Моторная афазия после инсульта: Нарушение речи после инсульта. Признаки, диагностика, восстановление афазии и дизартрии

Содержание

Нарушения речи после инсульта – что стоит знать

У людей, переживших инсульт, часто наблюдается развитие различных осложнений, в числе которых выделяют двигательные, чувствительные, интеллектуальные и другие дисфункции. При этом к числу наиболее распространенных последствий данного заболевания также относятся нарушения речи, которые, согласно статистике, встречаются в среднем у 20-30% пациентов.

Патологии речевой функции носят различный характер и степени тяжести, что зависит от особенностей нарушения мозгового кровообращения, степени поражения мозга и других факторов.

Из этой статьи вы узнаете, почему при инсульте пропадает речь, какие формы речевых дисфункций существуют и как проходит восстановление в подобных случаях.

Центр реабилитации Life-House – профильное учреждение, в котором программы восстановления для каждого пациента разрабатываются индивидуально. У нас работают высококвалифицированные специалисты, которые сделают все возможное, чтобы вы или близкий вам человек смогли восстановить утраченные функции и вернуться к полноценной жизни.

Причины и механизмы возникновения постинсультных речевых дисфункций

В данном случае нарушение речи у пожилых людей не всегда означает, что человек полностью утрачивает способность говорить. Условно речевые дисфункции можно разделить на следующие категории:

  • больному становится трудно выговаривать отдельные звуки, но умственные способности сохраняются;
  • возникают сложности в построении осмысленных предложений, но возможность произносить практически все слова и звуки без дефектов сохраняется;
  • в некоторых случаях человек все отчетливо понимает, выполняет просьбы, но не способен сказать что-либо отчетливо и четко.

В каждом из таких случаев причины речевых дисфункций могут несколько отличаться. Если же говорить о механизмах возникновения подобных осложнений, они напрямую связаны с ключевым триггером – инсультом.

Существует 2 формы этой болезни: ишемическая и геморрагическая. В первом случае происходит частичная или полная закупорка сосуда в мозгу, во втором отмечается разрыв сосудистой стенки.

Но в каждой из этих ситуаций к отдельным участкам мозга перестает поступать кровь, из-за чего начинается гипоксия. В результате происходят органические поражения мозговых структур и, если задеты участки мозга, отвечающие за обеспечение речевых функций, нарушение речи у взрослых становится предсказуемым исходом.

Учитывать виды инсульта крайне важно в рамках разработки реабилитационной программы. Кроме того, наши специалисты соотносят множество других факторов, учитывая степень и характер поражений мозга, сопутствующие симптомы, возраст пациента и т.д. Все это позволяет значительно повысить эффективность восстановления.

Почему при инсульте пропадает речь

Особенности и степень тяжести речевых патологий зависят от того, какая именно область мозга была поражена и насколько сильно. Так, большинство людей являются правшами и у них участки мозга, отвечающие за функции воспроизведения звуков, расположены в левому полушарии. В отношении левшей картина зеркальная, у них речевые центры локализуются в правом полушарии головного мозга.

Учитывая такие особенности, в зависимости от локализации патологического процесса, степени его тяжести, могут возникать различные речевые дисфункции.

Кроме того, в зависимости от клинического случая, характера нарушения мозгового кровообращения, постинсультные речевые дисфункции условно делятся на 3 типа по степени тяжести:

  1. легкие;
  2. средние;
  3. тяжелые.

В первом случае может присутствовать временное нарушение речи. То есть речевая функция восстановится через определенный промежуток времени даже без серьезных вспомогательных действий. Но чем тяжелее степень поражений мозга и спровоцированных этим последствий, тем дольше будет проходить реабилитация и тем больше сил она потребует.

Кроме того, у одного пациента могут сочетаться одновременно несколько форм речевых дисфункций, если задеты соответствующие структуры мозга. Подобное происходит, например, при множественных поражениях мозга или в результате кровоизлияния при геморрагической форме патологии.

Виды нарушений речи при инсульте

Помимо условной классификации, учитывающей степень тяжести, существует более четкая градация осложнений, затрагивающая виды нарушения речи при инсульте. Она подразумевает разделение этих патологических изменений, в зависимости от их специфики. Опираясь на эту классификацию, осуществляется разработка реабилитационных программ и выбор конкретных упражнений для каждого больного.

Дизартрия

Патологическое состояние, при котором у больного отмечается дисфункции речевого аппарата, влияющие на качество и чистоту произношения. В данном случае происходит искажение артикуляции, темпа или ритма говорения, в некоторых случаях самого процесса образования голоса. В большинстве случаев плохая речь после инсульта в виде дизартрии спровоцирована поражением черепных нервов, контролирующих мышцы, принимающие участие в процессе разговора.

Моторная афазия

Осложнение, характеризующееся поражением зоны Брока, в результате чего человеку становится трудно произносить слова. При этом пострадавшие сохраняют способность к воспроизведению некоторых звуков и пониманию произнесенного окружающими. В то же время существуют тяжелые формы моторной афазии, при которых способность говорить полностью отсутствует, но больной по-прежнему понимает окружающих.

Сенсорная афазия

Противоположность предыдущему осложнению, при которой поражается центр Вернике, при этом пациент теряет способность понимать окружающих, частично сохраняя разговорную функцию. В данном случае он не способен воспринимать и понимать обращенные к нему слова. Выражается это в том, что больной путает слова или заменяет некоторые звуки в словах в процессе их произношения.

Семантическая афазия

У человека отмечается неспособность воспринимать сложные грамматические и логические речевые обороты. Если у человека возникла семантическая афазия, он не может ответить на поставленный вопрос, если он сформулирован сложно, чем и вызвано отсутствие воспроизводимой речи.

Акустико-мнестическая афазия

Отдельная форма неспособности говорить, при которой пациенты испытывают сложности с тем, чтобы запомнить и удержать в памяти услышанную информацию. Из-за того, что информация плохо воспринимается на слух, человек не в состоянии повторить даже только что услышанное слово или фразу.

Оптико-мнестическая форма афазии

В результате ишемии или геморрагии поражаются определенные структуры головного мозга, из-за чего человек не может описать зрительные образы и дать им название. То есть это афазия после инсульта, характеризующаяся нарушением номинативной функции говорения. Пациенты с таким расстройством называют предметы подобными фразами: «то, чем пишут», «то, что греет», «то, чем открывают дверь» и т.д.

Отсутствие речи при инсульте может иметь различные особенности и причины возникновения. Очень часто определенные способности сохраняются, необходимо сконцентрироваться на их развитии и последующем восстановлении утраченных функций. Именно поэтому реабилитация после инсульта в Киеве на базе нашего центра включает индивидуальный подход к решению проблемы каждого пациента.

Восстанавливается ли речь после инсульта?

Инсульт с потерей речи встречается в клинической практике повсеместно, по этой причине современные программы реабилитации способны решать подобные проблемы. В центре Life-House восстановлением подобных патологических изменений занимаются опытные специалисты. Основной упор, в зависимости от особенностей клинического случая, делается на достижение следующих целей:

  • поддержание сохранившихся функций и способностей;
  • постепенное и поэтапное восстановление утраченных способностей;
  • работа над увеличением словарного запаса и слухоречевой памяти;
  • обширный разбор функциональных значений предметов и явлений;
  • работа над восстановлением навыков письменной речи.

Программа реабилитации для человека, который после инсульта плохо говорит, обязательно включает предварительную диагностику. Во внимание принимается не только заключение врачей и ранее проведенные исследования. Диагностика осуществляется реабилитологами и логопедами, ведь только так удается установить, какие именно функции необходимо восстанавливать. Основными направлениями реабилитационных программ по восстановлению способности говорить являются:

  • разговорная практика – пациентам нужно как можно больше слышать живую речь и чаще общаться;
  • специальные логопедические массажи, направленные на разработку мышечных структур речевого аппарата;
  • индивидуальные занятия с логопедом-афазиологом, который применяет упражнения, необходимые для коррекции определенных дисфункций;
  • упражнения, ориентированные на развитие мелкой моторики и сенсорики, ведь эти сферы активности принимают важное участие в работе мозга.

При некоторых постинсультных изменениях наладить коммуникацию с больным сложно, ведь он может не воспринимать устную речь. В подобных случаях наши специалисты применяют альтернативные подходы, используют специальные карточки, компьютерные программы и другие средства. Такие подходы также необходимы, если после ишемии или геморрагии сосудов головного мозга человеку стало трудно формулировать мысли, ведь важно наладить двусторонний контакт, выстроить диалог.

Стоимость реабилитации после инсульта в Киеве на базе центра Life-House определяется индивидуально, учитывая нюансы патологического состояния. Более подробно ответить на этот вопрос можно только после консультации с нашими специалистами.

Потеря речи после инсульта у детей и взрослых

Афазия – одна из старейших проблем неврологии, психологии, физиологии. Став затем частью нейропсихологии, она в настоящее время все более приобретает самостоятельное значение. Многие исследователи выделяют ее в самостоятельную область знания – афазиологию.

Афазия (от греч. а – отрицание, phasis – речь) – полная или частичная утрата речи, обусловленная очаговыми поражениями головного мозга: сосудистыми нарушениями, воспалительными заболеваниями мозга (энцефалиты, абсцессы), черепно-мозговыми травмами.

Афазиями принято называть расстройства речевых функций, характерные для очаговых поражений коры ведущего (доминантного) полушария мозга у лиц с уже сформировавшейся речью. Афазии относятся к наиболее сложным формам речевой патологии.

Афазия чаще всего возникает во взрослом возрасте. Но иногда наблюдается и у детей. Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения. Чаще встречается моторная афазия (Бейн, 1964, Шмидт, 1979 и др.).

  1. Причины и механизм афазии

Причинами афазии являются разнообразные органические нарушения речевых систем головного мозга в период уже сформировавшейся речи. При афазии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры головного мозга.

Причинами афазии являются:

  1. травмы головного мозга;
  2. воспалительные процессы мозга;
  3. опухоли мозга;
  4. сосудистые заболевания и нарушения мозгового кровообращения (инсульт).

Детские афазии встречаются редко.

Сходство детской афазии с афазией у взрослых:

  1. И в первом, и во втором случае мы сталкиваемся с распадом уже сформировавшейся речи.
  2. Причины детской и взрослой афазии в какой-то мере схожи: травмы, воспалительные процессы после инфекционных заболеваний, опухоли; только у детей редко нарушение мозгового кровообращения (инсульты).
  3. При детской и при взрослой афазии раннее развитие протекало нормально.
  4. У детей школьного возраста очаговые поражения мозга проявляются теми же клиническими картинами, что и у взрослых.

Отличие детской афазии от афазии у взрослых:

  1. Афатические синдромы у детей, как бы они не были тяжелы, очень быстро подвергаются обратному развитию. Если же улучшение не наступает в ближайшие недели, то прогноз становится малоблагоприятным.
  2. У детей дошкольного возраста не может быть того многообразия афазий, что у взрослых (например, семантическая, динамическая и т.д.; чаще моторная или сенсорная; нет семантической формы поскольку системы символическо-знакового обобщения речевых сигналов у детей еще не сформировались). Это связано с тем, что речь не достигла у ребенка того уровня развития, что у взрослых. И чем младше ребенок, страдающий афазией, тем ее клиническая картина становится все менее красочной, менее богатой продуктивными симптомами (симптомами «растормаживания»). Все менее выраженными делаются индивидуальные особенности клинической картины, столь разнообразные у взрослых. Таким образом, общая незрелость речевой функциональной системы и связанных с речью других высших психических функций у дошкольников не дает того многообразия проявления афазий, которые имеются у взрослых.
  3. Отличие – в устранении. Именно, функциональная незрелость всех высших психических функций ребенка – логической памяти, произвольного внимания, мышления и особенно речи – приводит к тому, что у маленьких детей очаговый дефект не может быть спонтанно компенсирован за счет сложных межсистемных функциональных отношений, столь характерных для взрослых.

Что делать, если после инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства пропала речь? Почему происходит такое расстройство? Ответ прост: во время инсульта или другого травмирующего влияния оказалась затронута речевая зона головного мозга и речь пациента оказалась травмированной и неполноценной. В результате ставиться диагноз афазия или дизартрия и следует срочно обратиться к логопеду-афазиологу. Логопедические занятия нужно начинать сразу после выписки пациента домой (а еще лучше – прямо в больнице), так как при таком речевом нарушении нельзя упускать время. Чем позже начнутся занятия по восстановлению речевых функций, тем меньше будет их продуктивность и ниже результат. Как правило, логопедическая реабилитация сочетается с направленным фармакологическим воздействием. Эти мероприятия способствуют восстановлению речевого общения, социально-бытовой компетентности и помогают пациенту избежать последствий социальной депривации. В процессе лечения помогают индивидуальные упражнения с логопедом-афазиологом, которые составляет индивидуальный план лечения, где большое значение уделяется работа родителей с ребенком в домашних условиях. Но даже при реализации полноценного лечения при развитии некоторых форм афазии ребенок  и взрослый изредка может восстановить речевую деятельность на одном уровне со здоровыми людьми.

Поврежденные нейроны в головном мозге не в состоянии заменить никакие лекарственные препараты и никакое лекарственное лечение в данной ситуации не поможет. Другими словами, лечение становится возможным только тогда, когда в мозге появляются  новые связи или при незначительном повреждении нервных путей.

В такой ситуации необходима помощь логопеда-афазиолога, а восстановление речи в основном происходит только частично. Оно возможно благодаря способности человеческого мозга к созданию новых нейронных отношений. К примеру, восстановление речи может происходить посредством пения, так как музыка и мелодия обрабатываются в мозге при помощи правого полушария.

Логопедическая работа требует больше времени, чем улучшение общего состояния пациента. В течение первых двух лет после инсульта или черепно-мозговой травмы желательно, чтобы пациент ежедневно занимался с логопедом-афазиологом как в стационаре, так и в поликлинике. Через каждые 2—3 месяца занятий делается небольшой перерыв (2-3 недели). Общая продолжительность логопедических занятий составляет до 2-3 лет.

Восстановление речи при афазии – длительный и трудоемкий процесс, требующий сотрудничества врача, логопеда — афазиолога, пациента и его ближайшего окружения, причем речевая реабилитация должна проходить  квалифицированно, на серьезном профессиональном уровне. Следует принимать во внимание прогностическое значение отдельных факторов, влияющих на эффективность восстановления (возраст, преморбидный уровень (каким был пациент до заболевания), мотивация,  соматические заболевания и их динамика).

Лабкова Юлия Андреевна, логопед – афазиолог первой категории.

Проблемы с общением после инсульта | Ассоциация инсульта

Предупреждающее сообщение

Чтобы получить больше удовольствия от Stroke Association , включите JavaScript в своем браузере.

На этой странице:
Почему они случаются?​ 
Какие проблемы с общением бывают у людей?
Поправятся ли они?
Существуют ли методы лечения, которые могут помочь?
Узнать больше

После инсульта очень часто возникают проблемы с общением. Около трети выживших после инсульта имеют проблемы с речью, чтением, письмом и пониманием того, что им говорят другие люди.

Почему они происходят?

Когда мы общаемся, наш мозг должен выполнить ряд задач. За каждую из этих задач отвечают разные части нашего мозга. Если одна из этих частей повреждена ударом, это может вызвать проблемы со связью.

Какие проблемы с общением бывают у людей?

  • Афазия влияет на вашу способность говорить и понимать, что говорят другие. Это также может повлиять на вашу способность читать и писать. Это происходит, когда вы больше не можете понимать или использовать язык. Афазия является распространенной проблемой после инсульта и встречается примерно у трети выживших после инсульта.
  • Дизартрия возникает, когда вы не можете хорошо контролировать мышцы лица, рта и горла, поэтому вам трудно говорить четко. Это может означать, что ваша речь становится невнятной или медленной, или ваш голос звучит тихо.
  • Апраксия речи  это когда вы не можете двигать мышцами лица, рта или горла в нужном вам порядке, когда говорите. Это может помешать другим людям понять вас.

Хотя некоторые считают, что да, проблемы со связью не влияют на ваш интеллект . Если у вас есть проблемы с общением, у вас просто проблемы с процессом говорения и понимания языка.

Поправятся ли они?

Большинство коммуникативных проблем улучшаются, но трудно предсказать, насколько они улучшатся или сколько времени это займет, так как у всех по-разному. Проблемы, как правило, усугубляются в первые несколько недель и довольно быстро улучшаются в течение первых трех-шести месяцев. Однако люди продолжают выздоравливать в течение месяцев и даже лет после этого.

Для большинства людей выздоровление означает возвращение к тому состоянию, в котором они были до инсульта. Возможность снова говорить особенно важна для многих людей.

Но даже если вы не выздоровеете полностью, есть много способов общения, которые не полагаются на речь. Многие выжившие после инсульта продолжают жить полной и счастливой жизнью, хотя у них все еще есть проблемы с общением.

Существуют ли методы лечения, которые могут помочь?

Проблемы с общением можно лечить с помощью речевой и языковой терапии.

Логопед поможет вам максимально улучшить вашу речь, чтение и письмо.

Они также могут помочь вам научиться другим способам общения. Они известны как стратегии компенсации или преодоления. Они включают в себя что угодно, от жестов до электронных устройств — все, что может помочь вам передать то, что вы хотите сказать.

Если у вас есть проблемы с общением, вас следует направить к логопеду для оценки, пока вы находитесь в больнице. Используя результаты оценки, терапевт назначит регулярные сеансы для работы с вами. Это может начаться в больнице или быть организовано, когда вы вернетесь домой.

Речевая и языковая терапия — это не только время, которое вы проводите со своим терапевтом. Ваше общение будет только улучшаться с практикой, поэтому работа, которую вы проделываете вне сеансов терапии, так же важна.

Физически, умственно и словесно вам нужно просто практиковаться, практиковаться и практиковаться.

Джон, перенесший инсульт

Где я могу получить дополнительную информацию и совет?

Afasic
Поддерживает детей и молодых людей с ограниченными возможностями общения, а также их родителей и специалистов, работающих с ними. Имеет сеть групп поддержки, публикации, обучение и доски объявлений в Интернете.

Поиск программного обеспечения для афазии 
На этом веб-сайте есть информация о программах и приложениях для людей с афазией на английском языке.

Ассоциация независимых логопедов (ASLTIP)
Позволяет вам найти местного логопеда в Великобритании. Также предлагает полезные ресурсы, материалы и терапевтические идеи для людей с афазией.

Aphasia Alliance
Предлагает информацию, лучшие советы и полезные ресурсы. Веб-сайт также содержит ссылки на британские организации по лечению афазии.

Узнать больше

Если у вас проблемы со связью, вы можете:

  • Взгляните на наш раздел, посвященный афазии и общению.

  • Выполните поиск, чтобы узнать, предоставляем ли мы услуги поддержки связи в вашем регионе.

  • Или взгляните на средства связи в нашем магазине.

Если вы являетесь другом или членом семьи человека, перенесшего инсульт, в нашем руководстве «Проблемы общения после инсульта» вы найдете информацию и советы, которые помогут вам. Вы также можете посмотреть видео на YouTube об опыте жизни человека, пережившего инсульт, с афазией.

Узнайте больше о том, как улучшить свои коммуникативные навыки, в My Stroke Guide. Помимо бесплатного доступа к проверенным советам, информации и круглосуточной поддержке, My Stroke Guide связывает вас с нашим онлайн-сообществом, чтобы узнать, как другие справляются со своим выздоровлением.

Транскортикальная моторная афазия | Lingraphica

Транскортикальная моторная афазия | Lingraphica

Перейти к содержимому

Что такое транскортикальная моторная афазия?

Транскортикальная моторная афазия (ТМА или ТМоА) — это тип афазии, сходный с афазией Брока. ТМА возникает из-за инсульта или черепно-мозговой травмы, которая затрагивает, но не влияет напрямую на зону Брока. Зона Брока — это область мозга, отвечающая за производство речи. ТМА возникает в результате инсульта или черепно-мозговой травмы вблизи зоны Брока. Из-за этого область Брока можно изолировать от других областей мозга, даже если она не была повреждена напрямую.

ТМА встречается реже, чем афазия Брока. Люди с ТМА обычно имеют нарушения разговорной речи. Однако, как правило, им легче с пониманием языка.

Зарабатывайте CEU ASHA, не выходя из дома или офиса

Зарабатывать единицы непрерывного образования с Lingraphica никогда не было так просто. С новым учебным порталом Lingraphica Learning Portal (LLP) вы можете легко находить и проходить курсы, созданные клиницистами Lingraphica и другими уважаемыми специалистами в области исследований афазии, AAC и коммуникативных нарушений.

Посетите учебный портал

Транскортикальная моторная афазия — это тип афазии, связанной с нарушением беглости речи. Это означает, что речь останавливается с большим количеством пусков и остановок. Люди с ТМА обычно имеют хорошие навыки повторения, особенно по сравнению со спонтанной речью. Например, человек с ТМА может повторить длинное предложение. Однако тот же человек может быть не в состоянии ответить на вопрос «Куда вы сегодня ходили?»

Степень тяжести может варьироваться от легкой до тяжелой. У кого-то с легким ТМА могут быть трудности только с поиском слов и более сложной структурой предложений. У человека с тяжелой ТМА может быть мало словесной речи или ее полное отсутствие.

Характеристики транскортикальной моторной афазии

  • Трудности с подбором слов (слово «на кончике языка»)
  • Трудности со структурой предложения и «функторными» словами, такими как артикли и предлоги
  • Речь может состоять в основном из содержания слова, такие как существительные и глаголы
  • Речь медленная и прерывистая, с отсутствием интонации и ритма
  • Понимание может быть сохранным или слегка нарушенным
  • Трудности с началом речи
  • Вероятно нарушение письма; письмо часто напоминает устную речь

Другие типы афазии

Lingraphica может помочь

Во время 30-минутной бесплатной консультации мы поможем вам и вашим близким найти именно то,  что вам  нужно для достижения ваших конкретных целей общения .

Мы поможем вам лучше понять ваше состояние, предложим простые стратегии для более эффективного общения и обсудим коммуникационные и терапевтические устройства и приложения, которые действительно могут помочь. Позвоните нам в 866-570-8775 или нажмите кнопку ниже, чтобы записаться на консультацию.

Запишитесь на бесплатную консультацию

Все сообщество у вас под рукой

Общайтесь с сотнями людей с афазией и их близкими из любой точки мира. Онлайн-встречи в прямом эфире, проводимые логопедами и другими экспертами по афазии, доступны 7 дней в неделю БЕСПЛАТНО.

Зарегистрироваться на сеанс

Рекомендуемые статьи по афазии

Lingraphica может помочь

Мы помогаем взрослым с нарушениями речи и языка восстановить связь с семьей и друзьями, улучшить общение и жить лучше. Позвоните нам по телефону 866-570-8775 или перейдите по ссылке ниже, чтобы начать работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *