Арт терапия для пожилых людей занятия: Роль арт-терапии в жизни пожилых людей
Зачем нужна арт-терапия в пожилом возрасте?
Блог
- Сообщение от admin
05 Май
Арт-терапия — это терапевтическое лечение через разные виды искусства. Занятия скульптурой, лепкой, живописью, танцами или пением открывают доступ к нашему внутреннему миру: эмоциям, воспоминаниям, потребностям, всевозможным страхам. Арт-терапия лечит и больную душу, и некоторые физические заболевания. Такой вид терапии подходит всем: детям, взрослым и пожилым людям. Для пожилых людей это отличный способ поддерживать в тонусе интеллектуальное и физическое состояние. Как работает этот тип терапии, и какие бывают её виды, рассмотрим в этой статье.
Основные принципы арт-терапии
О том, что искусство положительно влияет на психику человека, известно давно. Арт-терапию использовали еще в XIX веке французские психиатры А. Тардье и М. Симон. Художественная деятельность — это особенный способ самовыражения. Это подтвердит любой артист, танцор, художник, музыкант, другие творческие люди. Вокалисты и актеры утверждают, что появляясь на сцене, они чувствуют себя совершенно другими людьми, более живыми и естественными. Люди, имеющие эмоциональные и психологические проблемы, часто способны открыться только через искусство. В этом случае психотерапевту гораздо легче помочь в решении возникших проблем.
Для арт-терапии необязательно иметь какие-то таланты в любой области искусства, это совершенно неважно. Лечебный эффект оказывает само участие в творческом процессе, а не художественная ценность созданных такими людьми произведений. Процесс творения благотворно влияет на психическое и физическое состояние любого человека. В случае с престарелыми людьми арт-терапия рассматривается как лечение и профилактика многих болезней характерных для пожилого возраста.
Кому подходит арт-терапия?
Арт-терапия помогает людям, у которых бывают депрессии, неврозы, возникают тревожные расстройства. А также она облегчает состояния тех, кто лечит всевозможные виды зависимостей или после полученной травмы, тяжелой операции старается вернуться к привычному ранее нормальному образу жизни. Её положительное воздействие весьма заметно у пациентов с ограниченными интеллектуальными возможностями. И также арт-терапию можно успешно использовать как дополнительную терапию при лечении онкологии и других тяжелых заболеваний. Арт-терапия расслабляет, снимает психическое напряжение даже у полностью здоровых людей.
Принцип работы арт-терапии
Любой человек раскрепощается, когда старается что-то выразить художественно. Когда человек увлечён своей работой, у него исчезают эмоциональные блокировки, накопленные негативные эмоции, страхи проходят и снижается общее напряжение. Арт-терапия помогает человеку легче открыться психотерапевту, он начинает осознавать причины своих проблем, что становится началом положительных изменений здоровья и общего состояния.
Методы арт-терапии
Существует множество различных методов и упражнений арт-терапии, среди которых:
- Музыкальная терапия — прослушивание музыки, пение, игра на различных музыкальных инструментах, расслабление под музыку, сочинение песен.
- Песочная терапия — создание из песка как простых изображений, так и целых композиций. Таким образом, человек проигрывает в психологической песочнице разные сюжеты своей прошлой или вымышленной жизни.
- Изотерапия — рисование сюжетов, раскрашивание раскрасок, зарисовка сюжетов, раскраска красками, мелками, карандашами, фломастерами, руками.
- Тестопластика — терапия через манипуляции с разными пластичными массами, например, пластилином, глиной, тестом.
- Библиотерапия — чтение литературных произведений, прослушивание стихов и сказок, сочинение литературных произведений.
- Кинотерапия – просмотр, обсуждение фильмов, придумывание собственных сценариев как с нуля, так и как продолжение просмотренных кинолент.
- Фототерапия — просмотр фотографий, рассказы о них, фотографирование с использованием различного оборудования и техник.
Цели арт-терапии
Уроки арт-терапии и упражнения для пожилых людей имеют разные функции и цели. Они отлично снимают стресс, негативные эмоции и успокаивают. Общение с искусством позволяет выражать по-другому свои чувства и эмоции, открывает человека миру и другим людям по-новому.
Арт-терапия улучшает интеллектуальные навыки пожилых людей, снимает симптомы старческого слабоумия и других видов деменции. Есть свидетельства того, что прослушивание правильной музыки снижает беспокойство и облегчает засыпание. Не следует забывать, что занятия арт-терапией чаще всего проходят в группах, поэтому у пожилого человека есть возможность завести новых друзей и побыть с другими пожилыми людьми. И также удовлетворяется важная потребность принадлежать к группе, как во времена до пенсии. Социальная значимость — вот чего очень не хватает всем старикам. Арт-терапия позволяет отдыхать, получать удовольствие, расслабляться, забывать о проблемах повседневной жизни.
Арт-терапия — упражнения для души и тела
Стоит подчеркнуть, что кроме положительного влияния искусства на психологическое самочувствие пожилого человека, соответствующие методы арт-терапии также являются хорошим способом поддерживать и физическую форму. Например: сочетание физических нагрузок и арт-терапии — это гимнастика под аккомпанемент, а рисование и лепка — отличные упражнения, чтобы держать руки в тонусе.
Как видите, арт-терапия очень важна для пожилых людей. Её успешно используют в домашних условиях, в санаториях, клубах по интересам и в пансионатах для пожилых людей. Для многих стариков это отличный способ интеллектуальной реабилитации и физического совершенствования.
ЗАНЯТИЕ № 3 (для отдыхающих санатория, в том числе пожилых людей пенсионного возраста)
ЗАНЯТИЕ № 3
(для отдыхающих санатория, в том числе пожилых людей пенсионного возраста)
Задачи:
- создание условий для знакомства и установления эмоциональных контактов;
- определение задач занятий и особенностей групповой работы;
- развитие позитивного Я – образа.
1. Вступительное слово. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений; формирование темы занятия. Обозначение правил работы в группе (предлагаются в рекомендательной форме).
Особенности арт-терапевтической сессии:
• Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим).
• Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях).
• Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом).
• Креативность.
• Спонтанность.
2. Упражнение «Японская машинка» (модифицированная).
Цель: разминка – включение участников тренинга в работу; раскрепощение и снятие напряжения.
Инструкция: группа рассаживается в круг. Участники называют сои имена по порядку, начиная с любого края. Ведущий может принимать участие в упражнении, но чаще всего он только начинает упражнение, а также задает темп и ритм. Темп отбивается всеми участниками группы следующим образом: на счет «раз» – 2 удара ладонями обеих рук по коленям, на счет «два» – 2 хлопка в ладоши (темп можно усложнять, все зависит от возраста и категории отдыхающих). Отстукивая ритм в заданном темпе, участники по очереди называют свои имена. На втором круге задача меняется. Необходимо паередать ход другому игроку следующим образом. Он произносит свое имя, а затем имя того, кому хочет передать ход. Тот в свою очередь, произносить свое имя, а затем имя любого из играющих. Передача хода сопровождается движениями, моделирующими звук пишущей машинки (возможно усложнение ритма: все одновременно ударяют по коленям 2 раза, затем поднимают вверх правую руку (здесь мы говорим свое имя), затем левую (говорим имя того, кому передаем ход). Ритм с каждым ходом убыстряется. Если человек ошибается, он не выбывает из игры, а начинает сначала. Игра продолжается пока все участники группы не примут в ней активного участия. В завершении необходимо поблагодарить участников за активность и внимательность (подарите им аплодисменты).
3. Беседа – лекция на тему «Арт-терапия»
Развитие мелкой моторики рук развивает и совершенствует наш мозг, когда мы находимся в возрасте малого ребёнка. Когда же мы вырастаем, активация мелкой моторики наших рук занимается уже другой работой — не обучением, а исцелением… Арт-терапия устраняет апатию и безынициативность, приводит к стойкой ремиссии, часто заменяя собой медикаментозное лечение. Что уж говорить о действии арт-терапии на здоровых людей!
Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика и вышла в самые широкие народные массы. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем»… А всё потому, что арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации… Не секрет, что очень многие люди, проживая внешне вполне успешную жизнь, пренебрегают этой базовой потребностью, что вызывает хроническую неудовлетворённость своим бытием – в — мире, попросту — делает нас несчастливыми.
Но самые яркие результаты (видимые сразу же, и невооружённым глазом) арт-терапия даёт тогда, когда к ней прибегают в состоянии сильного стресса. Вот тут ей нет равных, среди прочих психотерапевтических методик.
Однако, как говорится, не надо доводить себя до такого состояния, когда мы уже кидаемся делать с собой хоть что-нибудь (хоть арт-терапию!), лишь бы отступили: депрессия, панический страх, психосоматические симптомы запущенного невроза в нашем любимом теле… Арт-терапию нужно применять регулярно, «за три года до болезни», в качестве постоянной профилактики стресса.
Почему же? Дело в том, что творческая деятельность обладает уникальным свойством: она выносит на поверхность (лист бумаги, к примеру) всё потаённое, что мы не осознаём и что подспудно нас душит…
«Правополушарное» рисование, лепка и пр. обходит ловко цензуру нашего сознания, которое обычно не пропускает негативные мысли, подлинные переживания и вообще всё относящееся к глубоким бессознательным процессам. «Цензура сознания» не пропускает слова — но она бессильна перед образами, перед выбором цветовых пятен, перед каракулями…
Участники получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений. Обычно во время рисования не рекомендуется разговаривать, это помогает создать особую, новую обстановку и внимательнее относиться к чувствам и телесным ощущениям.
В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части. Одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70%). Другая часть — вербальная, предполагает словесное обсуждение проделанной работы и её результатов, обратную связь от участников и ведущего по поводу и возникших впечатлений, ассоциаций от восприятия нарисованного (созданного) и всего процесса работы. (30%).
Первая и главная заповедь арт-терапии. Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.
Вторая заповедь арт-терапии. Рисунок должны анализироваться в первую очередь самим автором, а не психотерапевтом. Дело в том, что арт-терапия является так называемой «инсайт-ориентированной» методикой, то есть она нацелена на достижение инсайта. Это значит, что анализируя своё творение, человек сам понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему ни за какие деньги никакой, даже самый умудрённый практикой психотерапевт… Это бывает не с первого раза и никогда сразу же после завершения рисунка. Но это бывает всегда. Поэтому созданный «шедевр» нужно откладывать в сторону и возвращаться к нему время от времени, рассматривая с разных ракурсов и в разном настроении.
Третья заповедь арт-терапии. В любом случае, даже если вы с трудом понимаете: чем и для чего Вы сейчас занимаетесь, даже если до инсайта Вам ещё далеко, — помните, что арт-терапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.
4. Упражнения «Рисунок состояния» (запасное упражнение)
Цель: Этим упражнением целесообразно начинать занятия в группах терапии искусством. Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом. Также оно может служить диагностическим материалом, а также использоваться в конце сессии для анализа изменений.
Материалы: бумага, цветные карандаши, мел, краски.
Инструкция: каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и краски, цветные карандаши, мелки. Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.
5. Упражнение «Рисунок себя»
Цель: стимулировать творчество и осознание чувств, помочь группе лучше познакомиться друг с другом.
Материалы: бумага, цветные карандаши, мел, краски.
Инструкция: представить себя группе, не прибегая к словам. Это может быть:
— иллюстрация вашего образа жизни;
— ваши ценности и интересы;
— ваше мироощущение;
— метафора, отражающая вас в целом.
6. Упражнения «Арт-терапии с цветами» (запасное упражнение)
Цель: стимулировать творчество и осознание чувств.
Материалы: бумага, цветные карандаши, мел, краски.
Инструкция:
- Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый — тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй — наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.
- Выберите из цветовой палитры три цвета, которые по Вашему впечатлению составят красивую гармоничную композицию и нарисуйте с их помощью абстрактный или вполне конкретный рисунок.
- Выберите цвета, которые, по вашему мнению выражают Вашу личность или Ваш характер и создайте с их помощью композицию.
- Выберите цвета, которые по Вашему ощущению «нейтрализуют» Ваши негативные переживания и используйте их в создании любого рисунка.
7. Упражнения «Каракули»
Цель: развитие воображения и умения понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, карандаш простой или ручки, цветные карандаши или фломастеры.
Инструкция: Совершенно свободно, бессмысленно водя ручкой, карандашом или фломастером по листу бумаги, рисуем сложный клубок линий, пробуем «разглядеть» в «каляках-маляках» некий образ и осознанно развиваем его – используя определенные краски выделяем контуры, зарисовываем участки, пишем короткий комментарий или рассказ. Картины можно рисовать и правой, и левой рукой.
(«Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно, без какой-либо цели и замысла и свободно рисуя по поверхности листа. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш) и написание короткого рассказа (комментария)»).
Варианты:
- затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга;
- после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ;
- выразите в словах свои чувства и ассоциации, возникшие при восприятии каракулей партнёра;
- размашистыми движениями различных частей тела создайте каракули на большом листе (ватмане, оборотной стороной обоев), можно закрыть глаза. После завершения найдите в изображённом образ и развейте его.
8. Рекомендации по арт-терапии:
- Если Вас душит агрессия и другие очень негативные, разрушительные эмоции — Вам всегда стоит предпочесть — лепку. В этом случае рисунок будет Вас только раздражать, а вот лепка, наоборот — успокоит.
- Всегда (особенно на первых порах) предпочитайте рисунок наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. Создание коллажей — это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «чёрная работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий. Начинают с рисунка.
- Всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры — карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочитайте краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.
- Для создания рисунков не пользуйтесь линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.
9. Рефлексивный анализ участников. Выводы.
И в заключение об арт-терапии… Арт-терапия применяется к детям и ко взрослым людям, для решения их «взрослых» проблем. Арт-терапия – это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершить много самостоятельных открытий.
Преимущества арт-терапии для пожилых людей
25 января 2021 г.
Даже для тех, кто не считает себя самым креативным, есть что-то терапевтическое и полезное в создании чего-то из ничего. Арт-терапия может помочь восстановить основные функции пожилых людей, потерявших некоторые двигательные навыки, а также создать социальную среду, которая позволяет им развивать новые, здоровые отношения, чтобы улучшить общее самочувствие.
Что такое арт-терапия?
Согласно Arttherapy.org,
«Арт-терапия используется для улучшения когнитивных и сенсомоторных функций, повышения самооценки и самосознания, развития эмоциональной устойчивости, развития понимания, улучшения социальных навыков, уменьшения и разрешения конфликтов и стресса, и способствовать социальным и экологическим изменениям».
Те, кто преподает арт-терапию, называемые «арт-терапевтами», имеют образование и опыт в искусстве (без каламбура) помогать другим обрести цель и душевный покой посредством художественных усилий. Поскольку арт-терапия может относиться к целому ряду различных видов деятельности, таких как рисование, рисование и скульптура, трудно точно определить одно четкое определение этой практики.
Арт-терапия фокусируется на физических и визуальных стимулах, в отличие от вербальных стимулов обычной терапии. Из-за этого пациенты обнаруживают, что выражают себя и общаются новыми способами, которые стимулируют области мозга, которые многие не используют. Благодаря арт-терапии многие пожилые люди обрели покой тела, разума и духа в этой уникальной практике.
Преимущества арт-терапии для пожилых людей
Как уже говорилось ранее, участие в арт-терапии дает множество преимуществ. Среди них:
Улучшение двигательных навыков и уменьшение боли
С помощью арт-терапии пожилых людей учат использовать медленные и осознанные движения, которые могут помочь в восстановлении некоторых двигательных функций у пожилых людей, борющихся с физическими недостатками или недугами. Эти терапевтические движения также могут помочь облегчить боль у пожилых людей, поскольку они сосредоточены на своем искусстве, а не на боли.
Может помочь улучшить настроение и облегчить депрессию
Благодаря свободе самовыражения арт-терапия позволяет творчески выражать мысли и чувства, что может помочь облегчить депрессию и помочь пациенту почувствовать себя более связанным со своей жизнью и окружающими.
Создает дружелюбную атмосферу для построения здоровых отношений
В большинстве случаев арт-терапия проводится на групповых занятиях, хотя некоторые специалисты могут предлагать индивидуальные занятия. Независимо от того, решит ли пожилой человек участвовать в занятиях или просто с арт-терапевтом, повышенная социализация может привести к улучшению настроения и самочувствия, поскольку они строят удовлетворительные отношения.
В конечном счете, арт-терапия может дать пожилым людям возможность исследовать новые перспективы и выражать себя так, как раньше у них не было возможности. Всегда лучше провести исследование и убедиться, что ваш арт-терапевт является клиническим профессионалом. Изучение мира арт-терапии может стать новым и захватывающим опытом, который может принести пользу любому пожилому человеку.
Лучшие арт-терапевтические проекты для пожилых людей
Арт-терапия — это отличный способ для вашего пожилого человека испытать что-то новое и пообщаться с другими людьми.
В то время как некоторые пожилые люди могут быть знакомы с различными формами искусства, для других это может быть новым хобби или видом лечения. В любом случае рисование, раскрашивание и лепка могут улучшить качество жизни вашего пожилого близкого человека.
Использование творческих техник дает много преимуществ, поскольку искусство оказывает успокаивающее и умиротворяющее воздействие на тех, кто им занимается.
Сообщества вспомогательных средств для жизни и памяти осознали бесконечные преимущества, поэтому многие внедрили искусство в свои программы обогащения жизни.
Вы даже можете попробовать некоторые из лучших занятий арт-терапией в Кенсингтон Сьерра-Мадре дома со своим пожилым человеком, чтобы они могли ощутить преимущества своего творчества.
Для пожилых людей, живущих в общине, менеджеры и координаторы по обогащению жизни будут включать художественные проекты и мероприятия в свой календарь обогащения жизни. В большинстве районов предлагается профессиональное лечение арт-терапией, если ваш пожилой человек еще не перешел в сообщество.
Польза арт-терапии
Существует положительная связь между искусством и психическим здоровьем пожилых людей.
Независимо от того, занимается ли пожилой человек искусством или занимается им, искусство может улучшить работу мозга и повысить уровень серотонина.
Некоторые из наиболее распространенных и полезных преимуществ арт-терапии включают следующее.
Уменьшение стресса и депрессии
Пожилые люди, которые занимаются арт-терапией, испытывают меньше стресса, беспокойства, одиночества и депрессии, чем пожилые люди, которые этого не делают. Искусство может дать вашему старшему близкому выход для его негативных чувств и подавленных эмоций.
Помогите с горем
Людям всех возрастов тяжело справиться с потерей.
Благодаря своей терапевтической природе искусство может помочь скорбящим пожилым людям. Многие, кто пережил утрату, описывают этот опыт как онемение и тяжесть. Также распространено чувство безнадежности.
Ваш старший любимый может использовать искусство, чтобы почтить память человека, которого он скорбит. Это может помочь им помнить, чтить и чувствовать связь с человеком, которого они потеряли.
Уменьшение боли
Если ваш пожилой близкий человек страдает от хронической боли, арт-терапия может помочь ему несколькими способами. Во-первых, создание произведений искусства поможет им тренировать суставы и мышцы, уменьшая боль и воспаление.
Другой способ, с помощью которого искусство может облегчить боль, — перенаправить внимание вашего пожилого близкого человека с боли на искусство, которое он создает.
Улучшение работы мозга и памяти
С возрастом когнитивные способности пожилых людей ухудшаются.
Хотя это нормальная часть процесса старения, искусство может помочь ускорить нейронные связи и замедлить потерю клеток мозга.
Пожилые люди, занимающиеся искусством, улучшают свою память, навыки повседневной жизни и психическое здоровье.
Увеличение социального взаимодействия
Арт-терапия дает пожилым людям повод для общения с другими людьми, у которых могут быть общие интересы. Часто пожилые люди становятся одинокими и могут чувствовать себя изолированными. Художественные мероприятия и проекты позволяют пожилым людям строить и поддерживать дружеские отношения.
Расширенные моторные навыки
Через рисование, рисование, раскрашивание и другие формы искусства пожилые люди будут использовать свои конечности и суставы. Эти упражнения помогут им увеличить кровоток, улучшить координацию мышц и улучшить ловкость.
Больше самовыражения
Пожилые люди могут испытывать трудности в общении, особенно с проблемами памяти. К счастью, вербальное общение — не единственная форма общения. Арт-терапия может помочь пожилым людям свободно выражать свои чувства и мысли.
Арт-терапевтические занятия для пожилых людей
В отеле Kensington Sierra Madre многие мероприятия пользуются успехом у наших жителей, включая рисование «Воспоминания в процессе создания», йогу на стуле, кулинарные демонстрации и составление цветочных композиций.
Во время рисования MIM мы настраиваем жителей на спокойный опыт рисования и предлагаем им рисовать все, что они чувствуют в данный момент. Когда они закончат, мы просим их описать, что они видят или что они чувствуют, когда рисуют, чтобы получить представление о том, что происходит у них в голове.
Все эти занятия можно воссоздать дома, даже если у вас не так много места. Цветочную композицию можно сделать в погожий день на улице, используя цветы, которые вы соберете вместе, или цветы, купленные в магазине. Вы также можете воспользоваться учебными пособиями на Youtube, чтобы создать кулинарную демонстрацию или сеанс йоги на стуле прямо в гостиной или на кухне любимого человека.
Эти занятия являются одними из наших любимых, но существует бесконечный список художественных занятий и проектов, которые вы можете попробовать со своим пожилым человеком.
Искусство, помогающее с эмоциями
- Нарисуйте эмоции
- Создайте художественный журнал
- Украсьте открытку или письмо
- Создайте семейную скульптуру
- Прикрепите рисунок или заметку к биоразлагаемым воздушным шарам
- Раскрасьте лица на пластиковых яйцах
- 1 Создайте маску Искусство для релаксации
- Раскрашивание под музыку
- Создание мандалы
- Раскрашивание успокаивающими цветами
- Рисование пальцами
- Рисовать на песке или разгребать песок
- Вырезать и наклеить коллаж
- Сердечная нить
Искусство травм и потерь
- Собрать шкатулку памяти
- Сделать памятный альбом
- Начать дневник скорби
- Превратить одежду близких в одеяло
- Создать мини-диораму
- Раскрасить мемориальные скалы
- Нарисовать мемориальные камни
- Сделать памятное украшение 903 счастье
- Создайте коллаж идеального дня
- Изготовление ловца для солнца
- Раскрашивание терракотовых горшков
- Абстрактная живопись
- Формовка бусин для украшений из глины
- Лента для рисования
- Создание радужных светильников
- Создание радужных светильников
Персональные программы обогащения для Kensington Madre 8
Мы в отеле Kensington Sierra Madre обещаем любить и заботиться о вашей семье, как о своей.