Что такое эрготерапия: Эрготерапия одна из важных частей реабилитационных программ

Эрготерапия, что это?

Эрготерапия занимается улучшением качества жизни людей, которые из-за болезни или травмы потеряли способность двигаться, координировать движения и заниматься привычными делами. Это сложный комплекс реабилитационных мероприятий, направленный на восстановление повседневной деятельности человека с учётом имеющихся у него физических ограничений. Врач-эрготерапевт помогает пациенту заново научиться ухаживать за собой, работать, развлекаться и общаться.

Слово «эрготерапия» происходит от латинского ergon – труд, занятие и греческого therapia – лечение. Таким образом, эрготерапия – это исцеление через деятельность.

Эрготерапия – раздел клинической медицины, изучающий методы и средства, направленные на восстановление двигательной активности людей с ограниченными возможностями. Эрготерапия в основном направлена на развитие практических двигательных функций верхних конечностей.

Цель эрготерапии – не просто восстановить утраченные двигательные функции, но и заново адаптировать человека к нормальной жизни, помочь ему достичь максимальной самостоятельности и независимости в быту.


Однако эрготерапия – это не просто специальная лечебная гимнастика, направленная на тренировку мелкой моторики и координации. Эрготерапия включает в себя знания по нескольким специальностям — психологии, педагогике, социологии, биомеханике и физической терапии. При помощи эрготерапии улучшаются не только двигательные, но и когнитивные и эмоциональные возможности.

Для Украины эрготерапия – сравнительно новый метод реабилитации.  На Западе эта отрасль реабилитации начала формироваться в послевоенные годы, когда с фронта домой вернулись люди, которых война превратила в инвалидов. Все они нуждались в реабилитации. Их приходилось заново учить делать самые элементарные вещи, необходимые в повседневной жизни – самостоятельно умываться и одеваться, держать вилку, поддерживать чистоту в доме. Но, кроме того, эти люди нуждались и в социальной адаптации. Эрготерапия была разработана еще и для того, чтобы пробудить в них желание учиться чему-то новому, общаться на равных со своим окружением, развлекаться и даже заботиться о других.

Ведь здоровый человек, сраженный внезапной болезнью, часто падает духом и начинает считать, что отныне жизнь для него закончена. Он становится пассивным и зависимым, а это не только отодвигает выздоровление на неопределенный срок, но и усложняет жизнь его близким, которым и так приходится непросто. Именно для того, чтобы изменить эту ситуацию, и были разработаны методы эрготерапии.


Эрготерапия находит применение в самых разных сферах. Это очень важная часть современных реабилитационных программ. Методы эрготерапии используются в лечении детей, страдающих детским церебральным параличом, пациентов с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата, особенно – с повреждениями позвоночника, последствия инсульта и тяжёлых черепно-мозговых травм.

Эготерапия – это не просто упражнения для разработки мышц и возвращения чувствительности. Для эрготерапии характерен комплексный и индивидуальный подход к пациенту. Эрготерапевта интересует не только состояние пациента и характер его заболевания. В таком лечении имеет значение все – окружение человека, образ его жизни до болезни, личные склонности и увлечения, уровень интеллекта. Все это очень важно, поскольку задача эрготерапии – улучшить качество жизни, позволить человеку вернуться к обычной деятельности, дать ему возможность не только самостоятельно обслуживать себя, но и разнообразить свой досуг и даже начать работать.


Эрготерапевт решает конкретные проблемы, возникающие у человека в процессе выполнения каких-то обычных действий, и если полное восстановление функции из-за тяжести повреждения и заболевания невозможно, то целью эрготерапии является применение подходящего способа и средства для решения поставленной задачи.


Что такое эрготерапия и как она помогает детям

Конечно, на первом месте у детей с особенностями развития стоит здоровье. Но это не отменяет необходимости учиться, играть, общаться со сверстниками, самостоятельно одеваться и ходить в туалет. Эрготерапия как раз помогает всему этому научиться. В блоге БФ «Дети-бабочки» реабилитолог Яна Дубровина подробно рассказала об этом способе знакомить детей с повседневной жизнью.

Понятие Occupational Therapy (эрготерапия) в переводе с английского означает «лечение занятостью». Эрготерапия — это раздел клинической медицины, изучающий методы и средства, направленные на восстановление двигательной активности людей с ограниченными возможностями в здоровье.

Есть научные доказательства того, что целенаправленная деятельность улучшает функциональные возможности человека — двигательные, эмоциональные, когнитивные и психические. На этом и базируется эрготерапия. Её отличительная особенность — междисциплинарность, то есть обобщение знаний нескольких специальностей: психологии, педагогики, социологии, биомеханики, физической терапии и др.

Цель эрготерапии — максимально возможное восстановление способностей человека к независимой жизни: самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху, независимо от того, какие у него есть нарушения или ограничения.

