Психологические особенности пожилого и старческого возраста: Психологические особенности людей пожилого возраста. Психология пожилых людей

3.2. Психологические особенности лиц старческого возраста

Начало старения и старость существенно отличаются у отдельных людей. Иногда процесс старения как бы приостанавливается на некоторое время, иногда, напротив, ускоряется. Нормальная старость начинается постепенно, медленно и плавно, но никогда сразу, в одночасье, в какую-то годовщину со дня рождения.

Исследования в области психологии старости показывают, что индивидуальные различия между пожилыми людьми более значительны, чем между молодыми. Это понятно: они прожили дольше, у них было гораздо больше возможностей что-либо в жизни испытать – не только стрессовые ситуации и отрицательные эмоции, но и любовь, радость, минуты счастья; было больше времени для формирования собственной личности. Не может быть и речи о стариках вообще. Одни пожилые люди выглядят так, как будто возраст их почти не коснулся, другие в старости даже хорошеют или становятся мудрее. У третьих состояние соответствует календарному возрасту, четвертые старятся преждевременно.

А некоторые – действительно неприятные люди. Но не были ли они такими в течение всей жизни?

Старость может принимать различное обличье. Люди, которые, что называется, умеют стареть и не обманывают ни себя, ни окружающих (не соответствующими возрасту и внешности одеждой, прической, поведением и т.п.), часто выглядят лучше, чем те, кто не смог примириться с действительностью.

Пожилые и старые люди, которые смогли выработать позитивное отношение к этому этапу своей жизни и сохранили индивидуальность, зачастую пользуются популярностью у молодого поколения, не бывают и не чувствуют себя одинокими и стремятся как можно дольше быть активными, независимыми, чтобы не стать кому-то в тягость. Многие из них сами помогают семье или другим людям, которым требуется помощь.

Но те, кто внутренне ощущает старость и старение как время потерь и безнадежности, как “ожидание смерти”, проживают ее трагически. Если представить себе, что речь может идти о 10, 20 годах жизни и более, то это действительно большая потеря для них и для окружающих.

Правда, иногда этому негативному чувству способствуют именно окружающие, которые бывают бестактными, жестокими, не проявляют необходимого сочувствия. Поэтому неудивительно, что старый человек, живущий без любви и уважения, чувствует себя ненужным.

Старение – это естественный процесс, который сначала проявляется незаметно, а в пожилом возрасте ускоряется. Как уже было сказано, этот физиологический этап человеческой жизни имеет естественные признаки, по-разному проявляющиеся у различных людей. Важно знать о них заблаговременно, чтобы не быть застигнутым врасплох.

Основой физиологических изменений в старости является изношенность органов, замедленный обмен веществ, ухудшение деятельности биологических адаптационных механизмов. Старый человек плохо приспосабливается к изменениям температуры, поэтому у него часто холодные руки и ноги — они хуже снабжаются кровью.

С возрастом постепенно уменьшаются запасы психической адаптационной энергии. Это проявляется, например, в том, что старые люди тяжело переносят вынужденный отказ от старых привычек, без особого удовольствия принимают новые мнения или используют новые методы в своей профессиональной деятельности (неофобия). Стареющий человек не любит изменений в своем непосредственном окружении и труднее к ним привыкает.

Замедленная реакция на раздражители означает увеличение временного интервала между воздействием раздражителя и ответом на него. Таким образом, измеряется быстрота реакции при психометрических тестах. Некоторым пожилым людям необходимо больше времени для принятия решений, для подготовки даже к таким ежедневным делам, как выход из дому на прогулку или за покупками и т.п. Интересно, что эта нерешительность, как правило, отсутствует при выполнении привычных рабочих операций.

С возрастом замедляется и быстрота словесной реакции. Пожилому человеку труднее высказывать свои мысли, и требуется больше слов для их выражения.

В старости люди становятся более замкнутыми – интравертными. Внутренняя эмоциональная и интеллектуальная жизнь приобретает для них большую значимость, чем прежде.

В старости возможны изменения в эмоциональной сфере. Эмоциональная жизнь пожилых людей, с одной стороны, более статична, т. е. не отличается такими яркими проявлениями эмоций, как в молодости. С другой стороны, старые люди более ранимы, больше нуждаются в проявлениях заботы, внимания и понимания со стороны окружающих. Старые люди в большинстве случаев свободны от страстей, аффектов и предвзятости; как правило, более уравновешенны. Кто был в зрелости умным, к старости становится мудрым.

У большинства старых людей постепенно сужается круг близких друзей и родственников — может даже произойти частичная или полная изоляция. Есть люди, у которых множество увлечений, и, наконец, в пенсионном возрасте появляется достаточно времени, чтобы ими заняться. Но не каждый умеет, выйдя на пенсию, найти “запасной вариант” жизни – особенно те, кто был поглощен только работой и не имел никаких хобби. Согласно социологическим исследованиям, уход на пенсию очень болезнен для людей с низкой профессиональной квалификацией, узких специалистов и одиноких людей. Это усугубляется еще и тем, что с уходом на пенсию снижается жизненный уровень.

Подобные перемены в жизни могут стать психосоциальными факторами риска: если чрезмерно усилится их негативное влияние, то нарушится нормальное старение. Социальная изоляция способна привести старика к душевному одиночеству; с этим связаны изменения в поведении, которые окружающие часто не понимают или неправильно объясняют. Старый человек не говорит об этих причинах или потому, что не осознает их, или потому, что стесняется о них говорить. При этом он считает (часто ошибочно), что его близкие — родственники или друзья — должны понять все сами… Разочарованный, он все больше погружается в себя и постепенно ему становится все тяжелее поддерживать контакты с другими людьми. Возникают подавленность, страх, депрессия (особенно в утренние и дополуденные часы), чувство неполноценности, рушатся надежды, чаще вспоминается прошлое, пропадает желание заниматься какой-либо деятельностью.

В конце концов, человек покоряется воле судьбы.

Однако патологические изменения в старости не являются неизбежными. Как только близкие старого человека заметят первые признаки патологии, которая вначале может проявляться как чудачество, они должны приложить все силы, чтобы он не чувствовал себя одиноким.

Кроме того, проявления старости с возрастом различаются. Например, у шестидесятилетнего они совершенно иные, чем у девяностолетнего. Разные люди на различных этапах старости по-своему реагируют на ее неприятные проявления. Не все хорошо приспосабливаются к старости, не всем удается внутренне примириться с фактом, что молодость прошла.

Большую роль играют отношения стареющего человека с его ближайшим окружением: отрицательное влияние средовых воздействий порождает у них целый ряд невротических нарушений. В их числе описывают такие состояния, как невроз “социальной изоляции” (при уходе взрослых детей из семьи), “пенсионного банкротства” или же панической боязни “не дотянуть до пенсии”, “неврозы итога”, вызванные субъективной оценкой неблагоприятного баланса жизненных достижений.

Существует, правда, и иная точка зрения, основанная на том, что с наступлением старости нервно-психическая реактивность личности снижается и тем самым патогенное действие травмирующих отношений теряет свое значение (отсюда и уменьшение невротических заболеваний в старческом возрасте).

Однако в любом случае перед стареющим человеком неизбежно возникают вопросы: как вести себя в новой обстановке, как не быть в тягость близким и самому себе? Как избежать дряхлости и немощности, продлить свою работоспособность, чувствовать себя до последних дней естественного конца жизни здоровым и крепким? В их решении очень многое зависит от разума и воли человека, от выбранной им общей стратегии “преодоления” старости, осознанного устремления к продуктивному и полнокровному долголетию. В этом отношении мы вполне уверенно можем утверждать, что профилактика преждевременной старости целиком зависит от здорового образа жизни в юношеские и молодые годы. Известный отечественный геронтолог А.

А. Богомолец писал: “Умение продлить жизнь – это прежде всего умение не сокращать ее. Затормозить процесс старения можно разумным управлением своей жизнью”.

В психологическом облике старости отражается весь духовный мир человека, его предшествующий опыт, накопленные знания, склад характера и проявления темперамента. У акцентуированных и психопатических натур нередко происходит утрированное заострение наиболее демонстративных черт личности, гротескное усиление присущих ей внутренних конфликтов. Именно у них наиболее часто вырабатывается позиция панической боязни старости как “живой могилы” (по выражению Мартина Лютера), состояние беспомощности и обреченности, доходящее до суицидального поведения. Вместе с тем среди долгожителей, как правило, не удается обнаружить каких-либо личностных отклонений и затяжных психологических конфликтов в предшествующие периоды жизни.

Для лиц, страдающих неврозами и психопатиями, вся биологическая перестройка организма в пожилом возрасте представляет массивный психотравмирующий фактор, на фоне которого оживают и приобретают болезненный характер ранее являвшиеся безразличными внешние воздействия. Больные становятся несдержанными, беспокойными, тревожными, мнительными, обидчивыми и ранимыми. Колебания настроения достигают выраженной степени, сопровождаются повышенной слезливостью, приступами безысходной тоски и отчаяния. Своевременно проводимое успокаивающее лечение транквилизаторами (от французского “транквиль” — спокойный) при одновременной нормализации внутрисемейной и производственной обстановки прекращает эти расстройства.

Большое значение в невротических ухудшениях состояния здоровья приобретают перемены в привычном укладе жизни, изменения условий труда и быта (перемена места работы перед уходом на пенсию, переезд на другую квартиру, появление новых соседей и т. п.). Болезненная ломка привычного образа жизни особенно значимой бывает для тревожно-мнительных натур, у которых с возрастом затрудняется приспособление к новому окружению, новому ритму жизни, новым человеческим отношениям.

В преддверии старости перед личностью встает вопрос – как компенсировать упадок энергии, повысить физические возможности? Здесь многое зависит от психологических моментов. Так, при недостаточной подготовленности к предстоящему уходу на пенсию и при отсутствии активного досуга в ряде случаев возникают депрессивные и астенические реакции. Человека угнетает реальная и мнимая потеря жизненных позиций. Мысли о разрушающемся семейном благополучии, об утрате главенствующей роли в семье, о нереализованных планах ведут тревожно-мнительных и возбудимых людей к глубоким внутренним конфликтам, усугубляя свойственную старческому возрасту тоскливую окраску переживаний. Состояние бездеятельности, появление мучительной “вакуумной” ситуации приводит к значительной психической травме пожилого человека.

В старческом возрасте нередко наблюдаются тревожные опасения за свое здоровье, сосредоточенность внимания на нередко выраженных телесных ощущениях, доходящая иногда до убежденности в наличии тяжелого, неизлечимого заболевания. Появляется боязнь одиночества из-за потери родных и близких, панический ужас перед надвигающейся дряхлостью. Своевременное проведение индивидуальных психотерапевтических бесед, общеукрепляющего лечения, формирование отвлекающей доминанты устраняют такие временные, функциональные расстройства психики.

В отчете Комитета экспертов психического здоровья Всемирной организации здравоохранения сказано: “Старость — это один из этапов человеческой жизни, не самый лучший и не худший из них, имеющий свои характерные особенности и достоинства”. Задача медицинских работников состоит в том, чтобы всемерно содействовать нормальному протеканию старости, физическому и психическому здоровью пожилых людей. Овладение искусством счастливой старости во многом зависит от упорного и терпеливого шлифования своего характера, активного и деятельного образа жизни.

Психологические особенности старости реферат по психологии | Сочинения Психология

Скачай Психологические особенности старости реферат по психологии и еще Сочинения в формате PDF Психология только на Docsity! мИнистерство РФ ВГПУ рЕФЕРАТ предмет: Возрастная психология тема: Психические изменения в старости Студента II курса группы С-211 Волгорад 2003 План: 1. Вступление. 3 2. Период геронтогенеза. 4 3. Страхи и стрессоры людей пожилого и старческого возраста. 7 4. Изменение личности или психическое старение. 11 5. Психология пожилого возраста. 13 6. Психология старческого возраста 19 7. Долголетие и долгожители. 21 8. Заключение 23 Вступление. Так уж устроен наш мир: никуда не денешься от потери близких, от безответной любви, надвигающейся старости. Существуют и неизлечимые болезни, и критическое стечение обстоятельств, и угроза неосуществления жизненно важных целей (по разным причинам, в том числе и потому, что у человека остается небольшой запас сил и времени, например, к концу периода зрелости). Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным, переход от состояния максимальной активности, бурной деятельности к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что подтачивается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям, внутреенем сопротивлении это сделать, так как сегодня человек в свои 50-60 лет субъективно не ощущает себя «старым». Для современного человека после выхода на пенсию реальность прожить в среднем еще 15-20 лет вполне очевидна. Что же может представлять собою жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощность, потерю трудоспособности? Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы, как и на предыдущих этапах жизни? 2 обеспечивают его работоспособность в целом после завершения репродуктивного периода. Наряду с этим возрастает необходимость уселения сознательного контроляи регуляции биологических процессов. Это осуществляестя с помощью эмоциональной и психомоторной сферы человека. Ведь общеизвестно, что определенной системой тренировок можно улучшать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность у лиц пожилого возраста. Центральным механизмом сознательной регуляции является речь, значение которой существенно возрастает в период геронтогенеза. Таким образом, различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период геронтогенеза (включая возможности новообразования) должно усиливаться. По данным исследований отечественных и зарубежных ученых, разнородный характер процесса старения присущ и таким психофизиологическим функциям человека, как ощущение, восприятие, мышление, память и другие. При обследовании памяти у лиц в возрасте 70-90 лет обнаружилось следующее: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется лгическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминаемое сохраняется лучше, чем при механическом запечатлении; основой прочности в старческом возрасте являются внутренние смысловые связи; видущим видом памяти становится логическая память. Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и другие. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом. Однако и в пожилом, а тем более в старческом возрасте человеку бывает довольно трудно справляться с общими производственными нормами рабочего дня. Инволюционные процессы так или иначе отражаются на профессиональной трудоспособности, постепенно снижая ее. Но при этом общая трудоспособность человека, которая формируется еще до начала профессионально-трудовой деятельности, развивается вместк с нею и может сохраняться довольно долго. Это является главным показателем жизнеспособности долголетних людей. В связи с этим, в ряде случаев вполне возможно продление производственной деятельности пожилых людей даже 65-70 лет. Пожилые люди с огромным жизненным опытом и практическиминавыками работы в отдельных сферах производства просто незаменимы и сегодня. Возможно, что именно трехколенная 5 структура а трудовом коллективе «деды», «отцы» и «дети-внуки» — оптимальна с точки зрения обеспечения пеемственности в развитии производственной сферы общества, передачи социального и профессионального опыта. Контакты стариков и молодых взаимно полезны: молодежь обретает жизненный опыт и мудрость пожилых, а старики через энергию молодежи способны деятельно, конструктивно влиять на развитие традиционной для них области хозяйства и общественной практики. Таким образом период геронтогенеза является итогом всего жизненного пути человека – младенчества, раннего возраста, дошкольного, младшего школьного, подросткового и отрочества, ранней юности, молодости, взрослоси, зрелости. В этот период усиливается действие онтогенетических законов гетерохронности, неравномерности, стадиальности, что, в свою очередь, означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека. Наряду с инволюционными процесами, на всех уровнях организации человека происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, которые позволяют предупреждать или преодолевать деструктивные (разрушительные) явления в пожилом и старческом возрасте. Страхи и стрессоры людей в пожилом и старческом возрасте Одними из основных стрессоров людей пожилого и старческого возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опустошения гнезда»; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации. Наиболее сильным стрессором являестя одиночество в старости. Понятие это далеко не однозначное. Если вдуматься, то термин «одиночество» имеет социальный смысл. У человека нет родственников, сверстников, друзей. Одиночество в старости может быть связано с отдельным проживанием от молодых членов семьи. Однако более существенными в старости оказываются психологические аспекты: изоляция, самоизоляция, отражающие осознание одиночества как непонимания, безразличия со стороны окружающих. Особенно реальным одиночество становится для человека, живущего долго. В центре внимания, дум, размышлений старого человека может быть исключительно ситуация, породившая ограничение круга общения. Неоднородность и сложность чувства одиночества выражается в том, что старый человек, с одной стороны ощущает увеличивающийся разрыв с окружающими, боится одинокого образа жизни; сдругой стороны, он стремится отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабильность в нем от вторжения посторонних. Одна из очень серьезных причин нарушения связи с окружающими кроется в нарушении связей стариков с молодыми людьми. Закрепляется не самая гумманистическая позиция: отсутствие реальной жизненной проекции на будущее ясно как для самого старого человека, так и для его молодого окружения. Нередкими сегодня можно назвать столь реликтовое явление, как геронтофилия, или враждебные чувства по отношению к старым людям. 6 Многие из стрессоров можно предупредить или относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения отношения к старикам и к процессу старения в целом. «Прославление молодости – это оборотная сторона ненависти к старению… Презирать факт старения – это то же самое, что обнаружить полное непонимание самой сути жизни»1 Психологами установлено, что в жизни человека есть изменения, которые неизбежно связаны со стрессом. Составлен список этих событий2, за которым стоит многолетний опыт исследований. По мнению авторов этой идеи, можно определить выраженную в цифрах свою реакцию на стресс жизни. Эта цифра одновременно является показателем сопротивляемости к стрессу. Чем больше человек получает баллов, тем больше оснований отнестись к ним с должным вниманием и предпринять необходимые действия по защите от стресса. Надо заметить, что в этой таблице показаны не только отрицательные, но и положительные ситуации, которые могут вызвать стресс. Положительные источники стресса называют эвстресс, а отрицательные дистресс, или просто стресс. Перемены в жизни, способные вызвать стресс (по Холмсу и Ранге) События в жизни Единицы значимости 1. Смерть супруги (супруга) 100 2. Развод 73 3. Разрыв с партнерем 65 4. Отбывание наказания в тюрьме 63 5. Смерть близкого человека 63 6. Травма или болезнь 53 7. Свадьба 50 8. Перемещение по службе 47 9. Примирение с партнером (партнершей) или мужем (женой) 45 10. Уход на пенсию 45 11. Болезнь члена семьи 44 12. Беременность партнерши 40 13. Сексуальные затруднения 39 14. Рождение ребенка 39 15. Изменение финансового положения 38 16. Смерть близкого друга 37 17. Смена места работы 36 18. Увеличение числа супружеских (партнерских) ссор 35 19. Получение денежной ссуды 31 7 1 Томас Ханна «искусство не стареть. (Как вернуть гибкость и здоровье) СПб.,1996г. (Серия «Исцели себя сам»). 2 Таблица Холмса и Ранге, по которой выводится среднее арифметическое из суммы баллов, соответствующих каждому событию, указанному в списке, произошедших за последние 2 года. Психическое старение многообразно, диапазон его проявлений весьма широк. Основные типы психического старения (по Ф. Гизе):_ • старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости; • старик-экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдений за изменениями: выросла молодежь, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменения своего положения в семье, изменения в области техники, социальной жизни и другие. • интровертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремиться к покою. Социально-психологические типы старости (по И.С. Кону): • активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи и так далее, живкт полнокровной жизнью, не испытывая никакой ущербности; • второй тип характеризуется тем, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлесениями и так далее. То есть для этого типа стариков характерны также хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя; • третий тип, который преимуществеено составляют женщины, находят главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако психологи отмечают, что удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух. • четвертый тип – это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность. Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, предложенная Д.Б. Бромлей, в которой выделенно пять типов приспособления личности к старости: • Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешенны, имеют хорошее настроение, удволетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Они не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы. Благодаря положительному жизненному балансу с уверенностью расчитывают на помощь окружающих. Самооценка этих людей довольно высока. • Отношение зависимости. Зависимая личность – человек, подчиненный кому-либо, зависимый от своего супружеского партнера или ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда дает ему ощущение безопасности. • Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и 10 привычках, стремление к “самообеспеченности” и неохотному принятиюпомощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Защитный механизм против страха смерти и обездоленности является их активность “через силу”. Такие люди с большой неохотой и только под далением окружающих оставляют свою профессиональную работу. • Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремяться переложить на других вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. И-за недоверия они замыкаются в себе, избегают контактов с людьми. Жизненный путь таких людей, как правило, сопровождался могочисленными стрессами и неудачами. Они склонны к острым реакциям страха, не воспринимают старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил, сочетающиеся с сильным страхом смерти. Часто такие люди враждебно относятся к молодым, иногда и ко всему новому миру. • Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Неудволетворенность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали, соединенные с чувством одиночества. Собственное старение оценивается реалистично, смерть трактуется как избавление от страданий. Эти типы старости и отношения к ней не исчерпывают всего многообразия проявлений поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразие индивидуальностей. Классификации носят ориентировочный характер, с тем, чтобы составить базу для конкретной исследоватльской и практической работы с людьми пожилого и старческого возраста. Психология пожилого возраста Во многих странах мира, и у нас тоже, пожилой возраст – это время выхода на пенсию, то есть предпенсионное состояние человека, сборы на «заслуженный отдых». Людей, мужчин и женщин, приближающийся к пожилому возрасту, можно разделить на следующие группы: • Очень хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Они активно готовятся к этому, получают дополнительную специальность или просто осваивают новую, необходимую информацию. Пенсия воспринимается как начало новой жизни, когда можно заняться любимым делом с полной отдачей. • Очень боятся выхода на пенсию. Правдами и неправдами пытаются продлить время работы, чувствуют себя никому не нужными, если не могут заработать достаточное с их точки зрения количество денег. • Третью группу можно назвать равнодушными, они уже давно не работают с полной отдачей, и выход на пенсию не приносит им существенных переживаний, связанных с необходимостью перераспределять жизненную энергию. Они продолжают свое существование, давно и привычно окрашенное всеми оттенками нелюбви к жизни. 11 В психологии пожилого возраста давно используется понятие эгоистической стагнации для описания унылого и бесцветного увядания, которое относится к людям третьей группы. Эгоистическая стагнация в пожилом возрасте поражает тех людей – мужчин и женщин, которые давно уже живут вне концепции жизни, отказались от собственной экзистенции, от собственных проявлений духа и погрузились не в глубины соего Я или поднялись к его высотам, а замкнулись на плоскости прошлого. Эгоистическая стагнация это прерванная связь с настоящим временем, это отождествление собственных фантомов с любыми возможными проявлениями жизни. Это Я, которое реагирует только на изменения самого себя, где главным проявлением жизни становится собственная физическая боль, на которую Я реагирует проявлением букета разнообразных заболеваний, от которых уже невозможно избавиться, так как бех них теряется драгоценная часть Я. Эгоистическая стагнация обостряет в человеке его личностные качества, это время и момент жизни для проявления в полной мере сущностных качеств человека – его любви к людям и жизни или отсутствия таковой. Осторожность и осмотрительность становятся недоверчивостью и мнительностью. Два поколения наиболее остро чувствуют на себе последствия социально- экономических преобразований: это люди зрелого и пожилого возраста. Экономические неурядицы выступают для них в очень конкретном облике царя голода. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в себе чувствуют. Предпенсионный возраст и выход на пенсию бесконечно обостряют переживания человека, связанные с модальностью «Я могу» его психической реальности. Напряженность этих переживаний связана с тем, что вдиалоге со своим настоящим, прошлым и будущим человеку пожилого возраста трудно найти точку опоры, систему координат для адекватной самооценки. Для его сознания старость всегда связана сос смертью, и в ней нет никакого, даже минимального, очарования как в периоде жизни. Внутренний диалог пожилого человека неизмеримо осложняется, для разрешения возникающих противоречий нужны силы. Что может быть их источником? Ответ на этот вопрос формулируется как содержание психологической задачи личностного развития, которую можно сформулировать как задачу установления связей вне семьи, говоря иначе, изменение жизненного контекста. Установление связей вне семьи переживается пожилыми людьми как потенциально существующая готовность быть полезными своими знаниями и опытом другим людям. Они готовы учить, но не всегда умеют это делать. Навыки учительства и умение дать дельный жизненный совет являются естественным следствием развития Я – концепции. Именно они создают благоприятные условия для осуществления возможного перехода от одной педагогической позиции к другой, более обобщенной и осмысленной. За этим стоит и качаственно новое перераспределение ответственности с близкими и чужими людьми за осуществление разных проявлений жизни. Навыки учительства и умение дать совет для пожилых людей проявляются в социальном интересе. Психологи связывают его проявление с тремя областями объектов: • неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности – природа, наука, искусство. Человек проявляет к ним интерес, никак не связанный с его собственным Я, — это интерес бескорыстный; 12 быстро устает при ходьбе, в момент ходьбы может испытывать сильную боль. По мере прогрессирования болезни ноги начинают отекать, становятся бледными и холодными. Это болезнь курящих мужчин, которая нередко кончается ампутацией. Гипертония. Эта болезнь чаще поражает людей ответственных, энергичных активных, которые могут и хотят выполнять свое дело достойным образом. Именно они попадают в ситуацию хронического стресса из — за своего чувства ответственности и необходимости его реализации. Следует отметить, что гипертония поражает чаще людей полных, чем худых. Каждый лишний килограмм веса пожилого мужчины укарачивает его жизнь по крайней мере на несколько месяцев. Существует много способов, позволяющих определить «идеальный» вес людей разного роста и возраста. Одной из причин полноты в пожилом возрасте является элементарное обжорство, за которой стоит благоприобретенная привычка. Врачи всего мира знают, что большую часть успеха любого лечения определяет отношение больного человека к тому, что с ним происходит. Это относится к множеству болезней, которые дают о себе знать в пожилом возрасте. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, сахарный диабет – это все психосоматические болезни. В их основе лежат личностные конфликты, то есть внутренние противоречия, с которыми человек не справился, и они проявляются в виде болезни. В работах по психотерапии4 есть достаточно материала о психологических факторах разных заболеваний. Некоторые из них: личностные особенности больных бронхиальной астмой включают в себя повышенную ипохондричность, истерические эмоциональные реакции, неосознаваемую тревожность. Психотерапевты говорят, что у них выражен конфликт между потребностью в нежности и страхом перед ней, противоречивость в решении «брать и давать». Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки встречается чаще у лиц со специфическими особенностями отношений в семье. Описан тип «тиранического пациента», который постоянно находится в напряжении, переживая одновременно внутреннюю зависимость от окружающих и страх перед ней. Это приводит к вспышкам агрессии – тирании. Язвенная болезнь настигает и постоянно брюзжащих лиц, которые переживают постоянное агрессивное напряжение, за которым скрывается депрессия. Это противоречие депрессии и агрессии приводит к язвительному недовольству по поводу и без повода. Анализ психологических особенностей мужчины пожилого возраста показывает, что для него это один из самых трудных периодов жизни, который можно блягополучно прожить, если обновляется концепция жизни, Я — концепция, если устанавливаются живительные эмоциональные связи с миром. Для этого надо взаимодействовать с миром своей семьи, с окружающим миром так, чтобы возможности учительства и наставничества переживались окружающими как необходимые. Это один из путей понимания стресса жизни, один из путей противостояния ему и управления им. В геронтологии дано отмечено, что у мужчин старше 40 лет начинаются проблемы с соблюдением принципов гигиены. Гигиенические процедуры не только поддерживают чистоту, но и стимулируют кровообращение в коже, чем поддерживают ее тонус и сказываются на общем самочувствии. 15 4 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. «Семейная психотерапия» Л., 1990г. В любой возрастной группе здоровых людей больше, чем больных, а соответствующий образ жизни действенно предупреждает появление болезней. Психология старческого возраста Современная медицина, в том числе гериатрия, занимающаяся лицами пожилого возраста, несе огромную нагрузку, часть которой можно уступить психологии. В практике отечественной психотерапии есть прекрасный опыт работы с лицами старше семидесяти лет, а нетолько более молодыми. Вместе с тем надо отметить, что в сознании большинства людей старость прочно слилась с обликом немощного человека, а жалобы на болезни в пожилом возрасте являются чуть ли не проявлением «правила общения». Спрос на медицинскую помощь, особенно лекарственную, огромен. Тогда как известно, что чуть ли не каждое второе заболевание носит психосоматический характер, то есть должно быть адресовано, скорее, не врачу, а психологу или психотерапевту. Пожилые люди пытаются завладеть вниманием окружающих за счет своих «болячек». Это далеко не асегда наивное средство, и используют его люди в пожилом возрасте для решения одной из самых сложных жизненных задач – задачи переживания возрастающей зависимости от других людей, для решения которой нужно умение выживать при уменьшении физических ресурсов. От 30% до 50% постоянных посетителей поликлиник (лица старого возраста) по сути дела являются мнимыми больными. Их органические болезни – следствие ложных установок, неудовлетворенных амбиций, эмоциональных стрессов. Недаром говорят «все болезни от нервов».5 Старость, как и все в жизни, явление далеко не однозначное. Жажда жизни, которую может проявить человек, может иметь не только созидательное для самой жизни содержание. Приходится говорить по отношению к старикам и об очень сложной проблеме – проблеме границ психической реальности. Для этого возраста она может стать болезненно напряженной из-за увеличивающейся зависимости от других людей. Это приводит к появлению достаточно распространенного явления, которое можно назвать «синдромом мученика». Для такого человека часто лучший способ добиться жизненного успеха связан с проигрышем. Классический пример «синдрома мученика» – человек, страдающих от болезней, реальных и мнимых, включающий в свои мучительные переживания всех вокруг. Чаще всего это бывает с одинокими стареющими матерями, которые проявляют удивительную изобретательность, чтобы всеми силами воздействовать на жизнь своих взрослых детей. Типичность таких историй, безжалостность поведения стареющей женщины бывает потрясающей – думая только о себе, охваченная страхом одиночества, она безжалостно может разбить жизнь собственного ребенка. Неважно даже, сын это или дочь. Увеличение зависимости от других людей – психологическая задача, требующая решения. Такого решения, которое не толкало бы стареющего человека в бездну отчаяния, а поддерживало внем чувство собственной значимости. Достойные варианты решения такой задачи существуют, далеко не всегда их можно увидеть. Но ясные, спокойные глаза стариков говорят об их существовании красноречивее многих научных фактов. Старики, просящие милостыню, не редкость на наших улицах; старики, угасающие в нищете и одиночестве, забытые всеми. Мы провозгласили 16 5 А.В. Толстых. «На едине со всеми: О психологии общения»., Мн., 1990г. критерием истины силу разрушения. Ум – философия жизни – рождается не только в действии, но и в созерцании, не только в приказе, но и в диалоге, не только в эгоцентризме «я думаю», но и в чувстве ответственности – «мы живем…». Если воспринимать человека только по одному признаку возраста, то от его экзистенциальности не останется ничего. Если лишить его связи с другими людьми, то в своей космической робинзонаде он не ощутит ничего, кроме той же космической тоски, разрушающей его сознание без надежды на восстановление. Большая нежность и терпимость, отличающая по большей части отношение пожилых людей к детям, часто поддерживает этот процесс замены отца дедом. Впоследствии, когда ребенок подрастает, то эта ассоциация, уже успевшая установиться, еще более усиливается, так как теперь сходство отца с сохранившимся в воспоминании образом деда становится еще больше. Все это верно и в отношении девочек. Неоднократно констатировалось, до какой степени мальчик иной раз «выходит» в деда (в отношении характера или некоторого общего направления ума или в некоторых мелочах манеры держаться). С особой яркостью это сказалось при изучении гениальности: выяснилось, что гораздо чаще, чем гениальность в двух смежных поколениях, существуют два ряда: «посредственность – гений – посредственность» и «гений – посредственность – гений». Для внука может стать предметом глубочайшего интереса личность деда. Все это в одинаковой мере относится не только к гениальности, но и к другим качествам: особенно хороший пример – пьянство. Старики могут и должны для растущего человека быть источником жизненной философии – не абстрактной, а конкретно воплощенной в их собственной жизни. Общение с ними незаменимо ничем, так как они осуществляют ту связь времен, без которой невозможно само знание об осуществимости жизни в любом возрасте. Это очень хорошо умели выразить гениальные старики человечества. Гениальные старики сами подводили итоги своей жизни, используя тот вид творчества, которым они занимались всю жизнь. Это не только решение важнейшей психологической задачи старости – подведение жизненных итогов, но и диалог со временем. Оценка собственной жизни, подведение ее итогов далеко не праздное занятие для старых людей – это из жизненная задача, решение которой будет скаршивать соответствующими чувствами дни. Долголетие и долгожители Основная проблема геронтологии была сформулированна еще в тридцатые годы XX века академиком А.А. Богомольцем – это изучение старения организма с целью профилактики его преждевременного старческого увядания. Российские ученые установили, что человек сохраняет способность к активной деятельности и адаптации до тех пор, пока он получает соответствующие нагрузки, на которые нужно реагировать. В современной науке о старости центральное место занимает конкретно-практическая задача поддержания жизни человека на определенном стабильном уровне, расширения сроков индивидуальной жизни, изменения сроков наступления нетрудоспособной старости и самого характера старения. В современном мире человек, достигнув возраста 70-80 лет, стоит в преддверии биологического лимита времени, определяемого видовыми, наследственными и индивидуальными свойствами. 17

12.5 Биологические и психологические аспекты старения – Социология

Цели обучения

  1. Опишите любые четыре биологических изменения, связанные со старением.
  2. Перечислите любые три шага, которые люди могут предпринять, чтобы добиться успешного старения.

Наше общество, как и многие другие, обсуждавшиеся ранее, неоднозначно относится к старению и пожилым людям. Хотя мы в целом ценим наших пожилых людей, у нас есть культура, ориентированная на молодежь, о чем свидетельствует обилие телевизионных персонажей в возрасте 20 лет и отсутствие таковых в более старшем возрасте. Как люди, мы делаем все возможное, чтобы не выглядеть старыми, о чем свидетельствует множество рекламных объявлений о кремах от морщин и продуктах для затемнения седых волос. Более того, когда мы думаем о пожилых людях, на ум часто приходят негативные образы. Мы часто думаем о ком-то, кто замедлился с возрастом как физически, так и умственно. Ему или ей может быть трудно подниматься по ступенькам, поднимать тяжелые сумки с продуктами, стоять прямо или вспоминать недавние события. Срок старческий часто приходит на ум, и такие фразы, как «слабый старый дурак», «чудак» и другие пренебрежительные замечания появляются в нашем языке, когда мы говорим о них. Между тем, несмотря на некоторые улучшения, пожилые люди часто изображаются стереотипно на телевидении и в кино (Lee, Carpenter, & Meyers, 2007).

Насколько правдив этот негативный образ? Что мы знаем о физических и психологических изменениях среди пожилых людей? Что из того, что, как мы думаем, мы знаем о старении и пожилом возрасте, является мифом, а что реальностью? Геронтологи уделили особое внимание ответам на эти вопросы (Craik & Salthouse, 2008; Binstock & George, 2006).

Биологические изменения, безусловно, происходят с возрастом. Первые признаки, вероятно, в нашей внешности. Наши волосы начинают седеть, наши (мужские) линии роста волос отступают, и появляются несколько морщин. Внутренние изменения, которые часто сопровождают старение, более значимы, среди них то, что (а) жир заменяет мышечную массу тела, и многие люди набирают вес. ; (б) происходит потеря костной и мышечной массы; (c) легкие теряют способность вдыхать воздух, и эффективность нашего дыхания снижается; г) снижаются функции сердечно-сосудистой и почечной (почек) систем; (e) количество клеток мозга уменьшается, как и масса мозга в целом; и (f) ухудшение зрения и слуха (Hooyman & Kiyak, 2011). Также происходят когнитивные и психологические изменения. Обучение и память начинают ухудшаться после того, как люди достигают 70-летнего возраста; могут развиться депрессия и другие психические/эмоциональные расстройства; может развиться деменция, включая болезнь Альцгеймера. Все эти состояния дают следующую статистику: около половины людей в возрасте 65 лет и старше страдают артритом или высоким кровяным давлением; почти у одной пятой есть ишемическая болезнь сердца; более одной пятой больны диабетом; и около 60% женщин в возрасте 70 лет страдают остеопорозом (Центры по контролю и профилактике заболеваний и Фонд компании Merck, 2007).

Тем не менее характер и степень всех этих изменений у пожилых людей сильно различаются (Савчук, 2009). Некоторые люди становятся слабыми в 65 лет, в то время как другие остаются бодрыми до 70 лет и старше. Люди могут быть «старыми» в 60 или даже 50 лет, тогда как другие могут быть «молодыми» в 80. Многие пожилые люди больше не могут работать, но другие остаются в составе рабочей силы. В целом, большинство пожилых людей не соответствуют мифу о дряхлом образе и все еще могут жить удовлетворительной и продуктивной жизнью.

Повышение жизнеспособности для успешного старения

В какой степени эффекты биологического и психологического старения являются неизбежными результатами хронологического старения? Геронтологи все еще пытаются понять, что вызывает эти эффекты, и их объяснения сосредоточены на таких вещах, как ослабление иммунной системы, замедление клеточной репликации и других процессах, которые нас здесь не должны интересовать.

Некоторые недавние исследования были сосредоточены на долгожителях — людях в возрасте не менее 100 лет — чтобы попытаться выяснить, что позволяет им жить так долго. В Соединенных Штатах насчитывается около 85 000 долгожителей, и ожидается, что к 2040 году их число достигнет 580 000 (Mozes, 2008). Они, как правило, так же здоровы, как люди в возрасте 80 лет, и их медицинские расходы ниже. Кто-то ест красное мясо, кто-то вегетарианец, кто-то много занимается спортом, а кто-то мало. Ученые считают, что у них могут быть «супергены», которые защищают их от рака или болезни Альцгеймера, и пытаются найти эти гены. Относительное здоровье долгожителей побудило одного исследователя заметить: «Теперь, когда мы знаем, что значительное число людей могут оставаться крепкими и здоровыми благодаря своим 9По крайней мере, это должно изменить наше отношение к старости. Это уже не проклятие, а возможность» (Hilts, 1999, стр. D7).

Не у всех нас есть супергены, и не все мы станем долгожителями, но исследования показывают, что мы все еще можем предпринять несколько шагов, чтобы помочь нам лучше стареть, потому что то, что мы делаем в старости, имеет гораздо большее значение, чем генетика (Centers for Disease Контроль и профилактика и Фонд компании Merck, 2007 г.). Насколько это верно, последствия биологического и психологического старения не обязательно неизбежны, и возможно «успешное старение» (Evans, 2009).). Шаги, описанные в геронтологической литературе, к настоящему времени стали почти клише, но регулярные физические упражнения, правильное питание и снижение стресса стоят во главе рекомендаций большинства геронтологов для сохранения жизненных сил в дальнейшей жизни. На самом деле, американцы живут примерно на 10 лет меньше, чем должен позволить им жить средний набор генов, потому что они мало занимаются спортом и питаются неадекватно (Perls & Silver, 1999).

Исследования социальных геронтологов показывают, что пожилые люди могут сделать как минимум два дополнительных шага, если они хотят «успешного старения». Во-первых, это участие в неформальных, личных сетях друзей, соседей и родственников. Важность таких сетей является одной из наиболее подробно описанных в социальной геронтологической литературе (Binstock & George, 2006; Adams & Blieszner, 19).95) (см. вставку «Социология меняет мир к лучшему»). Сети способствуют успешному старению как минимум по двум причинам. Во-первых, они оказывают практическую поддержку, например, помощь в покупке продуктов и посещении врача пожилым людям, которые в ней нуждаются. Во-вторых, они помогают пожилым людям поддерживать чувство собственного достоинства, удовлетворять их стремление к дружбе и удовлетворять другие эмоциональные потребности и тем самым улучшать их психологическое благополучие.

Вторым шагом к успешному старению, предложенным научными исследованиями, является религиозное участие (Barkan & Greenwood, 2003; Moberg, 2008). Участие в религии улучшает психологическое благополучие пожилых людей как минимум по двум причинам. Когда люди поклоняются в собрании, они взаимодействуют с другими прихожанами и, как только что отмечалось, расширяют свои сети социальной поддержки. Более того, практикуя свою религиозную веру, они уменьшают стресс и лучше справляются с личными проблемами. Считается, что по обеим этим причинам посещение религиозных служб и молитва улучшают психологическое состояние пожилых людей. Некоторые старейшины не могут регулярно посещать религиозные службы, потому что у них проблемы со здоровьем или они больше не могут водить машину. Но молитва и другая личная религиозная деятельность остаются важными для многих из них. В той мере, в какой религия влияет на благополучие пожилых людей, медицинские учреждения и общины должны делать все возможное, чтобы позволить пожилым людям посещать религиозные службы и иным образом исповедовать свою религиозную веру.

Социология меняет мир к лучшему

Дружба и успешное старение

Опираясь на идеи Эмиля Дюркгейма, основателя социологии, которые обсуждались в главе 1 «Социология и социологическая перспектива», социологи уже давно подчеркивают важность социальных сетей для социальной стабильности. и индивидуальное благополучие.

Как обсуждается в тексте, социальные сети улучшают жизнь пожилых американцев, оказывая как практическую, так и эмоциональную поддержку. Ранние исследования социальных сетей и старения были сосредоточены больше на родственниках, чем на друзьях (Роскоу, 19 лет).67). Ребекка Г. Адамс, бывший президент Южного социологического общества, была одним из первых социологов, подчеркнувших ту роль, которую друзья также могут играть в жизни пожилых людей. Она взяла интервью у 70 пожилых женщин, живших в пригороде Чикаго, и задала им много вопросов о степени и качестве их дружбы (Адамс, 1986).

В одном из своих самых важных открытий Адамс обнаружила, что женщины сообщали о том, что получали больше помощи от друзей, чем предполагали другие исследователи. Женщины несколько неохотно просили друзей о помощи, но делали это, когда члены семьи были недоступны и когда они не хотели причинять чрезмерное неудобство друзьям, которых они просили о помощи. Адамс также обнаружил, что «вторичные» дружеские отношения — те, с которыми женщина проводила время, но с которыми она не была особенно близка, — с большей вероятностью, чем «первичные» дружеские отношения (очень близкие дружеские отношения), способствовали психологическому благополучию ее интервьюируемых. , поскольку эта дружба позволяла женщинам знакомиться с новыми людьми, вовлекаться в новые виды деятельности и, таким образом, вступать в общество в целом. Это открытие привело Адамса (1986), чтобы сделать вывод о том, что не следует недооценивать важность друзей для пожилых людей, особенно для пожилых людей без семьи. Друзья являются важным источником товарищеских отношений и, возможно, более важным источником сервисной поддержки, чем это предлагается в большей части современной литературы.

Адамс также спросил женщин об их дружбе с мужчинами (Адамс, 1985). 70 опрошенных ею женщин сообщили о 670 дружеских отношениях, из которых только 3,6% были с мужчинами. (Около 91 % были с другими женщинами, а 6 % — с парами.) Хотя в предыдущих исследованиях предполагалось, что количество таких дружеских отношений невелико, поскольку неженатых пожилых мужчин очень мало по сравнению с числом незамужних пожилых женщин, Адамс обнаружил из ее интервью некоторые дополнительные причины. Ее респонденты интерпретировали любую дружбу с мужчиной как ухаживание или романтическую дружбу, которая, по их мнению, будет негативно воспринята их детьми и сверстниками. Приняв традиционную гендерно-ролевую ориентацию, они также ожидали, что любой мужчина, за которого они могут выйти замуж, сможет защитить их физически и финансово. Однако они также понимали, что любой пожилой мужчина, которого они могли бы знать, скорее всего, не смог бы этого сделать. По всем этим причинам они избегали дружбы с мужчинами.

Работа Адамса и других социологов о дружбе и других аспектах систем социальной поддержки пожилых американцев в значительной степени способствовала нашему пониманию компонентов успешного старения. Это указывает на необходимость программ и других мероприятий, облегчающих пожилым людям развитие и поддержание дружеских отношений с обоими полами, чтобы улучшить их способность удовлетворять как свои практические, так и эмоциональные потребности. Таким образом, социология снова меняет ситуацию.

Ключевые выводы

  • С возрастом у людей происходят определенные биологические, когнитивные и психологические изменения. Эти изменения усиливают негативное отношение к пожилым людям, но это мнение, тем не менее, отражает стереотипы и мифы о старении и пожилых людях.
  • Регулярные физические упражнения, правильное питание, снижение стресса, участие в личных сетях и религиозное участие — все это способствует успешному старению.

Каталожные номера

Адамс, Р. Г. (1986). Взгляд на дружбу и старение. Поколения, 10 (4), 43.

Адамс, Р. Г. (1985). Люди будут говорить: нормативные барьеры для межполовой дружбы для пожилых женщин. Геронтолог, 25 , 605–611.

Адамс, Р. Г. (1986). Сети вторичной дружбы и психологическое благополучие пожилых женщин. Деятельность, адаптация и старение, 8 , 59–72.

Адамс Р. Г. и Близнер Р. (1995). Старение хорошо с семьей и друзьями. Американский ученый-бихевиорист, 39 лет , 209–224.

Баркан, С.Э., и Гринвуд, С.Ф. (2003). Религиозная посещаемость и субъективное благополучие среди пожилых американцев: данные общего социального исследования. Review of Religious Research, 45 (2), 116–129.

Бинсток, Р. Х., и Джордж, Л. К. (ред.). (2006). Справочник по старению и социальным наукам (6-е изд.). Бостон, Массачусетс: Academic Press.

Центры по контролю и профилактике заболеваний и Фонд компании Merck. (2007). Состояние старения и здоровья в Америке 2007 . Станция Уайтхаус, Нью-Джерси: Фонд компании Merck.

Крейк, Ф.И.М., и Солтхаус, Т.А. (ред.). (2008). Справочник по старению и познанию . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press.

Эванс, Р. Дж. (2009). Сравнение сельских и городских пожилых людей в Айове по конкретным маркерам успешного старения. Журнал геронтологической социальной работы, 52 (4), 423–438.

Hilts, PJ (1999, 1 июня). Жизнь в возрасте 100 лет удивительно здорова, Нью-Йорк Таймс , с. Д7.

Хойман, Н. Р., и Кияк, Х. А. (2011). Социальная геронтология: междисциплинарная перспектива (9-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон.

Ли, М.М., Карпентер, Б., и Мейерс, Л.С. (2007). Изображение пожилых людей в телевизионной рекламе. Журнал исследований старения, 21 (1), 23–30.

Моберг, Д. О. (2008). Духовность и старение: исследования и последствия. Журнал религии, духовности и старения, 20 (1–2), 95–134.

Мозес, А. (2008, 13 октября). Долгожители открывают секреты долголетия. Новости США и мировой отчет . Получено с http://health.usnews.com/articles/health/healthday/2008/2008/2001/centenarians-offer-long-life-secrets. html.

Перлз, Т. Т. и Сильвер, М. Х. (1999). Дожить до 100 лет: уроки жизни с максимальным потенциалом в любом возрасте . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.

Росков, И. (1967). Социальная интеграция детей в возрасте 9 лет0012 . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса.

Савчук Д. (2009). Бешеные бабушки: бросая вызов стереотипам и принимая старение через активизм. Journal of Women & Aging, 21 (3), 171–185. дои: 10.1080/08952840903054898.

6.4 Биологические и психологические аспекты старения

Цели обучения

  1. Опишите любые четыре биологических изменения, связанные со старением.
  2. Перечислите любые три шага, которые люди могут предпринять, чтобы добиться успешного старения.

Как и во многих других странах, в Соединенных Штатах неоднозначное отношение к старению и пожилым людям. В то время как мы обычно ценим наших пожилых людей, у нас есть культура, ориентированная на молодежь, о чем свидетельствует обилие телевизионных персонажей в возрасте от 20 до 20 лет и отсутствие таковых в более старшем возрасте. Как люди, мы делаем все возможное, чтобы не выглядеть старыми, о чем свидетельствует множество рекламных объявлений о кремах от морщин и продуктах для затемнения седых волос. Более того, когда мы думаем о пожилых людях, на ум часто приходят негативные образы. Мы часто думаем о ком-то, кто замедлился с возрастом как физически, так и умственно. Ему или ей может быть трудно подниматься по ступенькам, поднимать тяжелые сумки с продуктами, стоять прямо или вспоминать недавние события. Срок старческий часто приходит на ум, и такие фразы, как «слабый старый дурак», «чудак» и другие пренебрежительные замечания появляются в нашем языке, когда мы говорим о них. Между тем, несмотря на некоторые улучшения, пожилые люди часто изображаются стереотипно на телевидении и в кино (Lee, Carpenter, & Meyers, 2007).

Насколько правдив этот негативный образ? Что мы знаем о физических и психологических изменениях среди пожилых людей? Что из того, что, как мы думаем, мы знаем о старении и пожилом возрасте, является мифом, а что реальностью? Ответам на эти вопросы геронтологи уделили особое внимание (Novak, 2012).

Биологические изменения, безусловно, происходят с возрастом. Первые признаки, вероятно, в нашей внешности. Наши волосы начинают седеть, наши (мужские) линии роста волос отступают, и появляются несколько морщин. Внутренние изменения, которые часто сопровождают старение, более значимы, среди них то, что (а) жир заменяет мышечную массу тела, и многие люди набирают вес. ; (b) происходит потеря костной и мышечной массы; (c) легкие теряют способность вдыхать воздух, и эффективность нашего дыхания снижается; г) снижаются функции сердечно-сосудистой и почечной (почек) систем; (e) количество клеток мозга уменьшается, как и масса мозга в целом; и (f) ухудшение зрения и слуха. Также происходят когнитивные и психологические изменения. Обучение и память начинают ухудшаться после того, как людям исполняется семьдесят; могут развиться депрессия и другие психические и/или эмоциональные расстройства; может развиться деменция, включая болезнь Альцгеймера.

Поскольку наше общество ценит молодость, многие люди стараются не выглядеть старыми.

Все эти состояния дают следующую статистику: около половины людей в возрасте 65 лет и старше страдают артритом или высоким кровяным давлением; почти у одной пятой есть ишемическая болезнь сердца; более одной пятой больны диабетом; и около 60 процентов женщин в возрасте семидесяти лет страдают остеопорозом (Центры по контролю и профилактике заболеваний и Фонд компании Merck, 2007; Crawthorne, 2008).

Тем не менее характер и степень всех этих изменений у пожилых людей сильно различаются. Некоторые люди становятся слабыми в 65 лет, в то время как другие остаются бодрыми и после семидесяти и старше. Люди могут быть «старыми» в 60 или даже 50 лет, тогда как другие могут быть «молодыми» в 80. Многие пожилые люди больше не могут работать, но другие остаются в составе рабочей силы. В целом, большинство пожилых людей не соответствуют мифу о шатком образе и все еще могут жить удовлетворительной и продуктивной жизнью (Rowe et al., 2010).

Повышение жизнеспособности для успешного старения

В какой степени эффекты биологического и психологического старения являются неизбежными результатами хронологического старения? Геронтологи все еще пытаются понять, что вызывает эти эффекты, и их объяснения сосредоточены на таких вещах, как ослабление иммунной системы, замедление клеточной репликации и других процессах, которые нас здесь не должны интересовать.

Ясно одно: мы все можем предпринять несколько шагов, чтобы помочь нам лучше стареть, потому что то, что мы делаем в старости, имеет гораздо большее значение, чем генетика (Centers for Disease Control and Prevention & The Merck Company Foundation, 2007; Crawthorne , 2008). Насколько это верно, последствия биологического и психологического старения не обязательно неизбежны, и «успешное старение» возможно. Шаги, описанные в геронтологической литературе, к настоящему времени стали почти клише, но регулярные физические упражнения, правильное питание и снижение стресса стоят во главе рекомендаций большинства геронтологов для сохранения жизненных сил в дальнейшей жизни. На самом деле, американцы живут примерно на десять лет меньше, чем должен позволить им средний набор генов, потому что они мало занимаются спортом и питаются неадекватно.

Исследования, проведенные социальными геронтологами, показывают, что пожилые люди могут предпринять как минимум два дополнительных шага, если они хотят «успешного старения». Во-первых, это участие в неформальных, личных сетях друзей, соседей и родственников. Важность таких сетей является одной из наиболее подробно описанных в социальной геронтологической литературе (Binstock & George, 2006) (см. примечание 6.23 «Применение социальных исследований»). Сети способствуют успешному старению как минимум по двум причинам. Во-первых, они оказывают практическую поддержку, например, помощь в покупке продуктов и посещении врача пожилым людям, которые в ней нуждаются. Во-вторых, они помогают пожилым людям поддерживать чувство собственного достоинства, удовлетворять их стремление к дружбе и удовлетворять другие эмоциональные потребности.

Дети и наше будущее

Бабушки и дедушки воспитывают внуков

Все больше бабушек и дедушек воспитывают своих внуков. Почти 6 миллионов детей, или около 8 процентов всех детей, живут в домашнем хозяйстве, возглавляемом бабушкой и дедушкой, по сравнению с 4,5 миллионами в 2000 году. Бабушки и дедушки являются единственными опекунами почти для 3 миллионов этих детей, поскольку родители ребенка отсутствуют по ряду причин. : родители могли умереть, они могли находиться в тюрьме или в тюрьме или были не в состоянии справиться со злоупотреблением психоактивными веществами, ребенок мог быть разлучен с родителем из-за жестокого обращения родителей, или ребенок мог быть брошен.

В остальных домохозяйствах, где есть родитель, бабушки и дедушки (обычно бабушка) по-прежнему являются основными опекунами или, по крайней мере, играют важную роль в воспитании ребенка; то же самое верно и для многих бабушек и дедушек, которые живут рядом с домом своих взрослых детей. В сегодняшней неустойчивой экономике многие бабушки и дедушки также помогают своим детям с расходами на воспитание внуков и содержание дома. Как объяснил семейный эксперт из AARP: «Бабушки и дедушки стали защитой семьи, и я не думаю, что это изменится в ближайшее время. В то время как они будут по-прежнему наслаждаться своими традиционными ролями, включая расходы на подарки для внуков, я вижу, что они все больше платят за дополнительные услуги, за которые родители борются, — спорт, лагеря, репетиторство или другие образовательные потребности, такие как уроки музыки».

Эстелла Хайд, 65 лет, и ее муж живут недалеко от Эри, штат Пенсильвания. Они начали воспитывать внучку, которая поступила в колледж осенью 2011 года, когда ей исполнился год после того, как ее мать сказала, что не хочет ее воспитывать. Г-жа Хайд призвала к большей государственной помощи людям в ее ситуации: «В счастливой ситуации никогда не бывает, чтобы сын или дочь пришли и сказали: «Мне нужно, чтобы вы воспитали для меня ребенка». в состоянии финансово заботиться о ней и поддерживать ее. Но многие бабушки и дедушки нуждаются в других источниках помощи».

Многие бабушки и дедушки считают заботу и финансовую поддержку, которую они оказывают внуку, радостью и привилегией. Но по мере того, как их число растет, многие такие бабушки и дедушки также обнаруживают, что их участие также является в некоторой степени физическим и / или финансовым бременем. Поскольку их число продолжает расти, для федерального правительства и правительств штатов будет важно предоставить им помощь, за которую выступала Эстелла Хайд.

Источники: Whitley & Kelley, 2007; Йена, 2011

Вторым шагом к успешному старению, предложенным научными исследованиями, является религиозное участие (Moberg, 2008), которое улучшает психологическое благополучие по крайней мере по двум причинам. Когда люди поклоняются в собрании, они взаимодействуют с другими прихожанами и, как только что отмечалось, расширяют свои сети социальной поддержки. Более того, практикуя свою религиозную веру, они уменьшают стресс и лучше справляются с личными проблемами. Считается, что по обеим этим причинам посещение религиозных служб и практика молитв улучшают психологическое состояние пожилых людей. Некоторые старейшины не могут регулярно посещать религиозные службы, потому что у них проблемы со здоровьем или они больше не могут водить машину. Но молитва и другая личная религиозная деятельность остаются важными для многих из них. В той мере, в какой религия влияет на благополучие пожилых людей, медицинские учреждения и общины должны делать все возможное, чтобы позволить пожилым людям посещать религиозные службы и иным образом исповедовать свою религиозную веру.

Применение социальных исследований

Дружба и успешное старение

Как обсуждается в тексте, социальные сети улучшают жизнь пожилых американцев, оказывая как практическую, так и эмоциональную поддержку. Ранние исследования социальных сетей и старения были сосредоточены больше на родственниках, чем на друзьях. Ребекка Г. Адамс, бывший президент Южного социологического общества, была одним из первых социологов, подчеркнувших ту роль, которую друзья также могут играть в жизни пожилых людей. Она взяла интервью у семидесяти пожилых женщин, живших в пригороде Чикаго, и задала им много вопросов о степени и качестве их дружбы.

В одном из своих самых важных открытий Адамс обнаружила, что женщины сообщали о большей помощи от друзей, чем предполагали другие исследователи. Женщины несколько неохотно просили друзей о помощи, но делали это, когда члены семьи были недоступны и когда они не хотели причинять чрезмерное неудобство друзьям, которых они просили о помощи. Адамс также обнаружил, что «вторичные» дружеские отношения — те, с которыми женщина проводила время, но с которыми она не была особенно близка, — с большей вероятностью, чем «первичные» дружеские отношения (очень близкие дружеские отношения), способствовали психологическому благополучию ее интервьюируемых. , поскольку эта дружба позволяла женщинам знакомиться с новыми людьми, вовлекаться в новые виды деятельности и, таким образом, вступать в общество в целом. Это открытие привело Адамса к выводу, что не следует недооценивать важность друзей для пожилых людей, особенно для пожилых людей без семьи. Друзья являются важным источником товарищеских отношений и, возможно, более важным источником сервисной поддержки, чем это предлагается в большей части современной литературы.

Адамс также спросил женщин об их дружбе с мужчинами. Семьдесят опрошенных ею женщин сообщили о 670 дружеских отношениях, из которых только 3,6% были с мужчинами. (Около 91 процента были с другими женщинами, а 6 процентов были с парами.) Хотя предыдущие исследования предполагали, что количество таких дружеских отношений невелико, потому что неженатых пожилых мужчин очень мало по сравнению с числом незамужних пожилых женщин, Адамс обнаружил из ее интервью некоторые дополнительные причины. Ее респонденты интерпретировали любую дружбу с мужчиной как ухаживание или романтическую дружбу, которая, по их мнению, будет негативно воспринята их детьми и сверстниками. Приняв традиционную гендерно-ролевую ориентацию, они также ожидали, что любой мужчина, за которого они могут выйти замуж, сможет защитить их физически и финансово. Однако они также понимали, что любой пожилой мужчина, которого они могли бы знать, скорее всего, не смог бы этого сделать. По всем этим причинам они сторонились дружбы с мужчинами.

Работа Адамса и других социологов о дружбе и других аспектах систем социальной поддержки пожилых американцев в значительной степени способствовала нашему пониманию компонентов успешного старения. С практической точки зрения это указывает на необходимость программ и других мероприятий, облегчающих пожилым людям развитие и поддержание дружеских отношений с обоими полами, чтобы улучшить их способность удовлетворять как свои практические, так и эмоциональные потребности.

Источники: Адамс, 1985, 1986; Roscow, 1967

Ключевые выводы

  • С возрастом у людей происходят определенные биологические, когнитивные и психологические изменения. Эти изменения усиливают негативное отношение к пожилым людям, но это мнение, тем не менее, отражает стереотипы и мифы о старении и пожилых людях.
  • Регулярные физические упражнения, правильное питание, снижение стресса, участие в личных сетях и религиозное участие — все это способствует успешному старению.

Ссылки

Адамс, Р. Г. (1985). Люди будут говорить: нормативные барьеры для межполовой дружбы для пожилых женщин. Геронтолог, 25 , 605–611.

Адамс, Р. Г. (1986). Сети вторичной дружбы и психологическое благополучие пожилых женщин. Деятельность, адаптация и старение, 8 , 59–72.

Бинсток, Р. Х., и Джордж, Л. К. (ред.). (2006). Справочник по старению и социальным наукам (6-е изд.). Бостон: Академическая пресса.

Центры по контролю и профилактике заболеваний и Фонд компании Merck. (2007). Состояние старения и здоровья в Америке 2007 . Станция Уайтхаус, Нью-Джерси: Фонд компании Merck.

Кроуторн, А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *