Афазия что это: признаки, симптомы, причины, диагностика и способы лечения заболевания
афазия оптическая — это… Что такое афазия оптическая?
- афазия оптическая
- (a. optica) А., проявляющаяся утратой способности называть предметы при их зрительном восприятии и сохранением возможности их называть при ощупывании.
Большой медицинский словарь. 2000.
- афазия номинативная
- афазия проводниковая
Смотреть что такое «афазия оптическая» в других словарях:
Афазия оптическая — утрата способности вспоминать название и назначение визуально представленных объектов, а также их изображений. Синоним: Афазия номинативная, Аномия (фр. anomia отсутствие закона) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
АФАЗИЯ ОПТИЧЕСКАЯ — Неврологическое состояние, характеризующееся неспособностью называть визуально представленные объекты. Это состояние отличается от ассоциативной афазии, в которой пациент знает значение стимула (то есть он может изобразить пантонимически, как он… … Толковый словарь по психологии
АФАЗИЯ — (от греч. а отрицат. частица и phasis речь), расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться фразами и словами как средством выражения мыслей. А. необходимо отграничить от некоторых расстройств речи у душевнобольных, к рые иногда… … Большая медицинская энциклопедия
Афазия — (греч. ἀφασία, от ἀ отрицательная приставка и φάσις высказывание) речевое расстройство, вызванное поражением определённых зон головного мозга, обычно левого (у правшей) полушария. Поражение любого участка речевой зоны мозга ведёт к нарушению… … Лингвистический энциклопедический словарь
ГОЛОВНОЙ МОЗГ — ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Содержание: Методы изучения головного мозга ….. . . 485 Филогенетическое и онтогенетическое развитие головного мозга…………. 489 Bee головного мозга…………..502 Анатомия головного мозга Макроскопическое и… … Большая медицинская энциклопедия
алексия — (от греч. а отрицат. частица, lexis слово) нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. Хомская Евгения Давыдовна Краткий психологический словарь.… … Большая психологическая энциклопедия
Агнозия — I Агнозия (греч. отрицательная приставка a + gnōsis познание) нарушение процессов узнавания и понимания значения предметов, явлений и раздражений, поступающих как извне, так и из собственного тела при сохранности сознания и функций органов чувств … Медицинская энциклопедия
Аграфия — (греч. а grapho писать) утрата способности писать. См. Афазия. * * * Утрата способности писать правильно по форме и смыслу при сохранности необходимых для этого двигательных функций. В большинстве случаев сочетается с моторной эфферентной афазией … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
МИГРЕНЬ — – заболевание, доминирующим проявлением которого служат повторяющиеся приступы интенсивной головной боли. В патогенезе мигрени важную роль играет наследственная предрасположенность. Долгое время приступ мигрени связывали с изменением тонуса… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Логопеда-афазиолога | Опора
Логопедия – это наука, которая находится на стыке педагогики, психологии и медицины. Она изучает различные дефекты речи, причины их возникновения, способы их предупреждения и коррекции.
Безусловно, нарушения речевой функции не являются опасными для здоровья, но они могут сильно усложнить жизнь человека, мешая ему полноценной коммуникации и адаптации в социуме. Проблема особенно актуальна для детского возраста, ведь большинство речевых дефектов проявляется достаточно рано, еще в дошкольный период.
Кроме того, если взрослые весьма толерантно относятся к людям, у которых есть какие-либо проблемы с речью, то дети ведут себя намного менее терпимо и ребенок, который шепелявит, не выговаривает какие-то буквы или у него есть какие-либо другие речевые дефекты, часто становится объектом шуток и травли. Это чревато получением психической травмы, что неминуемо оставит отпечаток на личности, приведет к возникновению комплексов, которые будут в дальнейшем мешать нормальному общению со своими сверстниками. Если вовремя обратиться к квалифицированному логопеду, то подобных проблем можно будет избежать.
Логопед – это специалист, который занимается ранним выявлением и коррекцией различных речевых дефектов не только у детей, но и у лиц более старшего возраста. Специалист обладает специальными навыками коррекции произношения отдельных звуков, слогов, слов, целых предложений и фраз.
В компетенцию логопеда входит коррекция нарушений устной и письменной речи. В эту категорию входят следующие нарушения:
- Дисфония и афония. Это нарушения звучности речи (тембр, высота, сила голоса) и ее отсутствие (сохраняется только возможность разговаривать шепотом).
- Брадилалия. Для этого нарушения характерна патологическая замедленность речи. Она становится вязкой, тянущей, человек медленно произносит каждый звук, с трудом переходя от одного слога к другому.
- Тахилалия. Это ускоренный темп речи. Человек говорит слишком быстро, торопливо, часто пропуская звуки, что приводит к тому, что его речь не понимают окружающие его люди. Патология может иметь постоянный характер, когда человек говорит так всегда, либо временный, когда речь ускоряется из-за какой-нибудь стрессовой ситуации.
- Дислалия. Проблемы с произношением отдельных звуков при нормальном состоянии нервной системы и слуха. Бывает двух видов – органическая и функциональная. Органическая форма связана с врожденными или приобретенными дефектами органов, участвующих в образовании звуков. Функциональная связана с неправильным восприятием речи окружающих людей.
- Ринолалия. Проблемы с речью, которые возникают из-за особенностей формирования верхнего нёба и губы. В результате этого речь становится гнусавой.
- Дизартрия. В этом случае отмечается дефект воспроизведения речи, который обусловлен нарушением иннервации органов, участвующих в звукообразовании. Речь невнятна, смазана. В более тяжелых случаях речь вообще отсутствует.
- Заикание. Бывает клонической и тонической формы. При клонической форме происходит частое повторение определенного звука, при тонической форме возникают паузы перед произнесением отдельных звуков.
- Алалия. Это отсутствие или недоразвитие речи при первично сохранном интеллекте и нормальном слухе. Патология возникает из-за поражения клеток головного мозга, которые ответственны за формирование речи.
- Афазия. Это локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи. В отличие от алалии, поражение головного мозга происходит уже после формирования речи.
- Дислексия. Нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Патология проявляется невозможностью составлять из букв слоги, распознаванием отдельных букв, неправильным чтением слогов и букв в слове и т.д.
- Дисграфия. Ребенок с затруднением овладевает навыками письменной речи, при этом у него нет проблем с интеллектом, слухом и устной речью. Он пропускает буквы в словах, путает их местами, неправильно отображает форму букв и т.д.
Нарушения речи после инсульта называются афазией. В зависимости от очага и степени поражения мозга различают несколько видов такого расстройства:
- Тотальная афазия — полная неспособность пациента разговаривать. Он не понимает обращенную к нему речь и не может ответить.
- Моторная афазия означает отсутствие способность говорить при полном понимании собеседника. Иногда при этом нарушении человек способен произносить отдельные звуки, но сложить их в полноценную слова он не может.
- При сенсорной афазии, наоборот, нарушается способность воспринимать речь. При этом пациент имеет полностью сохранный слух и может говорить сам, однако родная речь, обращенная к нему, кажется ему иностранной.
- Амнестическая форма отличается невозможностью называть предметы. Больной может говорить и понимает собеседников, однако из своего словарного запаса ему трудно выбрать нужное слово, он как будто забыл нужные названия.
- При семантической форме человек затрудняется с восприятием сложных речевых конструкций. Простые фразы и слова он понимает легко.
Работу по коррекции речевых нарушений следует начинать сразу же после прохождения острого периода заболевания. Если в больнице есть логопед, занятия начинаются уже во время лечения. Однако нужно понимать, что только специалист, имеющий опыт работы с афазией, может определять тактику проведения занятий. Логопед-афазиолог сможет точно установить вид нарушения речи и распланировать коррекционные мероприятия. На практике редко встречается явный и чистый вид нарушения, поэтому эффективное направление восстановительной работы определяется индивидуально с каждым пациентом. В соответствии с состоянием больного и типом речевого нарушения составляется личный план занятий, однако основные принципы сохраняются в любом случае:
- Наиболее важный период для коррекции речи после инсульта — первые полгода-год. Впоследствии пациент адаптируется к своему состоянию и регенеративные способности мозга снижаются. Хотя даже и через год и позже коррекция состояния речи вполне возможна при работе хорошего логопеда и поддержке родственников.
- Занятия не должны перегружать больного. Первые уроки могут длиться не более 5-7 минут, впоследствии удлиняясь до получаса. При этом только специалист может оценить нагрузку и способность пациента заниматься.
- В начале занятий логопед должен провести речевое растормаживание, для чего не требуется сложных упражнений. Важно найти эмоциональную составляющую, на которой пациент захочет выйти на диалог. Поэтому рекомендуется не менять логопеда в процессе работы, так как он уже хорошо знает пациента, тип его нарушения речи, особенности и склонности.
- Несмотря на то, что не следует перегружать пациента, все занятия должны идти от простого к сложному для того, чтобы не терялся прогресс.
- Коррекционная работа ведется исключительно в комплексе с медикаментозным лечением, физиотерапией и прочими процедурами, назначенными лечащим врачом.
- В логопедической работе хорошие результаты дает музыкотерапия, рисование, пение, облегчая пациенту возможность развития функций речи.
- В занятия логопед включает упражнения на фонетическое восприятие речи, контроль звукопроизношения, развитие связной речи и функций высшей нервной деятельности.
Предварительная запись по телефонам:
8 (8652) 555-646, 65-99-12, 8 (9624) 55-99-12
Информация об афазии, полезные статьи медицинской клиники Невро-Мед
Афазии — это расстройства восприятия и продукции устной или письменной речи. Афазии могут быть классифицированы на основании их клинических проявлений, анатомической локализации поражений, вызвавших афазию, этиологических факторов и сопутствующих клинических симптомов.
Глобальная (тотальная) афазия
Этиология. Окклюзия внутренней сонной артерии или средней мозговой артерии, снабжающей доминантное полушарие (реже кровоизлияние, травма или опухоль), приводящая к обширному поражению лобной, теменной и верхней части височной долей.
Клинические проявления. Нарушаются все стороны понимания и продукции речи. Больной не может читать, писать и повторять слова, наблюдается ухудшение слухового восприятия. Речь сведена к минимуму и замедлена. Обычно наблюдаются гемиплегия, потеря чувствительности на половине тела и гомонимная гемианоп-сия.
Афазия Брока (моторная или замедленная афазия)
Этиология. Поражение коры затрагивает нижнюю фронтальную извилину (зону Брока) доминантного полушария, хотя кортикальные и субкортикальные зоны вдоль и вверх от латеральной (сильвиевой) борозды и островка также могут быть изменены. Моторная афазия обычно возникает в результате нарушений кровообращения в бассейне верхней фронтальной ветви средней мозговой артерии, реже из-за опухоли, абсцесса, метастазов, субдуральной гематомы, энцефалита.
Клинические проявления. Речь редкая, медленная, с усилием, амелодичная, бедно артикулированная и в телеграфном стиле. У большинства больных имеются серьезные нарушения письменной речи. Понимание письменной и устной речи относительно сохранено. Больной осознает свой недостаток и явно фрустрирован. В случае обширных поражений могут развиваться спастический гемипарез и девиация глаз в сторону поражения. Чаще наблюдаются менее выраженные контралате-ральные проявления слабости мышц лица и рук. Редко обнаруживается потеря чувствительности, зрительные поля остаются интактными. Обычным явлением бывает щечно-язычная апраксия, в связи с чем у больных возникают трудности в имитационных движениях языка и губ, а также в выполнении этих движений по команде. Апраксия, затрагивающая ипсилатеральную кисть, может возникать из-за вовлечения в процесс волокон мозолистого тела.
Афазия Вернике (сенсорная или беглая афазия)
Этиология. Эмболическая окклюзия нижних ветвей средней мозговой артерии доминантного полушария (реже кровоизлияние, опухоль, энцефалит, абсцесс) с поражением коры, располагающейся у задней части латеральной (сильвиевой) борозды.
Клинические проявления. Несмотря на то, что речь больного звучит грамматически правильно, мелодично и без усилия («бегло»), ее трудно понять из-за путаницы в использовании слов, нарушения структуры предложения и применения временных форм, наличия неологизмов и парафазии. Особенно сильно нарушается понимание письменной и устной речи (чтение, письмо и повторение). Создается впечатление, что больной не осознает своих речевых недостатков. Сопутствующие клинические симптомы могут включать нарушения чувствительности, связанные с поражением теменной доли, и гомонимную гемианопсию. Двигательные расстройства редки.
Проводниковая афазия
Понимание речи и письменная речь в основном сохранены, речь больного беглая, хотя обычным явлением является парафазия. Серьезно нарушена функция повторения. Большинство случаев возникает из-за поражения супрамаргинальной извилины теменной доли доминантного полушария, верхней части височной доли доминантного полушария или дугообразного пучка. Поражения обычно возникают из-за эмболии либо восходящей теменной, либо задней височной ветвей средней мозговой артерии. Сопутствующими симптомами являются контралатеральная потеря чувствительности и гемианопсия.
Словесная глухота
Почти полная потеря слухового восприятия с неспособностью к повторению или написанию слов под диктовку с относительным сохранением речи и спонтанного письма. Восприятие (понимание) визуального или написанного языкового материала преобладает над слуховым восприятием информации. Поражения обычно локализуются непосредственно в первичной слуховой зоне коры (извилина Гешля) в верхней височной извилине или около нее. Причиной может быть инфаркт мозга, кровоизлияние или опухоль.
Словесная слепота
Отсутствие способности читать и, часто, различать цвета при сохранении беглости речи, понимания речи, повторения, письма под диктовку (алексия без аграфии). Поражение обычно затрагивает левую окципитостриарную зону коры и зрительные ассоциативные зоны, а также волокна валика мозолистого тела, соединяющие правую и левую ассоциативные зрительные зоны. У большинства больных наблюдаются сопутствующая правосторонняя гомонимная гемианопсия, расстройства чувствительности по гемитипу, нарушения памяти из-за сосудистых изменений, затрагивающих область васкуляризации левой задней мозговой артерии. В редких случаях причиной может быть опухоль или кровоизлияние.
Изоляция речевой зоны
Гипотензия, ишемия или гипоксия могут вести к инфарктам в пограничной зоне васкуляризации трех главных мозговых артерий с сохранностью области латеральной борозды (часть зоны васкуляризации средней мозговой артерии). У больных отмечаются выраженные очаговые симптомы, «попугайные» повторения произносимых слов (эхолалия) с незначительной или полностью отсутствующей спонтанной речью и пониманием сказанного.
Инструментальные исследования при афазии
КТ-сканирование или МРТ обычно определяют локализацию и природу поражения головного мозга. Ангиография помогает в точном определении специфических сосудистых синдромов.
Лечение афазии
Занятия с логопедом могут быть полезными в лечении определенных типов афазии.
Смотрите также:
Все об инсульте
Дата публикации: . Категория: Новости.
Инсульт – это патологическое состояние, характеризующееся серьезным нарушением мозгового кровообращения, которое длится более 24 часов. По своей сути инсульт – это частичное повреждение человеческого мозга. Чтобы понять, какие последствия для человека может иметь гибель отдельных участков его мозга, нужно разобраться, чем «управляют» эти участки.
Наука уже давно установила, что отдельные участки мозга выполняют свои узкопрофильные функции: от восприятия и переработки информации, поступающей от органов чувств (рецепторов мышц и кожи, органов слуха и зрения) — до «управления» движениями речевого аппарата, ног и рук. На отдельные участки мозга ложится задача планирования дальнейшей деятельности, а другие участки регулируют обмен веществ в организме и контролируют работу внутренних органов.
Опасности инсульта
От того, какие именно участки головного мозга будут повреждены во время инсульта, и будет зависеть потеря человеком тех или иных способностей. Если поврежден двигательный центр (область центральных извилин и путей головного мозга), то последствиями будут либо полная обездвиженность (паралич) либо частичные нарушения подвижности руки или ноги (парез), которые будут наблюдаться на противоположной от очага поражения стороне.
Если же вследствие нарушения кровообращения повреждены задние отделы нижней лобной извилины левого полушария мозга (область Брока), то для правшей последствием будет расстройство речи и возникновение моторной афазии (неспособность внятно выразить свои мысли, читать и писать). При легком повреждении мозга в области Брока, речь больного резко беднеет. Он изъясняется односложно, отдельными существительными в именительном падеже. Такая речь называется «телеграфным стилем». При более серьезных повреждениях моторная афазия может быть полной, а больной будет напоминать немого.
Вредные привычки и полезные привычки
Инсульту больше подвержены люди с повышенным артериальным давлением (особенно выше 160/95 мм рт. ст.). Для таких людей риск развития инсульта в четыре раза выше, чем для больных с нормальным давлением. Наблюдение за состоянием артериального давления – это своего рода профилактика для организма. Она должна стать привычной для каждого – даже для тех людей, которые никогда не замечали за собой повышения артериального давления.
Увеличивают риск возникновения инсульта и вредные привычки. Например, курение, ускоряя развитие атеросклероза коронарных и сонных артерий, вдвое увеличивает риск появления инсульта. Злоупотребление алкоголем повышает этот риск втрое. При этом небольшие дозы некоторых спиртных напитков препятствуют закупориванию сосудов.
Возрастает риск возникновения инсульта с возрастом – в особенности, если диагностирована мерцательная аритмия, гипертрофия миокарда левого желудочка, ишемическая болезнь сердца или сердечная недостаточность.
«Профилактический» образ жизни
Образ жизни имеет важнейшее значение в профилактике инсульта. Такие факторы, как неправильное питание, слабая физическая активность, постоянный стресс и избыточный вес, являются очень серьезным подспорьем для возникновения инсульта. Все они, так или иначе, связаны с высоким уровнем холестерина в крови, который в свою очередь повышает артериальное давление. Идеальным выходом из положения считаются занятия физкультурой. Главное, что стоит учитывать при занятиях спортом, – возраст, уровень здоровья и советы специалистов. Поэтому уровень нагрузки должен быть разумным – иначе возникнет дополнительная нагрузка на сердце, а это тоже большой риск для жизни.
Питание против инсульта
От правильного питания зависит 85% успеха профилактики инсульта. Обычный дневной рацион среднестатистического человека, по утверждениям специалистов, увеличивает риск появления инсульта более чем на 58%. Если вы твердо вознамерились уберечь себя от этой проблемы, вам стоит в корне пересмотреть свой рацион. Питание должно быть сбалансированным, без излишков острого и соленого. На ночь наедаться не стоит. Кроме того, желательно контролировать уровень холестерина. Предпочтение стоит отдавать продуктам, способствующим снижению его уровня — например, овсяным хлопьям, миндалю, соевым продуктам, фруктам и овощам.
Важнейший фактор в профилактике инсульта – ваше спокойствие. Очень важно сохранять эмоциональное равновесие, особенно в возрасте «за 65». Не стоит остро реагировать на события, сильно переживать и сердиться. Специалисты советуют бороться с излишними проявлениями эмоций, поэтому в стрессовых ситуациях лучше переключиться на другие события и успокоиться.
Афазии
/ / /Афазии
Отделения и центры
Методы лечения
Методы диагностики
Заболевания и симптомы
Афазии – это речевые дефекты, появляющиеся при небольших повреждениях мозга, чаще всего страдает левое полушарие у «правшей», и заключающиеся в разнообразных формах изменения речи. Местоположение и величина очага нарушения, а также механизмы, лежащие в основе той или иной речевой патологии, определяют вариабельность системных нарушениях речи. Бывают разные формы афазии: эфферентная моторная; афферентная моторная; динамическая сенсорная; амнестическая; семантическая. Эти формы в общем виде классифицируются в три группы. К группе моторных нарушений относят афферентную, эфферентную и динамическую форму. Отличительной чертой этого типа заболевания является отсутствие экспрессивной речи, т.е. активного устного высказывания.
Эфферентная моторная афазия (Афазия Брока)
Ее возникновение связывают с нарушениями нижних отделов коры левого полушария. В данном случае человек может проговорить отдельные звуки но соединить их в слова, чтобы получилось целое слово и перейти с одного слога на другой, у больного не получается. При тяжёлых формах болезни человек начинает общаться с помощью жестов и мимики или использовать так называемые слово эмбол. При этом больной может произнести одно какое-то слово, которым он пытается заменить все остальные слова.
Афферентная моторная афазия, появляющаяся при повреждении задне-центральной и теменной областей.
У пациентов чаще всего изменяется подбор звука. Человек не произносит вообще слова. Однако непроизвольно часто у него это получается. Но если его попросить, то он не сделает этого. Больной не понимает, как сомкнуть или разомкнуть рот, куда необходимо поместить язык. То есть не знает, что именно надо делать, чтобы произнести какой-либо звук. Динамическая афазия характеризуется в невозможности построения внутреннего алгоритма высказывания и её выполнения, появляется вследствие повреждения префронтальной области левого полушария, локализованная рядом с зоной Брока. Речь скудна, спонтанна, замедляется, в ней нет динамики и экспрессивности. Наблюдается отсутствие во фразах глаголов, предлогов, сложных прилагательных и междометий.
Афазия Вернике, или сенсорная афазия.
Этот вид появляется когда поражена верхняя часть коры виска. Именно эта область, носящая название зоны Вернике, отвечает за восприятие и понимание слуховой части речи. Причина нарушение различения звукового состава слов. При этом физический слух у таких людей не нарушен. У них получается складывать слоги в слова и говорить. Они легко произносят простые и знакомые им слова, но не могут устно воспроизвести сложные или незнакомые. Приафазии такого типа речь человека простая, но запутанная. Тяжело понять смысл сказанного из-за нарушения структуры составленного предложения.
Амнестическая афазия возникает когда повреждена теменно-височная обл. Больной появляется забывчивость. Человек точно знает назначение предмета, но не помнит, как он называется, и не может его назвать, при этом имея смысловое представление о предмете. Больные не понимают смысла синонимов, антонимов, не могут подобрать обобщающего слова к группе понятий (мебель, обувь, игрушки). Часто данная афазия сопровождается дефектами счёта, арифметических действий, хотя больные прекрасно читают. Причина семантической афазии нарушения синтеза речи (схватывания информации). Этот вид заболевания встречается при повреждении нижней теменной доли.
Семантическая афазия проявляется неспособностью больного сопоставлять время и пространство. Такие люди прекрасно понимают речь, хорошо и правильно разговаривают, выполняют несложные просьбы. Семантическая афазия провоцирует нарушение понимании логических связей в речевых конструкциях. Пациентам непонятен смысл предлогов, определяющих местоположение. Слова «бежать», «прибежать», «убежать», «забежать» равнозначны. Пациентам с семантической афазией непонятны переносный смысл слов, поговорки, пословицы. При афазии этого вида читать пациенты способны, а вот пересказать то, что они прочитали своими словами не могут.
К причинам афазии относят:
- Ишемический/геморрагический инсульт.
- Онкология головного мозга.
- Воспалительные его заболевания.
- Прогрессирующие заболевания ЦНС.
- Черепно-мозговые травма, так же последствия трепанации черепа и другие вмешательства на головном мозга.
Способы диагностики речевого нарушения
Диагностировать афазию, симптомы заболевания и её тип можно с помощью специально разработанных методик. Сюда входят различные тесты на определение речевых функций больного, его неврологического состояния. Для уточнения диагноза проводятся диагностические исследования: МРТ, КТ, ультразвуковая диагностика и другие методы. По результатам обследований и сбора анамнеза составляется план лечения пациента.
Методы лечения
Форма и причина афазии определяет лечебную тактику. Первоначально пытаются воздействовать на причину заболевания, например, онкология, воспаления, изменение мозгового кровообращения. Нужно понять, что при афазии восстановление речи занимает большой период, требует грамотного подхода. Комплексная терапия включает в себя как медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, так и логопедическое воздействие. Только при этих условиях возможна качественная коррекция речевых нарушений пациента.
Наши специалисты
Тарасова Светлана Витальевна
Эксперт № 1 по лечению головной боли и мигрени.
Руководитель центра лечения боли
и рассеянного склероза.
Сомнолог. Эпилептолог. Ботулинотерапевт.
Врач — невролог высшей категории.
Врач — физиотерапевт.
Доктор медицинских наук.
Стаж: 23 года.Деревянко Леонид Сергеевич
Руководитель центра диагностики и
лечения нарушений сна.
Врач — невролог высшей категории. Вертебролог. Сомнолог. Эпилептолог. Ботулинотерапевт.
Врач — физиотерапевт.
Стаж: 23 года.Безгина Елена Владимировна
Врач — невролог высшей категории. Ботулинотерапевт.
Врач — физиотерапевт.
Стаж: 24 года.Дьяченко Ксения Васильевна
Руководитель центра лечения головокружений и
нарушений равновесия.
Врач — невролог высшей категории.
Ангионевролог. Нейрореабилитолог.
Врач — физиотерапевт.
Кандидат медицинских наук.
Стаж: 19 лет.Дроздова Любовь Владимировна
Врач — невролог. Вертеброневролог. Озонотерапевт.
Врач — физиотерапевт.
Стаж: 17 лет.Журавлёва Надежда Владимировна
Руководитель центра диагностики и лечения миастении.
Врач — невролог высшей категории.
Врач — физиотерапевт.
Стаж: 16 лет.Палагин Максим Анатольевич
Врач — невролог. Сомнолог. Эпилептолог. Ботулинотерапевт.
Врач — физиотерапевт.
Стаж: 6 лет.
Записаться на прием в Самаре:
Читайте также
Нейрогенный мочевой пузырь
У здорового человека процесс мочеиспускания осуществляется в виде произвольно-рефлекторного акта, и мы можем контролировать его. Однако при этом заболевании все происходит не так. Пациенты чрезвычайно…
Подробнее
Сенестопатии
Сенестопатии — это различные мучительные, практически всегда плохо поддающиеся описанию пациентами ощущения, происходящие из всевозможных областей тела, внутренних органов, и которые не могут быть объяснены…
Подробнее
Атеросклероз
Атеросклероз — заболевание сосудов, которое обусловлено снижением эластичности сосудистой стенки, отложением холестерина на внутренней поверхности и, как следствие, возникновением атеросклеротических бляшек. Атеросклероз…
Подробнее
Энкопрез
Энкопрез это состояние, при котором человек не контролирует и не ощущает позывы к дефекации, также не может управлять и самим актом дефекации; недержание кала значительно ухудшает качество жизни пациента,…
Подробнее
Синдром позвоночной артерии
Основные сосудистые магистрали, несущие кровь к головному мозгу, проходят в шее – это две сонные и две позвоночные артерии. Снижение кровотока по позвоночным артериям будет приводить к развитию острой…
Подробнее
Последствия травматических повреждений черепа, позвоночника, головного и спинного мозга
Травмы головного мозга или черепно-мозговые травмы представляют собой повреждения головного мозга, сопровождающиеся нарушением его функций. Травмы головного мозга делятся на две большие группы – закрытые…
Подробнее
Сенсомоторная афазия – что это такое, как восстановить?
Сенсомоторная афазия – это утрата речевых функций полностью или частично. Патология снижает качество жизни и является основанием для оформления инвалидности. Причина потери речи – снижение функциональности речевых центров вследствие поражения отдельных участков коры мозга из-за перенесенной травмы черепа или системного заболевания.
СодержаниеСвернуть
Локализация очага поражения влияет на клинические проявления афазии. В зависимости от симптоматики патологию классифицируют на сенсорную, моторную и смешанную. Сенсорно моторная афазия сочетает симптоматику первых двух форм и характеризуется грубым расстройством речевых функций.
Причины нарушения речи
Причина сенсомоторной афазии – патологическое поражение областей головного мозга, обеспечивающих речевую функцию. В каждом полушарии есть участки, отвечающие за сенсорную (органы чувств) и моторную (двигательную) функцию.
При моторной форме расстройства пациент утрачивает умение говорить. Это свидетельствует о нарушении нижней лобной извилины левого полушария мозга, обеспечивающей двигательную активность. При сенсорной разновидности пациент не понимает речь других людей. Следовательно, поражена височная доля доминантного полушария, ответственного за анализ речи.
Сенсомоторную афазию называют также тотальной, поскольку она сочетает в себе симптоматику обоих форм и развивается вследствие поражения перечисленных участков коры головного мозга.
Спровоцировать патологию могут:
- ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения), или инсульт, – это самая распространенная причина потери речи среди взрослых;
- образование тромбов в кровеносных сосудах мозга;
- травмы черепа;
- операции на головном мозге;
- злокачественные новообразования;
- энцефалит – воспаление вещества головного мозга;
- дегенеративные заболевания, характерные для пожилого возраста – болезнь Пика или Альцгеймера.
В группе риска находятся пациенты:
- старше 65-70 лет;
- родственники которых страдали афазией;
- имеющие в анамнезе атеросклероз, гипертонию, сахарный диабет, ишемию миокарда, сосудистые болезни или порок сердца.
Характерные симптомы нарушения
Клиническая картина сенсомоторной формы речевого расстройства предполагает наличие симптоматики, характерной для обоих видов афазии. Тяжелое поражение коры головного мозга затрудняет межличностное общение, хотя и не сказывается на умственном развитии, и является основанием для получения инвалидности.
В зависимости от локализации очагов поражения сенсомоторная афазия имеет симптоматику, схожую с моторной или сенсорной патологией. Первую подразделяют на две разновидности:
- Афферентную – когда пациент произносит отдельные звуки или слоги, однако не может контролировать этот процесс.
- Эфферентную – у больного сохраняется способность к произношению фонем, однако ему сложно перейти от одного слога к другому, он много раз повторяет один и тот же звук, или «застревает» на одном слоге и не может договорить слово целиком.
При сенсорном нарушении пациенты утрачивают способность распознавать речь других людей при сохранении слуха. При этом больной правильно произносит слова, может строить фразы. Его речь характеризуется ускоренным темпом. Но он не понимает смысла сказанного или услышанного.
Сенсомоторная афазия характеризуется сочетанием симптоматики обоих расстройств и утратой всех речевых функций. Часто тотальная афазия протекает на фоне неврологической (гемипарез – снижение двигательной активности конечностей с одной стороны), а также общей негативной симптоматики – депрессии, повышенной утомляемости или сонливости.
Методы диагностики
Выявление сенсомоторной патологии направлено на определение причины, которая ее спровоцировала. Обычно применяют комплексное исследование, включающее:
- Первичный прием у невролога, сбор анамнеза и изучение специфической симптоматики. Врач выявляет сопутствующие болезни. Для этого проводит внешний осмотр и направляет больного на лабораторные анализы. В результате доктор определяет очаг поражения, специфику течения заболевания, состояние пациента.
- Консультацию логопеда, дефектолога и психолога. Специалисты диагностируют уровень нарушения речи и разрабатывают тактику коррекционной работы для восстановления речевых навыков.
- Прохождение инструментальных и клинических обследований для уточнения предварительного диагноза. Для этого пациента направляют на МРТ (магнитно-резонансную томографию), КТ (компьютерную томографию), энцефалографию, ангиографическое исследование сосудов головного мозга.
Особенности протекания сенсомоторной афазии у детей
Клиницисты отмечают перечень общих и отличных признаков при сенсомоторном нарушении речи у детей и взрослых. Схожей является этиология (причина) заболевания. Чаще всего утрата речевых навыков у ребенка связана с травмой головы. Аневризма (патологическое расширение церебрального сосуда), злокачественное новообразование и инсульт диагностируются значительно реже. В то время как у взрослых пациентов ОНМК – главная причина афазии.
Еще один общий признак – и у взрослых, и у детей пропадают уже сформированные речевые навыки. Поэтому симптоматика сенсомоторной афазии у обеих групп пациентов идентична и сопровождается неврологическими нарушениями, «заглушающими» речевой синдром.
Отличие афазии у малышей и взрослых связано с уровнем стойкости речевого расстройства. У детей патологические нарушения имеют нестойкий характер, заметны только в остром периоде болезни и хорошо поддаются коррекции. Это обусловлено пластичностью головного мозга у детей с высокой функциональностью межзональных нейронных связей.
Однако лечение сенсомоторной афазии у детей до сих пор до конца не разработано. Особенно та ее часть, которая призвана вернуть утраченные речевые навыки.
Диагностика речевого расстройства у ребенка в зависимости от общего самочувствия длится от 10 минут до часа. После консультации логопед диагностирует форму речевого нарушения и степень ее выраженности (легкая, средняя или тяжелая), а также базовый дефект и специфику течения патологического процесса.
В остром периоде полноценное логопедическое обследование маленького пациента бывает затруднительно или невозможно. Это связано с плохим самочувствием ребенка, его повышенной утомляемостью.
Негативная симптоматика острого периода проявляется у детей ярче, поскольку их высшие психологические функции и эмоционально-волевая сфера полностью не сформированы. Поэтому дефектолог обычно довольствуется ускоренным исследованием, направленным на обнаружение речевого расстройства с применением специальной диагностической шкалы.
При этом специалист оценивает:
- состояние артикуляции;
- уровень распознавания чужой речи;
- степень сохранности устной речи, навыков чтения и письма;
- функциональность речевого аппарата (подвижность языка, мягкого неба, нижней челюсти).
В заключении указываются не только качественные показатели, но и количество баллов, позволяющее разработать оптимальную программу коррекции. Сложность диагностического обследования зависит от возраста маленького пациента и степени сформированности у него речевых и высших психических функций.
Для диагностики сенсомоторной афазии у дошкольников применяют упрощенную методику, схожую с выявлением ОНР (общего недоразвития речи).
Дополнительно применяют методику наблюдения. Перед диагностикой логопед собирает анамнез имеющихся заболеваний и определяет уровень психического и речевого развития малыша. Важно понять, какие речевые навыки были до травмы или болезни. Оценку речевого расстройства проводят с учетом возрастных норм формирования высших психических функций.
Лечение и логопедическая коррекция
Чтобы восстановить утраченную речь, требуется комплексная терапия, направленная на нормализацию высших психических функций и работы речевого аппарата. Чем раньше начать логопедические занятия, тем эффективнее они будут. Поэтому коррекцию начинают с первых дней, как только удается наладить минимальный контакт с больным.
Лечение пациентов с сенсомоторной афазией проводят в двух направлениях:
- Врачебная помощь, предполагающая устранение системного заболевания, спровоцировавшего нарушение речи, − лечение назначается неврологом или нейрохирургом. Проводится медикаментозное консервативное лечение, восстанавливающее кровоток в головном мозгу или хирургическая операция для иссечения абсцесса или новообразования. Дополнительно используют физиопроцедуры: ЛФК, массаж, магнитотерапию.
- Логопедическая работа для восстановления речи. В редких случаях после медикаментозного курса возможно спонтанное возвращение речи. Но такой исход возможен только в 2% случаев. Логопедические занятия проводят до 3 лет, в зависимости от вида и степени нарушения.
При работе с подростками используют упражнения для взрослых, а при реабилитации дошкольников применяют игровые методики – физминутки, гимнастику для восстановления мелкой моторики и артикуляции, логоритмику и драматизацию (сценки из сказок).
Упражнение на договаривание текста по картинке в конце предложения
Прогноз заболевания зависит от локализации и размеров очага поражения головного мозга, имеющихся в анамнезе хронических болезней, а также возраста пациента. Справиться с сенсомоторным нарушением позволят только систематические занятия с дефектологом. План коррекции составляют по нарастающей – от простых упражнений к более сложным. Сформировать мотивацию на выздоровление позволит общение с клиническим психологом. Оно предшествует логопедической коррекции.
Ускорить выздоровление может сам пациент, выполняя дома простые упражнения. Помочь ему могут члены семьи.
- «Мини-интервью»: вначале больному задают вопросы, на которые требуется ответ «да» или «нет». Затем задание усложняют, задавая открытые вопросы.
- Развитию спонтанной речи помогают диалоги по заданным темам.
- Восстановить письменную речь помогает отработка произношения и написания букв, слогов и слов. Затем переходят к написанию небольших диктантов и чтению текстов. Дополнительно просят пациента ответить на вопросы к тексту или пересказать прочитанное.
- Составление рассказа по картинке, а затем по серии изображений, разложенных в правильной последовательности.
- Распределение дидактических картинок по группам (посуда, дикие и домашние животные, мебель, одежда и т. д.).
Чтобы полностью восстановить речевые навыки требуется начать коррекционную работу с логопедом как можно раньше, а также четко соблюдать назначения врача невролога. Помочь пациенту справиться с афазией могут члены семьи, закрепляя результаты логопедических занятий в домашних условиях.
Как исследования афазии помогают лингвисту?
Теперь в ночь с четверга на пятницу на радио «Маяк» выходит радиоверсия «Научных боев». «Научные бои» – это состязания молодых ученых, за десять минут им нужно успеть раскрыть свою научную тему максимально интересно и понятно для широкой аудитории.
20 марта в эфире встретились нейролингвист Мария Худякова и лингвист компьютерный Светлана Тимошенко, чтобы поговорить о языке – как математические модели помогают анализировать его закономерности и каким образом нейролингвисты изучают связь между поражением мозга человека и нарушением его речи.
А в ночь с 26 на 27 марта речь пойдет о научных исследованиях в самых красивых уголках России. Биолог Илья Сережкин, победитель «Научных боев» 2014 года, в составе научной группы принимает участие в создании биопрепарата для очистки Арктики от нефтяных загрязнений и часто бывает в экспедициях на севере России. Геолог Виолетта Шанина изучает изменения вулканогенных пород под воздействием гидротермальных процессов, ездит в экспедиции, в частности, на Камчатку. Слушайте 27 марта в 00:01 в эфире радиостанции «Маяк»!
Видеозапись эфира 20 марта
Цитаты
Светлана Тимошенко – о компьютерной лингвистике
«Компьютерной лингвистики как самостоятельной науки не существует. Это скорее метод, работающий в рамках науки о языке, – лингвистики. Язык бесконечно разнообразен: мы говорим, пишем, сочиняем стихи, сюсюкаем с детьми, занимаемся наукой, и все это – с помощью языка. Как учит язык ребенок, чем французский отличается от английского, почему по-русски правильно сказать я завтра помою посуду и неправильно – я завтра помыл посуду? Сколько вопросов, столько и методов для исследования объекта».
«Правила грамматики любого языка можно закодировать, сделать программу. А потом задать ей задачку, например, провести разбор предложения. И чем лучше написаны правила, тем больше наша система разберет».
«Наша задача не в том, чтобы сделать систему, которая способна на нечто такое, чего не может человек. Нет, мы создаем систему, которая может делать то, что человек. Пока что программы колоссально от нас отстают».
«Все мы прекрасно на языке говорим и все понимаем, но как только мы начинаем думать о том, как именно мы на нем говорим, начинается сложности. Очень трудно объяснить самому себе, почему ты говоришь так, а не иначе, почему здесь ты выбрал одно слово или порядок слов, а там – другое».
«Вы не знаете, что такое существительное. Это придуманное понятие – оно нужно, чтобы обозначить класс слов, ведущих себя определенным образом».
«От языка мы отстаем. Свежий пример – мы анализируем текст, и вдруг в нем встречается прилагательное духовноскреповый».
Мария Худякова – о нейролингвистике
«Нейролингвистика – это лингвистика плюс нейронаука. Если говорить просто, это исследование языка, мозга и связи между ними. Как язык рождается в мозге, как мозг обрабатывает его».
«Один из способов исследования – посмотреть, что происходит с языком, если мозг тем или иным образом поврежден. Мы, например, изучаем такое явление, как афазия, – это приобретенная патология речи, возникающая при повреждении речевых зон мозга. Как правило, причиной становится инсульт или черепно-мозговая травма. В зависимости от тяжести и локализации поражения симптомы разнятся: это могут быть проблемы с пониманием или воспроизведением речи, с выбором нужных слов – человек может выбирать слово, сходное по звучанию или семантике с нужным (вместо груши – грустный или яблоки). Возникают также проблемы с синтаксисом и телеграфная речь – короткие фразы, лишенные интонации».
«Зачем мы исследуем? Это проблема, и нужно понять природу ее природу, чтобы определить, как правильно лечить таких пациентов. С другой стороны, когда мы знаем, что нечто сломано, есть возможность достроить картину того, как оно работает в норме».
«Конкретно я изучаю дискурс – в нашем узком употреблении это уровень текста. По каким законам строится текст: почему можно сказать иногда он, и будет понятно, о ком речь, а в другой момент понятно не будет, почему историю можно рассказывать с начала до конца, но не в случайном порядке. Важно еще и окружение – контекст. Если мы с вами находимся в одном комнате и я прошу вас закрыть дверь, вы понимаете, о какой двери идет речь. Важен и невербальный компонент – интонация, жестикуляция, мимика, смех, кашель, вздохи. Все это мы изучаем, собирая рассказы людей с различными типами афазии и такие же рассказы на эту темы здоровых носителей языка. И сравниваем. Пока эта тема в мире разработана очень плохо».
Афазия
[en Español]
Человек с афазией может плохо понимать, говорить, читать или писать. Патологоанатомы речи могут помочь.
На этой странице:
О компании Aphasia
Афазия — это языковое расстройство, возникающее при повреждении головного мозга. Ваш мозг состоит из двух половин. У большинства людей языковые навыки находятся в левой половине мозга. Повреждение этой части мозга может привести к языковым проблемам.Повреждение правой части мозга может вызвать другие проблемы, например, плохое внимание или память.
Афазия может затруднить понимание, речь, чтение или письмо. Это не делает вас менее умным и не создает проблем с вашим мышлением. Повреждение мозга может вызвать другие проблемы наряду с афазией. У вас может быть мышечная слабость во рту, называемая дизартрией . У вас могут возникнуть проблемы с тем, чтобы заставить мышцы рта двигаться правильно, чтобы произносить слова, это называется апраксия .У вас также могут быть проблемы с глотанием, называемые дисфагией .
Признаки афазии
Афазия может вызвать ряд различных проблем. У вас могут быть проблемы с разговором, пониманием, чтением и письмом.
Говорящий
Вы можете обнаружить, что вы:
- Не могу вспомнить слова, которые вы хотите сказать.
- Скажите неправильное слово. Иногда вы можете сказать что-то родственное, например «рыба» вместо «курица». Или вы можете сказать слово, которое не имеет особого смысла, например «радио» вместо «мяч».«
- Переключить звуки на слова. Например, вы могли бы сказать «желаю дэшер» вместо «посудомоечная машина».
- Используйте выдуманные слова.
- Трудно произносить предложения. Отдельные слова могут быть проще.
- Объединяйте выдуманные слова и настоящие слова в предложения, которые не имеют смысла.
Понимание
Вы можете:
- Не понимаю, что говорят другие. Это может происходить чаще, когда они говорят быстро, например, в новостях. У вас может быть больше проблем с более длинными предложениями.
- Вам трудно понять, что говорят другие, когда вам шумно или вы находитесь в группе.
- Проблемы с пониманием шуток.
Чтение и письмо
У вас могут быть проблемы со следующими вещами:
- Бланки для чтения, книги и экраны компьютеров.
- Правописание и сложение слов для написания предложений.
- Используя числа или занимаясь математикой. Например, может быть трудно определить время, считать деньги или сложить и вычесть.
Причины афазии
Афазия чаще всего вызывается инсультом. Однако любой тип повреждения головного мозга может вызвать афазию. Сюда входят опухоли головного мозга, черепно-мозговые травмы и заболевания головного мозга, которые со временем ухудшаются.
Тестирование на афазию
Вам следует обратиться к врачу, если вам сложно говорить или понимать, что говорят люди. Врач определит, есть ли у вашей проблемы медицинская причина. Патолог речевого языка, или SLP, проверит вашу речь и языковые навыки.SLP спросит вас о проблемах, которые у вас есть, и о том, над чем вы хотите работать. SLP проверит, насколько хорошо вы:
- Понимать слова, вопросы, указания и истории.
- Произнесите слова и предложения. SLP попросит вас назвать объекты, описать изображения и ответить на вопросы.
- Чтение и запись. SLP заставит вас писать буквы, слова и предложения. Вы также прочитаете короткие рассказы и ответите на вопросы о них.
- Найдите другие способы поделиться своими идеями, когда вам трудно говорить.Это может включать указание или использование других жестов и рисование изображений.
Средства для лечения афазии
Есть много способов работать со своим языком. Тип лечения зависит от того, что вы хотите и в чем нуждаетесь. Вы можете работать с SLP самостоятельно или в небольшой группе. Возможно, вы захотите, чтобы ваша семья принимала участие в вашем лечении. Они могут помочь вам использовать навыки, полученные с помощью SLP, дома. Вы также можете присоединиться к группе поддержки или Stroke Club для социальных мероприятий.
Вы говорите на нескольких языках? Вы можете лучше говорить на одном языке и иметь больше проблем на другом.Или у вас могут быть проблемы с обоими. Вам следует работать с SLP, который говорит на обоих языках, если вы можете.
В тяжелых случаях вам может потребоваться найти другие способы ответить на вопросы или сказать людям, что вы хотите. Это могут быть простые жесты рук, письмо, указание на буквы или изображения или использование компьютера. Это дополнительная и альтернативная связь или AAC.
SLP может помочь вам подготовиться к возвращению на работу или учебу, если это ваша цель. Возможно, вам придется изменить то, как вы выполняете свою работу.Или вам может понадобиться специальное оборудование, которое поможет вам общаться. Ваш SLP может работать с вашим начальником или учителями, чтобы внести эти изменения.
См. Информацию ASHA для профессионалов на странице Aphasia Практического портала.
Советы по общению с человеком, у которого афазия
Эти советы могут помочь вам понять других людей и поговорить с ними. Поделитесь этими советами со своей семьей и друзьями.
Чтобы помочь мне поговорить с вами:
- Привлекайте мое внимание, прежде чем начнете говорить.
- Держите меня взглядом. Следите за языком моего тела и жестами, которые я использую.
- Поговори со мной в тихом месте. Выключите телевизор или радио.
- Держи голос на нормальном уровне. Вам не нужно говорить громче, если я вас об этом не прошу.
- Говорите простыми, но взрослыми. Не говори со мной свысока.
- Используйте более короткие предложения. Повторите ключевые слова, которые вы хотите, чтобы я понял.
- Замедлите речь.
- Дайте мне время сказать. Это может занять у меня больше времени.Постарайтесь не заканчивать за меня предложения.
- Попробуйте использовать рисунки, жесты, письмо и мимику. Иногда я понимаю это лучше, чем слова.
- Попросите меня нарисовать, написать или указать, когда мне трудно говорить.
- Задавайте мне вопросы «да» и «нет». Это легче, чем вопросы, на которые я должен отвечать словами или предложениями.
- Позвольте мне иногда ошибаться. Я не могу все время говорить все идеально.
- Позвольте мне попробовать сделать что-нибудь для себя.Возможно, мне придется попробовать несколько раз. Помогите мне, когда я об этом прошу.
Прочие ресурсы
В этот список включены не все веб-сайты по данной теме. ASHA не поддерживает информацию на этих сайтах.
Чтобы найти ближайшего к вам логопеда, посетите ProFind.
Афазия — NHS
Афазия — это когда человек испытывает трудности с языком или речью. Обычно это вызвано повреждением левого полушария головного мозга (например, после инсульта).
Симптомы афазии
У людей с афазией часто возникают проблемы с 4 основными способами понимания и использования языка.
Это:
- чтение
- слушание
- говорение
- набор текста или письмо
Проблемы с речью, пожалуй, самые очевидные, и люди с афазией могут ошибаться в словах, которые они используют.
Иногда это может быть неправильное использование звуков в слове, неправильный выбор слова или неправильное соединение слов.
Хотя афазия влияет на способность человека общаться, она не влияет на его интеллект.
Афазия может возникать сама по себе или вместе с другими расстройствами, такими как проблемы со зрением, проблемы с подвижностью, слабость конечностей и проблемы с памятью или мышлением.
Виды афазии
Афазию часто классифицируют как «экспрессивную» или «восприимчивую» в зависимости от того, есть ли трудности с пониманием или выражением языка, или и тем, и другим.
Но у большинства людей с афазией есть проблемы с речью, а также проблемы с письмом, чтением и, возможно, слухом.
Симптомы могут быть самыми разными: от перепутывания нескольких слов до проблем со всеми формами общения.
Некоторые люди не осознают, что их речь не имеет смысла, и расстраиваются, когда другие их не понимают.
Подробнее о различных типах афазии.
Причины афазии
Афазия вызывается повреждением частей мозга, отвечающих за понимание и воспроизведение речи.
Общие причины включают:
Афазия может поражать людей любого возраста, но чаще всего она встречается у людей старше 65 лет. Это связано с тем, что инсульты и прогрессирующие неврологические состояния, как правило, поражают пожилых людей.
Диагностика афазии
Афазия обычно диагностируется после тестов, проводимых клиницистом — логопедом или языковым терапевтом или врачом. При необходимости они также могут помочь организовать лечение.
Эти тесты часто включают простые упражнения, например, просят человека назвать предметы в комнате, повторять слова и предложения, читать и писать.
Целью этих тестов является понимание способности человека:
- понимать основную речь и грамматику
- выражать слова, фразы и предложения
- общаться в обществе — например, поддерживать беседу или понимать шутку
- читать и напишите буквы, слова и предложения
Для оценки повреждения мозга можно использовать методы визуализации, такие как компьютерная томография или магнитно-резонансная томография.
Лечение афазии
Речевая и языковая терапия — это основной вид лечения людей с афазией.
Это поможет вам частично восстановить способность к общению, а также при необходимости поможет разработать альтернативные способы общения.
Вы можете пройти речевую и языковую терапию индивидуально или в группе, в зависимости от ваших потребностей и предоставляемых услуг.
Все большее количество компьютерных приложений доступно для поддержки людей с афазией.
Но важно начать использовать их с помощью логопеда.
Насколько успешно лечение отличается от человека к человеку. Большинство людей с афазией в какой-то степени выздоравливают, а некоторые выздоравливают полностью.
Если афазия вызвана разовым событием, например, инсультом, большинство пациентов в какой-то степени выздоравливают с помощью терапии. Нет никаких доказательств того, что восстановление прекращается в определенное время после инсульта.
Но шансы на выздоровление ниже у людей с афазией, возникшей в результате прогрессирующего неврологического состояния.
Некоторые люди все еще могут реагировать на терапию, но в настоящее время нет хороших способов обратить вспять продолжающееся повреждение головного мозга.
Когда афазия вызвана прогрессирующим заболеванием, лечение направлено на то, чтобы максимально использовать то, что люди еще могут делать, и на разработку других способов общения, чтобы подготовиться к тому времени, когда говорить будет труднее.
Подробнее о лечении афазии.
Осложнения афазии
Проблемы жизни с афазией могут повлиять на то, как человек чувствует себя и взаимодействует с другими.
В некоторых случаях это может привести к:
Если вы беспокоитесь о человеке, страдающем афазией, предложите ему обсудить любые проблемы со своим терапевтом или членом его группы по уходу, чтобы получить доступ к соответствующей поддержке.
Если человек не может сделать это самостоятельно, он может потребовать, чтобы кто-то общался от его имени.
Последняя проверка страницы: 23 марта 2021 г.
Срок следующей проверки: 23 марта 2024 г.
Что такое афазия? | Условия
Афазия — изнурительное речевое и языковое расстройство, возникающее в результате повреждения головного мозга. Это так же часто, как и некоторые другие неврологические заболевания, такие как болезнь Паркинсона, но афазия не так хорошо известна. «Очень немногие люди слышали об этом, и я думаю, это потому, что афазия — это проблема общения.В буквальном смысле люди не могут говорить за себя. Не существовало сильной системы защиты интересов людей с афазией », — говорит Нина Дронкерс, нейропсихолог, исследователь афазии и профессор неврологии Калифорнийского университета в Дэвисе.
Что такое афазия?Афазия — это общий термин для обозначения многих типов языковых нарушений, которые мешают людям говорить или понимать. Синдромы вызваны:
- Инсультом (прерывание кровотока в головном мозге из-за закупорки или кровотечения).
- Черепно-мозговая травма (например, травма головы в результате несчастного случая).
- Нейродегенеративное заболевание, такое как болезнь Альцгеймера.
- Опухоль головного мозга.
- Инфекционное заболевание, например, герпетический энцефалит.
Когда у кого-то афазия, может быть трудно:
Но типы симптомов афазии, которые вы испытываете, зависят от места повреждения головного мозга. Например: «Повреждение теменной доли в задней части мозга может вызвать проблемы с чтением и письмом», — отмечает Дронкерс.«Повреждение левой височной доли может повлиять на вашу способность сопоставлять понятия и слова. Повреждение лобной доли может вызвать трудности с речью ».
Свободная афазияТипы афазии делятся на две основные категории: плавная афазия и нелегкая афазия.
Люди с беглой афазией могут произносить связную речь, но ей может не хватать смысла. Типы беглой афазии включают:
- Аномическая афазия. Считается самой распространенной формой афазии.Люди с аномальной афазией могут говорить и понимать язык, но им трудно запоминать слова. Они могут неправильно называть предметы или неправильно произносить слова.
- Проводниковая афазия. Люди с проводящей афазией также не могут подобрать слова. Этот синдром характеризуется неспособностью повторять фразы и предложения из-за потери слуховой кратковременной памяти.
- Афазия Вернике. Этот тип афазии характеризуется правильной, но бессмысленной речью.Люди с афазией Вернике могут не понимать других и могут не осознавать, что они говорят, но их не понимают.
- Транскортикальная сенсорная афазия. Люди с транскортикальной сенсорной афазией будут звучать так, как будто у них афазия Вернике, но их способность повторять слова и предложения заметно сохраняется.
Люди с нелегкой афазией испытывают трудности с речью. «Трудно выговорить слова.Людям сложно произносить слова или находить название объекта », — объясняет Дронкерс.
Типы нелегальных афазий включают:
- афазию Брока. Люди с афазией Брока говорят медленно, требуют усилий и могут неправильно произносить слова. Им также трудно составлять полные предложения или понимать предложения со сложной грамматикой. Они также борются с чтением и письмом.
- Глобальная афазия. Считается самой тяжелой формой афазии.Люди с глобальной афазией не могут произносить или понимать слова и предложения. Они также не умеют читать и писать. Глобальная афазия обычно возникает после инсульта.
- Транскортикальная моторная афазия. Человек с транскортикальной моторной афазией может понимать язык, но ему трудно правильно формировать предложения или спонтанно отвечать на вопросы. Как и при транскортикальной сенсорной афазии, их способность повторять полные предложения на удивление не нарушена.
В отличие от других видов афазии, первичная прогрессирующая афазия представляет собой форму деменции, которая постепенно повреждает области мозга, связанные с языком.Состояние характеризуется очевидными трудностями при поиске слов, помимо возрастного когнитивного спада. Пациенты могут перестать говорить на середине предложения и часто останавливаться в речи, чтобы подобрать нужные слова.
Но неясно, почему у людей развивается эта форма слабоумия. «В общем, существует множество различных гипотез относительно триггера нейродегенеративного заболевания. Мы одобряем то, что белок ядра или семян в мозге принимает ненормальную форму и преобразует другие белки, так что они больше не выполняют свою работу », — говорит д-р.Захари Миллер, доцент неврологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско, который занимается лечением пациентов в Центре памяти и старения UCSF.
Миллер говорит, что первичная прогрессирующая афазия обычно не передается по наследству. «Но есть случаи, когда у людей из семей, которые обладают известной генетикой нейродегенеративного заболевания, может развиться первичная прогрессирующая афазия», — отмечает он.
Что мы действительно знаем, так это то, что первичная прогрессирующая афазия обычно остается изолированной как языковая трудность в течение нескольких лет, прежде чем она приобретет другие характеристики деменции (например, проблемы с памятью).Состояние имеет три формы:
- Негриппозный вариант первичной прогрессирующей афазии. Люди с неинтересным вариантом первично-прогрессирующей афазии могут понимать слова, но у них возникают проблемы с формированием слов, пониманием сложных предложений и правильным пониманием грамматики.
- Логопенический вариант первично-прогрессирующей афазии. Логопенический вариант первично-прогрессирующей афазии характеризуется трудностями при поиске слов и повторением предложений из-за проблем со слуховой кратковременной памятью.
- Семантический вариант первичной прогрессирующей афазии. Эта афазия заставляет людей терять концептуальные знания. Пациенты с семантическим вариантом первично-прогрессирующей афазии могут иметь серьезные трудности с пониманием письменной или устной речи. «Кто-то может сказать:« Передайте мне чашу », и пациент спросит:« Что такое чаша? »Они могут говорить бегло, но теряют связь понятий», — объясняет Миллер.
Афазия, вызванная инсультом или черепно-мозговой травмой, часто переходит в более легкую форму.«Когда человек выздоравливает, афазия становится менее серьезной в течение первого года», — говорит Дронкерс.
Прогноз не столь обнадеживает для людей с первично прогрессирующей афазией, которая продолжает вызывать снижение когнитивных функций и деменцию.
Независимо от причины афазии, лечение предполагает работу с логопедом. «Цели лечения — попытаться научить другие области мозга взять на себя утраченные функции, а также научить пациентов стратегиям компенсации их дефицита», — говорит Дронкерс.
«Вы можете поработать над движением рта и губ, чтобы переборщить, или над определенными словами и фразами, которые вам важно произнести», — говорит Миллер.
Другая стратегия — дать мозгу сигналы для поиска пропущенного слова. Например, описывая слово, которое вы не можете придумать — если вы не можете вспомнить слово «шляпа», произнесите вещь, которую носите на голове, — или услышите первый слог пропущенного слова. «В какой-то момент вы активируете кластеры клеток в мозгу, которые имеют информацию об объекте, и это вызывает пропущенное слово», — говорит Дронкерс.
Также полезно посещение группы поддержки афазии. «Это безопасная среда», — отмечает Дронкерс. «Тебе не будет неловко. У всех одна и та же проблема ». Ваш врач сможет направить вас в группу поддержки.
Это важно учитывать, поскольку разговоры о проблемах афазии помогают сделать их менее пугающими. И это первый шаг к борьбе с изменениями в мозге, которые могут иметь разрушительное влияние на качество вашей жизни.
Education Series: Что такое афазия?
Лорен Ходли:
Возможно, вы слышали о болезни Паркинсона.Возможно, вы также слышали о БАС. Но вы слышали об афазии ? Мало кто знаком с этим заболеванием, но на самом деле афазия встречается чаще, чем вы думаете. Афазия поражает более чем в два раза больше людей, чем болезнь Паркинсона, и в 150 раз больше людей, чем БАС. Афазия поражает более 2 миллионов человек только в Соединенных Штатах, но многие из нас понятия не имеют, что такое афазия!
Так что же такое афазия?
Афазия — это приобретенное языковое расстройство, вызванное инсультом или другим повреждением головного мозга.
Афазия может влиять на любую языковую модальность:
- Разговорная речь
- Понимание устной речи
- Чтение
- Письмо
Хотя афазия приводит к потере языковых навыков, она НЕ влияет на интеллект. Также важно знать, что существует много типов афазии, поэтому каждый человек с афазией проявляет себя по-разному. Проявления и тяжесть афазии обычно зависят от локализации и степени повреждения головного мозга.
Что значит афазия?
Чтобы понять, что такое афазия, представьте себе на минуту это… Вы открываете глаза и попадаете в чужую страну. Вы не говорите на этом языке. Кто-то вам что-то говорит, а вы не понимаете. Вы пытаетесь попросить кого-нибудь о помощи, но они вас не понимают.
Вы понимаете, что ваши слова звучат не так, как должны — как вы хотите. Вы не можете подобрать нужные слова.
Это афазия.И это затрагивает 40% всех выживших после инсульта, а также людей с черепно-мозговой травмой.
Слушайте напрямую от наших участников: что значит афазия
Наш основатель, Майк Капуто , объясняет, что такое афазия для него, и рассказывает о наших программах. У Майка афазия Брока , которая представляет собой тип нелегкой афазии . У людей с нелегальной афазией речь напряженная, фрагментированная. Понимание разговорной речи относительно невелико.
Al — еще один из наших членов. У А1 тип , беглая афазия . Люди с беглой афазией могут говорить предложениями, напоминающими нормальную речь. У них могут быть проблемы с поиском правильных слов, поэтому они могут заменить более общие слова-наполнители, которые не имеют смысла, или могут использовать слова, которые не имеют смысла.
Как вы можете помочь
Поначалу диагноз афазии может показаться пугающим и изолирующим, но у нас есть ресурсы, которые могут помочь! По адресу Voices of Hope for Aphasia мы предлагаем поддержку семьям, пострадавшим от этого расстройства.С помощью наших программ люди, страдающие афазией, могут оставаться вовлеченными, налаживать связи на всю жизнь и вернуться к жизни! Если вы или ваш любимый человек страдаете афазией, нажмите здесь, чтобы узнать, какие программы мы можем предложить!
Чтобы узнать больше об афазии, следите за обновлениями нашего углубленного образовательного онлайн-семинара: «У меня афазия — что теперь?»
Национальная ассоциация афазии имеет множество ресурсов для людей с афазией и может помочь вам найти местного поставщика услуг по лечению афазии! Чтобы узнать больше об афазии и NAA, нажмите здесь!
Что такое афазия? | Реабилитация при травмах головного мозга
Из Национального института глухоты и других коммуникативных расстройствАфазия — это заболевание, которое возникает в результате повреждения частей мозга, отвечающих за язык.У большинства людей это области в левой части (полушарии) мозга. Афазия обычно возникает внезапно, часто в результате инсульта или травмы головы, но она также может развиваться медленно, как в случае опухоли головного мозга, инфекции или деменции. Расстройство ухудшает выражение и понимание языка, а также чтение и письмо. Афазия может сочетаться с нарушениями речи, такими как дизартрия или апраксия речи, которые также возникают в результате повреждения головного мозга.
У кого афазия?Любой человек может заболеть афазией, включая детей, но большинство людей с афазией — это люди среднего и старшего возраста.В равной степени страдают мужчины и женщины. По данным Национальной ассоциации афазии, около 80 000 человек ежегодно заболевают афазией в результате инсульта. Около миллиона человек в США в настоящее время страдают афазией.
Что вызывает афазию?Афазия вызывается повреждением одной или нескольких языковых областей мозга. Часто причиной травмы головного мозга является инсульт. Инсульт возникает, когда кровь не может достичь части мозга. Клетки мозга умирают, когда они не получают нормального снабжения кровью, которая несет кислород и важные питательные вещества.Другими причинами травм головного мозга являются тяжелые удары по голове, опухоли головного мозга, инфекции головного мозга и другие состояния, поражающие мозг.
Какие бывают типы афазии?Есть две большие категории афазии: беглая и нелегкая. Повреждение височной доли (боковой части) мозга может привести к плавной афазии, называемой афазией Вернике (см. Рисунок). У большинства людей повреждение происходит в левой височной доле, хотя оно также может быть результатом повреждения правой доли.Люди с афазией Вернике могут говорить длинными бессмысленными предложениями, добавлять ненужные слова и даже создавать выдуманные слова. Например, человек, страдающий афазией Вернике, может сказать: «Вы знаете, что этот смудл покраснел, и что я хочу привести его в порядок и позаботиться о нем, как вы хотите раньше». В результате часто бывает трудно понять, что человек пытается сказать. Людям с афазией Вернике обычно трудно понимать речь, и они часто не осознают своих ошибок.У этих людей обычно нет телесной слабости, потому что их черепно-мозговая травма не находится рядом с частями мозга, которые контролируют движение.
Один из видов афазии, сопровождающейся нелегкой фазой, — это афазия Брока. У людей с афазией Брока поражена лобная доля головного мозга. Они часто говорят короткими фразами, которые имеют смысл, но создаются с большим трудом. Они часто пропускают маленькие слова, такие как «есть», «и», «и». Например, человек с афазией Брока может сказать: «Погулять с собакой», что означает: «Я возьму собаку на прогулку», или «Закажи, закажи два стола», вместо «На столе две книги».«Люди с афазией Брока обычно довольно хорошо понимают чужую речь. Из-за этого они часто осознают свои трудности и могут легко разочароваться. У людей с афазией Брока часто наблюдается правосторонняя слабость или паралич руки и ноги, поскольку лобная доля также важна для двигательных движений.
Другой тип афазии, связанной с отсутствием беглости, — глобальная афазия, — возникает в результате повреждения обширных участков речевых областей мозга. Люди с глобальной афазией имеют серьезные коммуникативные трудности и могут быть крайне ограничены в своей способности говорить или понимать язык.
Существуют и другие типы афазии, каждый из которых возникает в результате повреждения различных языковых областей мозга. Некоторым людям может быть трудно повторять слова и предложения, даже если они могут говорить и понимать значение слова или предложения. У других могут возникнуть трудности с называнием объектов, даже если они знают, что это за объект и для чего он может использоваться.
Как диагностируется афазия?Афазия обычно сначала распознается врачом, который лечит человека от травмы головного мозга.Часто это невролог. Врач обычно выполняет тесты, требующие от человека выполнения команд, ответов на вопросы, именования предметов и ведения беседы. Если врач подозревает афазию, пациента часто направляют к логопеду, который всесторонне исследует коммуникативные способности человека. Экзамен включает в себя способность человека говорить, выражать идеи, общаться в обществе, понимать язык, читать и писать, а также способность глотать и использовать альтернативное и дополнительное общение.
Где я могу получить дополнительную информацию?NIDCD ведет каталог организаций, которые могут ответить на вопросы и предоставить печатную или электронную информацию об афазии. См. Список организаций на сайте www.nidcd.nih.gov/directory.
Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств
Национальные институты здравоохранения
31 Центральный привод, MSC 2320
Бетесда, Мэриленд, США 20892-2320
Электронная почта: nidcdinfo @ nidcd.nih.gov
Что такое афазия? | Эрнест Здоровье
Около двух миллионов американцев живут с афазией, но многие из нас не знают, что это такое. Так что же такое афазия? Афазия — это неспособность понимать или формулировать язык. Афазия обычно вызывается неврологическим поражением, таким как инсульт, травма головного мозга или другими нейрогенеративными заболеваниями, такими как деменция. Хотя афазия влияет на общение, нередко интеллектуальные и когнитивные способности человека остаются неизменными.
Существует три основных категории афазии: афазия Брока, афазия Вернике и глобальная афазия.
Афазия Брока (экспрессивная афазия)Афазию Брока также иногда называют экспрессивной афазией. Это потому, что человеку, страдающему афазией Брока, будет сложно выразить себя. Они могут говорить всего несколькими словами, а не полными предложениями. Подобрать правильное слово может быть непросто. Они также могут испытывать трудности с письмом.Афазия Брока возникает в результате повреждения лобной доли мозга.
Афазия Вернике (рецептивная афазия)Афазия Вернике обычно противоположна афазии Брока. Это часто называют рецептивной афазией, поскольку понимание — это область общения, наиболее подверженная этому типу афазии. Человек, страдающий афазией Вернике, может хорошо говорить, но то, что он говорит, не всегда имеет смысл. Часто они не понимают, что в них нет смысла. У этих людей также часто возникают проблемы с чтением и письмом.Повреждение височной части мозга обычно является причиной афазии Вернике.
Глобальная афазияСамая тяжелая форма афазии — глобальная афазия. При глобальной афазии человек борется как с выражением, так и с пониманием. Они будут говорить очень мало слов, мало понимают из того, что слышат, и не могут ни читать, ни писать. Люди, живущие с глобальной афазией, часто имеют повреждения как лобной доли, так и височной части мозга.
Диагностика и лечение афазииЧаще всего врач сначала определяет проблемы с языком.Затем врач направляет их к патологу речи. Врач-речевой патолог проведет комплексное обследование, чтобы определить степень нарушения. Лечение варьируется в зависимости от нескольких факторов, в том числе от того, какой участок мозга поврежден, и от индивидуальных потребностей пациента. Чем раньше начнется лечение, тем оно эффективнее.
–
Джессика Гарсиа — речевой патолог в специализированной больнице Ларедо и реабилитационной больнице Ларедо в Ларедо, штат Техас.Джессика имеет степень бакалавра коммуникативных наук и расстройств в Техасском государственном университете и степень магистра естественных и языковых патологий в Техасском A&M Kingsville. Она также сертифицирована по VitalStim®, терапии, предназначенной для лечения дисфагии. Джессика увлечена своей профессией, потому что она может вносить изменения в повседневную жизнь пациентов на протяжении всей их жизни.
Афазия | Джеффри Э. Голдберг, доктор медицины
Афазия — это коммуникативное расстройство, из-за которого пациенты не могут эффективно выражать или понимать устную или письменную речь.Возможность выздоровления от афазии зависит от ее причины, пораженной части мозга и степени поражения. Существует много типов афазии, и пациент может страдать более чем от одного типа. Афазия может возникнуть в результате физической или психологической травмы или дегенеративного процесса. Афазия имеет множество причин. Чаще всего заболевание возникает в результате инсульта или прогрессирующей деменции. Другие причины афазии могут включать:
- Крайняя умственная отсталость
- Тяжелый аутизм
- Некоторые редкие болезни
- Черепно-мозговая травма
- Очень серьезные инфекции
Иногда приступы или транзиторные ишемические атаки (ТИА) могут спровоцировать приступы афазии.Временная афазия также может быть результатом тяжелой психологической травмы или крайней депрессии.
Типы афазий
Существует пять основных типов афазии, различающихся по симптомам.
Экспрессивная афазия
Выразительная афазия, иногда называемая нелегкой афазией, — это состояние, при котором пораженные люди знают, что хотят сказать, но не могут передать это ни устно, ни письменно.
Рецептивная афазия
Рецептивная (беглая) афазия — это состояние, при котором пострадавший может слышать голос или читать отпечатки, но не может понять, что говорится или читается.Часто люди с рецептивной афазией воспринимают язык буквально.
Аномическая афазия
При аномической афазии больной с трудом подбирает подходящие слова — состояние, известное как аномия. Из-за того, что человеку трудно вспомнить подходящий словарный запас, ему сложно общаться как устно, так и письменно.
Глобальная Афазия
Глобальная афазия — это наиболее тяжелый тип афазии, который часто наблюдается у жертв инсульта. При глобальной афазии нарушаются все коммуникативные навыки.Хотя глобальная афазия носит тяжелый характер, пациентам можно помочь с помощью логопеда. Они могут частично или иногда частично восстанавливать языковые способности, хотя реабилитация может оказаться длительным процессом.
Первичная прогрессивная афазия
Первичная прогрессирующая афазия — редкий тип заболевания. Пациенты с первично прогрессирующей афазией постепенно теряют способность говорить, читать, писать и понимать язык. Это прогрессирующее заболевание, лекарство от которого не известно, а терапия неэффективна.
Симптомы афазии
Симптомы афазии могут различаться в зависимости от пораженной части мозга, но обычно встречаются следующие симптомы:
- Говорит необычно медленно или неуверенно
- Найдите время, чтобы понять разговор
- Проблемы с расшифровкой разговора
- Телеграфный
- Произнесение неузнаваемых слов
- Говорить / писать бессмысленные фразы
- Дословный перевод образного языка
- Использование необычных орфографических или грамматических последовательностей
- Вызов объектов по неправильным именам
Диагностика афазии
Афазия обычно диагностируется с помощью серии тестов, во время которых пациента просят ответить на вопросы или простые команды или определить общие объекты.Если диагностирована афазия, эти тесты также позволяют оценить ее тип и степень тяжести. Обычно они выполняются после того, как пациент перенес инсульт или травму головного мозга, или при подозрении на опухоль или дегенерацию. Пациент оценивается на следующее:
- Беглость, качество голоса и артикуляция
- Координация речевых мышц языка и губ
- Понимание вопросов и способность отвечать на них
- Способность следовать указаниям
- Способность последовательно рассказывать простой рассказ (устно и письменно)
- Умение объяснять назначение простого предмета
Эти тесты могут проводить неврологи, психологи, речевые патологи или другие медицинские работники.
Лечение афазии
В некоторых случаях пациенты спонтанно выздоравливают после афазии. Однако в большинстве случаев языковую терапию необходимо проводить как можно скорее. Дополнительные методы лечения включают обучение общению с помощью жестов или использования компьютера.