Игры застольные для бабушек: Веселые игры и конкурсы на День пожилого человека — для бабушек и дедушек

Серпантин идей — Коллекция старинных игр или «Во что играли наши прабабушки» // Старинные игры, в которые играли наши бабушки и дедушки

Кажется, что мир изменился неузнаваемо, но попробуйте окунуться в мемуары, почитайте старые газеты и вы увидите, что многие новинки не так уж и новы, хотя имеют очень современный вид, что чувства и желания современной молодежи очень созвучны чаяниям их сверстников, живших лет сто назад. Да и некоторые игры, в которые играют дети или взрослые на модных вечеринках, имеют весьма преклонный возраст.

Правда, они имеют несколько другую окраску, описываются современным языком и в них используют другой реквизит, но от этого они только выигрывают в определенной ситуации. Согласитесь, если в игре (например «Рифмы» или «Слоги») мяч заменить красивым носовым платком,  то игра станет более романтичной.

А в развлекательных программах ретро вечеринок или на праздниках исторической тематики такая коллекция старинных  игр просто незаменима! Коллекция собрана по материалам сборника «Веселые и занимательные игры», составленный К.

Логиновой (спасибо автору!).

 

Игра «Подбери рифму» была известна еще в 19 веке. В нее с удовольствием играли по вечерам в кругу большой семьи и на камерных домашних вечеринках. 

Играющие садятся в круг. Один из участвующих в игре бросает кому-либо платок и одновременно произносит какое-нибудь слово. Тот, которому платок брошен, должен поймать его и ответить в рифму. После чего он, в свою очередь бросает платок кому-либо, произнося какое-нибудь слово.

Игрок, поймавший платок, но не подобравший рифму, штрафуется фантом, или выбывает из игры. Само собой, когда предлагаются трудные рифмы, создаются довольно смешные озадачивающие ситуации, что, конечно, очень смешит и развлекает играющих.

Советую подобрать несколько слов, на которые подобрать рифмы, особенно сложно. Например: окунь, аист.

Можно усложнить задачу. Придумать слово, на которое можно подобрать много рифмующихся слов, но при этом все игроки должны продолжать ОДИН ряд.

Например: сирень. И далее: плетень — тень -лень — сень — день…
* Вместо платка можно использовать небольшой мяч или мягкую игрушку.

 

Игра в слоги.

Игра проводится по тем же правилам, что и предыдущая, только вместо слова играющий произносит слог. Поймавший платок прибавляет слог, чтобы получилось слово. Игрок, не поймавший платок, исполняет фант.

 

Старинная игра «Почта»

Все участники этой старинной игры получают по небольшому листку бумаги, на котором каждый пишет какой-нибудь вопрос. Затем все бумажки складывают в шляпу и перемешивают.

Поочередно каждый из играющих вынимает по одной записке, и не читая вопроса, пишет на обратной стороне ответ. Ответы складывают в другую шляпу. Когда все ответы написаны, записки вынимают и зачитывают.

Удачные совпадения или, напротив, нескладность ответа на вопрос доставляют немало веселья и смеха.

Письмо

Эта игра поможет всем присутствующим сочинить-составить большое общее поздравление — пожелание к празднику.

Составить такое гранд приветствие поздравление можно и на юбилее, и на свадьбе, и на встрече выпускников. Да, собственно на любой вечеринке, где собралось много друзей.

Договорившись, какое писать письмо: поздравительное, служебное, к подруге и т. п., первый из играющих пишет на листе бумаги одну строчку, загибает ее и, говоря последнее слово строки, передает лист соседу. Сосед, сообразуясь со сказанным словом, продолжает в том же смысле, и, загнув написанное, передает листок следующему. Когда листок обошел всех играющих один или несколько раз, тогда громко зачитывают письмо.

«Живые тени».

В дверях между 2 комнатами или стенами натягивают большую простыню (экран). Играющие делятся на «актеров» и «зрителей». «Актеры» скрываются за экраном, а «зрители» садятся перед ним. За экраном ставят яркую лампу. «Актеры» поочередно проходят между лампой и экраном боком к нему (в профиль), а «зрители» стараются угадать по тени узнать того, кто проходит.   Когда все «актеры» пройдут группы меняются. Победит та команда, которая узнает больше «актеров».

«Живые картины».

Игроки изображают любую тему размещением и позами, как бы рисующими картину.  В таком положении они находятся некоторое время.

Например:

Портной.  Один игрок, продевает воображаемую нитку через ушко иголки, завязывает узел, пришивает пуговицу и т.д.

Оратор произносит перед зрителями воображаемую речь с соответствующей мимикой и жестикуляцией. Чем больше эмоций покажет актер-импровизатор, тем горячее он будет встречен публикой. Впрочем, как и в жизни)))

Можно показывать коллективные, командные сцены. Интересные идеи можно найти в литературе, или популярных песнях. Тогда такая пантомима может послужить «иллюстрацией» к тексту, а команда соперников должна будет угадать, о чем идет речь.

Побеждают все: и самые артистичные, и самые понятливые)))

 

«Обмен имен».

Играющие меняются именами. Водящий садится против играющих, вызывая по одному, задает вопросы. Вызванный отвечает от своего «нового» имени. Задача водящего отгадать, чье имя получил «подследственный». Если водящий отгадал «новое имя» своего визави, они меняются ролями.

Победителем можно объявить самого быстрого «следователя».

 

Красивая старинная музыкальная игра «Кружево».

Хорошо, если музыка, которая сопровождает игру, будет постоянно ускорять темп.

Участвуют дамы и господа. Одна из дам представляет собой «Челнок», один из мужчин — «Ткача». Остальные становятся поочередно в один ряд или в кружок, взявшись за руки, приподнимая руки, образуя свод, под которым «Челнок» должен вбегать в один свод и выбегать через следующий. «Ткач» обязан преследовать «челнок» в том же порядке.

В пылу погони и волнения игроки быстро сбиваются, и тогда свод, опускаясь, ловит зазевавшегося игрока. Если это «ткач», то мужчина из опустившегося свода занимает его место,  если ошибся «челнок» , его меняет дама из того же свода. Если оба сделали ошибку, — их заменяет пара, составляющая свод.

 

Игра «Квартиры менять».

Игроки садятся в кружок на стулья, как можно ближе друг к другу. Один из игроков стоит в центре круга. Он, а за ним и остальные кричат: «Квартиры менять! Квартиры менять!». Все вскакивают. Тот, кто посередине, старается занять новое место. Остальные игроки так же. Кто остался без места — платит фант.

 

«Стихии».

Игрок бросает платок (мяч, игрушку) другому называя стихию, например «вода». Поймавший называет животное, обитающие в стихии и передает платок дальше.
На «огонь» игроки ничего не отвечают. Тот, кто ошибся выбывает из игры. Победа достается самому внимательному.
 

«Мимика».

Игроки пишут на листочках название эмоции (чувств) — радость, любопытство и т.д. затем громко читают написанное слово, чтобы оно не повторялось. Ведущий перемешивает листки и раздает играющим.

Игрок должен показать написанное мимикой. Если игроки угадают, — игра идет дальше. Если нет ведущий может заставить платить фант.
 

«Веревочка».

В эту игру играли при дворе Екатерины II. Сохранились воспоминания придворных о новогодних празднествах, где великий князь Павел Петрович и его самодержавная родительница играли в Веревочку)))

Игроки в кругу держаться за шнурок, связанный концами. Один игрок становится посреди круга и старается ударить кого-нибудь по пальцам, ударенный сменяет его. Тот, которого хотят ударить, может опустить веревку, но сразу же ее поднять.

 

«Птицы летят».

Игроки кладут на стол указательные пальцы. Называются летающие предметы и птицы. При этом поднимаются пальцы. Если игрок поднял палец, услышав «не летающее» — с игрока фант.

 

«Охлопок».

Игроки в кругу бросают в верх охлопок (клочок) ваты, не давая ему упасть.

Каждый старается «отдуть» охлопок ближе к соседу. Если он упадет на кого-нибудь или возле игрока, тот платит штраф.

 

«Литературные герои»

Реквизит: парные карточки с мужскими и женскими именами персонажей литературных произведений: Ромео -Джульетта, Мастер — Маргарита, Печорин — княжна Мэри, и т.д.

Перед началом тематического вечера Ведущий раздает карточки гостям (или они лежат на столиках у каждого прибора). Когда подходит время танцев Ведущий предлагает участникам найти свою пару и пригласить на танец.

 

Любимая старинная игра «Шарады»

Шарада — очень популярная салонная игра в прошлом.

«Шарада — загадка, в которой слово разбивается на части, каждая из которых представляет собой более короткое слово, которое «шифруется» в виде загадк. Отгадав все части слова, получим ответ на всю шараду».

Если сейчас шарады в основном разгадывают любители головоломок, то во времена оны шарады становились гвоздем программы. Немало тому примеров можно найти и в литературе.

«Простые шарады»

Каждый из играющих говорит на ухо соседу разгадку своей шарады, чтобы не было обмана, а потом предлагает шараду всей компании. Отгадывают по очереди.

Так играли, но в наше время неискушенным в этой забаве игрокам, пожалуй, будет логичнее. если Ведущий будет зачитывать имеющиеся шарады, а игроки (или команды) постараются найти ответ.

Например:

Первое мое — есть вещество, без которого сапожник не может сшить сапоги; второе то же, а целиком — черствый, грубый человек. (Варвар)

На первом охотно бывают девушки; второе для девиц не нужно, но для мальчиков необходимо при многих играх. На целое приятно выйти из душной комнаты.

(Балкон)

Слов. из которых легко составить шарады, немало. Вот несколько: вино-град; пас-порт; град-ус; лов-кий; вор-он; о-лень.

«Шарады в стихах»

Играют так же. как и в предыдущую игру, но загадки, как видно из названия, предлагаются уже рифмованные.

Слог первый мой — число,

Второй же плод полей,

А целое хранит и днем,

И средь ночей.

(Сторож)

Первое можно засеять вторым,

А в целом мы часто на даче лежим.

(Гамак)

Первое — нота, второе — то же,

А целое — на горох похоже.

(Фасоль)

Мой первый слог — животное морское,

За ним охотятся порой.

А междометие — второй.

Все — государство.

Но какое?

(Китай)

Мое начало — буква алфавита,

Она всегда шипит сердито,

Второго корабли боятся

И обойти его стремяться.

А целое весной летает и жужжит.

(Шмель)

В приморских городах мой первый слог бывает,

И часто от беды он корабли спасает.

Второй давно исчез — имел трех сыновей,

Знакомство с Бахусом свел первый из людей.

А целое на всех по моде одевает.

(Портной)

Начальное мое полезно лишь для дам

И украшением бывает их убора.

Последнее — титул, который без разбора

Дают всем в Польше господам.

А целое — цветок пленительный для взора!

И украшение садам!

(Тюльпан)

Шарады в действии

Особой популярностью пользовались шарады в действии. В этом варианте загадки не рассказывали, а показывали: сначала первую часть слова, вторую, а в заключении — целое слово.

Общество (так в первоисточнике) делится на две половины. Одна выбирает шараду, выходит в соседнюю комнату, репетирует, а потом показывает свою загадку. Вторая часть компании отгадывает, что актеры хотели изобразить.

Затем команды меняются ролями.

В то далекое время к таким аттракционам  готовились основательно: даже костюмы подготавливали. Однако, в случае сложности образа допускалось иметь не полновесный костюм, а лишь небольшие детали — намек на образ, чтобы можно было догадаться, кого вы представляете. Иногда хватало шали на плечах, повязанного платка, или венца из бумаги.

Главное условие — хорошо распределить роли, согласно способностям и темпераменту играющих.

Вот несколько шарад, которые могут быть обыграны в данной затее:

Пароль

Па — показать урок танцев.

Роль — показать актера, который учит свою роль.

Пароль — показать картинку из шпионской жизни

Баснописец

Басня — Показать «иллюстрацию» к басне Крылова (см. игру «Живые картины»).

Писец — переписчик бумаг, или сцена, где писарь уверяет, что не знал содержания бумаги, потому что не читал ее, а только переписывал.

Баснописец — бюст Крылова, на который надевают венок.*

*Честно говоря трудно представить, как изобразить «бюст Крылова», но так в оригинале. И в конце концов, не глупее е мы наших предков)))

Летописец

Лето — летняя сценка

Писец — писарь, которому приносят бумаги для переписки

Летописец  — первая сцена из «Бориса Годунова» А. С. Пушкина. Пимен пишет в келье. Откладывает перо, и говорит: «Еще одно, последнее сказанье,…»

Доклад

До — учитель пения заставляет учеников брать «до». Один из учеников беспрестанно спадает с «до».

Клад — найденный клад; можно представить картинку, изображающую искателей клада; или пиратов, которые прячут клад.

Доклад — кто-нибудь за кафедрой читает доклад; или кто-либо докладывает начальнику о служебном деле.

Учитель

Учи — воспитатель, заставляющий ученика твердить урок

Тель — Вильгельм Тель, стреляющий в яблоко, положенное на голову сына.

Учитель — школа; ученики встают, когда входит учитель.

 

Вот таким историческим экскурсом можно украсить вечеринку. А Вам, друзья, понравилось?

Автор Елена Асташкевич

Специально для сайта https://serpantinidey. ru

  

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Сценарий игровой программы «Кофейный турнир».

Сценарий корпоративной вечеринки «Давайте говорить друг другу комплименты»

Сценарий банкета тематической «гангстерской свадьбы»

Веселые командные игры к Дню Студента (Татьянин День)

Конкурсы на День Святого Валентина. Экспресс-вечеринка.

Сценарий игровой программы «Кубик».

 

Главные блюда и застольные традиции татар Поволжья • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсКраткая история татарАудиолекцииМатериалы

Сколько слоев в свадебной губадие, кого зовут на аш и легенда о чак-чаке

Автор Людмила Губаева

В культуре татар Поволжья объединены традиции нескольких народов: булгар, которые построили здесь государство в X веке, среднеазиатских тюрков, кото­рые принесли на эти земли ислам, и пестрого многонацио­нального войска (его мы при­выкли называть татаро-монгольским), которое уничтожило Волжскую Булгарию в XIII столетии и построило на ее террито­рии новое государство.

Татарская кухня испытала на себе влияние практически всех соседей: и рус­ских, и чувашей, и марийцев, и башкир. Бойкая международная торговля тоже приносила свои плоды — новые продукты, специи, блюда. И, конечно, важную роль в татарской кухне всегда играли традиции ислама.

Аш — ритуальное застолье

В переводе с татарского слово аш значит «еда» и, в частности, «суп». А еще так называют традицию ритуального застолья. Современные татары-мусульмане проводят аш в честь никаха (обряда бракосочетания), рождения ребенка, в па­мять о родствен­никах, во время священных праздников. Обычно аш проходит в семейном кругу. Каждая мусуль­манская семья сама решает, когда его прове­сти, но начинается он всегда одинаково — с чтения Корана.

Обязательный участник любого аша — пожилая женщина, уважаемая в общине (например, абыстай — супруга муллы, мусульманского священника), или муж­чина, умеющий читать Коран на араб­ском языке. Иногда, по особым случаям, это сам мулла, который может произнести небольшую пропо­­ведь. Коран и хадисы (предания о словах, действиях и по­ступках Мухаммада) слушают перед началом трапезы, но уже сидя за накры­тым столом. В комнате стоит тишина, которую прерывает только чтение на арабском языке. Это самая важная часть аша, его основной смысл.

Татарская женщина. XVIII век Wikimedia Commons

Алкоголя на аше нет: это запрещено шариатом. Вся еда халяльная  То есть это пища, разрешенная мусульманам., но что подавать, каждая хозяйка решает само­стоятельно. Скорее всего, на столе обязательно будет чак-чак, кош-теле (дословно «птичьи язычки» — хворост из теста, обжаренный в масле), различные пирожки из дрожжевого теста, сухофрукты. Может присутствовать коймак (блинчики).

Стол должен быть обильным, его готовят заранее. К моменту, когда гости рас­са­живаются, на нем уже стоят фрукты, ягоды, свежие или засоленные овощи, выпечка, сладости. Современная традиция допускает наличие рыбных и мяс­ных закусок, напри­мер копченой рыбы или казы, то есть конской колбасы.

До нынешних времен аш, как и любое татарское застолье, начинался с чая. Сейчас до подачи горячих блюд на стол ставят компоты, соки или воду.

Горячий обед начинается с супа, и чаще всего это токмач — лапша в курином бульоне. Лапша должна быть очень тонкой. Сейчас традиция уходит, но когда-то считалось, что хорошая невеста обязана уметь нарезать лапшу «в паутинку». Более того, из двух невест могли выбрать ту, что режет лапшу тоньше. Традиция учить девочек с самого раннего детства раскаты­вать и резать лапшу была характерна и для мусульман, и для кряшен — крещеных татар.

После супа на стол выносят второе, в роли которого часто выступает большой пирог губадия (тат. гөбәдия) или зур-бэлеш (тат. зур бәлеш). Зур-бэлеш начиняется карто­фелем, мясом (гусятиной или говядиной) и луком. До конца XIX века, когда картофеля татары не знали, в зур-бэлеш клали крупу, чаще всего полбу. Это сытный и очень нарядный пирог.

Есть бэлеш полагается ложкой: поскольку теста в нем значительно меньше, чем обильной начинки, то сначала с него снимают верхнюю «крышку», и эти кусочки теста раскладываются по тарелкам порционно вместо хлеба. Рядом накладывают начинку. После этого раздают нижний слой бэлеша, мягкий и пропитанный соком от начинки; многие считают его самой вкусной частью пирога. Низ бэлеша получают пожилые гости, например абыстай.

В заключительной части аша, перед тем, как подать чай, на столы могут вынести картофель и мясо (говядину или курятину, вареную или тушеную). Картофель — современное нововведение, дань привычке есть мясо только с гарниром. До XX века на стол ставили просто нарезанное кусками мясо, которое раздавали гостям; самые жирные части доставались самым уважаемым из присутствующих.

Заканчивается аш чаепитием. Тут вступают в дело многочисленные сладости, которые стоят на столе с самого начала трапезы.

Смысл аша заключается не только в том, чтобы сытно и вкусно накормить гостей, но и в соблюдении религиозных традиций. Поэтому еще одна обяза­тельная часть аша — раздача каждому гостю садака, подарков в честь Аллаха: это могут быть платки, отрезы ткани, куски мыла или другие мелочи. Чтецы Корана получают более весомые подарки, чем осталь­ные.

Кроме того, каждый гость уносит с собой гостинец со стола (тат. күчтәнәч). Аш накры­вается с таким расчетом, что после него всегда остается достаточное количество еды, чтобы раздать уходящим. Поэтому вернуться с аша можно с куском пирога, фруктами, чак-чаком или кош-теле — с тем, что завернет с собой хозяйка.

Татарское чаепитие

Считается, что чай в Поволжье привезли еще монголы, когда завоевывали Великую Булгарию, в XIII веке, но по-настоящему этот напиток закрепился в XVII веке, когда Российская империя наладила торговые связи с Китаем. В начале XVIII века чай в России можно было купить только в Москве, Петер­бурге и Казани.

В XIX веке в Казани было уже пять крупных чайных домов и 27 лавок, где продавали спрессованные плитки из Китая. И если в XVII веке чай был очень дорог и пили его только в зажиточных семьях, а простые люди употреб­ляли его как лекарство или по празд­никам, то к XIX веку чаепитие прочно вошло в татар­ский быт, а самовар стал едва ли не главным предметом в доме. Этно­граф Николай Воробьев писал о том, что если семья продает или закла­дывает самовар, то это значит, что она дошла до полной нищеты и готова лишиться самого дорогого.

Чаепитие в доме муллы. Уфимская губерния, 1911 год Сообщество «Старинные татарские фотографии \ Иске сүрәтләр» / «Вконтакте» 

Татары всегда пили чай очень горячим, практически кипящим. Эта традиция сохранилась и сегодня. Молоко в чай тоже было принято добавлять подогре­тым — чтобы температура в чашке оставалась высокой. Часто, чтобы сэкономить заварку и добавить чаю аромата, вместе с чайной плиткой заваривали травы: душицу (тат. мәтрүшкә, в некоторых диалек­тах йылыут), чабрец и зверобой. Сахар в чай не клали: его ели только вприкуску, чтобы не портить вкус напитка.

Традиционный чайный стол очень обилен: масло, мед, кабартма (пышки из дрожжевого теста), уже упоминавшиеся кош-теле и чак-чак, орехи, сухо­фрукты, пастила из яблок и ягод. По правилам гостеприимства, любого человека, пришедшего в дом, надо накормить, но при этом трапеза может ограничиться бесконечно длинным чаепитием с подачей сладостей и выпечки.

Чай сам по себе тоже входит в любую традиционную трапезу. Татарский писатель Рабит Батулла в своем исследовании татарской кухни  «Татар дәстарханы», 2009 приводит такой порядок блюд в старинных застольях:

Чай
Бэлеш
Шулпа (токмач)
Какое-нибудь второе блюдо, например жареная курица
Калжа (крупные вареные куски мяса конины, говядины)
Рисовая или пшенная похлебка
Какое-нибудь второе блюдо, например жареная рыба
Карта (вареные внутренности коня)
Бешбармак

Чай
Жареная баранина
Куллама с салмой
Фрукты
Кумыс (мед или буза  Буза — слабоалкогольный напиток из проса, гречихи, ячменя и т.  п.)

Через большую паузу снова подается чай

По словам Батуллы, такой порядок подачи блюд сохранился в мишарских деревнях  Мишари — субэтнос татар Поволжья и Приуралья. до сих пор.

Народная любовь к чаю отразилась в татарских пословицах и поговорках, например «Чаю выпил — на душе лето настало» или «Когда женщина узнала чай, то забыла о пряже».

Губадия

Это огромный пирог из пресного теста с несколькими слоями начинок, кото­рый традиционно пекли на свадьбу. Есть разные виды губадии: сладкую подают к чаю, мясную — как второе блюдо. Сегодня губадию делают с рисом, а до XX века в составе многослойной сладкой начинки были в основном ягоды и сухофрукты. Впрочем, сухофрукты были непременным ингредиентом и мяс­ной губадии тоже. Некоторые этнографы упоминают, что их считали оберегом, способным уберечь молодоженов от дурных предзнаменований.

Обязательный ингредиент губадии сегодня — это корт, специальным образом подготовленный творог: его на протяжении четырех-семи часов томят на огне, смешивая с сахаром и сливочным маслом. Получается коричневая рассыпчатая сладкая масса, которая очень долго хранится и имеет характерный привкус топленого молока. Несколько веков назад корт было принято брать в долгие путешест­вия: он очень сытный и долго не портится.

 Губадия с кортом, рисом, яйцом и изюмом © Егор Алеев / ТАСС

Количество слоев в свадебной губадии не слу­чайно: оно символизировало коли­чество дней, которые молодой муж может оставаться в доме жены и ее родителей после бракосочетания. Дело в том, что во многих деревнях жена переезжала к мужу не сразу: сначала муж оставался на несколько дней в доме ее родителей, потом несколько недель приезжал по четвергам, и только после этого жена переезжала в дом мужа. Такое раздельное проживание имело в том числе экономическое значение: калым за невесту родители жениха не всегда могли выплатить сразу. Так что жена отправлялась к ним в дом только после того, как ее семья получит все, что полагалось по предсвадебному договору.

Татарские женщины на кухне. 1860 годBritish Library

Таким образом, в губадии могло быть от пяти до девяти слоев. На свадьбе ее торжест­венно разрезал кто-либо со стороны жениха (обычно отец). Делалось это одним медленным движением, чтобы открыть сразу все начинки и прове­рить, как пропекся пирог. Пропечь все слои равномерно в деревенской печи было непро­стой задачей. Если внутри губадия оставалась сыроватой, то прямо во время свадьбы начинали печь новую. После праздничного застолья ее делили по числу гостей и давали им с собой в качестве гостинца. Если же губадия получалась с первого раза, то ее сначала делили на четыре части, одну из которых посылали в дом жениха (для тех родственников, кото­рые не смогли прийти на свадьбу), а остальные съедали на свадебном застолье.

Перед тем как разрезать губадию, отец жениха должен был накрыть ее поло­тенцем и положить на него деньги — совершить своеобразный обряд выкупа пирога.

Сегодня татары воспринимают губадию как лакомство к чаю, а начинка в ней состоит из слоя корта и сладкого риса с сухофруктами. Но ни одна свадьба по-прежнему без нее не обходится. Как и без чак-чака.

Чак-чак

Чак-чак — крохотные кусочки сдобного теста, обжаренные в масле и склеен­ные между собой медовой глазурью, самое известное татарское блюдо.

По мнению большинства этнографов, татары унаследовали рецепт чак-чака от булгар. Для его изготовления нужны только локальные продукты: в нем нет ни сухофруктов (которые везут из Средней Азии), ни специальных пряностей. Только мед, масло, яйца, молоко и мука.

Татарский этнограф Каюм Насыри в XIX веке приводил булгар­скую легенду, согласно которой хан заказал придумать к свадьбе сына новое угощение. Но не простое, а праздничное, легкое в приготовлении, непортя­щееся, вкусное, сытное и такое, чтобы воины могли есть его на ходу. По легенде, блюдо, отвечающее всем условиям, изобрела жена одного пастуха.

Девочки с чак-чаком. Болгарский музей-заповедник, 2017 год © Егор Алеев / ТАСС

На свадьбе хан наделил чак-чак всевозможными символическими значениями: обилие шариков из теста обозначало многочисленное потомство, которое появится у молодоженов; склеенные между собой кусочки олицетворяли связь между супругами; золотистый цвет блюда — сияние монет; речи супругов должны были быть такими же сладкими, как мед, а форма блюда — горка — была пожеланием того, чтобы дела у молодых шли только вверх.

Возможно, Насыри что-то добавил от себя, но чак-чак прочно вошел именно в свадебную традицию — современная татарская свадьба без него не обходится. Чак-чак играет в ней и роль русского каравая: после обряда бракосочетания молодым выносят чак-чак на полотенце, и они кусают его с двух сторон. У кого во рту окажется больший кусок, тот и будет руководить в доме.

В то время как губадию для свадьбы в разных деревнях могли готовить как в доме невесты, так и в доме жениха, чак-чак всегда делали у невесты. Он считается женским блюдом. Его, как губадию, тоже делили на четыре части, и четверть отправляли родственникам жениха, не присут­ствовавшим на свадьбе.

Название чак-чак некоторые специалисты воз­водят к имени персонажа поли­теи­стического пантеона древних булгар. Оно произносится как Чагы или Чага, и этот персонаж якобы отвечает за семейный очаг и достаток. Но это непод­твержденная информация — большинство этнографов все-таки склонны считать, что название блюда происходит от сходного по звучанию татарского слова, которое переводится как «чуть» (кусочки теста очень маленькие, чак-чак собран из множества мелких «чуть-чутей»).

Казы и другие блюда из конины

Конина (тат. җылкы) в традиционной татарской кухне имела очень важное значе­ние. Ислам запрещает есть свинину, поэтому основные виды мяса для татар-мусульман — это баранина, говядина и конина. В отличие от сви­нины, баранины и говядины, поедание конины в исламе четко не регламен­тировано, поэтому разные мусульманские народы решают этот вопрос по-разному. Конину едят не только татары, но и казахи, киргизы, башкиры, узбеки и многие другие народы, которые изначально были кочевыми и жили в степи. Конь давал им все — и пищу, и одежду, и сбрую, и дом (шкурами лошадей укрывали юрты) — был источ­ником жизни во всех смыслах. А вот арабы и турки конину не едят: для них конь — это в первую очередь соратник по битве, употреблять его в пищу зазорно.

Казы © Sara Yeomans / CC BY 2.0

Степняки, в том числе и татары, всегда четко разделяли коней для скачек, для войн, для работы и для пищи. Разумеется, скакунов и тягловых коней не ели. Для стола выращивали особых лошадей (их и называли җылкы). Как пра­вило, в пищу шла молодая кобыла от двух до четырех лет. Из подгрив­ного пласта жира делали аналог соленого сала, мясо шло на тушение, жарку, его вялили, из него варили похлебку. Внутренности тоже подготавли­вали особым способом и ели.

Татары. Английская гравюра. Около 1880 года Getty Images

На современном татарском столе конины стало немного: все-таки говядина и мясо птицы в Поволжье более доступны и распространены. Но татары продолжают готовить из нее бешбармак, тушить мясо и делать знаменитую казы — конскую колбасу. Многие называют ее казылык, но это не совсем корректно: казылык — это только начинка для приготовления колбасы.

Традиционные рецепты предполагают исполь­зование мяса брюшины с добав­лением кусков филе. Мясо должно быть очень жирным — примерно на 30–40 %. Готовится настоящая казы долго: ее вялят примерно три месяца. Всего век назад казы ели постоянно, по крайней мере в зажиточных домах, — сегодня это скорее деликатес.

Гусь

Мясо гуся и утки в татарской кухне очень попу­лярно. Его добавляют в начинки для мясных пирогов, жарят, варят и запекают. Праздничные варианты эчпочмака (знаменитых треугольных пирожков с мясом и картошкой) вклю­чают гусятину или утятину, а вовсе не говядину. Некоторые этнографы утверждают, что водо­плавающие птицы имеют в татарской культуре сакральное значение.

Татарский праздник Гусиного пера. Сахаево, 1998 год © Виктор Воног / ТАСС / Diomedia

Очень важную роль гусь играл на свадьбе. Его подавали как заключительное блюдо основного застолья, перед финальным чаепитием. Гусь символизировал достаток; в некоторых деревнях деньги для молодых и сегодня собирают именно при выносе гуся.

Разделкой гуся занимался специально назна­ченный человек: это мог быть только мужчина, и выбирала его сторона жениха. Ему вручался специальный ритуальный нож (длинный и широкий), и мужчина должен был разделить птицу на части таким образом, чтобы не повре­дить кости (это считалось плохой приметой).

Процесс разделки часто сопровождался комментариями. Например: «Невеста, ты много летала, обрезаю тебе крылышки. Когда придут родственники — не стой с опущенными руками (отрезается левое крыло). Жених, чтобы руки не были длинными — отрезаю тебе их (отрезается правое крыло гуся). Чтобы глаза твои не смотрели в другое место — обрезаю тебе шею (отделяется шейка птицы). Чтобы без жены не ходил никуда — обрезаю тебе ноги». И так далее.

После этого участникам застолья раздавали птицу в строго определенной последовательности: каждая часть тушки имела свое значение. В разных деревнях есть разные интерпретации того, какую роль будут играть в семейной жизни разные части птицы. Например, в одной из деревень голову гуся отре­зали, «чтобы жена не перешагнула через голову мужа», а крылья — «чтобы муж был верен в семье». Очень часто крыло должна была съесть невеста: как и в рус­ской ритуальной традиции, это символизировало уход девушки из родного дома.

Современную татарскую свадьбу тоже сложно представить себе без гуся, запеченного целиком. Но сегодня это просто дань традиции и дорогое торжественное блюдо.  
 

Курс создан при поддержке компании «Татнефть»

Изображения: Приготовление пищи в татарской семье. Литография Фридриха Вильгельма Гёдше. 1835 год
Science Museum London / Diomedia

Теги

Еда
Азия

Николай Полисский: «В искусстве было все, не было только тебя»

Новая серия документального сериала «‎Художник говорит» — об основоположнике русского ленд-арта. А также материал о 10 его главных работах

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

11 минут

1/5

Откуда взялись татары

Где ищут предков татар, что на самом деле связывает татар с монголами и какую роль в татарской истории играла Золотая Орда

Где ищут предков татар, что на самом деле связывает татар с монголами и какую роль в татарской истории играла Золотая Орда

7 минут

2/5

Золотая Орда и что из нее вышло

Как Золотая Орда всех перемешала и переделала и почему татары после Золотой Орды — это те самые татары

Как Золотая Орда всех перемешала и переделала и почему татары после Золотой Орды — это те самые татары

8 минут

3/5

От взятия Казани до строительства мечетей

Как российская власть училась жить с мусульманским населением

Как российская власть училась жить с мусульманским населением

8 минут

4/5

Татары между Востоком и Западом

Как татарская культура связана с исламом и как она разворачивалась к Западу

Как татарская культура связана с исламом и как она разворачивалась к Западу

10 минут

5/5

Как Советский Союз перепридумывал татарскую культуру

Что происходило с культурой и языком татар после революции 1917 года

Что происходило с культурой и языком татар после революции 1917 года

Материалы

Путеводитель по татарской истории в памятниках архитектуры

От Астрахани до Ярвенпяа

Главные блюда и застольные традиции татар Поволжья

Губадия, аш, казы и чаепитие с чак-чаком

Сабырлык, азатлык и другие важные татарские слова

Без чего нельзя понять татарскую культуру

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

До повышения стоимости подписки осталось

.

Успейте купить сейчас

.

лучших настольных игр для бабушек и дедушек

Ищете лучшие настольные игры для бабушек и дедушек? Поиск игр, в которые можно играть с бабушкой и дедушкой, помогает сплотить семью, предоставляя расслабляющее занятие для всех участников. Эти игры также являются отличным способом тренировки вашего мозга, а также являются социально приемлемым способом показать членов вашей семьи. Имейте в виду, что все это весело, и не забывайте проводить время со своей семьей, ведь это самая важная часть игр.

More Than Meeples — ваш дружелюбный местный австралийский онлайн-магазин настольных игр, предлагающий фиксированную цену в 10 долларов США с доставкой по всей Австралии. У нас постоянно растет выбор настольных игр, коллекционных предметов и комиксов. Свяжитесь с нами, если у вас есть запрос, и мы сделаем все возможное, чтобы найти идеальную игру для вас и вашей семьи.

Наши лучшие настольные игры для бабушек и дедушек

Azul

Красивая игра с размещением плиток, которая может быть расслабляющей или беспощадной, и требует от игроков создания наборов узоров, чтобы набирать очки. Дайте волю соперничеству и посмотрите, кто может быть самым подлым, или откиньтесь на спинку кресла с напитком и наслаждайтесь беседой, рассматривая красочные плитки.

Среднее время игры : 30-45 минут
Рекомендуемый возраст : 8+
Количество игроков : 2-4
Сложность (Вес BGG) : 9003/5

Kingdomino

Создавайте и расширяйте свое королевство с помощью плиток в форме домино, чтобы зарабатывать очки. Одна из лучших настольных игр для бабушек и дедушек и всей семьи благодаря своей простоте, скорости и красоте.

Среднее время игры : 15 минут
Рекомендуемый возраст : 8+
Количество игроков : 2-4
Сложность (Вес BGG) : 1. 22/5

Deep Sea Adventure

Испытайте удачу в поисках сокровищ на дне океана, убедитесь, что вы вернулись на подводную лодку, иначе вы умрете и потеряете все свои сокровища. Компактная и простая в игре, семья может весело провести время, споря о том, кто кого убил.

Среднее время игры : 30 минут
Рекомендуемый возраст : 8+
Количество игроков : 2-6
Сложность (Вес BGG) : 1.17/5

Tichu

Современная классическая карточная игра, основанная на использовании всех карт в руке и сборе комплектов. К системе подсчета очков может потребоваться время, чтобы привыкнуть, но это одна из самых социальных игр, в которую можно играть с бабушками и дедушками.

Среднее время игры : 60 минут
Рекомендуемый возраст : 10+
Количество игроков : 4
Сложность (BGG Weight) : 2.34/5

Кодовые имена

Сложная командная игра, в которой для победы нужны хитрые намеки. Считается одной из лучших настольных игр для бабушек и дедушек благодаря высокому уровню взаимодействия, простоте и большому количеству игроков.

Среднее время игры : 30 минут
Рекомендуемый возраст : 14+
Количество игроков : 2-8
Сложность (BGG Weight) : 1.203/5

Lanterns the Harvest Festival

Приятная игра с размещением плиток, в которой игроки должны украсить дворцовое озеро своими фонарями. Красочный и простой для понимания фонарь популярен среди всех членов семьи, а также может служить воротами в другие игры.

Среднее время игры : 30 минут
Рекомендуемый возраст : 8+
Количество игроков : 2-4
Сложность (BGG Weight) : 1.57/3

Splendor

Игроки развивают свои карты и собирают драгоценные камни, чтобы произвести впечатление на знать и получить известность. Splendor — увлекательная семейная игра с привлекательными элементами, которая быстро становится современной классикой.

Среднее время игры : 30 минут
Рекомендуемый возраст : 10+
Количество игроков : 2-4
Сложность (Вес BGG) : 1.79/5

Нужно больше семейных развлечений?

Хотя мы думаем, что перечисленные выше игры превосходны, в нашем ассортименте семейных настольных игр есть из чего выбрать. Купить настольные игры онлайн в магазине More Than Meeples легко, так что пусть дети отложат планшеты и проведут некоторое время вместе в эти выходные. Не знаете, что выбрать? Свяжитесь с , если вам нужен совет или у вас есть вопросы. Наша команда будет рада помочь вам найти следующую любимую игру вашей семьи.

Лучшие настольные игры для всей семьи.

Фотоиллюстрация Slate. Фото Аномия Пресс.

com/_components/disclaimer/instances/ckw1fugki004nuej8lh2nv4p1@published»> Slate поддерживает отношения с различными интернет-магазинами. Если вы покупаете что-то по нашим ссылкам, Slate может получать партнерскую комиссию. Мы обновляем ссылки, когда это возможно, но обратите внимание, что срок действия сделок может истечь, и все цены могут быть изменены. Все цены актуальны на момент публикации.

В поисках идеального подарка? Прочтите дополнительные руководства по праздничным подаркам от Slate  здесь .

В один из выходных в День Благодарения около десяти лет назад я играл в игру Skip-Bo со своей женой, детьми и родственниками. В какой-то момент в середине раунда я перетасовывал карты, когда наш девятилетний сын пожаловался, что я потревожил одну из стопок сброса, которые он аккуратно разложил перед ним. Тихо, но с негодованием он сказал: «Из-за вашей перетасовки моя стопка десяток затрепетала».

Этот молодой человек сейчас учится в колледже, и следующей осенью его брат уедет из дома, оставив нас с женой с пустым гнездом. Но я ожидаю, что всю оставшуюся жизнь, когда наши дети вернутся домой или приедут мои родственники, мы будем вместе смеяться над этой трепещущей стопкой десяток. Потому что именно в этом суть семейного игрового вечера: создание моментов, которые становятся легендами, передаваемыми из поколения в поколение.

Самое сложное — найти хорошую веселую игру, в которую сможет играть каждый. Особенно во время праздников за столом собирается как можно больше людей: первоклассники, подростки, родители и старшеклассники. Но есть проблемы, которые нужно преодолеть. В некоторых играх правила слишком сложны для очень маленьких или очень старых. Некоторые вознаграждают жизненный опыт, ставя детей в невыгодное положение. Некоторые требуют физической ловкости, ставя в невыгодное положение хилых. Некоторые лучше играют с меньшим количеством людей. Некоторым просто нужно слишком много времени, оставляя всех измученными и раздражительными.

Понятно, что многие семьи придерживаются резервных «простых» игр, таких как Uno , Sequence , Извините и Yahtzee . И ни в том, ни в другом нет ничего плохого. Uno , в частности, является почти идеальной игрой для разных поколений: проста в освоении, подходит для больших групп, в нее можно играть короткими очередями (или в течение эпических сессий для тех, кто любит такие вещи) и требует достаточной стратегии. чтобы занять даже самых остроумных членов семьи.

  1. Мы думали, что покупка этого товара сделает 2021 год лучше. Мальчик Были Мы Неправы.
  2. У каждого домашнего повара должно быть два таких
  3. Путеводитель по праздничным подаркам, составленный только из вещей, цены на которые не выросли из-за инфляции
  4. Подарки, которые мы втайне желаем, чтобы люди на самом деле купили для нас

Но если вы ищете что-то новое, чтобы попробовать со своими родными в этом году — и, я надеюсь, на многие годы вперед — вот несколько советов для игр, которые обычно недороги, несложны, отлично подходят для групп и достаточно сложны. для опытных игроков и случайных игроков, чтобы наслаждаться вместе. Безопасный возрастной диапазон для всех из них — от 7 до 77 лет; но многие младшие дети и пожилые люди смогут присоединиться.

Аномия

Если ваш опыт игры с Аномия чем-то похож на мой, я гарантирую, что после того, как вы сыграете всего несколько раз, в вашей семье появится множество новых шуток. Аномия — это динамичная версия игры для вечеринок типа «назови первое, что придет в голову» (например, Scattergories ). Игрокам предлагаются карточки с широкими категориями, такими как «заправка для салата», «амфибия» или «супергерой», и первый человек, который назовет чего-либо, что соответствует , получает очко. Панические, спонтанные ответы часто до смешного ошибочны, но могут быть и удивительно проницательными. Вы можете быть потрясены, узнав, что ваш старшеклассник знает имя известного джазового музыканта или что ваш дедушка слышал о Бейонсе. Или, как в нашем доме, вы можете годами смеяться над тем, как ваш семилетний ребенок должен был придумать что-то для категории «причина смерти» и выпалить: «Убийство!»

Фаркле

Yahtzee уже давно является надежным местом для семейных встреч; но это далеко не единственный хороший вариант из жанра игр в кости «бросай и пиши». Farkle — игра, похожая на Yahtzee , даже лучше, чем Yahtzee , потому что она сочетает в себе знакомые правила «создавайте сеты и стриты из бросков костей» с захватывающим элементом риска «все-в-одном». Тот, кто контролирует кости, может продолжать кидать и накапливать очки столько, сколько захочет — пока он не решит остановиться или пока не достигнет общей цели в 10 000 очков. Но если они когда-либо выбрасывают что-то бесполезное, они теряют все, что набрали в этом ходу. Farkle — игра, побуждающая игроков рисковать; и это также позволяет людям делать большие, захватывающие возвращения… материал семейной легенды.

Руммикуб

Я рекомендовал эту игру раньше, и не зря: это фантастическая вариация классической карточной игры. Дети, их бабушки и дедушки играют в Рамми на протяжении поколений. Руммикуб , который существует с 1940-х годов, заменяет карты пронумерованными пластиковыми плитками, но по-прежнему следует основным правилам Рамми: игроки «соединяют» эти плитки в как можно больше наборов и тиражей. Помимо своего оборудования, что устанавливает 9Отличие 0005 Rummikub в том, что по мере того, как раунд продолжается, людям разрешается проявлять все большую изобретательность в своих движениях. Наборы и наборы, уже лежащие на столе, являются честной игрой для любого, кто может разобрать и собрать их в новые сочетания; так что к концу большинства раундов Rummikub каждый ход превращается в сложную и невероятно интересную головоломку, поскольку игроки лихорадочно перемещают фигуры, пытаясь избавиться от последней из своих плиток.

Квиркл

Существует целый поджанр игр с соединением плиток, которые похожи на Scrabble , но в которых вместо букв используются формы и цвета, а это означает, что игрокам не нужно хорошо писать или знать непонятные слова. Qwirkle является одним из самых известных и широко доступных из них. Он идеально подходит как для молодых, так и для пожилых людей, потому что его большие деревянные плитки отличаются ярким, смелым дизайном, который легко различить. Каждый ход игроки кладут эти плитки на стол (доска не нужна) в несколько простых групп: четыре красных, три круга и так далее. Чем больше плиток соединено, тем выше оценка. Невероятно приятно заполнить стол красочными узорами; и даже когда не ваша очередь, интересно думать вместе с вашими оппонентами, поскольку они выясняют, как лучше всего сыграть.

Лабиринт

Подобно Monopoly и Clue и другим давним семейным фаворитам, Labyrinth существует так долго (35 лет!) и стала настолько популярной, что теперь вы можете купить несколько фирменных версий игры: Pokémon Labyrinth , Гарри Поттер Лабиринт , Супер Марио Лабиринт … выбирай. В каждой итерации игроки собирают предметы, разбросанные по коридорам постоянно меняющегося лабиринта. В начале каждого хода игроки меняют раскладку, а затем передвигают свою фишку. Поскольку никто не может планировать слишком далеко вперед с доской, которая продолжает двигаться, это немного уравнивает уровень навыков каждого. Большая часть удовольствия от игры — даже для противников — заключается в том, чтобы наблюдать за этим «ага!» момент, когда кто-то понимает, как просто сдвинуть лабиринт, чтобы собрать свое сокровище.

Возьми 5

Культовый фаворит любителей умных карточных игр, немецкий 6 Nimmt! был доступен в США спорадически на протяжении многих лет, первоначально под переведенным названием Take 6! . Теперь он снова на полках как Take 5 (без восклицательного знака). Несмотря на смену названия, правила остались прежними. В каждый ход все игроки одновременно выбирают из рук пронумерованные карты, размещая их в порядке возрастания в одном из четырех рядов. Тот, кто заканчивает размещение шестой карты в любом ряду, получает штраф. Правила просты, но избегание разыгрывания этой шестой карты требует тщательного планирования и догадок и может привести к катастрофическим ошибкам, которые заставят весь стол смеяться и стонать от сочувствия. (Еще один аргумент в пользу Возьми 5 ? Одновременно могут играть до 10 человек, что идеально подходит для больших компаний.)

Снова и снова

Как и Take 5 , в этой карточной игре очень важна удача, немного стратегии и капелька математики. Игроки начинают с руки из четырех пронумерованных карт, а затем добавляют их одну за другой в стопку, считая до тех пор, пока кто-нибудь не сыграет карту, которая протолкнет стопку за пределы заданного целевого числа. (Например: если цель равна 33, а количество всех карт в стопке в сумме составляет 32, если вы сыграете с руки что-либо большее, чем 1, вы проиграете.) Проигравший начинает следующий раунд всего с тремя картами. ; если они снова проиграют, у них останется две карты и так далее. Когда игроки теряют все свои карты, они выбывают. 9Игра 0005 Over and Out динамична, проста в освоении и временами до смешного непредсказуема благодаря некоторым специальным картам, которые могут изменить целевое число или вычесть из общей суммы стопки. Чем дольше длится раунд, тем больше нарастает давление и тем больше все возмущаются, когда кто-то наконец терпит поражение.

Билет на поездку: Лондон

Первоначальная версия Ticket to Ride относительно проста в освоении и имеет высокий коэффициент реиграбельности, что делает ее хорошим введением в более ориентированные на стратегию современные настольные игры, такие как Catan и Размах крыла . Но это довольно дорого для настольной игры; и игрокам может потребоваться до часа, чтобы заполнить карту своими маленькими пластиковыми поездами, соединяющими города. Для тех, кто хочет Ticket to Ride , в который быстрее играть и дешевле покупать, почему бы не попробовать одну из миниатюрных версий? Карты New York и London очень компактны, с меньшим количеством станций для соединения. Существует также упрощенная детская версия игры под названием 9.0005 Первое путешествие ; но New York и London предлагают более традиционный опыт Ticket to Ride , только короче (и с симпатичными маленькими такси и двухэтажными автобусами вместо поездов).

И вот еще одно предложение: поскольку эти варианты занимают всего около 15 минут, моя семья иногда играет в круговые турниры, где соревнуются по два человека, пока у каждого не будет шанса сразиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *