Как общаться с душевнобольным человеком: Ваши действия при общении с человеком, имеющим психические нарушения
Как общаться с душевнобольным человеком. Как общаться с психически больными людьми?
Содержание
- Как общаться с душевнобольным человеком. Как общаться с психически больными людьми?
- Определите четко ваши силы и ресурсы, оцените, хватит ли их вам для общения в данной ситуации.
- Проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом по поводу психического заболевания человека.
- Важно изменение вашего отношения к психически больному человеку.
- Что делать с психически больным человеком. Психиатр рассказала о своей работе и дала советы, которые пригодятся даже здоровым людям
- Панические атаки
- Работа с психически больными людьми. Без решеток… Психология работы с психически больными
Как общаться с душевнобольным человеком. Как общаться с психически больными людьми?
Число психических заболеваний по статистике растет с каждым годом. Вследствие этого увеличивается и количество людей, которые вынуждены контактировать с такими больными. Как же общаться с психически больными людьми?
Избегание ситуации общения с психическим больным могло бы быть наилучшим решением, если бы не обстоятельства, которые могут сделать это общение вынужденным. Нельзя перестать общаться с родственником или близким человеком, если их постигает такая беда. Может возникнуть ситуация, когда некоторое время приходится контактировать и с посторонними людьми, имеющими психические отклонения.
Как можно обезопасить себя в этом общении от негативных эмоциональных последствий?
Определите четко ваши силы и ресурсы, оцените, хватит ли их вам для общения в данной ситуации.
Психические заболевания проявляют себя по-разному у различных людей. Есть больные, с которыми может общаться только квалифицированный специалист. Нельзя жить и взаимодействовать с теми, кто способен принести реальную угрозу жизни человека. Такие больные помещаются в специальные условия и контакт с ними возможен только ограниченное время и с определенными мерами защиты.
Во всех остальных случаях общение с психическими больными не несет угрозы жизни, но также является стрессовым и энергозатратным.
Определите четко, сколько по времени вы можете общаться с больным без серьезных потерь для своего психического здоровья, в какой степени способны направлять его поведение. В зависимости от этого привлекайте постороннюю помощь или ищите другие способы решения бытовых ситуаций.
Проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом по поводу психического заболевания человека.
Все психические заболевания имеют свою специфику, о которой вам важно знать. Вы получите дополнительную информацию и лишние способы контроля ситуации, если специалист расскажет о прогнозе заболевания, его течении и других особенностях. Также вы будете предупреждены о неожиданностях, к которым нужно быть готовыми и о ваших стратегиях поведения, которые помогут снять многие напряженные моменты. Иногда эти стратегии могут показаться нам странными с обыденной точки зрения, но именно они могут быть наиболее эффективными в общении с людьми, имеющими психические отклонения.
Важно изменение вашего отношения к психически больному человеку.
Вполне естественной реакцией, которая появляется у большинства людей при начале контакта с психическими больными – это шок и стресс. Сильное раздражение может сопровождать такое общение достаточно долгое время. Здесь важно дать себе время пережить этот стресс. Не отказывайтесь от помощи для себя, которую может оказать квалифицированный специалист в это тяжелое время. Для вас этот период может быть более тяжелым, чем для психически больного родственника, с которым приходится поддерживать отношения.
Очень важно правильное отношение к самому больному. Сам факт, что он так себя ведет или что-то не понимает, вызывает сильное раздражение. Хотя это может является следствием заболевания, а не злой воли человека. Очень сложно принять этот факт, поскольку мы по привычке требует от психически больного человека нормального и правильного поведения. Наше раздражение, хоть и вполне оправданное, забирает много сил и делает ситуацию намного тяжелее, чем она есть на самом деле.
Найдите способ полностью принять неадекватное поведение , как данность, без оценки. При этом оно вполне может вам не нравится, но нельзя относиться к психически больному человеку, как к здоровому, который неправильно себя ведет.
Если удается достичь такого отношения, ситуация становится намного легче.
Помочь в этом могут разъяснения специалиста о психическом заболевании и консультации психолога по переосмыслению своего отношения к больному.
Что делать с психически больным человеком. Психиатр рассказала о своей работе и дала советы, которые пригодятся даже здоровым людям
- Самое главное — понять, что от этого не умирают. Страх смерти — это как «топливо» для панической атаки. Без страха это просто вегетативный приступ, который быстро отступит.
- Отвлекитесь на что-то: разглядывайте прохожих, читайте вывески, складывайте большие числа в уме — что угодно, важно перевести внимание с атаки.
- Дышите! Очень эффективный метод в момент приступа панической атаки. Сконцентрируйтесь на дыхании: медленный вдох и еще медленнее выдох. Также можно задерживать дыхание и считать до 5 или 10.
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
«Покажите мне психически здорового человека, и я вам его вылечу», — когда-то сказал Карл Юнг, подразумевая, что у всех есть свои отклонения. А вот психиатр Екатерина Домбровская таких негативных высказываний не делает, несмотря на то что практикует уже 8 лет. Параллельно в своем инстаграме Екатерина рассказывает, как выявить психа в толпе, к чему могут привести панические атаки и недосып и почему антидепрессанты на самом деле не вызывают привыкания.
Мы в AdMe.ru узнали из блога «особо сочувствующего врача-психиатра» много интересного о человеческой психике. Не можем не поделиться.
Панические атаки
Не проходит приемного дня без пациента, страдающего паническими атаками. Это необъяснимый мучительный приступ тяжелой тревоги, который сопровождается сильным страхом.
Как побороть атаку:
Как правило, панические атаки сопровождаются учащенным сердцебиением, нехваткой воздуха, болями в сердце, спине и голове. Как раз эти симптомы начинают лечить и обследовать у соматических врачей — терапевтов, кардиологов, хирургов. Но либо их лечение ни к чему не приводит, либо временно устраняет симптомы , которые затем возвращаются с новой силой.
Источник: https://psihologiyaotnoshenij.com/novosti/zhizn-s-bolnym-chelovekom-lyudi-s-psihicheskimi-rasstroystvami-rasskazali-o-svoey-zhizni
Работа с психически больными людьми. Без решеток… Психология работы с психически больными
«Врач, который хорошо понимает, в чем состоит суть системы,
исключающей любые насильственные средства, хорошо знает,
что его лучшими помощниками являются сестры…
Часто они влияют на больных лучше самого замечательного лекарства…
Врач может доверять им самые щепетильные задания,
вверять в их руки счастье больных,
и, прежде всего, конечно, уход за этими больными».
Конолли
Несмотря на развитие науки, и в наши дни все еще продолжает существовать множество предрассудков, не совместимых с научными достижениями века. Именно старые стереотипные представления о душевнобольных привели и продолжают приводить к общественной изоляции этих больных, к интенсивному контролю за ними. Неглигация психиатрических больных, замалчивание проблем этой области медицины, более того отрицание психиатрии теперь уже ни для кого не тайна: такие явления характерны повсеместно и не раз отмечались в документах и публикациях Всемирной Организации Здравоохранения. В то же время международный опыт свидетельствует о необходимости психиатрических отделений и других лечебных заведений этого профиля, все более решительно доказывая, насколько они полезны. В больницах создаются уже не только психиатрические отделения, но и специальные психологические, психосоматические и психотерапевтические службы.
За рубежом уже существуют такие отделения в обычных больницах (например, детские, терапевтические отделения такого профиля), внутри которых действуют и кабинеты психиатрического профиля. В нашу эпоху, когда достигнутое развитие создает все больше возможностей для того, чтобы с окон психиатрических отделений постепенно исчезли решетки, чтобы открылись их двери, должны быть разбиты и оковы еще существующих предрассудков.
Морализирующе-кодифицирующий подход — защитная реакция общества. Душевная болезнь для сторонников этого подхода сопряжена, согласно их излюбленному выражению, «с личной и общественной опасностью», естественно, что средством против такой опасности стала решетка. Такой подход стал спорным еще в эпоху появления первых законов относительно психических заболеваний и страдающих ими людей, хотя в то время возможности лечения душевных болезней были еще весьма ограниченными. Такое поведение общества, защищающегося от опасности психиатрических заболеваний решетками, приводит не только к тому, что психиатрические учреждения становятся неприступными крепостями, оно является серьезной помехой на пути выздоровления, реабилитации душевнобольных, их возвращения в коллектив, к нормальной жизни. Такой подход порождает и «психиатрию вращающихся дверей»: в результате такого отношения общества, предрассудков, подозрительности душевнобольные не находят места в нормальной жизни и очень часто вскоре после выписки из психиатрических учреждений вновь возвращаются в закрытые отделения, становятся их постоянными жильцами.
Источник: https://psihologiyaotnoshenij.com/stati/kak-obshchatsya-s-psihbolnymi-kak-obezopasit-sebya-pri-obshchenii-s-psihicheski-bolnymi-lyudmi
Культура общения с людьми с инвалидностью. Язык и этикет
- Несколько слов о корректной терминологии
- Когда вы говорите или пишете о людях с инвалидностью
- Почему так говорить нельзя?
- 10 правил этикета, составленных людьми с инвалидностью
- Инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие
То, как мы говорим, тесно связано с тем, что думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. К сожалению, многие привычные нам слова, понятия и фразы, в том числе употребляемые по отношению к людям с инвалидностью, по сути своей «ярлыки» и оскорбительные стереотипы. В нашем обществе часто звучат такие выражения, как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «обычный/неполноценный», «умственно отсталый», «даун», «калека» и т.п. Важно понимать: эти фразы некорректны, потому что оскорбительны для людей с инвалидностью!
Современному российскому обществу следует менять ситуацию и свое отношение к людям с инвалидностью: должна быть выработана культура инклюзии, привита этически выдержанная и грамотная терминология. Для этого необходима не только специальная просветительская работа в этом направлении, но и изменение всей культуры взаимоотношений в обществе в целом. Один из важнейших и показательных аспектов – это язык и слова, которые мы употребляем в той или иной ситуации. Корректные выражения помогают формировать позитивный образ человека, показывать свое уважение к нему и налаживать контакт. Ниже излагаются не правила (не нужно думать, что люди с инвалидностью требуют какого-то специального обхождения!), а рекомендации, которые помогут избежать в общении с людьми с инвалидностью неловкости.
В качестве предисловия к рекомендациям – краткая справка по вопросу:
- что стоит за словом «инвалид»?
Инвалидность – это не медицинский диагноз!
К сожалению, до сих пор в Статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ во всех последних редакциях сохраняется такое определение: «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Таким образом, человек с инвалидностью рассматривается как «больной», т.е. несамостоятельный и нуждающийся в опеке.
Но в Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006 год), подписанной Российской Федерацией 24.09.2008 и ратифицированной 15.05.2012[1], указано, что «инвалидность — это эволюционирующее понятие, она является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими
». Другими словами, инвалидность – это препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными, психическими особенностями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из разных сфер жизни. То есть инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие. И это одна из форм социального неравенства.Когда вы говорите или пишете о людях с инвалидностьюИСПОЛЬЗУЙТЕ слова и понятия, НЕ создающие стереотипы: | ИЗБЕГАЙТЕ слов и понятий, которые создают стереотипы, звучат оскорбительно и неуважительно: |
Человек с инвалидностью | Человек с ограниченными возможностями, человек с ограниченными способностями; больной; искалеченный, покалеченный, калека; неполноценный; человек с дефектом / недостатком здоровья |
Человек без инвалидности | Нормальный / здоровый / полноценный (при сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности) |
Человек с инвалидностью с детства / с врожденной инвалидностью; человек с приобретенной инвалидностью | Врожденный дефект / увечье / несчастье |
Человек с особенностями развития / нарушением развития и интеллекта / с ментальной инвалидностью / ментальными особенностями | Умственно отсталый, слабоумный, умственно неполноценный, «тормоз», имбецил, дебил, человек с задержкой / отставанием в развитии / с интеллектуальной недостаточностью |
Человек с психическими расстройствами / нарушениями | Псих, сумасшедший, люди с психиатрическими проблемами, душевнобольные люди, люди с душевным расстройством |
Дети с инвалидностью | Дети-инвалиды |
Дети с особыми образовательными потребностями | Школьники-инвалиды; нежелателен и официальный термин «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» |
Человек, использующий коляску; человек, передвигающийся на коляске / который передвигается с помощью коляски; человек на коляске | Прикованный к инвалидной коляске, парализованный, «колясочник», человек на кресле-каталке |
Человек (ребенок, дети) с ДЦП (детским церебральным параличом), у него ДЦП | Страдает ДЦП, болеет ДЦП, имеет ДЦП, «дэцэпэшник» |
Человек, перенесший полиомиелит; человек, который имеет инвалидность в результате… | Страдает от полиомиелита / от последствий полиомиелита; жертва болезни; кривоногий; стал инвалидом в результате… |
Человек с синдромом Дауна, ребенок (дети) с синдромом Дауна | «Даун», «монголоид», «даунята» (о детях с синдромом Дауна), человек с болезнью Дауна |
Человек с аутизмом, ребенок (дети) с аутизмом (официальный термин – «человек с расстройством аутистического спектра (РАС)»), в редких случаях – аутичный ребенок, взрослый | Больной аутизмом, аутист |
Человек с эпилепсией | Эпилептик, припадочный, страдающий эпилепсией / эпилептическими припадками |
Незрячий, человек с инвалидностью по зрению, человек с нарушением зрения, слабовидящий человек (если человек слабо/плохо видит, но не незрячий) | Слепой (как крот), совершенно слепой, невидящий |
Собака-проводник | Собака-поводырь |
Неслышащий, слабослышащий человек (если он слабо слышит, это не то же, что «неслышащий»), человек с инвалидностью по слуху, человек, пользующийся жестовым языком (это не все люди, которые слабо слышат), человек с нарушением слуха | Глухонемой, глухой (как пень), немой, человек с нарушением слуха, человек (ребенок) с остатками слуха, использующий язык жестов |
Русский жестовый язык (такой же язык, как русский, английский или любой другой) | Язык жестов – это невербальное общение при помощи языка тела |
Переводчик жестового языка | Сурдопереводчик |
ВНИМАНИЕ:
«Слепой», «глухой», «с нарушением слуха», «с нарушением в развитии», «с психическим расстройством» – такие словосочетания привычны и приемлемы для многих людей с инвалидностью, но в остальной части общества они способствуют формированию взгляда на человека с инвалидностью как на человека с медицинскими проблемами.
Некоторые слова, перечисленные в колонке «ИЗБЕГАЙТЕ», не вызывают сомнений в своей непригодности. Очевидно, что, назвав человека «психическим» или «дефективным», Вы оскорбите его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же мы считаем, что они оскорбительны и не рекомендуем пользоваться ими в речи?
Однажды, еще в 2000 году, группе молодых людей с различными видами инвалидности, собравшихся вместе из 20 регионов России, было предложено написать о том, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово или выражение. По мнению опрошенных, распространенное выражение «прикован к коляске» ассоциируется с чувством обреченности, с понятием «цепи». Слова «глухонемой», «немой» подразумевают невозможность общения, контакта. Если о ком-то говорят «больной», то невольно предполагают, что он – «беспомощный» и его «надо лечить». Слова «паралитик», «неполноценный», «однорукий», «безногий», «больной» вызывают сочувствие и жалость, иногда – страх. Слова «калека», «даун» провоцируют брезгливость и отторжение, чувство страха. Такие слова как «псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» ассоциируются с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх. Воспитанные люди избегают таких обобщений в любых обстоятельствах! Выражения «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» – вызывают вполне нейтральные ассоциации. Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но, в целом, большинство опрошенных людей с инвалидностью считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным.
Некоторые из предлагаемых оборотов речи кажутся, на первый взгляд, надуманными. Люди вряд ли будут употреблять в устной речи длинное словосочетание «человек с особенностями интеллектуального развития». На что нужно обратить внимание: выбирая слова и выражения, следует избегать стереотипов (как отрицательных, рисующих образ «жертвы», – так и положительных, формирующих образ «героя»). «Жертва» – это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека. С другой стороны, человек, который, «несмотря на что-то» / «вопреки чему-то» / «наперекор судьбе» и т.п., «преодолел» трудности и ведет «нормальную» жизнь – это, увы, очень распространенный образ. Обычно в таких случаях напрашивается резюме: «С него нужно брать пример здоровым людям!» Но, создавая такой образ другого, Вы незаметно для себя впадаете в покровительственный тон и опять приходите к противопоставлению «здоровые – больные». Героизация точно также отделяет людей с инвалидностью от остального общества, как и жалость/снисходительность.
Надо помнить, что, стремясь к аккуратности и корректности, следует избегать обобщений и предположений.
Закрепившееся в последние годы выражение «человек с ограниченными возможностями» представляется неудачным, так как опросы 2012 – 2015 гг. в различных фокус-группах в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Якутске, Краснодаре показали, что такое определение формирует образ человека с инвалидностью как человека физически ущербного, неспособного, несамостоятельного.
ВНИМАНИЕ: не стесняйтесь спрашивать, как правильно обращаться к людям с инвалидностью, у них самих.
Этикет – это не только речь, но и наши манеры. Вы можете поставить в неловкое положение и себя, и своего собеседника, если не будете знать, как нужно себя вести с человеком с теми или иными особенностями. Ниже мы приводим рекомендации, написанные людьми с инвалидностью на основании своего собственного опыта. Они подсказывают, как правильно себя вести, не чувствуя неловкости при контакте с людьми с инвалидностью.
10 правил этикета, составленных людьми с инвалидностью:- В разговоре с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или переводчику жестового языка,
- Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
- При общении с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами . Если у вас общая беседа в группе, то не забывайте назвать себя и пояснять, к кому в данный момент вы обращаетесь. Обязательно предупреждайте вслух, когда отходите в сторону (даже если отходите ненадолго).
- Не кидайтесь на помощь человеку с инвалидностью, если вас не попросили помочь. Если хотите помочь, вначале спросите, необходима ли ваша помощь. Если нужна – спросите, что и как делать, после этого действуйте. Если вы не поняли, не стесняйтесь – переспросите.
Например: если необходимо сопроводить незрячего человека, то не хватайте и не тащите его за руку, а спросите, каким образом вы можете помочь ему сориентироваться в незнакомом месте. Незрячий человек сам объяснит вам, как лучше это сделать (кто-то просит разрешения положить свою руку на плечо сопровождающего, кто-то предпочитает взять сопровождающего под локоть, кто-то попросит взять под локоть его самого, кому-то достаточно устных подсказок, и т.д., и т.п.) - При знакомстве с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку(при необходимости левую, а не правую) – даже тому, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом.
- Инвалидная коляска, костыли, белая трость, собака-проводник – это часть неприкосновенного пространства людей с инвалидностью. Не дотрагивайтесь до них! Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. А собака-поводырь работает, а не просто украшает человека с инвалидностью – не надо ее гладить, кормить и т.д., если этого не разрешил хозяин.
- Разговаривая с человеком на инвалидной коляске или человеком маленького роста, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
- Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Люди с инвалидностью по слуху или по зрению пользуются теми же привычными словами, потому что они тоже слышат и видят, просто по-другому. Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите: «Пощупайте это», говорите так, как обычно сказали бы — «Посмотрите на это». А человеку на инвалидной коляске не говорите «Подъезжайте, проезжайте». Говорите: «Подойдите туда», «Проходите здесь» (человек ездит на машине или поезде, а на коляске – ходит).
- Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, НЕ кричите. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас. Но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
- Обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, к взрослым – по имени и отчеству, то есть точно так же, как и к другим людям без инвалидности (равноправно, без снисходительности, опеки и покровительства).
—————————————-
ЭТО ВАЖНО: если вы что-то не поняли, не уверены, как себя вести и как говорить – не стесняйтесь, спросите об этом вашего собеседника с инвалидностью. Это будет лучше, нежели он заметит неловкость в общении с ним или услышит от вас неприятное, обидное для себя выражение.
Справка: инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие
Как и другие социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, люди с инвалидностью чувствительны к словам, которые подчеркивают их положение. Для того чтобы изменить его, люди с инвалидностью из разных стран активно пропагандируют определения и понятия, которые не вызывают негативных ассоциаций, не провоцируют жалость или снисходительность. В России этот процесс только набирает силу. Печальный пример начала 2010-х гг.: в статьях газеты «Московский комсомолец» журналисты призывают к новому взгляду на жизнь людей с инвалидностью в городе и при этом прямо в заголовках употребляют слова и словосочетания вроде «калеки», «слепые» и т.п.
В английском языке на смену уничижительному термину «handicapped» (буквальный смысл слова «handicap» – «физический недостаток или увечье») пришел более нейтральный аналог «disabled», который ввели в обращение сами люди с инвалидностью, считающие, что это более верное слово. Почему они на этом настояли? Термин «handicapped» в значении «инвалид» произошел от словосочетания «cap in hand» – «кепка/шапка в руке» (протянутой за помощью), – таким образом, термин «handicapped» ассоциируется с беспомощностью и остается в рамках сугубо благотворительной медицинской модели инвалидности, не позволяющей изменить что-либо в роли и судьбе человека с инвалидностью. К сожалению, на русский язык мы переводим термин «disabled» буквальным образом (как «вышедший из строя/ нетрудоспособный/ пришедший в негодность») и поэтому приходим к термину «ограниченные возможности». За рамками нашего знания и понимания остается тот факт, что в современной англоязычной культуре термин «disabled» говорит о неспособности вести активную повседневную жизнь «обычным образом» в силу ограничений, накладываемых на человека с инвалидностью со стороны общества, – и социальная модель инвалидности предлагает изменить эту ситуацию.
В России пока еще не прижилась корректная терминология, которая предполагает уважительное обращение ко всем людям. Более того, русскоязычная «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде людей с инвалидностью присутствуют разные точки зрения на корректность употребления тех или иных терминов. Например, многие незрячие люди требуют, чтобы их называли по-прежнему – «слепыми». Некоторых неслышащих оскорбляют термины «неслышащий», «слабослышащий», «инвалидность по слуху», и они требуют называть их «глухими» и не считать их инвалидами.
Важный пример, который у всех на слуху, – в последние годы вместо термина «инвалид» в СМИ часто употребляют выражение «человек с ограниченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются только извне, условиями жизни и обществом. Многие по умолчанию воспринимают словосочетание «человек с ограниченными возможностями» как характеристику того, что человек ограничен сам по себе (своим дефектом, а не обществом) и что-то «не может», к чему-то «неспособен», постоянно нуждается в посторонней помощи. К тому же возможности абсолютного каждого человека чем-то ограничены, поэтому употреблять это выражение только по отношению к людям с инвалидностью некорректно. Компромиссным вариантом может служить «человек с ограниченными физическими возможностями», но для повседневной речи такое словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким.
При социальном подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтральным термином оказывается слово «инвалид». Этот термин остается юридически корректным в современной законодательной практике Российской Федерации, но, поскольку мы смотрим на человека, а не на его инвалидность, то и в повседневной речи, и в литературе лучше всего говорить и писать «человек с инвалидностью».
[1] Ст.15 п.4 Конституции РФ: «…международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Советы по общению с психически больными
Автор: Уолтер Стернс, доктор медицины, Крейг Пэррис, НП
Темы:
- Здоровье и благополучие
- Психическое и поведенческое здоровье
- Институт неврологии
У вашего друга или члена семьи когда-нибудь было психическое заболевание, и вы не знали, как ему помочь? Вы можете быть удивлены, узнав, что почти каждый пятый взрослый американец страдает психическим заболеванием. Это более 46 миллионов американцев, страдающих состояниями различной степени тяжести, из них до 9 миллионов страдают тяжелым психическим заболеванием, характеризующимся психозом.
Может быть, вы столкнулись в общественном месте с незнакомцем, находящимся в состоянии психоза, и вы не знали, что сказать или сделать, опасаясь, что ему станет хуже?
Когда у кого-то есть психотическое заболевание (разнообразие мозговых заболеваний, таких как шизофрения или биполярное расстройство, при котором психоз является распространенным симптомом), его восприятие реальности может быть нарушено.
Они могут думать, что другие люди пытаются причинить им вред. Они могут не иметь смысла, когда говорят.
Психотические симптомы искажают мышление; они могут страдать галлюцинациями (слышать или видеть то, чего не видят другие), бредом (убеждениями, не основанными на реальности или правде) или проблемами с организацией мыслей и кажущимися бесцельными движениями.
Они также могут казаться подавленными и замкнутыми, у них могут быть проблемы с использованием информации, принятием решений и концентрацией внимания.
Чем я могу помочь?
Вот советы о том, что вы можете сделать, если столкнетесь с человеком, который борется с психическим заболеванием:
- Сохраняйте спокойствие и будьте терпеливы. Многие люди, страдающие активным психозом, находят других угрожающими, что может привести к волнению, а спокойствие и доброта могут иметь большое значение для сдерживания враждебности и создания союза.
- Слушайте, но уважайте личное пространство и будьте осторожны. Иногда люди с психозом могут вести себя несколько непредсказуемо, и если вы чувствуете себя небезопасно или вам угрожает опасность, не считайте себя обязанным продолжать разговор.
- Предложите помощь, если это возможно. Если кто-то выглядит расстроенным, предложите ему помочь найти полицейского или добраться до отделения неотложной помощи, если он захочет, но только до тех пор, пока вы чувствуете себя комфортно и безопасно.
- Не пытайтесь противостоять их симптомам. Если кто-то слышит голоса или имеет бредовые убеждения (наиболее распространены параноидальные убеждения), не говорите им, что эти голоса или убеждения не являются реальностью. Как правило, это приводит к тому, что человек расстраивается и становится враждебным, и быстро обостряет ситуацию.
- Осознайте свои пределы. Люди с психозом нуждаются в доброте и поддержке, но, кроме того, скорее всего, нуждаются в лечении в психиатрической бригаде. Ваша цель — помочь облегчить эту связь, но помните, что вы не являетесь окончательным ответом и не можете сделать это в одиночку.
- Признать ограничения болезни. Психотические заболевания имеют множественные последствия для мозга, потенциально включая когнитивные нарушения, а также проблемы с пониманием. Многие люди с психическим заболеванием не думают, что им нужно лечение, и многие не хотят его лечить. Всегда помните об этом факте и признайте, что, пытаясь поговорить с человеком, это не так просто, как просто сказать кому-то, что у него психическое заболевание, у него есть симптомы и что он нуждается в лечении. Такой подход, как правило, не работает, а более общий и «мягкий» подход, как правило, работает лучше.
Как общество мы работаем над тем, чтобы изменить отношение к психическому здоровью, включая депрессию и предотвращение самоубийств. Нас воодушевляют усилия национальных организаций, таких как Национальный альянс по психическим заболеваниям и Психическое здоровье Америки, направленные на снижение стигматизации психических заболеваний.
Вы также можете принять участие в этом, просто сосредоточившись на языке, который используете. Не называйте кого-то «сумасшедшим». Помните, человека нельзя определить по его болезни: он не шизофреник, у него шизофрения. И точно так же, как всем больным, им нужна доброта и понимание, чтобы помочь им, наряду с соответствующей медицинской помощью.
Уолтер Стернс — психиатр, а Крейг Пэррис — практикующая медсестра в отделении психиатрии и поведенческого здоровья Медицинского центра Векснера Университета штата Огайо.
Посетите сайт Ohio State Health & Discovery, чтобы узнать больше о здоровье, благополучии, инновациях, исследованиях и научных новостях от экспертов штата Огайо.
Посетите сайт health.osu.edu
Как эффективно общаться с человеком с психическим заболеванием
Есть доказательства того, что эффективное общение с человеком с психическим заболеванием помогает лучше выздороветь. Однако лицам, осуществляющим уход, иногда может быть сложно общаться с человеком, страдающим тяжелым психическим заболеванием.
В чате с Poornima BV из White Swan Foundation, Dr Aarti Jagannathan, доцент, NIMHANS, дает несколько простых и понятных рекомендаций по эффективному общению.
Вопрос
Какие распространенные ошибки допускают лица, осуществляющие уход, при общении с психически больными?
A
Лица, осуществляющие уход, часто имеют низкие ожидания от человека с психическим заболеванием. Их тон, темп и отношение иногда могут намекать на то, что вы, как человек с психическим заболеванием, не в состоянии делать то, что возможно большинство других. Это, опять же, происходит из-за отсутствия у них знаний и правильного понимания психических заболеваний.
Некоторые лица, осуществляющие уход, могут по-прежнему отрицать болезнь человека, в то время как другие считают, что они мотивируют человека на выздоровление, будучи критически настроенными и осуждающими. Иногда, если лицо, осуществляющее уход, продолжает оставаться критичным в течение длительного периода времени, это может фактически ухудшить их состояние или привести к рецидиву. Имеются данные, свидетельствующие о том, что негативно выраженные эмоции могут привести человека с психическим заболеванием к рецидиву. Отрицательно выраженные эмоции оказывают негативное влияние, а позитивно выраженные эмоции положительно влияют на психическое здоровье человека.
Q
Что означает выраженная эмоция?
A
Выраженные эмоции – это стиль общения, которому следует семья, разговаривая с человеком с психическим заболеванием. Он включает в себя пять компонентов, любой или несколько из которых могут быть отражены в стилях общения членов семьи: критичность, враждебность, чрезмерная вовлеченность, позитивное отношение и теплота. Первые три являются отрицательно выраженными эмоциями, а последние две — положительными.
Q
Как отрицательно выраженные эмоции влияют на выздоровление?
A
Исследование, проведенное Джорджем Брауном, показало, что критика, враждебность и эмоциональная чрезмерная вовлеченность, как и многие другие факторы стресса окружающей среды, имеют самую сильную связь с рецидивом и реадмиссией. Было обнаружено, что влияние выраженных эмоций является основным предиктором рецидива шизофрении.
Q
С какими проблемами сталкиваются люди с психическими заболеваниями, пытаясь понять, чего от них ожидает лицо, осуществляющее уход?
A
Они могут понять только простое пошаговое общение, так как уже запутались в своих мыслях. Они также чувствительны к эмоциям других. Больным шизофренией, у которых иногда бывают галлюцинации, сначала нужно смириться со своим состоянием и понять, что с ними происходит. Поэтому им иногда сложно понять, что происходит вокруг них. Поэтому важно, чтобы наше общение было простым, пошаговым и медленным. Теплое отношение к человеку, проявление доброты и сочувствия, сопровождаемое положительным отношением и признательностью за небольшие усилия, которые он предпринимает, может оказать положительное влияние.
Q
Относятся ли эти рекомендации ко всем видам психических заболеваний или они относятся к чему-то конкретному?
A
Это общие рекомендации, но для лиц, у которых диагностирована шизофрения и деменция, лица, осуществляющие уход, должны дополнительно разбить сообщение, чтобы связаться с человеком.
Q
Связаны ли эти проблемы с пониманием с когнитивными способностями человека?
A
Возможно, причиной может быть плохое социальное познание. Но является ли плохое социальное познание у лиц с психическим заболеванием причиной выраженных негативных эмоций у лиц, осуществляющих уход, или же сильно выраженные негативные эмоции влияют на симптомы и плохое социальное познание у лиц с психическими заболеваниями, все еще остается открытым для обсуждения.
Q
Что могут сделать лица, осуществляющие уход, если человек с психическим заболеванием отказывается принимать лекарства?
A
Воспитателям нужно запастись терпением. Им также необходимо проявлять творческий подход в общении с людьми с психическими заболеваниями, убеждая их, мотивируя и проявляя новаторский подход. Им нужно договориться и заключить с ними какой-то поведенческий контракт — возможно, они могли бы сказать: «Как у меня есть лекарство, так и у вас может быть свое лекарство». Опекун может объяснить им важность наличия лекарств и последствия их отказа. Они могли бы объяснить, что так же, как лекарства могут контролировать высокое кровяное давление, они также могут помочь в лечении психических заболеваний.
Q
Что бы вы посоветовали опекунам, которым трудно эффективно общаться?
A
Я бы сказал, что очень важно положительно относиться к любимому человеку. Также важно не говорить за них — нужно, чтобы они чувствовали себя уважаемыми и участвовали в процессе принятия решений. Это, в свою очередь, позволит им более активно участвовать в повседневной деятельности.
Q
Есть ли какие-нибудь советы, которые вы хотели бы дать лицам, осуществляющим уход?
A
1. Не говорите от имени человека. Если есть пауза или задержка перед общением, подождите, пока они ответят.
2. Избегайте разговоров на сложные эмоциональные темы в их присутствии, особенно во время кризиса. Избегайте подробных разговоров – это может сбить их с толку.
3. Избегайте предполагать, о чем они думают, их желания или потребности, даже до того, как они об этом скажут. Говорите только за себя. Слушайте, что они говорят, даже если вы с этим не согласны.
4. Если вы не понимаете их слов, попросите их говорить четче. Не пытайтесь открыть скрытый смысл самостоятельно.
5. Цените позитивное поведение человека и поддерживайте его в трудные времена.
6. Избегайте расплывчатых или неясных заявлений, так как их трудно интерпретировать и понять.