Если ухудшилась память что делать: Проблемы с памятью: усталость, перегрузка или что-то более серьезное
Если ухудшилась память – НАО «Медицинский университет Семей»
Апр52022
События в МУС
В последнее время участились запросы про плохую память и внимание, что не могут сконцентрировать внимание на продолжительное время и запоминать большой объем информации.
Причины ухудшения памяти бывают разнообразны, от нехватки витаминов до каких-то серьезных нарушений мозга. Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины часто связаны с неосознанным нарушением функций головного мозга. Но эти причины, в отличие от болезней, устранить проще. При изменении образа жизни забывчивость постепенно исчезнет.
Причины ухудшения памяти:
- Информационные перегрузки. Человеческий мозг зависает, если не в состоянии переработать весь полученный объем информации. Принцип многозадачности уже признан неэффективным, поскольку приводит к ухудшению возможностей памяти, внимательности.
- Авитаминоз. Для нормальной работы мозга необходимо постоянно пополнять запасы витаминов группы B.
- Стрессы, нервное и эмоциональное переутомление. При таких состояниях блокируются физиологические процессы, связанные с памятью. При затяжном стрессе информация не запоминается вовсе.
- Хроническое недосыпание. Во время сна синтезируются новые клетки. Если человек постоянно не высыпается, мозг не успевает восстанавливаться, нарушается процесс запоминания и воспроизведения информации.
- Злоупотребление вредной пищей. В еде с пищевыми красителями содержится алюминий. Вещество накапливается в организме, плохо выводится. Результат – ухудшение памяти, мышления, внимания.
- Напитки с кофеином. Постоянная стимуляция мозга приводит к снижению памяти.
- Длительный и бесконтрольный прием транквилизаторов, седативных и антигистаминных препаратов, нейролептиков.
Как решить проблемы с памятью
Я в первую очередь, отправляю студентов сдать анализы на железо, витамины, пройти осмотр врача. Потому что нужно исключить физические причины плохой памяти. Если исключены физические причины, начинаем искать психологические, а также причины, связанные с не здоровым образом жизни, и действовать в соответствии с этим. Например, даю такие рекомендации:
- Выполнять привычные действия с закрытыми глазами, ходить в темноте.
- Расчесываться, чистить зубы не ведущей рукой. Правшам левой, левшам правой.
- Учить стихотворения, иностранные языки, разгадывать кроссворды и логические задачи, играть в шахматы.
- Ограничить время просмотра телевизора, работы за компьютером.
- Повысить стрессоустойчивость – йога, медитация, регулярные физические нагрузки положительно влияют на психоэмоциональное состояние.
- Правильно питаться, отказаться от жирной и соленой пищи, сладостей.
- Своевременно делать прививки, лечить вирусные и бактериальные заболевания, укреплять иммунитет.
- Соблюдать питьевой режим. Мозг на 70-80% состоит из воды, поэтому остро реагирует на малейшее обезвоживание. Оптимальный объем при отсутствии противопоказания – 1,5-2 л чистой воды в сутки.
Психолог Асылбекова А.М.
Рубрика: События в МУС
У ребенка плохая память: что делать родителям
центр детского и
молодёжного
развития
Телефоны
+7(495)135-15-45+7(901)388-61-35
Автор: Анастасия Рыбакова
Оглавление:
- Как формируется память у ребенка
- Особенности детской памяти
- Признаки и причины плохой памяти
- Как помочь ребенку развить память?
- Помощь в центре КОТ — курсы для развития памяти
Плохая память у детей – не редкость. Что же делать родителям, которые заметили проблемы с памятью у ребенка.
Сначала стоит сказать о том, что это — не приговор, как думают многие родители, опираясь на очень странные аргументы. Нет. Если заниматься со своим ребенком, не опускать руки и верить в него, все обязательно получится!
Ну а теперь с самого начала.
Формирование памяти у детей
«Все мы родом из детства» — хорошая фраза, которую любят многие психологи.
И эта фраза не только про нашу психику, какие-то комплексы и прочее. А про физиологию в том числе. Но об этом чуть позже.
Очень многие ученые, специалисты спорят о том, когда у человека появляется память. Некоторые утверждают, что еще до рождения и ребенок помнит все то, что было во время внутриутробного периода жизни – правда, эта память бессознательная, — другие говорят, что запоминать что-либо ребенок начинает годам к трем.
Но по мнению, принятым большинством научного сообщества, память начинает формироваться приблизительно к возрасту 9 месяцев.
До этого времени ребенку не особо интересно, условно говоря, куда делась игрушка, которую родители только что держали в руках. Малыш просто о ней забывает. А вот с этого возраста начинает проявляться сознательная память, постепенно развивается способность к запоминанию – это связано с тем, что объем мозга ребенка достигает минимального значения для «активации» интеллекта.
Особенности детской памяти
«Ну память как память, подумаешь! Я-то все равно больше и лучше запоминаю, я же взрослый человек» — скажете вы и будете неправы.
Одна из главных особенностей детской памяти состоит как раз в том, что дети запоминают лучше взрослых!
А все потому, что они не разрывают событие и эмоции, связанные с ним, поэтому впечатления у них ярче, а значит дети помнят все произошедшее с ними достаточно долго. Порой детские воспоминания сопровождают нас всю жизнь.
Из этого следует, что родителям стоит почаще задумываться о том, какими эмоциями вы наполняете то или иное занятие для вашего ребенка. Особенно, если это касается обучения. Потому что, если когда-то в детстве вы накричали на малыша, сильно поругали его в процессе изучения, условно говоря, английского, то потом не удивляйтесь, что из школы он по этому предмету приносит дай бог тройки.
Он ассоциирует (хоть, возможно, и на подсознательном уровне) изучение английского языка с чем-то неприятным, эти чувства ему не нравятся, он пытается от них как-то избавиться. Частый выход – не учить английский.
Так что, родители, постарайтесь держать себя в руках.
Вторая очень важная особенность – дети до определенного возраста не способны мыслить осознанно.
Они просто воспринимают всю окружающую их действительность. И воспринимают очень хорошо, потому что для них практически каждый новый день, точнее, все события, которые в течение него происходят, в новинку. Они открыты всему новому.
У ребенка плохая память — признаки и причины
«Так если вы говорите о том, что дети все прекрасно запоминают, то почему мой ребенок какой-то не такой?»
Вот 7 основных причин плохой памяти ребенка.
- Психологическая травма
И, наверное, это одна из самых нехороших причин, потому что справиться с ней бывает очень сложно.
В раннем детстве в жизни у ребенка могло случиться что-то очень серьезное, и это стало причиной плохой памяти в принципе или привести избирательному запоминанию.
В этом случае не стоит пытаться изменить ситуацию самостоятельно – если подозреваете наличие детской травмы, то здесь без консультации грамотного психолога никуда.
- Стрессы
Плохие отношения родителей между собой и/или с ребенком, нестабильная атмосфера в семье в целом, неблагоприятный климат в детском саду, школе – проблемы которые могут воздействовать на память.
Важно вовремя выявить проблемы с памятью и начать их устранять.
Самостоятельно или с помощью психолога –решать каждому, в зависимости от конкретной ситуации. Если вы видите плохую атмосферу в детском коллективе и понимаете, что повлиять на это не в ваших силах, возможно стоит задуматься в смене школы/детского сада. - Усталость
Ребенку нужен отдых.
И не всегда смена деятельности им является.
Помните, это – ребенок. Игры, прогулки, мультики никто не отменял.
Так же следите за распорядком дня, помогайте его соблюдать. Соотношение сна и бодрствования должно быть в норме. В режим дня обязательно должен включаться отдых и время для свободных игр. Как минимум, час.
- Нагрузки не по возрасту или просто чрезмерные
Различные дополнительные развивающие занятия, кружки и т.д. – это прекрасно, но помните про предыдущий пункт.
Важно, чтобы у ребенка не пропал интерес ко всему из-за большой загруженности.
- Неправильное питание
«Как связать питание и проблемы с памятью?», спросят некоторые из вас. Дело в том, что вместе с продуктами питания в организм попадает ряд необходимых веществ, микроэлементов для нормального развития.
От недостатка витаминов (особое внимание стоит уделить йоду) и полезных компонентов может серьезно пострадать головной мозг и возникнуть проблемы, и памятью в том числе.
- Отсутствие интереса
Представляете, вашему ребенку может быть неинтересно то, что вам кажется очень важным и нужным.
И запоминать происходящее на подобных занятиях он не посчитает нужным, это своего рода фильтр (вспомните, как много информации вы запоминали на скучных для вас уроках).Дайте возможность выбрать то, чем ему захочется заниматься. А если «скучный» предмет необходим, состоит подумать, как заинтересовать им ребенка.
- Патологии/физические травмы
К сожалению, и о такой причине забывать не стоит. Поэтому прежде всего, если вас беспокоит то, что ребенок плохо что-либо запоминает, особенно если проблемы с памятью появились резко, обратитесь к неврологу на предмет выявления и исключения тех или иных вопросов со здоровьем.
Как понять, что у ребенка плохая память – 3 признака
Они не универсальны, но на это обращают внимание чаще всего:
- Не может описать событие, произошедшее с ним относительно недавно (для детей старше 4х-5ти лет), рассказать о чем-то очень значимом
- Забывает важные моменты из повседневной жизни, не помнит безусловных и явных вещей
Как развивать память у ребенка?
Ну а теперь самое главное. Что со всем этим делать?
Сходили родители к врачу, поняли, что физиологических патологий у чада нет. Первый шаг успешно выполнен, но как действовать дальше, не очень понятно.
5 шагов к развитию памяти:
- Не путайте плохую память с временной рассеянностью.
К последнему в то или иное время склонен каждый человек, особенно при нагрузках и усваивании больших объемов информации.
В этом случае все решит отдых.
- Тренируйте память ребенка.
Кстати, важно понять, каким типом памяти обладает ваше чадо – визуальным, аудиальным или кинестетическим.
Безусловно, развивать нужно каждый из них, но знать, на какой именно делать упор, желательно. Определить тип запоминания можно на диагностике.
Упражнения для тренировки памяти – способы решения проблем:
Игра «запомни!» — вы раскладываете на столе несколько предметов, схожих по внешним характеристикам, ребенок смотрит на них и пытается запомнить, затем – закрывает глаза. Один или несколько предметов исчезают, ребенок вспоминает, что это было.
Пересказ книг и мультиков
Посмотрел что-то интересное – расскажи, о чём! Это способ показать, что интересы чада важны для вас с отличной способ тренировки!Разучивание стихов, песен, танцев.
Причём, здесь идёт развитие разных типов запоминания– зрительного, мышечного, слухового. Стоит заниматься тренировкой каждого из этих видов.В итоге — устройте вечер талантов! Эта идея понравится вашему малышу, а если родители примут в ней активное участие, то это будет еще одним хорошим воспоминанием детства!
- Прогулки на свежем воздухе – не прихоть, а необходимость. Мозг должен получать достаточное количество кислорода для полноценной работы. И простыми проветриваниями в комнате этого не добиться.
Активные прогулки – это спорт и хорошее настроение.
Здоровый образ жизни улучшает память и решает многие проблемы — доказано!
- Не забывайте про правильное питание и сон.
Это тоже относится к здоровому образу жизни. Уменьшайте потребление сахара, жирных, копченых и жареных продуктов.
Помните про необходимое количество витаминов и питательных веществ.
Необходимый для ребенка сон – минимум 8 часов в сутки.
- Общайтесь как можно больше.
Пусть он рассказывает вам, что интересного с ним сегодня произошло, говорит о своих чувствах и эмоциях – всё это поможет улучшить память и научиться строить хорошие рассказы.
Развитие памяти – помощь в центре К.О.Т.
В нашем центре разработаны специальные курсы для того, чтобы улучшить память и решить проблемы. Программа включает в себя качественную диагностику, работу с различными типами запоминания. В итоге – родители получают рекомендации и заключение по итогам курса.
Развиваем внимание и память
Надеемся, эта статья была полезна, и вы поняли, что с плохой памятью у ребенка можно справиться. Здесь очень много зависит от вас, дорогие родители.
По мере прогресса, даже незначительного, не забывайте хвалить ребенка.
Дайте ему мотивацию развиваться, любите своих детей, ведь вы — одни из самых значимых людей в их жизни!
А с любовью в этом мире можно преодолеть все!
подписаться
на новости
заказать тренинг
для группы
связаться
с нами
Беспокоитесь о своей памяти? Примите меры
Изображение: Thinkstock |
Незначительные изменения в памяти, которые беспокоят вас, могут быть ранним признаком ухудшения умственных способностей.
Получите оценку.Для большинства из нас с возрастом забывчивость становится все более распространенной. Но даже если ваш врач говорит, что ваша память совершенно нормальна для вашего возраста, вас все равно могут беспокоить пропуски воспоминаний, которые кажутся новыми или необычными. Недавние исследования показывают, что иногда (но не всегда) эти изменения могут быть ранними признаками будущего упадка. Но это заслуживает более пристального внимания, а не панической атаки.
«Мы не хотим беспокоить общественность тем, что, если они забудут, где находятся их ключи, они окажутся на пути к болезни Альцгеймера», — говорит нейропсихолог Ребекка Амариглио, преподаватель неврологии в Гарвардской медицинской школе. «Но растет понимание того, что мы не должны игнорировать эти опасения. Возможно, стоит поговорить с врачом и пройти базовую оценку».
Предупреждающие знаки потери памяти: когда следует беспокоиться? | |
Возможно нормальное старение | Потенциальные признаки снижения когнитивных функций |
Войдя в комнату, вы забыли, зачем вошли. | Заблудиться в знакомой обстановке. |
Проблемы с запоминанием имен незнакомых людей. | Трудно вспомнить важные детали недавних событий. |
Изменение памяти по сравнению с тем, когда вы были моложе. | Трудно следить за сюжетом телевизионной программы или книги из-за проблем с памятью. |
Память меняется так же, как и у других людей того же возраста. | Изменения памяти хуже, чем у людей вашего возраста. |
Потерять предметы, но позже вспомнить, куда вы их положили. | Потеря предметов и невозможность их перемещения позже. |
Источник: Ребекка Амариглио, Гарвардская медицинская школа . |
Предупреждения о беспокойстве
Недавнее исследование, над которым работал Амариглио, использовало информацию из Гарвардского исследования здоровья медсестер, чтобы выяснить, можно ли использовать субъективные жалобы на память или опасения по поводу собственной памяти для выявления людей с когнитивными нарушениями. Когнитивные нарушения, иногда называемые снижением когнитивных функций, — это общий термин, охватывающий потерю памяти и ухудшение основных навыков мышления. Такое нарушение иногда (но не всегда) прогрессирует до деменции.
Около 17 000 женщин, в основном в возрасте 70 лет, приняли участие в исследовании. Исследователи спросили женщин, заметили ли они какой-либо из семи различных типов изменений памяти. Затем они провели два стандартных теста для измерения когнитивных нарушений. Женщины, которые сообщали, что замечали определенные типы изменений памяти, с большей вероятностью также демонстрировали признаки когнитивных нарушений.
Одним из таких тревожных признаков, выявленных в исследовании, является то, что им трудно следить за групповым разговором или сюжетом в телешоу. Другой пример — ощущение, что ваши навыки памяти хуже, чем у друзей вашего возраста.
Однако некоторые общие проблемы с памятью не были тесно связаны со снижением когнитивных функций у женщин. Один из них забывает что-то в одну секунду — например, войдя в комнату, вы забываете, зачем вы туда вошли. Другой иногда теряет личные вещи, такие как бумажник или ключи от машины. Такие незначительные провалы в памяти обычно считаются признаками доброкачественной возрастной забывчивости.
В других исследованиях Амариглио и ее коллеги связали субъективные проблемы с памятью с наличием большего количества бета-амилоида в мозге. Бета-амилоид представляет собой белок, связанный с болезнью Альцгеймера. «У людей, которые совершенно нормальны, но у которых есть субъективное ощущение, что их память меняется к худшему, более вероятно, что в их мозгу будут накапливаться амилоиды, что является фактором риска развития когнитивного снижения в дальнейшем», — говорит Амариглио.
Что это значит для вас
Использование самооцениваемых изменений памяти для выявления людей, которые могут подвергаться большему риску когнитивных нарушений, — это новая идея, которую необходимо дополнительно проверить. Если вы заметили изменения в памяти, это не означает, что у вас обязательно разовьются когнитивные нарушения или слабоумие. Но и полностью игнорировать их тоже не стоит.
«Не помешает проверить — хотя бы для начала разговора с врачом», — говорит Амариглио. Ваш врач может провести быструю когнитивную проверку в офисе или, возможно, направить вас на более обширное тестирование. Это создает основу для сравнения последующих изменений, если они произойдут.
Между тем, есть много способов компенсировать провалы в памяти, как только вы заметили изменения (см. «Легкие помощники памяти»). И хотя медикаментозного лечения снижения когнитивных функций не существует, вы можете поддерживать остроту своего ума, занимаясь спортом, правильно питаясь и оставаясь умственно активными.
Легкие помощники памяти
|
Covid-19: навредила ли пандемия нашим воспоминаниям?
Загрузка
Медицинские мифы | Covid-19
Covid-19: повредила ли пандемия нашим воспоминаниям?
(Изображение предоставлено Яном Хаканом Дальстром)
Автор Клаудия Хаммонд, 15 июня 2021 г.
Ухудшилась ли ваша память во время пандемии? Данные находятся внутри.
I
В ноябре 2020 года я написал статью о том, как мы стали более забывчивыми во время пандемии Covid-19. Моей отправной точкой были анекдотические сообщения от людей, которые говорили мне, что их воспоминания, похоже, чаще подводят их во время самоизоляции.
В этой статье я поговорил с исследователем памяти Кэтрин Лавдей, профессором когнитивной неврологии в Вестминстерском университете. Мы обсудили различные факторы, которые могли иметь значение, но на том этапе не было никаких данных, позволяющих количественно определить, насколько распространенным может быть это чувство нарушенной памяти.
Теперь, благодаря Лавдей, у нас есть данные. В настоящее время он готовится к публикации в научных кругах, но во время передачи по психологии, которую я веду на BBC Radio 4, она представила мне предварительный просмотр результатов.
В своем исследовании Лавдей использовала Опросник памяти на каждый день, в котором респондентов просят дать субъективные оценки того, как различные аспекты их памяти работали в последнее время (в этом мы лучше, чем вы думаете). Он задает такие вопросы:
Ты забыл сказать людям что-то важное?
Вы начали что-то читать только для того, чтобы понять, что читали это до ?
Для этого исследования нашей памяти в эпоху Covid людей спрашивали, на каждый вопрос, по их мнению, их память улучшилась, осталась прежней или ухудшилась во время пандемии. И данные, казалось, подтверждали анекдотические свидетельства.
Вам также может понравиться:
- Изоляция повлияла на вашу память — вот почему
- Как Covid-19 может повредить мозг
- Решение загадки длинного Ковида
В то время как несколько счастливчиков почувствовали, что их память улучшилась, 80% людей, принявших участие, сказали, что по крайней мере один аспект их памяти ухудшился, что значительно выше, чем мы обычно ожидаем увидеть.
Мы должны помнить, что некоторые из этих участников откликнулись на призыв в социальных сетях заполнить анкету о нарушениях памяти во время пандемии. Другими словами, они представляли собой самостоятельную выборку, которая могла принять участие по этой причине. Но не все участники были набраны таким образом, и результаты одинаковы, независимо от того, как они пришли к участию.
Исследования показывают, что пандемия полностью изменила наше восприятие времени. Это говорит о том, что пандемия повлияла на наше восприятие времени, что неудивительно. Когда я изучил литературу по восприятию времени в своей книге Time Warped, стало ясно, что некоторые воспоминания сопровождаются тем, что называется отметкой времени. Когда воспоминание является отличительным, ярким, личным и становится историей, которую мы пересказывали много раз с тех пор, мы можем точно определить это воспоминание на временной шкале нашей жизни.
Но большинство событий в нашей жизни не таковы, и поэтому мы изо всех сил пытаемся разместить их точно по времени. Эта проблема особенно актуальна для многих аспектов пандемии. Конечно, вы, наверное, помните, когда впервые услышали, что мы идем на самоизоляцию, или (если вам посчастливилось сделать это), когда вам сделали прививку. Но мало что еще яркого и самобытного (или интересного для кого-то еще) произошло за более чем год.
Спектр наших мероприятий был очень ограничен — онлайн-встречи, прогулки, телевидение, еще одна еда дома. Дни, недели, месяцы слились воедино. Прошлая среда очень похожа на предыдущий понедельник, и очень трудно понять, даже в каком месяце вы гуляли в том или ином парке, не говоря уже о точном дне.
Мне было интересно узнать, что следующей наиболее распространенной категорией, в которой люди говорят, что их память ухудшилась, было запоминание правильного слова в предложении. В психологии это известно как «феномен кончика языка». Мы все испытываем это время от времени, и чаще всего это происходит с именами. (Обычно имя возвращается к нам позже, когда уже слишком поздно. «О да, его зовут Том!») Окружающая среда (Фото: Луис Альварес/Getty Images)
Почему эта забывчивость о словах должна была увеличиться во время ограничений Covid-19, неясно, но это можно просто объяснить тем фактом, что многие из нас работали дома в одиночку или даже на расстоянии на рабочем месте, и поэтому мы имели меньше возможностей поговорить с другими людьми лично за последний год или около того. У нас нет практики социального взаимодействия.
Другие распространенные проблемы с памятью, выявленные новыми данными, заключались в том, что вы забывали, что вам что-то сказали, или забывали делать то, что обещали сделать. Наиболее вероятным объяснением этого является отсутствие сигналов во внешней среде. Вместо того, чтобы ездить на работу, передвигаться по офису, ходить в другие места для встреч и постоянно сталкиваться с людьми, некоторые из нас в основном были заперты в одной комнате дома, глядя на один и тот же экран для бесконечных онлайн-встреч. Когда люди больше выходили на улицу, они проходили мимо комнаты, где у них была определенная встреча, или видели, как кто-то проходит мимо стола, своего рода сигналы, которые напоминают нам, что да, нам нужно сделать отчет к следующей встрече или завтра. у этого друга день рождения.
Примечательно, что большинство отличительных воспоминаний, которые приходят с отметками времени или которые мы обычно запоминаем, связаны с событиями, происходящими вне дома, что может согласовываться с гипотезой о том, что, когда мы находимся вдали от дома, гиппокамп в нашем мозг становится более активным, возможно, в попытке убедиться, что мы всегда можем найти дорогу назад. Напротив, если наша жизнь становится более замкнутой, активность в этой части мозга, столь важной для автобиографической памяти, скорее всего, уменьшится.
Из этого следует, что в этом новом исследовании памяти во время самоизоляции одним из основных показателей того, насколько хорошей была память людей, было то, сколько они перемещались в течение дня. Люди, которые ходили и ходили по разным зданиям, или которые могли переходить из комнаты в комнату, сообщали о меньшем количестве проблем с памятью.
Изголодавшиеся по новым впечатлениям дни, недели и месяцы смешались друг с другом. Женщины чаще говорили, что их память ухудшилась. Что может объяснить это? Кажется, у женщин были более высокие баллы, потому что они испытывают больше негативных изменений в своих рабочих ситуациях, своих отношениях и более высоком уровне общего стресса. Это согласуется с другими исследованиями, которые показали, что женщины сильнее страдают от самоизоляции.
Лавдей также попросила людей описать примечательное воспоминание из их жизни в изоляции. Люди гораздо чаще выбирали воспоминания об апреле 2020 года, в начале первого карантина в Великобритании, чем во время более поздних карантинов. Определенные темы, в том числе времяпрепровождение на природе, начало и конец, такие как новая работа, рождение детей, уход с работы и похороны, получили сильное освещение. Люди также, вероятно, описывали обычные вещи с друзьями или семьей, но необычным образом. Одна участница рассказала об игре в настольный теннис со своей мамой, одетой в перчатки и маску. Хорошая новость заключается в том, что эти так называемые эпизодические воспоминания были очень подробными. «Я бы расценил это как признак того, что системы памяти не «сломаны» как таковые, — заключает Лавдей, — а просто не работают на полную мощность все время».
Это говорит о том, что, когда жизнь снова станет более насыщенной, у тех из нас, у кого нет когнитивных нарушений, будут старые сигналы, и наши эффективные воспоминания должны вернуться. Вскоре, как и другие аспекты этого странного и печального года, повышенная забывчивость исчезнет из нашего сознания.