Как ведет себя человек перед смертью: Уход за человеком в конце жизни — Про Паллиатив
Как пережить смерть близкого
Ирина Елецкая
практикующий психолог
Профиль автора
Юлия Скопич
потеряла близких
Профиль автора
Когда умирает близкий человек, кто-то замыкается в себе, а кто-то относится к известию с видимым равнодушием и не меняет образ жизни.
О том, почему реакция на утрату может быть разной, сколько длится горевание и как помочь близкому пережить потерю, мы поговорили с психологом Ириной Елецкой.
— От чего зависит реакция на смерть близкого и можно ли по ней судить о чувствах к нему?
— Люди по-разному переживают смерть близкого. Кто-то на время теряет возможность нормально функционировать, а кто-то живет как ни в чем не бывало. И далеко не всегда эта внешняя реакция отражает истинные чувства человека к случившемуся. Делать какие-то однозначные выводы, основываясь лишь на поведении человека, вряд ли стоит.
Если же говорить именно о проживании утраты, то здесь реакции зависят от нашего внутреннего устройства. У каждого свои психологические особенности, жизненный опыт, травмы и способы адаптации, ресурсы — их наличие или дефицит. Все это не может не влиять на то, как человек справляется с горем.
Кроме того, на реакцию влияют внешние обстоятельства смерти. В ситуации, когда человек перед смертью долго и тяжело болеет, или когда он очень пожилой, боль неизбежной потери может частично проживаться еще при его жизни. При этом близкие имеют возможность проводить больше времени вместе, сказать друг другу важные слова, такие необходимые и ценные: «Я люблю тебя» или «Я благодарен тебе».
/list/how-to-grief/
Нечужое горе: как люди скорбят из-за утрат и новостей
Совсем другое дело — смерть скоропостижная, безвременная, лишившая возможности сказать последнее «прости». Здесь шок от случившегося будет намного сильнее. И проживаться такая потеря будет иначе.
Бывают ситуации, когда потери происходят одна за другой. И если человек еще не оправился после первой потери, со второй будет справляться еще тяжелее.
Что нужно знать о работе мозга
Главное о действенных способах не поддаваться стрессу и ошибкам мышления — в вашей почте дважды в месяц по пятницам. Бесплатно
— Обычно психологи говорят о пяти стадиях горя: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Действительно ли все переживают горе именно так?
— Опять же, все мы разные, поэтому говорить о «нормах» — все равно что говорить о средней температуре по больнице. Какие-то стадии могут идти параллельно и одновременно, какие-то могут меняться местами. Некоторые могут проживаться быстрее, чем другие. Другие — длиться дольше. Но в целом — да, всем, кто терял близких, эти стадии знакомы.
В начале мы испытываем шок и не верим в случившееся. Бываем не готовы поверить. Думаем, что это какая-то нелепая и страшная ошибка.
Затем возникает гнев. Мы злимся на врачей за то, что «неправильно» лечили, на родственников, что мало уделяли внимания, на себя, что не сумели предусмотреть всего и уберечь любимого человека, на него самого за то, что умер и оставил нас безутешными, на высшие силы — что позволили этому произойти.
Потом мы с этими высшими силами начинаем торговаться. Думаем, что если бы вели себя как-то иначе, нашли других врачей, достали заграничное лекарство, больше проводили времени с близким, не ссорились с ним — он был бы сейчас жив. Как если бы эти мысли могли его воскресить.
Но сколько бы мы ни торговались, ни уговаривали себя, рано или поздно приходит осознание, что человека больше нет. И нас накрывает депрессия. Глубокая скорбь, ощущение невосполнимой утраты, боль, тоска, одиночество, отчаяние. Для большинства людей это самая тяжелая и затяжная стадия горя.
По мере проживания этих чувств мы постепенно учимся выстраивать жизнь по-новому, адаптируемся к новым реалиям. Боль утихает. Происходит принятие.
Часто бывает, что горе проживается в несколько этапов, на каждом из которых все или некоторые стадии горевания повторяются на новом уровне. По-разному бывает.
Если же говорить о временных ориентирах, то два года — срок, в который работа горя должна быть завершена. У кого-то это происходит существенно быстрее. У кого-то, может, чуть дольше. Но если спустя два года человек продолжает находиться в трауре и все его мысли только об ушедшем, это признак того, что горе проживается патологически и человек в нем застрял.
— После смерти близкого кажется, что можно было больше времени проводить вместе, не говорить обидных слов или настоять на посещении врача. Как быть с этим чувством вины?
— При утрате оно знакомо всем. Чувство вины неизбежно. Это нормальная реакция на смерть близкого человека. Несмотря на то что это чувство редко бывает серьезно обоснованным, каждый находит в чем себя обвинить. Например, что не сделали всего, что можно было, или что испытали облегчение, когда умер долго болевший родственник, за которым мы ухаживали. За то, что продолжаем жить, когда его уже нет. Чувство вины всегда найдет лазейку, чтобы появиться.
В сущности, чувство вины — это гнев, обращенный на себя. А гнев испытывать легче, чем экзистенциальный ужас, с которым мы соприкасаемся при утрате. Смерть близкого неизбежно напоминает нам о том, что мы тоже смертны. Чувство вины дает ощущение контроля над смертью — «я бы мог». Оно может быть очень выматывающим, но именно оно защищает нас от еще более тяжелых эмоций.
/list/self-guilt/
Как избавиться от хронического чувства вины: 5 советов
Чтобы помочь себе, надо принять это чувство вины, его неизбежность, позволить себе его испытывать. Важно помнить, что оно не навсегда и что это нормальная часть процесса.
Тяжелее бывает, когда для ощущения вины есть реальные основания: были в ссоре с умершим и не успели помириться, отказали в какой-то просьбе незадолго до смерти, проигнорировали что-то важное. В этом случае хорошо, если рядом есть кто-то поддерживающий, готовый выслушать, с кем можно поговорить о своей вине, рассказать о ней, проговорить свои чувства и переживания.
Чтобы помочь близкому, можно попытаться объяснить, что он невиновен, что смерть произошла не из-за его действий или бездействия. И что он делал все, что мог, для того, кто был ему дорог. Если же человек действительно в чем-то ошибся или была ссора, важно дать ему выговориться. Отнестись внимательно и бережно, без осуждения.
Слишком долго не проходящая вина может говорить о сложности в горевании, и человеку может быть нужна поддержка специалиста.
— Как помочь пережить утрату?
— Есть такие слова и фразы, которые чаще всего произносят из лучших побуждений, но они могут сделать еще больнее. Чтобы не обесценивать переживаний горюющего, лучше избегать слов «держись», «я понимаю твои чувства», «на все воля божья», «все через это проходят», «живи ради ребенка» и так далее. А фразы типа «не плачь», «успокойся» вовсе могут лишь усилить чувство вины. Мы как бы говорим ими: «Я не знаю, как себя вести, потому что ты постоянно плачешь. Мне тяжело. Хватит плакать».
Вместо этого лучше сказать так: «Я здесь» или «Я с тобой». И быть действительно «здесь», оставаясь включенным, насколько это возможно. Человек в состоянии шока может быть сильно потерян и дезориентирован. Поэтому вместо вопросов — «что я могу для тебя сделать?» и «чем тебе помочь?» — лучше предложить конкретную помощь.
6 фраз, чтобы успокоить близкого человека в тревожное время
Например, перевести денег, обзвонить родственников, взять на себя общение с похоронными агентами. Важно соизмерять предложенную помощь со своими возможностями. И уж если сказали близкому, что он может звонить вам в любое время суток, надо быть готовым проснуться от звонка в три часа ночи и выслушать.
Даже самая простая забота может быть очень ценной и помогать справляться с горем. Налить чашку чая, узнать, ел ли сегодня человек, при необходимости приготовить еду — это не потребует от поддерживающего сверхусилий. Но такие мелочи ничуть не менее важны и ценны, чем помощь в решении глобальных проблем.
А вот самым сложным может неожиданно оказаться самое элементарное — просто быть рядом. Так уж мы устроены, что быть рядом и выдерживать чувства горюющего человека для нас зачастую оказывается непосильно тяжело. И мы стараемся сбежать в заботу деятельную и практическую.
Между тем самая большая потребность горюющего — в присутствии близких, в их участии. Травмирует не боль, а одиночество. Невозможность разделить эту боль с кем-то, кто готов ее разделить. И очень важно это присутствие и участие обеспечить.
Человек может хотеть говорить об умершем — его важно не останавливать, слушать, сколько потребуется. Он может хотеть молчать и быть погруженным в себя — важно оставаться с ним в этом молчании. Будет плакать — дать пролиться этим слезам. Не мешать работе горя.
Что касается помощи психолога, то при неосложненном течении горя и наличии поддерживающих близких она не требуется. А вот при осложненном горе без нее бывает не обойтись. И если вы понимаете, что горевание затянулось, лучше обратиться к специалисту.
Если же близкий отказывается обращаться к психологу, его можно пытаться возвращать в реальность, активнее привлекая к домашним делам и заботам, приглашая разделить досуг. Предлагайте заняться чем-то вместе, погулять, поиграть с детьми. При обострившихся хронических заболеваниях или возникновении новых настаивайте на посещении врача.
При этом важно отделять желание помочь человеку от собственной тревоги и усталости. Иногда попытки вытащить его из горя — это история про то, как окружающие не справляются. Находиться рядом с человеком в депрессии очень тяжело.
— Обычно людям, потерявшим близкого, советуют погрузиться в работу или больше уделять внимания семье. Это хороший совет?
— Фокусировка на детях, супруге, работе действительно может приносить временное облегчение, но вместе с тем и помешать работе горя. Горевание — процесс болезненный, но здоровый. И чтобы справиться с потерей и восстановиться, его необходимо прожить в полной мере.
Конечно, мы не можем плакать 24/7, не замечая ничего вокруг. Жизнь продолжается. И если есть работа, близкие, на которых можно переключиться, это может стать большой поддержкой и ресурсом. Важно, чтобы это переключение не превратилось в избегание, когда человек готов заниматься чем угодно, лишь бы не соприкасаться со своими чувствами по поводу утраты.
— В каких случаях можно говорить об осложненном горе?
— Если прошло много времени, а депрессия не ослабевает, человек чувствует и ведет себя так, будто потеря произошла вчера. Если утрачивается способность радоваться, жить обычной жизнью, строить отношения с людьми, если сохраняется ощущение безнадежности, бессмысленности существования — такое горе можно считать осложненным.
Бывает, напротив, что скорбные чувства и внешние проявления горя отсутствуют совсем, словно его и не было. Потеря будто бы отрицается, а вместо душевной боли появляются соматические заболевания. Это тоже признак осложненного горя.
«Застрять» подобным образом горюющий может не только в депрессии или отрицании, но и на любой другой стадии проживания потери. В таких случаях работа горя прерывается, остается незавершенной, поэтому мы говорим об осложненном горе.
Причины могут быть следующими:
- Смерть внезапная, скоропостижная или насильственная, в том числе если умерший совершил суицид.
- Человек зависел от умершего. Например, такая зависимость есть у многих пожилых людей, поэтому, когда люди долго прожили в браке, они нередко умирают друг за другом.
- За короткий промежуток времени у человека умер не один близкий, а несколько.
- У родителей умер ребенок.
- Человек пропал без вести.
Терапия в таких случаях предполагает создание условий, при которых становится возможным допрожить горевание, завершить работу горя.
Мне чаще доводилось работать с клиентами, осложненное горе которых носило характер подавленного. В большинстве таких случаев человек сам не осознает, что у него не прожито горевание. Он может прийти к психологу или психотерапевту с совершенно другой проблемой, и только в процессе работы обнаруживается, что корни проблемы в незавершенной когда-то истории, в неоплаканной потере.
В одной своей статье я описала историю мужчины, у которого не выстраивались отношения с женщинами из-за неоплаканного горя: его мать покончила с собой. Такая смерть близкого человека — это всегда осложненное горе.
— Кто-то говорит, что после смерти близкого надо максимально быстро убрать его вещи. Кто-то устраивает дома своего рода музей. Как действовать правильно?
— На мой взгляд, это два наглядных примера того, как действовать не стоит.
Если человек устраивает дома своего рода музей, где все оставляет так, как было при жизни умершего, это может говорить о застревании на стадии отрицания, шока или депрессии. Спешное избавление от всего, что может напоминать об ушедшем, — другой вариант того же застревания.
Через сколько времени после утраты лучше начать убирать вещи, не берусь сказать. Каждый проживает утрату в своем темпе. Но сам этот пересмотр вещей может быть очень терапевтичным: с одной стороны, человек соприкасается с прошлым, вспоминает об ушедшем близком, грустит, а с другой — делает это здесь и сейчас, в полной связи с реальностью.
Это может стать одним из ритуалов прощания наряду с процедурой похорон, установкой памятника, поминками и многими другими ритуалами, принятыми в нашей культуре и в каждой отдельной семье. Такие ритуалы очень важны, просто необходимы при проживании горя. На каждом этапе они могут быть свои.
— В похоронах в России нет ничего эстетичного. Как вы думаете, усугубляет ли это горе?
— Эстетика — вещь относительная. Конечно, наши «лохматые» кладбища, особенно в маленьких городах, с покосившимися оградами, разномастными памятниками, между которыми порой нужно пробираться боком, вряд ли могут быть эталонами стиля. Но определенной эстетики и колорита они не лишены.
С детства помню цветаевское «кладбищенской земляники вкуснее и слаще нет». И для меня это и про поддержку, и про вечное, и про неспешные прогулки с разглядыванием фотографий, дат и эпитафий.
Традиции во многом зависят от семьи. Так, я замечала, что сейчас на похоронах все чаще говорят об умершем вместо того, чтобы безмолвно плакать. Еще у нас есть очень хорошая традиция поминок — это как раз то место, где произносят речи и вспоминают. Все эти обычаи и ритуалы, безусловно, помогают в проживании горя.
— Осложняет ли текущая новостная повестка личное горе?
— Если произошло личное горе и оно не связано с ситуацией в стране, скорее всего, оно уведет от новостной повестки. Но если в свое время этот человек не отгоревал положенное, новости, напротив, могут распаковать непрожитое горе. Сама же по себе новостная повестка, безусловно, дает много поводов для горевания.
Фраза о том, что жизнь никогда уже не будет прежней, как-то очень быстро перестала быть абстрактной. Нам предстоит проститься с нашей прежней жизнью, и каждому найдется, что оплакать из оставшегося там.
/news-and-anxiety/
5 советов, как читать новости и соцсети в тревожные времена
Не знаю, станет ли когда-нибудь то, что сейчас происходит в стране, поводом для совместного горевания. Но в том, что оно вплавится в наше общее коллективное бессознательное и останется там навечно, у меня нет никаких сомнений. Переосмысливать происходящее нам предстоит еще не одно поколение.
Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine.
«Первобытный страх»: почему нужно говорить о смерти
73 566
Познать себяОдиночествоЧеловек среди людей
- Фото
- Shutterstock/Fotodom.ru
«Не представляю, как вы будете писать об этом. Это так тяжело!» — сказала мне психотерапевт Инна Хамитова, когда мы встретились, чтобы поговорить о смерти и о том, как мы к ней относимся. И я почувствовала, как в ответ внутри меня что-то сжалось в комок. Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор, говорил Ларошфуко в книге «Максимы». Неудивительно, что редакционное задание пробудило сильную тревогу: я давно избегала не то что говорить, а даже думать о смерти, о неизлечимых болезнях, о катастрофах, повлекших человеческие жертвы.
Так поступают многие — в лучшем случае мы символически откупаемся от смерти, отправляя деньги на операцию тяжелобольному или на поддержку хосписа, и на этом закрываем для себя тему. Опрос Psychologies показал, что 57% из нас редко задумываются о ней. И даже самые отважные не свободны от страха. «От этой темной тени не избавиться ни одному из живущих», — пишет психотерапевт Ирвин Ялом в «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти». Но если она нас так страшит, то нужно ли о ней говорить?
Детские вопросыВ теме смерти немало парадоксов. Начало новой жизни — это одновременно и первый шаг на пути к концу. Сознание его неизбежности должно было бы лишать смысла нашу жизнь, и все-таки оно не мешает любить, мечтать, радоваться. Вопрос в том, как мы пытаемся разрешить для себя или хотя бы осмыслить эти противоречия. Чаще всего наша мысль пасует.
«У нас в запасе всегда есть несколько подходящих сентенций, которыми мы при случае готовы попотчевать других, — писал основатель аналитической терапии Карл Густав Юнг в „Проблемы души нашего времени“, — „Всякий когда-нибудь да умрет“, „Жизнь человеческая не вечна“». Пользуясь подходящим штампом, как спасательным кругом, мы живем так, как если бы были бессмертными.
Истоки нашего отношения к смерти лежат в детском опыте
«В самом раннем возрасте у ребенка нет представления ни о времени, ни о причинно-следственных связях и, естественно, нет страха смерти, — объясняет Инна Хамитова. — Но уже года в четыре он может понимать, что кто-то из близких умер. Хотя и не осознает, что это уход навсегда».
Очень важно, как в этот момент поведут себя родители, подчеркивает психотерапевт. Например, многие взрослые не берут детей на похороны, чтобы не испугать… и напрасно. На самом деле страшно как раз взрослым, и свой страх они невольно транслируют ребенку, приписывая ему свое отношение к смерти.
Точно так же действует на детей и замалчивание этой темы. Ребенок считывает послание: мы об этом не говорим, это слишком страшно. Так может возникнуть болезненное, невротическое отношение к смерти. И наоборот, если в семье соблюдают какие-то ритуалы, например вспоминают покойную бабушку в день ее рождения, это помогает детям справляться со страхом.
Поначалу дети боятся смерти родителей и других близких. О своей смертности ребенок тоже знает, но осознает ее уже позже — ближе к подростковому возрасту. «У подростков возникает повышенный интерес к смерти, — отмечает Инна Хамитова. — Для них это способ понять себя, почувствовать свои границы, ощутить себя живым. И в то же время способ переключить тревогу. Они как бы доказывают себе: я не боюсь, смерть — моя сестра».
С годами этот страх отступает перед основными жизненными задачами молодых взрослых людей: освоить профессию, создать семью. «Но три десятилетия спустя… разражается кризис среднего возраста, и страх смерти обрушивается на нас с новой силой, — напоминает Ирвин Ялом. — Достигая вершины жизни, мы смотрим на тропу перед собой и понимаем, что теперь эта тропа ведет не наверх, а вниз, к закату и исчезновению. С этой минуты беспокойство о смерти уже не покидает нас».
Смерть как арт-объектВ любом художественном музее мира неискушенного посетителя (особенно ребенка) поражает повсеместное присутствие мученичества, насилия, смерти. Чего стоит хотя бы многократно повторенная и неизменно пугающая голова Иоанна Крестителя на блюде.
Современное искусство тоже исследует вечный сюжет, заставляя в буквальном смысле примерить на себя процесс умирания. В Париже, в Лувре на Первом салоне смерти посетитель мог полежать в одном из экспонировавшихся гробов и подобрать себе подходящий экземпляр на будущее. В 2013 году в московском Манеже прошла выставка «Размышляя о смерти», за ней арт-проект «Мой самый важный чемодан», участникам которого было предложено собрать багаж для «последнего путешествия». Кто-то положил в него игрушки, кто-то — открытый ноутбук, манифест собственного сочинения…
Воображаемая смерть становится поводом задуматься о жизни, о ее главных ценностях. Арт-критики видят в этом новый тренд: попытку преодолеть табу на разговор о смерти. Хотя точней говорить лишь о современных формах этого преодоления — ведь искусство, наряду с религией, всегда предлагало нам взглянуть в лицо смерти и не отвести глаза. Оно «пробуждает в нас чувства, которые мы могли бы испытать в подобной ситуации, — говорит Инна Хамитова. — Для нас это способ прикоснуться к теме и прожить, переработать ее в безопасной форме».
- Фото
- Shutterstock/Fotodom.ru
«Сегодня только в маленьких городах или в деревне сохраняется традиция хоронить всем миром. Дети присутствуют на похоронах, слышат разговоры взрослых — тот умер, или этот скоро умрет, и воспринимают смерть как естественную вещь, часть вечного круговорота, — говорит юнгианский аналитик Станислав Раевский. — А в большом городе смерти как будто нет, она изгнана с глаз долой. Здесь уже не увидишь похороны во дворе, не услышишь похоронный оркестр, как это было еще 25–30 лет назад.
Мы близко видим смерть тогда, когда умирает кто-то из близких. То есть можем не сталкиваться с ней долгие годы. Интересно, что это компенсируется обилием смертей, которые мы видим по телевизору, не говоря уж о компьютерных играх, где у героя множество жизней. Но это выхолощенная, искусственная, сконструированная смерть, которая в наших фантазиях как будто подконтрольна нашей власти».
Вытесненный страх прорывается в том, как мы говорим
«Умираю — хочу спать», «ты меня в гроб вгонишь», «устала до смерти» — наша речь пересыпана упоминаниями о смерти, хотя при этом мы вовсе не имеем ее в виду. Зато «настоящая» смерть в нашем языке остается табу — мы предпочитаем говорить возвышенным слогом («ушел из жизни», «покинул этот мир», «окончил свои дни», «уснул вечным сном») или, наоборот, нарочито-пренебрежительно («отдал концы», «сыграл в ящик», «дал дуба») — лишь бы не называть вещи своими именами.
И все же иногда мы поневоле осознаем этот страх, говорит Инна Хамитова: «Похороны, серьезные болезни, несчастные случаи, любые расставания вновь возвращают нас к мыслям о смерти и связанным с ней страхам».
Чего мы боимся на самом деле?«На самом дне наших чувств по поводу смерти лежит чисто биологический страх, на уровне инстинкта, — признает Ирвин Ялом. — Это первобытный страх, и я тоже испытывал его. Словами его не выразить».
Но в отличие от других живых существ, человек знает, что когда-нибудь умрет. Отсюда следуют страхи более высокого порядка, и прежде всего — страх небытия (для верующих — инобытия), постичь которое мы не можем. Об этом «после» — монолог Гамлета: «Скончаться. Сном забыться. Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ. Какие сны в том смертном сне приснятся, Когда покров земного чувства снят?»
Путь в небытие тем страшнее, что каждому придется проделать его одному
Как говорит Ирвин Ялом: «В смерти человек всегда одинок, одинок более, чем когда-либо в жизни. Смерть не только отделяет нас от других, но и обрекает на вторую, более пугающую форму одиночества — на отделение от самого мира».
Наконец, с каждым из нас уходит и наш неповторимый внутренний мир, который существует только в нашем сознании. «Смерть личности, пожалуй, еще страшней, чем смерть физическая, — размышляет Инна Хамитова. — По сути, мы боимся исчезновения. Такова же природа страха немощи, тяжелой болезни или деменции, которые могут предшествовать смерти. Это страх перестать быть собой, утратить свою идентичность».
- Фото
- Shutterstock/Fotodom.ru
«Научаясь понимать смерть других людей, ее действие в них, ее действие в нас через переживание чужой смерти, мы сумеем глядеть в лицо смерти, в конечном итоге — встретить лицом к лицу собственную смерть — сначала как возможность, вернее неизбежность, но неизбежность часто как будто настолько далекую, что мы с ней не считаемся, — а затем и как самую реальность, грядущую на нас», — объясняет митрополит Антоний Сурожский в «Жизнь, болезнь, смерть».
И все-таки мы до самого конца боимся этого «лицом к лицу». За тысячелетия человечество придумало множество способов облегчать страдания, причиняемые этим страхом. Мощнейший из них — религия, дающая надежду на вечную жизнь, на воссоединение с теми, кого мы любили и потеряли, на воздаяние за праведную жизнь.
Впрочем, эта надежда рождает еще один страх — вечно расплачиваться за свои грехи
Мы пытаемся противостоять этому страху, символически обеспечивая свое бессмертие через детей или достижения. Формула «построить дом, посадить дерево, вырастить сына» закрепляет именно это стремление оставить след, не быть забытым, продолжить себя и за порогом смерти.
Хотя, казалось бы, какая нам разница, оставим мы след или нет, раз нас все равно не будет? «Весь вопрос, что мы считаем своим „Я“, — говорит Станислав Раевский. — Где мы проводим границу между собой и не-собой? Только ли это границы нашего тела? Мое „Я“ — только ли во внутреннем моем пространстве?»
Есть упражнение, которое помогает справиться со страхом смерти, продолжает юнгианский аналитик: «Нужно выйти, допустим, на улицу, оглянуться вокруг и сказать себе: „Вот эта машина — это я! Цветок — это я! Небо — это я!“ И так раз за разом тренируется понимание, что наше „Я“ — не только внутри, но и вовне. Да, внутреннее умирает, но внешнее-то остается…»
Эрос против ТанатосаСогласно психоанализу, в каждом из нас сосуществуют и противоборствуют влечение к жизни и влечение к смерти (кстати, открытие последнего принадлежит ученице Карла Густава Юнга россиянке Сабине Шпильрейн).
Инстинкты жизни, получившие название Эрос, выражаются в потребности к любви, созиданию, служат поддержанию жизненно важных процессов и обеспечивают размножение вида. Важнейшие среди них половые инстинкты (либидо) — пишет Фрейд в «По ту сторону принципа удовольствия».
И наоборот, инстинкты смерти, объединенные под названием Танатос, проявляются в агрессивных чувствах, разрушительных желаниях и действиях. Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными регуляторами поведения, как инстинкты жизни. «Цель всякой жизни — смерть», — писал он, имея в виду, что любой живой организм в итоге неизбежно возвращается в состояние неорганической материи. А жизненный путь человека — арена борьбы между Эросом и Танатосом. Впрочем, сам Фрейд называл это всего лишь гипотезой, и до сих пор она остается одним из спорных аспектов его учения.
- Фото
- Shutterstock/Fotodom.ru
Наши эксперты согласны в том, что страх смерти тем сильней, чем меньше человек сумел реализовать себя. «Пожилые люди, которые довольны прожитой жизнью и сознают, что сделали в ней все, что могли, намного спокойнее относятся к смерти, — отмечает Инна Хамитова. — И совсем иное, когда человек понимает, что прожил не свою жизнь, когда его одолевают сожаления об упущенных возможностях».
«О чем думает человек перед смертью? — продолжает Станислав Раевский. — О своих финансах, о своем автомобиле? О странах, которые хотел, но не успел посетить? Нет, гораздо больше его волнуют сущностные вопросы: а действительно ли я любил других людей? Думал ли о них? Простил ли своих врагов? Чем больше мы любим других, тем меньше наша привязанность к себе, тем менее болезненна для нас тема смерти. И как жалко, что эти вопросы возникают слишком поздно. А что, если начать задавать их себе лет за 40 до смертного часа?»
Впрочем, во многих странах есть такая возможность. В рамках проекта Before I Die на специальной грифельной доске все желающие дописывают фразу: «Прежде чем я умру, я хочу…» И разных желаний оказывается столько, сколько пишущих: выйти замуж, переплыть Ла-Манш, завести лысого кота, заняться сексом втроем…
Смерть, если о ней помнить, становится мерилом нашей жизни
Именно поэтому психологи предлагают своим клиентам представить, что им осталось жить недолго — скажем, год. Что бы они изменили в своей жизни? По сути, это размышление о своих ценностях, приоритетах, о смысле.
«Мы задумываемся о том, что пора заняться чем-то настоящим, тем, что мы всегда откладывали, к чему звала наша душа. Ощущение близости смерти заставляет нас развиваться и проживать свою жизнь более полно, интересно, глубоко, — говорит Станислав Раевский. — И наоборот, избегая мыслей о смерти, мы отсекаем от себя большую часть жизни».
Взглянуть страхам в лицоВзрослый человек пытается идти навстречу своему страху и разобраться в нем. Однако многие предпочитают вести себя как дети, отрицая свой страх, сбегая от него. «Но то, чего мы избегаем, все равно догонит нас. Если мы избегаем темы смерти, тревога будет только нарастать», — предупреждает Станислав Раевский. Она может проявляться в кошмарных снах или маскироваться под другую психологическую проблему. А у кого-то перерастает в ужас и отравляет существование.
Похоже, единственное, что имеет смысл, — взглянуть своему страху в лицо. Значит ли это, что мы от него избавимся? Нет, отвечает Ирвин Ялом: «Конфронтация со смертью всегда будет сопровождаться страхом. Такова цена самосознания». И все же игра стоит свеч: «Поняв условия человеческого существования, мы сможем не только сполна наслаждаться каждой минутой жизни и ценить уже сам факт своего бытия, но и относиться к себе и к другим людям с подлинным сочувствием».
Уйти из жизни, но остаться онлайн…Зачем нам нужны блоги и страницы умерших, видео похорон и анонсы кончин? Среди роликов, выложенных на YouTube, часто встречаются видеозаписи похорон. Причем не только известных людей, но и тех, кого знают лишь родные, друзья и коллеги. Откуда такой интерес к визуальной стороне смерти, зачем выставлять напоказ кадры расставания с ушедшими?
«Фотографии в этом случае представляют собой артефакт жизни, свидетельство того, что жизнь была и прожита до конца, — считает Вероника Нуркова. — Парадоксальным образом мертвого фотографируют для того, чтобы помнить его живым». Точно такое же впечатление — его хотят запомнить живым и продлить его существование — возникает от просмотра аккаунтов в соцсетях, которые кто-то из близких продолжает вести после смерти владельца.
«С одной стороны, трудно представить более органичную мемориальную площадку: по аналогии с тем, как реальные поминки принято проводить в доме покойного, местом его виртуального поминовения становится виртуальный „дом“, — рассуждает психолог. — С другой стороны, аккаунт мыслится как часть наследства, и близкие люди, знающие пароль к нему, считают себя вправе пользоваться законно полученным пространством. Наконец, есть случаи, когда кто-то поддерживает аккаунт умершего, чтобы создать иллюзию, будто жизнь покойного продолжается. Здесь уместно говорить о психологической защите за счет идентификации с умершим».
Впрочем, разработчики крупнейших соцсетей уже придумали для своих пользователей техническое бессмертие. Так, Twitter создал дополнение LivesOn, благодаря которому страничка умершего продолжает пополняться новыми сообщениями в стиле и с лексикой покойного. Практикуется и менее инфернальный способ сохранения памяти — мемориальные страницы, где можно опубликовать фото, воспоминания и артефакты об ушедшем.
Сеть создает новую жизнь после смерти. Поэтому даже у пронзительных дневников умирающих (и умерших) сотни перепостов и примиряют с неотвратимостью конца. Один из ярких примеров — блог канадца Дерека Миллера, в котором верхний пост начинается словами: «Ну вот и все. Я мертв, и это мой последний пост в блоге. Я попросил семью и друзей, чтобы они опубликовали это заранее составленное послание, что станет первым шагом по превращению действующего веб-сайта в архив».
Другой образец этого жанра — получившая известность в Сети «Последняя лекция» Рэнди Пауча. Наглядный, почти поминутный опыт осознания неизбежной смерти и достойного ухода из жизни сегодня востребован миллионами посетителей. Самым, пожалуй, шокирующим проектом следует признать интернет-тотализаторы вроде The DeathList. Здесь составляют списки тех, кто «должен» умереть в текущем году, а потом ведется подсчет правильно угаданных смертей.
«Это все равно что встать рано утром у окна и приказать солнцу взойти, — считает Вероника Нуркова. — Сайты такого типа — попытка почувствовать контроль над смертью. Примечательно, что в топ-листе все люди очень пожилые или больные: высокая вероятность прогноза дает его автору иллюзию могущества».
Клинический психолог, директор Центра системной семейной терапии (ЦССТ)
Личный сайт
Психолог, юнгианский аналитик, сопредседатель Московской ассоциации аналитической психологии (MAAP)
Личный сайт
Текст:Галина Черменская, Анастасия АскоченскаяИсточник фотографий:Shutterstock
Новое на сайте
Гендерное различие мирового масштаба: как мужчины и женщины выбирают работу
Темная триада: какие черты личности отличают опасных людей — проверьте близких
Бот вместо психотерапевта: научится ли искусственный интеллект лечить душу
«Мы не ожидали, что мир настолько жесток». Как не терять веру в людей и принимать происходящее
Назван лучший фильм в истории кино: зачем смотреть эту картину
«Муж каждые выходные выпивает до провалов в памяти. Я не хочу рушить наши общие планы, но неужели придется уйти?»
Как привести в порядок пищевые привычки: советы диетолога
5 французских способов повысить самооценку — попробуйте сами
практических шагов после смерти
практических шагов после смертиГлавная Судебная система » Представление себя » Главная » Практические шаги после смерти
|
|
Что мне делать после того, как кто-то умрет?
Время сразу после смерти близкого друга или любимого человека может быть ошеломляющим, особенно когда сталкиваешься с незнакомым набором задач. В первые дни после смерти человека основное внимание может быть сосредоточено на организации похорон и панихиде. Вскоре после этого вам нужно будет позаботиться о финансовых и юридических вопросах. Многим сложно со всем справиться самостоятельно. Вам следует попросить друзей и членов семьи о помощи и поддержке в это время.
Задачи, которые вам нужно будет выполнить, делятся на четыре области:
- Найдите важные документы
- Уведомить отдельных лиц
- Организация похорон
- Позаботьтесь о финансовых и юридических задачах, в том числе о завещании, если это необходимо
Вы можете посмотреть очень короткую презентацию о том, о чем следует думать сразу после смерти.
Вернуться к началу страницы
Какие документы следует искать после смерти человека?
Вы должны попытаться найти следующие документы как можно скорее после смерти человека, хотя возможно, что у человека может не быть ни одного из этих документов:
- Оригиналы документов по планированию недвижимости, включая завещание или траст.
- Полис или контракт на предоплаченные похороны или организацию погребения.
- Увольнительные документы, если погибший был ветераном.
- Свидетельство о браке для организации похорон или донорства органов, если умерший был вашим супругом.
Вернуться к началу страницы
Где я могу найти нужные мне документы?
Трудно найти документы, оставленные умершим человеком. Вы должны начать с поиска в доме человека, в том числе в картотеках, сейфах или даже в морозильной камере (которая защищает документы от огня). Вы также можете связаться с адвокатом человека, у которого могут быть оригиналы или копии некоторых документов человека. Вы можете выполнить поиск в Courtview, чтобы узнать, передал ли умерший свое завещание суду. Найдите номер обращения, оканчивающийся на «WI», например 1WR-13-22457WI (см. пример ). Хотя многие люди хранят важные документы в банковской ячейке, вы не сможете получить доступ к ячейке после смерти человека, если только у вас нет совместного вкладчика или если вы не назначены личным представителем имущества этого человека.
Вернуться к началу страницы
Кого я должен немедленно уведомить о смерти человека?
Вы должны как можно скорее сообщить о смерти человека следующим людям:
- Личный врач, больница или медицинская клиника, если необходимо принять меры для донорства тканей, органов или тела человека.
- Распорядитель похорон.
- Личный представитель, указанный в завещании.
- Опекун любых несовершеннолетних детей, указанных в завещании.
Вернуться к началу страницы
Как организовать похороны?
Вы должны сделать следующее:
- Просмотрите документы, которые человек мог оставить, чтобы выяснить, предпочитает ли человек кремацию или захоронение, были ли у человека какие-либо пожелания относительно его или ее останков (например, захоронение на кладбище в родном городе или развеивание праха) и какие предпочтения человек имел для панихиды.
- Просмотрите любой предоплаченный полис на похороны или погребение, которым владел человек.
- Позвоните в местное похоронное бюро. Если вы не знаете, какое похоронное бюро выбрать, попросите совета у друга, члена семьи или профессионального консультанта, поищите в Интернете информацию о местных похоронных бюро или просмотрите желтые страницы телефонной книги.
- Если человек, который умер, был ветераном, вы можете получить деньги или другие льготы, чтобы помочь с похоронами, захоронением и расходами. Вам следует обратиться за помощью к распорядителю похорон или связаться с Департаментом по делам ветеранов. Вам потребуется копия документов о выписке этого лица.
Вернуться к началу страницы
Что делать в похоронном бюро?
Принятие решений в похоронном бюро может быть трудным. Вы должны взять с собой кого-то для поддержки. Если вы являетесь супругом умершего человека, вам также следует принести копию свидетельства о браке. Вам нужно будет сделать следующие вещи:- Принять решение о кремации или захоронении.
- Определите время и место похоронной церемонии.
- Решите, что будет с останками человека, и примите меры для транспортировки после любой местной службы.
- Решите, примете ли вы цветы (если да, запланируйте после службы) или запросите пожертвования в благотворительную или другую организацию в память о человеке.
- Подготовьте некролог для публикации в местной газете и, при желании, в газете местного или родного города человека. Вам, вероятно, потребуется полное имя человека, возраст, место рождения и смерти, профессия, ученые степени, членство, военная служба, выдающаяся работа, хобби и интересы, ближайшие родственники, время и место службы, если таковые имеются, и есть ли поминальные подарки. заменяют цветы.
- Запросите достаточное количество заверенных копий свидетельства о смерти у распорядителя похорон для завещания, полисов страхования жизни и других подобных нужд (обычно 5-10).
Вернуться к началу страницы
Что еще я должен сделать для панихиды?
Вам потребуется:
- Выберите и уведомите тех, кто несет гроб, или других лиц, которые могут участвовать в церемонии.
- Перечислите и уведомите членов семьи, близких друзей, соседей, коллег и членов общественных организаций, в которых был активен умерший человек.
- Перечислите и уведомите дальних родственников и друзей.
- Выберите, хотите ли вы устроить частную церемонию или более масштабные похороны.
- Составьте список цветов, подарков, звонков, заметок и людей, которых нужно поблагодарить.
- Решите, пригласить ли других к себе домой или в другое место после панихиды.
- Приготовьте еду и питье.
- Принимать необходимые меры по дому, например, присматривать за детьми или принимать гостей в гостях у родственников.
Вернуться к началу страницы
Какие финансовые и юридические задачи я должен выполнить после службы?
После панихиды и похорон вам нужно будет заняться другими финансовыми и юридическими вопросами. Вот некоторые из вещей, которые вы можете сделать прямо сейчас, если это уместно:
- Ознакомьтесь с условиями завещания или доверительного управления.
- Встретьтесь с юристом по наследственным делам, чтобы задать вопросы и обсудить вопросы, связанные с наследственными делами, доверительным управлением или налогами.
- Обыскать дом или квартиру человека, чтобы идентифицировать и сохранить имущество в безопасности.
- Свяжитесь с почтовым отделением и договоритесь, чтобы вся почта пересылалась близкому родственнику, личному представителю или доверенному лицу человека. Сохраняйте и внимательно просматривайте всю почту, чтобы идентифицировать счета и имущество человека.
- Следите за тем, чтобы важные счета, такие как платежи по ипотеке, налоги и коммунальные услуги, продолжали оплачиваться, но не оплачивайте никакие другие счета, займы или долги, пока не разберетесь с кредиторами по недвижимости или не поговорите с адвокатом по наследственным делам.
- Откажитесь от ненужных услуг, таких как журналы, кабельное телевидение, Интернет, домашний телефон и сотовая связь. Держите необходимые услуги, такие как электричество, вода и мусор. Возможно, вам придется изменить учетные записи коммунальных услуг на имя поместья. Для этого вам нужно будет предъявить утилите заверенную копию писем.
- Пересмотрите и расторгните любую договоренность об аренде жилого помещения лица, например, квартиры или сдаваемого внаем дома.
- Обратитесь в медицинскую страховую компанию (или к работодателю) данного человека, чтобы прекратить его медицинское страхование или страхование по инвалидности. Продолжайте страховое покрытие для других в соответствии с полисом, если это необходимо.
- Свяжитесь с любым учреждением, от которого человек получил пособия, чтобы будущие выплаты были остановлены.
- Свяжитесь с Департаментом по делам ветеранов и Администрацией социального обеспечения и узнайте о пособиях в связи с потерей кормильца для супруга или несовершеннолетнего ребенка.
- Свяжитесь с Отделом дивидендов Постоянного фонда Аляски, если человек был резидентом Аляски, чтобы узнать, подавал ли он заявку на получение дивидендов Постоянного фонда. Подайте заявку на получение дивидендов от имени лица, если это необходимо.
- Подавайте заявки на получение пенсии или других пенсионных пособий и договаривайтесь о пролонгации до истечения срока. Поговорите с адвокатом по наследственным делам, дипломированным бухгалтером или финансовым учреждением, чтобы подтвердить сроки. См. раздел «Ресурсы по наследственным делам», чтобы найти юриста или бухгалтера.
- Уведомить ложи, братства и другие организации, членом которых был человек, а также школы или церковь, которые он посещал.
- Ведите список всех сумм, дат и описаний всех расходов. Сохраняйте чеки.
- Встретьтесь с сертифицированным бухгалтером или налоговым консультантом по поводу подачи налоговых деклараций умершего лица и его или ее имущества.
- Не принимайте и не передавайте имущество человека, не разобравшись предварительно с налогами и кредиторами или не посоветовавшись с адвокатом по наследственным делам.
Вернуться к началу страницы
Какие документы мне потребуются для выполнения заданий?
Вам может понадобиться один или несколько следующих документов:
- Аффидевит о взыскании личного имущества, P-110
- Право собственности на автомобиль и регистрационные документы
- Записи о банковских счетах
- Свидетельство о рождении
- Контракты
- Свидетельство о смерти
- Документы на недвижимое имущество
- Почетные грамоты при увольнении, если ветеран
- Страховые полисы
- Завещательные или административные письма
- Кредитные документы и графики
- Свидетельство о браке
- Недавние формы федерального подоходного налога и формы W-2
- Карточка социального обеспечения
- Биржевые сертификаты
- Передача акта о смерти на недвижимое имущество, если умершее лицо зарегистрировало акт до смерти
Вернуться к началу страницы
Как я могу передать собственность человека другим?
Завещание необходимо для передачи имущества умершего лица, если ему принадлежало имущество, которое автоматически не переходит к кому-либо другому. Если имущество соответствует определенным условиям, вы можете взыскать имущество без судебного разбирательства и избежать завещания. Если это так, вы можете использовать:
- Аффидевит о взыскании личного имущества, P-110
Вам следует просмотреть справочную информацию о завещании. Если завещание не требуется или если вы можете использовать аффидевит для сбора личного имущества, вам следует просмотреть раздел о передаче имущества. Если умершее лицо создало траст, вам следует просмотреть раздел о трастах и договориться о том, чтобы доверительный управляющий-преемник получил контроль над имуществом этого лица.
Вернуться к началу страницы
Чем занимается хранитель временного имущества?
Хранитель временного имущества — это лицо, которое берет на себя временный контроль над материальным личным имуществом умершего лица, чтобы сохранить его в безопасности. Материальная личная собственность означает имущество, такое как мебель, предметы домашнего обихода, одежда, драгоценности, произведения искусства, огнестрельное оружие, транспортные средства, оборудование, инструменты, семейные реликвии или фотографии. Сюда не входят наличные деньги, чеки или банковские счета.
Временный контроль над имуществом такого типа чаще всего происходит, когда умершее лицо оставило имущество на чьем-либо попечении, например, оставило содержимое своей квартиры в доме домовладельца. Если арендодатель передает имущество умершего временному хранителю имущества, арендодатель больше не несет никакой ответственности за имущество. Временный хранитель имущества должен обеспечивать сохранность имущества и передавать его личному представителю при его назначении или другому лицу, имеющему право на имущество.
Работа в качестве хранителя временного имущества не заменяет наследство и не дает хранителю временного имущества каких-либо прав собственности на имущество.
Вернуться к началу страницы
Как я могу действовать в качестве хранителя временного имущества?
Вы можете подписать аффидевит о передаче имущества временному хранителю, P-120 . Когда вы получаете материальное личное имущество умершего лица, вы также должны подготовить опись имущества, изъятого временным хранителем, P-121. . Вы должны следовать всем инструкциям в Аффидевите и Описи. Вы также можете попросить суд назначить вас временным хранителем имущества, подав заявление о назначении временным хранителем имущества в соответствии с AS 22.15.110(a)(33), P-130. . Если вас назначил суд, вы должны следовать указаниям суда.
Вернуться к началу страницы
Ред. 18 JДекабрь 2017 г. © Судебная система Аляски www.courts.alaska.gov Свяжитесь с нами | Вам необходимо скачать бесплатную копию Adobe Acrobat Reader для просмотра и печати документов с этим символом. Если вы используете программу чтения с экрана, обратитесь за поддержкой и информацию на веб-сайте Adobe Access. |
Свод законов — Раздел 44 — Глава 77
Раздел 44 — Здоровье
ГЛАВА 77
Закон о достойной смерти
РАЗДЕЛ 44-77-10. Краткое название.
Эту главу можно цитировать как Закон о достойной смерти.
ИСТОРИЯ: Закон 1986 г. № 341, раздел 1; Закон 1988 г. № 586.
РАЗДЕЛ 44-77-20. Определения.
В настоящей главе:
(1) «Декларант» означает лицо, подписавшее декларацию в соответствии с Разделами 44-77-40 и 44-77-50 в соответствии с более ранней, текущей или будущей редакцией настоящей главы или в соответствии с законодательством другого государства, если заявление, предусмотренное законом, выражает намерение, по существу такое же, как намерение заявления, предусмотренного статьей 44-77-40.
(2) «Процедуры поддержания жизни» означают любые медицинские процедуры или вмешательства, которые служат только для продления процесса умирания и при которых, по мнению лечащего врача, смерть наступит независимо от того, используются ли процедуры или нет. Процедуры поддержания жизни не включают введение лекарств или других методов лечения для обеспечения комфорта или облегчения боли. Декларант должен указать в декларации, следует ли рассматривать обеспечение питанием и гидратацией через медицинские или хирургически имплантированные трубки как процедуру поддержания жизни. В соответствии с законно оформленной декларацией, если декларант не дает указаний, парафируя соответствующие заявления, касающиеся питания и гидратации, будет обеспечено питание и гидратация, необходимые для комфортного ухода или облегчения боли.
(3) «Врач» означает лицо, имеющее лицензию на медицинскую практику.
(4) «Терминальное состояние» означает неизлечимое или необратимое состояние, которое, по разумному медицинскому заключению, может привести к смерти в течение разумно короткого периода времени, если не будут использованы процедуры жизнеобеспечения.
(5) «Активное лечение» означает стандарт разумной профессиональной помощи, которую врач может оказать пациенту при отсутствии декларации, включая, помимо прочего, госпитализацию и медикаментозное лечение.
(6) «Лицо» означает физическое лицо, товарищество, комитет, ассоциацию, корпорацию, больницу или другую организацию или группу.
(7) «Постоянная бессознательность» означает медицинский диагноз, соответствующий принятым стандартам медицинской практики, что человек находится в устойчивом вегетативном состоянии или каком-либо другом необратимом состоянии, при котором у человека отсутствует функционирование неокортекса, а только непроизвольные вегетативные или примитивные рефлекторные функции, контролируемые стволом головного мозга.
ИСТОРИЯ: Закон 1986 г. № 341, раздел 2; Закон 1988 года № 586; Закон 1991 г. № 149, раздел 2.
РАЗДЕЛ 44-77-30. Когда жизнеобеспечивающие процедуры могут быть приостановлены.
Если лицо в возрасте восемнадцати лет или старше принимает декларацию, которая по существу составлена в форме, предусмотренной в Разделе 44-77-50, независимо от того, составлена ли она до или после внесения поправки в форму, и которая на лицевой стороне оформлена должным образом , засвидетельствованное и удостоверенное в соответствии с разделом 44-77-40 или на его лицевой стороне, соответствует законодательству государства постоянного проживания декларанта на момент принятия декларации, если декларация, предусмотренная законом, выражает намерение, которое по существу совпадает с намерением заявления, предусмотренного в Разделе 44-77-40, и нынешнее состояние лица подтверждено как неизлечимое или находящееся в состоянии постоянного бессознательного состояния двумя врачами, которые лично осмотрели заявителя, один из которых является лечащим врачом заявителя, а другой — врачом, не являющимся лечащим врачом, то процедуры жизнеобеспечения могут быть приостановлены или отменены по указанию и под наблюдением лечащего врача. Сертификация, основанная на диагнозе постоянного бессознательного состояния, не может быть сделана до тех пор, пока заявитель не будет находиться без сознания в течение не менее девяноста дней подряд или в любое время, если у заявившего произошло массивное разрушение или атрофия коры головного мозга, о чем свидетельствуют нейродиагностические исследования или общий осмотр. головного мозга или какая-либо другая характеристика состояния заявителя позволяет с высокой степенью медицинской достоверности поставить диагноз постоянной потери сознания.
Все пациенты с опасными для жизни состояниями, которые диагностированы как неизлечимые или находящиеся в состоянии постоянного бессознательного состояния, должны получать активное лечение в течение как минимум шести часов после постановки диагноза, прежде чем врач сможет дать заключение.
ИСТОРИЯ: Закон 1986 г. № 341, раздел 3; Закон 1988 года № 586; 1991 Закон № 149, раздел 3.
РАЗДЕЛ 44-77-40. Срок действия декларации.
Декларация действительна:
(1), которая по существу выражает в форме, изложенной в Разделе 44-77-50, желание заявителя, чтобы никакие процедуры поддержания жизни не использовались для продления смерти, если его состояние неизлечимо или если он постоянно находится в бессознательном состоянии и заявляет, что заявителю известно, что декларация уполномочивает врача воздержаться или отменить процедуры по поддержанию жизни;
(2), датированный и подписанный заявителем в присутствии должностного лица, уполномоченного приносить присягу в соответствии с законодательством штата, в котором происходит подписание, и в присутствии двух свидетелей, одним из которых может быть уполномоченное должностное лицо. приносить присяги, которые заявляют в аффидевите, как указано в Разделе 44-77-50, что, в той мере, в какой они знают о своем статусе, они не связаны с заявителем кровными узами, браком или усыновлением, ни как супруг , прямой предок, потомок родителей декларанта или супруг любого из них, не несущий прямой финансовой ответственности за медицинское обслуживание лица, не имеющий права на часть имущества декларанта после его смерти по завещанию декларанта, то действующий или являющийся наследником по закону, и не являющийся бенефициаром полиса страхования жизни декларанта, и заявившие, что не более одного свидетеля является работником медицинского учреждения, в котором заявитель является пациентом, и что ни один свидетель s к декларации является лечащим врачом или работником лечащего врача либо лицом, имеющим право требования на часть имущества декларанта в связи с его смертью на момент оформления декларации;
(3), который, если заявитель является пациентом больницы или проживающим в учреждении сестринского ухода на момент подачи заявления, был засвидетельствован омбудсменом, назначенным омбудсменом штата, канцелярия губернатора, с омбудсменом, выступающим в качестве одного из двух свидетелей и обладающим той же квалификацией, что и свидетель, как это предусмотрено в этом разделе. Цель этого пункта состоит в том, чтобы признать, что некоторые пациенты в учреждениях сестринского ухода могут быть настолько изолированы от роли добровольного принятия решений в силу характера ухода за ними, что им требуется особая уверенность в том, что они способны умышленно и добровольно оформление декларации; и
(4), сопровождающие письменные показания под присягой подписаны двумя свидетелями и приведены к присяге по крайней мере одним из двух свидетелей в присутствии декларанта и друг друга, а также должностного лица, уполномоченного приносить присяги в соответствии с законами состояние, в котором происходит подписание. Свидетель заявления, который также является должностным лицом, уполномоченным приносить присягу в соответствии с законами этого штата, может нотариально заверить подпись другого свидетеля заявления в порядке, предусмотренном Разделом 44-77-50.
ИСТОРИЯ: Закон 1986 г. № 341, раздел 4; Закон 1988 года № 586; 1991 Закон № 149, Раздел 4.
РАЗДЕЛ 44-77-50. Форма декларации.
Декларация должна быть по существу в следующей форме, с процедурой и требованиями для аннулирования декларации, напечатанными либо жирным шрифтом, либо всеми заглавными буквами, причем символы в любом случае должны быть по крайней мере того же размера, что и в остальных декларации:
ШТАТ ЮЖНАЯ КАРОЛИНА ДЕКЛАРАЦИЯ ОКРУГ ________ ЖЕЛАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННАЯ СМЕРТЬ
Я, __________, декларант, достигший возраста восемнадцати лет, проживающий и постоянно проживающий в городе __________, графство __________, штат Южная Каролина, подаю настоящее заявление ___ дня __________ 19___ года.
Я умышленно и добровольно заявляю о своем желании, чтобы никакие поддерживающие жизнь процедуры не использовались для продления моей смерти, если мое состояние неизлечимо или если я нахожусь в состоянии постоянного бессознательного состояния, и я заявляю:
Если в любое время я состояние, признанное неизлечимым состоянием двумя врачами, которые лично осмотрели меня, один из которых является моим лечащим врачом, и врачи определили, что моя смерть может наступить в течение разумно короткого периода времени без использования процедур жизнеобеспечения или если врачи подтвердят, что я нахожусь в состоянии постоянного бессознательного состояния и что применение поддерживающих жизнь процедур послужит только для продления процесса умирания, я приказываю, чтобы процедуры были приостановлены или отменены, и чтобы мне было позволено умереть естественной смертью. только с приемом лекарств или выполнением любой медицинской процедуры, необходимой для обеспечения мне комфортного ухода.
ИНСТРУКЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ИСКУССТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ГИДРАТАЦИИ
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ОДНА ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ЗАЯВЛЕНИЙ
Если мое состояние является неизлечимым и может привести к смерти в течение разумно короткого времени,
__________ Я приказываю, чтобы питание и гидратация БЫЛИ ОБЕСПЕЧЕНЫ с помощью любых показанных с медицинской точки зрения средств , в том числе имплантированные медицинским или хирургическим путем трубки.
__________ Я приказываю, чтобы питание и гидратация НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЛИСЬ с помощью каких-либо показанных с медицинской точки зрения средств, включая медицинские или хирургические имплантированные трубки.
НАЧАЛЬНОЕ ОДНО ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ЗАЯВЛЕНИЙ
Если я нахожусь в стойком вегетативном состоянии или другом состоянии постоянной бессознательности,
__________ Я приказываю, чтобы питание и гидратация БЫЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ с помощью любых показанных с медицинской точки зрения средств, включая медицинские или хирургически имплантированные трубки.
__________ Я приказываю, чтобы питание и гидратация НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЛИСЬ с помощью каких-либо показанных с медицинской точки зрения средств, включая медицинские или хирургические имплантированные трубки.
В связи с отсутствием у меня возможности давать указания относительно использования процедур жизнеобеспечения, я намерен, чтобы моя семья, врачи и любое медицинское учреждение, в котором я могу находиться, соблюдали это Заявление как окончательное выражение мое законное право отказаться от медицинского или хирургического лечения, и я принимаю последствия отказа.
Мне известно, что эта Декларация разрешает врачу воздерживаться или отменять процедуры поддержания жизни. Я эмоционально и умственно компетентен, чтобы сделать это заявление.
НАЗНАЧЕНИЕ АГЕНТА (НЕОБЯЗАТЕЛЬНО)
1. Вы можете предоставить другому лицу право отозвать это заявление от вашего имени. Если вы хотите это сделать, пожалуйста, введите имя этого человека в поле ниже.
Имя агента с правом отзыва:_
Адрес:_
Номер телефона:_
2. Вы можете уполномочить другое лицо на принудительное исполнение этого заявления от вашего имени. Если вы хотите это сделать, пожалуйста, введите имя этого человека в поле ниже.
Имя агента, уполномоченного на принудительное исполнение:_
Адрес:_
Номер телефона:_
ПРОЦЕДУРЫ ОТЗЫВА
ДАННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТЗЫВАНО ЛЮБЫМ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СПОСОБОВ. ОДНАКО ОТЗЫВ НЕ ДЕЙСТВУЕТ, ПОКА О НОМ НЕ СООБЩЕНО ЛЕЧАЩЕМУ ВРАЧУ.
(1) ИСПРАВЛЕНИЕМ, РАЗРЫВОМ, УДАЛЕНИЕМ ИЛИ ИНЫМ ОБРАЗОМ УНИЧТОЖЕНИЕМ В ВЫРАЖЕНИИ ВАШЕГО НАМЕРЕНИЯ ОТКАЗАТЬ ВАМИ ИЛИ КАКИМ-ЛИБО ЛИЦОМ В ВАШЕМ ПРИСУТСТВИИ И ПО ВАШЕМУ УПРАВЛЕНИЮ. ОТЗЫВ ПУТЕМ УНИЧТОЖЕНИЯ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ ОТМЕНЯЕТ ВСЕ ИСХОДНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ;
(2) ПИСЬМЕННЫМ ОТЗЫВОМ, ПОДПИСАННЫМ ВАМИ И ДАТИВИРОВАННЫМ, ВЫРАЖАЮЩИМ НАМЕРЕНИЕ ОТЗЫВАТЬ;
(3) УСТНЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ СВОЕГО НАМЕРЕНИЯ ОТМЕНИТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ. УСТНЫЙ ОТЗЫВ, СООБЩЕННЫЙ ЛЕЧАЩЕМУ ВРАЧУ ЛИЦОМ, КРОМЕ ВАС, ДЕЙСТВУЕТ ТОЛЬКО ЕСЛИ:
(a) ЛИЦО ПРИСУТСТВУЕТ, КОГДА БЫЛ СДЕЛАН УСТНЫЙ ОТЗЫВ;
(b) ОТЗЫВ БЫЛ СООБЩЕН ВРАЧУ В РАЗУМНЫЕ СРОКИ;
(c) ВАШЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ИЛИ ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЛАЕТ ВРАЧ НЕВОЗМОЖНЫМ ПОДТВЕРДИТЬ ЧЕРЕЗ ПОСЛЕДУЮЩИЙ РАЗГОВОР С ВАМИ, ЧТО ОТМЕНА ПРОИЗОШЛА.
ДЛЯ ДЕЙСТВИЯ В КАЧЕСТВЕ ОТЗЫВА, УСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ДОЛЖНО УКАЗАНО НА ВАШЕ ЖЕЛАНИЕ, ЧТОБЫ ЗАЯВЛЕНИЕ НЕ БЫЛО ПРИМЕНЕНО В ДЕЙСТВИЕ ИЛИ БЫЛИ ПРИМЕНЕНЫ ПРОЦЕДУРЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНИ;
(4) ЕСЛИ ВЫ В МЕСТАХ ВЫШЕ УПОЛНОМОЧИЛИ АГЕНТА ОТЗЫВАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ, АГЕНТ МОЖЕТ ОТЗЫВАТЬ УСТНО ИЛИ В ПИСЬМЕННОМ ДОКУМЕНТЕ, ПОДПИСАННОМ И ДАТИРОВАННОМ. АГЕНТ МОЖЕТ ОТЗЫВАТЬ СОГЛАШЕНИЕ, ТОЛЬКО ЕСЛИ ВЫ НЕ КОМПЕТЕНТНЫ ДЛЯ ЭТОГО. АГЕНТ МОЖЕТ ОТЗЫВАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ ПОСТОЯННО ИЛИ ВРЕМЕННО.
(5) ЗАПОЛНЯЯ ВАМИ ДРУГОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПОЗЖЕ.
Подпись декларанта СОСТОЯНИЕ ________ АФИДЕВИТ ОКРУГ ________
Мы, __________ и __________, нижеподписавшиеся свидетели вышеизложенного Заявления, датированного ___ дня __________ 19___ г., по крайней мере один из нас, приняв надлежащую присягу, заявляем нижеподписавшемуся органу власти на основании нашей достоверной информации и убеждений , что Декларация была в этот день подписана заявителем как и его ЗАЯВЛЕНИЕ О ЖЕЛАНИИ ЕСТЕСТВЕННОЙ СМЕРТИ в нашем присутствии, и мы, по его просьбе и в его присутствии, и в присутствии друг друга, подписываемся нашими именами как свидетели в этот день. Декларант нам лично известен, и мы считаем его в здравом уме. Каждый из нас подтверждает, что он соответствует требованиям свидетеля настоящего Заявления в соответствии с положениями Закона Южной Каролины о достойной смерти в том смысле, что он не связан с заявителем кровными узами, браком или усыновлением, ни в качестве супруга, ни прямого предка, потомок родителей декларанта или супруга любого из них; не несет прямой финансовой ответственности за медицинское обслуживание заявителя; не имеет права на какую-либо часть имущества декларанта после его смерти, будь то по какому-либо завещанию или в качестве наследника по закону правопреемства; ни бенефициар полиса страхования жизни декларанта; ни лечащий врач заявителя; ни работник лечащего врача; ни лицо, у которого на данный момент есть претензии к наследственному имуществу декларанта. Не более одного из нас является сотрудником медицинского учреждения, в котором заявитель является пациентом. Если заявитель проживает в больнице или учреждении сестринского ухода на дату подписания настоящей декларации, по крайней мере один из нас является омбудсменом, назначенным омбудсменом штата при канцелярии губернатора.
____________________ Свидетель
____________________ Свидетель
Подписано передо мной __________, декларантом, и подписано и под присягой передо мной __________, свидетелями, ___ дня __________ 19___ года.
Подпись
Государственный нотариус для ____________________
Срок действия моей комиссии истекает: ____________
ПЕЧАТЬ
ИСТОРИЯ: 1986 г. Закон № 341, Раздел 5; Закон 1988 года № 586; Закон № 149 1991 года, раздел 5.
РАЗДЕЛ 44-77-65. Дополнение декларации по предшествующему или иностранному законодательству инструкциями по искусственному питанию и гидратации.
Декларант, декларация которого оформлена в соответствии с более ранними редакциями настоящей главы или в соответствии с законодательством другого государства, может дополнить эту декларацию оформлением документа, содержащего положения «Инструкций по искусственному питанию и гидратации», как это предусмотрено в Разделе 44-77-50, который должен быть подписан декларантом и заверен в соответствии с настоящей главой.
ИСТОРИЯ: 1991 г. Закон № 149, раздел 9.
РАЗДЕЛ 44-77-70. Недействительность декларации в период беременности заявительницы.
Если у заявительницы диагностирована беременность, декларация не действует в течение всей беременности заявительницы.
ИСТОРИЯ: Закон 1986 г. № 341, раздел 5B; Закон 1988 г. № 586.
РАЗДЕЛ 44-77-80. Отзыв декларации.
Декларация может быть отозвана:
(1) путем порчи, разрыва, уничтожения или иного уничтожения в знак выражения намерения декларанта отозвать декларанта декларантом или каким-либо лицом в присутствии и по указанию декларанта . Аннулирование путем уничтожения одного или нескольких исходных объявлений аннулирует все исходные объявления. Отзыв фактически не уничтоженных оригиналов деклараций вступает в силу только после сообщения лечащему врачу. Лечащий врач фиксирует в медицинской карте декларанта время и дату получения врачом уведомления об отзыве;
(2) письменным отзывом, подписанным и датированным декларантом, выражающим его намерение отозвать. Отзыв вступает в силу только после сообщения лечащему врачу. Лечащий врач фиксирует в медицинской карте заявителя дату и время получения врачом уведомления об отзыве в письменной форме;
(3) устным выражением декларантом своего намерения отозвать декларацию. Отзыв вступает в силу только после сообщения декларантом лечащему врачу. Однако устный отзыв, сделанный декларантом, вступает в силу после сообщения лечащему врачу лицом, не являющимся декларантом, если:
(a) лицо присутствовало при устном отзыве;
(b) об отзыве было сообщено врачу в разумные сроки;
(c) физическое или психическое состояние заявителя делает невозможным подтверждение врачом посредством последующей беседы с заявителем факта отзыва. Лечащий врач записывает в медицинской карте заявителя время, дату и место отзыва, а также время, дату и место, если они отличаются, когда врач получил уведомление об отзыве. Чтобы иметь силу в качестве отзыва, устное выражение ясно должно указывать на желание заявителя, чтобы заявление не приводилось в действие или чтобы были проведены процедуры поддержания жизни;
(4) посредством письменного, подписанного и датированного отзыва или путем устного отзыва назначенным лицом декларанта, имя и адрес которого указаны в заявлении, выражающим намерение назначенного лица окончательно или временно отозвать заявление. Отзыв вступает в силу только после сообщения уполномоченным лицом лечащему врачу. Лечащий врач записывает в медицинской карте заявителя время, дату и место отзыва, а также время, дату и место, если они отличаются, когда врач получил уведомление об отзыве. Уполномоченный может отозвать только в том случае, если декларант некомпетентен для этого.
(5) путем оформления декларантом последующей декларации.
ИСТОРИЯ: Закон 1986 г. № 341, раздел 6; Закон 1988 года № 586; Закон № 149 от 1991 г., раздел 6.
РАЗДЕЛ 44-77-85. Агент может быть назначен для осуществления декларации.
Заявитель может указать в заявлении, хочет ли он назначить агента, который будет действовать от его имени для обеспечения того, чтобы заявление вступило в силу, подав ходатайство в суд по общим делам о вынесении постановления, предписывающего поставщикам приостановить или отозвать лечение, как это предусмотрено в декларация. На полномочия лица, указанного в соответствии с настоящей статьей, не влияет последующее назначение опекуна или оформление декларантом бессрочной доверенности до или после оформления декларации. Если агент недоступен на разумных основаниях или не может или не желает обеспечить выполнение декларации, заинтересованное лицо может подать ходатайство в суд по общим делам о вынесении постановления, предписывающего поставщикам приостановить или отозвать лечение, как предусмотрено в декларации. Ничто в этом разделе не меняет самоисполняющийся характер декларации и не требует получения судебного постановления или других позитивных действий, чтобы сделать декларацию действительной или обеспечить ее исполнение. Этот раздел не применяется к заявлению, которое было отозвано в соответствии с Разделом 44-77-80.
ИСТОРИЯ: 1991 г. Закон № 149, раздел 1.
РАЗДЕЛ 44-77-90. Опора на декларацию; презумпция добросовестности; иммунитет от ответственности.
После подтверждения неизлечимого состояния или состояния постоянного бессознательного состояния любое лицо, полагающееся на декларацию, которая на первый взгляд кажется составленной в соответствии с положениями настоящей главы, о которой у него нет фактического уведомления об отзыве, и кто удерживает или отменяет или участвует в удержании или отмене процедур жизнеобеспечения в отношении неизлечимо больного или постоянно бессознательного пациента, подавшего декларацию, считается действующим добросовестно. Врач, который добросовестно удостоверяет, что состояние пациента является неизлечимым или что пациент постоянно находится без сознания, не подлежит ответственности только на основании удостоверения. Любое лицо, которое добросовестно и в соответствии с положениями настоящей главы участвует в удержании или отмене процедур жизнеобеспечения пациента, не подлежит уголовной или гражданско-правовой ответственности в связи с удержанием или отменой. Иммунитет от гражданско-правовой ответственности не распространяется на случаи, когда врач отклоняется от норм разумной медицинской помощи в связи с решением об отказе или отказе.
ИСТОРИЯ: Закон № 341 1986 г., раздел 7; Закон 1988 года № 586; 1991 Закон № 149, раздел 7.
РАЗДЕЛ 44-77-100. Замена добровольного врача или медицинского работника на нежелающего оформлять декларацию.
Врач или учреждение здравоохранения, решившие по какой-либо причине не участвовать в приостановлении или прекращении процедур жизнеобеспечения в соответствии с заявлением, составленным в соответствии с настоящей главой, должны предпринять разумные усилия, чтобы найти врача или учреждение здравоохранения, которые осуществят декларации и обязан перевести пациента к этому врачу или в учреждение. Неспособность врача оформить заявление о неизлечимом состоянии пациента представляет собой непрофессиональное поведение, если врач не предпринимает или отказывается предпринять разумные усилия для перевода пациента к другому врачу, который будет оформлять заявление. Если медсестра или другой работник лечебно-профилактического учреждения информирует врача или лечебно-профилактическое учреждение о том, что работник не желает участвовать в удержании или отмене процедур жизнеобеспечения у заявителя, врач или лечебно-профилактическое учреждение должны внести разумный попытка осуществить декларацию без участия работника.
ИСТОРИЯ: Закон 1986 г. № 341, раздел 8; Закон 1988 года № 586; Закон № 149 от 1991 г., раздел 10.
РАЗДЕЛ 44-77-110. Приведение в исполнение и доведение до конца заявления, не являющегося самоубийством.
Исполнение и подтверждение заявлений, сделанных в соответствии с Разделами 44-77-40 и 44-77-50, не является самоубийством ни с какой целью.
ИСТОРИЯ: Закон 1986 г. № 341, раздел 9; 1988 Закон № 586.
РАЗДЕЛ 44-77-120. Декларация в качестве условия страхования, получения лечения или помещения в больницу или дом престарелых.
Никто не может быть обязан подписать декларацию в соответствии с Разделами 44-77-40 и 44-77-50 в качестве условия для получения страховки по любому договору страхования или для получения любого медицинского лечения или в качестве условия для допуска к учреждение больницы или дома престарелых.
ИСТОРИЯ: Закон 1986 г. № 341, раздел 10; Закон 1988 г. № 586.
РАЗДЕЛ 44-77-130. Глава не должна толковаться как санкционирующая или одобряющая убийство из сострадания.
Ничто в этой главе не может быть истолковано как санкционирующее или одобряющее убийство из милосердия, или как разрешающее любое положительное или преднамеренное действие или бездействие, направленное на прекращение жизни, кроме разрешения естественного процесса смерти.
ИСТОРИЯ: Закон 1986 г. № 341, раздел 11; Закон 1988 г. № 586.
РАЗДЕЛ 44-77-140. отсутствие презумпции наличия намерения в связи с отсутствием заявления; другие законные права, не ущемленные.
Отсутствие заявления взрослого пациента не дает оснований для предположения о его намерении дать согласие или отказаться от поддерживающих жизнь процедур. Действие настоящей главы распространяется только на лиц, которые составили декларацию в соответствии с настоящей главой. Ничто в этой главе не ущемляет никаких других законных прав или юридической ответственности, которые лицо может нести за удержание или изъятие или обеспечение процедур поддержания жизни любым законным способом.
ИСТОРИЯ: Закон 1986 г. № 341, раздел 12; Закон 1988 года № 586; Закон 1991 года № 149, раздел 11; Закон № 23 от 1997 г., раздел 1.
РАЗДЕЛ 44-77-160. Штрафы.
(A) Если какое-либо лицо принуждает или обманным путем побуждает другое лицо подписать декларацию в соответствии с настоящей главой, фальсифицирует или подделывает декларацию или умышленно скрывает, аннулирует, стирает или уничтожает отзыв декларации, а декларант умирает как в результате отказа от лечения или отказа от лечения на основании заявления это лицо подлежит судебному преследованию в соответствии с уголовным законодательством этого государства.