Термин «занятость» (occupation) в эрготерапии характеризует различные виды деятельности, встречающиеся в жизни каждого человека и придающие ей смысл. В эрготерапии занятость подразделяют на повседневную активность, работу и продуктивную деятельность, досуг.

Повседневная занятость:

  • личная гигиена;
  • одевание;
  • приём пищи;
  • прием медикаментов;
  • функциональное общение;
  • мобильность.

Работа и продуктивная деятельность:

  • домашние обязанности;
  • забота о других людях;
  • получение образования;
  • работа (оплачиваемая или волонтерская).

Досуг:

  • отдых;
  • игра;
  • хобби.

Эрготерапия играет основную роль в реабилитационных программах во многих странах мира, широко применяется в клиниках и специализированных санаториях.

Кому нужна эрготерапия

Эрготерапию широко применяют в педиатрии для лечения детского церебрального паралича, в неврологии и нейрохирургии у взрослых с поражением периферической и центральной нервной системы, обычно после травм спинного мозга и инсультов. Люди с буллёзным эпидермолизом тоже часто оказываются зависимыми от посторонней помощи и не всегда могут заботиться о себе, организовывать и проводить свой досуг.

С помощью игровых элементов и специально разработанных тренажеров эрготерапевт учит клиента самостоятельности в быту. Например, как одеться и раздеться, заботиться о личной̆ гигиене, самостоятельно принимать пищу, передвигаться по дому, гулять на улице и так далее.

Эрготерапевты работают с людьми всех возрастов с физическими, когнитивными, эмоциональными или психическими нарушениями, из-за которых ограничилась активность или социальная адаптация, которые не могут обслуживать себя самостоятельно и проводить свой досуг.

Этапы эрготерапии

Общая эрготерапевтическая оценка

На первых занятиях эрготерапевт собирает информацию о состоянии клиента, используя следующие методы:

  • интервьюирование самого клиента или ухаживающих за ним. Интервью может быть как структурированным, так и полуструктурированным, в зависимости от особенностей клиента, в тяжелых случаях можно провести неструктурированное интервью;
  • наблюдение за клиентом при выполнении им какой-либо активности в привычной для него обстановке — при возможности и необходимости;
  • оценка ежедневных активностей клиента с использованием «Канадской оценки выполнения деятельности» (COPM) или других шкал и опросников.
Планирование и разработка программы эрготерапии

Планирование и разработка программы связаны с целями терапии, от которых зависит выбор терапевтических подходов, способов проведения эрготерапии, ее интенсивности и продолжительности.

Выбор подхода

Когда ясны все проблемы, их важность и приоритетность, эрготерапевт, ориентируясь на клиента, выбирает подходы, которые определят всю остальную программу и ее этапы.

Эрготерапевт вместе с клиентом находят ту деятельность и те условия среды, которые влияют на проблемы активности. После этого выявляются сильные стороны и ресурсы, которые эрготерапевт и клиент вносят в предстоящий процесс улучшения активности.

Согласование целевых результатов и разработка плана терапии

Каждой проблеме из списка должен соответствовать определенный запланированный результат — конкретный, измеримый, достижимый, значимый и обозначенный во времени. Эти результаты обязательно обсуждать всем участникам процесса, и только после этого разрабатывается «программу вмешательства». В ней уточняется, что эрготерапевт и клиент будут делать для полной ликвидации или сведения к минимуму ограничений в деятельности, то есть для достижения запланированного результата.

Проведение «вмешательства» эрготерапевта

Вмешательство эрготерапевта может быть направлено на:

  • восстановление и/или развитие;
  • адаптацию;
  • поддержание функций и профилактику нарушений.
Оценка эффективности и коррекция программы

Программу эрготерапии нужно периодически корректировать. Для этого терапевт оценивает ее эффективность и анализирует, насколько для клиента подходят выбранные приемы и техники. Может измениться и список проблем, и запланированных результатов, и подходов, и видов вмешательства.

Эрготерапевт, сравнивая запланированные результаты и фактические, может продлить программу или прекратить ее раньше. Оценка эффективности аналогична общей эрготерапевтической оценке из первого пункта и проводится таким же образом.

Обучение, наблюдение и поддержка

Без помощи тех, кто ухаживает за человеком с ограниченными возможностями в здоровье, эрготерапия будет не так эффективна. Терапевт обязательно передает знания и навыки и самому клиенту, и тем, кто находится с ним рядом. Это и обучение необходимым приемам перемещения, функциональной активности, обучение навыкам правильного использования технических вспомогательных средств реабилитации, проведения программ поддерживающих здоровье и знания о здоровом образе жизни.

Эрготерапевт наблюдает и контролирует безопасность клиента при перемещении или различных активностях, использование технических средств и окружающее клиента пространство. Если нужно, терапевт организует взаимодействие с другими специалистами, представителями власти, работодателями, чтобы лучше социализировать больного.

«Улучшить возможности пациента жить полноценной жизнью». Что это значит? В стационаре — как можно меньше зависеть от помощи персонала, самостоятельно пользоваться туалетом, высказывать пожелания, умываться, принимать разные позы, перемещаться, отслеживать течение времени, связываться с родственниками по телефону и т. п.

Дома — ухаживать за собой, убираться, одеваться, готовить еду, заниматься хобби, играть, помогать другим. В работе — выполнять свои обязанности или учиться.

Работа с окружающим больного миром

Изменить среду, в которой пребывает клиент эрготерапевта, — мало. Нужно научить ухаживающих правильным приемам, найти контакты с соцслужбами, словом, сделать все, чтобы жизнь клиента стала максимально комфортной и полноценной.

Эрготерапевт может адаптировать предметы, которыми пользуется клиент, например, столовые приборы, одежду, компьютер; обстановку — установить поручни, подобрать мебель, изменить расположение предметов в комнате, убрать пороги, расширить проемы дверей; или подобрать специальное оборудование — инвалидную коляску, ходунки, приспособления для захвата предметов и застегивания пуговиц.

Адаптация, изменение поставленной задачи или использование специальных приспособлений нужны, чтобы найти более простой и удобный путь делать повседневные дела

Вот очень яркий пример работы: для клиента любого возраста можно использовать специальный поручень, на который он сможет опереться, чтобы освободить руки и одеться. Важно расположить обувь и одежду на доступном уровне так, чтобы клиент мог легко достать необходимый предмет.

Поддержание мотивации и самооценки

Для человека, чья жизнь полна ограничений, как ни для кого другого, важна моральная поддержка. Эрготерапевт не только дает советы и техники, но и мотивирует своего клиента, дает ему ощущение успеха, даже если что-то идет не совсем по плану.

Терапевт учит самого клиента и близких ему людей, как стимулировать разные виды деятельности и как включать обучение и тренировку в повседневную жизнь.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Педиатрическая трудотерапия / эрготерапия

Педиатрическая трудотерапия

Aptitude Команда детских трудотерапевтов Ergo поможет вам справиться с трудностями повседневной жизни!

Наши эрготерапевты способствуют развитию ребенка, чтобы он мог полностью раскрыть свой потенциал посредством игр, среди прочего. Наши подходы можно использовать для улучшения двигательных, визуальных, когнитивных и коммуникативных навыков, чтобы ребенок мог процветать в семье, обществе, школе и на досуге.

Зачем использовать педиатрическую трудотерапию?

01.

Для выявления и предотвращения возникновения трудностей в функционировании и самостоятельности в повседневной жизни ребенка (например, гигиена, одежда, питание, общение, игры, отдых, путешествия и учеба)

02.

Выявить препятствия и включить упражнения (через игру и текущую деятельность ребенка), инструменты и конкретные стратегии для развития сильных сторон и максимизации общего развития

03.

Для повышения самооценки и уверенности в себе, необходимых для занятий дома, в детском саду, школе и на отдыхе

ЗАПИСАТЬСЯ СЕЙЧАС

Этапы вмешательства детской трудотерапии

Оценка

Индивидуальное последующее наблюдение

Семинары

Для кого предназначены педиатрические услуги трудотерапии?

Наши услуги специально разработаны для младенцев, дошкольников, детей школьного возраста или подростков с определенными характеристиками, включая:

  • Проблемы с мелкой и/или крупной моторикой
  • Трудности с каллиграфией
  • Нарушения сенсорной модуляции/интеграции
  • Проблемы с кормлением, пищевой избирательностью или оральной гиперчувствительностью
  • Нарушение координации развития/диспраксия
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без нее (СДВГ)
  • Расстройство аутистического спектра (РАС)
  • Умственная или физическая недостаточность

Легкодоступные услуги

Эти услуги покрываются большинством частных страховок и некоторыми государственными и частными программами для детей с ограниченными возможностями или особыми потребностями. Медицинский рецепт не требуется.

Когда следует обратиться к эрготерапевту?

Возможно, вы задаетесь вопросом, принесет ли вашему ребенку пользу встреча с эрготерапевтом.
Вот несколько примеров общих причин для консультации:

Автономия/гигиена

Игры и досуг

Кормление

Социализация

Академическая деятельность

В ответ на эти проблемы Aptitude Ergo предлагает вам ряд услуг

Предлагается несколько индивидуальных услуг:

  • Конкретный (один аспект) или комплексный процесс проверки и оценки
  • Групповое и индивидуальное вмешательство и последующее наблюдение
  • Индивидуальное вмешательство дома, в детском саду и в школе
  • Групповые семинары или индивидуальный уход для улучшения конкретных навыков (например, письма, езды на велосипеде, плавания и т. д.)
  • Поддержка и обучение родителей и специалистов, занимающихся междисциплинарным подходом (врач, физиотерапевт, логопед, воспитатели, учителя)

Есть вопросы о наших услугах детской трудотерапии?

Если у вас есть какие-либо вопросы относительно наших услуг по трудотерапии для детей, не стесняйтесь обращаться к нам.


Наши профессиональные и преданные своему делу члены команды смогут дать вам честные ответы и предоставить вам и вашему ребенку индивидуальную поддержку.

СВЯЖИТЕСЬ С НАШЕЙ КОМАНДОЙ

Трудотерапия (для родителей) — Nemours KidsHealth

Отзыв: Тимоти Финлан, MSM, MHS, OTR/L

Трудотерапия в Nemours

на испанском языке Terapia ocupacional

Что такое трудотерапия?

Трудотерапия (ТТ) — это отрасль здравоохранения, которая помогает людям всех возрастов с физическими, сенсорными или когнитивными проблемами. ОТ может помочь им восстановить независимость во всех сферах жизни.

Эрготерапевты помогают с барьерами, которые влияют на эмоциональные, социальные и физические потребности человека. Для этого они используют повседневную деятельность, упражнения и другие виды терапии.

OT помогает детям играть, повышает их успеваемость в школе и облегчает их повседневную деятельность. Это также повышает их самооценку и чувство выполненного долга. С помощью ОТ дети могут:

  • Развивать мелкую моторику, чтобы они могли брать и отпускать игрушки, а также развивать хороший почерк или навыки работы с компьютером.
  • Улучшите зрительно-моторную координацию, чтобы они могли играть и выполнять необходимые школьные навыки, например, бить по мячу и писать с доски.
  • Овладейте основными жизненными навыками, такими как купание, одевание, чистка зубов и самостоятельное кормление.
  • Научитесь позитивному поведению и социальным навыкам, практикуя, как справляться с разочарованием и гневом.
  • Получите специальное оборудование, чтобы помочь им стать независимыми. К ним относятся инвалидные коляски, шины, купальные принадлежности, перевязочные приспособления и средства связи.

Кому может понадобиться трудотерапия?

ОТ может помочь детям и подросткам с:

  • родовыми травмами или врожденными дефектами
  • расстройства сенсорной обработки
  • травматические повреждения головного или спинного мозга
  • проблемы с обучением
  • аутизм
  • ювенильный ревматоидный артрит
  • проблемы психического здоровья или поведения
  • переломы костей или другие ортопедические травмы
  • задержки развития
  • послеоперационные состояния
  • сжигает
  • расщелина позвоночника
  • травматические ампутации
  • рак
  • тяжелые травмы рук
  • рассеянный склероз, детский церебральный паралич и другие хронические заболевания

Чем отличаются физиотерапия и трудотерапия?

Физиотерапия и трудотерапия помогают улучшить качество жизни детей, но между ними есть различия. Физиотерапия (ФТ) помогает при:

  • боли
  • сила
  • диапазон движений сустава
  • выносливость
  • крупная моторика (движения крупных мышц руками, ногами, ступнями или всем телом)

Трудотерапия помогает при:

  • мелкая моторика (мелкие мышечные движения руками, пальцами рук и ног, например, хватание)
  • визуально-перцептивные навыки
  • когнитивные (мыслительные) навыки
  • проблемы с сенсорной обработкой

Кто занимается эрготерапией?

Два профессиональных уровня профессиональной практики:

  • Эрготерапевт (OT): OT имеет 4-летнюю степень бакалавра в смежной области (например, биологии, психологии или медицинских наук) и степень магистра. из аккредитованной программы трудотерапии.
  • Ассистент трудотерапевта (OTA): OTA имеет степень младшего специалиста аккредитованной программы OTA. Они могут выполнять планы лечения, разработанные OT, но не могут проводить оценку пациентов.

OT и OTA должны пройти программы полевой работы под наблюдением и сдать национальный сертификационный экзамен. Лицензия на практику является обязательной в большинстве штатов, как и курсы повышения квалификации.

Где работают ОТ?

Эрготерапевты работают в различных учреждениях, включая больницы, школы, реабилитационные центры, психиатрические учреждения, частные клиники. и детские поликлиники.

Как нам найти эрготерапевта?

Если вы считаете, что трудотерапия может помочь вашему ребенку, вы можете:

  • Попросите своего врача направить вас к специалисту.
  • Поговорите со школьной медсестрой или школьным психологом. Они могут порекомендовать кого-то, исходя из академических или социальных потребностей вашего ребенка.
  • Свяжитесь с ближайшей больницей или реабилитационным центром для направления.
  • Посетите веб-сайт Американской ассоциации трудотерапии, чтобы найти ассоциацию трудотерапии вашего штата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *