Как чувствует человек приближение смерти: Здоровье: Наука и техника: Lenta.ru

Содержание

Размышления у последней черты / Православие.Ru

Смерть всегда остается некоей величественной и пугающей человека тайной – сколько бы он ни знал о ней, сколько бы ни читал, ни слышал, ни сталкивался с ней, ни видел ее. Даже опыт пережитой клинической смерти не делает смерть как таковую более ясной и менее загадочной. Мы не знаем, как решается – не здесь, на земле, а на небесах, у Господа, – когда призвать человека в другую, вечную жизнь. Не знаем, когда этот призыв, на который невозможно не откликнуться, прозвучит в отношении наших близких, в отношении нас самих. Не знаем даже того, как именно умирает человек, что происходит с ним, почему еще за мгновение перед этим он был жив и вот – жизнь покинула его. Смерть не просто тайна, она еще и таинство.

А ведь это мгновение – мгновение умирания – так важно для нас, что ни с чем его больше и не сравнишь.
Это момент истины, когда суммируется все, что собирал в себе, в своем сердце всю жизнь человек, когда определяется с предельной четкостью – где сейчас и каково его сокровище (см.: Мф. 6: 21). Это момент самого серьезного – последнего и оттого еще более серьезного – испытания: с чем будет отходить умирающий в иной мир: со страхом или радостью, с ропотом или благодарением, с молитвой или проклятием? И вопрос тут не только в том, конечно, легко или тяжело будет человеку умирать, хоть и это немаловажно. Вопрос в другом: смирение перед волей Божией, благодарение за все – и за болезнь, и за приближающуюся смерть – могут, вкупе с покаянием, спасти и того, кто жил не вполне исправно. А ропот на Бога, проклинание участи своей способны сами по себе душу погубить.

Как заглянуть в это недалекое в общем-то для каждого из нас будущее, как узнать свое сердце, понять: будем ли готовы к испытанию смертью мы сами? В полной мере это, конечно, невозможно: было бы большой ошибкой, непростительной самонадеянностью полагать, что мы сможем все сказать себе о своем последнем часе заранее.

И все же… Все же надо чаще не только вспоминать о смерти, помышлять о ней, но и как бы поставлять себя на этот край здешнего бытия, прислушиваясь к тому, как реагирует и отзывается на это наша душа.

У священника, несущего приходское послушание и по пастырскому долгу своему регулярно навещающего на дому болящих и там же исповедующего, соборующего, причащающего их, появляется со временем некий удивительный опыт. Он, с одной стороны, уникален, а с другой – им можно попытаться поделиться, грех даже этого не сделать.

Видеть, как человек готовится по-христиански встретить смерть, помогать ему в этом приготовлении, напутствовать его перед переходом в вечность… Это труд, насколько важный и ответственный, настолько благодарный и благодатный: во-первых, потому, что милостыня духовная выше милости телесной и от Господа большей заслуживает награды, а во-вторых, оттого, что можешь увидеть: как это бывает, что происходит с человеком при приближении смерти.

Но бывает и так, что умирает человек, которого ты, священник, хорошо знаешь. Умирает не в одночасье, не внезапно, а на протяжении какого-то времени, день за днем. И ты приходишь к нему не только как к твоему пасомому, но и как к тому, кто тебе давно знаком, как к другу. И та внутренняя связь, душевная близость, которые были прежде, становятся крепче, теснее, глубже. И в какой-то момент ты чувствуешь себя проводником, который сопутствует человеку в очень непростом, опасном странствии. Проводником, который, впрочем, не идет до конца, который остается здесь, потому что еще не пришла его пора.

Наступает момент, который ты очень хорошо различаешь – именно благодаря этой глубине и силе связи между тобой и умирающим. Словно черта какая-то проходит, линия проводится, которая отделяет этого человека от всех, кто живет и будет жить. Это то состояние, которое обычно характеризуется коротким и сухим: «Не жилец!» Но это – с физической точки зрения. А важнее то, что чувствует в это время душа человека, начинающая ощущать, как все, связывавшее ее прежде, интересовавшее, занимавшее, мучившее и радовавшее, куда-то отступает, уходит. И сам он – тоже уходит.

И ты тоже это чувствуешь, и тебе дается какая-то поразительная возможность вместе с ним как бы перейти эту черту и, однако, не переходить ее. Это и есть опыт переживания таинства смерти. Ты понимаешь, что есть что-то, что знают сейчас лишь этот человек и ты – и больше никто. Он услышал определение Божие, прозвучавшее о нем: пора уходить, – определение, с которым бесполезно спорить, ведь это не приговор земных врачей, а решение одного-единственного Небесного Врача. И ты тоже это определение услышал.

Как же очевидно тогда становится, что подлинно имеет цену и что нет! В твоем сердце звучит столько раз слышанное: «Ныне житейское лукавое разрушается торжество суеты» (Последование мертвенное мирских тел. Стихиры на целование. Глас 2, стихира 3-я). И слова преподобного Исаака Сирина о том, что мир – величайший обманщик, и обман его познает человек лишь тогда, когда обнажит его мир от всего, что имел он, и вынесет из ворот собственного дома, – тоже звучат. И проникают в тебя так глубоко! Действительно – «до разделения души и духа, составов и мозгов» (Евр. 4: 12).

Человек уходит, а ты остаешься… Ты молишься о нем, переживаешь, надеешься на милость Божию к нему – твоя молитва с ним. Но ты сам – здесь. И ты знаешь, как, наверное, не знал еще прежде, ясно и хорошо, как жить на этом пространстве – до черты, которая однажды отделит от живущих и тебя. И хочешь поделиться этим знанием с теми, кто тебе дорог, да и вообще – кто только может тебя услышать. Делишься и видишь, что трудно это слушающим вместить: не чувствуют они того, о чем ты говоришь, так остро и так сильно. А проходит время, и ты сам перестаешь это так чувствовать. Словно исчезает все куда-то…

Но черта, та, последняя, никуда не исчезает. Она же в сущности уже проведена, это просто мы не знаем, в какой момент и как ее пересечем. Скоро или не скоро… В любом случае – скоро.

ГЛАВА 22 МОМЕНТ СМЕРТИ. Кто умирает?

ГЛАВА 22

МОМЕНТ СМЕРТИ

Наблюдая за многими нашими больными, когда они умирали, мы пришли к выводу, что момент смерти – это чаще всего мгновение великого покоя. Как правило, даже те, кто приближался к смерти в тревоге, перед смертью переживают раскрытие. Это напоминает смерть Робин, во время которой она, казалось, вспомнила то, что было давно забыто. Отношение к смерти, к выходу из тела, надо полагать, меняется в мгновения, предшествующие смерти. Каким-то образом человек чувствует, что все будет хорошо. Ум и сердце постепенно становятся одним целым. Один человек, который умер, а затем вернулся, чтобы рассказать нам о смерти, выразился так: «Смерть полностью безопасна».

Видя легкость, с которой люди способны умирать, я склонен относиться к моменту смерти с великим доверием, позволяющим в еще большей мере «не знать». Судя по всему, перед самой смертью многие возносятся из ада на небеса, переходят от сопротивления к великодушной легкости и уплывают.

Мы можем только догадываться о том, что такое смерть. Однако в тибетской буддистской традиции развита сложная технология переживания смерти. Некоторые медитации призывают человека познакомиться с этим ценным мгновением, практиковать умирание как средство глубокого переживания того, что лежит в основе заблуждений нашей жизни. Умирание дает возможность получить понимание того, как автоматические и, по существу, безличные процессы ума ошибочно принимаются нами за отдельное «я», за то, что мы можем потерять, за то, что мы должны защищать от смерти (см. приложение II).

Такие медитации дают почувствовать процесс растворения, который является главным физическим переживанием в переходе, называемом нами смертью. Создается впечатление, что смерть – это таяние, растворение. Каждая стадия, кажется, способствует дальнейшему растворению. Границы становятся все менее очерченными.

Внутреннее и внешнее становятся одним целым. Умирание – это постепенный процесс отхода. В различных традициях говорится, что сознанию для того, чтобы покинуть тело, требуется от двадцати минут до нескольких часов. Внутренний процесс растворения и выхода из тела сопровождается некоторыми внешними феноменами, которые врачи связывают с прекращением некоторых жизненных функций. Когда энергия, питающая отдельные системы, покидает тело, ее присутствие в этих системах становится все менее заметным. В один момент жизненные функции еще заметны, тогда как в другой это не так – хотя процесс отхода может продолжаться и дальше. Именно этот момент, когда большинство функций перестают измеряться, называется «моментом смерти». Однако смерть никогда не наступает в одно мгновение. Это постепенный процесс, который продолжается некоторое время после того, как измерительные приборы не регистрируют больше проявлений жизни. В действительности, не смерть наступает в это мгновение, а жизнь становится недоступной для наших приборов в обычном диапазоне их чувствительности.

Процесс умирания, судя по всему, представляет собой расширение за пределы тех форм, в рамках которых мы привыкли его измерять. Ниже приводится сценарий физического переживания смерти, основывающийся на древнем представлении, согласно которому тело составлено из четырех элементов (земли, воды, огня и воздуха):

Когда смерть приближается к элементу земли, то чувство массивности и твердости тела начинает ослабляться. Тело кажется очень тяжелым, а его границы, его края становятся не такими ощутимыми, как обычно. У человека нет больше ощущения присутствия «в» теле. Человек становится менее чувствительным к своим ощущениям и чувствам. Он не может больше по своей воле двигать конечностями. Перистальтика замедляется, кишки больше не работают без посторонней помощи. Органы постепенно перестают функционировать. По мере того, как элемент земли продолжает растворяться в элементе воды, появляется ощущение мимолетности и текучести. Твердость, которая постоянно усиливала отождествление с телом, начинает таять.

Все течет.

Когда элемент воды начинает растворяться в элементе огня, чувство текучести становится подобным теплому туману. Потоки веществ в теле замедляются. Глаза и рот пересыхают. Циркуляция крови замедляется. Кровяное давление падает. Когда циркуляция начинает замедляться и в конце концов останавливается, кровь стекается в самые нижние области тела. Так возникает чувство легкости.

Когда элемент огня, растворяясь, превращается в элемент воздуха, чувство тепла и холода уходят, а физический комфорт или дискомфорт не имеет больше значения. Температура тела падает, пока не достигнет уровня, когда тело начинает охлаждаться и бледнеть. Пищеварение прекращается. Чувство легкости, словно поднимающегося вверх тепла, становится основным в сфере внимания. Оно переходит в чувство растворения во все более и более тонкое пространство.

Когда элемент воздуха растворяется и переходит в собственно сознание, появляется ощущение безбрежности. Выдох становится более длительным, чем вдох, и в конце концов растворяется в пространстве. Нет больше ощущения тела или его функций, а есть только чувство расширения и соединения с пространством, растворения в чистом бытии.

* * *

Следует отметить, что каждая стадия сопровождается уменьшением субстанциональности, размыванием очертаний. Человек получает все меньше ощущений извне, но все больше чувствует безграничность внутри. Смерть или процесс умирания, надо полагать, сопровождаются у него ощущением расширения за пределы самого себя, растворением всех форм и переходом в недифференцируемое состояние.

Но вообразите себе попытки сопротивляться этому растворению, этому чувству размытия очертаний. Вообразите себе попытки уцепиться за твердое, когда оно превращается в жидкое. Стремление отстраниться от жидких форм и еще раз уцепиться за что-то твердое – и следующее за ним ощущение все большей легкости и текучести, приводящей к превращению элемента воды в элемент огня. Затем начинается охлаждение тела. По мере того как элемент воздуха и энергии расширяется и превращается в собственно сознание, тепло как бы растворяется, утекает в широту пространства. Вообразите себе попытки остановить этот процесс, попытки задержать его непрекращающееся развитие. Если вы пойдете за ним, откроетесь ему, будет только переживание расширения, таяния за пределы твердости, растворения в основополагающей реальности. Попытайтесь представить себе привязанность к тому, что тает. Возможно, эту привязанность некоторые называют чистилищем, адским страхом перед следующим раскрытием, сопротивлением тому, что есть.

Очевидно, затем человек приходит в точку, в которой все испаряется из тела и тело остается позади. Все переживают превращение элементов в порождающую их энергию. Их отдельные качества твердости, текучести, температуры и потока не являются больше доминирующими, и присутствует только свободное парение сознания. В течение нескольких мгновений осознание сияет ярче тысячи солнц, и есть переживание реальности, из которой возникает все сотворенное. Длительность переживания света, кажется, длится у разных людей разное время. Возможно, она зависит от желания открываться истине, доверия к ней и почтения, которой они ее окружают.

Это краеугольный камень воображения момента смерти, однако, в соответствии с учениями различных религиозных традиций, это только первая часть процесса. Вскоре подсознательные тенденции снова заявляют о себе и создают столько же миров после смерти, сколько ум создавал до нее. Услышав об этом продолжающемся процессе, один человек спросил: «Реальны ли эти посмертные миры?» На что нужно ответить: «Они реальны в той мере, в которой реальны вы. Но не реальнее! Фактически, они реальны в той мере, в которой вы думаете, что вы реальны».

Многие находят полезным «практиковать» умирание. С несколькими людьми я репетировал переживания, которые могут возникать в процессе умирания, чтобы они могли встретить их с ясностью и любовью. Любая подобная репетиция, разумеется, должна сопровождаться легкостью и отношением «Я не знаю», чтобы не предпрограммировать то, что случится впоследствии. Конечно, наш подход к настоящему и в смерти, и в жизни один и тот же: принятие, открытие, отпускание. Обучение умиранию – это обучение растворению прошлых привязанностей к этому мгновению; это готовность к тому, что последует, это непривязанность. Каждый день, каждое мгновение мы учимся умирать, растворяться в океане чистого бытия.

Глава Пятая БЕЗГРАНИЧНЫЙ МОМЕНТ

Глава Пятая БЕЗГРАНИЧНЫЙ МОМЕНТ «Думается мне, надобно уразуметь тот смысл, в каком Писание речет о времени и вечности». Этими словами cв. Дионисий обращает нас к самой сути мистического прозрения, ибо просветленные мудрецы всех времен и народов согласны в том, что

МОМЕНТ

МОМЕНТ СУЖДЕНИЯ ВКУСА ПО ОТНОШЕНИЮ К ЦЕЛЯМ, КОТОРЫЕ ПРИНИМАЮТСЯ В НИХ ВО

Глава 3. О смерти сознания

Глава 3. О смерти сознания Где тот момент, когда человек перестает выживать и начинает угасать? Эта точка демаркации — не смерть, в том виде, как мы ее знаем. Этот момент отмечен тем, что можно было бы назвать смертью сознания индивидуума.Величайшее оружие человека — его

Глава XXVI. ОБ ИНИЦИАТИЧЕСКОЙ СМЕРТИ

Глава XXVI. ОБ ИНИЦИАТИЧЕСКОЙ СМЕРТИ Другой вопрос — по-видимому, столь же мало понятный большинству наших современников, пытающихся рассуждать об этих вещах, как и вопрос об испытаниях, — касается так называемой «инициатической смерти». Нам часто приходится встречать в

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ ПАРТИЯ СМЕРТИ

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ ПАРТИЯ СМЕРТИ Последняя победа — Билет в сверхчеловечество — Альтернативная философия — Программа для расы — Низкоэнтропийное государство — Эволюция и Революция — Катастрофы Кювье — Предадаптация — Второе рождение геометрии — «Помятости» и

Глава XXVI. Об инициатической смерти

Глава XXVI. Об инициатической смерти Другой вопрос — по-видимому, столь же мало понятный большинству наших современников, пытающихся рассуждать об этих вещах, как и вопрос об испытаниях, — касается так называемой «инициатической смерти». Нам часто приходится встречать в

Глава восемнадцатая. Момент «грубого»

Глава восемнадцатая. Момент «грубого» Невыводимость и априорность относятся и к тем примитивным и грубым, «сырым» первоначальным побуждениям «демонического ужаса», которые стоят в начале религии и ее исторического развития. Религия начинается с себя самой, она

3. МОМЕНТ СМЕРТИ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА. ВСТРЕЧА СО СВЕТЯЩИМСЯ СУЩЕСТВОМ. ПРОШЕДШАЯ ЖИЗНЬ ПРОХОДИТ ПЕРЕД МЫСЛЕННЫМ ВЗОРОМ

3. МОМЕНТ СМЕРТИ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА. ВСТРЕЧА СО СВЕТЯЩИМСЯ СУЩЕСТВОМ. ПРОШЕДШАЯ ЖИЗНЬ ПРОХОДИТ ПЕРЕД МЫСЛЕННЫМ ВЗОРОМ Когда «Я» покидает физическое тело в тот момент, который называется смертью, оно оставляет за собой все остальные оболочки (тела). Прана уходит из

В ТРУДНЫЙ МОМЕНТ

В ТРУДНЫЙ МОМЕНТ Когда возникают трудности в борьбе, в труде или творчестве, особенно когда эти трудности велики и, главное, продолжительны — появляется уныние. Лишенная притока мужества и радости наступательная и оборонительная мощь начинает разлагаться под напором

Направление внимания в момент смерти

Направление внимания в момент смерти Если вы хотите, покинув тело, войти в самадхи, а не стать амебой, что вы можете сделать?Что вы имеете в виду под словом «вы»?Значит, все дело в сосредоточении?Нет, подождите минутку. Кого вы имеете в виду? Обычного человека?Я имею в виду

Глава 6 ТАИНСТВО СМЕРТИ ИИСУСА ХРИСТА

Глава 6 ТАИНСТВО СМЕРТИ ИИСУСА ХРИСТА Чтобы яснее понять таинство креста, надо сделать небольшое отступление и сказать об изначальном замысле [Бога о человеке]. Как известно, человек состоит (existit) из чувства, интеллекта и посредника-рассудка[169]. Ощущение стоит порядком

ГЛАВА IV Опыт смерти, или те, кто вернулись…

ГЛАВА IV Опыт смерти, или те, кто вернулись… Развитие реаниматологии и интенсивной терапии в последние десятилетия позволило вернуть к жизни огромное число ранее считавшихся безнадежными больных.Благодаря этому у многих тысяч людей, выведенных врачами из состояния

ГЛАВА 11 ПРИБЛИЖЕНИЕ К СМЕРТИ

ГЛАВА 11 ПРИБЛИЖЕНИЕ К СМЕРТИ Несколько лет назад на нашем первом семинаре по сознательному отношению к жизни-умиранию во время знакомства участников миловидная седая женщина, безо всякого смущения носившая цветную футболку, которая не могла скрыть, что обе ее груди были

Глава 9 Всемирная война и «после смерти»

Глава 9 Всемирная война и «после смерти» Видеть в своих врагах потенциальных товарищей по команде – возможно, для многих читателей это новая идея. Если вы посмотрите на приведенную ниже карту «Полоса всемирной войны», то увидите много темных участков, показывающих

Физические и эмоциональные изменения по мере приближения смерти – Библиотека медицинской информации

Обзор

По мере приближения смерти происходят некоторые физические и эмоциональные изменения. Вот некоторые вещи, которые вы можете ожидать. Если у вас есть какие-либо вопросы или опасения, поговорите со своим врачом. Чем больше вы знаете, тем лучше вы будете подготовлены к тому, что происходит.

Эмоциональные и духовные изменения

По мере приближения смерти вы можете захотеть пообщаться. Возможно, вы захотите увидеть людей и пообщаться с ними. Но люди также часто меньше интересуются внешним миром и конкретными деталями повседневной жизни, такими как дата или время. Вы можете больше уходить в себя и меньше общаться с другими людьми.

Вы можете провести время, думая о людях, которые уже умерли. События недавнего прошлого могут смешаться с воспоминаниями из далекого прошлого. Вы можете вспомнить события давно минувших лет в ярких подробностях. Но вы можете не помнить, что произошло даже часом раньше.

Столкнувшись с концом своей жизни, вы также можете столкнуться со своими собственными духовными вопросами и проблемами. Подумайте о том, что дает вам утешение и поддержку. Не стесняйтесь просить поддержки у друзей, семьи, хосписа или духовных наставников.

Физические изменения

Некоторые из распространенных физических изменений, с которыми вы можете столкнуться, включают:

  • Изменения аппетита. Возможно, по мере приближения смерти вы будете меньше есть и пить или вообще не будете есть. Изменения в вашем метаболизме означают, что вам не нужно такое же количество пищи и жидкости, как раньше. Вам могут предложить маленькие глотки жидкости или небольшие кусочки пищи, если вы в сознании и можете глотать.
  • Изменения дыхания. Вы можете дышать быстрее или медленнее. По мере приближения смерти ваше дыхание может стать влажным и шумным. Изменения дыхания обычно происходят, когда вы слабы, и в дыхательных путях и легких могут скапливаться нормальные выделения. Иногда люди чувствуют одышку. Врач может назначить лекарства или другие методы лечения, чтобы эти изменения дыхания не вызывали дискомфорта.
  • Повышенная слабость и сонливость. В конце жизни часто встречается общая слабость. Нет ничего необычного в том, что вам нужна дополнительная помощь, чтобы ходить, купаться и пользоваться туалетом. Позже вам может понадобиться помощь, чтобы перевернуться в постели. По мере приближения смерти вы можете больше спать, и вам может быть труднее проснуться. Вы можете войти в стадию, называемую комой, когда вы не просыпаетесь или вообще не реагируете. Когда вы находитесь в коме, обо всех физических потребностях (таких как купание, переворачивание, уход за кишечником и мочевым пузырем) будет заботиться кто-то другой.
  • Изменения мочевыводящих путей и кишечника. По мере приближения смерти вы будете производить меньше мочи. То, что вы делаете, может быть темно-коричневым или темно-красным. Стул (фекалии) может быть твердым и трудновыводимым (запор), поскольку потребление жидкости уменьшается, и вы слабеете. Могут помочь лекарства (например, размягчители стула или слабительные) или клизма. Когда вы станете слабее, вы можете потерять контроль над своим мочевым пузырем и кишечником. Одноразовые прокладки и нижнее белье можно получить по программе хосписа или купить в аптеке. При необходимости в мочевой пузырь можно установить мочевой катетер для непрерывного оттока мочи.
  • Видение меняется. Находясь на грани смерти, вы можете заметить, что плохо видите.

Психические изменения

По мере приближения смерти вы можете начать видеть или слышать то, чего никто другой не видит. Вы также можете стать взволнованными или быть более или менее бдительными в разное время. Это известно как делирий. Ваш опекун сообщит врачу или работнику хосписа, если у вас делирий. Лекарства могут быть назначены, чтобы помочь вам сохранять спокойствие и комфорт.

Кредиты

  • Начало страницы
  • Следующий раздел:

    Кредиты

 

Библиотека медицинской информации

Автор Себастьян Юнгер о своем предсмертном опыте и «предельной линии фронта»

Си-Эн-Эн —

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_DF6EC73B-7929-A5E8-E219-5D39D0F5A56D@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Себастьян Юнгер привык уворачиваться от пуль в зонах боевых действий, поэтому он не ожидал, что чуть не умрет на собственной подъездной дорожке.

Юнгер гулял со своей женой в лесу недалеко от своего дома в Массачусетсе, когда ему внезапно стало так плохо, что он едва мог двигаться. К моменту прибытия парамедиков Юнгер почувствовал себя лучше и неохотно сел в машину скорой помощи по настоянию жены.

В больнице врачи поняли, что у Юнгера произошел разрыв поджелудочной артерии. Это было настолько ужасно, что ему потребовалось переливание около 10 пинт крови прямо в яремную вену.

Юнгер, писатель и журналист, видит параллели между собственной медицинской травмой и смертью своего друга, фотожурналиста Тима Хетерингтона, который истек кровью от осколочного ранения, когда вел хронику гражданской войны в Ливии.

Двое мужчин столкнулись с очень разными медицинскими сценариями, но обоим потребовалось переливание крови, чтобы выжить. Юнгеру сделали переливание, а Хетерингтону — нет. Он умер по дороге в больницу.

Юнгер никогда особо не задумывался о донорстве крови, пока ему не понадобилась чужая кровь. Теперь он чувствует, что пожертвование является жизненно важной частью того, чтобы быть хорошим гражданином.

«Сдавайте кровь, голосуйте и выполняйте обязанности присяжных, и вы почувствуете, что являетесь частью чего-то большего, чем вы сами, и это одно из лучших чувств, которое может испытывать человек», — сказал он CNN.

Этот опыт не только сделал его сторонником донорства крови, но и заставил убежденного атеиста задуматься о том, что происходит после смерти.

Опыт Юнгера был ужасающим, но его также разделяют люди во всем мире и в разных культурах.

«Я не знал, что конкретно умираю. Но я знал, что меня затянет в черную яму, которая была внизу — что кажется плохой новостью — и я не хотел туда идти», — сказал он. «И тогда мой мертвый отец появился надо мной, пока я не сказал: «Убирайся отсюда, папа». Я не хочу иметь с тобой ничего общего прямо сейчас». Я нерелигиозный скептик, верно? И там был мой покойный отец, приветствовавший меня, и я не знаю, почему».

На следующий день медсестра отделения интенсивной терапии в больнице Кейп-Код сообщила Юнгеру, что он чуть не умер. Осознание было поразительным, и когда она вернулась в его комнату, «я сказал:« Я в порядке, но то, что вы мне сказали, меня действительно напугало ».

Эта медсестра предложила ему вместо того, чтобы думать о столкновении со смертью как о чем-то пугающем, «попробовать думать о ней как о чем-то священном».

Это было предложение, которое он принял близко к сердцу. Этот опыт «оставил меня с мыслью, что я буду думать о ней всю оставшуюся жизнь», — сказал он. «Я не религиозен, но я понимаю, что что-то является священным».

Опыт Юнгера был настолько трансформационным, что он пишет свою следующую книгу об околосмертных переживаниях. Он все еще находится на стадии исследования, но рабочее название — «Пульс: что поддерживает в нас жизнь и что происходит, когда мы умираем».

«Всю свою жизнь я освещал линии фронта в зонах боевых действий. Для меня это была последняя линия фронта», — сказал он.

Юнгер говорит, что медсестры хосписа часто сообщают, что в последние дни и часы жизни человека они видят мертвых в своей палате и даже разговаривают с ними. Умирающий пациент часто считает, что его уводит любимый человек.

Похоже, именно такой опыт Юнгер имел со своим мертвым отцом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *