Как общаться с психически больным человеком в семье: Ваши действия при общении с человеком, имеющим психические нарушения

Что такое стигма, стигматизация, самостигматизация и как ее избежать.

Стигма (stigma – лат.) означает «признак», «клеймо позора». В современном мире этот термин употребляют в значении «ярлык», «метка». Стереотипное представление о тех или иных явлениях  часто необходимо для определения того, к какой группе относится человек или явление. Стереотипы помогают тем, что обладают обобщенной частью информации о различных явлениях. Тем не менее, рядом со стереотипными представлениями всегда стоят мифы и предрассудки.

Представление о психических заболеваниях и душевнобольных уходит своими корнями еще к тем временам, когда больных не лечили, а содержали в приютах для буйных больных. С этим связано явление стигматизации – восприятием людей с психиатрическим диагнозом (любым!) в соответствии с представлением о «типичных» психически больных. Между тем, явление стигмы, или социального клейма, представляет большую проблему. В обществе психически больных с презрением называют «псих», «больной на голову», «дурак» и т. п., психиатрическую больницу называют «психушка», «дурдом».

Жить и иметь высокое качество жизни, возможность сохранения семьи и работы в таких условиях достаточно сложно. К сожалению, чаще всего к душевнобольным относятся, исходя из многочисленных предрассудков. Рассмотрим самые распространенные предрассудки, касающиеся психических заболеваний и больных.

1. Психически больные опасны, совершают преступлений больше, чем обычные люди. Такое представление раздуто различными видами  СМИ. Преступления, совершенные психически больными, подробно и долго смакуются на экранах телевизора и в газетах. Кроме того, в случаях совершения тяжелых преступлений, все окружающие тут же задаются вопросом «А не страдает ли преступник психическим расстройством?». В нашем обществе принято объединять понятия «преступление» и «психическое заболевание».   

Во многих случаях к психически больным общество относится как к людям непредсказуемым, вызывающим настороженность, опасность, ненадежность и бесполезность. Их считают людьми, которые не могут отвечать за себя, иметь свободу мнения и действий. В итоге общество ставит собственную безопасность выше личной свободы и прав больного. Это приводит к стремлению ограничить больных в их правах и дистанцироваться от них.

В реальности — большинство психически больных не представляют опасности для себя и окружающих. Если больной до начала заболевания не имел склонности к агрессии, то и во время болезненного состояния маловероятно, что он ее применит. Число преступлений среди психически больных в процентном соотношении одинаковое с таковым в общей популяции населения. Среди душевнобольных есть много замечательных, добрых и интересных людей, многих из которых можно назвать настоящими личностями.

2. К стигматизации также приводит негативное отношение к психиатрии в целом. Это относится не только к психически больным, но и к психиатрическому лечению, и к врачам-психиатрам. В советские годы нередко свободомыслие приводило в психиатрическую клинику, а отсутствие закона, регулирующего права пациентов, привело к появлению мифа о «карательной психиатрии». Образ врача-психиатра нередко искажен в представлении многих людей — идеализирован, наделен чуть ли не магическими способностями, либо, наоборот, выставлен в отрицательных красках – как человека, который видит во всех окружающих  больных, пытается «залечить». В СМИ врачи-психиатры часто выступают в роли экспертов, что также вносит свой вклад о появлении стереотипных представлений о врачах-психиатрах и о психиатрии в целом.

Сюда же относится и миф о психотропных препаратах – «Психотропные препараты вредны, «зомбируют», подавляют его волю, вызывают зависимость». Подавляющее большинство психотропных препаратов зависимости не вызывает, исключение составляют транквилизаторы, назначаемые кратковременными курсами. В то же время у препаратов имеются неприятные побочные эффекты, которые поддаются коррекции. Современные препараты имеют меньше побочных эффектов, и они менее выражены.

3. В любом обществе существуют индивидуумы, которые активно, агрессивно, вплоть до жестокости, не принимают тот факт, что психически больные люди имеют одинаковые права на жизнь вместе с другими гражданами. По их представлению психически больные люди, абсолютно все и не зависимо от диагноза, наделяются следующими качествами: низкий интеллект, отрицательные черты характера, тенденция к дегенерации. Такое отношение приводит к стремлению к  любым репрессивным действиям. Пример такого отношения – Адольф Гитлер, который в годы войны, как в Германии, так и в других странах, уничтожил сотни тысяч психически больных.

4.  Шизофрения неизлечима. Больные шизофренией должны всю жизнь проводить в больнице. Такое представление также берет начало со времен отсутствия лекарственной терапии. В то время больные действительно большую часть жизни проводили в больнице.

В реальности — в настоящее время медикаментозное лечение может существенно улучшить состояние психически больного и предотвратить ухудшение состояния в дальнейшем. Все мероприятия по борьбе с психическим расстройством (лекарственная терапия, психотерапия и социальная реабилитация)  нацелены на то, чтобы заболевший не попадал бы повторно в стационар. Это, в свою очередь, направлено на то, чтобы больной не выпадал из общества, из семьи и трудового коллектива, сохраняя при этом достаточное качество жизни. В настоящее время больных, страдающих тяжелыми формами психических расстройств и проводящих большое количество времени в стационаре, примерно 5 % от общего числа психически больных.

5. Психические заболевания – чаще это результат безволия, слабого характера, признак таланта, пробуждения особых способностей, наказание за грехи. Неоднократно все мы слышали высказывания примерно такого содержания: «Вперед, на уборку картошки! И никакой болезни не останется!», «Достаточно просто взять себя в руки», «Все гении – сумасшедшие!» и т.п. В данной ситуации отрицается сам факт биологической природы заболевания. На больного невольно накладывается вина и ответственность за собственную болезнь, и контроль над ее симптомами.

В реальности — психические заболевания, как и соматические (сахарный диабет, бронхиальная астма, язвенная болезнь и др. ), имеют биологические причины и не могут быть преодолены волевым усилием. Сложно себе представить, что физический труд вылечит сахарный диабет или язвенную болезнь, а призыв взять себя в руки сделает глухого слышащим.

В жизни каждого человека нет никакой гарантии, что он никогда не заболеет психическим расстройством. Между тем, у каждого человека есть свое представление о психических заболеваниях. И, заболев, человек начинает относиться к себе, исходя из прошлого опыта отношений. Т.е., проще говоря, как он относился к психически больным, так он и будет относиться к себе, имея психическое расстройство, и многие его проблемы будут вытекать из явления под названием «самостигматизация».

Человек с психическим расстройством замечает, что его возможности снижаются. Меняется его самооценка: он чувствует себя в каком-то отношении «хуже» окружающих. Перед больным возникает вопрос: болезнь снизила его компетентность лишь по сравнению с конкретными людьми (или относительно его самого до болезни) или он перестал соответствовать нормам общества в целом? От ответа на этот вопрос зависит, будет ли больной по-прежнему считать себя представителем «нормального», «здорового» общества, пусть и в другой роли, или встанет на позицию изгоя.

Какие существуют формы самостигматизации? Перечислим ниже:

1. Пациенты этой группы, переживая чувство вины за свою болезнь, начинают преувеличивать свою несостоятельность и постепенно снижают требования к себе. Жизнь таких пациентов начинает протекать под девизом: «Нужно себя беречь, ведь я же тяжелобольной!» либо «Буду бороться с болезнью до конца!». Пациент безо всяких на то оснований оставляет трудовую деятельность или обучение, начинает вести образ жизни с минимальными энергозатратами. В выраженных случаях его общение сводится к минимальному кругу помогающих родственников. «Оздоровительные мероприятия» занимают все его время, не оставляя места ни на что другое. Чувство вины вытесняется таким патологическим «смыслом жизни», как борьба с болезнью, что помогает больному чувствовать себя нормальным членом общества.

2. Пациенты этой группы отличаются тем, что из-за непереносимости для них осознания своего заболевания, они начинают преуменьшать тяжесть своих симптомов и состояния в целом. Подчеркивая то, что им «до психического заболевания далеко», они противопоставляют себя другим пациентам: «я совершенно здоров по сравнению с этими психами!». Такие пациенты заняты стигматизацией других пациентов. Они крайне неохотно посещают лечебное учреждение, приходят на прием к врачу, а если и посещают отделения дневного пребывания, то скорее под предлогом  того, чтобы «помочь другим» и т.п.

3. Пациенты этой группы приходят к убежденности в том, что среди здоровых им места нет, что их место – в среде психически больных. Образ психически больных индивидуален у каждого пациента, зависит от собственного склада личности и проблем. Пациент представляет других пациентов такими, каков он сам,  с точно такими же проблемами. В таком обществе ему не так одиноко. В последующем, все свои неудачи и промахи такой пациент связывает со своей болезнью и вытекающей из нее несостоятельностью. Например, пациент может считать, что ему невозможно познакомиться с женщиной для близких отношений (найти работу, научиться пользоваться компьютером, самостоятельно проживать и т. п.), т.к. он – психически больной. Все эмоциональные реакции окружающих такие пациенты также принимают на свой счет и объясняют тем, что «к психически больным плохо относятся». Реальные причины неудач или недоброжелательного отношения упускаются из виду, не анализируются.

К сожалению, второй и третьей формам самостигматизации нередко  способствуют лечение в психиатрических больницах и диспансерах. Происходит это, потому что учреждения обладают полномочиями накладывать социальные ограничения, связанные с болезнью. А это, в свою очередь, легализует «стигму».

Сочетания определенных черт характера и проявлений болезни формируют особые комбинации описанных компонентов, создавая типы самостигматизации.

В каждом из них можно обнаружить в явном или скрытом виде обвинение и оправдание, которые могут быть направлены как на себя, так и на других людей.

I. У лиц, заболевание которых протекало в виде отчетливых обострений, перемежавшихся значительным улучшением состояния, чаще всего наблюдались два противоположных типа самостигматизации.

1. Замкнутые, неуверенные в себе люди в состоянии обострения заболевания оправдывали свою несостоятельность болезнью. В ремиссии они считали себя «типичными» психически больными. На этом основании больные необоснованно снижали требования к себе, а недостаточно позитивное, по их мнению, отношение окружающих считали предвзятым и несправедливым.

2.      Общительные и жизнерадостные люди, напротив, в обострении оказались склонны объяснять свои проблемы предвзятым отношением окружающих. В ремиссии же они оправдывают проявлениями болезни свою иждивенческую позицию.                                                                

II. У лиц с длительными и выраженными проявлениями болезни.

1.      Больные со сниженной самооценкой и склонностью к подозрительности принимали собственные негативные чувства к окружающим за предвзятое отношение окружающих к ним, как к обладателям психиатрического диагноза.

2. Больные шизофренией со сниженным настроением и ярким чувством измененности своей психики испытывали вину перед окружающими за свою болезнь и считали, что люди их обвиняют в том, что они больны. Таким же они считали отношение окружающих и к психически больным в целом.

3. Недавно заболевшие люди пожилого возраста были вынуждены менять представление о себе. В период разрушения существовавшей до болезни самооценки и формирования новой такие люди оказывались между двух социумов: они уже не относили себя к здоровым людям, но еще не отождествлялись с больными. Четкое представление о нормах, которым они должны соответствовать, также временно отсутствовало. Результатом такой самостигматизации являлась сосредоточенность на болезни, не обязательно тяжелой, неуверенность в себе.

4. Активные, жизнерадостные, уверенные в себе люди в периоды плохого самочувствия склонны обвинять окружающих в негативном отношении к себе как к психически больным.

Можно заметить, что людям данной группы свойственна оппозиция по отношению к окружающим. 

III.  Больные относят себя к определенному сообществу, воспринимая его как источник поддержки.

Как правило, люди с такими типами самостигматизации отличаются от остальных общительностью, эмоциональностью, высокой потребностью быть в центре внимания. Их расстройства, как правило, в виде тревоги и депрессии, неглубоки. Три приведенных ниже типа самостигматизации отражают противоположную позицию описанным выше двум группам.

1. Больные с длительными состояниями подавленности и вины относили себя к социуму психически больных.

2. Люди в тревожном и длительном астеническом состоянии склонны относить себя к здоровым людям и дистанцироваться от психически больных.

3. Больные, демонстративный склад характера которых, достигает патологической дисгармонии, связывают с заболеванием лишь те проблемы, в решении которых они Опасность самостигматизации состоит в том,она маскирует от больного его истинную проблему, направляя его усилия по ложному пути. Поэтому для достижения наибольшего успеха в преодолении болезни и выстраивании полноценной жизни, необходим процесс, который называется дестигматизация. Основная цель больного в этом процессе — осознать себя как личность, от болезни не зависящую. Психическая болезнь является серьезной проблемой, она может причинять много тягостных переживаний и нередко диктует свои условия жизни. Но — именно условия, а не цели и ценности, личность характеризующие.

Процесс дестигматизации имеет несколько этапов:

Начальный этап — осознание того, что и при наличии болезни личность человека продолжает существовать. Нередкой ошибкой пациентов является установка-ожидание: вот вылечусь — заживу…Важно понять: живу уже сейчас, каждый день, каждую минуту. Лечение — не цель, а условие, облегчающее состояние, дающее возможность жить, наполняя жизнь своим, желаемым содержанием.

Этап принятия себя  — осознание пациентом того, какая он личность, принятие своей системы ценностей. Это определяет направление будущих изменений. На этом этапе больной осознает границы своей личности, иными словами, учится различать, где сфера его влияния, а где — нет.

Это очень важный и трудный этап, в значительной мере определяющий будущее. Пациент может осознать, что роль беспомощной жертвы гарантирует ему в его представлении безопасность, ограждая от ответственности за самого себя. Осознав это, пациент делает выбор: принять на себя ответственность за свои проявления и жить по возможности полной жизнью или продолжать придерживаться роли «больного».

Финальный этап — осмысление пациентом роли и места болезни в его жизни, что открывает возможности его преобразования, адаптации и реабилитации. Больной в этот период может уже отделять себя и болезнь, учится управлять процессом своей жизни.

Проблема самостигматизации оказывает влияние на то, что у больного растет чувство вины перед родственниками и близкими за все проблемы, которые болезнь привнесла в их жизнь. Если больной знает, что у его родственников достаточно сил и ресурсов для того, чтобы справиться с этой психологической ношей, что у них тоже есть своя жизнь и интересы, то чувство вины может постепенно исчезнуть.  

Семья несет тройное бремя стигмы, к нему относится то, что:

·         Все члены семьи вольно или невольно переживают предвзятое отношение к ним со стороны окружающих.

·         Семья исполняет роль посредника между больным родственником и обществом.

·         Члены семьи также подвержены самостигматизации, испытывают чувство вины за «переданную наследственность», «неправильное воспитание или обращение с больным», «создание неподходящих условий».

Развитию самостигматизации членов семьи также способствуют чувство вины перед больным из-за беспомощности перед его болезнью, затрудненного контакта с ним, частыми обвинениями в их адрес со стороны больного и необходимостью создавать определенные условия для его жизни (а это не всегда возможно или невозможно в полной мере). Какие же наиболее распространенные реакции на эти переживания бывают у членов семьи? К таким реакциям относятся:

— Дистанцирование от больного: происходит полное игнорирование его, как личности со своими потребностями и желаниями. Это, в свою очередь, ведет к непониманию друг друга, неправильному реагированию на поведение больного родственника. И это вновь увеличивает чувство вины, образуя порочный круг.

— Гиперопека: с больного снимается практически вся ответственность за поступки и действия, в каком бы состоянии они не происходили. За больного начинают решать все его проблемы, тем самым постепенно делая его все беспомощнее перед жизненными реалиями.

— Неприязнь к родственнику: в адрес больного сыплются постоянные критические замечания и Родственники, если желают помочь своему близкому, должны за болезнью видеть личность, его стремления и желания, признавать его право на собственную жизнь. Не стоит требовать от него невозможного. Имеет смысл признавать и подчеркивать его возможности и личностные ресурсы, помогать ему их использовать самостоятельно.

Для того, чтобы избавиться от самостигматизации, как больным, так и их родственникам, необходимо повышать свой уровень информированности в области современной психиатрии, искать союзников для совместного решения своих проблем. Не нужно бояться говорить о психическом заболевании, т.к. в большинстве своем люди добры и отзывчивы, и, узнав о ваших проблемах, вам могут оказать дополнительную помощь. Не нужно погружаться полностью в мысли о том, что вы —  самые несчастные на свете, вы не являетесь исключением. На свете много семей, в которых есть психически больные. Логичнее заниматься обменом опытом, взаимовыручкой и помощью друг другу, направленными на преодоление возникших проблем.

Врач психиатр-нарколог                                                                    Е. В. Сховко

 

что может помочь семье в преодолении болезни (в сокращении), (окончание…) » ГБУЗ РБ Стерлитамакская психиатрическая больница

Т.А. Солохина, Л.C. Шевченко
Лекция 1.
Семья и психическое расстройство:
 что может помочь семье в преодолении болезни (в сокращении), (окончание…)

Помощь в преодолении болезни

   До сих пор многие семьи, как и значительная часть специалистов в сфере психического здоровья, считают медикаментозное лечение основой ведения больных шизофренией и другими серьезными психическими заболеваниями. Поэтому и в той, и другой сфере широко распространено мнение, что решение проблемы заключается в правильном подборе лекарств. Однако современный подход к лечению психических и поведенческих расстройств предполагает сбалансированное сочетание трех его основных компонентов: фармакотерапии (лекарственными средствами), психотерапии и психосоциальной реабилитации. Об особенностях каждого из них подробно будет говориться в других лекциях. А здесь мы остановимся лишь на их определении.

   Фармакотерапия психических расстройств определяется применением в основном трех классов психотропных препаратов, действие которых направлено на ослабление симптомов болезни. К таким препаратам относятся нейролептики (антипсихотики), которые влияют на психотические симптомы, антидепрессанты, используемые при депрессиях, и транквилизаторы, которые чаще всего применяются при наличии тревожных состояний. Еще раз подчеркнем: эти лекарственные средства ориентированы не на устранение причины болезни, а на ослабление ее симптомов или предотвращение рецидивов.

   Психотерапия относится к вмешательствам, направленным на изменение поведения, настроения, эмоциональных реакций с ю вербальных (словесных) и невербальных психологических средств.

Психосоциальная реабилитация — это комплекс мер, который дает возможность людям с ослабленным психическим здоровьем или инвалидам по причине психических расстройств достичь оптимального уровня независимого функционирования в обществе.

   Объем каждой составляющей терапевтического процесса (фармакотерапии, психотерапии, психосоциальной реабилитации) зависит не только от основного диагноза, но также от стадии болезни, возраста пациента, условий его жизни. Это значит, что лечение должно макси¬мально соответствовать индивидуальным потребностям пациента в определенный период времени. Однако даже идеально подобранная схема лечения не всегда обеспечивает хорошие результаты.

   Наилучший результат достижим, когда пациент и его ближайшее окружение являются не пассивными участниками сложного процесса исцеления, а активными партнерами при оказании помощи наряду с профессионалами.

   Условиями формирования партнерских отношений считаются:

•наличие у пациента и его ближайшего окружения знаний о природе психических заболеваний и их лечении, стиле общения и поведения в семье;

•навыки решения специфичных для определенных заболеваний проблем;

•владение способами контроля симптомов болезни.

   В большинстве семей такие знания и навыки минимальны, и нереально требовать их приобретения самостоятельным путем. Родственники больных должны иметь доступ к необходимой информации, а также возможность общаться друг с другом для обмена опытом, отражающим их удачи и поражения, а также для разработки способов решения наиболее частых проблем.

Доказана эффективность следующих форм работы с семьями:

•психиатрического просвещения;

•групп поддержки.

   Психиатрическое просвещение как форма информационной и социально-психологической поддержки родственников больных и самих пациентов стало активно внедряться и в нашей стране.

В ряде зарубежных государств образовательный подход при оказании помощи семье применяется уже не одно десятилетие. Результаты научных ис-следований доказали, что психиатрическое просвещение служит основой:

•раннего обращения за ю при обострении болезни;

•профилактики обострений и повторных госпитализаций;

•понимания душевного мира больного человека.

   В основе образовательного подхода лежит убеждение в положительном влиянии семьи на процесс выздоровления родственника. Однако еще в 50-е годы XX века среди врачей бытовало представление о семье как об одной из главных причин психического расстройства вследствие неправильного отношения ее членов к больному. Терапевтическое воздействие состояло в том, чтобы с ю определенных приемов изменить поведение членов семьи и тем самым избавить пациента от заболевания. Такой подход оказался «провальным», поскольку родственники не соглашались с тем, что причастны к болезни, а пациенты все равно не могли избавиться от ее симптомов.

   При всем том, что природа психических заболеваний остается до конца неясной, развитие биологической психиатрии изменило представления об их возникновении. Это побудило пересмотреть взгляд на роль семьи в ее возникновении и начать проведение образовательных программ по психиатрии, обучать правильному общению с пациентом, убеждать родственников в том, что их отношение к больному, знание природы заболевания, долговременное участие в лечении могут способствовать выздоровлению. Иными словами, был признан огромный вклад помощи родственников в лечение больного члена семьи. Результаты многих исследований доказывают, что психиатрическое просвещение способствует снижению частоты рецидивов заболевания.

Бывает, конечно, и так, что родственники больных воспринимают обучение как попытку переложить всю ответственность за лечение на их плечи. Это неверно, поскольку обучение облегчает близким пациенту людям взаимодействие и с ним, и с профессионалами.

   Результаты опроса членов семей психически больных, участвовавших в программе психиатрического просвещения, показывают, что практически все используют знания, полученные на занятиях, особенно касающихся симптомов болезни, навыков общения с больным человеком, приемов снижения собственного стресса. Многие родственники стали более оптимистично смотреть в будущее, некоторые отметили, что благодаря занятиям у них улучшились отношения с медицинским персоналом, снизилось эмоциональное напряжение в семье, они меньше ощущают одиночество.

   Приведем несколько отзывов родителей — участников программы семейного психиатрического просвещения.

«Я уже несколько месяцев являюсь участницей образовательной программы по психиатрии и поняла, что чувства, которые испытывала, были нормальной реакцией на болезнь дочери: я очень опасалась, не больна ли сама. Теперь мне есть с кем поговорить, меня понимают, я не чувствую такого одиночества, как раньше. И самое главное, что каждый раз, когда прихожу на занятие, узнаю что-то важное и новое для себя».

(И.Г., 62 года).

«Соседи не понимают меня и боятся моего сына. Теперь я иногда рассказываю им о психиатрии, о том, как к таким, как мой больной сын, относятся в Англии. Они удивляются и даже однажды, когда мой сын в очередной раз заболел, спросили, чем мне помочь».

(Т.С., 52 года).

«Я пользуюсь советами. Как мне казалось раньше, ничто не ме¬няется в болезни моей жены. А сейчас, оглядываясь назад, как меня научили, сравниваю, что было раньше и что сейчас, вижу улучшения —маленькие, но они есть».

(П.Г., 48 лет).

   Группы поддержки и общественные организации — эффективная форма социально-психологической и информационной поддержки семей психически больных, оказания помощи себе и близким.

Число таких групп и общественных (неправительственных) организаций в развитых странах исчисляется тысячами. В России общественное движение в психиатрии еще только набирает силу, но уже и сейчас, как уже говорилось, накоплен значительный положительный опыт. 

   На протяжении нескольких последних лет авторы книги не только анализировали деятельность ряда общественных организаций и групп взаимопомощи, функционирующих в Москве, но и сами явились инициаторами создания такой общественной организации и можем с полной уверенностью подтвердить их огромную роль в социально-психологической поддержке семей с особыми потребностями.

Встречи семей, объединенных одной проблемой, бесценны в облегчении бремени страдания, связанного с тяжелым психическим заболеванием близкого человека.

   Работа групп поддержки и общественных организаций, созданных родственниками больных, направлена не только на их психиатрическое образование, но также на защиту интересов самих пациентов и их семей. Специалисты могут понять семьи и помогать им, но такого целительного эффекта, какой дает взаимопонимание семей, обсуждение в них своих проблем, профессионалам достичь сложно. Доказательством может служить высказывание матери больного сына, посещающей группу поддержки.

«Мне потребовалось 20 лет, прежде чем я смогла поговорить с кем-то помимо участкового психиатра, и открыто сказать, что мой сын болен шизофренией»

(Е.П., 65 лет).

Заканчивая вступительную лекцию, мы считаем необходимым дать родственникам больных рекомендации, разработанные ведущими специалистами в области психиатрического просвещения семей.

Рекомендации членам семьи

1.Не нужно торопиться. Процесс восстановления здоровья может быть длительным. Очень важно больше отдыхать. Все со временем встанет на свои места.

2.Сохраняйте спокойствие. Проявление чрезмерного энтузиазма – реакция нормальная. Постарайтесь его умерить. Проявление несогласия тоже нормально. Постарайтесь и к этому отнестись спокойно.

3.Давайте отдых друг другу: передышка нужна каждому. Вам что- то надоело — это нормально. Нормально также иногда сказать «нет».

4.Установите ограничения. Каждый должен знать правила. Несколько простых правил могут все расставить на свои места.

5.Не думайте о том, чего Вы не можете изменить. Кое-что нужно оставить, как есть. Обращайте внимание на проявления жестокости.

6.Изъясняйтесь проще. Говорите то, что намеривались сказать, ясно, спокойно, уверенно.

7.Следуйте предписаниям врача. Необходимо принимать лекарства так, как назначил врач, и только те, которые он назначил.

8.Выполняйте свои дела, как обычно. Восстановите обычный порядок работ по дому. Поддерживайте связь со своей семьей и с друзьями.

9.Никаких наркотиков и алкогольных напитков: они усугубляют симптомы болезни.

10.Обращайте внимание на любые изменения самочувствия близкого, фиксируйте их. Консультируйтесь с лечащим врачом.

11.Решайтепроблемы шаг за шагом. Вносите изменения постепенно. Работайте над чем-либо одним.

12.Временноснизьте ожидания. Используйте собственные характеристики и впечатления о состоянии близкого. Сравнивайте результаты текущего и предыдущего месяцев.

   Эти простые рекомендации фактически являются моделями поведения с пациентом. Важно, что в них учтены биологические, психологические и социальные компоненты психического заболевания. Они помогают в поддержании спокойной атмосферы в семье, направлены на снижение стресса у ее членов и способствуют профилактике рецидива болезни. Усваивая приводимый ниже материал. Вы ознакомитесь и с другими рекомендациями, что поможет Вам при общении с пациентом и при его лечении.

   И еще несколько моментов, на которые следует обратить внимание.

Бремя болезни, его тягостное влияние на самого больного и его семью может быть смягчено, если:

•болезнь признается как таковая;

•все заинтересованные лица получили необходимую информацию о заболевании и его лечении;

•лекарственная терапия проводится последовательно;

•врачебное наблюдение осуществляется регулярно;

•семье удалось избежать изоляции.

 

Материал подготовил мед.психолог Синякова Е.А.

 

Использованная литература:

Двенадцать лекций о психиатрии и психическом здоровье/ Под редакцией проф. В.С. Ястребова. – 2-е изд.– М.: МАКС Пресс, 2008. – 196 с.

Общение с людьми с психическими заболеваниями: Путеводитель для общественности

Джон прибыл в Вашингтон сегодня утром после 15-часовой поездки на автобусе. Он потратил свои последние 20 долларов на автобусный билет и размышляет, как достать еще сигарет, пока медленно идет к Капитолию.

Вырисовываясь на горизонте, он кажется чем-то из другого времени или планеты и манит Джона к себе, а голоса в его голове становятся громче. Семьи, путешествующие по городу, почти не замечают его изодранной одежды или испуганного взгляда в его глазах. Те, кто замечают, осторожно уходят с дороги, чтобы избежать его.

Двигаясь по Пенсильвания-авеню, он видит сверкающий белым особняк, дом президента, и задается вопросом, сможет ли самый могущественный человек на земле остановить его боль и страдания. Он шаркает к воротам, но заборы, бетонные блоки и одетые в форму сотрудники секретной службы отговаривают Джона от дальнейшего приближения.

Он продолжает поиски по проспекту. Он останавливается, чтобы посмотреть на человека из бронзы, стоящего на пьедестале и смотрящего в воду, словно носовая фигура на носу огромного корабля-носителя с куполом. Он берет себя в руки и идет в кабинет своего сенатора.

«Я должен увидеть сенатора!» — требует он.

«У вас назначена встреча?» отвечает сотрудник.

«Нет, но он ждет меня», — уверенно говорит Джон, продолжая объяснять свой поиск. «Он должен остановить их!»

«Кто?» — спрашивает сотрудник.

«АНБ или ЦРУ, я не знаю, кто они такие. Они используют Echelon и V2K, чтобы контролировать мой разум… промывают мне мозги, вызывают киберчервей в моем мозгу и разрушают мою жизнь!»

Эта сцена не является чем-то необычным для правительственных учреждений столицы страны и других государственных учреждений по всей стране. По крайней мере 10 процентов нашего населения в своей жизни нуждаются в лечении какой-либо формы психического заболевания. Мы все знаем людей, которые испытали ту или иную форму психического расстройства, или, возможно, вы сами.

Общение с психически больными людьми

В нашем обществе существует сильное негативное клеймо, связанное с психическими заболеваниями, особенно с более тяжелыми формами, такими как шизофрения.

Шизофрения — это тип психоза, который обычно характеризуется галлюцинациями, нарушением мышления и бредом. Шизофрения — это то, от чего страдает Джон. Большинство шизофреников и других психически больных не более опасны, чем население в целом, но из-за своего причудливого и непредсказуемого поведения они часто пугают людей. (Конечно, некоторые психически больные люди опасны. Об этом позже.)

Популярные СМИ подпитывают стереотипы о психических заболеваниях и опасностях, потому что именно так они обычно изображаются на экране. Газеты делают сенсацию о преступлениях, совершенных людьми с психическими заболеваниями.

Наш страх перед психически больными людьми также проистекает из нашей собственной неспособности общаться с ними и отсутствия у нас знаний о психических заболеваниях. Тот факт, что они могут вести себя непонятным для нас образом, не означает, что мы не можем предоставить им услуги, которые являются частью нашей работы по оказанию услуг любому участнику или клиенту.

Рекомендации по общению с психически больными

  • Уважительно относитесь к человеку. Когда кто-то чувствует, что его уважают и слышат, он с большей вероятностью отплатит вам уважением и обдумает то, что вы хотите сказать.
  • Если они переживают такие события, как галлюцинации, знайте, что галлюцинации или иллюзии, которые они испытывают, являются их реальностью. Вы не сможете отговорить их от их реальности. Они воспринимают свои галлюцинации или бредовые мысли как реальные и руководствуются ими.
  • Сообщите, что вы понимаете, что они переживают эти события. Не притворяйтесь, что испытываете их.
  • Некоторые люди с паранойей могут быть напуганы, поэтому имейте в виду, что им может потребоваться больше места в теле, чем вам.
  • Не думайте, что они глупы и поверят всему, что вы им скажете. Психическое заболевание не имеет ничего общего с уровнем интеллекта человека. Так что не лгите им, так как обычно это разрушает любые отношения, которые вы, возможно, захотите установить.
  • Не передавайте их другому человеку, как «горячую картошку», только чтобы избавиться от них. Это может сэкономить вам время в краткосрочной перспективе, но может аукнуться позже или создать проблемы для кого-то еще. Любой, кого без необходимости передают от одного человека к другому, может стать злым или жестоким. Направляйте их к кому-то еще, только если это подходящее направление.
  • Слушайте человека и старайтесь понять, что он/она говорит. Часто, если вы не отключите свои коммуникативные навыки, вы сможете понять. Узнайте, какие реальные потребности вы можете удовлетворить.
  • При необходимости установите ограничения с этим человеком, как и с другими. Например, «У меня всего пять минут, чтобы поговорить с тобой» или «Если ты закричишь, я не смогу с тобой поговорить».
  • Держите текущий список общественных ресурсов, таких как приюты, программы питания и психиатрические службы, которые вы можете предложить им (если они в этом нуждаются). Кто-то не примет предложение, а кто-то примет.
  • Позовите на помощь (полицию, службу безопасности или коллег), если вы чувствуете физическую угрозу или вам нужна помощь в деэскалации человека.

Психическое заболевание и насилие

Психическое заболевание само по себе не увеличивает риск насилия, но когда психическое заболевание сочетается с другими факторами риска, такими как злоупотребление психоактивными веществами, оно увеличивает риск насилия. Предыдущие исследования дали неоднозначные результаты о связи между психическими заболеваниями и насилием.

В знаменательном исследовании 2009 года, проведенном Эриком Элбогеном и Салли Джонсон в Медицинской школе UNC-CH, были оценены данные почти 35 000 человек, у всех были опрошены их психическое здоровье, история насилия и употребление психоактивных веществ в период с 2001 по 2003 год. Они обнаружили, что процент участников, сообщивших о психических заболеваниях, отражал проценты, обнаруженные в общей популяции и в других исследованиях.

Во втором интервью, проведенном в 2004 или 2005 году, участников спрашивали о каком-либо насильственном поведении, таком как совершение сексуального насилия, драка или поджог, в промежутке между интервью. в промежутке между первым и вторым интервью 2,9% участников заявили, что применяли насилие. Когда Элбоген и Джонсон оценивали возможные связи между психическим заболеванием, насилием и другими факторами, наличие психического заболевания само по себе не предсказывало насилие, но наличие психического заболевания и проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами действительно увеличивали риск насилия.

Когда Элбоген и Джонсон изучили тех, у кого были только тяжелые психические заболевания, 2,4 процента из них были склонны к насилию. Но когда они посмотрели на людей с тяжелой депрессией и злоупотреблением психоактивными веществами или зависимостью, 6,47 процента были склонны к насилию. Когда они посмотрели на больных шизофренией, 5,15% сообщили о агрессивном поведении в период времени между интервью. Но когда у человека с шизофренией также были проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами или зависимостью, 12,66% сообщили о агрессивном поведении в промежутке между интервью. Самый высокий риск насилия был обнаружен у тех, у кого были психические заболевания, проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами и насилие в анамнезе. У этих участников риск насилия был в 10 раз выше, чем у тех, у кого были только психические заболевания.

Другие факторы, предсказывающие агрессивное поведение, включали:

  • Задержание несовершеннолетнего в анамнезе или физическое насилие
  • Увидев родительскую ссору
  • Недавний развод
  • Безработица
  • Сами стали жертвами
  • Быть моложе, мужчина и малообеспеченный

Еще один превосходный обзор психических заболеваний и насилия был проведен Мари Э. Рюв, доктором медицины; и Рэндон С. Велтон, доктор медицинских наук, подполковник ВВС США, 2008 г.

Независимо от того, психически болен человек или нет, он не просто «срывается», как это часто сообщается в средствах массовой информации. Как правило, поведение движется вниз по пути к насилию, и это поведение часто становится заметным по мере того, как человек движется по этому пути.

Как поставщики государственных услуг, родители, учителя, друзья, члены семьи, коллеги и сотрудники правоохранительных органов, мы должны научиться распознавать эти поведенческие предупреждающие знаки и сообщать о своих опасениях людям, которые могут помочь. К сожалению, может быть чрезвычайно трудно получить помощь человеку с психическим заболеванием, который не принимает помощь.

Помните, что психическими заболеваниями страдают не только бездомные и бедняки. Психическое заболевание не имеет расовых, экономических или интеллектуальных границ. Возможно, вы не работаете социальным работником или психологом. Вы можете быть слишком заняты на работе, чтобы проводить много времени с одним человеком, психически больным или нет.

Многие люди, которых вы можете считать «странными», имеют право обращаться к вам за услугами и имеют реальную потребность, которую вы можете удовлетворить в рамках своей должностной инструкции. Постарайтесь ограничить свое вмешательство относительно короткими периодами времени, но помните, что время, потраченное на попытку эффективного общения с человеком, может сэкономить вам много времени в долгосрочной перспективе и помочь кому-то в этом процессе.

Ресурсы

  • Национальный альянс по психическим заболеваниям
  • Психическое здоровье Америка
  • Американская психологическая ассоциация
  • Национальный институт психического здоровья
  • Администрация службы психического здоровья и злоупотребления психоактивными веществами
  • NIMH Информация о лекарствах для лечения психических заболеваний

Как поговорить с другом или членом семьи о психическом здоровье?

История может быть еще длиннее. Просить. Слушать. Поощрять. Зарегистрируйтесь. Вот несколько советов, как поговорить о психическом здоровье с кем-то, кто вам небезразличен.

Пропустить оглавление

Содержание

Вы пропустили раздел оглавления.

На что следует обратить внимание?

В то время как все иногда грустят и у них бывают плохие дни, часто есть контрольные признаки, указывающие на то, что в этой истории есть нечто большее . Обращайте внимание на:

  • Отсутствие вовлеченности:  Они теряют интерес к занятиям, которые раньше доставляли им удовольствие, или меньше хотят проводить время вместе.
  • Изменение шаблонов общения:  Раньше вы болтали или зависали на регулярной основе, а теперь они пропали без вести.
  • Изменения в гигиене и режиме сна:  Они спят меньше или все время. Их внешний вид и гигиена больше не являются приоритетом.
  • Демонстрация печали или гнева:  Их характер теперь имеет триггер шпильки, или, может быть, они кажутся более подавленными, чем обычно.
  • Выход из социальных сетей : Они отсутствуют в тех мероприятиях, где раньше были постоянными. (источник: клиника Кливленда)

Что мне сказать?

Итак, вы заметили некоторые тревожные признаки, которые могут указывать на то, что ваш друг или любимый человек переживает что-то. Как вы говорите с ними об этом?

  • Спросите. Протяните руку и спросите, все ли с ними в порядке. Старайтесь не обвинять и не осуждать их за свои наблюдения. Хороший способ сделать это — использовать «я»-утверждения. Например, вместо того, чтобы сказать « Ты больше никогда с нами не тусуешься, почему так? «, ты можешь сказать « В последнее время я скучал по тусовкам с тобой, все в порядке? » Говорите прямо; нерешительность в отношении беспокойства о психическом здоровье делает эту тему табуированной. Это способствует стигматизации, которая может помешать людям получить необходимую им помощь.
  • Слушай. Это самая важная часть. Уделите им все свое внимание, проявите сочувствие и признайте, что они чувствуют, даже если вы никогда не испытывали подобных чувств. Если у вас есть проблемы с психическим здоровьем, обмен этой информацией может стать мощным инструментом расширения прав и возможностей как для вас, так и для человека, которому вы пытаетесь помочь.
  • Поощрение . Будь то разговор с семьей, другими друзьями или поиск терапии, поощряйте своего друга к действию.
  • Зарегистрируйтесь. Сообщите им, что вы здесь, чтобы помочь, и что они могут поговорить с вами. Если вас отвергли в первый раз, не сдавайтесь.

Примечание: Ваш друг или любимый человек может быть не готов говорить о том, что он переживает. Ничего страшного. Нельзя заставить человека говорить. Вы все еще можете оказать поддержку, дав понять, что вы доступны, когда они будут готовы протянуть руку помощи.

 

Как вы оказываете поддержку?

Вы откровенно поговорили, активно выслушали и предложили поддержку. Так как же выглядит поддержка? Просить. Вот несколько вопросов, которые вы можете задать:

  • «Как ты сегодня?»
  • «Как я могу лучше всего поддержать вас прямо сейчас? Могу ли я что-то сделать, или мы можем привлечь других, которые могут помочь?»
  • «Проверяю вас, я всегда здесь — чем могу помочь?
  • «Могу ли я помочь вам с тем, что вам нужно сделать, пока вы не почувствуете себя лучше?»

Вы можете сыграть важную роль, помогая другу или любимому человеку построить позитивную сеть социальной поддержки. Вот способы сделать это:

  • Регулярно проверяйте.  Позвоните или напишите своему другу один или два раза в неделю. Загляните к ним после сеансов терапии, чтобы узнать, как идут дела. Дайте им знать, что вы там.
  • Включите друга в свои планы.  Даже если ваш друг не всегда приходит, он, вероятно, будет рад, если его пригласят.
  • Узнайте больше о психических заболеваниях. Узнайте больше о том, через что проходит ваш друг, чтобы вы могли лучше помочь в будущих ситуациях.
  • Избегайте осуждающего или пренебрежительного языка,  например, «вы справитесь с этим», «закаляйтесь» или «выходите из этого». Ваш друг должен услышать, что он не одинок и что он может пройти через это. Убедите их, что все будет хорошо и что вы их поддерживаете (источник: НАМИ). Вместо этого говорите ободряющие слова, например: «Мне не все равно» и «Я здесь ради тебя».

 

Как убедиться, что со мной тоже все в порядке?

Лучший способ оказать поддержку — убедиться, что вы сами в хорошем месте. Запомните:

  • Не думайте, что сможете починить самостоятельно. Как союзник, ваша роль состоит в том, чтобы поддерживать их, а не пытаться решить их проблемы самостоятельно.
  • Будьте терпеливы . Процесс восстановления требует времени, и вы должны быть к этому готовы.
  • Установить границы.  Это нормально указывать, когда вы можете или не можете быть там. И не принимайте оскорбительное или агрессивное поведение (каковы признаки оскорбительных отношений?). Если они не прекратятся, сделайте то, что лучше для вашего здоровья и безопасности.
  • Не действуйте в одиночку.  Привлеките других, кто может оказать дополнительную поддержку. Постарайтесь найти кого-то, кто понимает ситуацию вашего друга или близкого человека или может помочь. Ваш друг или любимый человек может почувствовать себя загнанным в угол, если вы начнете вовлекать других, поэтому обязательно сначала поговорите с ними. Однако, если вы обеспокоены тем, что это экстренная ситуация, звоните 9-1-1.
  • Не сдавайся. Если они отвергнут вас, это может быть защитным механизмом. Поддерживая кого-то, о ком вы заботитесь, вы показываете им, что вы вместе с ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *