Темы для бесед с пожилыми людьми: О чем разговаривать с пожилыми людьми?
СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
УДК 316.346.3
Геронтное общение: социолингвистический взгляд на проблему
И. В. Темаева
Темаева Ирина Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры логопедии и психолингвистики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]
В статье раскрываются особенности трансформации речи пожилых людей, связанные с изменениями как биологического, так и социального характера. Рассмотрены стереотипы восприятия возраста, эйджизм как практика в общении с пожилыми людьми, «вторичный детский лепет». Выделены практические рекомендации, направленные на снятия барьеров при взаимодействии с пожилым человеком, отмечена актуальность их применения в сфере социального обслуживания данной категории граждан. Ключевые слова: геронтология, коммуникация, пожилой возраст, социальная работа, социолингвистика, геронтное общение.
Поступила в редакцию: 05.08.2020 / Принята: 15.08.2020 / Опубликована: 30.11.2020
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)
Herontic Communication: A Sociolinguistic Look at the Problem
I. V. Temaeva
Irina V. Temaeva, https://orcid.org/0000-0002-5215-7101, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]
The article reveals the features of the speech transformations of the elderly people associated with the changes in both biological and social characters. The stereotypes of age perception, ageism as a practice in communicating with the elderly, «secondary babbling» are considered. The practical recommendations aimed at removing barriers in interaction with an elderly person and their relevance in the field of social services for this category of citizens are highlighted. Keywords: gerontology, communication, old age, social work, so-ciolinguistics, gerontic communication.
Received: 05.08.2020 / Accepted: 15.08.2020 / Published: 30.11.2020
This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)
DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2020-20-4-407-411
Новое столетие ознаменовано ростом доли пожилых людей в общей популяции всего мира, наблюдается увеличение продолжительности жизни человека. Демографические изменения, отмеченные в мире, прежде всего в экономически развитых странах, отражены в таких выражениях, как «седеющее общество» или «седое
цунами»1. При этом Российская Федерация не является исключением, и за достаточно короткое время из демографически молодого государства превратилась в старое. Так, по расчетам ООН, доля лиц от 60 лет и старше в общей численности населения в 2015 г. составила 20,0%, в 2025 г. — 23,9%, в 2050 г. — 28,8%. По усредненному прогнозу Росстата, в Российской Федерации доля лиц старше трудоспособного возраста увеличится за период с 2016 по 2025 г. с 24,6 до 27,0% и составит 39,9 млн чел. 2, что приведет к усилению демографической нагрузки на население трудоспособного возраста, на социальные службы и, конечно же, на социальных работников. Данная тенденция формирует новые задачи и цели перед государством и обществом, направленные на обеспечение потребностей представителей старшего поколения. Важным связующим звеном в этой цепочке выступает способность «говорить» на одном языке с представителями геронтоло-гической группы, в которой слушать, слышать и понимать пожилого человека — это значимые индикаторы процесса оказания помощи. В связи с этим появляется необходимость актуализации знаний в области социолингвистики, которая демонстрирует особенности языковых изменений у представителей старшего возраста, так как работа с пожилыми людьми, когда некоторые из них могут оказаться в сложных жизненных ситуациях (одиночество, изоляция, смерть близких, отсутствие социальной поддержки и общения и др.), требует особого подхода и ресурсов. Предложенные автором рекомендации могут быть использованы в структурах, обслуживающих население, так как заказчиками услуг могут выступать пожилые клиенты.
На современном этапе существуют единичные исследования, посвященные изучению особенностей состояние речи в позднем возрасте, среди них выделяются лингво-когнитивные аспекты геронтологического преобразования личности3, проблемы внутренней и межпоколен-ческой коммуникации4, социолингвистические аспекты общения с представителями третьевоз-растной группы5, геронтологическая лингвистика6 и особенности письменной речи у пожилых7. Малоизученным остается вопрос о специфике языка и общения представителей позднего возраста, который чаще рассматривается с психологического, психотерапевтического или сугубо лингвистического ракурсов на материале ино-
© Темаева И. В., 2020
странных языков и диалектов. В условиях вузов отмечается тенденция, когда специалистов не готовят к работе с представителями третьевозраст-ной группы по речевому и коммуникативному сопровождению. Становится очевидной необходимость восполнения недостатков практического и теоретического знания в изучении специфики речи пожилых людей, что мотивировало автора к обращению к данной теме.
Возраст человека на протяжении всей истории человечества является одним из основных факторов, определяющих социальные роли и статусы, общественные ожидания. Возраст неразрывно связан со становлением, а в дальнейшем и постепенным распадом речи. Отмечается языковая экспликация возрастных изменений личности, которая затрагивает процесс восприятия окружающей действительности. Языковая картина мира является продуктом речемысли-тельной деятельности человека, а речь становится зеркалом процессов, происходящих во внутреннем мире личности.
Рассматривая понятие «пожилой возраст», можно отметить, что он включает в себя различный спектр личностных особенностей, таких как социальные, психологические и физиологические. Они выступают следствием естественных изменений в возрастном статусе личности, что напрямую связано с биологическими процессами организма и определяет необходимость приспособления к данным явлениям. Среди отмеченных трансформаций важное место занимают коммуникативные и речевые мутации, что актуализирует поиск дополнительных ресурсов для адаптации личности и социума к данным изменениям.
Пожилые люди обладают целым комплексом качеств и индикаторов, которые им приписываются в обществе как представителям герон-тологической группы. Одними из них выступают коммуникативные практики, среди которых -стиль и тема общения, особенности установления контакта, социальный статус и характер поведения, возможность продолжать трудовую деятельность, семейное положение, рекреационные предпочтения. При этом пожилой человек по-прежнему ассоциируется в социуме с источником знаний, опыта, хранителем традиционных
ценностей. Общество характеризуется наличием социокультурных нормативов в отношении представителей различных возрастных групп, но именно люди третьего возраста все чаще подвергаются дискриминации по возрастному признаку, в отношении них отмечаются негативные установки, которые заключаются в навязывании ярлыков, стигм, описывающих их как немощных, ущербных, доживающих свое время, носителей отживших ценностей и традиций и, что особенно актуально в рамках данной статьи, не способных понимать информацию, передаваемую обычным для более молодых людей способом. В результате чего сообщение должно быть упрощено на несколько уровней, включая содержание, словарный запас, синтаксис и даже фонетику. Способы общения с пожилыми людьми в научной литературе отмечаются как «упрощенный перечень» или «дегенеративность ввода»8, что, на наш взгляд, усиливает проблему эйджиз-ма, увеличивает дистанцию между поколениями, разрывает преемственность и целостность бытия. Данные трансформации наблюдаются и в невербальном общении с пожилым человеком.
В зарубежной литературе обращается внимание на схожесть характеристик речи, адресованных старикам и маленьким детям, и используются термины «вторичный детский лепет» или «старческая речь»9. В отечественной литературе, по данным К. Качоровски-Брей, используются термины «старческая речь», язык старости, речь людей старшего поколения, геронтное общение, речь/коммуникация пожилых людей10. Из данных терминов становится очевидным, что речь представителей третьего возраста может как ассоциироваться с детской речью (таблица), которая по своему содержанию и оформлению может быть невнятной, мало развернутой, аграмматичной, так и восприниматься исходя из стереотипов о старости, среди которых трудности понимания и воспроизведения информации, ее запоминания.
Сравнивая упрощенные лингвистические признаки речи в детском и пожилом возрастах, можно отметить реверсивность явления, которая проявляется в первом случае разворачиванием, а во втором — угасанием функции. Данная особенность пожилого возраста ставит собеседников
Упрощенный перечень лингвистических признаков в детском и пожилом возрастах
Детский возраст Пожилой возраст
Зарождение речи восходит к первому крику, затем вокализации, слоги, первые слова и фразовая речь. Первоначальное использование слов и звукоподражаний простой структуры. Появление звуков, различных по акустическим и артикуляционным признакам. Постепенное угасание языка жестов и мимики, активное использование предложений. Лавинообразное наращивание словаря, активное усложнение языка Выбор простых и общеупотребительных слов, частое использование детского словаря, модификации произношения, выражения и предложения простой структуры. Частые повторы, медленный темп речи и частые паузы Ограниченный круг тем бесед, при обращении к старшему использование имени или псевдонима Ограниченный зрительный контакт, социальная дистанция в виде близкого/далекого расстояния, касания. Язык жестов и мимики актуализируется
в неравные положения, что вводит в практику явление, которое носит название «доброжелательная конспирация»11, представляющая собой адаптацию общения к лингвистическим особенностям говорящего. Наблюдается ситуация, когда участник беседы проявляет «дружелюбие» и облегчает речь, исходя из коммуникативных особенностей и характеристик представителя позднего возраста. Неуместное применение доброжелательной конспирации может вызывать у пожилого человека ощущение неравенства и дискриминации и, как следствие, реакцию противодействия. С. Рузметов также подчеркивает, что пожилой человек может болезненно принимать в свой адрес жестовую коммуникацию12.
Отмечая особенности письменной речи пожилых людей, Н. Лантюхова выделяет следующие: грамматика сохраняется практически полностью; снижается синтаксическая сложность текста (особенно после 75 лет), при этом возрастает лексическая сложность; уменьшается разнообразие в построении синтаксических структур; сокращается объем текста; возрастает количество ошибок, связанных с неправильным построением предложения13. Мы подчеркиваем, что такие исследования являются единичными и, как правило, представлены у зарубежных лингвистов, поэтому для более точного понимания состояния письменной речи у пожилых людей необходимо дополнительное изучение корпуса текстов.
Большинство пожилых людей, особенно находящихся на надомном обслуживании, испытывают коммуникативный дефицит, «синдром дискоммуникации», в результате которого социальный работник превращается для пожилого клиента в единственный источник взаимодействия с внешним миром, в посредника между прошлым и настоящим, что в очередной раз подчеркивает необходимость увеличения ресурсно-сти социального работника и владения им специфичным инструментом общения с пожилым человеком. Изучение языковой трансформации позволяет отслеживать процессы, происходящие в результате возрастных изменений, что может быть отражено в портрете стареющего человека, одна из частей которого — языковая, представляющая собой речевые маркеры пола, возраста, социальной принадлежности, образа мышления, социальной роли, опыта. Анализ портретных составляющих пожилого человека позволяет понимать их лингвистическую специфику, а значит, и учитывать при взаимодействии. Именно эти знания могут облегчать процесс обслуживания пожилых людей, должны трансформироваться в инструментарий в работе социального работника и иных специалистов.
Специфика общения с пожилым человеком требует от нас восприятия информации, которая касается определенного круга тематических направлений. Так, И. Стернин отмечает, что в ре-
чевом общении людей третьего возраста особый интерес вызывают такие вопросы, как стандартный круг собственных интересов, константная тематика бесед, коммуникативные традиции14. К темам, к обсуждению которых представители старшего поколения могут охотно вступать, относят беседы о прошлом, взаимоотношениях поколений, пенсионном обеспечении, социальной поддержке, вековых традициях народа, чистоте языка и т.д. Опираясь на существующие исследования интересов пожилых граждан, ниже мы приводим спектр тематических разговорных направлений пожилых людей.
Беседы о прошлом. Такой тип респондентов концентрирует внимание на своем жизненном опыте, умозаключениях, знаниях, которые были получены в результате жизненного пути. Повествование является автобиографичным и пронизывается сугубо личной историей. Как правило, это темы о супругах, детях, ближайших родственниках, работе, друзьях. При повествовании респондент испытывает чувство грусти и сожаления об ушедшем.
Политическое искусство. Пожилые респонденты размышляют о политическом устройстве государства, деятельности политических лидеров как нынешних, так и прошлых, оценивают эффективность действующей власти, политических реформ. Такая тема отличается повышенной эмоциональностью, заряженностью от процесса проявления гражданской позиции.
Дачный досуг. Размышления о способах ухода за растениями, деревьями, взращивания семян, урожае и его переработке. Обмен мнениями, опытом, иногда и продуктами деятельности является как способом самореализации, так и средством пополнения продовольственной корзины, времяпрепровождения.
Пенсионное обеспечение, продовольственная корзина и коммунальные платежи. Размер пенсии, ее индексация — это одна из центральных тем, также имеет место ориентирование в ценах на товары и услуги, качество товаров, скидки, ассортимент; повествования «о путешествиях» за продуктами, отличающихся подходящей ценой. Обсуждение коммунальных платежей носит, как правило, отрицательный окрас, постоянное повышение тарифов вызывает чувство дискомфорта и раздражения, не устраивает качество предоставляемых услуг.
Размышления о настоящем и будущем. Среди тем выделяются эпидемиологическая обстановка в мире и стране, школьное образование и ЕГЭ, дистанционное обучение, перспективы страны и будущего поколения.
Содержание тематических бесед пожилых людей подчеркивает их заинтересованность в разнообразных аспектах социальной жизни. При этом внутрисемейное общение становится важным источником удовлетворения коммуникативных потребностей пожилого человека, в ре-
зультате чего речь членов семьи оказывает существенное влияние на проникновение новейших заимствований, неологизмов, порой и сленгиз-мов в словарный запас пожилого родственника.
По мнению С. Донера и Ю. Жемчужниковой, важнее, чем говорить, — это быть услышанным. Часть бытия пожилого человека учит нас слушать, возраст учит нас слушать15. Действительно, в пожилом возрасте данный процесс приобретает специфические черты, которые связаны с тем, что выход на пенсию приводит к ограничению деловых контактов, повзрослевшие дети часто покидают родителей, многие пожилые люди становятся вдовцами или вдовами, вследствие чего лишаются постоянного семейного общения, могут возникать сложные жизненные обстоятельства (стихийные бедствия, военные конфликты). Все это не только уменьшает интенсивность общения, но и формирует определенную специфику взаимоотношений в пожилом возрасте. В связи с этим, по результатам сотрудничества международной организации помощи пожилым (HelpAge International) и специалистов в области предоставления помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, актуализируется программа тренировочных упражнений для лиц, работающих с пожилыми людьми16. На наш взгляд, данная программа может выступать в качестве ресурса социальных работников, обслуживающих пожилых клиентов. Сформулируем основные постулаты общения с представителями третьевозрастной группы исходя из программы.
1. Использование навыков активного слушания. Когда человек чувствует, что его слушают и что его мысли и чувства были поняты и приняты, возрастает доверие между оказывающим и принимающим помощь.
2. Практика неосуждения. В процессе общения с пожилым человеком важно не преломлять переданный им опыт сквозь призму собственного, не демонстрировать оценку поступков и действий.
3. Эмпатия. Когда мы сочувствуем, то ставим себя на место другого человека, что способствует пониманию эмоционального состояния собеседника и демонстрации этого понимания.
4. Эффективное использование вопросов. Важно с помощью вопросов демонстрировать пожилому собеседнику понимание его повествования, поэтому в процессе общения необходимо задавать альтернативные и наводящие вопросы, которые могут помочь глубже разобраться в своей проблеме.
5. Двигаться от общего к частному — стимулировать другого человека говорить более конкретно. Полезно задать вопрос, который уточнит, что человек подразумевает, когда говорит о чем-то в общих чертах.
Перечисленные правила общения позволяют не только качественно повысить эффективность общения с пожилыми людьми, но и оказывать
поддержку в трудных жизненных ситуациях, способствуя продлению активной старости.
Таким образом, изучив социолингвистический ракурс на проблему геронтного общения, можно сделать следующие выводы.
Социолингвистический взгляд на проблему изучения речи пожилых людей недостаточно представлен в отечественных исследованиях. При этом отмечается, что геронтологическая лингвистика — это важный аспект в составлении целостного портрета пожилого человека, так как она проясняет взгляд на внутреннюю структура языка, принципы порождения и восприятия речи, особенности существования языка исходя из возраста и социального положения. Для описания речи пожилых людей используются различные термины, в том числе «вторичный детский лепет», который указывает на ее сравнение с состоянием речи ребенка. Это подчеркивает наличие стереотипов в отношении пожилых людей, таких как немощность, ущербность, неспособность понимать информацию, передаваемую обычным способом, что укореняет практики эйджизма.
У представителей третьевозрастной группы отмечаются: специфика состояния речи, которая проявляется в употреблении простых, распространенных слов и предложений, замедленном темпе и частых паузах; ограниченный зрительный контакт; особенность социальной дистанции; актуализирование языка жестов и мимики. Среди значимых тем общения — круг интересов, коммуникативные традиции, беседы о прошлом, взаимоотношениях поколений, пенсионном обеспечении, социальной поддержке, вековых традициях народа, чистоте языка и др. Учитывая специфику состояния речи пожилых, особенности восприятия информации, выделены практические рекомендации, направленные на снятие барьеров при взаимодействии с пожилым человеком, среди которых техника активного слушания, практика неосуждения, эмпатия, использование вопросов, движение от общего к частному. py Psychiatrii i Neurologii. 2006. № 15 (3). S. 137-141.
12 См.: Рузметов С. А. Указ. соч. С. 33.
13 См.: Лантюхова Н. Н. Указ. соч. С. 25.
14 См.: Стернин И. А. Общение со старшим поколением. 4-е изд., испр. Воронеж : Истоки, 2013. С. 5.
15 См.: «Живые диалоги». URL: https://Institute.sven-doehner.rus (дата обращения: 15.07.2020).
16 См.: Комли М. Учиться слушать = Learning to listen : Азбука общения для работающих с пожилыми людьми / Help Age International. М. : РАНДЕВУ-АМ, 1999.
Образец для цитирования:
Темаева И. В. Геронтное общение: социолингвистический взгляд на проблему // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 407-411. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-4-407-411
Cite this article as:
Temaeva I. V. Herontic Communication: A Sociolinguistic Look at the Problem. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2020, vol. 20, iss. 4, рр. 407-411 (in Russian). DOI: https://doi. org/10.18500/1818-9601-2020-20-4-407-411
Список тем для разговора – 3 секрета психолога
Не так-то просто бывает найти список тем для разговора – тут вас пригодятся 3 секрета психологии общих, универсальных, интересных и нестандартных вопросов собеседнику, которые сближают людей. Конечно, общаться можно о совершенно разных вещах, но лучше делать это правильно.
Знать, о чём говорить будет полезно при общении с коллегами на работе, с противоположным полом, с детьми, подростками. Такой список, безусловно, пригодился бы и в беседе с родителями и с пожилыми людьми.
Дело осложняется тем, что каждый человек уникален и неповторим. У каждого из нас огромный внутренний мир, свои пристрастия и интересы. И для каждого конкретного человека нужен, на самом деле свой список. Добавьте к этому совершенно разные ситуации, в которых можно с ним общаться и для каждого уже потребуется далеко не один такой список.
В этой статье вы узнаете о том, как действительно получить список тем для общения с тем или иным человеком. И как максимально эффективно воспользоваться этим перечнем.
Содержание
- Ключевой секрет определения списка тем для разговора
- Как проще найти вопросы для общения
- Продолжаем секретничать
- Общая тема для разговора в России
- Психология вопросов которые сближают людей
- Когда списки становятся не нужны
- Как поддержать разговор без этих секретов
Общаться надо, без этого просто невозможно жить, по крайней мере, долго и счастливо. И, конечно же, надо понимать, о чём таки вести разговоры. Поэтому давайте, не откладывая в долгий ящик, приступим к первому секрету.
Ключевой секрет определения списка тем для разговора
Хочу ещё раз предупредить, что никакого универсального списка тем для общения на все случаи жизни просто не существует. Нет такого универсального перечня вопросов, которые подойдут для любого совершенно человека.
К тому же дело осложняется тем, что в разных ситуациях, при общении с разными людьми для этого конкретно человека будут актуальны разные темы. Одно дело – это любовное свидание, а другое совсем – общение, например, в военной структуре.
Ключом к тому, чтобы общаться с этим человеком на подходящие для него темы. При этом продуктивно это делать, достигая намеченного. Ключом к этому является ваш интерес к этому человеку. Ваш искренний, надо отметить, интерес.
Если вам по барабану на этого человека, то никакой список, никакие хитрые фразочки – они не помогут вам действительно наладить с ним общение. Поэтому если вы хотите узнать список тем для общения с каким-то человеком ради злых, вредных, нечестных целей, то эта статья вам помочь не сможет. Просто забудьте этот сайт, с Богом идите – учитесь жить честно.
А если вам этот список тем нужен для того, чтобы найти с другим человеком действительно честное взаимопонимание, чтобы действительно подружиться с ним крепко, чтобы построить хорошие, тёплые отношения, тогда эта информация вам пригодиться.
Самое важное – это неподдельный искренний интерес к этому человеку. Этот человек действительно должен быть Вам интересен, тогда вы сможете заполучить этот самый список тем.
Как проще найти вопросы для общения
Чтобы заинтересоваться человеком обращайте внимание на хорошие вещи в нём. Например, на прикольную пуговицу, на длинные ресницы, на тембр голоса. Найдите что-нибудь в этом человеке, что вам в нём нравится.
В зависимости от ситуации, можно ему об этом даже и сказать. Это будет самой лучшей темой для общения. Скажите человеку, что вам в нём нравится: «Ты такой сильный, у тебя такие мускулы» – это будет приятно парню услышать или вам мужчина прибил полку:
«Ух ты, как ты круто её повесил, такой перфоратор у тебя мощный, как ты с ним справился, он такой громкий, так стучит, ты так легко взял и просверлил эти дырки и полочка теперь так хорошо смотрится, и обои целые. Ты настоящий мастер золотые руки».
Знаете, как это вкатит любому мужику. Любой русский мужик он обязан просто что-то делать своими руками и когда он это сделает – расскажите что вам в этом понравилось. Или даже не вам он это сделал, а где-то хорошее что-то сварганил – ну и хвалите его за это. Это отличная тема для общения.
А женщина вам понравилась, вы идёте по дорожке и перед вами красивая девушка: фигурка отпад! Она к вам оборачивается. Ну, вы её сверлите взглядом, она это почувствует 100% и обязательно захочет узнать кто ею так восхищается. Вот она поворачивается, и, вы представляете, она ещё и чертовски симпатичная.
Скажите ей об этом: «Девушка, вы просто прекрасны». Может быть она и не поцелует вас сразу в щечку, может она и не прыгнет в постель прямо сразу, а может и никогда не прыгнет. Но вы подарите ей хороший, классный день со светлым настроением: она будет ходить и светится от счастья.
И сами вы почувствуете себя мужчиной, просто из-за того, что вы женщине отвесили комплимент – не побоялись это сделать. Знаете, какая это радость по-мужски это сделать, смело. Вы сказали честно то, что вы сами увидели.
Продолжаем секретничать
Скажите человеку, что он классный. В чём он конкретно такой замечательный – найдите это и скажите. И жизнь твоя перевернётся. А потом еще можно найти что-то в себе хорошее и сказать: «А я действительно классно это сделал, у меня это круто получается» или «Ну а я не такой уж и страшный, я ещё ого-го».
Ну это сделайте знаете когда? Похвалите себя после того, как вы найдете что-то хорошее в другом человеке и скажете ему об этом. И обязательно себя за это похвалите! На самом деле это самая крутая тема для общения – она растапливает любой лёд.
Может показаться, что нравится в другом человеке могут только какие то физические характеристики. Это совершенно не так. Умение мыслить, чувство такта, поддержка от него, добрый взгляд, разнообразные таланты и способности – всё это может не только нравится, но и восхищать, да ещё как!
Потом поинтересуйтесь, как у него вообще дела то идут: Как у тебя жизнь? Что слышно? Как у тебя сегодня настроение? Чаще всего, вначале отвечают что-то стандартное: «Нормально» – убитым голосом. Или приходит довольный, весь светится, но тоже скажет: «Нормально». И по эмоции понятно дело, что хорошо дела идут.
Если вы просто будете интересоваться этим человеком. На работе, например, у вас есть чувак, который что-то классно умеет делать, ну и спросите: «А как у тебя это получается?» Ну, вам-то от этого хуже, если вы это узнаете. Или: «Как ты умудрился такому мастерству научиться?» Он вам с удовольствием это будет рассказывать.
Общая тема для разговора в России
Просто интересуйтесь человеком. Этих тем, на самом деле, их не просто список, их целый миллиард для каждого конкретного человека. Просто поинтересуйтесь им, его жизнью, детством, юностью, школой, институтом, армией: как он откашивал от армии, как он служил в армии. Или, например, семьёй, его детьми. У-у-у, дети… Дети – это фантастическое количество тем!
Для каждого русского человека, даже если по национальности у него в паспорте написано что-то другое, но если он говорит на русском языке – значит он русский на самом деле. Русский – это и язык, и культура, и общество – это целое мировоззрение. У Пушкина, великого русского гения, дедушка кем был? Негром – арап Петра великого.
Для него дети, свой ребёнок – это самое ценное в жизни. Спросите о его детях. Аккуратно, конечно, потому что, может, нет ещё детей у него или ещё что-то. Но если детвора есть, и он не против рассказать о ней, то это бомба.
А как можно составить список? Поговорите с ним о его детях: «Какой у тебя ребёнок: мальчик или девочка?». А если у него несколько детей, то в таком случае какой вопрос задавать – непонятно.
Психология вопросов которые сближают людей
Но если вы действительно захотите понять этого человека, узнать без всяких там под ковёрных вещей, чтобы потом использовать это, что бы собрать сведения – это, конечно, подло. А если хотите действительно с людьми в мире жить, хотите чтобы жизнь была лучше: и ваша и его, другого человека, то просто банально поинтересуйтесь его жизнью, им самим.
Вы же тоже можете рассказать о себе кучу всего – сколько уже живете на свете, сколько было всяких ситуаций, ведь кому-то хочется о них рассказать. Не всегда есть такая возможность, чтобы тебя кто-то послушал, а хочется рассказать и душу тоже кому-то хочется открыть.
Быть одиночкой это тяжело, да и не по-русски. Наша страна она крепка тем, что мы умеем находить общий язык с самыми разными людьми, с самыми разными народами. Мы живём на этой части суши вместе, дружно. Ну как дружно, ведь когда муж с женой живут, то, бывают и ссорятся, но, тем не менее, живут всё-таки вместе, любят друг друга.
В нашей стране куча разных народов и все понимает русский, почему то. Куда ни приедешь, и на Украине тебя прекрасно поймут по-русски. И так где угодно на просторах СССР. Почему? Потому что люди умеют дружить. Им ценно то, что можно общаться друг с другом.
Разные наши народы имеют разные склонности в плане профессий: чем то они больше любят заниматься, чем то меньше. У них свои какие-то приемчики, навыки, способности, таланты. Круто же, когда уютных, например, кафешек много в городе – кто-то же уметь должен их держать. Если это передаётся от отца к сыну и дальше – классно.
Когда списки становятся не нужны
Именно интерес к конкретному человеку он рождает понимание, о чём же с ним говорить. Ну, например, родители – о чём говорить с пожилыми родителями? Работал я с одним дядькой, очень крутым специалистом, и вообще человеком много чего повидавшим.
Он рассказывал такую мудрость: когда сын ещё ребёнок, то для него отец такой сильный, он всё может. Потом он становится молодым, наливается силой, ему море по колено и он начинает смотреть на своего отца совершенно по-другому: чего он там смог достичь в жизни – всего ничего.
А потом, когда у него самого появляются дети, дети подрастают… Он начинает смотреть на своего отца уже совсем по-другому, он понимает что мой отец то, блин, он силён, едрён батон, сколько он всего сделал хорошего в жизни. Он уже начинает видеть, что к чему.
И о чём поговорить? А как вообще вы жили, что хорошего было, что плохого. А что тогда было, а почему? Ты начинаешь немножко понимать этого человека. А как ты с мамой познакомился, бать? И вдруг тебе открывается твой близкий, дорогой человек родной. И он вдруг начинает быть тебе ещё родней.
Или, например, у тебя какой-то одноклассник, одногруппник – ты с ним действительно можешь сдружиться, если просто поинтересуешься им, его жизнью, увлечениями, семьёй. Обычно люди с удовольствием рассказывают.
И происходит потом самое интересное: потом люди тоже начинают интересоваться тобой. Бабах, и вдруг он начинает спрашивать о тебе. И тут уже начинается общение не в одни ворота, это уже полноценное общение пошло – поехал паровоз.
Тогда уже никакие списки вопросов, тем для общения уже становятся не нужны совершенно. Ты уже начал понимать этого человека, ты уже попал на его волну. И он на твою. Вы уже стали общаться по-человечески, испытывая неподдельный интерес друг к другу. Круто, продолжайте это делать.
Как поддержать разговор без этих секретов
Конечно же, можно поддержать разговор и без всех этих секретов. Главное – просто стараться делать это. И через некоторое время вы обнаружите, что у вас стало получаться. И тогда вы можете убедится, что ваш собственный опыт совпадает с опытом автора статьи. Или не совпадает – всякое бывает
А теперь действительно попробуйте применить эти 3 психологических секрета определения списка тем для поддержания разговора для поиска общих, универсальных, интересных и нестандартных вопросов собеседнику, которые действительно сближают людей.
На самом деле по общению существует масса вещей, интересных, важных. Общаться можно с разными людьми, бывают разные совершенно ситуации, в которых происходит общение. Очень было бы неплохо знать всяческие нюансы, тонкости общения во всех таких случаях.
При этом, несмотря на всё многообразие вариантов, и способов общения, все они подчиняются одним и тем же законам. Законов общения не много, их можно пересчитать по пальцам. Это универсальные вещи, которым не учат ни в школе, ни в институте, но они, тем не менее, есть.
Прямо сейчас обязательно скачайте мою книгу «5 секретов общения в большом городе». Я описал в ней универсальные законы общения. Эти секреты пригодятся вам везде где угодно. Везде где может возникнуть общение.
Счастливого, успешного, прекрасного, замечательного, радостного и весёлого вам общения!
Ваш Мистер Смайл 🙂
Темы для обсуждения для пожилых людей
Автор: Джереми РодригесПодписаться
Разговор с пожилыми людьми: чего не следует делать
При общении с пожилыми людьми может возникнуть несколько нюансов. Вот несколько вещей, которых следует избегать при общении с пожилыми людьми.
- Не давайте нежелательных советов.
- Родители сами имеют опыт ухода за детьми. Так что услышать совет от ребенка (даже если это взрослый ребенок) может показаться унижением.
- Вместо этого постарайтесь поддержать и подбодрить любимого человека, не обязательно давая советы.
- Родители сами имеют опыт ухода за детьми. Так что услышать совет от ребенка (даже если это взрослый ребенок) может показаться унижением.
- Не используйте «язык древних».
- Нет необходимости использовать снисходительные выражения или говорить высоким голосом. Также не нужно кричать на пожилого человека, если он не услышал вас в первый раз, когда вы что-то сказали. Иногда люди просто пропускают слова и прекрасно слышат.
- Используйте свой обычный словарный запас, а не упрощайте его. Кроме того, поговорите с пожилым человеком напрямую, а не спрашивайте кого-то еще: «Как они сегодня поживают?»
- Не забывайте, что они тоже люди.
- Не относитесь к ним иначе из-за ваших предвзятых представлений о пожилых людях.
- Поймите, что у них есть богатый опыт, который вы можете использовать и извлечь из него уроки.
Эффективные методы общения: как разговаривать с пожилыми людьми
Придумывать темы, представляющие интерес для пожилых людей, сложно само по себе, но прежде чем вы это сделаете, вы должны овладеть искусством общения с этим сообществом.
Загрузите бесплатное руководство по уходу на дому
Вот несколько советов и рекомендаций.
- Уделите все свое внимание и будьте терпеливы, если они не могут говорить быстрее.
- Пусть говорят свободно, без перерыва.
- Сосредоточьтесь на одной теме за раз. Старайтесь не прыгать по нескольким темам, чтобы не запутаться.
- Выберите подходящую обстановку для разговора. Избегайте разговоров в шумных местах с конкурирующими звуками радио или телевизора.
- Старайтесь избегать открытых вопросов, особенно при разговоре с пациентом с болезнью Альцгеймера или деменцией.
- Смиритесь с разногласиями и попытайтесь найти компромисс, когда вам двоим нужно принимать решения.
- Выберите свои сражения. Лучше сначала определить приоритеты проблем, с которыми вы хотите разобраться, а затем праздновать каждую победу.
Темы для обсуждения для пожилых людей
Начало разговора для пожилых людей ничем не отличается от начала разговора с людьми вашего возраста. Все дело в том, чтобы найти тему, чтобы заинтересовать их.
- Спросите об их прошлом.
- Какое ваше самое любимое воспоминание из детства?
- Чем вы и ваши друзья развлекались, когда были моложе?
- Какой самый лучший урок вы усвоили?
- Узнайте их мнение о настоящем.
- Какая технология, по вашему мнению, изменила мир к лучшему?
- Как, по вашему мнению, изменился мир с тех пор, как вы были в моем возрасте?
- Что вас порадовало на этой неделе?
- Смотрите в будущее.
- Чего вы (я, ваши внуки и т. д.) представляете себе через 10 лет?
- Как вы представляете, как изменится мир через 10 лет?
- Какой бы вы хотели, чтобы вас запомнили?
- Спросите об их любимых вещах.
- Какое ваше любимое шоу/фильм/музыка?
- Чем ты любишь развлекаться и можем ли мы этим заниматься вместе?
- Какой новый навык вы хотели бы освоить?
- Спросите о достижениях.
- Чем вы больше всего гордитесь?
- Как на вас повлиял ваш опыт (в армии, в этот конкретный период времени и т. д.)?
- Какой урок вы хотели бы передать будущим поколениям?
Чтобы узнать больше о наших услугах по уходу на дому, свяжитесь с нашей командой по уходу сегодня по адресу (877) 268-3277 или найти сиделку рядом с вами.
Чтобы узнать больше о наших услугах по уходу на дому, свяжитесь с нашей командой по уходу сегодня онлайн или позвоните нам по телефону (877) 268-3277.
- Оздоровительный уход и советы
- Совет по уходу за пожилыми людьми
- Предыдущий пост
- Следующий пост
33+ Начало увлекательного разговора с пожилыми людьми
Распространяйте любовь
Социальные связи являются основной частью жизни. Это то, как мы чувствуем связь с окружающими и можем улучшить наше здоровье во многих отношениях. Регулярное взаимодействие с другими даже способствует устойчивости, психическому и физическому здоровью, облегчая ответ на вызовы, которые бросает нам жизнь.
Вместо этого одиночество и изоляция могут нанести вред, особенно пожилым людям. Одиночество связано с такими проблемами, как высокое кровяное давление, болезни сердца и снижение иммунной системы, а также с повышенным риском таких состояний, как депрессия и тревога.
Неудивительно, не так ли? Никто не любит чувствовать себя одиноким.
Социальные связи явно помогают — и это то, что вы можете легко сделать для стареющих членов семьи. Связь может заключаться в том, чтобы проводить с ними время, например, гулять или вместе заниматься каким-то ремеслом.
Разговор тоже имеет значение, поэтому мы уделяем особое внимание началу разговора с пожилыми людьми.
Начинающие разговоры для экспериментов
Начинающие разговоры могут принимать разные формы. Иногда они сосредотачиваются на старших, например, на своих любимых вещах и особых воспоминаниях. Такие вопросы могут вызывать ностальгию, помогая пожилым людям воссоединиться с положительными воспоминаниями, что затем улучшает их настроение и самочувствие.
Другие вопросы могут облегчить общение, например, когда вы спрашиваете совета или хотите узнать их мнение по поводу решения.
Это помогает иметь под рукой некоторые общие идеи, а также некоторые конкретные вопросы. Эта комбинация может помочь вам преодолеть большинство блоков в разговоре.
Разговоры о детстве
Детство пожилых людей редко упоминается в непринужденной беседе, но часто это было драгоценное время, которое оказало большое влияние на всю оставшуюся жизнь. Спрашивать об их детстве может быть увлекательно, предоставляя вам ценные истории для себя и даже для ваших детей.
Вот несколько возможных вопросов и областей:
- Расскажите мне о своей семье. Что сделали ваши родители? Вы ладили со своими братьями и сестрами?
- Много ли вы двигались в детстве?
- Каким был дом вашего детства (или любимый дом детства, если они много переезжали)?
- Тебе нравилось ходить в школу? Как вы думаете, это сильно отличалось от сегодняшнего? Что бы вы изменили?
- У вас было много близких друзей? Кто они?
- Были ли у вас особые семейные или праздничные традиции? Что вам нравилось делать из года в год?
- Чем ты хотел заниматься, когда вырос?
На многие вопросы есть простые ответы, поэтому старайтесь выполнять их до тех пор, пока старший не начнет интересоваться темой. В большинстве случаев один вопрос естественным образом приводит к другому.
История жизни
Другие стороны жизни пожилых людей тоже могут быть увлекательными, в том числе события, которые определили их, и те, которые были значимы для их поколения.
- Когда вы познакомились со своим мужем/женой? Что случилось? Была ли это любовь с первого взгляда?
- Кем вы работали? Что вам понравилось?
- Кажется, что технологии постоянно меняются. Что вы думаете обо всем этом? Помогли ли изменения? Раздражающий? Их слишком много?
- Какие самые удивительные изобретения/продукты/события вы видели? Что чувствует, как это изменило мир?
- Кем вы восхищались в детстве?
- Были ли в прошлом неловкие моменты, которые сейчас смешны? Кем они были?
- Какой самый важный урок вы усвоили?
Любимые вещи
Любимые вещи всегда являются хорошей темой для разговора. Они не только позволяют обеим сторонам делиться друг с другом, но и узнавая о фаворитах старшего, вы можете найти для него хорошие подарки.
- Какая твоя любимая книга? Что вы читали в последнее время?
- У вас есть книга, которую вы рекомендуете?
- Ваш любимый фильм (или сериал)? Что бы вы могли смотреть снова и снова, не надоедает?
- Была ли у вас в детстве любимая игрушка?
- Что ты любишь делать? Каковы ваши текущие увлечения? Что ты любишь больше всего?
- Чем бы ты хотел заниматься?
- Какое твое любимое блюдо? Где ты любишь поесть?
- Если бы вы могли делать что угодно, пойти куда угодно, что бы вы выбрали?
- Какие были лучшие моменты сегодняшнего дня? На этой неделе? В этом году? Какие вещи выделяются?
Другие интересные темы и направления
Вот несколько тем для обсуждения, которые не вписываются в предыдущие темы.
- Как вы думаете, в каком возрасте лучше всего жить? Какой был твой любимый возраст?
- Какой совет дали тебе родители?
- Как вы выбирали имена своим детям? Были ли другие имена?
- Какой совет вы бы дали молодоженам? Как вы думаете, что делает брак успешным?
- Какой самый странный сон у тебя когда-либо был?
Прислушайтесь к их интересам
Начало разговора, на котором мы сосредоточились, носит очень общий характер. Большинство может относиться к любому старшему поколению. Но это не единственный подход. Если вы разговариваете с членом семьи, особенно со стареющим родителем, вы, вероятно, много о нем знаете.
Вы также можете знать что-то об их повседневных привычках, увлечениях и многом другом. Эту информацию можно использовать для подбора вопросов.
Такие личные вопросы невероятно ценны, они помогают пожилым почувствовать, что они важны для вас и что вы думаете о них. Также легче вести беседу, когда вы говорите о чем-то, чем старший уже увлечен.
- Если они работают над проектом или конкретным ремеслом, вы можете спросить, как идут дела. У них может быть готовая работа, которую они могут показать вам, или они могут рассказать о том, что у них идет хорошо (или о последних проблемах, с которыми они столкнулись).
- Если они регулярно смотрят сериалы, вы можете спросить об этом. Не только о том, нравится ли им шоу, но и о том, что в нем происходит. Каковы их любимые персонажи? Как обстоят дела у этих персонажей?
- Если они недавно были в кино, на шоу или на каком-то другом мероприятии, вы можете спросить об этом. Как это было? Кто был здесь? Каковы были основные моменты? Что было самым худшим?
- Социальные связи тоже имеют значение. Если они регулярно видят одних и тех же людей, вы можете спросить, как дела у этих людей (например, «Как сейчас Мод?).
- Вы также можете спросить о текущих событиях или современных тенденциях. Поскольку пожилые люди родились раньше, чем многие из нас, у них часто другие точки зрения.
Зачем использовать средства для начала разговора с пожилыми людьми?
Итак, зачем вообще начинать разговор?
Возможно, вы могли регулярно разговаривать с любимым человеком на протяжении большей части его жизни, не задумываясь о том, что и когда сказать. Начало разговора также может показаться неуклюжим и искусственным, особенно поначалу.
Однако они могут иметь большое значение — и есть несколько причин, по которым они особенно важны при общении с пожилыми людьми.
Помните также, что использование средств для начала разговора с пожилыми людьми — это просто способ начать разговор. В большинстве случаев вы быстро войдете в суть беседы, и вам нужно будет лишь изредка возвращаться к началу беседы и идеям.
1. Их дни часто менее увлекательны
Разговоры часто вращаются вокруг знакомых тем, включая то, что происходит, какие-либо новости, захватывающие моменты и наши чувства.
Когда вы каждый день собираетесь на работу, много общаетесь и регулярно выходите куда-нибудь, вам есть что сказать. Есть все виды больших и маленьких драм, которые можно передать, а также различия, на которых нужно сосредоточиться.
У многих пожилых людей этого больше нет. Они могут проводить гораздо больше времени дома, и то, что они делают, может казаться им менее интересным.
Член вашей семьи может даже подумать, что мало что изменилось с момента вашего последнего визита.
Вы могли бы развлечь их своими историями, но это держит их в позиции слушателя. Некоторым пожилым людям это тоже может показаться трудным, особенно если они чувствуют, что упускают жизнь.
Начало разговора — это способ придать разговору направление, которое может быть менее знакомым и более увлекательным.
2. Им может быть труднее вести беседу
Снижение когнитивных функций, плохое настроение, побочные эффекты лекарств и другие проблемы могут повлиять на умственные процессы. Некоторые практики внезапно становятся намного более сложными, что может включать в себя разговор.
В то время как многие пожилые люди чувствуют себя прекрасно, другим может быть трудно подобрать слова или понять, с чего начать разговор.
3. Они могут испытывать трудности
Старение сопряжено с множеством проблем. Пожилые люди сталкиваются со стареющим телом, которое не всегда может реагировать так, как они ожидают. Они также могут принимать лекарства или испытывать сильную боль.
Затем возникают вопросы о том, что будет с ними дальше. Возможно, они боятся потерять независимость и полагаться на других людей. Или, может быть, они беспокоятся о смерти и о том, что происходит с их сознанием.
Если они так борются, начало разговора с пожилыми людьми может помочь вернуть их к вам в настоящий момент.
Это также помогает вывести их из себя, в более позитивное пространство. Это может быть важно для психического здоровья, так как людям легко потеряться в негативе, особенно если они проводят много времени в одиночестве.
4. Разговоры могут легко повторяться
Поскольку пожилые люди не отличаются разнообразием в своей жизни и могут видеть вас лишь время от времени, они могут часто рассказывать вам одни и те же истории. Это еще более распространено, если они также страдают от проблем с памятью.
Слышать одни и те же истории снова и снова может быть неприятно для вас, в то время как они могут чувствовать себя оскорбленными, что вы не интересуетесь тем, что они говорят.
Вместо того, чтобы упоминать, что они повторяются, часто лучше задавать вопросы и переходить к новым историям и разговорам. У большинства пожилых людей есть много других историй, им просто нужно немного поощрения, чтобы прикоснуться к ним.
Как правильно вести беседу
Начинающие разговоры помогают наладить дело, но это еще не все. Есть еще несколько вещей, о которых стоит подумать.
Слушай и будь сострадательным
Важной частью связи является ощущение того, что тебя услышали и поняли. Это ценный подарок, который вы можете подарить близкому человеку.
Однако иногда подход может быть слишком большим. Вы можете начать чувствовать себя истощенным, если они постоянно негативны или повторяют одни и те же жалобы снова и снова.
Чтобы преодолеть это, нужно выслушать и проявить сострадание какое-то время, признать боль того, что они говорят, а затем использовать средства для начала разговора, чтобы перенаправить их. Возможно, вы спросите их о положительных воспоминаниях или о чем-то захватывающем, что они запланировали.
Этот подход может помочь и с их психическим здоровьем, поскольку он разрушает привычку сосредотачиваться на негативе. Они могут вернуться к этому старому образцу мышления после того, как вы уйдете, но даже небольшой перерыв в нем время от времени может помочь в долгосрочной перспективе.
Не «родите» их
Некоторые взрослые дети попадают в ловушку, ведя себя как родитель своих родителей.
Это легко сделать, так как способность ваших родителей заботиться о себе часто снижается с возрастом. Они могут даже рассчитывать на вашу помощь в купании или в других очень личных вопросах.
Даже если они все еще независимы, вы можете начать беспокоиться и защищаться.
Но в отношениях между вами и вашим родителем нет смены ролей. Они не стали вдруг вашим ребенком. Они все еще взрослые люди, которые прожили долгую жизнь и многому научились на этом пути.
У них тоже есть свое мнение – и право принимать плохие решения.
Вести себя как родитель не только неуважительно, но и привести к ссоре.
Поднимите вопросы
Иногда вам может захотеться вести трудные разговоры с пожилыми людьми, например, сказать, что вы беспокоитесь о их питании или беспокоитесь об их безопасности во время вождения.
К таким разговорам нужно подходить с уважением и непредвзято.