Момент смерти человека: Правила определения момента смерти человека

Правила определения момента смерти человека

В соответствии со статьей 66 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые:

Правила определения момента смерти человека, в том числе критерии и процедуру установления смерти человека;

Правила прекращения реанимационных мероприятий;

форму протокола установления смерти человека.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Правила определения момента смерти человека, в том числе критерии и процедура установления смерти человека

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения момента смерти человека, в том числе критерии и процедуру установления смерти человека.

2. Моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека).

3. Диагноз смерти мозга человека устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой находится пациент. В составе консилиума врачей должны присутствовать анестезиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее 5 лет. В состав консилиума врачей не могут быть включены специалисты, принимающие участие в изъятии и трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей.

4. Диагноз смерти мозга человека устанавливается в порядке, утверждаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, и оформляется протоколом по форме, утверждаемой указанным Министерством.

5. Биологическая смерть устанавливается на основании наличия ранних и (или) поздних трупных изменений.

6. Констатация биологической смерти человека осуществляется медицинским работником (врачом или фельдшером) и оформляется в виде протокола установления смерти человека по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. N 950.

Правила прекращения реанимационных мероприятий

1. Настоящие Правила определяют порядок прекращения реанимационных мероприятий.

2. Реанимационные мероприятия направлены на восстановление жизненно важных функций, в том числе искусственное поддержание функций дыхания и кровообращения человека, и выполняются медицинским работником (врачом или фельдшером), а в случае их отсутствия — лицами, прошедшими обучение по проведению сердечно-легочной реанимации.

3. Реанимационные мероприятия прекращаются при признании их абсолютно бесперспективными, а именно:

при констатации смерти человека на основании смерти головного мозга;

при неэффективности реанимационных мероприятий, направленных на восстановление жизненно важных функций, в течение 30 минут;

при отсутствии у новорожденного сердцебиения по истечении 10 минут с начала проведения реанимационных мероприятий в полном объеме (искусственной вентиляции легких, массажа сердца, введения лекарственных препаратов).

4. Реанимационные мероприятия не проводятся:

при наличии признаков биологической смерти;

при состоянии клинической смерти на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболеваний или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью.

5. Информация о времени прекращения реанимационных мероприятий и (или) констатации смерти вносится в медицинские документы умершего человека.

Правительство утвердило правила определения момента смерти человека

В России впервые появились «Правила определения момента смерти человека» и «Правила прекращения реанимационных мероприятий». Ранее критерии прописывались в приказах Минздрава. Появление этих документов позволит Минздраву утвердить инструкцию констатации гибели ребенка на основании диагноза смерти мозга, которой до сих пор нет в стране.

Во вторник официально опубликовано постановление правительства от 20 сентября 2012 года № 950 «Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека». Документы были созданы и приняты в рамках реализации федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», пояснили «Газете. Ru» в Минздраве России.

«Данным актом впервые на федеральном уровне установлены критерии и процедура определения момента смерти человека.

До настоящего времени эта сфера регламентировалась ведомственным приказом», — сообщили в пресс-службе ведомства. О биологической смерти человека говорилось в Приказе Министерства здравоохранения от 4 марта 2003 года № 73 «Об утверждении инструкции по определению критериев порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий». В той ситуации, когда смерть констатировалась на основе гибели мозга человека при работе других органов, врачи руководствовались Приказом Минздрава РФ от 20 декабря 2001 года № 460 «Об утверждении инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти человека».

Новые правила идентичны старым, но не полностью.

Моментом смерти человека, как и раньше, считаются момент смерти его мозга или его биологическая смерть — необратимая гибель. Диагноз смерти мозга устанавливает консилиум врачей в той медицинской организации, где находится пациент. «В составе консилиума, согласно документу, обязательно присутствие анестезиолога-реаниматолога и невролога, все специалисты должны иметь стаж работы не менее пяти лет. При этом в состав консилиумов не имеют права входить специалисты, принимающие участие в изъятии и пересадке органов и тканей», — говорят в Минздраве. Такие же требования прописывались в приказах ведомства. Констатация биологической смерти устанавливается врачом или фельдшером и оформляется в виде специального протокола, который тоже утвержден публикуемым документом.

Нововведения касаются смерти детей, в том числе новорожденных.

Вводится время, которое отведено на реанимацию новорожденных. Правила выделяют врачу 10 минут на возвращение к жизни малыша, у которого отсутствует сердцебиение. Если реанимационные мероприятия продолжатся и будут успешными, то есть большая вероятность, что ребенок останется инвалидом. На реанимацию взрослого, как и раньше, отведено 30 минут. «Затем данные мероприятия прекращаются, если они признаются абсолютно бесперспективными», — говорят в Минздраве.

Действующий врач-реаниматолог в разговоре с «Газетой.Ru» согласился, что новые правила практически полностью повторяют Приказ Минздрава РФ от 4 марта 2003 г. N 73. «Важнейшим являются закрепленные законодательно интервалы 10 мин для детей и 30 мин для взрослых, — говорит реаниматолог. — Случаи восстановления сердечной деятельности и самостоятельного дыхания при более длительной реанимации нередки. Однако, часть таких пациентов остается в вегетативном состоянии: живое тело без каких-либо признаков чего-то «человеческого», личностного». Тем не менее, он добавляет, что бывают и случаи полного или почти полного восстановления, но лечение пациентов после трудной и длительной реанимации достаточно дорого. «Именно дороговизна и заставляет переводить понятие «жизнь» из сакральной области в область экономическую. А здесь все проще и понятнее. Никакого морализаторства и ненужной этики — цифры, — продолжает реаниматолог. — Важно и другое, чем дольше длится реанимация, тем менее пригодными для трансплантации становятся органы. И еще один момент. Врачи-дежуранты — это, как правило, люди молодые. Кто будет констатировать смерть в ночное время, когда во всей больнице два врача — хирург и терапевт со стажем менее пяти лет?»

Но главной целью новых правил стала возможность в дальнейшем принять процедуру по констатации смерти ребенка на основании диагноза, пояснил «Газете.Ru» источник, близкий к ведомству.

По его словам, такой документ есть во многих странах, однако в России его до сих пор не приняли. Источник добавил, что инструкция уже написана и «давно лежит», но, чтобы ее принять, нужны процедурные мероприятия, которые как раз заложены в постановлении правительства. Постановление наделяет Минздрав полномочиями по утверждению Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга, в которой предполагается установить процедуру по констатации смерти ребенка на основании диагноза смерти мозга. Источник отметил, что этого документа ждут в первую очередь трансплантологи, которые уже высказались одобрительно о постановлении — в настоящее время проходит съезд трансплантологов. Однако они опасаются, что реакция общества, а также церкви может быть слишком резкой, добавил собеседник.

В 2003 году, когда принимались предыдущие приказы Минздрава о констатации смерти, их противники открыто заявляли, что они были пролоббированы трансплантологами. Основания для таких подозрений были: одновременно с приказами был утвержден перечень учреждений, которым разрешалось пересаживать органы и ткани. Тогда главный анестезиолог-реаниматолог Минздрава РФ, профессор Игорь Молчанов прямо заявил, что ведомство пытается наладить в стране функционирование системы трансплантации органов и тканей, которая переживала «полный паралич». По его словам, «в обществе сложилось превратное представление об этой жизненно необходимой области медицины». Профессор отметил, что для того, чтобы организовать криминальный бизнес, его надо по крайней мере замаскировать легальным, а легального тогда не было.

Момент смерти. Использование процесса умирания для духовного роста

Садхгуру рассматривает сохранение сознания в момент смерти и объясняет, как развивались некоторые традиции индийской культуры, связанные с моментом смерти. Эта статья представляет собой отрывок из книги «Лила, Путь игривого», уникального исследования с Садхгуру мистического царства Кришны, которое состоялось в Иша-йога-центре в сентябре 2005 года.

Статья от 6 декабря 2013 г.

Йог и мистик Садхгуру рассматривает процесс умирания и то, как сохранение сознания в момент смерти может быть средством духовного роста. Он также объясняет, как развивались некоторые традиции индийской культуры, связанные с моментом смерти.

Вопрос: В Бхагавадгите говорится, что какое бы состояние бытия человек ни помнил в процессе умирания, он достигнет этого состояния, будучи поглощен его мыслями. Так ли это, Садхгуру? Можем ли мы использовать момент смерти, чтобы создать приятное во всем, что придет позже?

Садхгуру:  Да, это так просто. Но… Есть очень красивая история. Куда бы он ни пошел, мудрец Нарада говорил только «Нараяна, Нараяна». У Нарады был паспорт на все три мира — он свободно путешествовал везде. Однажды он увидел фермера, вспахивающего свою землю в состоянии экстаза и блаженства. Нараде не терпелось узнать, в чем секрет его блаженства. Когда он подошел к фермеру, чтобы поговорить с ним, фермер даже не заметил его, настолько он был поглощен вспахиванием своей земли. В полдень он сделал перерыв в работе и отправился поесть под дерево. Он открыл контейнер с той небольшой едой, которая у него была, и просто сказал: «Нараяна, Нараяна, Нараяна» и начал есть. Фермер хотел разделить с ним трапезу, но из-за кастовой системы Нарада не стал есть с ним. Нарада спросил: «В чем источник твоего блаженства?» Фермер сказал: «Каждый день Нараяна является мне в своей истинной форме. В этом источник моего счастья». Нарада спросил его: «Какую садхану ты выполняешь?» Фермер сказал: «Я ничего не знаю. Я невежественный, неграмотный человек. Просто когда я просыпаюсь утром, я трижды говорю «Нараяна». Когда я начинаю свою работу, я трижды говорю «Нараяна».

Когда я заканчиваю свою работу, я трижды говорю «Нараяна». Когда я ем, я трижды говорю «Нараяна». Когда я ложусь спать, я трижды говорю «Нараяна». Нарада подсчитал, сколько раз за 24 часа он сам произносил «Нараяна». Это исчислялось миллионами. Но все же, если он хотел увидеть Нараяну, ему нужно было пройти весь путь до Вайкунтхи, а это было долгое путешествие. Но к этому фермеру, который только что трижды сказал «Нараяна» перед едой, перед пахотой и чем-то еще, Нараяна пришел тут же. Нарада подумал, что это несправедливо, это должно быть какая-то ошибка.

Если вы можете поддерживать свое осознание в тот момент, когда вы переходите из одного измерения жизни в другое, из физического в запредельное, это  мукти . Но чтобы прийти к осознанности в этот момент, вы должны практиковать осознанность всю жизнь.

Немедленно он отправился на Вайкунтху и спросил Вишну: «Я все время произношу твое имя, но ты не появляешься передо мной. Я должен прийти и увидеть тебя. Но этому фермеру вы являетесь каждый день, и он живет в экстазе!» Вишну посмотрел на Нараду, попросил Лакшми принести сосуд, до краев наполненный маслом, и сказал Нараде: «Сначала нужно выполнить одно поручение. Пожалуйста, отнеси этот сосуд, полный масла, в Бхулоку, не пролив ни капли, оставь его там и возвращайся. Мы ответим на вопрос позже». Нарада взял сосуд с маслом, отправился в Бхулоку, оставил его там и вернулся. — А теперь ответь на мой вопрос. Вишну спросил: «Когда ты нес этот сосуд, полный масла, сколько раз ты произносил «Нараяна»?» Нарада сказал: «Как я мог говорить «Нараяна» в то время? Ты сказал, что ни одна капля не должна пролиться, так что мне пришлось обратить на это внимание. Но, вернувшись, я сказал много «Нараянов». Вишну сказал: «В этом все дело. Жизнь этого фермера подобна ношению сосуда с маслом, которое может разлиться в любой момент. Он должен зарабатывать себе на еду; он должен сделать так много вещей. Несмотря на это, он говорит «Нараяна». Когда ты нес масло в этом сосуде, ты ни разу не произнес «Нараяна». Когда тебе нечего делать, это легко».

Использование процесса умирания

Когда наступает момент смерти, нужно что-то, чтобы быть достаточно осознанным, чтобы сказать то, что вы хотите сказать. Большинство людей умирают в неведении. В этой культуре, если кто-то умирает, они всегда начинают петь, например, «Рам наам сатья хай», «Аум намах Шивая» или что-то еще, что они знают, потому что они хотят, чтобы умирающий произнес имя бога или каким-то образом осознал это. последний момент. Вам даже не нужно ничего говорить. Если вы можете поддерживать свое осознание в тот момент, когда вы переходите из одного измерения жизни в другое, из физического в запредельное, это 9.0035 мукти . Но чтобы прийти к осознанности в этот момент, вы должны практиковать осознанность всю жизнь. Или вы должны быть в присутствии кого-то, кто может сделать это для вас. В этом контексте Кришна сказал, что если вы можете думать о нем в момент смерти, он будет рядом и гарантирует, что вы умрете.

Здесь он говорит о внутренней реальности – йоге достижения Абсолюта. Когда дело доходит до достижения Абсолюта, если вы делаете правильные вещи, это на 100% уверено, что это сработает, потому что единственный ингредиент — это вы и ничего кроме вас. Поэтому он мог с абсолютной уверенностью сказать: «Если ты сделаешь это, я позабочусь об этом». Когда дело касается внешних реальностей, он никогда бы так не сказал, потому что знал жизнь — внешние реальности подвержены стольким факторам.

Если вы сможете сохранить свое осознание в момент перехода от физического к запредельному, вы сможете достичь. Вот почему для большинства людей момент реализации и момент выхода из тела совпадают. Если осознание приходит, когда вы покидаете тело, вы все равно его покинете. Но даже если еще не время покидать свое тело, но ваше осознание поднимается до такого пика, когда вы и ваше тело четко разделены, у вас, скорее всего, не будет необходимой способности цепляться за тело, если только вы не находитесь в состоянии ситуации, когда действуют определенные механизмы контроля, гарантирующие, что вы не выскользнете из тела.

Момент смерти и будущие рождения

Если у вас есть определенная мысль в момент смерти, она становится качеством вашего будущего рождения.

Вот почему в этой культуре мы всегда говорили, что вы не должны умирать среди своих семья. Раньше люди шли в лес умирать — это Ванапрастха.

Еще один аспект заключается в том, что если у вас есть определенная мысль в момент смерти, она становится качеством вашего будущего рождения. Мы должны создать атмосферу спокойствия и благополучия для людей во время процесса умирания, потому что то, что является доминирующим фактором в их разуме и эмоциях в последний момент, станет качеством их будущей жизни. Вот почему в этой культуре мы всегда говорили, что вы не должны умирать среди своей семьи. Раньше люди шли в лес умирать — это Ванапрастха. Даже император Дхритараштра, его королева Гандхари и Кунти отправились в лес после войны на Курукшетре с одним только Санджайей в качестве помощника. Все они состарились, поэтому отправились в лес умирать там, а не во дворце. Хотя Дхритараштра был слеп и глуп во многих отношениях, в нем было столько осознания, которого не хватает сегодняшнему миру.

Теперь, когда ее дети стали императорами, Кунти, пережившая в своей жизни всевозможные лишения, могла бы наслаждаться дворцом, но она также решила пойти и умереть в лесу.

Подписаться

Получайте еженедельные обновления последних блогов через информационные бюллетени прямо в свой почтовый ящик.

Итак, они пошли в лес и поднялись на очень крутой холм. Был лесной пожар. Поскольку они были старыми, они не могли бегать или бороться с лесным пожаром, поэтому они просто решили предложить себя огню. Тогда Дхритараштра сказал Санджая: «Ты до сих пор очень хорошо служил мне, но ты еще молодой человек — уходи. Мы втроем предаемся огню. Санджая отказался покинуть их, и все четверо сгорели в лесном пожаре.

Если ты умрешь среди семьи, ты умрешь с огромным чувством привязанности, которое в будущем не принесет благополучия. Вы знаете, что в Индии даже сегодня люди отправляются умирать в Каши, потому что это святое место. Они хотят умереть по милости Шивы. Они не хотят умирать, когда их семья выплескивает на них свои эмоции.

Пора возвращать кредит

Смерть — единственная уверенность в жизни. Если вы прожили свою жизнь хорошо, смерть вовсе не плохая вещь. Если, когда ты был жив, каждое мгновение были колебания, страх, ненависть, гнев, значит, ты никогда не жил. Если, когда приходит смерть, вы хотите жить, это нехорошо. Ведь что такое смерть? Вы сбрасываете тело. Тело — это кредит, который вы взяли у Матери-Земли. Если вы возьмете, скажем, 10 миллионов кредита в банке, и, скажем, в течение следующих 50 лет вы превратите эти 10 миллионов в 10 миллиардов, если ваш банкир придет забрать кредит, вы радостно заплатите ему с процентами. Вы будете угощать его и дарить ему подарки. Но допустим, вы растратили эти 10 миллионов и потеряли все, если придет банкир, внутри вас возникнет ужас. Вы попытаетесь спрятаться. Так много трюков вы попытаетесь сыграть. Точно так же Земля дала вам этот кредит. Если вы превратили это в блаженную жизнь, если вы действительно полностью использовали это и жили в великой сладости внутри себя, тогда, когда Мать-Земля скажет, что пришло время вернуть долг, вы с радостью вернете его.

А интереса нет. Для того, кто с радостью возвращает кредит, все кончено, потому что когда вы радостны, осознавание приходит естественным образом. Когда вы осознаете, вы на пути освобождения. Определенно, качество последнего момента станет основным качеством ваших будущих жизней — если вы хотите иметь будущие жизни. Если вы хотите раствориться в Предельном, если вы хотите стать с ним единым целым, тогда будущей жизни не существует. Люди говорили мне: «Садгуру, не используй эту негативную терминологию — она нас пугает. Мы растворимся и станем ничем?» Вместо этого мы могли бы сказать: «Когда ты достигнешь мукти, ты станешь всем».

Примечание редактора: Садхгуру предлагает Иша Крийю, бесплатную онлайн-медитацию с гидом, которая помогает принести здоровье и благополучие. Ежедневная практика этого простого, но эффективного 12-минутного процесса может изменить вашу жизнь.

Чтобы узнать больше о идеях Садхгуру, следите за его новостями в Twitter и Facebook.

Эта статья основана на выдержке из декабрьского номера журнала «Лесной цветок» за 2013 год. Плати сколько хочешь и скачивай. (установите «0» бесплатно). Подписка на печать также доступна.

Изображение. Похожие материалы

статья

 

Почему мы умираем?

Всемирно известный режиссер Шекхар Капур ищет ответы на вопросы о том, почему мы умираем, от йога и мистика Садхгуру, исследуя механику жизни и смерти и процесс умирания.

1 мая 2014 г.

статья

 

Смерть и растворение: роль мастера

Садхгуру отвечает на ряд вопросов о том, может ли кто-то раствориться в момент смерти, даже если он не был при этом освобождения.

11 августа 2015 г.

статья

 

Смерть, умирание и смысл жизни

Смерть — это великое неизвестное. Садхгуру описывает, что смерть — это то, что ум не может постичь, и что ее можно познать, только познав жизнь во всей ее глубине и измерении.

22 октября 2020 г.

Время смерти (официальный сайт сериала) Смотреть на Showtime

Доступны все серии

Смотреть сейчас

Каковы на самом деле последние недели, дни и даже самые мгновения жизни? «Время смерти» предлагает неустрашимый, интимный взгляд на замечательных людей, столкнувшихся с собственной смертностью. Камеры следят за смелыми, неизлечимо больными людьми, которые доживают до конца своей жизни, поддерживаемые семьей, друзьями и преданными своему делу работниками здравоохранения и хосписа, которые мягко направляют процесс. Этот новаторский документальный сериал представляет собой осязаемое, обнадеживающее напоминание о конечности нашего времени здесь, на земле.

Все сезоны и серии доступны мгновенно

Трансляция сериала

На телевидении

В настоящее время нет запланированных трансляций

См.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *