Что такое реабилитация социальная: Социальная реабилитация инвалидов

Содержание

Понятие социальная реабилитация и социально-реабилитационная деятельность

Согласно определению Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «реабилитация — это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей».

Это определение адекватно тому, которое принято и в англоязычной педагогике. В то же время в других странах (франкоязычные, испаноязычные) чаще используется термин реадаптация.

Термин «реабилитация» является производным от термина «абилитация». Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин абилитация (от лат. habilis – быть способным к чему-либо), так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном ее формировании.

Комплексная реабилитация ребенка-инвалида, понимается как «процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или  возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма».

Ее цель определяется как «восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация».

Задачи реабилитации детей-инвалидов решаются в основном в системе специальных учебных заведений или реабилитационных учреждений, предназначенных для проведения медико-социальной реабилитации, где организация учебного процесса и процесса реабилитации определяются особенностями их аномального развития. К основным типам реабилитационных учреждений относятся: реабилитационно-экспертные, реабилитационно-образовательные, реабилитационно производственные, реабилитационно-медицинские и реабилитационно-социальные учреждения.

Процесс реабилитации в реабилитационных учреждениях осуществляется в соответствии с реабилитационными программами, разработанными на основе государственных реабилитационных стандартов.

По мнению Е.И. Холостовой, «реабилитация – это процесс, включающий в себя меры и мероприятия медицинского, профессионального и социального характера. Целью разнообразных реабилитационных мероприятий является интегрирование инвалидов с недостатком интеллектуального развития в общество».

Социальная реабилитация – это наиболее емкая и многогранная область реабилитации. Социальная реабилитация получила в последние годы широкое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующиеся научные положения – с другой. Социальная реабилитация инвалидов важна не только сама по себе.

Она важна как средство интеграции инвалидов в социум, как механизм создания равных возможностей инвалидам, для того, чтобы быть социально востребованными.

Социальная реабилитация – это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе.

По мнению О.С. Андреевой, социальная реабилитация может рассматриваться как:

  • комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности;
  • процесс, направленный на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

О.В.Трошин, Е.В.Жулина, В.А.Кудрявцев рассматривают социальную адаптацию в данном контексте как:

  • аллопластическую – за счет изменений внешней среды, приведение ее в соответствие с возможностями и потребностями;
  • аутопластическую – изменение личности (умений, навыков, в целях, оптимального приспособления к внешнему окружению;
  • альтернативно-средовую – помещение индивида в среду, оптимально, благоприятную для него.

Л.И. Акатов понятие «социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» рассматривает в различных его вариантах: как процесс, как конечный результат и как деятельность.

Социальная реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих в ходе взаимодействия с ребенком тактических задач на пути к достижению стратегической цели — восстановления его социального статуса, формирования устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество.

Процесс социальной реабилитации осуществляется под руководством специалиста в этой области, протекает, как и педагогический процесс, в специально организованных условиях, в ходе которых используются различные формы, методы и специальные средства воздействия на ребенка.

Социальная реабилитация как конечный результат — это достижение ее конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитационных учреждениях, вливается в социально-экономическую жизнь общества и не ощущает своей неполноценности.

Социальная реабилитация как деятельность относится в равной мере как к личности специалиста, являющейся ее организатором, так и к личности ребенка, включенного в социально-реабилитационный процесс, который выступает в нем как субъект деятельности и общения.

Социально-реабилитационная деятельность — это целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.

Названный вид деятельности требует от специалиста по социальной реабилитации глубоких профессиональных знаний, высоких морально-нравственных качеств, уверенности в том, что ребенок, отягощенный дефектом развития, может стать полноценной личностью.

Понятие «социально-реабилитационная деятельность» Если на начальных возрастных этапах на восприятие социальных воздействий негативно влияет первичный дефект, то в дальнейшем, если не проводится его коррекция, ведущую роль начинают играть вторичные отклонения, которые препятствуют социальной адаптации ребенка, порождая педагогическую запущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы, личностные нарушения.

Интересно

Чтобы не допустить такого развития событий, ребенка, имеющего тот или иной дефект, необходимо своевременно включить в социально-реабилитационный процесс, так как вторичные нарушения требуют не медицинского вмешательства, а соответствующих социальных воздействий. Такую помощь могут оказатьспециалисты по социальной реабилитации, профессиональная деятельность которых — социально-реабилитационная деятельность — вызвана необходимостью более эффективной подготовки детей, имеющих отклонения в развитии, к жизни в условиях противоречивого современного мира.

Социально-реабилитационная деятельность, как и любой другой вид деятельности, имеет свои качественные характеристики. Наиболее общие из них: целенаправленность, опосредованность, субъективность, интенсивность, динамичность, эффективность.

Целенаправленность социально-реабилитационной деятельности проявляется в том, что процесс социальной реабилитации строится с учетом четко очерченной цели, осознания того, какими личностными и психическими качествами должен обладать ребенок на завершающем этапе.

Специфика опосредованности социально-реабилитационной деятельности состоит в том, что социально-реабилитационные воздействия оказывают влияние на ребенка с ограниченными возможностями не прямо, а косвенно — в результате социальной обусловленности социально-реабилитационной деятельности, ее связи со значениями, фиксированными в понятиях языка, нормах морали, ценностях. Социально-реабилитационное воздействие будет иметь эффект лишь в том случае, если оно будет осмыслено на уровне сознания и будет принято индивидом как свое собственное.

Субъективность социально-реабилитационной деятельности выражается в проявлениях индивидуальности как специалиста по социальной реабилитации, так и ребенка, включенного в социально-реабилитационный процесс. Ее качественные характеристики будут определяться активностью его участников, наличием прошлого опыта,установками, эмоциями, целями и мотивами, особенностями межличностных отношений, а также уровнем профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации.

Интенсивность социально-реабилитационного процесса обусловлена наличием у каждого специалиста по социальной реабилитации индивидуального стиля деятельности. Его наличие позволяет каждому из них при наличии разных особенностей нервной системы, разной структуры способностей, характера добиваться определенной эффективности при использовании разных способов и средств воздействия.

Динамичность социально-реабилитационной деятельности определяется поступательным движением в реализации текущих задач в работе с ребенком. Для социально-реабилитационного процесса важно добиваться хотя бы маленьких, но положительных сдвигов в психике.

Динамические изменения социально-реабилитационного процесса в этом случае могут привести к более существенным положительным изменениям в развитии личности в целом.

Эффективность социально-реабилитационной деятельности проявляется в соотношении достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Определить ее можно только в том случае, если будут четко выделены качественные критерии измерения результатов. В числе основных показателей определения эффективности социально-реабилитационной деятельности могут быть взяты сравнимые изменения в уровне развития личности ребенка, достигнутого за соответствующий период, и его способность к адаптации и интеграции в социальную и экономическую жизнь с учетом реабилитационного потенциала.

Главная

29 ноября 2022

Медиаслет участников проекта «Медиастудия «СемьЯ Production»

 24 ноября на базе МБУ ДО «ДЦТ Ленинского района» города Нижнего Новгорода состоялся итоговый медиаслет участников проекта «Медиастудия «СемьЯ Production», который стал одним из победителей городского конкурса социальных проектов «Открытый Нижний» в 2022 году и поддержан администрацией города Нижнего Новгорода.

Просмотров: 48

29 ноября 2022

Медиаслет участников проекта «Медиастудия «СемьЯ Production»

17 ноября 2022

ОКНО В БУДУЩЕЕ

1 сентября 2022 года НРООИ «Социальная реабилитация» начала работу в рамках проекта организационного развития благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина». На средства гранта уже обновлена материально-техническая база организации – в учебном центре появилось 10 новых компьютеров.

Просмотров: 36

17 ноября 2022

ОКНО В БУДУЩЕЕ

16 ноября 2022

Встреча «ПРОСТО И ДОСТУПНО»

 11 ноября 2022г. в НРООИ «Социальная реабилитация» прошла встреча с представителями отделения ГБУ НО «Уполномоченный МФЦ» Автозаводского района. С большим интересом в процесс получения новой информации включились 19 активистов из числа предпенсионеров, пенсионеров и людей с ОВЗ.

Просмотров: 35

16 ноября 2022

Встреча «ПРОСТО И ДОСТУПНО»

15 ноября 2022

Мастер-класс «Успехи публичного выступления»

14 ноября 2022 года прошел мастер-класс «Успехи публичного выступления» для детей и родителей — участников проекта «Медиастудия «СемьЯ Production» (поддержан в рамках городского конкурса «Открытый Нижний»).

Просмотров: 58

15 ноября 2022

Мастер-класс «Успехи публичного выступления»

11 ноября 2022

Фотопроекты «Семья и ее ценности»

Проект «Медиастудия «СемьЯ Production» — альтернатива виртуальному общению для всех поколений, возможность знакомства с востребованными навыками медиа – производства, увлекательное совместное времяпровождение и возможность научиться новому всей семьей. 10 ноября 2022 года дети и родители приступили к реализации своих фотопроектов «Семья и ее ценности».

Просмотров: 43

11 ноября 2022

Фотопроекты «Семья и ее ценности»

03 ноября 2022

Мастер-классы в медиастудии «СемьЯ Production»

В ноябре 2022 года продолжается серия мастер-классов для участников проекта «Медиастудия «СемьЯ Production». Для получения практических навыков и дальнейшего их применения, реализации творческого потенциала, лидерских качеств дети и родители принимают участие в мастер-классах по темам: «Фотография»; «Видеоролик, музыкальный клип»; «Социальная реклама»; «Публичное выступление».

Просмотров: 79

03 ноября 2022

Мастер-классы в медиастудии «СемьЯ Production»

18 июля 2022

Подводим итоги социально значимого проекта «Время новых побед»

(поддержан в рамках конкурса «Серебряный возраст -2020 — 2021»). 14 июля 2022 НРООИ «Социальная реабилитация» провела мероприятие, приуроченное к финалу проекта «Время новых побед». За 3 месяца плодотворной работы более 40 предпенсионеров и пенсионеров воспользовались бесплатным обучением информационным технологиям. Более половины участников проекта получили индивидуальную…

Просмотров: 225

18 июля 2022

Подводим итоги социально значимого проекта «Время новых побед»

14 июля 2022

Проект «Экосистема семьи»

01 июля 2022 года НРООИ «Социальная реабилитация» приступила к реализации проекта «Экосистема семьи» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Проект предоставляет мамам и папам с детьми до 14 лет бесплатные возможности по смене сферы деятельности, поиску работы,…

Просмотров: 314

14 июля 2022

Проект «Экосистема семьи»

27 июня 2022

Мастер класс «Работа для всех»

7 июня прошел мастер класс по развитию навыков успешного поиска работы выпускниками проекта «Время новых побед». С большим интересом в процесс получения новых знаний включились 13 «серебряных» студентов и партнеры ТОСа.

Просмотров: 198

27 июня 2022

Мастер класс «Работа для всех»

Показать ещё (339) Статей больше нет

Reset filters