предложения, хотя другие люди обычно могут понять, что они имеют в виду. Это может быть очень неприятно.

Признаками афазии Брока являются:

  • Сильно сниженная речь, часто ограниченная коротким произнесением менее четырех слов.
  • Ограниченный словарный запас.
  • Неуклюжее формирование звуков.
  • Трудности при письме (но способность читать и понимать речь).

Афазия Вернике (беглая афазия)

Афазия Вернике или рецептивная афазия — это когда кто-то может хорошо говорить и использовать длинные предложения, но то, что он говорит, может не иметь смысла. Они могут не знать, что говорят неправильно, поэтому могут расстраиваться, когда люди их не понимают.

Признаки афазии Вернике:

  • Нарушение чтения и письма.
  • Неспособность понять смысл произносимых слов (связная речь не нарушена).
  • Неспособность составлять предложения, которые связаны между собой.
  • Внедрение неуместных слов в тяжелых случаях.

Аномическая афазия

Характерными чертами аномической афазии являются:

  • Неспособность подобрать слова для тех самых вещей, о которых человек хочет говорить, особенно значимых существительных и глаголов.
  • Речь, полная расплывчатых выражений разочарования.
  • Трудности с подбором слов как в письменной, так и в устной форме.

Первично-прогрессирующая афазия (ППА)

Первично-прогрессирующая афазия (ППА) — это состояние, при котором языковые способности медленно и прогрессивно ухудшаются, что приводит к постепенной потере способности:

  • Читать.
  • Написать.
  • Говори.
  • Понимать, что говорят другие люди.

Ухудшение состояния может происходить медленно, в течение нескольких лет. Другие психические функции, такие как память, рассуждение, понимание и суждение, обычно не затрагиваются.

Очень важно установить точный диагноз ППА. Это делается для того, чтобы исключить другие дегенеративные заболевания головного мозга, такие как болезнь Альцгеймера, при которых затрагиваются речь, память и разум.

Лекарства от PPA нет. Тем не менее, человек по-прежнему может эффективно общаться с нужными инструментами, поддержкой и группой поддержки PPA.

определений афазии — Национальная ассоциация афазии

×

ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ?

Афазия — это нарушение речи, влияющее на воспроизведение или понимание речи и способность читать или писать. Афазия всегда возникает из-за повреждения головного мозга, чаще всего из-за инсульта, особенно у пожилых людей. Но повреждения головного мозга, приводящие к афазии, также могут быть вызваны травмой головы, опухолью головного мозга или инфекциями.

Афазия может быть настолько серьезной, что общение с пациентом становится практически невозможным, или может быть очень легкой. Это может повлиять в основном на один аспект использования языка, например, на способность извлекать названия объектов, или на способность объединять слова в предложения, или на способность читать. Однако чаще нарушаются многие аспекты коммуникации, в то время как некоторые каналы остаются доступными для ограниченного обмена информацией.

Задача специалиста состоит в том, чтобы определить количество функций, доступных в каждом из каналов для понимания языка, и оценить возможность того, что лечение может улучшить использование доступных каналов.

Ниже вы можете найти дополнительную информацию о различных типах афазии, таких как глобальная афазия, афазия Брока, Вернике, первично-прогрессирующая, аномическая и смешанная афазия с нарушением беглости речи.

 

Распространите информацию

Более чем вековой опыт изучения афазии показал нам, что определенные компоненты языка могут быть особенно повреждены при некоторые лица. Мы также научились распознавать различные типы или модели афазии. которые соответствуют месту повреждения головного мозга в индивидуальном случае. Некоторые из распространенных типов афазии:

Это самая тяжелая форма афазии, и она применяется к пациентам, которые могут произносить мало узнаваемых слов и мало или совсем не понимают разговорный язык. Люди с глобальной афазией не могут ни читать, ни писать. Глобальную афазию часто можно увидеть сразу после того, как пациент перенес инсульт, и она может быстро улучшиться, если повреждение не было слишком обширным. Однако при более серьезном повреждении головного мозга может возникнуть тяжелая и длительная инвалидность.

читать далее

(«не беглая афазия»)

При этой форме афазии речевая продукция сильно снижена и ограничивается в основном короткими высказываниями, состоящими менее чем из четырех слов. Доступ к словарному запасу ограничен, а звукообразование у лиц с афазией Брока часто затруднено и неуклюже. Человек может относительно хорошо понимать речь и быть в состоянии читать, но быть ограниченным в письме. Афазию Брока часто называют «не беглой афазией» из-за прерывистой и напряженной речи.

подробнее

Этот термин применяется к пациентам с редкой и напряженной речью, напоминающей тяжелую афазию Брока. Однако, в отличие от людей с афазией Брока, они остаются ограниченными в понимании речи и не читают и не пишут выше элементарного уровня.

подробнее

(«беглая афазия»)

При этой форме афазии в основном нарушена способность улавливать смысл произносимых слов, в то время как легкость связной речи страдает незначительно. Поэтому афазию Вернике называют «беглой афазией». Однако речь далека от нормальной. Предложения не связаны друг с другом, в них вторгаются неуместные слова — иногда до уровня жаргона, в тяжелых случаях. Чтение и письмо часто сильно нарушены.

подробнее

Этот термин применяется к людям, у которых остается постоянная неспособность подобрать слова для тех вещей, о которых они хотят говорить, особенно для значащих существительных и глаголов. В результате их речь, хотя и свободная в грамматической форме и выводе, полна расплывчатых иносказаний и выражений разочарования. Они хорошо понимают речь и в большинстве случаев адекватно читают. Трудности с поиском слов так же очевидны в письме, как и в устной речи.

подробнее

Первичная прогрессирующая афазия (ППА) — это неврологический синдром, при котором языковые способности медленно и прогрессивно ухудшаются. В отличие от других форм афазии, возникающих в результате инсульта или травмы головного мозга, ППА вызывается нейродегенеративными заболеваниями, такими как болезнь Альцгеймера или лобно-височная долевая дегенерация. PPA возникает в результате разрушения мозговой ткани, важной для речи и языка. Хотя первыми симптомами являются проблемы с речью и языком, другие проблемы, связанные с основным заболеванием, такие как потеря памяти, часто возникают позже.

Подробнее

Другие виды афазии

В дополнение к вышеупомянутым синдромам, которые неоднократно наблюдаются логопедами, существует множество других возможных комбинаций дефицита, которые точно не вписываются в эти категории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *